«Нужна ли современному читателю классическая литература? благородный адвокат человечества

Сочинение

Классика составляет основу школьной программы по литературе. Ученики изучают произведения далекого 18, 19, 20 веков. Часто в этих произведениях повествуется о событиях или явлениях, незнакомых и непонятных современному ребенку, да вообще современному человеку. Так, практически все произведения начала 20 века посвящены революции 1917 года и гражданской войне, роман-эпопея Л. Н. Толстого рассказывает о жизни в период Отечественной войны 1812 года, а «Слово о полку Игореве» — о междоусобных воинах и борьбе с кочевниками в далеком 12 веке.

Так нужна ли классическая литература современному читателю? Что может она дать, чему научить? Может быть, стоит читать только произведения, рассказывающие о жизни в наши дни?

Чтобы ответить на эти вопросы, для начала, как мне кажется, нужно разобраться — а что такое «классическая литература»? Почему некое количество произведений объединено под этим названием? Почему считается, что классическую литературу обязан читать и знать каждый образованный человек?

К моему великому удивлению, ни один из словарей не смог дать четкого определения интересующему нас понятию. Ясно лишь одно — «классическая литература» пытается разобраться в непреходящих вещах, вечных ценностях, которые актуальны во все времена. Именно поэтому, мне думается, она столь ценна. Но тогда возникает другой вопрос — а почему мнение именно этих писателей считается образцовым, верным? Почему именно они, а не другие люди, творившие в это время, могут чему-то научить нас, людей 21 века?

Наверное, именно «классические» писатели наиболее точно ответили на многие вопросы, волновавшие человечество во все времена. Именно они дали тонкий анализ человеческой природы, психологии, смогли сформулировать основные «законы», по которым всегда существовал человек.

Наверное, моим самым любимым «классиком» является Ф. М. Достоевский. Его роман «Братья Карамазовы», на мой взгляд, универсальное произведение, дающее ответы на вечные вопросы, рано или поздно возникающие в голове у каждого человека.

В центре повествования находятся судьбы четырех братьев. Их жизни тесным образом связаны между собой и с жизнью их отца — человека деспотичного, развратного, грешного в самом широком понимании этого слова.

Братья Карамазовы — чрезвычайно разные люди. Каждый из них, живя в тяжелых условиях деспотизма и самодурства отца, пытается найти ответы на важные вопросы бытия. И им кажется, что они эту идею находят.

Так, Иван Карамазов в основу угла ставит разум, логику. Он пытается рационально понять и обосновать то, что происходит вокруг. Однако это герою плохо удается. Иван не может многого постичь, не может принять жестокий и несправедливый мир.

Этому герою тяжело жить на свете, он пытается найти что-то, что облегчило бы ему существование, но не находит такой спасительной отдушины. Его удел — это безнадежность и отчаяние.

Другой брат — Смердяков — живет в постоянной ненависти. Этот человек ненавидит все — отца, братьев, людей, Россию, себя, в конце концов. Смердяков приходит к тому, что надо жить, позволяя себе все. Он отказывается от всяких нравственных и моральных законов внутри себя, стремится к саморазрушению.

Старший брат Митя Карамазов, возможно, четко не сформулировал жизненной позиции. Он живет так, как «бог на душу положит», следуя зову своей натуры — широкой, разгульной, страстной и безудержной. «Широк человек, слишком даже широк», — говорит Митя как будто о себе. Этот герой обладает мощными жизненными силами, но не знает, как применить их, чтобы самому быть счастливым и сделать счастливыми окружающих.

Самый гармоничный среди братьев — Алеша Карамазов. Он обладает ценнейшей способностью — верить. Именно вера в бога делает Алешу светлым человеком, способным справиться со своими темными сторонами и дарить людям свет. Из монастыря Алеша вынес всепрощающую любовь к людям и смирение — то, чего, по Достоевскому, не хватает людям во все времена.

Но в жестком, несправедливом и противоречивом мире, в котором живут братья, никто не слышит слабый голос Алеши. Все заняты собой, своими обидами и страстями. Складывается такое ощущение, что каждый из героев один на один бьется с роком, который, в любом случае, одержит верх и сломает героев.

Образ жизни и мысли Карамазовых влечет их к трагедии. И эта трагедия происходит — Смердяков убивает своего отца. Однако в этом преступлении оказываются замешаны все — подал страшную идею Иван, а расплачивается каторгой за нее Митя. Таким образом, Достоевский утверждает, что в преступлениях, совершающихся в мире, нет невиновных. В том, что происходит, духовно виноваты все. Это одна из основных мыслей в романе «Братья Карамазовы».

Один из крупнейших философов начала 20 века, В. Розанов, так охарактеризовал жизненную позицию Достоевского: «Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее оправдывало настоящее. Он требует иного оправдания и лучше предпочитает до изнеможения колотиться головой об стену, чем успокоиться на гуманном идеале».

Писатель считает, что отвлеченные размышления о прекрасном будущем преступны. Пока люди философствуют о том, что будет завтра, сегодня в мире творится зло. Каждый человек должен жить здесь и сейчас, стремясь сделать так, чтобы настоящая жизнь стала гуманнее и добрее. Всем известны слова Достоевского о том, что никакое прекрасное будущее не стоит одной-единственной слезы ребенка в настоящем.

Показывая жизнь семьи Карамазовых, автор еще раз стремится донести до читателя, что нужно переиначивать обыденную жизнь вокруг себя. А изменить мир может лишь нравственное очищение, которое, по мысли писателя, происходит лишь через страдания. Именно на этот путь Достоевский направляет Митю Карамазова, видя в нем огромный человеческий потенциал.

Таким образом, надеюсь, я ответил на вопрос, поставленный мною вначале. Я считаю, что классическая литература — это литература на все времена. Она должна стать основой, базой, которая формирует человека, его внутренний мир, морально-нравственные взгляды. Именно поэтому классическая литература изучается в школе. Именно поэтому, на мой взгляд, ее должен читать и перечитывать каждый человек, претендующий на звание Человека.

Сочинение

Деятельность Шиллера проходила в Германии, расцвет его творчества пришелся на 1790-е гг. Умер в Веймаре. Шиллер был человеком, который своим творчеством обозначил преддверие романтизма. Его основное творчество – это деятельность как драматурга. «Разбойники» (в 18 лет), «Коварство и любовь», драмы исторического характера, не очень часто обращается к истории Германии, но к европейской, мировой. «Орлеанская дева» (Жанна Д’Арк), «Мария Стюарт» (история Англии), «Дон Карлос» (Испания), «Вильгельм Телль» (национальный символ Швейцарии – вольный стрелок).

Зрелая драма – центральная тема свободы, идея национального освобождения (Жанна Д’Арк), столкновение двух характеров Мария Стюарт – характер расчетливой Елизаветы и стихийного характера Марии Стюарт. С немецкой историей связана драма для чтения «Валленштейн». Драма «Дмитрий самозванец» связана с русской историей (только наброски этого произведения). Слава Шиллера была громадной до 30-х гг. 19 века. Он убежден и стремился убедить читателя в том, что в мире очень четко прочерчена граница между добром и злом. Стилистика: большие монологи героев, восторженные, созданные для декламации.

«Мария Стюарт» – Шиллер умел создавать женские характеры и не боялся ставить их в центре. Эта пьеса, в которой 2 главных женские роли – две королевы. Мария Стюарт – французская принцесса, ее отец шотландский король, ее наставник поэт, она образованна, хороша собой, очаровательна, притягательна, ревностная католичка, но была замужем два раза. В Шотландии происходя распри – отделение от Англии, борьба католиков с англиканской церковью. Ее втягивают в заговоры, способствующие смерти одного из мужей. В это время на престоле в Англии воцарилась Елизавета Тюдор (королева-девстенница).

Женщина-политик, наделена государственным умом, деловая, расчетливая, склонная к интригам. НА престол она прав не имела. Ее отец Генрих 8 послал ее мать на плаху, после этого Елизавета считалась незаконнорожденно. Поле Генриха 8 сыновей не осталось и на престол взошла Мария Кровавая. Она отправляет Елизавету в тюрьму, но после смерти Марии, Елизавета стала королевой. Она понимала, что если она выйдет замуж, то все перейдет мужу и она потеряет самостоятельность, поэтому она стала королевой-девственницей. Для Шиллера его драма – это столкновение двух подходов жизни: естественное стремление человека к свободе и самовыражению (Мария некорыстная, нечестолюбивая, женщина, созданная для любви, самокритична, открыта, ее слуги остаются с ней до конца, потому что любят ее). Для Марии самая яркая сцена – встреча с Елизаветой. Елизавета умна, она рассматривает Марию как угрозу благополучию страны. Она остается женщиной и понимает, что у нее нет того, чем обладает Мария. Она ей по-женски завидует. В ней живет тайное женское соперничество.

Встреча двух королев представляет вступление: Марии разрешено спуститься в сад, проведя годы в заточении, она рада как дитя. Мечтает королева только о том, чтобы Елизавета ее выпустила, ей нужна свобода. А Елизавета разговаривает с ней свысока, она жаждет, чтобы Мария во всем ей подчинялась, признала все приоритеты. А в противном случае Елизавета готова на все. Когда Елизавета выходит за рамки этики разговора, Мария выходит из себя. Елизавета упрекает Марию в том, что она грешна, Мария приходит в ярость и разоблачает лицемерие королевы. Выплеск правды, свобода для нее важнне чем будущее. Уже оставшись одна, понимая что освобождения не будет, горда тем, что так унизила Елизавету. Елизавета решает, что будет в безопасности только после смерти Марии. Она начинает подготавливать своих лордов, чтобы они вынесли решение о казни Марии. Сцена прощания Марии Стюарт с теми, кто ее сопровождает. Королева до последнего момента спокойна и с большим достоинством принимает смерть.

В основе сюжета лежит семейная трагедия. В родовом замке баронов фон Моор живут отец, младший сын – Франц и воспитанница графа, невеста старшего сына, Амалия фон Эдельрейх. Завязкой служит письмо, полученное якобы Францем, в котором повествуется о беспутной жизни проходящего курс наук в университете в Лейпциге Карла фон Моора, старшего сына графа. Опечаленный плохими новостями, старик фон Моор под давлением позволяет Францу написать письмо Карлу и сообщить ему, что, разгневанный поведением своего старшего сына, он, граф, лишает его наследства и своего родительского благословения.

В это время в Лейпциге, в корчме, где собираются обычно студенты Лейпцигского университета, Карл фон Моор ждет ответа на свое письмо к отцу, в котором он чистосердечно раскаивается в своей распутной жизни и обещает впредь заниматься делом.

Приходит письмо от Франца – Карл в отчаянии. Его друзья обсуждают в корчме предложение Шпигельберга собрать шайку разбойников, поселиться в богемских лесах и отбирать у богатых путников деньги, а затем пускать их в оборот.

Бедным студентам эта мысль кажется заманчивой, но им нужен атаман, и хотя сам Шпигельберг рассчитывал на эту должность, все единогласно выбирают Карла фон Моора. Надеясь, что "кровь и смерть" заставят его позабыть прежнюю жизнь, отца, невесту, Карл дает клятву верности своим разбойникам, а те, в свою очередь, присягают ему.

Теперь, когда Францу фон Моору удалось изгнать своего старшего брата из любящего сердца отца, он пытается очернить его и в глазах его невесты, Амалии. В частности, он сообщает ей, что бриллиантовый перстень, подаренный ею Карлу перед разлукой в залог верности, тот отдал развратнице, когда ему нечем было заплатить за любовные утехи. Он рисует перед Амалией портрет больного нищего в лохмотьях, изо рта которого разит "смертоносной дурнотой",- таков ее любимый Карл теперь.

Но Амалия отказывается верить Францу и прогоняет его прочь.

В голове Франца фон Моора созрел план, который наконец поможет ему осуществить свою мечту, стать единственным обладателем наследства графов фон Моор. Для этого он подговаривает побочного сына одного местного дворянина, Германа, переодеться и, явившись к старику Моору, сообщить, что он был свидетелем смерти Карла, который принимал участие в сражении под Прагой. Сердце больного графа вряд ли выдержит это ужасное известие. За это Франц обещает Герману вернуть ему Амалию фон Эдельрейх, которую некогда у него отбил Карл фон Моор.

Так все и происходит. К старику Моору и Амалии является переодетый Герман. Он рассказывает о смерти Карла. Граф фон Моор винит себя в смерти своего старшего сына, он откидывается на подушки, и его сердце, кажется, останавливается. Франц радуется долгожданной смерти отца.

Тем временем в богемских лесах разбойничает Карл фон Моор. Он смел и часто играет со смертью, так как утратил интерес к жизни. Свою долю добычи он отдает сиротам. Он карает богатых, грабящих простых людей, следуя принципу: "Мое ремесло – возмездие, месть – мой промысел".

А в родовом замке фон Моор правит Франц. Он достиг своей цели, но удовлетворения не чувствует: Амалия по-прежнему отказывается стать его женой. Герман, понявший, что Франц обманул его, открывает фрейлине фон Эдельрейх "страшную тайну" – Карл Моор жив и старик фон Моор тоже.

Карл со своей шайкой попадает в окружение богемских драгун, но им удается вырваться из него ценой потери всего одного разбойника, богемские же солдаты потеряли около трехсот человек.

В отряд фон Моора просится чешский дворянин, потерявший все свое состояние, а также возлюбленную, которую зовут Амалия. История молодого человека всколыхнула в душе Карла, прежние воспоминания, и он решает вести свою шайку во Франконию. Под другим именем он проникает в свой родовой замок. Он встречает свою Амалию и убеждается, что она верна "погибшему Карлу".

Никто не узнает старшего сына графа, лишь Франц угадывает в госте старшего брата, но никому не говорит о своих догадках. Младший фон Моор заставляет своего старого дворецкого Даниэля дать клятву, что тот убьет приехавшего графа. По шраму на руке дворецкий узнает в графе фон Бр`анде Карла, тот не в силах лгать своему старому слуге, воспитавшему его, но теперь он должен торопиться навсегда покинуть замок. Перед исчезновением он решает все же повидать Амалию, попрощаться с нею.

Карл возвращается к своим разбойникам, утром они покинут эти места, а пока бродит по лесу и в темноте вдруг слышит голос и видит башню. Это Герман пришел украдкой, чтобы накормить узника, запертого здесь. Карл срывает замки с башни и освобождает старика, иссохшего как скелет. Этим узником оказывается старик фон Моор, который, к своему несчастью, не умер тогда от вести, принесенной Германом, но когда он пришел в себя в гробу, то сын его Франц тайно от людей заточил его в эту башню, обрекая на холод, голод и одиночество. Карл, выслушав историю своего отца, не в силах больше терпеть и, несмотря на родственные узы, которые связывают его с Францем, приказывает своим разбойникам ворваться в замок, схватить брата и доставить ему живьем.

Ночь. Старый камердинер Даниэль прощается с замком, где он провел всю свою жизнь. Вбегает Франц фон Моор в халате со свечой в руке. Он не может успокоиться, ему приснился сон о Страшном суде, на котором его за грехи отправляют в преисподнюю.

Получив от пастора подтверждение, что самыми тяжкими грехами человека являются братоубийство и отцеубийство, Франц пугается и понимает, что душе его не избежать ада.

На замок нападают разбойники во главе со Швейцером, посланные Карлом, они поджигают замок, но схватить Франца им не удается. В страхе он сам удавился шнурком от шляпы

«Разбойники» закончена в 1781 г. Шиллер только окончил курс Военной академии в Штудгарте, а драму написал, ещё обучаясь в ней. Молодому писателю пришлось издавать драму за свой счёт, потому что ни один издатель в Штудгарте не захотел её печатать.

Зато её взялся поставить директор Майнгемского театра барон фон Дальберг. Премьера состоялась в Майнгейме в 1882 г. Шиллер сразу стал знаменит.

Жанр и направление

Молодой Шиллер - идейный последователь «Бури и натиска», объединения, близкого к сентиментализму. Участники «Бури и натиска» несли просветительскую идеологию на немецкой почве. Очень важны для Шиллера работы Руссо, особенно его литературное творчество. В «Разбойниках» отражены идея «естественного человека», отвержение современной цивилизации и сомнения в прогрессе. Шиллер разделял религиозную концепцию Руссо (одно из качеств отрицательного героя Франца Моора – безбожие). Идеи Руссо Шиллер влагает в уста своих героев.

Жанр произведения «Разбойники» - драма. В финале умирают все близкие Карла, а сам он идёт сдаваться властям. Противоречия в его жизни неразрешимы. Он сломлен морально и ожидает физического возмездия. Некоторые исследователи конкретизируют жанр, называя произведение разбойничьей драмой.

Тематика и проблематика

Тематика драмы – вражда и ненависть между близкими людьми, способная убивать; ответственность человека за свой выбор и свои поступки, за моральные обязательства.

Основную мысль произносит священник: нет большего греха, чем отцеубийство и братоубийство. Ему вторит Карл в финале: «О, я глупец, мечтавший исправить свет злодеяниями и блюсти законы беззакониями!»

В предисловии Шиллер признаётся, что его цель как драматурга – «подсмотреть самые сокровенные движения души». Проблемы, поднимаемые в драме - человеческие страсти: месть и предательство, клевета старшего сына, горе обманутого отца, выбор Амалии, верность разбойников и Карла слову.

Социальные проблемы связаны с всевластием феодалов (история Косинского, чья возлюбленная стала любовницей князя, а тот отнял земли Косинского и отдал их министру). Один из эпиграфов драмы – «На тиранов».

Женщины в драме делают выбор между честью и любовью. Амалия (невеста Косинского) выбирает любовь (при этом теряя своего возлюбленного). А свою Амалию Карл избавляет от такого выбора, вернувшись вовремя домой.

Сюжет и композиция

Сюжет заимствован Шиллером из рассказа Шубарта «К истории человеческого сердца». На сюжет повлияли истории о благородных разбойниках, борющихся против феодалов. Разбойничество было нередким социальным явлением времён Шиллера.

Младший сын Франц оклеветал старшего Карла в глазах отца, а потом объявил его умершим. Он желал унаследовать богатство отца и жениться на невесте брата. Заболевшего отца он объявил мёртвым и запер в фамильном склепе.

Карл, благородный разбойник, но и убийца, чувствуя беспокойство за невесту, решает тайно пробраться в родовой замок. Он находит едва живого отца, проведшего 3 месяца в склепе, всё ещё любящую его Амалию. Карл хочет отомстить брату за страдания отца, но тот сам душит себя шнурком. Отец умирает, узнав, что Карл разбойник, а Амалия просит заколоть её, только бы не расставаться с ним снова. Карл выполняет просьбу Амалии и отдаётся в руки правосудия, попутно сделав благодеяние для отца 11 детей.

Герои и образы

Старик Моор хочет только одного: чтобы его дети любили друг друга. Он слишком мягок, чем пользуется Франц и вырывает из его уст проклятие, обращённое на Карла. Именно отказ отца принять сына в своём замке побудил Карла стать разбойником. Отец то проклинает сына, то называет его жемчужиной в венце Всевышнего и ангелом. Старик не готов принять своего сына Карла разбойником и убийцей, умирает от этого известия.

Франц Моор , младший сын, коварен и лжив. Его цель – завладеть имением отца. По его собственным словам, он погряз во всех смертных грехах. Франц подозревает, что все люди таковы, как он. Человека Франц считает грязью, а сам совершенно лишён совести.

Священник называет Франца тираном. Франц безбожник, но в глубине души он боится встречи с Богом. Его мучит грех отцеубийства, что отражается в сне о Страшном суде. Смерть его соотносима с грехами: он удавился, как Иуда.

Старший брат Карл Моор – благородный разбойник. Сам он не считает себя ни преступником, ни вором, называя своим ремеслом возмездие, а промыслом – месть.

Карл набожен, но с презрением относится к церковникам, называя их фарисеями, толкователями правды, обезьянами божества.

Карла, по словам патера, снедает гордыня. Действительно, Карл с презрением относится к разбойникам, называя их безбожными негодяями и орудием своих великих планов.

Карл – естественный человек, действующий согласно здравому смыслу. Узнав о коварстве брата, Карл готов бежать, чтобы не убить его в гневе. Он великодушен и щедр, дарит Даниэлю кошель. В конце трагедии Карл решает не просто сдаться властям, но и помочь бедняку, отдав ему деньги за свою поимку.

При этом Карл – разбойник и убийца. Он хотел бы забыть крики своих жертв, пытается найти оправдание своих поступков в своей родословной и своём воспитании.

У Карла обострённое чувство справедливости. Сам он восстаёт против человеческих законов, считая их несправедливыми, но возмущён тем, что Франц нарушает Божьи законы, когда убивает и мучит отца: «Законы вселенной превращены в игральные кости! Связь природы распалась... Сын убил своего отца».

С точки зрения Карла, месть оправдывает его разбой и убийство брата. И всё-таки он не считает себя вправе быть счастливым и любить, если он стольких убил.

Даниэль , семидесятилетний слуга, исключительно честен. Он не утешает Франца, рассказавшего страшный сон о Страшном суде, а только обещает за него помолиться. Франц называет эту искренность мудростью и трусостью черни. Даниэль отказывается заколоть Франца, когда приближается час возмездия, не желая совершить грех.

Образы разбойников

Они верны своему атаману и не соглашаются сдать его властям даже за подписанное помилование. Карл называет разбойников карающими ангелами. Обязательства перед ними заставляют Карла убить Амалию.

Амалия

Девушка верна своему возлюбленному, идеализирует его. Амалия готова уйти в монастырь, узнав о мнимой смерти Карла и его отца, но не согласна стать женой Франца, хочет заколоть себя, когда младший брат домогается её силой.

Амалия не мыслит своей жизни без возлюбленного. Когда девушка узнаёт, что её жених разбойник, она называет его сразу и демоном, и ангелом. Сама она становится жертвой долга возлюбленного.

Конфликт

Конфликт в драме внешний и внутренний. Внешний конфликт социальный: бунт против феодального произвола. Он побуждает Карла стать разбойником, а Франца - строить козни против отца и брата. В конце романа конфликт разрешается признанием Карлом ошибочности своего пути.

Внутренний конфликт Карла – противоречие между правом на протест и преступными путями его реализации, основанными на насилии. Этот конфликт неразрешим.

Внутренний конфликт присущ каждому герою. Амалия разрешает конфликт между любовью к Карлу и симпатией к переодетому Карлу. Внутренний конфликт Франца состоит в вопросе существования Бога. Отец не может решить, прощать или проклинать каждого из сыновей.

Художественное своеобразие

Для молодого Шиллера главное в драме – донести до читателя и зрителя свои идеи. Сюжет основан не на жизненных фактах, а исходит из идей. Характер героя у Шиллера условен. Он строит его рационально, основываясь на своих скудных знаниях об обществе и мире, подчиняет идее.

Шиллер создал драму нового типа. В ней есть политическая составляющая, патетика, эмоциональность и лиричность.

Большое значение в драме имеют песни. Поют Карл и Амалия, восстанавливая игрой на лютне свои силы и изливая тоску. Песни раскрывают истинные чувства героев, например, Карл поёт о Цезаре и предателе Бруте, узнав о предательстве брата.

Ф. М. – один из самых известных в мире русских мыслителей и писателей. Его выдающиеся произведения полюбились не только читателям ХІХ века, они не меньше любимы и читаемы и в наше время. Его творчество преодолело много десятилетий и осталось интересным современному читателю, а проблемы, которых касался Ф. М. , актуальны и сейчас, что вызывает еще больший интерес к этой выдающейся личности и его произведениям.

Никто не станет спорить, что самое известное произведение Ф. М. Достоевского – роман «Преступление и наказание». Однако самым поэтичным по праву считается роман «Белые ночи». В нем подробно описаны отношения безответно влюбившегося в главную героиню Настеньку человека, который, не рассчитывая на ответные чувства, помогает девушке обрести свое счастье с другим человеком – с тем, кого искренне любит Настенька.

Этот роман позволяет сделать вывод о том, что чувства и мысли Ф. М. Достоевского, нашедшие свое воплощение в его произведениях, в том числе и в романе «Белые ночи», неповторимые и уникальные. Я уверен, что оригинальность сюжетов, самые разнообразные проблемы, решения которых писатель ищет в своих произведениях, его отношения и мысли к этим проблемам останутся всегда интересными читателям.

Несомненно, у каждого есть свое собственное мнение о тех или иных проблемах, но каждый из нас сможет найти что-то интересное в произведениях Ф. М. Достоевского именно для себя. Известно, что своим идеалом великий русский философ и писатель считал Иисуса Христа. И никому не дано его в этом осуждать, ведь это его собственное решение и его выбор, причем писатель никому не навязывал свое мировосприятие, свои мысли и чувства.

Ф. М. просто рассказывает о людях, которые жили в его мире. Поэтому всем, и молодым и старым, и верующим и неверующим, интересно читать его романы и узнавать в их героях своих современников. В самых темных углах Петербурга у него всегда можно найти бедного мечтателя, который прячется от солнца и нищеты, чувствующего себя во всем виноватым, сконфуженного, с бестолковой речью, с нелепыми манерами, доходящего до самоуничтожения. Автор создает обобщенный портрет такого мечтателя: «Измятый, замызганный котенок, который, отфыркиваясь, с обидой и одновременно враждой взирает на природу и даже на подачку с господского обеда, принесенную сердобольной ключницей».

Великий знаток человеческой души, Ф. М. с большим мастерством описывает характеры героев своих произведений. Например, в романе «Белые ночи» ему удалось полностью раскрыть образы главных героев произведения через их монологи. Несмотря на то, что автор не дал конкретных характеристик, мы получили полные портреты персонажей, собрав их из частичек мозаики, каждая из которых – отделенная от всего лишнего, мастерски отшлифованная деталь романа.

Для своих произведений Ф. М. выбирал замечательные сюжеты, которые делали его книги незабываемыми и неповторимыми. Все происходящие в них события кажутся максимально реальными и достоверными, а финал этих произведений никогда невозможно предсказать.

Мастерство и психологизм Ф. М. Достоевского, разнообразность характеров и сюжетов, индивидуальность, непредсказуемость и достоверность – все это делает мысли и чувства выдающегося русского писателя, отраженные в его произведениях, интересными современным читателям.

Тема морального долга в драме Фридриха Шиллера «Разбойники»

Ученический сочинение по драме Фридриха Шиллера «Разбойники». Выдающийся немецкий гуманист Фридрих Шиллер задумывался над смыслом человеческой жизни. Он считал, что современная ему человек потерял простоту, искренность в отношениях с другими и живет не по вере, а по расчету и даже в своих ближних видит уже не друзей, а соперников. «Разбойники» - первая драма Шиллера. Создана юным-гением, она до сих пор остается одним из самых интересных его произведений. В нем показано противостояние двух братьев - Карла и Франца, сыновья графа Моора, носителей двух противоположных мировоззрений. Карл ненавидит убожество окружающей жизни, относится с презрением к тем, кто подобострастно повинуется властителям, притесняет бедняков. Он не хочет жить по тем законам, благодаря которым так хорошо живется лицемерам, проходимцам, ростовщикам. «Разве втиснуть мне свое тело в корсет, или же зашнуруваты законом волю? Закон заставляет ползать улитки то, что должно летать орлом ». Карл Моор в глубине души чистый и добрый юноша. Узнав о решении отца лишить его наследства, он впадает в отчаяние, личное оскорбление воспринимает как проявление несправедливости, что уже стало нормой в человеческих отношениях. Он с товарищами скрывается в Богемском лесу, становится вожаком разбойников. Карл начинает грабить богатых, знатных, имеющих власть, и помогает обездоленным и гонимым.

Совершенно противоположных идей и принципов придерживается его брат Франц. В этом образе Шиллер показал человека циничную, без чести, совести, жестокого эгоиста. Лицемерно выставляя в черных красках студенческая жизнь брата Карла, он позорит его перед отцом, добивается, чтобы весь родительский удел перешел к нему. Более того, он претендует на руку невесты Карла - Амалии. Цель жизни Франца - удовлетворение собственных страстей. Он оправдывает любое свое преступление, считает, что честь, совесть нужны лишь простонародья. Франц стремится к власти и денег и считает, что нет такого препятствия, которое бы помешало ему добиться своего. Родного отца он прячет в башне и обрекает на голодную смерть. Между тем Франца начинают преследовать жуткие видения, которые можно назвать муками униженного совесть - расплата за жестокость и преступления. Своей бездушием он украшает даже собственный герб: «Бледность нищеты и рабского страха - вот цвета моего герба. Франц не в состоянии преодолеть угрызений совести, страха перед неизбежным наказанием и наконец накладывает на себя руки. Однако не побеждает и Карл. В финале драмы его охватывает сомнение: верный путь он выбрал? И понимает, что не тем путем пошел. За свои преступления он расплачивается смертью отца и невесты Амалии и приходит к выводу, что в природе не существует благородного убийства или высокой мести. Он видит корыстолюбие, жестокоость разбойников, которые делают его дело несправедливым, и решает сдаться властям. «По дороге сюда мне довелось беседовать с одним бедняком... у него одиннадцать. Тысячу луидор обещано тому, кто приведет живым большого разбойника. Бедняге можно помочь ».

Изображая споры между братьями, между Карлом и законом, Шиллер нарушает в драме важный вопрос: если против насилия бороться насильственными методами, то не станет и сам благородный мститель преступником? Автор считает, что расплата неизбежна для каждого, кто нарушил нравственный закон, независимо от мотивов, по которым он совершил преступление. В своем произведении Шиллер показал противоречивость между правом человека на протест - с одной стороны, и преступностью любого насильственного протеста - с другой. Это противоречие трагическое, поскольку, по мнению автора, в реальной жизни он не решен.