Повседневная жизнь крестьян. Житье-бытье крестьянской семьи (XVIII - начало XX века) Жизнь и быт крестьян в средние века

Обычный быт русских крестьян состоял из хозяйской работы по дому, уходом за скотом и пахотой в поле. Трудовые будни наступали ранним утром, а вечер, как только солнце оказывалось на закате и не простой рабочий день заканчивался вечерней трапезой, чтением молитвы и сном.

Традиционные русские поселения

Первые поселения еще в Древней Руси назывались общинами. Уже значительно позже, когда образовывались первые деревянные города - городища, вокруг них сколачивались посады, а еще поодаль поселения простых крестьян, которые со временем становились деревнями и селами, где жил и трудился простой крестьянин.

Русская изба: внутреннее убранство

Изба - основное жилище русского крестьянина, его семейный очаг, место трапезы, сна и отдыха. Именно в избе все личное пространство принадлежит крестьянину и его семье, где он может жить, заниматься домашним хозяйством, воспитывать детей и коротать время между трудовыми буднями крестьянского быта.

Предметы русского быта

Быт крестьянина содержит много хозяйских предметов и орудий труда, характиризующих исконно русский быт и образ жизни простой крестьянской семьи. В избе это хозяйские подручные средства: сито, прялка, веретено, а также исконно русские предметы самовар. В поле привычные орудия труда: коса, серп, плуг и телега летом, сани-развальни зимой.

В целом быт и повседневная жизнь крестьян определялись уровнем развития хозяйства и степенью их эксплуатации. Большинство исследователей сходится на том, что крестьянская жизнь в средние века была балансированием на грани голодной смерти. Отсюда – бедность, наличие только самого необходимого. Жилища, пища, одежда, утварь были простыми, созданными обычно своим трудом; покупали мало.

Преобладающей формой крестьянского поселения оставалась деревня. Даже там, где были распространены выселки, хутора, они тяготели к более крупному поселку как административному, религиозному, экономическому центру. В нем вершились общинные и вотчинные дела, была церковь, нередко - торжище, куда свозились оброки. Насчитывали деревни обычно не более 200-400 человек. Усадьба, крестьянский двор - сложный комплекс, включавший в себя дом и другие строения, сад, огород, небольшие земельные участки. При этом трудовая деятельность крестьянина, даже крепостного, в его дворе никем не регламентировалась.

Хозяйственный подъем ХII-ХIII вв. отразился и на сельском домостроительстве. Прежние землянки и полуземлянки повсеместно сменяются наземными домами. Преобладали так называемые однокамерные дома (одна жилая комната с печью и холодным тамбуром). Из-за нехватки в Западной Европе строительного леса стены домов делали из деревянного каркаса, забутованного битым камнем и глиной. Но фундаменты с ХII в. уже повсеместно были каменными. Покрывали крышу домов соломой, камышом, дранкой. Лишь богатые крестьяне могли позволить себе двухкомнатные дома, полностью сложенные из камня. Недостаток леса на западе особенно обострился после "великих расчисток". А ведь лес нужен был еще на дрова. Окон в домах нередко не было, а небольшие отверстия в холодное время затыкали соломой. Печи с дымоходами были у богатых, остальные довольствовались курным способом топки. Готовили пищу и согревались от очагов.

Территории деревень обычно обносились изгородями, прежде всего для охраны скота от хищников. Строить более мощные укрепления было привилегией лишь феодалов.

О санитарном состоянии средневековых деревень данных мало.. Из предметов личной гигиены чаще встречаются костяные гребни. Бриться могли маленькими тонкими ножами с тупыми концами. Посуду с пригоревшей пищей обычно выбрасывали, ибо глиняная посуда изготавливалась практически в каждой деревне и была столь же непрочной, сколь и дешевой. Ее обломками буквально усеяны все исследованные археологами поселения.

В пище крестьян преобладали овощи (особенно бобовые, капуста), дикие фрукты и коренья, вареное зерно, рыба. Трудности обмолота зерна, малочисленность мельниц и хлебных печей, баналитеты на их использование предопределяли редкость хлеба и преобладание каш и похлебок в рационе крестьян. Хлеб, особенно белый, давали больным. Мясо употребляли только по праздникам. На питание влияли и церковные ритуалы, посты и праздники, когда было принято есть мясо. Охоту и рыбную ловлю ограничивали феодальные запреты. Все это делало крестьянское меню весьма однообразным и ограниченным.

Крестьянская семья обычно состояла из родителей с неженатыми детьми и насчитывала 4-5 человек. Невеста должна была приносить приданое (обычно это было движимое имущество: одежда, постельное белье, хозяйственная утварь или деньги). Жених также делал подарок (в зависимости от размера своего имущества или приданого невесты). Но делал этот подарок обычно уже в качестве мужа, то есть наутро после свадьбы (так называемый "утренний дар"). Жена обычно находилась под покровительством мужа, который мог применять и телесные наказания ("не до крови"). Еще большей была его власть над детьми. Имущественные сделки осуществлялись с согласия обеих супругов. Уравнивал мужа и жену в деревне труд. При пахоте плуг держал и направлял взрослый мужчина, подростки правили тягловым скотом и чистили плуг. На мужчин возлагалась и забота о тягловых животных. За остальным домом ухаживали женщины, хотя общинный скот обычно пасли мужчины. На жатве чаще были заняты женщины, на косьбе - мужчины. Обмолачивали урожай мужчины и женщины совместно. Судя по миниатюрам ХIII-ХIV вв., в корчевании пней при расчистках вместе с мужчинами участвовали и женщины.

Связь жителей деревни с внешним миром была ограничена. Быт носил замкнутый, патриархальный характер. Все интересы крестьян концентрировались в родной деревне, были связаны отношениями с соседями, своим и соседними сеньорами. Феодальный обычай запрещал крестьянам носить оружие. По той же причине были запрещены и вооруженные столкновения крестьян между собой. На поведении крестьян сказывалась и двойственность их положения. С одной стороны они зависели и от феодала - собственника земли, и от общинных распорядков. Причем эти распорядки служили некоей гарантией стабильности крестьянских хозяйств. С другой стороны, крестьяне имели наделы, вели индивидуальное хозяйство. И постепенно их частные интересы входят в противоречие не только с интересами их сеньоров, но и с авторитетом общин.

Важным элементом общественной и духовной жизни крестьянства были церковь и приходский священник. Местная, приходская церковь была общественным центром в деревне, при ней создаются различные братства не только для религиозных целей, но и для починки дорог, охраны полей и т.п. До активной внутренней колонизации и усиления связей с городскими рынками в ХI-ХIII в. приходский священник был основным советчиком и авторитетом у крестьян.

Условия проживания людей отложили свой отпечаток на систему культурных ценностей, в частности на воспитание подрастающего поколения.

Под бытом принято понимать уклад повседневной жизни и систему внутрисемейных отношений, различные у различных социальных групп, в городе и деревне.

В каких же бытовых условиях жили крестьяне? Н. И. Костомаров так описывает жилища крестьян в XVI–XVII вв.: "У простолюдинов избы были черные, т.е. без груб, дым выходил в маленькое окно; при избах были пристройки... В этом пространстве жил бедный русский мужик со своими курами, свиньями, телками среди невыносимой вони. Печь служила логовищем целому семейству; а от печи под потолок приделывались полати".

Изба с низкими потолками и такими же дверями – основной тип крестьянского жилища. Маленькие окна, закрывавшиеся рамкой с натяжным бычьим пузырем (оконное стекло начало распространяться лишь с XIX в.), пропускали мало света; печь не имела дымохода. В избе готовили пищу, спали, пряли, ткали, занимались домашними работами, здесь же почти всю зиму держали коз, телят и поросят.

Много места в помещении занимала большая глинобитная печь, служившая для отопления, приготовления пищи, на ней и спали. По диагонали от нее находился красный (святой) угол, где стоял стол и висели иконы. Вдоль стены укреплялись лавки, а за боковой стеной над лавкой – полати, где также спали, хранили вещи. В избе размером в 16–20 кв. м проходила жизнь семьи, состоявшей из 7–8, а часто и из 15–20 человек.

Скученность, теснота, антисанитария в избе, куда почти не проникали свет и свежий воздух, отмечались во многих крестьянских жилищах даже в начале XX в. Жизнь в таких условиях, особенно в зимнее время, являлась одной из причин высокой детской смертности.

Значительно лучше жили крестьяне на севере России и в Сибири, где жилища были высокими, с разными постройками.

Нравственное и материальное благополучие человека определялось семьей , обеспечивавшей важнейшую функцию воспитания детей. Передача жизненного опыта молодым, сохранение традиционного уклада жизни, культуры, освоение ребенком нравственных устоев осуществлялись прежде всего в семье. Семья считалась священным союзом, брак был не только залогом благосостояния, но и моральным долгом; такие взгляды поддерживала и церковь.

Во главе классической семьи, объединявшей обычно родственников нескольких поколений, стоял большак; эта роль передавалась от отца к сыну. Старший по возрасту мужчина управлял всей жизнью и хозяйством семьи. В отсутствие отца его обязанности исполнял старший сын, почему и обладал большими правами в сравнении с остальными детьми. Лишь в конце XIX в. семьи стали чаще выделяться из большого коллектива, совместное проживание семей братьев было уже редким явлением.

Хозяин, большак, нес основную тяжесть сельскохозяйственных работ, строительства, собирал на семейный совет всю семью; в присутствии детей решались важные хозяйственные дела, такие, как выбор культуры для сева, покупка, продажа вещей или женитьба сыновей. Наибольший вес в решении семейных вопросов имело мнение старших, дети же получали наглядный урок совместного и ладного обсуждения дел и почтения к старшим. Собственно, вся культура поведения строилась на принципе почтительного отношения к мужчинам и старшим. Даже изба имела спою половину для мужчин и отдельно – для женщин с детьми. В переднем углу под образами за столом всегда садились старшие мужчины семьи и почетные гости – тоже мужчины.

Распределением домашних работ среди женской части семьи – дочерей, снох, вдов, солдаток, живших в доме, – руководила большуха (старшуха) – жена большака, мать и свекровь. Она не только определяла, кто чем займется, давала конкретные указания по делам, контролировала и осуществляла их выполнение, "выговаривая" в случае нерадивости, но и сама много работала по хозяйству.

На старших в семье возлагались и определенные обязанности религиозного характера. Так, большак читал молитвы перед общей едой, а большуха – перед тем, как начинали выполнять общие женские работы.

Женщины в крестьянской семье были на разном положении и имели неодинаковые права. Например, хозяйка и многодетные невестки пользовались преимуществом при обсуждении общих дел, вели себя свободно. Но и они должны были быть сдержанными и относиться почтительно по отношению к мужчинам семьи. В приниженном положении оказывались молодые невестки, им нужно было повиноваться не только своим мужьям, но и всем старшим родственникам, на них возлагались самые тяжелые домашние работы. Случалось, семейные конфликты между родителями и "молодыми" заканчивались семейным разделом – молодые самовольно или с согласия родителей строили отдельный дом и образовывали отдельную семью.

На особом положении до замужества в крестьянской семье находились девушки . Они были более свободными в выборе одежды, причесок. Девушка могла ходить простоволосой, с одной косой, украшать голову лентой, в то время как замужняя женщина обязана была покрывать голову платком или носить чепец, кокошник – появление ее простоволосой считалось безнравственным. Дочерей освобождали от многих домашних работ, если в семье были невестки, но они обязательно трудились в поле. Им разрешалось много времени проводить в других деревнях, знакомиться с молодыми людьми.

Если в семье было две непросватанных девушки, то младшая сестра не должна была проявлять особую активность в гуляньях, а если в дом приходили молодые люди, ее вообще выпроваживали из избы. Младшая должна была ждать своей очереди выйти замуж, а если ее просватывали раньше, это считалось позором для семьи.

Почтением, особым уважением традиционно была окружена в крестьянской трудовой семье мать . Такое отношение к матери было важным элементом нравственного воспитания, и оно закладывалось с самого раннего детства. Во многих семьях отец, поддерживая авторитет матери, обращался к ней по имени-отчеству, называл "хозяюшкой", "матушкой". Но нередки были и примеры другого рода, когда муж поднимал руку на жену, таскал ее за косы, грубо бранил. "Кого люблю, того луплю" – так объяснялось такое отношение мужа к жене.

Мать показывала детям личный пример любви к ним, нежности и ласки, повседневной о них заботы. В свою очередь, в старости она могла рассчитывать на уважение и уход со стороны детей. Если же взрослые дети забывали о своем долге перед матерью, на ее защиту становилось общество, требовавшее наказания неблагодарных.

Строгостью, предписываемой и церковью, отличалось отношение главы семьи к домочадцам, жене и детям. И повзрослев, дети не смели ослушаться родителей, даже слабохарактерного отца они уважали и слушались.

Особыми были отношения зятя и тещи , отличавшиеся уважительностью, вниманием. Зять навещал с подарками родителей жены, помогал им в хозяйственных делах, а теща старалась всячески ублажить зятя, обращаясь с ним ласково. Это в городском фольклоре отражено насмешливое отношение к данной родственной паре, в крестьянской же среде – свой ритуал: "Зять на двор – пирог на стол", "У тещи для зятя и ступа доится". Но о никудышных зятьях можно было услышать и такое: "Тесть за зятя давал рубль. А после давал и полтора, чтобы свел со двора".

Важной особенностью крестьянской семьи был широкий круг ее родства – нередко все жители деревни состояли в родственных отношениях.

Независимо от численности членов семьи существовало половозрастное распределение обязанностей. Мужчины выполняли все тяжелые работы: заготовка дров и кормов для скота, уход за рабочим скотом, строительство, пахота, сев.

Обработка земли, выращивание урожая – дело трудоемкое, требовавшее больших знаний, сноровки, интуиции. Приходилось два-три раза пахать землю сохой, потом шло боронование. Весной нужно было угадать срок ярового сева, к чему относились очень серьезно. К севу даже готовились особо – мылись накануне в бане, чтобы хлеб уродился чистым; на пашню выходили в чистой белой рубахе, как бы подавая пример земле и призывая ее к подражанию, – остатки языческих представлений.

В зимнее время мужчины возили из лесу бревна, чинили сани, телеги, бороны, плели корзины, охотились.

В женские обязанности входили уход за скотиной и птицей, высаживание овощей и уход за ними, полевые работы, заготовки летом трав, веников; женщины топили печи, доили коров, жали хлеб, вязали снопы, дергали лен и коноплю. И конечно, главным их делом было ведение домашнего хозяйства и воспитание детей.

Во время жатвы и сенокоса все объединялись: женщины, мужчины, дети. Сообща они жали, вязали снопы, косили траву, ворошили ее граблями и т.д.

Дети в семье не только осваивали свои будущие трудовые обязанности, овладевая практическими умениями, но и осознавали свои функции в будущей взрослой жизни. Девочка перенимала у матери стиль ее поведения в семье, училась строить свои взаимоотношения с другими членами семьи, признавая безусловный авторитет мужчины – главы семьи. Врожденный инстинкт материнства развивался благодаря постоянной практике участия в воспитании детей (нянченье, приглядывание за младшими). Уже с раннего детства девочка начинала заботиться о своей будущей семейной жизни, готовя себе приданое, – пряла, ткала, вышивала. Общество ценило в девушках смирение, доброту, хозяйственность, трудолюбие, здоровье; этому идеалу она старалась соответствовать.

Мальчик также начинал осознавать свою будущую ответственность за семью, включаясь в различного рода трудовую деятельность и постепенно входя в сложившуюся систему взаимоотношений. Достоинствами юноши считались ловкость, сила, трезвенность, трудолюбие.

С ранних лет дети знали, что их семейное будущее определяется родителями, их выбором, который считался не оспоримым, и молодые ему подчинялись. Известны были и условия, учитывавшиеся родителями при выборе жениха или невесты: здоровье, материальное положение семьи, умение трудиться, размер приданого у невесты, ее целомудрие. С малолетства девочке в семье готовили утварь, одежду для приданого, и, как уже говорилось, сама она принимала в этом активное участие. Родительская семья, таким образом, служила для детей прообразом их будущего жизненного устройства.

Традиционно в крестьянской семье царили любовь и душевность, доброжелательность и терпимость, гостеприимство и чуткость к душевному состоянию родичей; в семье находили утешение при невзгодах. О тихом домашнем уюте можно судить и по народной лексике, в которой встречается много уменьшительно-ласкательных имен и названий предметов, явлений (утречко, водичка, курочка, котенъка, коток, миленький, кровиночка моя и т.п.). Мягкой, напевной, как бы льющейся из глубины души была бытовая разговорная речь.

Тепло домашнего очага ощущал даже странник, попадая в незнакомую семью. Хозяева его кормили, чем могли, участливо и терпеливо выслушивали его жалобы на тяготы жизни, искренне ему сострадали, переключаясь на грустные эмоции гостя, даже когда у них самих были поводы для иного настроения. Доброта русского человека, отмечал Н. О. Лосский, побуждала его иногда даже ко лжи, только чтобы не обидеть собеседника, не нарушить мир и добрые отношения.

Простота, прямота, бесхитростность были характерны во взаимоотношениях членов семейного коллектива, так же как радушие и гостеприимство. Считалось, что "родная избушка и плоха, да мила". Тем не менее, во взаимоотношениях взрослых членов семьи редкими были внешние проявления эмоций – любви, нежности и т.п. Муж и жена не могли идти рядом по улице деревни, даже беседовать между собой на людях. В некоторых местностях невестки с детьми не садились за общий стол, а трапезничали на кухонной половине.

В отношениях с детьми родители прибегали не только к ласке, но и к наказаниям за проступки. Причем, пока ребенок был мал, его чаще всего не наказывали, а пугали. "Смотри, встретишь лесового, видел я его раз, ростом он с березу, а глазища мутные, борода белая, не дай бог его встретить", – говорили загулявшемуся до позднего вечера ребенку. Или: "Сел за стол с грязными руками, тут же к тебе пристроился бес. Он-то и смотрит, как бы схватить кусочек" и т.п. Ребенка постарше уже наказывали. Это могла быть ругань матери, когда он приходил с улицы в порванной одежде; строгое отчитывание за грязь в доме, порчу вещей; могли выпороть за неосторожное обращение с огнем. Плачущего, раскаивающегося ребенка обычно старались простить. Доброжелательное, ласковое отношение создавало у детей ощущение защищенности. Но, конечно, встречались и такие семьи, где родители лишали детей всякой свободы, наказывали их за игры, шум, беготню, требовали, чтобы они были серьезны, как взрослые. Если дети наносили материальный ущерб семье, наказание их могло быть очень жестоким: ребенка, например, гоняли плетью в избу через двор, как скотину, не говоря уже о нередких в крестьянской среде пинках и щелчках. Кстати, на необходимости строгих наказаний настаивали авторы многочисленных "наставлений", "поучений" и "притч о воспитании". Давались советы, например, такого рода: "Любящий сына своего палки для него не пожалеет, чтобы страх божий укоренился в нем" или "Не оставляйте детей без наказания: если палкой побьешь – не умрет, а еще здоровее будет. Наказывайте детей своих не только словом, но и побоями". И хотя родители прислушивались к таким советам, тем более что их пропагандировала церковь, но на практике физическое наказание считалось крайней мерой, так как "ласковое слово пуще дубины".

Таким образом, семья с ее бытом и традиционными взаимоотношениями, отражавшими хозяйственные и нравственные устои крестьянской жизни, была для ребенка прообразом его будущей семьи и главным воспитателем.

Старый сруб, покрытый дранью Мазанка, околица

Уклад жизни крестьян менялся также очень медленно. Трудовой день по-прежнему начинался рано: летом с восходом солнца, а зимой задолго до рассвета. Основой сельской жизни был крестьянский двор, состоявший (за не­большим исключением) из большого семейства, где родители жили под одной крышей с женатыми и неженатыми сыновьями, незамужними дочерьми.

Чем крупнее был двор, тем легче ему было справляться в краткий, четырёх-шестимесячный период, отведённый природой средней полосы на про­изводство полевых работ. Такой двор содержал больше скота, мог возделать больше земли. Спаянность хозяйства основывалась на совместном труде под руководством главы семейства.

Крестьянские строения состояли из небольшой и низкой по высоте де­ревянной избы (в простонародье называли «хатами»), амбара, скотного сарая, погреба, гумна и бани. Последние были не у всех. Часто топили бани по очере­ди с соседями.

Избы рубились из брёвен, в лесных районах крыши были покрыты дра­нью, а в остальных чаще соломой, что являлось причиной частых пожаров. В здешних местах они были опустошительны из-за того, что крестьяне не име­ли вокруг домов садов или деревьев, как в южных районах Черниговской гу­бернии. Поэтому огонь распространялся быстро от строения к строению.

В уездах Брянского края, относящихся тогда к Черниговской губернии, можно было встретить мазанки - тип дома, характерный для Малороссии. Они были с трубой, но без полов. Стены такого дома состояли из деревянного каркаса (тонкие ветки) или сырцового кирпича и обмазывались глиной как с внешней, так и с внутренней стороны, а затем покрывались известью.

В большинстве крестьянских жилищ на протяжении всего XIX века про­должали отсутствовать печи с трубой. Дело было не только и даже не столько в сложности их изготовления.

С. Виноградов. В избе.

А.Г. Венецианов. Гумно

Многие крестьяне были убеждены, что «чёрная», или курная (без тру­бы) изба суше белой (с трубой). В «чёрной» избе вверху было прорублено окно для выхода дыма. Дополнительно, когда затопится печь, отворялась дверь или окно. Приток свежего воздуха очищал атмосферу тесного жилища, в котором находилась не только большая крестьян­ская семья, но и часто телёнок или ягня­та, которых надо было некоторое время после рождения держать в тепле. Однако при этом стены таких изб, одежда людей постоянно были покрыты копотью.

Внутреннее убранство избы не отличалось разнообразием. Напротив двери в одном углу находилась печь, в другом - сундук или ящик, над которым размещались полки с посудой. Печь редко выкладывалась из кирпича из-за его дороговизны. Чаще её изготавливали из глины, делая свод на деревянных обручах, которые затем после высыхания выжигали. Несколько десятков обо­жженных кирпичей использовали только на поверхности крыши для выкла­дывания трубы.

В противоположном от печи, восточном углу - образа и стол. От печи по стене был сделан помост, служивший вместо кровати, а вдоль остальных стен располагались лавки. Пол редко был дощатым, а чаще земляным. Печь с трубой или без неё делалась так, чтобы обязательно было теплое место, на котором могло поместиться несколько человек. Это было необходимо для вы­сушивания одежды и обогрева людей, целый день вынужденных проводить на холоде, в слякоти.

Впрочем, в избе все члены семейства собирались только в самое холод­ное зимнее время. Летом мужчины ночевали в поле при лошадях, осенью до сильных холодов, пока продолжалась молотьба, на гумне, под овином.

Кроме избы, на кре­стьянском дворе были не от­апливаемые клети или ам­бары. Здесь хранили ткани, одежду, шерсть; самопрялки, а также съестные припасы и хлеб. До наступления зимних холодов здесь же жили же­натые члены семейства или незамужние дочери. Число клетей зависело от достатка и наличия молодых семей. Су­хое зерно и картофель многие крестьяне хранили в специ­альных земляных ямах.

Хлев или сараи для ско­та чаще всего строились без больших затрат на материа­лы: из тонких брёвен и даже в виде плетня с большим ко­личеством отверстий. Корм для скота укладывался вдоль стены и служил одновремен­но подстилкой. Свиньи редко размещались в отдельных по­мещениях и просто бродили по двору, куры находились в сенях, на чердаках и в избе. Водоплавающие утки и гуси чаще разводились в тех деревнях и сёлах, которые стояли у озёр и рек.

В питании крестьяне довольствовались тем, что производилось в соб­ственном хозяйстве. В будни пища приправлялась салом или молоком, а на праздничные дни была припасена ветчина или колбаса, курица, поросёнок или баран. В муку для приготовления хлеба добавляли мякину. Весной многие крестьяне питались щавелем и другой зеленью, разваривая её в свекольном рассоле или приправляя квасом. Из муки приготавливался суп, называемый «кулешом». Хлеб в это время пекли только зажиточные крестьяне.

По оставленному описанию крестьянская одежда также по-прежнему изготавливалась дома. У мужчин главная её часть зи­пун (кафтан] из домашнего сукна длиной до колен, ру­баха из домашнего холста, войлочные ермолки на голо­ве, а зимой бараньи шапки с ушами и суконным верхом.

У женщин одежда изготавливалась из того же материала, а отличалась особым покроем. Выходя на улицу, надевали суконную распашную кофту (свитку], под которой зимой была надета шубка. Свитки были преимуще­ственно белого цвета. Женщины также носили поневу, т. е. кусок шерстяной цветной ткани с холщовым передником. Длинные шубы встречались редко. В обычные дни голову повязывали холщовым платком, в праздники - цветным.