План - конспект занятия по живописи: Натюрморт из предметов разных по материалу (Имитация техники масляной живописи). План конспект на тему "Натюрморт в контрастной цветовой гамме." Рисование простого натюрморта конспект урока

ГОУ СПО Российский колледж традиционной культуры Санкт-Петербурга

План-конспект урока по дисциплине «Живопись»

Тема: «Натюрморт из предметов простых по форме, различных по материальности. »

Тема занятия: «Рисунок натюрморта под живопись»

Группа 319 Н

Преподаватель:

Сапрыкин В.Г.

Тема урока : «Рисунок натюрморта под живопись»

Цели урока :

Образовательная:

Обучить основным принципам линейного построения предметов;

Применять полученные знания при выполнении рисунка под живопись с натуры.

Развивающая:

Развить аналитические способности, логическое и конструктивное мышление;

Содействовать развитию творческих способностей, эстетическому мироощущению.

Развитие мелкой моторики.

Воспитательная:

Научиться осуществлять самооценку выполненных работ;

Уметь находить ответы на заданные вопросы;

Привить вкус к графике.

Задачи урока:

Применить знания перспективы при выполнении рисунка;

Определить пропорции и выявить пластику предметов в натюрморте.

Дидактические средства обучения:

Материал по методике ведения рисунка.

Материальное обеспечение занятия:

Мольберты, стулья, планшеты, бумага, карандаши различной мягкости, стирательная резинка.

Тип урока: практическое занятие

Структура урока:

1. Организационный момент - 5 минут.

2. Вводная часть (постановка целей и задач, краткий опрос по выполненной работе) - 10 минут.

3. Индивидуальная работа со студентами - 10 минут.

4. Самостоятельная (практическая) работа студентов - 15 минут.

5. Заключительная часть (анализ выполненной работы, подведение итогов занятия) - 5 минут.

Ход урока:

Этап урока

Приемы, методы

Что делают студенты

Что делает преподаватель

Организационный

1. Проверить наличие присутствия студентов.

2. Проверить готовность студентов к занятию.

Словесный

Самоорганизация и самоуправление студентов

Приветствуют преподавателя.

Староста группы докладывает об отсутствующих.

Готовят рабочее место.

Приветствует студентов. Проверяет присутствующих. Назначает дежурных. Выясняет готовность к уроку.

Актуализация знаний

1. Сообщить тему урока.

2. Сообщить учебные цели и задачи.

3. Краткий опрос по выполненной работе.

Информационный (рассказ, беседа)

Воспроизведение знаний студентов

Знакомятся с планом урока.

Включаются в рабочий ритм урока.

Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.

Объявляет тему урока.

Рассказывает о целях и задачах.

Рассказывает о значении данной работы.

Задает вопросы по пройденному материалу.

Индивидуальная работа со студентами

Практическое и наглядное объяснение

Комментарии и словесное объяснение

Отвечают на вопросы. Наблюдают за исправлением допущенных ошибок.

Исправляет ошибки допущенные студентом при выполнении задания, рассказывает о них.

Объясняет как избежать этих ошибок.

Практическая (самостоятельная) работа

Приобретение знаний, умений и навыков.

Выполняют рисунок натюрморта под живопись. Проводят самоконтроль.

Проверяет ведение самоконтроля.

Закрепление

Подведение итогов

Сравнительный анализ

Объяснение результатов

Демонстрируют работы.

Комментируют полученный результат.

Проверяет качество выполненного задания.

Разбирает наиболее существенные ошибки и недочеты в работе.

ГОУ СПО Российский колледж традиционной культуры

Технологическая карта

(План проведения учебного занятия)

Учебная дисциплина: «Живопись»

Тема (раздел): «Натюрморт из предметов простых по форме.»

Количество часов на тему: 36 часов

Порядковый номер занятия по плану: № 25-28

Преподаватель: Сапрыкин В.Г.

1. План темы:

2.Компоновка в листе.

3.Поиск хар-ра предметов.

4.Решение живописных отношений.

5.Работа над деталями.

6.Завершение.

Дидактические цели:

Обеспечить усвоение студентами

Правил и принципов построения, композиционных законов изображения объектов в формате,

Живописных навыков.

Чувство цвета и колорита.

Средства обучения:

Наглядный материал (книги, рисунки);

Материал по методике ведения живописи.

Способы деятельности:

1. Выполнение рисунка и живописного решения натюрморта.

2. Изучение и анализ наглядного материала

3. Самостоятельное выполнение несложного этюда натюрморта.

Формы обучения

Занятия 21-24,25-28,29-32,33-36,37-40,41-44,45-48,49-52 - практическая работа

Занятие 53-56 - комбинированный.

Система обобщения материала

Выполнение живописного решения натюрморта.

Литература

1. Аксенов К.Н. Рисунок. (В помощь художнику оформителю). - М., Панорама, 1990.

2. Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись: Учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 1997.

3. Ли Н.Г. Рисунок. Основы академического рисунка: Учебник. - М., Эксмо, 2010.

Виды контроля

1. Текущий

2. Тематический

Формы контроля

1. Индивидуальный

2. Фронтальный

Методы контроля

2. Практический

3. Самостоятельный

План – конспект занятия по теме

«Натюрморт в контрастной цветовой гамме».

Вид занятия – рисование с натуры.

Цель и задачи :

Цель: углубление представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей.
Задачи:

Обучающая: обучение умению выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен.

Развивающая: развитие творческого воображения.

Воспитывающая: воспитание художественного вкуса, эстетического цветового ощущения и изысканности цветовых оттенков.

Тип занятия : комбинированное.

Материалы и оборудование:

Для педагога:
1. Репродукции картин художников. «Заморские гости», ав. Рерих; «Девушка с кувшином», ав. Архипов.
2. Таблицы и схемы на тему “Цветовой контраст”;
3.Таблицы I, I(а), II, II(а), “Последовательность ведения работы в цвете”

Для учащихся:
Акварельные краски; кисти; вода; палитра; бумага (форматА3).

План занятия:

Организация рабочего места (2 мин);

Обсуждение темы занятия (3 мин);

Рассматривание таблиц и иллюстраций; ознакомление с натурной постановкой, обсуждение хода работы (7 мин);

Самостоятельная работа – исполнение учащимися рисунков (30 мин);

Подведение итогов, уборка рабочего места (3 мин).

Ход занятия:

Организационный момент

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок по живописи на тему: “Натюрморт из овощей и
фруктов” , с драпировками, контрастными по цвету и светлоте. Повторение пройденного материала

Что же такое “ Живопись”? Кто скажет, ребята? Нам известно несколько определений живописи”. Одно из них гласит: “ Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль”. И еще одно определение – “ Живопись ” означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность
- Ребята, давайте назовем известные нам жанры живописи:
- Это портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр.
- Хорошо ребята, правильно. Сегодня на уроке мы будем выполнять натюрморт в цвете. Кто скажет что такое натюрморт? И натюрморты каких художников вы знаете?
“Натюрморт” в переводе с французского означает “мертвая натура”, т.е. “натюрморт” – это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с немецкого “натюрморт” – означает “тихая жизнь”.
А теперь давайте снова обратимся к нашему натюрморту, ”.
- Ребята, работы каких известных художников вы знаете, выполненные на эту тему?

Рассматриваем репродукции картин художников.

Хорошо ребята. Достаточно. Хочется заметить, что не всякая группа предметов может называться натюрмортом. Постановка творческого натюрморта должна быть строго продумана в соответствии с учебной задачей и идейным замыслом.
Например, задача наших постановок – это выявление разнообразия форм и материалов, различия
цвета и тона. Для этого мы использовали законы контраста.
Контрастное сопоставление большого с малым (масштабный контраст), светлого с темным (светлотный контраст), шероховатую поверхность с глянцевой (фактурный контраст) и, наконец цветовые контрасты (красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый).
Ребята, мы с вами еще раз убедились, что художник, создавая живописными средствами неповторимый мир, заставляет нас переживать, удивляться и радоваться. Не случайно цвет является основой живописи: Во-первых, цвет можно по разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира;
Во-вторых , цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние.
В-третьих, цветом можно мыслить и конструктировать форму предмета, передавать фактуру и объем.

Подготовительный момент

Задача занятия:

Итак, сегодня на уроке мы будем выполнять построение и цветовое изображение натюрморта. Прежде чем приступить к практической работе в цвете, мы с вами проведем анализ натурной постановки и повторим все, что касается “цветового контраста”.
- Итак, ребята, мы знаем, что все цвета могут быть разделены на две основные группы:
1. Хроматическую (цветную), в которую входят все цвета солнечного спектра.
- Что называется хроматическими цветами?
- Все цвета солнечного спектра.
2. Ахроматическую (не цветную), в состав которой входят цвета: черный, белый и все оттенки серого.
- Что называется ахроматическими цветами?
- Это цвета черный, белый и серый.
- Ребята, а чем отличаются наши натюрморты от предыдущих?
- Наши натюрморты отличаются цветовыми контрастами.
- Ребята, дайте мне, пожалуйста, определение “контрастные цвета” и назовите группы контрастных сочетаний.

Показываю цветовой круг:
- “Контрастные цвета” – это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный-зеленый, желтый-фиолетовый, синий-оранжевый.

Явление “цветового контраста” заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Например: красный помидор будет выглядеть краснее на фоне зеленой петрушки.
- Какие виды цветовых контрастов вы знаете?
- Различают два вида цветового контраста – светлотный и хроматический (цветовой). Показываю таблицу на светлотный контраст:


    Сравните одинаковые серые квадраты, расположенные на черном и белом фоне. Они покажутся вам разными.

Пример контраста по светлоте.

Показываю таблицу на хроматический или цветовой контраст:

Цвет предметов мы воспринимаем в зависимости от окружающего фона. Белая скатерть покажется голубой, если на нее положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней окажутся зеленые яблоки. Это происходит потому, что цвет фона приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зеленым – теплым.


Пример цветового контраста

    Хроматический – называется изменение цветового тона или насыщенности цвета под действием соседних хроматических цветов. Чем светлее тональные отношения, тем сильнее контраст
    а) если хроматический цвет находится на фоне своего дополнительного цвета, то он сохраняет свой цветовой тон и приобретает большую насыщенность. Например, желтый цвет на фиолетовом кажется ярче, чем на любом другом хроматическом цвете.
    б) если серая фигура окружена хроматическим фоном, то цвет ее приобретает оттенки
    дополнительного цвета к цвету фона. Например, серый фон на зеленом фоне приобретает розовый
    оттенок, и наоборот – на красном он зеленеет.
    Любой предмет в натюрморте имеет цветовую характеристику и обладает определенной
    светлотой, т.е. тоном.
    При выполнении работ в цвете мы так же должны стремиться передать:
    - объем предметов натюрморта;
    - фактуру предметов (их материальность);
    - плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).

Объяснение нового материала
Сегодня на занятии вы выполните изображение натюрморта. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов будет состоять, какие навеет настроения.

Компоновка предметов должна быть тщательно продумана. Далее делается рисунок, в котором не только отражается форма рисуемых предметов, но и показывается направление светотени, темные и светлые места, и только после этого рисующий работает с красками.

Последовательность выполнения работы:

На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.

На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта,

На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.

На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.

Ребята, перед началом практической работы, давайте с вами уточним задачу нашего занятия – это изображение натюрморта, образное и цветовое исполнение натюрморта.

Самостоятельная работа.

Итоги занятия.

Просмотр и анализ выполненных работ. Отметить красиво найденные сочетания цветов в передаче характера предметов натуральной постановки.

Анализ работы.

Уборка рабочих мест.

Заключение. Методические рекомендации.

Для лучшего усвоения конкретных знаний и умений с целью воспитания хорошего художественного вкуса, учащихся, дальнейшего улучшения их эстетического воспитания важно как можно чаще проводить беседы (как отдельные уроки, так и в качестве вводной части к объяснению практической работы), целью которых являлось бы знакомство учащихся с работами лучших мастеров и живописи и рисунка знакомство с их творческим методом. Полезно проводить также разбор работ самих учащихся, устраивать выставки лучших работ.

Натюрморт раскрывает перед учащимися бесконечное многообразие природы. Ребята могут и должны с помощью учителя рисования познать те свойства, т.е. особенности вещей, которые могли бы остаться незамеченными. К сожалению, многие преподаватели, студенты-практиканты при объяснении натурной постановки часто ограничиваются объяснением, как правильно изобразить конструкцию пространственное положение объектов, перспективное сокращение формы, и мало вниманию уделяется на особенности «видеть» в натуре красоту, изящество, грациозность формы, линии, гармоничное сочетание цветов. А если предмет, который школьник должен рисовать, не оказывает на него эмоционального воздействия, то он и к процессу изображения этого объекта относится пассивно, что, несомненно, сказывается на качестве его изобразительной деятельности.

Очень важным фактором является то, что те знания, умения, и навыки, которые получает школьник на занятиях рисования с натуры, расширяются, углубляются, и закрепляются на занятиях остальных видов занятий по изобразительному искусству, и наоборот.

Данная дипломная работа может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках рисования с натуры, на беседе по изобразительному искусству, знакомящей учащихся с различными жанрами живописи, так и в качестве методической разработки к теме «Натюрморт».

18.04.2013 уч.г.

Открытый урок по живописи

в 1 «б» классе

преподавателя Ершовой И.М

Тема урока : «Поэтапное построение натюрморта»

«Натюрморт с простым предметом и овощами в холодной цветовой гамме»

Цели: закрепить знания о жанре изобразительного искусства «натюрморт»;

Развивать образное воображение, композиционное мышление.

Задачи:

Обучающие : грамотно компоновать изображение в листе; ставить предметы

на плоскость, строить их с учетом пропорций и перспективных сокращений.

Развивающие : развитие внимания, зрительной памяти, глазомер, чувство

пропорции, цветоощущение, художественный вкус.

Воспитывающие : воспитание любви к окружающему миру,

целеустремленности, усидчивости, аккуратности, способности видеть

чувствовать красоту.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Оборудование и материалы:

для учителя: предметы быта (кувшины, чашки, миски и т.д.), мел, доска

Классная;

для учеников: бумага А3, графитные карандаши разной твердости, ластик,

Кисти, акварель, палитра, емкость для воды;

Зрительный ряд:

работы учащихся из натурного фонда;

репродукции художников:

К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

В. Ван Гог «Подсолнухи»

И. Машков «Фрукты на блюдце»

К. Петров-Водкин «Натюрморт с яблоками»

П. Кончаловский «Поднос и овощи»

З. Серебрякова «Корзина с кабачками»

Ход занятия:

1 урок

І Организационная часть.

Проверка готовности к уроку 3 мин.

ІІ Основная часть.

Сообщение темы. 2 мин.

Вступительная беседа 5 мин.

Педагог предлагает отгадать загадку, дети хором отвечают.

Если видишь на картине

Чудо вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем

Стоит множество посуды

И стеклянной и простой

Может чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще, и так бывает,

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив

А еще в картине может

Нарисованным быть торт

И поэтому картину называют – натюрморт.

Слово «натюрморт» означает «мёртвая натура», «неживая природа». Оно пришло к нам из французского языка.

В переводе с голландского, немецкого и английского название этого жанра означает «тихая жизнь», «неподвижная жизнь».

Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.

Художников, работавших в этом жанре, назвали «малыми голландцами». Их отличительная особенность – удивительная материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.

Натюрморт обычно не нуждается в таких размерах холста, как историческая картина или эпический пейзаж. Это более «скромный» жанр. Но при этом не следует воспринимать натюрморт в изобразительном искусстве как изображение случайного набора предметов. Чаще всего художник «ставит» натуру, то есть, исходя из задуманной идеи, сознательно подбирает подходящие предметы. К тому же замысел художника предполагает определённые сочетания форм и цветов предметов, освещение, расположение в пространстве. Композиция натюрморта рождается первоначально в голове автора, хотя к образно-пластической идее художника может подтолкнуть многое: жизненные наблюдения, воспоминания, прочитанная книга, стихи, музыка.

Иногда поставить натюрморт труднее, чем его написать. Художник вносит в расположение предметов свой порядок. Такой, когда ничего нельзя убрать, добавить или переставить, не нарушив единства композиции.

Педагог напоминает о правилах построения, композиционном решении, поэтапном выполнении живописных приемов рисования несложного натюрморта из 2-3 фруктов и овощей, выполненного на предыдущем занятии. Далее предлагает познакомиться с натюрмортом более сложной композиции. В диалоге с детьми педагог обсуждает художественные особенности вывешенных на доске репродукций натюрмортов известных художников.

Проблемные вопросы (проверка знаний): 10 мин.

  • Какие виды натюрморта Вы знаете?
  • Найти отличительные особенности представленных натюрмортов и прокомментировать.
  • Какие цвета (теплые или холодные) преобладают в натюрмортах и почему?
  • Что объединяет предметы натюрморта?
  • Как художники передают объем овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а темные – с другой? (ответы детей)
  • Какую роль в натюрморте играет солнечный свет? Солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (свет), с другой – темными (тень). Свет и тень помогают передать объемное изображение предметов, их реальность.
  • Какие натюрморты на репродукциях вам понравились больше и почему?

Педагог объясняет разные композиционные схемы построения натюрмортов. Для закрепления знаний педагог просит детей прочесть представленные схемы и ответить на следующие вопросы:

1 О чем говорят вертикальные и горизонтальные линии в изображении предметов (осевые линии)?

2 Определите, какие предметы в натюрмортах расположены ближе, какие дальше? Объясните, почему?

3 Что такое композиция? (Это объединение частей учебного рисунка, произведения искусства для наиболее яркого выражения их содержания. Это правильное расположение предметов на листе бумаги).

Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга (разумный контраст большого и малого, белого и темного, широкого и узкого, блестящего и матового, предметы сферической и плоскостной формы усиливают выразительность, устраняет однообразие, оживляет обстановку) ;

Такая закономерность построения натюрморта называется его композицией.

В любой композиции должен быть композиционный центр. Обычно таким композиционным центром является самый большой предмет, изображаемый на картине. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделить цветом (во всей группе должен быть основной предмет, который по своему смысловому значению, вершине, форме, цвету был бы главным, центральным.)

Игровая разминка. 10 мин.

Обучающиеся делятся на 2-3 группы по 3-4 человека. Им предлагается составить композицию предложенного натюрморта из геометрических фигур и приклеить на лист бумаги. Готовые композиции педагог прикрепляет к доске для анализа работ, рекомендаций по устранению ошибок.

ІІІ Самостоятельная работа. 13-15 мин.

Короткими отрезками-штрихами учащиеся карандашом на листе намечают общее расположение натюрморта, учитывая предыдущие рекомендации контуры всех предметов, соблюдая пропорции и расположение предметов в натюрморте, намечают границы бликов, теней, всех предметов и среды.

ІV Итог урока: 2 мин.

Ответы на вопросы:

В каком жанре живописи мы сегодня работали?

Ход занятия:

2 урок

І Организационная часть.

Проверка готовности к уроку 2 мин.

ІІ Основная часть.

Вступительная беседа 5 мин.

Педагог предлагает просмотреть несколько учебных работ в разных техниках исполнения. Обратить особое внимание на работы, выполненные в акварельной технике.

В каких техниках выполнены работы?

Чем отличается гуашевая техника от акварельной?

ІІІ Самостоятельная работа. 25 мин.

Обучающиеся уточняют детали в карандашном рисунке. Переходят к работе акварелью. Смачивают лист бумаги водой, чтобы краска в дальнейшей работе не скатывалась. В процессе работы педагог помогает обучающимся, испытывающим трудности в работе.

ІV Итог урока: 13 мин

Просмотр рисунков, анализ их достоинств.

Выбрать рисунки, выразившие наибольшее сходство с натурой;

Оценка рисунков;

Уборка рабочих мест.


Разработка урока по живописи. Тема:"Рисование натюрморта с натуры"

Урок живописи на тему:"Рисование натюрморта с натуры" 4 класс

Вид занятий: изображение на плоскости.

Тип урока: комбинированный.

Цель: научить правильно конструктивно рисовать предметы несложной формы с натуры.

Задачи:
Закрепить знания о компоновке, пропорциях.
Способствовать воспитанию эстетической отзывчивости.
Развивать навыки рисования, внимание, аккуратность, наблюдательность, мышление, зрительную память.

Наглядные пособия: учебная таблица «Поэтапное выполнение натюрморта», репродукции картин (натюрмортов) художников П. Класа, В. Хеда, Ж..Б. Шардена.

Оборудование для учителя: эпипроектор; 2 драпировки, ваза (кувшин), яблоко.

Оборудование для учеников: альбом (формата А4), карандаш, резинка.

Использованная литература:
Секачёва А. В., Чуйкина А. М., Пименова Л. Г. Рисунок и живопись: учебник для средн. спец. учеб. заведений. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983.
Сергеев А. Учебный натюрморт. – М.: Искусство, 1955.
История зарубежного искусства. Под ред. Кузьминой М. Т., Мальцевой Н. Л. – М.: Изобразит. искусство, 1983.

План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Беседа – 3 мин.
3. Объяснение – 8 мин.
4. Самостоятельная работа учащихся – 28 мин.
5. Анализ работ, оценка – 4 мин.
6. Уборка рабочего места – 1 мин.

Использование классной доски:

1. Название темы.
2. Репродукции картин художников.
3. Педагогический рисунок.
4. Учебная таблица «Поэтапное выполнение натюрморта с натуры».

Ход урока:

1. Организационный момент:
установить дисциплину, проверить готовность к уроку.

2. Беседа.
Тема урока «Рисование натюрморта с натуры», 1 этап – построение.
Что такое натюрморт?
Натюрморт – жанр изобразительного искусства. От французского «мертвая природа», изображение мира вещей, предметов повседневного обихода, орудий труда, плодов, цветов. Особенно широкое распространение жанр натюрморта получил в голландской живописи 17 века (Питер Клас, Виллем Кальф, Виллем Хеда).
Обратите внимание на репродукции картин Виллема Хеда и французского художника 18 века Жана Батиста Шардена. В чём разница между их натюрмортами?
Излюбленным мотивом работ голландцев был так называемый завтрак – изображение накрытого стола, на котором размещены блюдо с пирогом или с окороком, хлеб или румяная булка, металлический кувшин, стеклянный бокал, тарелки, ножи. В свою очередь, Жан Батист Шарден известен как мастер картин на бытовые темы: мир домашних, обжитых человеком вещей, на его полотнах появились корзинки, кринки, чаны, битая дичь.

3. Объяснение.

Посмотрим внимательно на натюрморт. Из каких предметов он состоит?
Кувшин, яблоко, 2 драпировки.
Что необходимо сделать, прежде чем начать рисовать натюрморт?
Сначала нужно определить, как располагать лист: горизонтально или вертикально.
Как в нашем случае располагаем лист?
Измерив способом визирования ширину и высоту, понимаем, что лист необходимо расположить вертикально (высота натюрморта больше ширины). Проведём линию пересечения плоскостей.
Что такое композиция?
Композиция - расположение на поверхности бумаги изображаемого предмета.
Определим размещение натюрморта на листе. Предметы не должны быть маленькими, но и не сильно большими. Нельзя рисовать больше натуральной величины.

При построении натюрморта обращайте внимание на таблицу «Поэтапное выполнение натюрморта».
Построение кувшина.
Построим ось симметрии.
Что такое пропорция?
Пропорция – определённое соотношение частей предмета между собой, их соразмерность. Необходимо постоянно сравнивать пропорциональные отношения, визировать.
Каково соотношение высоты кувшина к его ширине?
Высота кувшина в 1,5 раза больше ширины. Делаем засечки.
Кувшин делится на горлышко и тулово.
Какую форму напоминает горлышко, а какую тулово?
Горлышко по форме напоминает прямоугольник, тулово – круг.
Чтобы найти грань, разделяющую горлышко и тулово, нужно узнать, сколько раз высота горлышка помещается в высоту всего кувшина?
Высота горлышка помещается в высоту всего кувшина 4 раза.
На какой высоте находится самая широкая часть кувшина?
2,5 раза помещается в высоту кувшина.
Теперь находим ширину горлышка и основания. Построим основание кувшина. Основание – круг, но по законам перспективы, с данного положения получается эллипс.
Как построить эллипс? (Вызвать к доске желающего).
Чтобы построить эллипс, проводим оси, делаем засечки на них. Соединяем плавной линией.
По этому же принципу строим эллипсы на горлышке самой широкой части кувшина.
Одинаковы ли будут эллипсы в любой части кувшина или они изменяются?
Эллипсы изменяются: чем эллипс выше – тем он уже, чем ниже – тем шире.
Теперь можно нарисовать контур кувшина. Невидимые линии должны быть бледнее и тоньше, а видимые более темные и четкие.
Кувшин готов.

Рисование яблока.
Какую форму напоминает яблоко?
Яблоко напоминает круг.
Сколько раз яблоко помещается в высоту кувшина?
Яблоко 3 раза помещается в кувшин.
Яблоко чуть ближе к нам, чем кувшин. нарисуем сначала круг, затем преобразуем его в яблоко.

Наметим драпировки. Линии построения можно стереть.
Натюрморт построен.

4. Самостоятельная работа учащихся:
Индивидуальная и коллективная работа с учениками.

5. Анализ работ, оценка:
Коллективный анализ работ.
Домашнее задание: принести кисти, акварельные краски, альбом.

Рисование натюрморта, уроки рисования натюрморта, поэтапное рисование натюрморта, рисование натюрморта акварелью, гуашью.

Рисуем шаг за шагом: уроки рисования натюрморта.

Делаем карандашный эскиз натюрморта на бумаге.

После переноса карандашного эскиза на бумагу средней круглой кистью нанесите на задний план тонкий слой смеси кобальта фиолетового и краплака. Наклоните немного бумагу так, чтобы длинные мазки, проводимые слева направо, смешивались друг с другом. Затем нанесите тонкие мазки этого же тона в отверстиях узора кружев. После того, как краска высохнет, обозначьте тени складок кружевной салфетки смесью разведенного кобальта синего и умбры жженой.

Для получения основного цвета тюльпанов наносите краску с постепенным переходом тонов - начиная от кадмия желтого среднего и постепенно добавляя все больше и больше краплака, и наконец, сделайте мазки чистым краплаком по краям. (При этом поворачивайте и наклоняйте бумагу, чтобы мазки смешивались). Затем нанесите тонкий ровный слой зеленой ФЦ на листья. После этого нанесите маскирующую жидкость на освещенные участки кувшина, чашки. Когда состав высохнет, снова немного наклонитте бумагу и затонируйте левую сторону чашки и кувшина тонким слоем чистого кобальта. Затем продолжайте размывку на кувшине с постепенным переходом тонов, добавляя очень светлый (почти прозрачный) краплак.

Перейдите к фону, нанеся тонкий лессировочный слой разбавленного кобальта фиолетового. Выполните размывку теней на чашке и блюдце кобальом синим, смешанным с умброй жженой. После высыхания краски кадмием желтым средним проведите по ободу чашки и, пока краска еще влажная, добавьте немного сиены натуральной на более темные участки. Затем нанесите лессировочный слой на листья тюльпанов смесью голубой ФЦ, кадмия желтого среднего и сиены натуральной. На затененные стебли нанесите виридоновую зеленую, затем влажной кистью снимите часть этой краски и перенесите ее на более светлые участки стеблей.

На этом этапе нанесите более темные тона: лессировочный слой кобальта фиолетового, смешанного с умброй жженой, на фон и на участки теней а кувшине, чашке и блюдце. Затем усильте тени на кувшине, используя более светлую смесь кобальта фиолетового и капельку умбры жженой. После этого нанесите очень тонкий лессировочный слой кобальта синего поверх световых бликов на кувшине. Часть лепестков тюльпанов затемните кадмием желтым средним, а на другую часть нанесите краплак.

На этом этапе нанесите последний лессировочный слой на фон, используя темную смесь кобальта фиолетового и умбры жженой, так что центр композиции действительно выходит на первый план. Когда все подсохнет, усильте лессировкой тени на переднем и заднем плане.

При написании натюрмортов самым замечательным является то, что можно полностью менять их композицию по своему усмотрению. Вы можете выбирать предметы, которые хотели бы включить в композицию, менять освещение, выбирать место для каждого предмета таким образом, чтобы составить наиболее выигрышную композицию. Располагая предметы, помните, что при правильно составленной композиции взгляд зрителя направлен к ее смысловому центру - фокусу изображения.

Изображение бытовых предметов широко распространено в изобразительном искусстве. Во многих исторических картинах, портретах предметы быта являются важными деталями, подчеркивающими, а подчас и раскрывающими конкретную историческую эпоху, историческое событие. Они помогают понять изображаемый сюжет. Особое значение приобретают предметы быта в картинах бытового жанра и в натюрмортах.

Рисование бытовых предметов особенно ценно тем, что предоставляет широкие возможности для изучения характерной формы, строения, пространственного положения, цветовой окраски окружающих объектов, распределения светотени на их поверхности. Вот почему обучение рисованию начинается обычно с изображения различных предметов быта, причем в определенной последовательности: от простейшей формы до более сложной (комбинированной).

Рисунок натюрморта с драпировкой сложнее, чем изображение отдельных предметов. И дело здесь не только в количестве предметов, но и втом сочетании учебных задач, которые приходится решать.

Усложнение задач в рисунке натюрморта связано также с введением драпировки - важного связующего элемента постановки. Драпировка не только служет фоном, но и дает возможность выразительно показать каждый из предметов в отдельности и их гармоническое единство в пространстве.

Для этого необходимо знание принципов линейно-конструктивного изображения формы, теориии линейной и воздушной перспектив, владения техникой рисования.

Соловьева Оксана Валерьевна

МАОУ ДОД «ОДШИ № 3» г. Братска

Преподаватель изобразительного искусства

г. Братск, Иркутской области

Предмет: живопись. 4 класс, возраст учащихся 14 -16 лет.

Тема урока :Натюрморт из предметов разных по материалу (Имитация техники масляной живописи)

Время - 9 часов

Цель урока : Изучение новой живописной техники.

Задачи урока :

Гармоническое решение композиции.

Богатство нюансов.

Имитация техники масляной живописи.

Материалы и оборудование: Учебная постановка, школьная доска, фломастер, наглядные пособия – этапы выполнения работы, работы учащихся. Бумага Ф А4 - тонированный, карандаш, резинка, акварель, гуашь, палитра, баночка для воды, кисти, магниты. ПВА, наждачная бумага.

Материалы для учащихся : планшет 35х54 обтянутый бумагой «ватман», ПВА, наждачная бумага, карандаш, резинка, акварель, гуашь, палитра, баночка для воды, кисти.

План урока:

Проверка готовности к уроку. 1 мин.

Подготовка планшета. 20 мин.

Объяснение этапов работы. 15 мин.

Выполнение работы: рисунок 45мин, акварель 100 мин, гуашь 200 мин.

Проверка сделанной работы 24 мин.

Ход урока:

Проверка готовности к уроку.

Подготовка планшета. Обработать планшет наждачной бумагой имитируя холст (сверху вниз и слева направо). Важно проводить наждачной бумагой по одному месту только один раз и от края до края, только так можно создать вид холста. Для грунтовки планшета развести водой до полупрозрачного тона немного коричневой гуаши, добавить клей ПВА из расчета 10 к 1 (10 разведенной краски и 1 часть клея ПВА), и покрыть планшет тонким слоем этой краски.

Объяснение этапов работы. Техника масляной живописи отличается от акварельной и гуашевой живописи. Техника масляной живописи основана на определенном зрительном восприятии человека предметов на свету и в тени. На свету все предметы кажутся плотными, осязаемыми и объемными. В тени или полумраке предметы теряют вещественность и кажутся слегка прозрачными, в тени также менее различимы цветовые нюансы. Соблюдая эти законы восприятия можно легко создавать картины с глубоким пространством.

Выполнение подготовительного рисунка под живопись. На планшете намечаем контуры предметов натюрморта, стараемся не использовать резинку. Подготовительный рисунок выполняется в следующей последовательности: наметить общую массу натюрморта; разделить на отдельные предметы, учитывая пропорции этих предметов и их соотношения между собой; выполнить построение предметов; наметить плоскость стола и драпировки. После того как выполнено построение наметить падающие тени и расположение теней собственных. Проверить подготовительный рисунок.

Подмалевок: Работу красками начинаем с акварели – она хорошо имитирует лессировочные (прозрачные) масляные краски, тени и полутени пишем в полную силу со всем богатством цветовых оттенков, свет закрашиваем, как и полутени. На этом этапе живописная работа будет выглядеть как в полумраке – без света.

Корпус: Гуашью писать начинаем с самых светлых мест в натюрморте, постепенно прописывая все освещенные места. Важно не закрашивать всё наглухо гуашью, а оставлять между мазками небольшие промежутки (как мозаика)

Выполнение работы под руководством преподавателя: рисунок 45мин, акварель 100 мин, гуашь 200 мин.

Проверка сделанной работы с обсуждением 24 мин.

Список литературы:

Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя мир! Книга для учителя.- М.: Просвещение. 1993.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч 2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996.

И учеба и игра. Изобразительное искусство./ М.В. Трофимова, Т.Т. Тарабарина.- Академия развития.- Ярославль. 1997.

Ломоносова М.Т. Графика и живопись: Учеб. Пособие / М.Т. Ломоносова.- М.6 ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 202, (6) с.6 ил.

Тарасевич Г., Аксёнов Ю., Закин Р., Кригер Ф. Рисунок и живопись.- 1971.

Пример выполненной работы.