Сообщение о смерти виктора цоя. Виктор цой - биография, информация, личная жизнь. Становление группы «Кино»


15 августа 1990 г. ушел из жизни один из самых популярных отечественных рок-музыкантов, человек-легенда Виктор Цой . С момента его смерти прошло 26 лет, но количество поклонников его творчества продолжает расти, так же, как и число попыток разгадать тайну его трагической гибели. Официальная версия – ДТП, которое произошло из-за того, что Цой заснул за рулем, – многих не убедила. Друзья, близкие и тысячи фанатов лидера группы «Кино» отказываются верить в случайность произошедшего и высказывают свои предположения.



Летом 1990 г. 28-летний Виктор Цой вместе со своим сыном отдыхал в латвийском поселке Плиеньциемс. Рано утром 15 августа музыкант отправился на рыбалку к лесному озеру, на обратном пути его «Москвич» столкнулся со встречным автобусом. ДТП случилось на шоссе Слока-Талсы. В «Икарусе», к счастью, не было пассажиров. Автобус упал в реку, водитель не пострадал. «Москвич» отбросило на 20 метров, сиденья были сбиты, машина не подлежала восстановлению. Виктор Цой в результате лобового столкновения умер на месте. Согласно официальной версии, он уснул за рулем, что и стало причиной ДТП. Анализ крови показал, что водитель находился в трезвом состоянии.



Вдова музыканта и его друзья долгое время отказывались верить в то, что Цой действительно мог заснуть за рулем. Менеджер группы «Кино» Юрий Белишкин говорил: «Я поражался собранности Виктора, его пунктуальности, умению концентрироваться. Если на гастролях нам предстояло лететь на утреннем самолёте, он, единственный из всех музыкантов, был готов минута в минуту! И дома в девять-десять утра я уже мог звонить Вите и обсуждать с ним серьёзные дела. К алкоголю и наркотикам он не испытывал тяги, вёл спортивный образ жизни, увлекался восточными единоборствами… Не мог такой собранный и педантичный человек, как Цой, заснуть за рулём, а стало быть, нельзя отрицать версию убийства».





Но если это так, то почему до сих пор не нашли людей, которые были в этой смерти заинтересованы? Марьяна Цой, вдова музыканта, говорила: «По всей видимости, нарушение все-таки было со стороны Вити, потому что, судя по следам протекторов на асфальте, он врезался на встречной полосе. То есть это элементарная автомобильная катастрофа. В убийство я не верю. Цой не был человеком, которого кому-то хочется убрать. Он не ссорился с московской шоу-мафией, он их устраивал больше, чем кто-то другой».





В 2007 г. в одном журнале опубликовали статью «Виктор Цой: недоказанное убийство», где сообщалось о том, что в редакцию пришло письмо из Риги, в котором некий Янис признавался в своей причастности к смерти Цоя. Он рассказал, как 17 лет назад получил «заказ» припугнуть приезжего с восточной внешностью. Цою сказали, что его сын в опасности, и тот помчался его спасать. Когда журналисты попытались разыскать Яниса в Латвии, к ним на встречу пришли мужчины крепкого телосложения и посоветовали не соваться в это дело. И эта версия, и сам факт существования Яниса вызывает сомнения, как и достоверность рассказанной им истории.





В 1990 г. следствие действительно было проведено наспех, другие версии, кроме несчастного случая, не рассматривались. Это заставляет многих до сих пор сомневаться в причинах случившегося. Выдвигалась даже версия самоубийства, хотя знакомые Цоя категорически отрицают саму возможность мысли о суициде. «Ни о каком самоубийстве или убийстве речи быть не может. Произошла банальная катастрофа. Многие музыканты потом специально ездили в Латвию, пробовали повторить трагический маршрут Цоя, но приходили к выводу, что нет резона сомневаться в официальной версии катастрофы. Сыграло роль и то обстоятельство, что водительский стаж у Вити был небольшой, и в то утро его вынесло на встречную полосу», – утверждает экс-участник группы «Кино» Алексей Рыбин.


Смерть Виктора Цоя была такой внезапной и преждевременной, что многие просто отказывались верить в реальность случившегося. «Цой жив!» – писали на стенах фанаты, и оказались правы в том смысле, что его музыка и пророческие тексты не теряют актуальности и сегодня:

В Ленинграде (ныне ‑ Санкт-Петербург).

Отец Виктора по национальности кореец, работал инженером, мать ‑ русская, была учителем физкультуры.

У Виктора с раннего детства проявилась склонность к рисованию, поэтому родители в 1974 году определили его в художественную школу, где он и проучился до 1977 года.

Музыка также была одним из постоянных увлечений Виктора. Первую гитару родители подарили ему в пятом классе.

Во время учебы в художественной школе он познакомился с Максимом Пашковым, с которым впоследствии организовал группу "Палата №6" .

В 1978 году Виктор Цой поступил в Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова на оформительское отделение. В 1979 году он был отчислен "за неуспеваемость", после чего пошел работать на завод и поступил в вечернюю школу.

Позже учился по специальности "резчик по дереву" в профессионально техническом училище (СГПТУ №61), после окончания которого по распределению недолго работал в реставрационных мастерских Екатерининского дворца-музея в городе Пушкин Ленинградской области. После этого работал в садово-парковом тресте резчиком по дереву.

В 1980 году Цой начал выступать на квартирных концертах в Москве вместе с участниками группы "Автоматические удовлетворители". В 1981 году состоялся его сценический дебют в качестве бас-гитариста в ленинградском кафе "Трюм".

Из этих концертов летом 1981 года возникла группа "Гарин и гиперболоиды" куда входили Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский. Осенью 1981 года группа вошла в Ленинградский рок-клуб. После ухода в армию Олега Валинского, группу переименовали в "Кино".

В 1982 году группа "Кино" дебютировала на сцене Ленинградского рок-клуба, после чего вышел первый альбом группы, продюсером которого стал Борис Гребенщиков (лидер группы "Аквариум").

В феврале 1983 года состоялся совместный концерт "Кино" и "Аквариума". После нескольких концертов в Ленинграде и Москве весной того же года из-за разногласий с Виктором Цоем группу покинул Алексей Рыбин.

Он открылся в конце 2003 года . В бывшей котельной на месте котла расположена небольшая сцена, а в фондах музея хранятся гитара Цоя, афиши, фотографии, пластинки, билеты с концертов группы "Кино". В Петербурге "Камчатка" считается одним из традиционных мест паломничества "киноманов".

Состоялось открытие памятника легендарному рок-музыканту в Барнауле (Алтайский край) возле корпуса Алтайской государственной педагогической академии.

В конце 2014 года после нескольких лет согласований в Санкт-Петербурге утвердили проект памятника Виктору Цою. Монумент расположится на юго-западе города в сквере на пересечении проспекта Ветеранов и улицы Танкиста Хрустицкого. В этом районе находится школа, которую посещал музыкант, и дом, где проживала его семья.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Почти четверть века минуло с того страшного дня, когда погиб Виктор Цой. Музыкант, поэт, лидер группы «Кино» и кумир миллионов. Культовый рок-музыкант ушел из жизни, оставив нам кучу тайн и вопросов. Даже сегодня его песни будоражат сердца фанатов, а поклонники оставляют на стенах надписи «Цой жив».

Как погиб Цой

Многие никогда не забудут тот выпуск новостей 15 августа 1990 года, когда на всю страну прогремела новость о том, что в Латвии в автомобильной катастрофе погиб лидер группы «Кино». Стало известно, что в спецслужбы поступил звонок от очевидца с места происшествия на 35-ом километре трассы Слока - Талси. Прибыв на место гибели Виктора Цоя, сотрудники Латвийского МВД увидели «Москвич-2141» с полностью искореженным передом и автобус «Икарус-250», который снесло на обочину в сторону реки. К счастью, в автобусе не было пассажиров, а водитель отделался лишь легкими ссадинами и ушибами. Что же касается музыканта, смерть Виктора Цоя наступила мгновенно в результате сильного удара головой, несовместимого с жизнью. Так как в результате автокатастрофы певец был страшно изуродован, хоронили его в закрытом гробу.

Официальная версия

Согласно официальной версии, летом 1990 года Виктор Цой возвращался на автомобиле с рыбалки. Он отдыхал вместе со своим девятилетним сыном Сашей недалеко от Риги. В одиннадцать часов тридцать минут утра его автомобиль «Москвич» вылетел на встречную полосу и на огромной скорости врезался в выезжающий из-за поворота автобус «Икарус». В результате столкновения автобус вынесло на обочину, а автомобиль отлетел на 15-20 метров в сторону моста. Удар был настолько сильный, что из «Москвича» вырвало двигатель.

В ходе следствия было установлено, что автобус двигался с допустимой скоростью, не более 70 км/ч. Что касается «Москвича», то его скорость варьировалась от 100 до 130 км/ч. После проведения экспертизы была установлена официальная причина смерти Виктора Цоя - музыкант заснул за рулем.

Казалось бы, все очевидно: трагедия, несчастный случай. Но так как следствие было проведено наспех, вскоре поползли самые разнообразные слухи….

Первоначальная версия

Еще до того как была утверждена официальная версия, следствие выдвигало несколько вариантов, как погиб Цой. Самым распространенным и просочившимся в прессу стало предположение о том, что во время поездки певец слушал магнитофон, лежавший на соседнем кресле. Когда кассета закончилась, Виктор решил перевернуть ее и отвлекся от управления автомобилем, что и привело к катастрофе.

Данная версия была также озвучена Леонидом Каневским в эфире телевизионного шоу НТВ «Следствие вели…». Несмотря на то что эта версия была объявлена главной, она все же не подтвердилась, так как на момент прибытия милиции на место аварии магнитофон был выключен. Включили его уже сами следователи.

Нестыковки

Оказалось, что многие несогласны с официальной версией того, как наступила смерть Виктора Цоя. Так, бывший продюсер группы «Кино» высказал свое мнение, что был недоволен и обижен тем, как проводилось следствие. Он считает, что оно попросту было завалено. Сразу после катастрофы убитые горем родственники Цоя не смогли настоять на проведении по-настоящему профессионального расследования, и оно было сделано лишь «для галочки».

Вдова Виктора также не придерживалась официальной версии. По ее словам, Цой был предельно осторожным человеком и не мог «просто заснуть за рулем». Кроме того, он не так давно получил водительское удостоверение, ездил еще недостаточно уверенно, поэтому всегда был очень сосредоточен, когда вел машину.

Многие, кто несогласен с официальной версией, указывают на то, что в ней полно противоречий. Следствие проводилось на скорую руку, повторной экспертизы не было, а главный аргумент - как можно заснуть за десять минут, проведенных в дороге? Ведь расстояние от места рыбалки до поселка, где жил Цой, меньше одного километра!

Самоубийство

Одной из широко распространенных версий о том, как погиб Цой, стала версия о самоубийстве. За два предшествующих трагедии года музыкант добился немыслимой славы. Его уважали, боготворили, называли «последним героем», его песни стали символом и гимном для молодежи. Тогда он был настоящим кумиром. Но кто знает, что бы было с ним сегодня, с группой, с творчеством? Вполне возможно, что в современном мире группе «Кино» и Цою просто не нашлось бы места. Может, Цой предчувствовал все это и решил уйти, чтобы всегда оставаться на пике славы? Чтобы не было разочарований? Кто знает, но смерть Виктора Цоя сделала группу и его творчество еще популярнее. Последний «Черный альбом» разошелся миллионными тиражами. А творчество артиста и сегодня живет в сердцах поколений.

Кто убил Цоя

Все эти нестыковки, предположения и тайны привели к тому, что самой распространенной версией того, как погиб Цой, стало убийство. В прессе и Интернете можно увидеть массу самых невообразимых и фантастичных доводов по этому поводу.

Вот несколько самых красноречивых:

Цоя убили из-за денег. Он стал слишком богат, и кому-то это не понравилось…

Цой был связан с наркомафией. А они решили его убрать…

Кто-то решил разыграть сценарий фильма «Игла» в жизни. А как известно, в финале картины главного героя убивают…

Были и более серьезные предположения, в которых речь велась о смене продюсеров группы «Кино», о вопросах распределения выручки с гастролей, об авторском праве на композиции и т. д. Сегодня, к сожалению, остается только гадать. А тогда, когда все это произошло, всем было просто не до поиска причин. Ведь смерть Цоя потрясла миллионы, заставив скорбеть и сожалеть о погибшем.

Исчезнувшая машина

Если отталкиваться от того, что смерть Цоя была кому-то очень выгодна, то можно взять за основу одну из существующих в настоящее время версий. Причем это предположение достаточно обоснованное и имеет место быть.

Любой опытный водитель сможет ответить, в каком случае выполняется подобный маневр (сначала едешь по обочине, а затем резко выезжаешь на «встречку»). Здесь только один вариант: на протяжении последних 10 секунд перед аварией какая-то незнакомая или знакомая машина прижимала «Москвич» Цоя к обочине, затем резко обогнала и загородила дорогу, заставив музыканта выехать на встречную полосу движения прямо под колеса несущемуся автобусу.

В протоколе следствия был отмечен очень важный факт: расстояние от места рыбалки до дома Цоя. Это всего 10-15 минут езды. Кроме того, изучение следов протекторов шин показало, что последние 7-10 секунд перед аварией «Москвич» двигался по обочине. Со скоростью 130 км/ч! А затем резко был вывернут руль влево в сторону встречного движения. Несмотря на то что все эти факторы явно противоречат официальной версии «заснул за рулем», следствие не обратило на них внимания.

Следствие эту версию начало рассматривать, однако в связи с тем, что зашло в тупик, отбросило. А ведь и правда, найти таинственную машину было практически нереально. А «висяков» в милиции не любят, всем было предельно ясно, что пора закрывать дело и подписывать документы. И в итоге: «Виктор Робертович Цой. Причина смерти - несчастный случай, заснул за рулем. Точка».

Письмо Яниса

И вот буквально несколько лет назад один московский журнал опубликовал статью под названием «Виктор Цой: недоказанное убийство». В статье автор рассказывал о том, что в редакцию журнала пришло письмо от некого Яниса, гражданина Латвии. В письме Янис признавался в том, что его гложет уже на протяжении почти двадцати лет. А именно причастие к смерти Виктора Цоя.

По словам Яниса, летом 1990 года ему с ребятами пришла «просьба» от неназванного лица запугать одного рыбака с нерусской внешностью. На тот момент Янис даже не знал, кто такой Виктор Цой и группа «Кино». Приехав в указанное место, они окружили рыбака и предупредили его о том, «чтобы не рыпался, иначе пострадает ребенок». Завязалась потасовка, в результате которой Цой вырвался, сел в «Москвич» и быстро уехал. Наверное, выручать сына…

После того как Янис с компанией догнали Цоя, их взору предстало место аварии. Поняв, что «рыбак» уже не жилец, они решили тихо убраться подальше…

Всяческие попытки связаться с Янисом не принесли успеха. Он молчал. Однако позже он все-таки вышел на связь и договорился с журналистами о встрече. В условленном месте репортеров ждало разочарование: вместо Яниса к ним подошли крепкие ребята и посоветовали «не вмешиваться не в свои дела». Так что остается лишь гадать, правда эта история или выдумка.

Последний альбом

После смерти Виктора Цоя его последний альбом все-таки вышел. По счастливой случайности он находился в багажнике «Москвича», где и был обнаружен после аварии. Запись абсолютно не пострадала. А случайность ли это? Может, Цой специально оставил свой последний альбом поколениям? А может, как сказал один классик, «рукописи не горят»?

Последний альбом стал настоящим хитом. Хоть и был окутан дыханием смерти и сожалением. «Черный альбом» стал последним, выпущенным группой «Кино», последним словом Виктора Цоя. Он разошелся миллионным тиражом как на территории СССР, так и за рубежом.

В сердцах миллионов

Кто-то умный сказал, что «человек жив, пока о нем помнят». Получается, что человек может умереть только в том случае, если умрет память о нем, или попросту когда он станет неинтересен, его забудут и никакие прошлые заслуги уже не спасут…

Как бы цинично это ни прозвучало, но Виктор Цой ушел вовремя. Он ушел из жизни, когда находился на пике популярности. Песни Цоя любили все: и поклонники рок-н-ролла, и те, кто любит попсу или эстраду. А ведь могло получиться и так, что если бы Цой был жив, то сегодня он стал бы неинтересен. Но его нет. А память о нем живет в сердцах людей, и она огромна. По-прежнему группа «Кино» и Виктор Цой занимают высокие места в рейтингах и хит-парадах, их песни хорошо расходятся и переиздаются, создаются всевозможные ремиксы и т. д. Виктор Цой и сегодня смотрит на нас с плакатов и календарей…

Д нем 15 августа 1990 года музыкальный мир облетела трагическая весть, что лидер группы «Кино» Виктор Цой погиб в аварии на трассе возле латвийского города Тукумса. Стало известно, что днем Цой возвращался с рыбалке на своем темно-синем «Москвиче-2141» на скорости 130 км/ч вылетел на встречную полосу и столкнулся с междугородним автобусом «Икарус». Следствие установило, что музыкант был абсолютно трезв, а управление машиной потерял, потому что уснул. Близкие и фанаты Цой впали в шок, и вскоре на волне общей истерии многие усомнились в официальных данных. Как можно было уснуть в «Москвиче», если на 130 км/ч он гудит и дрожит, как взлетающий кукурузник? А если Цой не спал, зачем же он поехал под автобус? В 25-ю годовщину гибели последнего рок-героя СССР мы вспоминаем альтернативные версии событий.

1. Черный продюсер

Цой не был жертвой несчастного случая. Его убили. Как только речь заходит о том, что автокатастрофа была подстроена, в качестве вероятного заказчика в первую очередь называют директора «Кино» Юрия Айзеншписа, в последствии ставшего одним из самых успешных продюсеров в русском шоу-бизнесе. Почему человека, превратившего полуподпольную группу в первых и единственных советских богов стадионного рока, назначили главным злодеем? Да потому что тру-фанаты Цоя его ненавидят! Это он превратил последнего рок-героя в подросткового кумира вроде Юры Шатунова. Это он ради бабла заставил «Кино» таскаться по стране и играть по три концерта в день - а как же творчество? Это он втянул группу в мутные дела - ведь перед встречей с Цоем он почти 18 лет маялся на зонах за финансовые махинации. И ведь это он подарил Цою тот самый стремный «Москвич». Зачем же Айзеншпису было убивать дойную корову? Как зачем - он же понимал, что популярность команды в итоге уйдет, а так он озолотился на продажах «посмертного» «Черного альбома». Что говорить, Юрия Шмильевича всегда было принято демонизировать - да и ему самому льстила репутация «опасного человека» - однако никаких серьезный фактов, доказывающих его причастность к смерти Цоя как не было, так и нет. Сам Айзеншпис уже ничего не расскажет - в 2005-м он умер после инфаркта.

2. Криминальная Россия

Одно из самых непонятных обстоятельств аварии: зачем Цой, войдя на скорости в крутой поворот и оказавшись на обочине, вдруг резко повернул руль влево и понесся прямо на встречку? У некоторых исследователей вопроса есть ответ: рокера подрезала другая машина, а затем, оттеснив «Москвич» к обочине, стала тормозить прямо перед ним. Пытаясь объехать препятствие, Цой вылетел под «Икарус». Кто мог преследовать музыканта на пустынной дороге в латвийской глуши? Конечно же, рэкетиры! Лихие времена, канун 90-х, а Цой привлекал к себе внимание - денег по тем временам у него было очень много. Поклонники фильма «Игла» твердили, что на музыканта за что-то обозлились драгдилеры, другие вспоминают, что в последний год Цой появлялся на публике с охранниками. В конце концов в середине 2000-х появился еще один вброс. Якобы с редакцией одного криминального журнала связался некий Янис, который рассказал, что в 1990-м к нему с приятелями обратился странный тип, попросивший «припугнуть одного рыбака». Парни нашли Цоя на рыбалке и сообщили ему о похищении сына. С криком «Кия!» музыкант, увлекавшийся восточными единоборствами, раскидал латышских малолеток, запрыгнул в «Москвич» и помчался выручать отпрыска. Ну а дальше случилось что случилось. Если этот Янис и существовал, то на назначенную журналистами встречу он не пришел. Зато вместо него явились крепкие ребята, убедительно посоветовавшие журналистам не совать нос не в свое дело.

3. Лубянский проезд

К 1990-му году почти все понимали, что Советскому Союзу осталось недолго. В таких любая фигура, имевшая влияние на массовое сознание, автоматически становилось политической. Цой, на максимальной громкости заявивший об ожидании перемен и выступавший во «Взгляде» с весьма резкими выпадами в адрес власти, безусловно, был такой фигурой. Разумеется, после его гибели демократические конспирологи сразу заговорили о том, что его убрал КГБ, которому был совершенно не нужен очередной неформальный вождь. Версию проверить невозможно: конечно, сотрудники органов были способны грамотно «подправить» машину, запугать водителя «Икаруса» (или он сам был при погонах?), развалить следствие и т. д. Только вот КГБ на рубеже десятилетий был «уже не тот», да и других дел ему в то время хватало. Тут даже кажется более правдоподобной еще одна (как обычно ничем не подтвержденная) теория, что «Москвич» Цоя случайно подрезала служебная «Волга» кого-то из латвийских чиновников, и дело решили замять, чтобы избежать народного гнева. Как бы то ни было, Цой не дожил до путча 1991-го, не выступал у Белого дома, не получал медалей от Ельцина, однако он до сих пор остается рок-героем, а большинство тех, кто дожил, выступал и получал, сейчас на это звание явно не тянут.

4. Сам ушел

Версия о самоубийстве Виктора Цоя, очевидно, была рождена убитыми горем фанатами, поскольку никто из близкого окружения рокера не отмечал, что в последние дни его что-то тяготило. Среди возможных причин для сведения счетов с жизнью: конечно же, несчастная любовь (якобы у Цоя не ладилось с новой девушкой Наташей), усталость от гастрольной гонки (опять этот Айзеншпис!) и, наконец, перманентная депрессия («У Вити всегда были такие грустные песни!»). Звучит все это весьма странно, учитывая, что многие отмечали, насколько органично Цой вошел в роль рок-героя. Знаменитый последний концерт «Кино» в «Лужниках» был похож на шоу звезд мирового уровня. Да и способ самоубийства довольно дикий: сомнительно, что «последний герой» специально стал бы таранить в автобус, в котором могли быть люди.

5. Спасибо, что живой

Хендрикс жив. Моррисон жив. Элвис жив. Леннон жив. Все здоровы, регулярно ездят друг другу в гости и по-тихому джемуют вместе. Изредка, когда разрешают инопланетяне, к ним заглядывает Гагарин. Цой, разумеется, тоже жив. Он даже сам позвонил в редакцию «Желтой газеты» (контактов других изданий у музыканта, видимо, не нашлось) и сказал: я жив, в 1990-м произошла ошибка, но я так от всего устал, что решил улететь в Японию (ну разумеется, куда же еще податься русскому корейцу?), занимаюсь автобизнесом, пишу музыку и стихи. Кстати, «Черный альбом» Цой дописывал лично - в Лондоне. Конечно, не очень удобно получилось с теми фанатами, которые после объявления о катастрофе отправились резать вены, но это жестокий мир. Желание воскресить кумира или хотя бы опровергнуть факт, что он погиб в банальной аварии, объяснимо, но стоит ли впадать в безумие, когда достаточно включить любой альбом «Кино», чтобы понять, что Виктор Цой, в сущности, никуда от нас не уходил?

ВИКТОР ЦОЙ – РУПОР ПЕРЕМЕН

Порой нам трудно даже объяснить, чем смог заслужить такую всенародную любовь. Он писал музыку и пел песни, которые пробуждали людей, снимали с их глаз пелену тотальной пропаганды. Он стал голосом народа, символом части эпохи русского рока. Позже его стали называть последним героем страны. По культурной значимости и массовому влиянию Виктора Цоя поставили рядом с . Ни один артист не был удостоен такой чести.

Любовь к гитаре

Образ Виктора Цоя сформировался и дорос до культового уровня из обычного питерского парня, который родился 1962 года. В мальчишке текла смесь корейской и русской кровей. Творческие задатки родители заметили у сына еще в детстве – он неплохо рисовал и лепил, а в пятом классе взял в руки гитару, которая в последствии помогла ему взобраться на вершину славы.

К сожалению, отец Роберт Максимович оставил семью, и чтобы это не сильно повлияло на психологическое состояниеВиктора, мама записала его на занятия в художественной школе, но там он все больше тяготел к музыке – вместе с другом Максимом Пашковым они слушали и фанатели от . Позже к ним присоединился еще и ударник, и вместе ребята создали дебютный альбом под названием «Слонолуние».

Посвящение Виктора Цоя

В 15 лет поступил в Серовское художественное училище. И в этом учебном заведении все мысли юноши были заняты только гитарой. Вскоре свободолюбивого Цоя отчислили из училища. Применение своему творчеству Виктор нашел в группе «Автоматические удовлетворители», которая играла панк-рок под руководством известного в узких кругах панка Свина (он же Андрей Панов).

Первой песней, написанной Виктором, стала композиция «Посвящение Марку Болану». А дальше все завертелось как в калейдоскопе – свободная от условностей музыкальная тусовка, песни, стихи, поклонники. Все это стало смыслом жизни Цоя.

На кусок хлеба музыкант зарабатывал профессией резчика по дереву, которую получил в одном из училищ Санкт-Петербурга. А когда появились первые американские боевики со Шварценеггером, Цой стал рисовать его портреты и продавать возле метро по 1 рублю за штуку.

Рождение «Кино»

В те годы советская рок-тусовка собиралась на квартирах Артемия Троицкого и друга Цоя – Майка Науменко. Он-то и познакомил Виктора с , который пришел в восторг от творчества молодого музыканта. В 1981 году Виктор со своим другом Алексеем Рыбиным организовал рок-группу «Гарин и гиперболоиды», позже переименованную в . Группа очень быстро обрела популярность в своем районе, завоевав сердца поклонников из местных школ и училищ, где они выступали. И совсем немного времени потребовалось ребятам, чтобы их ввели в легендарный Ленинградский рок-клуб. Коллеги по цеху сразу распознали в начинающих музыкантах людей, из которых может получиться замечательная группа.

Запись их первого альбома «45», продюсером которого стал Борис Гребенщиков, быстро разошлась среди меломанов города, а у молодых талантов сразу же появились фанаты и поклонники.

На заре своей карьеры Цой исполнял песни с незамысловатым текстом под простую музыку и высоким голосом. Продуманный образ рок-кумира явится публике гораздо позже. На создание имиджа ушел не один год. Цой с жадностью рассматривал привозимые знакомыми западные журналы, изучал записи с выступлениями британских и американских рок-групп, чтобы выбрать самое интересное. Он по крупицам собрал свой образ – манеру одеваться, вести себя на сцене, носить прическу, двигаться. Это помогло ему стать кумиром на несколько поколений вперед.

Перемен требуют наши сердца

На одной из вечеринок познакомился с сотрудницей Ленинградского цирка Марианной, которая смогла подарить ему веру в себя. Молодые люди вскоре поженились, а в 1985 году у них родился сын Александр. Марианна быстро влилась в жизнь группы «Кино» – была и администратором, и костюмером, и визажистом. Из опыта многих других рок-групп мы знаем, что появление в них женщины ни к чему хорошему не привело. Так получилось и с «Кино». Алексей Рыбин почувствовал себя в коллективе лишним и ушел.

В это же время Виктору пришла повестка из военкомата. Человек такой натуры даже представить не мог, что возьмет когда-нибудь в руки оружие. Тогда Цой принял рискованное решение лечь в психиатрическую больницу, чтобы избежать службы в армии. Он сымитировал попытку самоубийства, и скорая помощь отвезла его в психбольницу. Врач-психиатр не смог вывести Виктора на чистую воду и раскрыть его обман, потому что тот весь месяц молчал. Марианна же пошла работать в больницу санитаркой, чтобы находиться рядом с любимым человеком.

После рождения сына Виктор с радостью окунулся в семейные хлопоты, стойко переносил бессонные ночи, старался оградить жену от проблем, ухаживал за ребенком, посвящал ему песни. Все его мысли и надежды теперь были связанны только с малышом.

Киногерой Виктор Цой

с Марианной

1985 года стал переломным в жизни группы «Кино». Год начала Перестройки в СССР ознаменовался для коллектива неудачами с записью нового альбома, поиском своего стиля и почти отсутствием движения вперед. Так громко заявившая о себе молодая группа как будто исчерпала потенциал. В семье Цоя начались финансовые проблемы, поэтому Виктору пришлось подрабатывать то в бане, то в котельной. Спустя несколько месяцев кочегарка Цоя превратилась в авангардный клуб, где собирались поэты, художники и музыканты Ленинграда. Сейчас из этой котельной сделали своеобразный музей, который хранит память о Викторе Цое.

В родном городе чувствовал, что всегда будет в тени выдающихся лидеров рока – Гребенщикова и Науменко. Но случилось то, что поменяло его положение в иерархии советской рок-музыки. Он получил приглашение от режиссера Сергея Соловьева на съемки в фильме .

в фильме «Асса»

Режиссера поразило умение Цоя с поразительной точностью, напором и художественным темпераментом выражать то, о чем думали в то время народные массы. Цой помог Соловьеву сделать и финальную сцену кинофильма, когда возникли трудности с массовкой. Он попросил объявить, что в парке пройдет его бесплатный концерт. Режиссер и представить не мог, что придут толпы фанатов Виктора Цоя . Певец искусно руководил всей этой массой людей, и они безропотно слушали его указания.

Крутой поворот

Во время съемок фильма «Асса» в Ялте в 1987 году Виктор круто изменил и свою личную жизнь. Он познакомился с киноведом Натальей Разлоговой, которая была старше его на несколько лет, и ушел из семьи. Этот шаг Цоя отразился на его творчестве, сценическом образе и дал начало новому этапу.

с Натальей Разлоговой

Наталья появилась в жизни Виктора Цоя в тот момент, когда он чувствовал в себе силы и был готов расти творчески, идти дальше и покорять новые вершины. Она будто взяла его за руку и повела вперед.

Новым кинодостижением Цоя стало участие в фильме Рашида Нугманова «Игла» , параллельно коллектив музыкантов работал над альбомом «Группа крови», который породил в стране настоящую «киноманию». Во время гастролей по республикам Советского Союза собирал аншлаги.

Коллектив твердых принципов

В 1988 году группа записывает новый альбом «Звезда по имени Солнце». И снова новый взлет, оглушительная слава, записи на телевидении, выступления, интервью, программы… В этом же году познакомился с музыкальным менеджером Сергеем Айзеншписом, который организовал им всесоюзный тур, принесший музыкантам космический успех. Каждый город огромной страны надеялся на приезд легендарной группы. Тогда «Кино» во главе с Виктором Цоем стала одним из лидеров эстетической революции сознания.

Сам Виктор в то время говорил, что коллектив играет и поет только те песни, которые им нравятся и не собирается ограничивать себя никакими контрактами. Быть независимыми в своем творчестве – непоколебимый принцип группы. Никакой продюсер или концертный директор не могли повлиять на репертуар коллектива. Виктор со своими коллегами были слишком самодостаточными музыкантами, четко знали, что им нравится, а что совсем не по душе и в этих вопросах ими никто помыкать или управлять не мог.

70 концертов за 7 месяцев 1990 года по всему Советскому Союзу дал Виктор Цой с группой «Кино». Такому гастрольному графику могла позавидовать любая западная рок-группа с мировым именем. Это настоящий подвиг для тех коллективов, которые играют живую музыку. 24 июня 1990 года стадион «Лужники» в Москве не смог вместить всех желающих побывать на концерте Виктора Цоя и группы «Кино». Было продано 70 000 билетов. Этим мега-концертом заканчиваются грандиозные гастроли.

…И кому умирать молодым

В тот день никому и в голову не могло прийти, что этот концерт станет последним в жизни Виктора Цоя. На сцену он больше никогда не выйдет. В конце июля он вместе с Натальей и сыном уехал на Рижское взморье, где любил отдыхать. 1990 года он сел в свой автомобиль «Москвич» и отправился на рыбалку. То утро стало для Виктора Цоя последним. Версий его гибели за эти годы было множество. Официально считают, что он заснул за рулем, машина выскочила на встречную полосу движения, где столкнулась с автобусом. Виктор погиб мгновенно.

Когда по радио сообщили это страшное известие, 45 поклонников в разных уголках страны от отчаяния покончили жизнь самоубийством. Многие в тот момент потеряли веру в справедливость и смысл жизни – настолько сильным было влияние творчества Цоя на людей.

Его жизнь и творчество не ушли в небытие после физической смерти. Миллионы поклонников до сих пор исписывают стены домов фразами «Цой жив!», ему установили несколько памятников, назвали в его честь улицы и скверы, но главное – Виктор в сердцах тех, кто даже никогда не видел его на сцене, в душах молодых поколений. На его могиле в Санкт-Петербурге всегда лежат живые цветы и никогда не гаснут свечи.

ФАКТЫ

был настоящим фанатом Брюса Ли. Он постоянно пересматривал его фильм «Выход дракона», скопировал его манеру движения и даже старался сделать таким же выражение лица.

Почти сразу после Чернобыльской катастрофы и группа «Кино» прибыли в Киев на съемки дипломного фильма Сергея Лысенко «Конец каникул». Это был дебют музыканта в киноискусстве.

Обновлено: Апрель 8, 2019 автором: Елена