История приставок и их появления в россии. Полная история игровых приставок Самая первая консоль в мире

Игровая приставка – это электронная система, которая создавалась исключительно для одной сферы применения, специализация такой системы – это видеоигры. Это определение сейчас известно даже людям, далеким как от электроники, так и от игровой индустрии. Игровые приставки прочно заняли свою нишу среди электронных устройств. Как же появились на свет первые приставки и эволюционировали до современных консолей?



Первоначально заложенное отличие игровых консолей от персональных компьютеров - это отсутствие у них устройства вывода информации, то есть монитора. Предполагалось, что выполнять функции монитора будет бытовой телевизор. Так же отличительной чертой первых приставок являлось отсутствие в них поддержки стандартных периферийных устройств, характерных для ПК: мышь, клавиатура, модем...

Современные экземпляры консолей имеют гораздо более широкие возможности, их функционал уже не ограничен только играми, они способны дать пользователю много больше. Именно такие консоли (SONY PLAYSTATION, XBOX, NINTENDO) можно приобрести в интернет-магазине tusamarket.ru . TusaMarket - это ТОПовые модели и бренды мира в одном месте.

Выпускались советские приставки в 1980 -1990 годах и несли на себе бренд «Электроника». Располагалось такое производство на заводах как России, так и Белоруссии.

Первой ласточкой игровой индустрии СССР в 1978 году стало устройство «Электроника Экси Видео 01». По сути являлось советским вариантом приставок pong-типа. Для нее было доступно только 5 игр, что было очень неплохо для того времени.

Позже модель получила развитие в «Электроника Экси Видео 02», выпуск которой также был запущен на заводе «Экситон» в г. Павловский Посад, она имела в своем арсенале уже 7 игр в черно-белой графике и отличалась наличием фотопистолета.

Спрос на эти приставки был огромен, количество выпускаемых устройств небольшим, что сразу отнесло приставки в разряд так называемого «дефицита».

С окончанием существования Союза на рынок страны попали приставки иностранных производителей. Первой такой консолью была 8-битная Dendy от компании Nintendo, несомненным плюсом которой была и приемлемая цена.

Какой же была первая игровая консоль, как и где появилась?

Вот основные этапы развития игровых систем:

1. Запуск производства первых представителей серийных бытовых консолей. (1972-80)
Magnavox Odyssey (1972)


- стала первой консолью, выпуск которой налажен серийно, представлена общественности 24 мая в 1972 году, и в этом году, а уже в августе поступила в продажу. Прототип этого устройства, известный как "Brown Box", хранится в Национальном музее Смитсоновского университета.

Pong (1975)


- приставка от производителя Atari, получила несколько модификаций, известна так же под маркой Sears Tele-Games, производилась с 1975 года по 1977 год.

Coleco Telstar (1976)


- консоли компании Coleco, увидевшие свет в 1976 году, по сути своей являлись двойниками консоли Pong от Atari. Характерной их чертой было то, что поставлялись они частично разобранными и пользователь сам подсобирал изделие перед запуском. Требовалось самостоятельно установить переднюю панель и контроллеры.

2. Следующий этап эволюции консолей, он ознаменован появлением консолей 2-го поколения: первых 8-битных устройств с возможностью замены игровых картриджей.
Fairchild Channel F (1976)


- вторая консоль в истории, в которой применялся картридж для смены игр. Но, в отличие от первопроходца, Magnavox Odyssey, в которой картридж был, по сути, набором перемычек, включавшим записанную на консоли игру, здесь картридж представлял собой полноценное ПЗУ с записанной на нем программой - игрой. Микропроцессор для этой консоли создал Роберт Нойс, основавший в последствии Intel.

RCA Studio II (1976)


- созданная компанией RCA приставка отличалась отсутствием внешних джойстиков. Для взаимодействия с пользователем применены встроенные клавиатуры по 10 кнопок, в количестве 2 штук.

Atari 2600 (1977)


- первая коммерчески удачная консоль с играми, записанными на сменныйкартридж. В комплекте шла игра, в ранних версиях Combat, в более поздних Pac-Man, и 2 джойстика, также имелась комплектация с paddle-контроллерами вместо джойстиков.

Bally Astrocade (1977)


- отличалась не только широкими графическими возможностями, но и сложностью их использования. Для этой приставки выпускалось расширение ZGRASS, делавшее из приставки полноценный компьютер.

Magnavox Odyssey2 (1978)


- Для Европы поставлялась под маркой Philips Videopac G7000, отличительной характеристикой являлось наличие клавиатуры, имевшей несколько вариантов использования, например, не только для настройки опций в играх, но и в обучающих играх и даже программировании. Одним из прорывных моментов было наличие поставлявшегося отдельно модуля синтеза речи.

Intellivision (1980)


- конкурентным преимуществом этой консоли так же должна была стать полноценная внешняя клавиатура, которая бы делала из приставки полноценный компьютер для дома, и позволяла бы, как обещала реклама, «считать на ней налоги». Приставка обладала продвинутой графикой и набором неплохих игр, но выпуск клавиатуры так и не был налажен компанией Mattel.

Vectrex (1982)


- эта единственная приставка имевшая встроенный монитор, который был векторным. Экран монитора черно-белый, но под каждую игру выпускались раскрашенные пленки (overlay), которые накладывались на экран и создавали видимость цветного изображения, а так же служили защитой от характерного для такого типа мониторов мерцания.

Arcadia 2001 (1982)


- графические возможности консоли схожи с Odyssey2 и Intellivision, к особенностям можно отнести вворачивающийся в контроллер направления стержень, превращавший его в джойстик. Эту идею позднее позаимствовала Sega.

Atari 5200 (1982)


- являлась преемницей популярной модели Atari 2600, но в силу ряда причин не получившая широкого распространения. Выход консоли пришелся на время, когда все большую популярность получали домашние компьютеры, например Apple II. Это, вкупе с неудачным проектированием, предопределило судьбу модели.

Colecovision (1982)


- под консоль адаптировано много игр, в которые можно до нее было играть только на автоматах, графика в играх максимально приближена к тем же игровым автоматам, большое количество расширений, увеличивающих возможности приставки. Модуль расширения No1 делал консоль совместимой с играми для Atari 2600, что делало выбор игр для консоли самым большим в мире.

Модуль расширения No2 мог похвастаться наличием рулевого колеса, педалью акселератора и игрой Turbo в комплекте. Так же мог быть использован с другими играми.

Модуль расширения No3 помимо клавиатуры, включал в себя устройство для записи и хранения информации на кассетах. С этим расширением приставка ColecoVision становилась полноценным бытовым компьютером.

Здесь изложена лишь малая часть истории развития консолей, самый ранний ее этап.

Вот уже четыре десятилетия телевизионные игровые приставки дарят радость детям и подросткам по всему миру! Некоторые их них успели стать настоящими легендами, а персонажи их игр – частью массовой культуры. Сегодня мы поговорим о десяти самых популярных игровых приставках – их истории, аппаратных и программных особенностях и конечно же любимых играх!

Atari 2600 (1977)

Продано: 30 000 000, поколение: II

Дамы и господа, встречайте легенду, перед вами Atari 2600! Если для нас с вами эпоха игровых приставок началась только в 90-е, то в дома наших сверстников из Европы и Америки компьютерные игры пришли на десятилетие раньше - с Atari 2600!

Сегодня ни громоздкий корпус с деревянной фальшпанелью, ни довольно примитивная графика не выглядят привлекательно. Однако на конец 70-х эта консоль была новаторской почти во всём!

Изначально выпускавшаяся как Atari VCS, это была первая приставка на базе микропроцессора (изначально MOS 6502, позднее MOS 6507), а не цифровой логики. Именно в Atari 2600 были впервые применены сменные картриджи .

Её предшественницы (например, приставка «Pong» от той же Atari) выпускались по принципу «одна приставка – одна игра». Система картриджей позволила портировать на Atari большинство игр из , предоставляя почти безграничный выбор! Потягаться с ней смогли бы лишь домашние компьютеры, но их игры были на магнитных лентах или дискетах, их загрузка требовала продолжительного времени, в то время, как игры с картриджей загружались мгновенно!

Первые годы продажи приставок и картриджей росли в геометрической прогрессии: секрет успешного бизнеса Atari заключался в том, чтобы продавать консоли почти по себестоимости (порядка 200$ за штуку), получая основную прибыль за счёт продажи игр.


Однако в 82-м году наступил спад - рынок видеоигр оказался перенасыщен дешёвыми и низкопробными играми, что привело к массовому разочарованию потребителей. Даже портирование на Atari мега-популярного Pac-Man не оправдало ожиданий - из 12 миллионов выпущенных картриджей было продано только 7. Большие надежды возлагались и на игру «E.T. the Extra-Terrestrial», выпущенную по мотивам спилберговского фильма «Инопланетянин». Но из 5 миллионов картриджей было куплено лишь 1,5. В итоге миллионы непроданных игр были похоронены на свалке в пустыне в Нью-Мексико…

Всё это, разумеется, не коснулось постсоветского пространства, где публика совершенно не была избалована, и даже карманные игры «Электроника» считались «компьютерами»! В 90-е годы в российских магазинах можно было встретить приставку «Rambo TV Games» – тайваньский клон Atari 2600, с заделанным слотом картриджа и 208 (в некоторых случаях цифры варьировались до 2001 и даже 11554) играми в памяти!

NES (aka Dendy) (1983)

Продано: 61 910 000, поколение: III

В Японии её называли Famicom, в Корее Hyundai Comboy, в Европе и Америке – Nintendo Entertainment System, но для жителей нашей страны она навсегда останется просто Денди!


Началом 80-х было эпохой . Вслед за успехом таких аркад как Donkey Kong и Popeye, компания Nintendo поставила задачу создания игровой консоли, которая позволяла бы играть в эти игры дома!

В ту пору в Европе и Америке уже появлялись первые домашние компьютеры, и первоначально планировалось выпустить нечто похожее на ZX Spectrum или Commodore 64 – с дисководом и клавиатурой. Однако тогдашний президент Nintendo Хироши Ямауки отверг эту идею – приставка должна была быть максимально простой (а значит и дешёвой), и вместо дискет использовать сменные картриджи! Разработчиком концепции стал Масаюки Уемура. Именно его жена предложила название Famicom (рабочим названием проекта было GameCom). Отказавшись от традиционных «педальных» джойстиков в стиле «Атари», компания Nintendo разработала новый тип контроллера с кнопками и крестовиной, за основу которого были взяты электронные игры Game & Watch, известные в нашей стране как «Электроника».


Приставка была снабжена микропроцессором Ricoh 2A03 (на базе MOS 6502) с частотой 1,79 Мгц и поддерживала графическое разрешение 256х240. Объём оперативной памяти был 2 Кб.

Успешные продажи в Японии, где к тому времени было продано уже 2 миллиона приставок, побудили Nintendo задуматься об американском рынке, но это было совсем не просто! Соединённые Штаты переживали тяжёлый кризис игровой индустрии. Спрос резко упал и казалось, что эра видеоигр вот-вот подойдёт к концу, так толком и не начавшись!

Чтобы уйти от надоевшего образа Atari типовой игровой приставки, который у пользователей ассоциировался с неудачными и низкопробными играми, создатели NES сделали её похожей на видеомагнитофон – такой же плоской и с фронтальной загрузкой картриджей (которые имели не 60 контактов, как японские, а 72).


Появление NES (изначально её планировалось назвать AVS – Advanced Video System) вдохнуло в отрасль вторую жизнь и возвестило начало третьего поколения игровых приставок! На игровом рынке появились совершенно новые игры вроде Duck Hunt, Kung-Fu или Ice Climber, но главным хитом продаж была, конечно же, трилогия Super Mario Bros! За свою популярность Марио стал официальным логотипом Nintendo.

Так третье поколение игровых приставок навсегда покончило с кризисом. А вот в Россию ни NES, ни Famicom так и не пришли, что дало возможность московской фирме «Стиплер», первоначально специализировавшейся на поставке оборудования Hewlett-Packard, стать дистрибьютором тайваньского клона Famicom «Micro Genius», продавая его в России и СНГ под маркой Dendy. Выглядела приставка точно так же как Famicom, однако имела не классический красно-белый дизайн, а серый - как NES. Логотипом Dendy стал серый слонёнок, нарисованный художником Иваном Максимовым. Образ этот оказался столь живучим, что и все похожие приставки: Сюбор, Кенга и даже Rambo российские потребители называли не иначе как Денди!

Dendy - неофициальный клон Famicom

Sega Genesis (1988)

Продано: 39 750 000, поколение: IV


А вот и Sega Genesis – та самая, из нашего детства… Позвольте, - скажет какой-нибудь мой ровесник, - но в нашем детстве она называлась не Genesis, а Sega Mega Drive?! Всё верно, ведь оба эти названия относятся к одной и той же консоли! Поскольку в нашу страну поступали в основном китайские клоны японских приставок, нет ничего удивительного в том, что мы знали её под японским названием «Mega Drive», в то время как в Европе и Америке она продавалась как Sega Genesis.

За основу приставки была взята уже проверенная платформа игровых автоматов Sega, известная как System 16. Разработчики фирмы превратили её в игровую консоль, снабдив 16-разрядным процессором Motorola 68000 (7,6 МГц) и сопроцессором Z80 от фирмы Zylog (да-да, тот самый Z80, на котором был построен целый ZX Spectrum!) – он использовался для обработки звука. В системе было 72 Кб оперативной памяти и 64 Кб видеопамяти.

Выход консоли в свет был омрачён шумным релизом игры «Super Mario Bros. 3» от фирмы Nintendo, в тени которой состоялась презентация Сеги. Чтобы обратить на приставку внимание, компания решилась выпустить серию устройств с похожими названиями вроде автоответчиков Sega Mega Answer!


Конкурировать с Nintendo было непросто, и чтобы расширить целевую аудиторию, руководство фирмы уделяло больше внимания взрослым играм (например, Mortal Combat без цензуры), в то время как Nintendo ориентировалась на более детскую аудиторию. Хотя в Японии Mega Drive быстро сдала позиции (слишком уж сильна была конкуренция), в Европе и Северной Америке она оставила довольно значимый вклад в поп-культуру, во многом благодаря популярности серии игр про ёжика Соника, ставшего на долгие годы символом фирмы Sega!

В нашу страну Sega пришла в середине 90-х и запомнилась как более «продвинутая» по сравнению с Денди - те же самые игры на 16-битной приставке смотрелись гораздо более ярко. «Алладин», «Книга Джунглей», «Mortal Kombat», «Король-Лев» и конечно всё тот же Соник для того времени выглядели просто ожившими мультфильмами! Отдельного внимания заслуживали чёрные закруглённые контроллеры (против квадратных у NES), с 93-го года выпускавшиеся с шестью игровыми кнопками! Хотя в России большинство игровых приставок по привычке называли «Денди», Сегу с Денди никто и никогда не путал!

Nintendo SNES (1990)

Продано: 49 100 000, поколение: IV


Super Nintendo (в Японии Super Famicom) – вторая консоль от Nintendo с улучшенными возможностями графики и звука. К разработке этой «супер Денди» компанию Nintendo подвигло появление на рынке двух конкурентов: PC Engine от компании NEC и Mega Drive от фирмы Sega, что в перспективе означало снижение спроса на NES. Оба конкурента были 16-разрядными и потому обладали существенно лучшими показателями по графике и звуку.

Новая платформа была построена на 16-битном процессоре Ricoh 5A22 (модифицированный WDC 65816), разработанном специально для Nintendo, с тактовой частотой 3,58 Мгц. Оперативная память была 128 Кб.

Новое чудо от Nintendo моментально стало бестселлером – первая же партия 300 000 штук разошлась всего за несколько часов, и «чёрная акула» Sega Mega Drive стала быстро сдавать позиции. Недостаток собственных 16-битных игр (на момент выхода приставки их было всего две – Super Mario World и F-Zero) был покрыт за счёт сторонних производителей таких как Capcom, Konami и Tecmo. Одним из бестселлеров стала игра Street Fighter II от Capcom., портированная на SNES раньше, чем на Sega. Противостояние SNES и Sega вошло в историю видеоигр под названием «консольной войны», победителем из которой вышла SNES, став самой продаваемой 16-битной приставкой!


Когда же в продаже появились первые 32-битные консоли, SNES и тогда осталась на плаву, благодаря выходу великолепной игры Donkey Kong Country от фирмы Rare с интересным сюжетом, завораживающей графикой и не менее потрясающими мелодиями! Но самым популярным персонажем остался, конечно же, супер Марио. Новая игра Super Mario World была продана в количестве 20 миллионов!

На территории нашей страны Super Nintendo (в отличие от NES) распространялась вполне легально. Её официальным дистрибьютором стала фирма Steepler, та самая, что поставляла в Россию Денди. Впрочем, даже приблизиться к продажам Денди SNES так и не удалось из-за существенно более высокой стоимости приставок (попробуйте объяснить маме, что вам нужна новая приставка, когда уже куплена Денди!) и весьма дорогих лицензионных картриджей, и потому большинство российских подростков любовалось её красивыми 16-битными играми а-ля «Cool Spot» лишь на экранах телевизоров в магазинах и универмагах…

Sony PlayStation (1994)

Продано: 102 490 000, поколение: V


История этой теперь уже легендарной консоли уходит корнями в далёкий 1986-й год, когда освоив в качестве носителя флоппи-дискеты (Famicom Disk System), компания Nintendo обратилась к фирме Sony с предложением совместной разработки нового формата SNESCD-ROM, позволявшего воспроизводить игры с лазерных дисков. Главными соображениями, конечно, были авторские права – если магнитный диск можно было легко скопировать, лазерные диски такой возможности не давали. Называлось будущее устройство, внимание, Play Station! Его разработку курировал сотрудник фирмы Sony Кэн Кутараги, вошедший в историю видеоигр как «отец Play Station»!

Проекту не суждено было воплотиться в жизнь. Побоявшись, что фирма Sony заберёт контроль за выпуском продукции в формате SNESCD-ROM, руководство Nintendo прекратило с ней всякое сотрудничество, объединив дальнейшие усилия с Philips. И чтобы многочисленные наработки не пропали даром, руководство Sony, которое раньше не относилось к рынку видеоигр всерьёз, решило выпустить собственную консоль. За основу был взят 32-разрядный микропроцессор MIPS R3000A с тактовой частотой 33,8688 МГц, на отдельном кристалле был контроллер для работы с трёхмерной графикой. А также ОЗУ: 2 Мб, видеопамять: 1 Мб, звуковое ОЗУ: 512 Кб.


Выход приставки в свет состоялся в декабре 94-го года, когда уже были написаны такие хиты как Doom, Twisted Metal и Warhawk, успешно портированные на Play Station. Оснащённая 2х скоростным CD-ROM, помимо воспроизведения игровых дисков, приставка давала возможность проигрывать музыкальные диски в формате Audio CD.

Успех Play Station привёл к окончанию эпохи картриджей. Хотя Sega, Nintendo и другие производители ещё какое-то время сопротивлялись, новые игры требовали слишком больших объёмов памяти, и они тоже были вынуждены перейти на оптические диски.

PS-1 была первой консолью, продажи которой перевалили за 100 миллионов, и вплоть до 2006-го года она оставалась самой продаваемой приставкой в истории!

Nintendo 64 (1996)

Продано: 32 930 000, поколение: V


Если Atari 2600 была первой консолью, использующей картриджи, то Nintendo 64 (или просто N64) была последней – дальнейшее будущее игровой индустрии было за оптическими дисками!

Хотя с середины 80-х Nintendo была одним из лидеров на рынке видеоигр, появление в 1994-м году новых конкурентов: Sony PlayStation и Sega Saturn побудило руководство фирмы задуматься о «потомстве» для пока ещё вполне успешной SNES...

Решающим стало коммерческое предложение от компании SGI (Silicon Graphics Inc.), разработавшей совместно с MIPS Technologies новое процессорное решение MIPS R4000, объединявшее центральный и графический процессор и ждавшее своего воплощения! Выбор между Sega и Nintendo решился в пользу Nintendo, так как эта фирма не требовала эксклюзивных прав на технологию и была готова использовать её на общих основаниях. Новое решение делало возможным воспроизведение игр в формате 3D!


Своим названием консоль обязана 64-битному процессору NEC VR4300 с частотой 93,75 МГц. В интересах маркетинга цифра 64 добавлялась и к названиям игр: Super Mario 64, Pilotwings 64, Donkey Kong 64 и т. д. Однако на деле возможности 64-разрядной системы использовались редко – высокая точность вычислений в играх была ни к чему, при этом 64-разрядные данные требовали существенно больших ресурсов памяти!

Выпуск N64 стартовал в июне 1996-го, однако первое время руководство фирмы демонстрировало некую растерянность – опыт работы с 3D-графикой у компании Nintendo был минимальный, и обеспечить пользователей достойным числом трёхмерных игр разработчики смогли лишь к 98-му году.

Для привлечения покупателя консоль выпускалась в разных цветовых решениях и с разными типами джойстиков, к примеру, для дебюта Donkey Kong 64 в США была выпущена ограниченная серия джойстиков в форме банана!

Sony Playstation-2 (2000)

Продано: 155 000 000, поколение: VI

Вторая консоль от фирмы Sony в славном семействе Play Station стала ответом на выход приставки Sega Dreamcast, с которой началось VI поколение игровых систем. Но этот конкурент довольно быстро покинул рынок, по-настоящему жёстко PS-2 пришлось соперничать с GameCube от Nintendo и Xbox от Microsoft!


Спрос на новое чудо превысил все ожидания! Новые консоли буквально сметались с полок магазинов, и заводы оказались просто не готовы к такому ажиотажу. В результате, на какой-то момент в мире возник дефицит PlayStation-2, что привело к масштабным спекуляциям в Интернете!

С самого начала было заявлено, что приставка будет иметь обратную совместимость с играми PS-I, однако помимо CD-дисков, PS-2 позволяла воспроизводить и DVD, в том числе DVD-фильмы! Несмотря на то, что по аппаратным характеристикам PS-2 отставала от GameCube и Xbox, полная поддержка формата DVD была только у неё (в Xbox для воспроизведения DVD был нужен специальный адаптер, GameCube не поддерживала DVD в принципе).

Хотя поначалу набор игр не особенно впечатляющим, благодаря умелому привлечению сторонних разработчиков и политике эксклюзивных прав на игровые бестселлеры, Sony быстро удалось наверстать упущенное. На сегодняшний день число игр для PS-2 стремится к 4000!


Помимо обычных игр, было выпущено несколько музыкальных, таких как Dance Dance Revolution и Guitar Hero. После установки специальной сетевой карты, приставка давала возможность многопользовательской игры через Интернет. Следуя за веяниями времени, к консоли PS-2 было выпущено громадное количество аксессуаров: пульты дистанционного управления, световые пистолеты, USB-камеры, микрофоны для караоке, карты памяти, электрогитара для Guitar Hero, меч-катана и даже контроллер в виде бензопилы для Resident Evil 4!

В основе аппаратной части был 64-разрядный микропроцессор «Emotion Engine» на тактовой частоте 294.912 МГц (позднее 299 МГц), графический процессор «Graphics Synthesizer» с частотой 147 МГц, в качестве контроллера ввода-вывода был процессор от PlayStation-1. Оперативная память была 32 Мб.

Эта игровая консоль по сию пору остаётся самой продаваемой игровой приставкой в истории - число купленных устройств на сегодняшний день превышает 155 миллионов, а игр 1,5 миллиарда!

Microsoft XBOX 360 (2005)

Продано: 77 200 000, поколение: VII

Если ещё в конце 90-х Билл Гейтс высоко отзывался об игровых консолях фирмы Sony, то с началом 2000-х они станут главными конкурентами Microsoft на игровом рынке!


К идее выпуска собственной консоли компания пришла в процессе разработки специальной версии Windows CE для приставок Sega Dreamcast. В ноябре 2001-го была выпущена уже собственная консоль Microsoft под названием Xbox. Имя для новой приставки было выбрано в ходе интернет-опроса.

Приставки Xbox целиком основаны на собственных технологиях Microsoft и во многом повторяют архитектуру персонального компьютера. Они работают на базе ОС Windows 2000 (в силу существенных изменений выделенных в семейство «Xbox OS»). «Начинка» тоже была вполне компьютерной – в основе первой Xbox 2001-го года лежал процессор Intel Pentium III, 733 Мгц, в Xbox 360 использовался трёхъядерный Xenon – специальная разработка IBM на основе технологии PowerPC с тактовой частотой 3,2 ГГц. Графический процессор - Xenos от ATI, 512 Мб ОЗУ, также в комплект входит съёмный жёсткий диск и DVD-привод.


Для поддержки пользователей в сети Интернет был создан сервис Xbox Live, дающий возможность пользователям общаться между собой и в отдельных случаях играть в сетевые игры. Сервис Xbox Live Arcade позволяет загружать из Интернета игры для того, чтобы их опробовать перед покупкой. Через центр загрузок Xbox Live Marketplace распространяются патчи к играм, демоверсии и видео-трейлеры.

Так же как и к другим консолям её поколения к Xbox 360 выпускается большое число аксессуаров: беспроводные гарнитуры, съёмные жёсткие диски, WiFi адаптеры, вэб-камеры, а также сменные лицевые панели. Отдельного внимания заслуживает сенсорный контроллер «Kinect», позволяющий взаимодействовать с консолью при помощью жестов!

Радость пользователей от приставки Xbox 360 была несколько омрачена рядом технических проблем. Недостаточное охлаждение электроники вызывало перегрев устройства и его выход из строя. DVD-приводы фирмы Toshiba царапали диски. Ответом стало продление гарантии на приставки до 3-х лет, установка дополнительных радиаторов на графический процессор и замена приводов от Toshiba на Lite On.

Продано: 80 000 000, поколение: VII


Выход в свет консоли Xbox 360 от компании Microsoft в ноябре 2005-го года возвестил начало VII поколение игровых систем. Год спустя фирма Sony сумела представить достойную альтернативу – PlayStation-3!

Это была первая игровая приставка, где в качестве носителя использовались Blu-ray диски! Аппаратная часть была построена на 8-поточном процессоре Cell 3.2 ГГц. Объём ОЗУ был 256 Мб при таком же объёме видеопамяти. Изначально приставка выпускалась в двух комплектациях – бюджетной с жёстким диском 20 Гб и полной - 60 Гб. Работой устройства управляла ОС Cell OS, взаимодействие которой с пользователем осуществлялось через интерфейс XMB (XrossMediaBar).

Помимо интерфейса Bluetooth 2.0, консоль позволяла работать в Интернете как через Ethernet так и по Wi-Fi. С помощью встроенного браузера можно было просматривать вэб-сайты и даже отправлять электронную почту!

Для поддержки пользователей был запущен бесплатный онлайн сервис PlayStation Network, дававший возможность играть в многопользовательские игры по сети. Ещё один сервис – PlayStation Store – работал как онлайн маркет цифрового контента, как платного так и бесплатного.


В отличие от предыдущей модели, у PS-3 не было быстрого старта – стоимость приставки порядка 800 $ показалась пользователям сильно завышенной, а число новых качественных игр было невелико. Были и проблемы с совместимостью - далеко не все игры, созданные для PS-1 и PS-2 нормально воспроизводились на PS-3. Продажи выросли с выпуском модели Slim - «тонкой» версии PS-3, вышедшей в сентябре 2009-го года. Тонкая модель отличалась более плоским корпусом, пониженным потреблением электроэнергии и более тихой системой охлаждения. Четыре года спустя была выпущена ещё более миниатюрная Super Slim.

Продано: 101 630 000, поколение: VII


Игровая приставка Nintendo Wii (или просто «ви») вышла практически одновременно с Sony PlayStation 3 в ноябре 2006-го года и сразу же взяла быстрый старт! За первое полугодие 2007-го года количество проданных устройств превышало Xbox 360 и PlayStation-3 вместе взятые!

Название приставки (в процессе разработки она называлась «Revolution») подверглось массе насмешек в Интернете. Представителям Nintendo пришлось выступить с разъяснениями: «Wii звучит как «мы», что означает, что это приставка подойдёт каждому. Wii проще запомнить человеку из любой страны, не важно на каком языке он говорит».

Отличительной особенностью консоли стали беспроводные игровые контроллеры Wii Remote, благодаря встроенным акселерометрам и инфракрасным датчикам реагирующие на движения игрока в трёх измерениях, позволяющие управлять персонажами на экране движениями рук, а также контроллер Wii Nunchuk. Связь контроллера с приставкой осуществляется через Bluetooth.


Аппаратные характеристики: процессор Broadway (совместная разработка с IBM) с тактовой частотой 729 Мгц, память 88 Мб и 512 Мб встроенной Flash-памяти для сохранения игр и программного обеспечения. А также порты USB, поддержка карт памяти SD и Wi-Fi.

Нетрудно заметить, «железо» Wii значительно уступает конкурентам, и к VII поколению консоль можно отнести с большой натяжкой – скорее по дате её выпуска, нежели по параметрам. Но представители Nintendo заявили, что компания не собирается ни с кем соперничать в количестве гигабайт и гигагерц, её преимущества: уникальный контроллер и интересные игры!

«Мы пришли к пониманию того, что мощность для консоли ещё не всё. Слишком много мощных приставок не сможет сосуществовать. Это всё равно как были бы только хищные динозавры, рано или поздно они просто истребят друг друга».

(Разработчик игр Шигеру Миямоту)

Кстати, среди своих главных конкурентов: Xbox 360 и PS-3, Wii самая маленькая!

Рейтинг

TOP-10 игровых приставок всех времён

Название Продажи
Sony Playstation-2 (2000) 155 000 000
Sony PlayStation (1994) 102 490 000
101 630 000
80 000 000
Microsoft XBox 360 (2005) 77 200 000
Nintendo NES (1983) 61 910 000
Nintendo SNES (1990) 49 100 000
Sega Genesis (1988) 39 750 000
Nintendo 64 (1996) 32 930 000
Atari 2600 (1977) 30 000 000

Ввиду скорого старта продаж в нашем торговом центре игровых приставок, мы думаем, что нашим посетителям будет интересна история развития игровых консолей. На сегодняшний день в мире правят балом консоли восьмого поколения со сверхмощными процессорами, кучей Гигабайт оперативной памяти и дискового пространства. В связи с этим сейчас сложно представить себе игры с плоской графикой, низким разрешением и трехцветной палитрой. Но были времена, когда люди открывали рты, увидев игры на первых 8-ми битных консолях, а затем буйство красок на 16-ти битных. А теперь мы расскажем Вам о развитии игровых приставок и даже предоставим возможность поиграть в них, скачав эмуляторы этих консолей. Начнем по порядку.

Первое поколение игровых приставок.

Magnavox Odyssey считается первой в мире игровой приставкой. Презентация приставки.

Magnavox Odyssey 100 была выпущена на рынок осенью 1975 года. Она была дешевле предыдущей, но при этом презентация данной модели была 24 мая 1972
года, и уже в августе того же года она стала доступна для покупателей. В отличие от современных игровых систем, первая консоль не имела ни микросхем, ни микропроцессоров. Работа Magnavox Odyssey была основана на диодно-транзисторной логике. Она имела всего две игры. Далее последовали еще несколько приставок от этого производителя. Magnavox Odyssey 200 и Magnavox Odyssey 300, последняя из которых работала на чипе General Instruments AY-3-8500. В 1976 году на рынок вышли Magnavox Odyssey 400 и Magnavox Odyssey 500, вторая радовала покупателей достаточно продвинутой цветной графикой. В 1977 году свет увидели еще несколько консолей: Magnavox Odyssey 2000, 3000 и 4000. В 1975 и 1976 годах также вышли приставки Pong от Atari и Coleco Telstar. В 1977 году появилась первая приставка от Nintendo - Nintendo Color TV Game.

Второе поколение игровых приставок (появление первых 8-разрядных приставок).

Эра второго поколения началась с 1976 года. Родоначальниками этой эры считается Fairchild Channel F.

Fairchild Channel F - первая игровая консоль, которая работала на картриджах, содержащих программы. Приставка работала на базе достаточно сложного микропроцессора Fairchild F8. Представьте себе такие технические характеристики: процессор 1.79 МГц, ОЗУ: 64 байта, и разрешение 128 × 64.

Atari 2600 - эту консоль также стоит отметить. Она была выпущена в 1977 году и стала самой популярной игровой системой того времени.

Mattel Intellivision можно назвать консолью, опередившую свое время с технической точки зрения. Выпущенная в 80-м году 20 века, она задолго до 16-ти битного поколения, имела процессор с регистрами размером 16 бит.

В те времена также были выпущены такие игровые системы, как Atari 5200, Milton Bradley Vectrex, Emerson Arcadia 2001, ColecoVision, Sega SG-1000 и Bally Astrocade. Из них стоит отметить консоли ColecoVision и Sega SG-1000, на первой впервые появилась игра Donkey Kong, ну а вторая стала первой попыткой ныне всем известной компании Sega.

Третье поколение игровых приставок (восстановление игровой индустрии после ее кризиса).

Третья эра является эрой 8-ми битных консолей, и что самое важно и значимое, это появление спрайтовой графики. И хотя до этого момента в некоторых приставках были 8-битные процессоры, само понятие "8-ми битные приставки" пришло в этот период.

Famicom/NES/Dendy - самая популярная 8-битка. Старт продаж данной игровой системы произошел в Японии, в далеком 1983 году. Она была очень удачной с точки зрения технических решений. Именно ее многие считают толчком для игровой индустрии после кризиса. На эту консоль было выпущено огромное количество игр, а Марио, главный герой серии игр Super Mario Bros., стал талисманом компании. Приставка NES и по сей день есть в продаже, если же у Вас нет возможности ее купить, Вы можете скачать эмулятор Dendy и поиграть на нем.

Помимо приставки от Nintendo, в эпоху третьего поколения вышли игровые системы Master System от Sega и Atari 7800. Также стоит отметить, что именно тогда зародились множество известных игровых сериалов, таких как: Sonic, Prince of Persia, The Legend of Zelda, Dragon Quest, Castlevania, Final Fantasy и многих других.

Четвертое поколение игровых приставок (времена 16-битных игровых систем).

Эта эпоха берет свое начало в 1987 году, когда на рынок Японии вышла TurboGrafx-16 (NEC PC Engine). Да, первой 16-биткой была именно эта система, а не приставки от Sega или Nintendo. Но основными игроками всё же стали приставки последних двух компаний.

Sega Mega Drive /Genesis - первая из двух 16-битных монстров вышла в продажу. 29 октября 1988 года, приставка стала доступна японским потребителям. В консоли было два процессора: первичный Motorola 68000 и вторичный Zilog Z80. На приставку было выпущено более 900 игр, некоторые были собственной разработкой компании, а некоторые, такие как Golden Axe, Ghouls "n Ghosts и т.д., являлись портом с игровых автоматов.

Те, кто хочет вспомнить молодость, или те, кто хочет узнать, что такое 16-битные игры, и сегодня могут найти и купить приставку Sega Mega Drive/Genesis. У нас Вы можете скачать эмулятор Sega MD .

Super Nintendo Entertainment System (Super Nintendo, Super NES и SNES) - консоль появилась в конце 1990 года, в основном из-за того, что Sega MD стала очень популярной, а первая приставка от Nintendo начала терять свои позиции перед 16-битными системами. SNES работала на 16-разрядном процессоре Ricoh 5A22 с тактовой частотой 3,58 МГц. Новая консоль от Nintendo имела успех с самого начала и стала быстро вытеснять с японского рынка конкурентов. Многие считали эту консоль намного мощнее своего прямого конкурента от Sega, однако это все же спорный вопрос. Но можно точно утверждать, что Super Nintendo подарила нам множество хитовых игр.

Пятое поколение игровых приставок (времена 32 и 64-разрядных игровых консолей).

Времена пятого поколения, на наш взгляд, это период зарождения трехмерной полигональной графики и появление новых игровых сериалов.

3DO Interactive Multiplayer или Panasonic 3DO - хотя эту игровую систему производили многие компании, например Sanyo, Creative и Goldstar (ныне LG), у нас в России эта приставка наиболее известна как Panasonic 3DO. Старт продаж начался в 1993 году, однако цена на нее была достаточно высока. Считается, что именно факт дороговизны не дал стать этой приставке достаточно популярной в мире до появления более мощных игровых систем, что нельзя сказать о России. Если у Вас есть желание поиграть в игры для 3DO, Вы можете скачать эмулятор Panasonic 3DO .

Sega Saturn - 32-разрядная консоль от Sega. Консоль была выпущена в ноябре 1994 года. Приставка работала на двух центральных процессорах Hitachi SuperH-2 7604 с частотой 28,63 МГц и 6-ти сопроцессорах. Sega Saturn была достаточно мощной консолью, считалось, что она даже производительнее своего главного конкурента от Sony. Однако сложная архитектура консоли затрудняла разработчиков использовать ее производительность на полную. На сегодняшний день есть несколько эмуляторов, при помощи которых можно поиграть в игры, созданные для Saturn, однако они достаточно сложны в настройках.

Sony PlayStation, также ее называют PS или PS1. Первая консоль от Sony, благодаря которой компания смогла потеснить на игровом рынке Nintendo и Sega. Приставка была разработана Sony Computer Entertainment, а релиз ее состоялся в Японии, в декабре 1994 года. Именно PlayStation считается игровой системой, которая повлияла на закат игр на картриджах. Игровая библиотека данной консоли насчитывает более 8000 игр. На ней переродились и зародились многие и ныне популярные игровые сериалы, такие как: Metal Gear Solid, Gran Turismo, Final Fantasy, Crash Bandicoot, Tekken, Resident Evil и другие. Купить приставку Sony PlayStation можно и сегодня, для тех же, кто не желает ее приобретать, но все же хотел бы поиграть в игры, созданные для нее, может скачать эмулятор Sony PlayStation .

Nintendo 64, также известная как Ultra 64, 64-разрядная игровая консоль, выпущенная в 1996 году компанией Nintendo. Приставка была намного производительнее своих конкурентов, внутри консоли были центральный процессор с частотой 93,75 МГц, и графический с частотой 62,5 МГц. В графическом плане система от Nintendo была на голову выше всех остальных: в ней были реализованы такие вкусности, как сглаживание текстур, MIP-mapping и многое другое. Поверьте, если бы Вы в те времена увидели Super Mario 64, Star Wars: Shadows of the Empire или Turok: Dinosaur Hunter, Вы бы застыли. Слабым местом консоли оказался носитель. Как и ранее, компания использовала картриджи, что ограничивало в объеме выпускаемые игры, также отмечалась сложность программирования для данной платформы.

Сегодня можно скачать эмулятор Nintendo 64 , который запускает практически все игры.

Шестое поколение игровых приставок (многие называют консоли, вышедшие в это время - 128-битными).

Начало данная эпоха берет с момента выпуска приставки Dreamcast от Sega в ноябре 1998 года. Стоит также отметить появление нового игрока на этом рынке, им стала Microsoft. Ну и, можно сказать, что самое досадное событие - это кончина Sega как производителя игровых приставок.

Sega Dreamcast - первая консоль шестого поколения, пятая по счету, и последняя на сегодняшний день приставка от Sega. Почему мы пишем, последняя на сегодняшний день? Потому что лично я надеюсь, что Sega одумается и выпустит еще хотя бы одну консоль. В момент запуска, игровая система от Sega выдавала превосходную графику, которая стала возможной благодаря ЦП Hitachi SH4 RISC 200 МГц и графическому сопроцессору PowerVR2 CLX2 (Series II), 100 МГц. К лучшим играм, выпущенным на Dreamcast можно отнести Crazy Taxi, Jet Grind Radio. конечно же, Sonic Adventure и, пожалуй, самый потрясающий проект тех времен на игровых консолях Shenmue. С полной ответственностью могу сказать, что Shenmue является настоящим шедевром. Хотя старт приставки был очень хорошим, по причине возникших финансовых трудностей, которые появились у компании из-за нерациональных действий ее финансовых специалистов, компания не смогла конкурировать с Sony и ее PlayStation 2 ввиду недостаточной финансовой поддержки своей консоли и вынуждена была прекратить ее поддержку.

Сегодня есть несколько эмуляторов, которые позволят Вам как минимум запустить игры на Sega Dreamcast. Если у Вас есть желание, Вы можете найти в интернете и скачать эмуляторы Sega Dreamcast, такие как Chankast alpha, DEmul, nullDC и Makaron.

Sony PlayStation 2 снова Sony и снова PlayStation, но на этот раз под номером 2. PlayStation 2, или PS2, на сегодняшний день она является самой популярной приставкой, которая выпускалась почти 13 лет, взяв старт в 2000 году, последняя консоль сошла с конвейера аж в 2013 году. Огромным плюсом данной системы являлась возможность запускать на ней игры от PS1. Система работала на базе 64-разрядного центрального процессора «Emotion Engine» на частоте 294 МГц и графического сопроцессора «Graphics Synthesizer». В интернете можно найти эмулятор PS2, который достаточно сносно может запускать некоторые игры.

Nintendo GameCube - очередная консоль от ветерана приставочной индустрии вышла в 2001 году. Технические характеристики консоли были достаточно неплохими, в ней были установлены ЦП PowerPC «Gekko» с частотой 485 Мгц и видеопроцессор «Flipper» от ATI с частотой 162 MHz. К сожалению, данная игровая система была не особо популярной в России, скорей всего, это связано с тем, что она не продавалась у нас "ломаной".

Xbox от Microsoft - первая попытка софтверного гиганта влезть на рынок игровых консоль, и, надо признать, удачная. Приставка вышла в 2001 году, и, благодаря финансовым возможностям компании, быстро заручилось поддержкой производителей игр. Если смотреть с точки зрения начинки данной консоли, это домашний компьютер, хорошо адаптированный под игры. Тут и процессор Intel Celeron/PIII Custom Hybrid и видеопроцессор Nvidia NV2A. Такая архитектура давала плюс данной консоли в отношении разработчиков. На консоль было достаточно легко перенести компьютерные игры. А еще, благодаря этой игровой системе, мы узнали Halo.

Седьмое поколение игровых приставок.

Xbox 360 от Microsoft стала первой консолью седьмого поколения. Как и в предыдущей своей игровой системе, компания взяла за основу архитектуру аналогичную компьютеру. Приставка работала на центральном трехъядерном процессоре Xenon 3,2 ГГц, а за графику отвечал ATI Xenos с частотой 500 МГц. Xbox360 стала первой домашней приставкой, которая поддерживала высокое разрешение вплоть до 1080p.

Nintendo Wii - хотя с технической точки зрения данная консоль была намного слабее своих конкурентов. Однако именно она была продана в наибольшем количестве. Система работала на процессоре от IBM «Broadway» с частотой 729 МГц, а за видео отвечал графический чип «Hollywood» от ATI. Основную популярность Wii удалось получить благодаря своему контроллеру Wii Remote и игр, сделанных под него.

PlayStation 3 от Sony является настоящим мультимедийным центром. На ней можно играть, общаться в интернете, смотреть фильмы и многое другое. В ней также была реализована обратная совместимость с консолями предыдущих поколений. Эта консоль была самой мощной по производительности среди приставок седьмого поколения. Сердцем консоли был восьмиядерный процессор Cell Broadband Engine с тактовой частотой 3,2 ГГц, а графическим был RSX Reality Synthesizer с частотой 550 МГц. По заявлениям Sony, ее игровая система выдавала 1,8 TFLOPS, что было почти в два раза больше в сравнении с ближайшим конкурентом Xbox 360. Но сложная архитектура создавала трудности в том, чтобы выжать максимум из этой приставки.

Ну что ж, на этом пока все. Сегодня на рынке правят балом приставки восьмого поколения, про них мы напишем отдельно. Стоит также отметить, что некоторые консоли не вошли в наш обзор по причине малого распространения, например CD-i. Помимо краткой информации о приставках прошлого и настоящего, мы выложили несколько эмуляторов, с помощью которых Вы сможете поиграть в приставки из Вашего детства или детства Ваших родителей. На этом, пожалуй, откланяюсь, и да прибудет с Вами сила!

Первая консоль, как ни странно, была выпущена раньше, чем первый настольный компьютер, – в 1972 году. Изделие изготавливалось компанией Magnavox и называлось Magnavox Odyssey. Его появлением мир обязан инженеру Ральфу Баеру (Ralph Baer). Идея интерактивного телеизображения посетила Ральфа еще в 1951 году, когда он работал над телевизором для Loral Corporation, и впервые была воплощена пятнадцать лет спустя в виде простой видеоигры Chase, в которой друг за другом гонялись по экрану светящиеся точки. Получив финансирование от Sanders Associates, где он был главным инженером, и патент, Баер с помощью Билла Харрисона (Bill Harrison) и Билла Раша (Bill Rush) изготовил действующий прототип консоли с нехитрым названием Brown Box и аксессуар к ней – световой пистолет: в оружие был встроен фотодатчик, реагировавший на светящееся пятно цели, которую один из игроков гонял по экрану. Устройство позволяло играть в пинг-понг, футбол и волейбол. В 1969 году было заключено соглашение с производителем телевизоров Magnavox, и через три года наступил исторический момент – приставка увидела свет

Удивительно, но Magnavox Odyssey была полностью аналоговым устройством, содержавшим лишь сорок транзисторов и столько же диодов. Такой начинки хватало для того, чтобы выводить на экран телевизора три точки, одна из которых обозначала мяч, а две другие управлялись игроками, и вертикальную черту на середине изображения. В отличие от прототипа Brown Box, приставка выдавала черно-белое изображение, что объяснялось экономическими соображениями. Звук она воспроизводить не умела, а питалось все это хозяйство от шести батареек типа С. Девятивольтовый блок питания продавался отдельно, равно как и пластиковый чемоданчик для переноски и хранения приставки. Игры были записаны – условно говоря – на специальные карты, также не содержавших никаких микросхем (только перемычки между выводами). Всего выпускалось одиннадцать картриджей, и некоторые из них могли поддерживать несколько игр благодаря различным накладкам на телевизор, изменявшим их правила. Накладки были прозрачными, цветными и подходили только к телевизорам диагональю 18 и 23 дюйма. В общей сложности существовало 28 игр, но не было ли их больше, с уверенностью сказать нельзя.

Манипуляторы по виду разительно отличались от привычных нам геймпадов и представляли собой квадратные пластиковые коробки с двумя дисками на боках.

Вращение левого диска перемещало точку на экране по горизонтали, вращение правого – по вертикали. Кроме того, отдельно продавался вышеупомянутый световой пистолет. Счет игроки вели сами, используя прилагавшиеся к приставке фишки и листки.

За три года производства было продано всего 350 тыс. игровых консолей по $99,95 каждая. Существовали зарубежные клоны Magnavox Odyssey: Overkall, Telematch de Panoramic и Kanal 34. В Японии ее продавала компания Nintendo, тогда еще сама не выпускавшая консолей.

Конечно, Magnavox Odyssey быстро сошла со сцены, но успела вдохновить инженера Нолана Бушнелла (Nolan Bushnell) на создание хита. Бушнелл был одержим идеей создать собственную видеоигру, и вскоре после демонстрации «Одиссеи» он вместе с другом Тедом Дэбни (Ted Dabney) основал фирму под названием Atari – термин из игры го, означающий «быть под угрозой атаки». Для воплощения своей задумки Бушнелл нанял инженера Эла Элкорна (Al Alcorn). Элкорн к тому моменту только что окончил колледж, и Бушнелл, сомневаясь в возможностях молодого человека, поручил ему для начала скопировать «одиссеевский» пинг-понг. Результат оказался настолько удачным, что было решено продавать игру под торговой маркой Pong, а после испытаний первого игрового автомата – производить автоматы силами самой Atari. Однако прежде Atari пришлось отдать $700 тыс. фирме Magnavox, обладавшей патентом на Ping-Pong. В 1973-м возникла идея видеоприставки Pong. Еще два года – и готовый девайс был продемонстрирован на выставке Consumer Electronics Show (CES). Из-за падения спроса на Magnavox Odyssey только Sears (Sears, Roebuck and Company) рискнула связаться с новой приставкой и, в обмен на статус эксклюзивного поставщика, заказала компании Atari к Рождеству 1975 года 150 тыс. консолей и аксессуаров для продажи под маркой Tele-Games. Приставку ждал большой успех. В магазинах за ней встраивались очереди. Игру в Pong показали в популярном телешоу. И поверьте мне, было из-за чего.

В отличие от своего транзисторного предшественника, Pong функционировал на базе специального чипа производства самой Atari, что позволяло выводить на экран телевизора гораздо более красочную картинку. Pong стал ярким примером компьютерного прогресса: еще несколько лет назад такая вычислительная мощность была немыслима для потребительского продукта. Контроллеры типа paddle представляли собой две вращающиеся ручки, прикрепленные к корпусу, а к телевизору консоль подключалась через стандартный антенный вход

За следующие два года Atari выпустила множество модификаций Pong как под собственной торговой маркой, так и для Sears. Среди них были версии с цветным изображением, дополнительными играми, для четырех человек и с возможностью играть против «искусственного интеллекта». Некоторые были снабжены проводными контроллерами. Кроме продукции Atari, рынок заполонили клоны Pong, с которыми фирма вяло боролась, специально путая маркировку на чипах своих консолей. Как следствие, из пяти продававшихся тогда «Понгов» только один являлся оригинальным. В 1977 году рынок оказался переполнен, и производство приставки было прекращено.

За два года Atari успела подготовить достойную замену Pong. Двумя годами раньше, в 1975-м, ею была куплена фирма Cyan Engineering, и началась работа над прототипом приставки под названием Stella (так назывался мотоцикл одного из сотрудников компании). В отличие от своего предшественника, построенного на чипе, в который зашивались одна или несколько игр, она обладала настоящим CPU – 6507 производства MOS Technology, то бишь урезанным вариантом знаменитого 6502, широко применявшегося в настольных компьютерах. Он работал на частоте 1,19 МГц и мог адресовать 8 Кбайт памяти. Однако даже такой объем разработчикам не снился из-за огромных цен на память, и приставка, как следствие, была снабжена лишь 128 байтами (!) оперативки, содержавшейся в одном чипе вместе с логикой ввода-вывода. Микросхема TIA (Television Interface Adaptor) производства самой Atari была предназначена для вывода изображения и звука. Из-за той же необходимости сэкономить на памяти она была лишена кадрового буфера, и потому изображение строилось своеобразным способом: линии по очереди создавались и записывались в регистр вывода, по мере того как телевизор их сканировал. После сканирования всех линий наступала пауза, во время которой «рисующий» луч кинескопа возвращался на исходную позицию. Между тем приставка обрабатывала сигналы ввода и выполняла необходимые расчеты. Любая ошибка во время записи линий приводила к искажению картинки. В чип были зашиты четыре спрайта: две линии, однопиксельная точка и однотонная заливка для игрового поля, из которых и строилась картинка. Благодаря прямому управлению изображением приставка считалась одной из самых сложных для программирования машин в мире и в то же время обладала большими возможностями: можно было создавать из зашитых в чип линий и точек любые объекты и красить их части в разные цвета. Всего было 128 цветов, на одной линии могли использоваться только четыре из них. Разрешение составляло 160 х 129 пикс. К телевизору приставка подключалась через разъем RCA. Два контроллера были проводными (типа paddle).

Прошел год, а приставка еще не была готова к производству, и первенство в использовании CPU досталось Fairchild Semiconductor: та выпустила консоль под названием VES (Video Entertainment System), основанную на процессоре F8 ее собственного производства, достаточно продвинутом по тем временам. Чип был примечателен тем, что состоял из двух отдельных микросхем, так как упаковки с подходящим количеством ножек для него не нашлось. Изображение было хоть и примитивное, но цветное. Звук выводился через встроенный динамик. Оригинальные контроллеры представляли собой мощные ручки с многофункциональной «шляпой» наверху. «Шляпу» можно было наклонять в стороны, как джойстик, вращать, как ручку типа paddle, даже тянуть вверх. При переноске контроллеры помещались в специальное отделение приставки, что было кстати – при их-то хлипких проводах. Цена устройства составляла $169,95. Картриджи, коих было выпущено всего 26 штук, стоили по $19,95. Игры обеспечили приставке стартовую популярность, но особыми достоинствами не отличались, хотя некоторым импонировала их простота.

С VES связана интересная идея – управлять игрой по телефону с помощью голоса. Разумеется, приставка не могла оцифровывать и распознавать речь и просто реагировала на громкие звуки, которые передавались по телефонной линии, подключенной вместо контроллера. Идея была использована в локальном телешоу TV Pow. Ведущий звонил выбранному для участия в нем человеку, проводил краткую беседу, и по команде «Go!» на экран выводилось изображение: справа равномерно двигалась цель (сверху вниз и обратно), а слева стояла пушка, смотревшая прямо е сторону цели или, реже, под углом 45°. Когда игрок произносил кодовое слово, обычно «Pow!», пушка стреляла. Между командой и выстрелом был ощутимый лаг.

Несмотря на простоту игр, приставка имела потенциал для дальнейшего развития и непременно раскрыла бы его, не поторопись Atari выпустить свое историческое детище. В компании поняли, что если дальше станут тянуть с разработкой приставки, то она окажется лишь одним из многих похожих продуктов, как это произошло с Pong. Из-за стремительного падения популярности последнего у Atari не хватало денег для того, чтобы довести Stella до ума, и Бушнелл продал компанию гиганту Warner Communications за $28 млн под обещание выпустить приставку «как только, так сразу».

Что и произошло в 1977 году. К тому времени на создание приставки было потрачено около $100 млн. Так как она должна была конкурировать с Fairchild VES, то и назвали ее похоже – VCS (Video Computer System). Когда в Fairchild узнали об этом, то переименовали свою консоль в Channel F. Кроме того, VCS продавалась и фирмой Sears под маркой Sears Video Arcade. VCS в комплекте с девятью играми стоила $199 и поначалу не пользовалась особой популярностью: устаревшие клоны Pong стремительно дешевели, а публика еще не осознала, что можно играть во что-то другое. В 1977 году Atari продала лишь 250 тыс. экземпляров VCS, в 1978 – всего 550 тыс. из 800 тыс. произведенных. Потребовалась финансовая поддержка Warner, вследствие чего возникли разногласия, из-за которых Atari покинул ее основатель – Бушнелл.

Вскоре VCS все-таки пошла в массы. В 1979 году был продан миллион приставок, a Fairchild капитулировала и ушла с игрового рынка, хотя подготовила модифицированную Channel F. Правда, эта приставка все-таки была выпущена как Channel F System II фирмой Zircon International, купившей у Fairchild права. Несколько ее лицензированных версий продавались и в Европе.

Дальнейшим успехам VCS поспособствовал аркадный хит Space Invaders, лицензированный Atari. Продажи приставки снова удвоились – до 2 млн штук за год, а доход компании за тот же период составил $2 млрд.

Вскоре игры для системы VCS, кроме Atari, стали выпускать и сторонние разработчики. Все из-за скупости компании. К примеру, Рик Мауэр (Rick Маиег), создатель версии знаменитой Space Invaders для VCS, за свои труды получил $10 тыс., в то время как картриджей было продано на $100 млн. Кроме того, Atari скрывала имена своих героев. В знак протеста против практики замалчивания Уоррен Робинетт (Warren Robinett), автор Adventure, одного из главных хитов VCS, спрятал в игре скрытое послание со своим именем – первое из известных широкой публике «пасхальных яиц» (Easter eggs). Другие поступили еще круче – покинули Atari и образовали собственные софтверные компании, самой знаменитой из которых стала Activision. Конечно, Atari пыталась запретить их деятельность в судебном порядке, но проиграла, в результате чего список разработчиков игр для VCS пополнился Coleco, Imagic и другими. Вскоре корпорация Atari снова судилась: блюстители нравственности заставили ее подать иск против Mystique, выпустившей ряд порнографических игр. Зря: порнуха – мощное средство популяризации чего угодно.

В 1982 году Atari продала уже 8 млн VCS и располагала одним из самых больших исследовательских подразделений в Кремниевой долине. Значительная часть проектов, над которыми там велась работа, выходили за рамки видеоигр и даже домашних компьютеров (Atari производила неплохо продававшиеся машины Atari 8-bit family) Большинство из них не дожили до релиза, в отличие от Atari 5200 Super-System, или просто Atari 5200, выпущенной в 1982 году. С точки зрения аппаратуры она была такой же, как компьютер Atari 400: процессор MOS Technology 6502С, работающий на частоте 1,79 МГи, оперативка объемом 16 Кбайт. Выводом изображения занимались чипы ANTIC (Alpha-Numeric Television Interface Circuit) и GTIA (George’s Television Interface Adapter).

Первый из них, будучи настоящим графическим микропроцессором, в реальном времени загружал данные и инструкции (так называемые display lists) из RAM, перекодировал их в более простой формат и передавал второй микросхеме. A GTIA, как следует из его названия, был потомком чипа TIA из Atari VCS, поддерживал разрешение 320 х 192 пикс, и 16 цветов на линию сканирования из 256 возможных. Звук выводился с помощью чипа POKEY, поддерживавшего четыре полунезависимых канала. Он же занимался вводом-выводом и генерацией случайных чисел. Под картриджи отводилось 32-килобайтное «окно». Новшеством была «коробка», автоматически переключавшая сигнал с телевизора на приставку (switch box), как только на нее подавалось питание. Что характерно, кабель питания подсоединялся к ней же, с консолью она сообщалась посредством единственного провода.

Контроллеры Atari 5200, коих было аж четыре штуки, имели революционную по тем временам конструкцию: ручка аналогового джойстика, цифровая клавиатура, две кнопки «Огонь» по бокам. Также имелись клавиши Start, Reset и ранее не встречавшаяся Pause. Именно контроллеры стали слабым местом новомодной консоли: джойстик, для центровки которого вместо пружин использовалось резиновое основание, оказался крайне неудобным и ненадежным. Что еще хуже, приставка была несовместима с сотнями игры для VCS. Через год Atari выпустила обновленную версию 5200 и адаптер для нее, позволявший играть в старые игры и использовать более надежные контроллеры от VCS (с адаптером были совместимы и некоторые модели первой версии). От четырех портов контроллеров осталось всего два. Вместо switch box был введен простой тумблер.

Главными конкурентами нового детища Atari были Intellivision от Mattel и Colecovision от Coleco Industries. Первая вышла еще в 1979-м. Год спустя система стала неплохо продаваться по цене $299 и стала первой реальной угрозой единовластию Atari на рынке видеоигр. Действительно, по графике и звуку она явно превосходила Atari VCS. Пафосный слоган Mattel – «The closest thing to the real thing» – не врал, если принимать во внимание то, как бесконечно далека была графика этих игр от современных стандартов.

Первой игровой консолью с 16-битным процессором как раз и стала Intellivision. Им был General Instrument СР1610, работавший на частоте с практически аптечным значением – 894,886 кГц. Объем оперативной памяти приставки тоже был нестандартным – 1352 байта. Экранное разрешение равнялось 196 х 160 пикс. Поддерживались лишь 16 цветов, зато все они могли использоваться одновременно. В графическую ROM были зашиты восемь спрайтов с возможностью выбора размера (из двух значений), растягивания по горизонтали и вертикали, отражения, обнаружения пересечения с другими спрайтами и определения положения относительно фона (позади или спереди). Звук был трехканальным, с дополнительным шумовым каналом.

Спрашивается, зачем вдаваться в детали? Дело в том, что очевидное сегодня в те дремучие времена было новшеством. По мере приближения к современности на такие подробности я буду обращать меньше внимания. Но замечательна эта приставка не техническими характеристиками, а новаторскими аксессуарами. Контроллер вместо стандартного джойстика или ручки типа paddle был оборудован диском, подобным крестовинам современных геймпадов и способным принимать шестнадцать положений. Рядом с диском располагалась цифровая клавиатура, на которую можно было надеть специальные накладки для разных игр, а по бокам контроллера – четыре неудобные функциональные клавиши. Не в последнюю очередь из-за них, а также из-за непривычности диска для многих пользователей Intellivision не снискала такой популярности, как Atari VCS.

Еще Intellivision стала первой в истории приставкой, игры для которой можно было (!) скачивать – с помощью кабельного телевидения и устройства Piay- Cable. После выключения питания игра пропадала. Благодаря другому аддону – Intellivoice на чипе производства Mattel и General Instrument – консоль могла воспроизводить человеческий голос. Было выпущено несколько игр с поддержкой этого модуля, большинство из которых без него не работали. Готовилась интернациональная версия Intellivoice, но ее релиз не состоялся.


Судьба легенды

После выхода Atari 5200, последующего краха и продажи Atari легендарная VCS хоть и ушла в тень, но продолжала существовать под именем Atari 2600. В 1986 году с двухлетним опозданием была выпущена ее модификация 2600 Jr. в уменьшенном пластиковом корпусе, примерно таком же, как у модели 5200. Приобщиться к богатому наследию VCS желающие могли за полсотни долларов.

В Америке и Европе приставка продавалась до 1990 года, а в Азии – еще два года спустя. Таким образом, срок жизни VCS / 2600 оказался рекордным – четырнадцать лет и два месяца, а общее количество проданных экземпляров консоли достигло 25 млн шт. Возрождение VCS в виде 2600 Jr. породило новую волну игр для нее, сделанных как самой Atari, так и сторонними разработчиками. За период с момента релиза игротека приставки расширилась до девятисот наименований, включая ряд «самопальных» (фанатских) игр. Было создано множество клонов VCS, как приставок со встроенными играми, лишь эмулирующих оригинал, так и совместимых с «родными» картриджами. Существует несколько эмуляторов VCS, хоть путь к точной имитации легенды был нелегок из-за специфики архитектуры (отсутствия кадрового буфера и пр.). Кроме того, стремясь выжать из консоли всю мощность, разработчики игр использовали недокументированные возможности и даже баги устройства, которые создателям эмуляторов пришлось учесть.

А некий Пол Слокам (Paul Slocum) нашел совершенно неожиданное применение для своей VCS: благодаря специальному картриджу AtariSynth приставка превращается в двухголосный синтезатор. Несколько доморощенных групп даже записывали с ее помощью свои произведения.

Хитрая Vectrex

Приставка Vectrex, выпущенная в 1982 году компанией General Consumer Electric была в некоторых отношениях очень необычной. Начинка Vectrex не представляла собой чего-то умопомрачительного: процессор Motorola 68А09 с частотой 1,6 МГц, 1 Кбайт «мозгов», звук – через встроенный динамик. Приставка оказалась уникальна тем, что в нее был встроен монитор (или, наоборот, приставка была в него встроена), причем не абы какой, а «векторный». Этот дисплей производства Samsung имел скромную диагональ (240 мм) и показывал черно-белое изображение. Его необычность заключалась в характере движения электронного луча в кинескопе. В дисплее Vectrex (тем он и отличался от стандартных CRT-телевизоров и мониторов) электронный луч управлялся цифро-аналоговым преобразователем и мог перемещаться в любых направлениях, а также включаться и выключаться по требованию программы. Для того чтобы сделать линию ярче, луч проходил по нужному месту несколько чаще. Создатели Vectrex позаимствовали эту технологию из игровых автоматов, в которых она широко применялась. Благодаря ей при ставка выдавала настоящую векторную графику, заметно более четкую, чем у других консолей, а аркады можно было портировать без потери качества изображения.

В приставку даже был встроен аналог знаменитой Asteroids – Minestorm. Для ’ создания цветного изображения на дисплей наклеивались специальные пластиковые накладки, устранявшие вдобавок мерцание. Другой нестандартной фичей Vectrex были контроллеры, которые, в отличие от распространенных тогда манипуляторов, были похожи на современные геймпады и даже оснащены аналоговым джойстиком. Настоящую популярность аналоговые контроллеры приобрели только через 14 лет, ими были снабжены Nintendo 64 и PlayStation.

Не менее интересен аксессуар для Vectrex – 3D Imager. Главной частью устройства являлся диск, одна половина которого была черной, а другая была разделена на три цветных сектора – красный, синий и зеленый. Диск вращался перед экраном, а синхронизированная с ним приставка рисовала для каждого цвета отдельный вариант изображения. Разница во времени прорисовки и расстояние между картинками разных цветов создавали для человека в цветных очках иллюзию объемного изображения. Кроме того, трехмерный эффект можно было усилить, делая предметы на переднем плане чуть более яркими, а объекты на экране раскрашивая в разные цвета. Были и другие примочки для Vectrex – световой карандаш и синтезатор голоса VecVox.

Как и большинство его современников, Vectrex не перенес игровой кризис 1983 года, но долго вел «загробную жизнь» благодаря производителям «самопальных» игр. Энтузиасты выпускают и обновленную модификацию VecVox.