Что входит в дары волхвов. Рождество и дары волхвов: кто принес подарки младенцу Иисусу? и церковное Предание

«Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.

Дары волхвов - это золото, ладан и смирна, которые волхвы принесли в дар новорожденному Младенцу Христу.

На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит не только к образу святого Николая, который стал прототипом Санта-Клауса. У нее есть и евангельские корни - история волхвов и их даров.

Символизм:

Дары волхвов имеют символическое и пророческое значение:

  • Золото - как дар Царю,
  • Ладан - как дар Первосвященнику и Богу,
  • Смирна - как дар смертному Человеку.

История:

О волхвах пишет евангелист Матфей:

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф 2 :1–2).

Не узнав ничего от Ирода, волхвы пошли дальше за звездой, которая привела их в Вифлеем: И се, звезда… пришла и остановилась над местом, где был Младенец… и войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф 2 :11).

Кто такие волхвы:

В оригинале Нового Завета волхвы названы как μάγοι , то есть маги. В древнегреческом языке это слово обозначает персидских (иранских) жрецов, астрологов и астрономов, которые обладали особыми знаниями.

От слова «волхв » образовано русское слово «волшебник ».

Евангелие не уточняет количество волхвов и их имена, но церковное предание называет троих: Каспар, Бальтазар и Мельхиор.

Согласно тому же преданию, все они впоследствии стали христианами и приняли крещение от апостола Фомы. Западное предание говорит о том, что апостол рукоположил волхвов в епископов. Их мощи были обретены святой царицей Еленой и сегодня находятся в Кельнском соборе (Германия).

Почитание волхвов в западной традиции или “три короля”

В некоторых европейских странах святых Каспара, Бальтазара и Мельхиора особенно почитают и называют “тремя королями”. 6 января по улицам Кельна и других немецких городов ходят дети в коронах и с посохами, символизируя собой волхвов. Они стучатся в дома, поздравляют жителей и получают взамен сладости или мелкие деньги. На дверях таких гостеприимных хозяев появляется надпись “В+С+М” – начальные буквы имен волхвов на латинском алфавите. Это делается в знак того, что жилище посетили сами “три короля” и благословили его.

Монастырь св. Павла на Афоне. Фото с сайта afonua.com

История даров после Успения Богородицы

Божия Матерь бережно хранила дары и перед своим Успением передала их Иерусалимской Церкви, где они находились до 400 года. Позже византийский император Аркадий перенес дары в константинопольский храм Святой Софии. После захвата Константинополя турками-османами, в 1470 году дары волхвов передала сербскому монастырю святого Павла на Горе Афон вдова турецкого султана Мурата II Мария, дочь правителя Сербии (она не приняла ислам и до конца жизни оставалась христианкой).

Согласно преданию, Мария лично хотела принести дары волхвов в монастырь, но перед стенами ее остановил небесный голос и напомнил о запрете женщинам находится на Святой Горе. В память об этом монахи установили крест, который называется Царицыным , а в стоящей рядом часовне изобразили встречу великих святынь насельниками обители.

Дары волхвов по сей день хранятся в 10 специальных ковчегах на Святой горе Афон (Греция) в монастыре святого Павла.

В истории христианства особая роль принадлежит трем волхвам, которые первые из всех признали Иисуса Христа. Пришли они с востока, ведомые Вифлиемской звездой. Кто были эти волхвы, почему они пришли, что за звезда их вела?

Появление на небосклоне ярких комет всегда возвещало о предстоящих переменах и событиях мирового масштаба. Рождение некоторых исключительных личностей было отмечено внезапным появлением ярчайших «хвостатых звезд». Истории известно множество подобных фактов, но самым знаменательным, безусловно, является рождение Иисуса Христа.

Как известно из Евангелия от Матфея, а также из апокрифической литературы и христианских преданий, первыми о рождении Спасителя узнали персидские магиволхвы, пришедшие с востока поклониться «Царю Иудейскому». Комета, которая «шла перед ними», привела их в Вифлеем непосредственно к тому месту, где родился Христос. Сбылось пророчество Эритрейской сивиллы:

«Чада рожденье земле принесло великую радость,
Возвеселился и в небе Престол, и мир - в ликованье.
Маги воздали честь звезде, невиданной прежде,
И, уверовав в Бога, Лежащего в яслях узрели».

Сбылись не только пророчества Сивиллы из Эритреи - исполнилось древнее предсказание самого Заратуштры, и оправдались надежды и чаянья зороастрийского духовенства, уже давно ожидавшего прихода Спасителя. Иудейская и раннехристианская литература, много позаимствовавшая из зороастрийской эсхатологии, сохранила прямые указания на взаимосвязь и даже преемственность между зороастризмом и христианством. Так, в апокрифическом Арабском Евангелии детства Иисуса говорится: «Когда Иисус, Господь наш, родился в Вифлееме, в Иудее, во времена царя Ирода, пришли с востока маги в Иерусалим, как предсказано было Заратуштрой».
Даже в средние века христианские богословы, особенно сирийских и армянских церквей, еще помнили о духовной связи, соединяющей древнюю религию Заратуштры и молодую религию Христа. В «Сжатой истории династий» Бар-Эбрея, яковитского епископа XIII в. мы находим подтверждение словам Арабского Евангелия детства Иисуса: «В то время жил Зородашт, учитель секты магов... Он говорил персам о пришествии Христа и наказывал им принести ему дары. Он возвестил им: в последние времена дева во чреве приимет, и когда младенец родится, явится звезда, которая вспыхнет днем, а в середине ее видна будет дева. Вы же, дети мои, прежде всех народов узнаете о рождении его. И как увидите ту звезду, идите за ней, куда она вас поведет, и принесите младенцу свои дары. Ибо младенец тот - «Слово», которое небо основало». В этом свидетельстве Заратуштра предстает как мессианский пророк, предвосхищающий пришествие Сына Божьего.
Еще более определенно говорит о христианстве, как о продолжении и развитии учения Заратуштры, сирийско-несторианский митрополит Мар-Соломон, также живший в XIII в. В книге мистерий «Пчела» он дает достаточно подробное описание предсказания Заратуштры относительно рождения Христа, причем эти две исключительных личности в данном свидетельстве сливаются в единое целое, некое первородное существо, зачатое через «Слово» Творца всего, что есть:
«Предсказание Зарадошта о нашем Господе: когда он сидел у колодца в Хорине, говорил своим ученикам: Слушайте, дети мои возлюбленные, вам открою тайну великого царя, который придет в мир в конце времен. Дева зачнет и родит сына. И люди той страны будут бороться с ним, чтобы его уничтожить, но не удастся. Тогда его схватят и пригвоздят к деревянному кресту. И небо и земля будут скорбеть о нем, и поколения народов будут плакать о нем. Он сойдет в глубины земли и из глубины вознесется на небо. Тогда придет он с воинст-вом света и приблизится на белых облаках, ибо он есть дитя, которое было зачато че-рез «Слово» творца всего, что есть... Моего рода будет он. Я есмь он и он есть я. Он во мне и я в нем. И когда он придет, великие знамения явятся на небе, а его сияние пре-взойдет сияние неба... Вам же надлежит бдеть и помнить, что я вам сказал, и ждать исполнения предсказания. Ведь вам первым предстоит узреть пришествие этого велико-го царя. И когда взойдет та звезда, пошлите посольство, чтобы принести дары и поклониться ему... И я и он - мы одно».
Подобные свидетельства христианских богословов могли бы показаться сомнительными и даже безосновательными, если бы они не имели подтверждения в письменной зороастрийской традиции. Согласно авестийской эсхатологии, известной нам по «Бундахишну», «Бахман-яшту», «Ривайяту» и другим зороастрийским текстам, после Заратуштры в мир должны последовательно прийти три Спасителя - Хушедар («Растящий истину»), Хушедар-мах («Растящий почитание») и Саошьянт («Воплотивший истину»). С приходом Саошьянта - последнего Спасителя наступит Фрашегирд - Страшный Суд, произойдет воскрешение умерших и очищение мира от скверны греха во вселенском пламени. Затем мир будет восстановлен, и люди обретут новое нетленное тело - эти представления впоследствии нашли отражение в христианской концепции о светопреставлении. Тут необходимо отметить, что эсхатологические и мессианские настроения появились в иудейской среде лишь после тесного контакта иудеев с персами, исповедовавшими маздеизм, являющийся не менее строгим монотеизмом, чем иудаизм. Политика Кира, избавившего иудеев от гнета Вавилонского плена, покровительствовавшего их религии и даже выделившего им деньги на восстановление Соломонова храма, заставила народ Моисея с уважением относиться к религиозным воззрениям персов. В результате в иудейской среде возникла секта фарисеев, представители которой стали учить о приходе Мессии, Страшном суде и воскрешении усопших в конце времен. Таким образом в лоне иудаизма, оплодотворенном зороастрийской идеей о Спасителе, через пять с половиной столетий зародилось христианство. Учение долгожданного Мессии, пришедшего к народу Израиля, было отвергнуто соплеменниками, но принято иными народами. Первыми, кто узнал в младенце Иисусе Христа-Спасителя, были персидские маги - представители зороастрийского жречества, которые лучше, чем кто-либо другой знали, где и когда должен был родиться Спаситель.
В силу исторически сложившихся обстоятельств христианство, ставшее государственной религией Римской империи - главного политического соперника персидских царских династий, не могло быть принято зороастрийским духовенством Империи Сасанидов, как дочерняя по отношению к зороастризму религия. Возможно, именно в этом и была непоправимая ошибка верховных жрецов зороастризма - древнейшей монотеистической религии, которая уже через несколько столетий после принятия всем языческим миром христианства пала под мощными ударами молодого ислама. В VI веке разрозненная Персидская империя, духовная власть в которой едва поддерживалась ортодоксально настроенным жречеством, уставшим от постоянной борьбы с манихеями, маздакитами и прочими еретиками, ничего не смогла противопоставить силе арабских завоевателей, вдохновленных словами пророка Мухаммеда.
К сожалению, следует признать, что ко времени падения Империи Сасанидов зороастризм уже выродился, но за шесть столетий до этого печального события дела обстояли совершенно иначе, и представители зороастрийского духовенства могли признать рождение Сына Божьего в ином народе, кроме персидского. Вне всякого сомнения, те маги, которые пришли поклониться младенцу Христу, видели в нем долгожданного Хушедара («Растящего истину») - первого из трех Спасителей, которые должны были прийти после Заратуштры и принести новое религиозное откровение.


(Фреска Джотто в. капелле Скровеньи)

Согласно авестийской мифологии, все последующие за Заратуштрой Спасители будут его сыновьями, рожденными от богоизбранных дев, которые должны войти в священное озеро Кансава, в котором Заратуштра оставил свое семя. В связи с этим вспоминаются слова христианского богослова Мар-Соломона, которые он вкладывает в уста Заратуштры, говорящего о Христе: «Моего рода будет он». Эти слова вполне укладываются в зороастрийскую концепцию рождения Спасителей-Саошьянтов и тем самым приобретают особую значимость. Безусловно, не следует понимать буквально то, что семя Заратуштры находится в озере, и что вошедшая в это озеро девственница должна непременно стать матерью божественного ребенка, коему предназначено спасти человечество. Карл Густав Юнг, применяя метод аналитической психологии, убедительно доказал, что мифические озера, ручьи, моря и прочие водоемы, порождающие в своих глубинах божественную жизнь, являются архетипическим символом океана бессознательного, в недрах которого зарождается самость. Погружение в священный водоем непорочной девы (во всех религиозных традициях являющейся матерью богочеловека) и рождение предвечного младенца является, как макрокосмическим символом рождения мира из темных вод хаоса, так и микрокосмическим символом пробуждения божественного света в неотягощенной грехом душе, погрузившейся в океан бессознательного. Те Спасители, которые должны прийти в мир вслед за Заратуштрой, будут, конечно же, его духовными наследниками, но не его сыновьями в физическом смысле.

Тем зороастрийским жрецам, которые пришли поклониться младенцу Христу, родственность Заратуштры и Христа, видимо, представлялась очень естественной, поскольку они считали существование фравахара (души) Заратуштры и Саошьянтов (к числу которых они причисляли и Христа) безначальным, растворенным в Боге и ведущим свое начало от сотворения мира. Утверждая предвечное существование Сына Божьего, христиане лишь подтверждают древнюю мысль о предвечности и божественной природе Спасителя рода человеческого, высказанную еще в ранних зороастрийских религиозных текстах.
Персидские маги, владеющие искусством астрологии, действительно ожидали прихода Спасителя, и появление на небосклоне яркой кометы, видимой даже днем, было воспринято ими, как знак исполнения древнего пророчества. Дождавшись исполнения древнего предсказания, три мага (а именно так по сей день именуют себя священнослужители маздаяснийской религии) принесли младенцу Христу три дара - золото, ладан и смирну. В Евангелии от Матфея так рассказывается об этом:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели младенца с Мариею, матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».

Три волхва, принесших младенцу-Христу золото, ладан и смирну тем самым почтили его как царя, первосвященника и жертву. Обычно дары магов истолковываются следующим образом: золотом платят дань царю, ладаном почитают божество, смирной же умащают покойников. Если же принять версию о персидском, а не ассирийском происхождении волхвов, то символика трех даров станет еще более значимой. Три дара волхвов являются символами трех каст зороастрийского общества и трех видов Хварны - божественной отмеченности, выделяющей человека из числа прочих. Искра божья в человеке, талант, умение руководить людьми - вот что такое Хварна. Это святое для зороастрийцев понятие тройственно по своей природе. Зороастрийцы выделяли царскую хварну, хварну священников и хварну воинов. Символом царской харизмы считалось золото, символом жреческой хварны - ладан, а воинской - смирна или мирра, поскольку именно воины жертвуют собой ради спасения других и тем самым обрекают себя на мученичество. Принесение Христу трех символических даров свидетельствует о величайшем почтении к нему зороастрийских жрецов, видевших в нем сверхчеловека, сочетающего в себе качества воина, жреца и царя.
Имена волхвов, пришедших ко Христу, варьируются в раннехристианской литературе. Ориген называет имена Авимелеха, Охозата и Фикола. Со времен средневековья установилась прочная традиция именовать волхвов Каспаром, Бальтазаром и Мельхиором, но, судя по всему, ближе к истине были сирийские христиане, называвшие имена Хормизда, Йездигерда и Пероза. Эти чисто персидские имена, часто встречающиеся в списках царских династий Аршакидов и Сасанидов, выдают в волхвах видных деятелей зороастрийского духовенства.
Раннехристианское искусство также свидетельствует о национальной принадлежности волхвов - деталями их одеяния всегда были персидская круглая войлочная шапка, штаны, с которых смеялись греки и римляне, длинный хитон с рукавами, называемый зороастрийцами «судрех». Персидское обличье волхвов, изображенных в Вифлеемской церкви Рождества Христова, произвело неизгладимое впечатление на персидского царя Хосрова II, завоевавшего всю Сирию, Египет и Палестину и восстановившего Иран в границах Империи династии Ахеменидов. Хосров II, увидев мозаики с изображением магов, пощадил эту церковь, не смотря на то, что прежде он предал огню множество христианских храмов.
Раннехристианские художники, как впрочем и средневековые, всякий раз по-новому обыгрывая знаменитый рождественский сюжет с поклонением волхвов, практически всегда изображали над головами последних яркую комету, видимую даже при свете дня. Эта комета, получившая название «Вифлеемской звезды» была увековечена на фреске Джотто, картинах Ван дер Бека, Франческо Раболини и других художников. Эта комета, ознаменовавшая приход в мир Спасителя, ярко вспыхнув перед самым рождением Иисуса Христа, ушла в темные глубины космоса для того, чтобы через две тысячи лет вернуться и возвестить жителям Земли о втором пришествии Сына Божия.
Кометы - это знаки, посредством коих высшие небесные силы показывают нам проявление своей воли и, зная это, астрологи с давних пор называют их «перстами Божьими». На что указует нам перст яркой кометы, открытой недавно японским астрономом Хиакутаке? Исходя из знания ее цикла, а ученые рассчитали, что он равен 2000 годам, можно заключить, что именно эту комету видели восточные астрологи в 5 году до нашей эры в созвездии Рыб, там, где происходило большое соединение Сатурна и Юпитера. Большинство современных ученых убеждены, что летоисчисление от Рождества Христова, введенное в V веке усилиями монаха Дионисия, неточно, а Христос родился за 5-7 лет до нашей эры, что вполне соотносится с данными астрономов, базирующихся на знании циклов Юпитера, Сатурна и кометы - «Вифлеемской звезды».

Комета Хиакутаке была открыта 25 декабря 1995 года в ночь на Рождество Христово, приблизилась к Земле 21-26 марта 1996 года, отметив тем самым весеннее равноденствие и день рождения Заратуштры, исчезла же она из поля зрения наблюдателей 8 сентября - в день, когда празднуется Рождество Девы Марии. Эта комета была видима от Рождества Христова до Рождества Богородицы! Это и есть та самая «Вифлеемская звезда», которая две тысячи лет тому назад указала путь к колыбели Христа восточным мудрецам-звездочетам.
Но обращает на себя внимание и настораживает тот факт, что комета Хиакутаке была видна в созвездии Дракона. Невольно вспоминается апокалиптическое пророчество Святого Иоанна о преследовании низверженным с небес драконом непорочной девы, родившей младенца-Спасителя:
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним... Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени... И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, охраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа».
Комета Хиакутаке, проходила по созвездию Дракона, находящемуся вблизи северного полюса небесной сферы, но если спроецировать траекторию движения этой кометы на эклиптику, то мы увидим, что вектор кометы попадет точно в зодиакальное созвездие Девы, с которым связан образ Девы Марии. Это можно трактовать лишь как угрозу деве, «родившей младенца мужеского пола» со стороны дракона, то есть дьявола. Апокалиптическое пророчество Иоанна Богослова говорит о том, что прежде, чем произойдет второе пришествие Христа, в мир явится Антихрист, который подчинит себе все человечество.
Появление в 1996 году яркой кометы, учитывая все астрологические обстоятельства ее появления, можно расценивать как предупреждение всем жителям Земли, предупреждение о скором пришествии Антихриста и наступлении последних времен. Ожидание Страшного Суда всегда было свойственно человечеству, но в преддверии третьего тысячелетия и наступления новой космической эпохи, связанной с переходом оси прецессии Земли в знак Водолея, эти ожидания и мрачные предчувствия становятся все более основательными и определенными.


Мозаика церкви Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Равенна, Италия

Смотрите также

Дары волхвов. Документальный фильм А. Мамонтова

***************************************************************

6 января православная христианская церковь празднует Торжество Богоявления. Этот праздник ещё называют праздником Трёх царей или Трёх волхвов. По Преданию три царя: Каспар, Мельхиор и Вальтазар пришли в Вифлеем с Востока.

Евангелие от Матфея Глава 2
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Содержимое:

Поклонение волхвов. Мозаика в Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, VI в.

На самом деле я очень далек от каких либо религий, но т.к происходят всем известные события мне стало интересно, что же это такое — ДАРЫ ВОЛХВОВ. Вот что получается …

В Евангелии не сказано, сколько именно волхвов пришло к Младенцу, но принято считать, что их было трое - по числу даров. Их имена - Каспар, Мельхиор и Валтасар - впервые встречаются у преподобного Беды Достопочтенного. В некоторых повествованиях имеются данные и об их внешнем виде: Каспар оказывается «безбородым юношей», Валтасар - «бородатым старцем», а Мельхиор - «темнокожим» или «черным», происходящем из Эфиопии.

Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов

Итак, войдя, волхвы «пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Каждый из этих даров имел символическое значение. Золото было принесено Иисусу как Царю Иудейскому, ладан - как Богу. Смирна (мирра) - дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, - как Спасителю, Ставшему Сыном Человеческим, Которому были предсказаны «многие страдания и погребение».

Поклонившись Младенцу, волхвы, «получив во сне откровение не возвращаться к Ироду», минуя Иерусалим, вернулись в свои земли.

Согласно преданию, впоследствии все они стали христианами и проповедниками Евангелия. Их крестил святой апостол Фома, который благовествовал в Парфии и Индии. В западных преданиях говорится даже о рукоположении их апостолом Фомой во епископов. Мощи волхвов были обретены святой равноапостольной царицей Еленой в Персии и положены в Константинополе, а в V веке перенесены в Милан. В настоящее время золотой ковчежец с их мощами находится в Кельнском соборе.

Дары волхвов - это 28 золотых подвесок, украшенных изящным орнаментом, а также ладан и смирна, соединенные в небольшие шарики темного цвета.

Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до Своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 года. Позже дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь, где их поместили в храме Святой Софии. В 1453 году пал Константинополь. В 1470 году дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария (Маро), которая была вдовой турецкого султана Мурата (Мурада) II-го (1404 — 1451) передала Дары Волхвов монастырю святого Павла, который до 1744 года был сербским.

Несмотря на то, что она была женой султана, не приняла ислам и осталась до конца жизни христианкой. На месте, где стояла коленопреклоненная Мария, был поставлен крест, называемый Царицыным. В стоящей рядом часовне изображена встреча иноками этих великих святынь. Есть предание, что благочестивая Мария сама хотела внести Дары Волхвов в монастырь, но у стены обители, как когда-то царевну Плакидию в монастыре Ватопед, остановил небесный голос и напомнил ей, что афонский устав запрещает женщинам входить в обитель.

Монастырь святого Павла, Афон. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

А драгоценные дары с благоговением сохраняются в монастыре святого Павла по сей день. Монахи хорошо понимают, сколь велика духовная и историческая ценность святыни, поэтому после ночного богослужения выносят дары из ризницы в небольшом серебряном ковчеге на поклонение паломникам.

Так что же такое дары волхвов? Какие они?

ЗОЛОТО, принесенное волхвами, - это 28 небольших золотых пластин-подвесок в форме трапеций, четырехугольников и многоугольников, украшенных изящным, филигранно выполненным орнаментом. Рисунок ни на одной из пластинок не повторяется.

ЛАДАН - благовонный древесный сок, твердеющий на воздухе и собиравшийся с растения Cystus Creticus. Означенное тернистое дерево растет на о. Кипре, в Аравии, Сирии и Палестине и имеет от 8 до 9 футов высоты. В древние времена ладан составлял значительный предмет торговли и считался одним из ценных даров, которые в древности обычно подносились царям, вельможам и другим важным лицам в знак особенного благоговения.

По свидетельству Тертуллиана, ладан употреблялся язычниками для воскурения пред лжебогами, продавался за дорогую цену и покупался христианами особенно для употребления при обряде погребения мертвых.
В феврале или марте делают на дереве надрезы, из которых смола непрерывно вытекает довольно продолжительное время, покрывая собой весь ствол дерева, пока наконец рана не затянется высыхающим соком. Тогда собирают засохшую смолу с дерева и с земли, затем сырьё разделяют на два сорта: отборный ладан - Olibanum electum и обыкновенный - Olibanum in sortis.

АФРИКАНСКАЯ МИРРА — Смирна (Commiphora Africana). Ароматическая смола растворенная в растительном масле использовалась в качестве парфюма. Египтянки носили ароматические мешочки наполненные смолой африканской мирры.

На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит не только к образу святого Николая, который стал прототипом Санта-Клауса благодаря своему доброму и щедрому сердцу. У нее есть и евангельские корни. Как сказано в Писании, новорожденному Христу пришли поклониться три мудреца с Востока. В русской традиции их принято называть волхвами. Это были ученые люди, которые занимались наблюдением звездного неба. Они принесли Младенцу Иисусу подарки - золото, ладан и смирну. Звали волхвов Каспар, Бальтазар и Мельхиор.
Откуда пришли волхвы?

Про имена волхвов в Евангелии ничего не сказано - они известны из Предания. Об их поклонении новорожденному Христу из четырех Евангелистов пишет один только апостол Матфей, остальные опустили этот факт. Но тому есть логичное объяснение. Матфей писал свое Евангелие для народа Израиля, а потому его текст содержит массу сведений, принципиально важных именно для иудеев и именно им понятных с полуслова. Скажем, земная «родословная» Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея, ссылки на древние пророчества, цитаты из псалмов - все это своеобразный код, по которому Израиль мог распознать своего Мессию. При чем же здесь волхвы? Дело в том, что они, по одной из версий, были родом из Месопотамии. С этой землей была связана история ветхозаветного пророка Даниила. Он жил в Вавилоне и предсказал в том числе такие подробности, как время прихода Мессии. Знание об этом пророчестве в Вавилоне сохранилось. Иудеи же, в свою очередь, очень хорошо знали Ветхий Завет, одна из книг которого - как раз Книга пророка Даниила. Для иудейского сознания вполне логично было получить сведения о том, что мудрецы с Востока, из Месопотамии, пришли поклониться родившемуся Богу.

Ладан, золото, смирна

Поклонение волхвов. Джентиле да Фабриано, 1423

Собственно, христиане почитают трех волхвов именно за то, что они первыми из числа людей, не принадлежащих богоизбранному израильскому народу, пришли поклониться Христу и признали Его Мессией. Они принесли Спасителю очень символичные дары. Золото было преподнесено Ему как Царю царей. С одной стороны, это символ дани, которую подданные приносят своему правителю. С другой стороны, золото всегда использовалось для изготовления самых роскошных вещей, а нередко им украшали и священные реликвии. Золотыми были херувимы на Ковчеге Завета в Иерусалимском храме, золотыми нимбами украшают лики святых на иконах, золотыми куполами нередко увенчивают храмы... Кроме того, золото - это и символ мудрости («золотые слова», «молчание - золото») и вечности (в силу того, что этот металл не портится со временем). Все эти свойства и смыслы дают очень глубокое понимание того, почему золото было принесено в дар Христу. Ведь Царь царей - мудрейший и славнейший, Тот, Кто имеет власть и всегда использует ее во благо.
Ладан, дорогая ароматическая смола, была преподнесена Христу как Богу и Первосвященнику. Это благовоние традиционно используется для каждения, которое совершает священнослужитель. Так символически выражается благоговение человека перед Богом. Кроме того, каждение напоминает, что повсюду в мире, во всем пребывает Святой Дух, третья ипостась Бога-Троицы. Что же касается чина Первосвященника... Ветхозаветный царь Давид назвал Христа Иереем по чину Мелхиседека, древнего царя, который одновременно был и священником. Об этом человеке мало что известно. Но в Книге Бытия с ним связан один очень символичный эпизод. Когда к Мелхиседеку пришел Авраам, тот приветствовал гостя особым образом - вынес ему хлеб и вино, то есть прообраз Евхаристической жертвы Нового Завета. Поэтому Христа, Который установил Таинство Евхаристии, Тело и Кровь Которого в виде хлеба и вина принимают христиане во время причастия, со ссылкой на Мелхиседека называют Первосвященником.
Смирну, погребальное благовоние, волхвы подарили Христу как Тому, Кто должен умереть за людей. Возможно, они знали из пророчеств, какова будет судьба Мессии, что Он претерпит гонение и страдания, взойдет на крест и отдаст Свою жизнь, чтобы избавить людей от смерти.
А за Его смертью последует Воскресение - то, ради чего Он приходил и почему Его так ждали.

Где искать рождественских волхвов?

Однако не только дары волхвов были символичными. Не менее важно и то, что мудрецы проделали огромный путь, чтобы поклониться Христу. Волхвами двигало желание найти Бога - пожалуй, один из самых важных побудительных мотичтобы поклониться Христу. Волхвами двигало желание найти Бога - пожалуй, один из самых важных побудительных мотивов в жизни человека. Этот поиск и привел их в Иудейскую землю. Правда, сначала они отправились не в Вифлеем, а в Иерусалим, к царю Ироду, ошибочно полагая, что Царя царей надо искать во дворце правителя. Трагические последствия этой ошибки известны: безумный Ирод узнал от мудрецов, что родился новый Царь Иудейский, по своим источникам выяснил, что произошло это в Вифлееме, и приказал истребить там всех детей младше двух лет. Их теперь почитают как первых мучеников за Христа.
А волхвы пошли дальше за Звездой, оказались в городке Вифлееме и встретили там своего Бога. Дальнейшая их судьба доподлинно не известна. Предание говорит, что они проповедовали Христа и приняли мученическую смерть в Месопотамии. Христианская община с особым почтением отнеслась к их захоронению. Почему? Дело в том, что три рождественских волхва прославлены как святые. Правда, у западных христиан их почитание гораздо более распространено, чем, например, в России. Но в Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви их тоже любят и приходят к ним молиться в Кёльнский собор - именно там теперь находятся их мощи. Раньше, начиная с V века, святыня хранилась в Медиолане (современный Милан). Оттуда в Кёльн в XII веке их перевез Фридрих Барбаросса. Жители города очень полюбили эту святыню и решили построить для нее совершенно уникальный «ковчег». В средние века была хорошая традиция ради сохранения великой реликвии специально строить собор, такой красивый, какого еще не бывало в городе. И ради «трех королей», как прозвали в Германии рождественских волхвов, начали строить величайший шедевр готики - Кёльнский собор. В самом его центре - в алтаре, в реликварии работы искусного мастера Николая Верденского - мощи трех волхвов и находятся по сей день.

B+С+M

Фото Валерия Близнюка

Народная любовь к «трем королям» сохраняется в Германии по сей день и проявляется совершенно по-особому. 6 января, в память об их шествии вслед за Звездой, на улицах Кёльна и многих других городов можно увидеть интереснейшие процессии. Дети, укутанные в блестящие шлейфы, с коронами на головах и посохами в руках ходят по домам и стучатся в двери. Им с радостью открывают: еще бы, ведь пришли рождественские волхвы, мудрецы с Востока, которые последовали за Вифлеемской звездой и поклонились Христу! Еще пару часов назад «мудрецы» вместе со своими родителями ждали в соборе начала богослужения, после которого им открыли ковчег со святыней, и они один за другим прошли под высоким престолом, на котором ковчег установлен. «Поздоровавшись» таким образом с волхвами, дети облачились в специально приготовленные костюмы и рассыпались по городу - навещать соседей. Волхвы исполнят рождественские песни и стихи, а взамен попросят чего-нибудь вкусного или мелких денег. Хозяин, который одарит волхвов, в свою очередь тоже получит подарок - благословение. На косяке его двери появится надпись: «B+С+M», с указанием текущего года, например, 2014. Это значит, что Бальтазар, Каспар и Мельхиор посетили дом и благословили его. И сегодня не только в Кёльне, но и в Баварии и других религиозных землях Германии трудно найти дверь, не украшенную заветными буквами.

Сами же Дары волхвов - золото, ладан и смирна - хранятся на Афоне, в монастыре святого Павла Ксиропотамского. Их вывозят в разные земли Греции, чтобы у верующих была возможность прикоснуться к святыне. А на Рождество 2014 года Дары волхвов привезут со Святой Горы в Москву.

Что же при-но-сим мы и что мо-жем при-не-сти от ску-до-сти на-шей люб-ви, от пу-сто-ты на-шей ду-ши, от при-зрач-но-сти на-шей жиз-ни? Уже-ли сто-им мы с пу-сты-ми ру-ка-ми, рас-те-рян-ные и сму-щен-ные, или же, что еще страш-нее, рас-се-ян-ные и рав-но-душ-ные? Но нет, да не бу-дет! Мы хо-тим при-не-сти Ему да-ры, и мы име-ем их, ибо это Он Сам обо-га-тил нас, об-ни-щав для нас. Он со-тво-рил нас со-об-раз-ны-ми по Се-бе, и это — Его да-ры, ко-то-рые мы долж-ны об-ре-сти в се-бе, от-крыв со-кро-ви-ща свои.

И при-шед-ше в хра-ми-ну, ви-де-ша от-ро-ча с Ма-ри-ею ма-те-рию Его, и пад-ше по-кло-ни-ша-ся Ему: и, от-верз-ше со-кро-ви-ща своя, при-не-со-ша Ему да-ры: зла-то, ли-ван и смир-ну ().

Они при-шли, муд-рые волх-вы, в хра-ми-ну и по-кло-ни-лись Ему, и от-верз-ли со-кро-ви-ща муд-ро-сти сво-ей и при-нес-ли Ему да-ры: зла-то, ли-ван и смир-ну, все да-ры, ка-кие толь-ко име-ет и мо-жет при-не-сти Бо-гу, при-шед-ше-му к че-ло-ве-кам, че-ло-век, при-хо-дя-щий к Бо-гу. Они пред-ста-ли Ему как бы от ли-ца все-го че-ло-ве-че-ства с че-ло-ве-че-ски-ми со-кро-ви-ща-ми, ко-то-рые для то-го толь-ко и су-ще-ству-ют, чтобы стать да-ра-ми, при-но-си-мы-ми Хри-сту. Вме-сте с ни-ми и вслед за ни-ми вхо-дим и мы ныне в хра-ми-ну и ви-дим от-ро-ча с Ма-ри-ею Ма-те-рью Его и по-кло-ня-ем-ся Ему в муд-ро-сти и ве-се-лии люб-ви бла-го-да-ря-щей.

Что же при-но-сим мы и что мо-жем при-не-сти от ску-до-сти на-шей люб-ви, от пу-сто-ты на-шей ду-ши, от при-зрач-но-сти на-шей жиз-ни? Уже-ли сто-им мы с пу-сты-ми ру-ка-ми, рас-те-рян-ные и сму-щен-ные, или же, что еще страш-нее, рас-се-ян-ные и рав-но-душ-ные? Но нет, да не бу-дет! Мы хо-тим при-не-сти Ему да-ры, и мы име-ем их, ибо это Он Сам обо-га-тил нас, об-ни-щав для нас. Он со-тво-рил нас со-об-раз-ны-ми по Се-бе, и это — Его да-ры, ко-то-рые мы долж-ны об-ре-сти в се-бе, от-крыв со-кро-ви-ща свои. И мы не об-де-ле-ны у Гос-по-да, и мы при-зва-ны при-не-сти Ему и зла-то, и ли-ван, и смир-ну, — зла-то яко Ца-рю, ли-ван яко Бо-гу, и смир-ну яко вку-сив-ше-му нас ра-ди смерть Че-ло-ве-ку.

Зла-то... В тем-ных нед-рах зем-ли за-клю-че-на его свер-ка-ю-щая сла-ва, его звон-кая пол-но-звуч-ность, его нержа-ве-ю-щая чи-сто-та. Это как бы пре-об-ра-жен-ная зем-ля, это от-кро-ве-ние тем-ных недр, в ко-то-рых та-ит-ся си-я-ние све-та. Тя-же-лым тру-дом, на-стой-чи-вым тер-пе-ни-ем, по ма-лым кру-пи-цам из-вле-ка-ет-ся это зла-то, по-ка не со-бе-рет-ся оно в та-ком ко-ли-че-стве, чтобы оза-рить сво-им све-том, озо-ло-тить сво-им си-я-ни-ем. Та-ко-вы и нед-ра че-ло-ве-че-ско-го ду-ха, в ко-то-рых и из ко-то-рых че-ло-век сво-им твор-че-ством из-вле-ка-ет ум-ную кра-со-ту и ею мир об-ле-ка-ет. Это зла-то при-над-ле-жит Ца-рю Сла-вы, и че-ло-ве-ки долж-ны при-не-сти Ему Им дан-ную на-шу соб-ствен-ную сла-ву, Им дан-ные да-ры Свя-то-го Ду-ха. Каж-дый че-ло-век име-ет свой дар Ду-ха Свя-то-го, свою со-кры-тую в нем сла-ву, свое зла-то, и он дол-жен об-ре-сти его в се-бе, чтобы не тщет-ным, не с пу-сты-ми ру-ка-ми вой-ти в хра-ми-ну. При-не-сем же Ему твор-че-ский по-рыв на-ше-го ду-ха и плод его.

Ли-ван... Бла-го-вон-ный фими-ам, воз-но-ся-щий-ся к небу и в нем ис-та-е-ва-ю-щий, как че-ло-ве-че-ская ду-ша, вос-хо-дя-щая на свою небес-ную ро-ди-ну. Ду-ша кры-ла-та, она при-част-на ан-гель-ским во-ин-ствам, вос-пе-ва-ю-щим в небе-сах сла-ву в выш-них Бо-гу, она воз-ле-та-ет к пре-сто-лу Бо-жию в мо-лит-вах и со-зер-ца-ни-ях сво-их. Ан-гель-ская при-ро-да че-ло-ве-че-ско-го ду-ха есть этот ли-ван ду-ши, со-кры-тый в серд-це его. Че-ло-век не зна-ет, ка-кие бо-гат-ства име-ет, ка-кие со-кро-ви-ща да-ны ему, по-ка сам не из-ве-да-ет их, при-не-ся их Хри-сту-Бо-гом-ла-ден-цу. Очи Мла-ден-ца, смот-ря-щие в очи на-шей ду-ши, ее нам от-кры-ва-ют, и она воз-го-ра-ет-ся бла-го-го-ве-ни-ем люб-ви, яко ка-ди-ло пред То-бою... Но на-до вос-стать от сна, в ко-то-ром мы пре-бы-ва-ем, на-до пой-ти в даль-ний путь, не по зем-ным ме-жам, но по звез-дам, чтобы об-ре-сти хра-ми-ну сво-е-го ду-ха, в ко-то-рой по-ко-ит-ся в яс-лях убо-гих Хри-стос, и, по-кло-нив-шись Ему, при-не-сти ему ли-ван свой. И вся-кая ду-ша при-зва-на быть этим ка-ди-лом бла-го-вон-ным, вся-кая ду-ша име-ет свою мо-лит-ву, зна-ет свой путь в свя-щен-ную хра-ми-ну... Да не убо-ит-ся она ма-ло-сти сво-ей, ибо в этой хра-мине ее по-чи-ет сам Хри-стос, пе-ле-на-ми по-ви-тый, Ему по-кло-ним-ся...

И смир-ну... По-гре-баль-ное ми-ро люб-ви, при-не-сен-ное лю-бо-вию, ду-ши — ми-ро-но-си-цы, по-гре-ба-ю-щие Воз-люб-лен-но-го Же-ни-ха, и са-ми со-уми-ра-ю-щие с Ним в серд-цах сво-их. Да, мы долж-ны при-не-сти Ему не толь-ко жизнь, но и смерть свою, с Ним со-уми-рать, дабы с Ним вос-крес-нуть... Муд-рые волх-вы по-зна-ли, что Рож-де-ство Его бы-ло и на-ча-лом смерт-но-го пу-ти к Гол-го-фе, и что яс-ли — сим-вол гро-ба. Путь люб-ви есть жерт-ва, а це-на жерт-вы — смерть. Он рож-ден был на зем-ле для смер-ти, и вся жизнь Его есть жерт-вен-ное за-кла-ние. Но и наш путь не иной, и мы долж-ны при-не-сти Ему свою смерть, свое уми-ра-ние с Ним... «Иже хо-щет по Мне ити, да от-вер-жет-ся се-бе», и кто хо-чет прий-ти к Нему, да при-не-сет Ему свою соб-ствен-ную смерть, ре-ши-мость жить в Его смер-ти и вос-кре-сать Его вос-кре-се-ни-ем... Не зву-чит ли это скор-бью в этот ли-ку-ю-щий день, в све-те сла-вы и в пе-нии ан-ге-лов? Но эти да-ры на-ши суть вы-ра-же-ния ве-ли-чай-шей ра-до-сти, бла-жен-ства люб-ви. Ибо «силь-на как смерть лю-бовь», ибо лю-бовь есть жизнь, и лю-бовь есть смерть, смерть на-ше-го се-бя-лю-би-во-го, мерт-во-го я. Смерть во Хри-сте и есть жизнь, есть вос-кре-се-ние с Ним. Да бу-дут на-ши да-ры угод-ны Ему, да при-з-рит Он ми-ло-сти-во на нас, к Нему при-шед-ших, да ука-жет Он дла-нию на нас, как бра-тьев Сво-их, Ма-те-ри Сво-ей, Его и на-шей. Нас бо ра-ди ро-ди-ся от-ро-ча мла-до, пред-веч-ный Бог. Аминь.

про-то-и-е-рей Сер-гий Бул-га-ков