Святая агнесса и художники. Агнесса (Инесса) Римская. Святая с длинными волосами Агнесса римская

Церковь святой Агнессы стоит рядом с местом, где похоронена святая Агнесса, в период 337-352 годов здесь была построена первая, не сохранившаяся базилика.
Агнесса Римская - одна из первых христианских мучениц, чья легенда стала основой для многих живописных полотен.
Любопытно, что, хотя её обычно изображают вполне взрослой женщиной, она была девочкой 12 лет. Дата её мученичества - 21 января 304 года. Легенда о святой Агнессе рассказана в стихах поэта Пруденция.

История рассказывает, что Агнесса была дочерью богатых римлян, принявших христианство и хотела принять обет безбрачия. Сын римского префекта Семпроний захотел взять её в жены и получил отказ. Префект, узнав, что Агнесса христианка предложил ей выбор. Либо принести жертвы языческим богам либо её отправят в публичный дом. Агнесса отказалась предать христианскую веру и префект приказал отвести её нагой в публичный дом.
Согласно житию, когда с неё сорвали одежды, волосы Агнессы чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими. В заточении ей явился ангел — он принёс девушке светлое покрывало. Именно этот момент запечатлен на картине Рибейра.

Чудеса продолжились и в публичном доме: все мужчины, пытавшиеся изнасиловать девушку, не смогли этого сделать, а жених вообще ослеп, едва приблизившись к Агнессе. Девушка вернула ему зрение молитвами по просьбе его отца. После чего Агнессу, как колдунью, бросили в костёр, но поскольку костёр не разгорался, один из солдат убил её ударом меча.
Святая Агнесса с тех пор - покровительница девственниц. Её символом является белый агнец.
Джованни Батиста Морони, 1576 год.из Колумбийского музея.

Святая Агнесса на картине художника Чеко (1380-86 гг), хранится в Праге.

Немецкий мастер из Кельна (1470- 1510гг)

Мастер фон Дордрехт, 1500 . Амстердам.

И еще много других картин, сюжет был популярен.
По традиции каждый год 21 января в церкви проходит папская месса, на которой папа благословляет двух ягнят, из шерсти которых будут сделаны паллии для митрополитов. Паллий - узкая белая лента с вышивкой крестами и кусочками свинца, обшитыми черными шелковыми нитками на концах. В православной традиции вместо него одевается омофор. Паллий символизирует заблудшую овечку, которую пастырь несет в стадо на своих плечах, то есть спасение Иисусом человечества.
Церковь находится неподалеку от Пиевых ворот крепостной стены Аврелиана.Тело Агнессы поместили в гробницу на Виа Номентана, а вокруг были вырыты большие катакомбы, назван-ные ее именем. Во время правления императора Константина по повелению его дочери над могилой Ангессы была воз-двигнута базилика. Папа Гонорий I в VII в. построил не-подалеку церковь, которую позднее восстановил папа Адриан.
Есть легенда, что церковь построена на месте пуб-личного дома, куда поместили Агнессу, в саду церкви имеются руины первоначальной базилики Константина, которая скорее не базилика, а мартирий - традиционно круглой формы, мавзолей, который во времена Византии ставили над останками святых мучеников.

В церкви темно для съемок.

В апсиде находится мозаика с изображением святой Агнессы с огнем и мечом под ногами.

Агнесса Римская (Агнеса, Агния, Анна (лат. Agnes); ок. 291 года - ум. 304 год) - христианская мученица из Рима периода императора Диоклетиана; отвергла сватовство сына римского префекта ради христианской веры; одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых.

Художественно-символически изображается с ягнёнком - в честь агнца Божьего (лат. agnus Dei), то есть Христа.

Исторические сведения и предание

Наиболее древними источниками о мученичестве святой Агнессы являются панегирик святого Амвросия Медиоланского (De Virginibus, I, 2), надпись папы Дамасия I, высеченная в мраморе в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, а также стихи поэта Пруденция, посвящённые святой Агнессе (всё - вторая половина IV века). Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания.

Согласно преданию, Агнесса росла в знатной римской семье, принявшей христианство. В житии Агнессы говорится о том, как сын римского префекта Семпрония воспылал к ней страстью, однако она отвергла его сватовство, поскольку решила принять на себя обет безбрачия и посвятить себя добродетельной христианской жизни. Разгневанный префект на допросе выяснил, что Агнесса христианка, и поскольку в этот период христиане подвергались гонениям по указам императора Диоклетиана, поставил её перед выбором: или она приносит жертву римским богам или с позором будет отправлена в публичный дом. Поскольку Агнесса отказалась почтить языческих богов, префект велел отвести её в публичный дом нагую. Согласно житию, когда с неё сорвали одежды, волосы Агнессы чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими. В заточении ей явился ангел - он принёс девушке светлое покрывало. Чудеса продолжились и в публичном доме: все мужчины, пытавшееся изнасиловать девушку, не смогли этого сделать, так как плотские желания у них исчезали, и они со стыдом покидали публичный дом. Незадачливый жених, также посетивший Агнессу, умер, приблизившись к ней, но девушка воскресила его молитвами по просьбе его отца. Агнессу, как колдунью, бросили в костёр, но поскольку костёр не разгорался, один из солдат убил её ударом меча.

Традиция относит дату мученичества Агнессы на 21 января 304 года. Агнесса погибла в юном возрасте (предположительно ей было около 12 лет).

Агнесса была похоронена в римских катакомбах, которые сейчас носят её имя. Голова святой Агнессы находится в реликварии крипты церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне.

Прославление

Почитание св. Агнессы возникло в Риме в IV веке, вскоре распространилось по Западной Европе. Над катакомбами, где была похоронена святая, дочь императора Константина Великого Констанция воздвигла в 342 году храм, который был впоследствии перестроен в базилику Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, сохранившуюся до наших дней. Святой Агнессе посвящён ещё один римский храм - Сант-Аньезе-ин-Агоне.

Имя св. Агнессы было включено в Римский канон мессы латинского обряда и в литанию всем святым. Ей были посвящены панегирики св. Амвросия Медиоланского, Августина, Иеронима, для которых Агнесса была символом духовной чистоты. С древности св. Агнесса считается покровительницей девственниц.

День её памяти отмечается в Католической церкви 21 января (ранее память св. Агнессы также отмечалась на Западе 28 января), в Православной церкви 21 января и 5 июля (по юлианскому календарю). Св. Агнесса почитается также в Древневосточных церквях, у англикан и лютеран.

Иконография

Иконографические символы св. Агнессы - белый агнец, изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь. Агнец - не в честь, образованного от греч. ; agne, «непорочная»; но в честь Христа, которого Иоанн Креститель назвал «агнцем Божьим» (лат. agnus Dei). Святая часто изображается с длинными волосами, закрывающими её тело, а также на костре среди пламени.

Мученичество св. Агнессы было популярным сюжетом у средневековых художников, его изображали в своих работах Андреа дель Сарто, Джотто, Хусепе Рибера (Святая Инесса) и другие.

Традиции

21 января, в день праздника святой Агнессы в римской базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура проводится обряд благословения двух агнцев, из шерсти которых будут изготовлены паллии для митрополитов.

21 января 304, там же) - раннехристианская святая, мученица, почитаемая с 4 века, как покровительница девственниц. Память святой Агнессы отмечается в католической церкви 21 января, в русской православной церкви 21 января и 5 июля (по юлианскому календарю). Наиболее ранние источники о мученичестве святой Агнессы относятся к второй половине 4 века: панегирик Амвросия Медиоланского, надпись папы Дамасия I, высеченная в мраморе в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, стихи поэта Пруденция. Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания.

Житие святой

Агнесса росла в знатной римской семье, принявшей христианство , славилась своей красотой. Сын римского префекта Семпрония воспылал к ней страстью, однако она отвергла сватовство, решив принять обет безбрачия. Разгневанный префект на допросе выяснил, что Агнесса христианка, и согласно указам императора Диоклетиана, преследовавшим христиан, поставил ее перед выбором: или она приносит жертву римским богам или с позором будет отправлена в лупинарий (публичный дом). Агнесса отказалась почтить языческих богов. Тогда префект приказал сорвать с нее одежды и отвести обнаженной в лупинарий. Но волосы девушки чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими. В заточении ангел принес Агнессе светлое покрывало, по другой версии прикрыл наготу чудесным сиянием. Чудеса продолжались: никто из мужчин не смог изнасиловить девушку, так как плотские желания у них исчезали при приближении к Агнессе. Сын префекта Семпрония, войдя в комнату к Агнессе, пал замертво, но девушка воскресила его молитвами по просьбе его отца. Незадачливый жених, ожив, тут же уверовал в единого Бога. Агнессу, как колдунью, бросили в костер, но дрова не разгорались, и один из солдат убил мученицу ударом меча в горло. Агнесса погибла в юном возрасте, предположительно ей было двенадцать лет.
Мученица была похоронена родителями в предместье Рима в катакомбах у Номентанской дороги. Почитание мученицы началось уже в 4 веке, сначала было распространено преимущественно в Риме и в Италии , позднее распространилось по всей Европе. В 342 году, дочь императора Константина Великого Констанция воздвигла над местом захоронения храм, впоследствии перестроенный в базилику Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура (Святой Агнессы за стенами). В 8 веке на стадионе Домициана, где Агнесса приняла мученичество, возвели базилику Сант-Аньезе-ин-Агоне, в реликварии крипты которой хранится голова святой Агнессы. Ей были посвящены панегирики Амвросия Медиоланского, Августина Блаженного, Иеронима Стридонского, для которых Агнесса была символом духовной чистоты.
Созвучие имени Агнесса со словом «ангец» («agnus») связало мученицу с сюжетом жертвы Христа , а впоследствии породило легенду о мистическом обручении святой и Иисуса Христа. Иконографические символы святой Агнессы - белый агнец (аллюзия на имя), изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь - символ мученичества и знак победы ее святости, лилия - символ девства, виноградная лоза - символ страстной жертвы Христа. Святая часто изображается с длинными волосами, закрывающими ее тело, на костре среди пламени. Мученичество святой Агнессы было популярным сюжетом у средневековых художников, в частности, у Андреа дель Сарто, Джотто, Хусепе Риберы. 21 января, в день праздника святой Агнессы проводится обряд благословения двух агнцев, из шерсти которых изготавливаются паллии и омофоры для будущих епископов и митрополитов.

СВЯТАЯ АГНЕССА
(291 год —304 год)

Практически обо всех католических святых в житиях пишут, что были эти девы необыкновенными красавицами. Но святая Агнесса выделяется среди всех тем, что пострадала она в первую очередь из-за своей красоты, а уже вторичным стало то, что красавица оказалась еще и христианкой.
Будущая святая родилась в 291 году в Риме, в семье па¬трициев. Получила достойное для тех времен образование: во всяком случае, она умела читать. Но главное — девочка была необыкновенно, осле-пительно красива. Настолько красива, что уже в возрасте двенадцати с половиной лет вызывала в мужчинах восторг и вожделение.
Кто и когда обратил Агнес¬су в христианство, неизвестно.
Но наверняка — какая-то жен¬щина, или живущая в доме, или вхожая в дом. Поскольку христианская религия была
под запретом, верующие для чтения молитв и проведения мессы со¬бирались тайно, по ночам, в катакомбах под городом, и вряд ли юная римская аристократка решилась бы выйти из дома без сопровождения. Некоторые исследователи считают, что этойженщиной была кормилица Агнессы, рабыня-христианка. Другие — что тайными христианами были даже родители Агнессы. ;
Красота новой религии пленила девочку. Агнесса всем сердцем по¬любила Иисуса, в мечтах она видела себя его невестой и, как многие ■ юные христианки, принесла клятву сберечь свое девство, чтобы быть чистой, когда придет время соединиться с небесным женихом. *
Происходило это в царствие императора Гая Аврелия Диоклетиана, прославившегося строительством огромных бань — и жестокими гоне¬ниями на христиан.
В Агнессу влюбился сын префекта Семпрониуса. Его отец, человек очень влиятельный, просил у родителей Агнессы руки их дочери. А сам юноша встретил красавицу у выхода из публичных бань (обычно поря- . дочные римлянки никуда больше и не ходили) и прилюдно признался в любви к ней, и попросил ее стать его женой. Агнесса также прилюдно сообщила, что она — христианка, обещала небесному жениху Иисусу, поэтому у нее не может быть мужа на земле: «Я уже давно обручена с Небесным и Незримым Женихом, мое сердце всецело принадлежит ему, и Ему я"буду верна до самой смерти... Тот, с кем,я обручена — Христос, : которому служат ангелы, Христос, чья красота затмевает сияние звезд!
Я люблю того, чья мать — дева, и чей отец никогда не ведал женщины, перед чьей красотой меркнут и солнце и луна, чьим благоуханием мерт¬вые пробуждаются!»
Но поскольку юноша все-таки нравился Агнессе, она попыталась об- ■ ратить его в христианскую веру: чтобы на небесах они были вместе... Увы, молодой римлянин не понял ее и в ответ на проповедь схватил, Агнессу в объятия и поцеловал, уговаривая отречься от преступной ре- \ лигии, обрекающей ее на жестокую казнь. Девочка в гневе оттолкнула влюбленного со словами:.«Прочь от меня! Прочь, пастух смерти, прочь, взращающий блуд и коварство питающий!» " ,!
Оскорбленный, юноша донес отцу, что Агнесса — христианка. Впрочем, если бы он не донес, донесли бы другие, все видевшие и | слышавшие. *■* -ч; \
Агнесса могла бы сохранить свою жизнь, если бы согласилась стать | весталкой: девственной жрицей богини Врсты. Но юная христианка отказалась покланяться языческим богам.
5 По закону Рима, христианку должно было казнить, но нельзя было | казнить девственницу. Обычно эту проблему решали так: или отправ¬ляли девственницу на несколько дней в публичный дом, где над ней мог надругаться любой посетитель, или — если казнь была массовой и публичной — палачи насиловали несчастных христианских девствен¬ниц прямо на арене Колизея, на глазах у зрителей.
Агнессу решено было отправить в публичный дом.
Адалыпе...
Дальше начинается легенда. Верующие верят в то, что все так и было. Неверующие сомневаются в чудесах, считая, что все их при¬думали позже, чтобы как-то приукрасить трагический финал жизни маленькой мученицы.
Девочка бесстрашно заявила префекту: «Если бы ты знал, кто мой Жених, ты бы знал, что мне ничто не угрожает. Я знаю силу его и я знаю, что Ангелы его будут хранить тело моё». Агнессу вывели из дома роди¬телей и сорвали с нее одежду, чтобы гнать по улицам обнаженной, на потеху толпе. Но произошло первое чудо: волосы девочки стремительно выросли, прикрыв ее тело. Второе чудо произошло, когда ее привели в публичный дом: желающих овладеть девственной красавицей было немало, но каждый мужчина, который прикоснулся к Агнессе, был немедленно наказан небесами: одни ослепли, другие упали замертво. Впрочем, были и те, кто обратился в христианство, едва взглянув в глаза Агнессы. Последним в публичный дом пришел несостоявшийся жених Агнессы: он попытался обнять девочку — и скончался на месте. Впрочем, Агнесса тут же упала на колени и помолилась за несчастного заблудшего юношу, и к нему вернулась жизнь. Потрясенный таким до-казательством ее правоты, юноша тоже принял христианство, и скорее всего, позже умер как мученик, но его история теряется во тьме веков, а история Агнессы озарена сиянием «Золотой легенды»... Из публич¬ного дома ее отвели в тюрьму, где стражники бесстыдно глазели на ее красоту, прикрытую только длинными волосами, и в ответ на молитвы девочки с небес слетел ангел и принес Агнессе сияющее белое полотно, в которое она смогла закутаться. ,
21 января 304 года Агнессу привели на площадь для казни. Чернь пыталась забросать ее камнями и грязью, которые, не коснувшись мученицы, отлетали обратно в толпу и поражали бросавших. Агнессу бросили в огонь — но пламя разлетелось в стороны, не касаясь ее тела. И только когда чудеса достаточно впечатлили всех присутствующих, Агнесса сказала солдату: «Ударь мечом, не робея, и верни меня по¬скорее Тому, Кого я люблю, разрушь это тело, которое помимо моей
воли понравилось смертным очам». Кровь мученицы, пролившуюся на месте казни, собратья по вере собрали белыми полотнищами и со¬хранили, как святыню.
Поскольку Агнесса была казнена, как преступница, ее зарыли у перекрестка дорог. Но над местом упокоения мученицы ночами сиял: свет. Тайные христиане приходили туда молиться. Через восемь дней (после казни Агнессы там были схвачены несколько юных христианок: * молочная мученицы, Эмерентиана (дочь той самой кормилицы, кото¬рая, возможно, обратила Агнессу в христианство) и несколько ее подруг. * Они заявили, что Агнесса явилась им во плоти, окруженная золотым > сиянием и с белоснежным ягненком на руках (ягненок в христианской | символике воплощает сразу и невинность, и жертву, и самого Иисуса Христа, но и имя «Агнесса» также образовано от «агнец» — «ягненок»). Все эти девушки были казнены и впоследствии канонизированы. Позже кости святой Агнессы собратья по вере перенесли в катакомбы, где она; нашла упокоение среди других христиан.
Уже в IV веке в Риме сформировался культ святой Агнессы.
В 342 году над катакрмбами в том месте, где находилось захоронение Агнессы, по приказу Констанции (дочери императора Константина Великого, признавшего христианство господствующей религией) был построен первый храм святой мученицы. Согласно легенде, Констанция была больна проказой, молилась Агнессе и чудесным образом исцелилась. Позже на Зтом месте была выстроена церковь Сант-Аньезе-фуори-ле-мура. В XVII веке возле площади Навон была построена еще одна церковь, посвященная юной мученице: бело¬снежная изнутри и снаружи Сант-Аньезе-ин-Агоне, где в золотой раке хранится череп Агнессы.
Святая Агнесса Римская — одна из наиболее почитаемых раннехри¬стианских святых, покровительница девочек и девушек. День святой Агнессы католики отмечают в день казни девочки: 21 января. Накануне вечером девицы гадают на жениха и в молитвах просят у святой Агнессы заступничества от брака с нелюбимым.
Подробнее всего история Агнессы описана в «Золотой легенде» (Ье§епс1а Аигеа) Иакова Ворагинского, епископа Генуи, составившего в 1260 году свод житий христианских мучеников на основе доступных ему письменных источников и фольклора: эта книга в Средневековье по популярности стояла на втором месте -После Библии. В случае с Агнессой письменных источников сохранилось довольно много.
Прижизненных изображений Агнессы не существует. В Средневе¬ковье она изображалась девочкой в нарядном платье, с распущенными волосами и с ягненком на руках — в том виде, в котором она явилась своим подругам. Но начиная с эпохи Возрождения святую Агнессу все чаще рисуют в трагический момент ее жизни: заточенную в темницу, обнаженную и прикрытую только длинными волосами. Самое знаменитое изображение святой Агнессы (на испанский манер названное «Святая И несса») написал в 1641 году Хосе Рибера. Моделью стала одна из его дочерей. Сейчас картина находится в Дрезденской галерее

Сентябрь 25, 2018

Исторический центр Вечного города является средоточием Римского барокко, где буквально на каждом шагу встречаются монументальные архитектурные шедевры эпохи Возрождения. Примером этому может служить посещение великолепной Пьяцца Навона – одной из главных , со знаменитыми фонтанами и палаццо. Наиболее ярким ее украшением, без сомнения, является церковь Святой Агнессы (Sant’Agnese in Agone), находящаяся по центру западной стороны площади.

История возведения церкви и ее посвящение, определившее настоящее название, уходят в далекое прошлое, в те времена, когда здесь находился древний стадион Домициана. Построенный в 85г.н.э., он использовался для проведения атлетических соревнований вплоть до середины V века. Согласно легенде, здесь была замучена 12-летняя Агнесса, память о которой увековечена в названии великолепной барочной церкви.

Легенда о Святой Агнессе

Агнесса (293-305гг.н.э.), принадлежавшая к благородному древнеримскому роду Клаудия, приняла мученическую смерть во времена преследования христиан при императоре Диоклетиане, издавшем в 303 г. ряд указов, направленных на аннулирование прав христианских общин.

Согласно легенде, юная девушка 12 лет от роду, давшая себе обет целомудрия ради служения Спасителю, отказала в близости сыну префекта Рима, влюбившегося в нее. За это Агнессу бросили в находившийся на стадионе Домициана бордель, но ни один из его клиентов так и не смог лишить ее девственности, так как моментально терял мужскую силу. Чтобы утешить самолюбие богатых патрициев, обвиненную в колдовстве девушку совершенно нагую вывели на заполненную зрителями арену.
Однако случилось чудо – ее волосы тут же мгновенно отрасли до пят, спрятав обнаженное тело от устремленных на нее тысяч вожделенных глаз. Вменив в вину публично продемонстрированную магию, Агнессу приговорили к сожжению на костре. И здесь чудо повторилось – пламя костра, достигнув тела девушки, тут же затухало, не причиняя ей никакого вреда. Чтобы ускорить акт экзекуции, подбежавший к мученице солдат ударом меча отсек ей голову. После казни тело девушки было захоронено на кладбище вдоль Номентанской дороги, в катакомбах, известных сегодня как Catacomba di Sant’Agnese (современный район Рима Триест). Чтобы трагическое событие не исчезло из людской памяти, принцесса Констанция, дочь императора Константина Великого (274-337), в середине IV века построила над местом захоронения Агнессы небольшую часовню. Сегодня здесь находится нынешняя базилика Sant’Agnese fuori le mura (Базилика Сант Аньезе за Стенами), возведенная в первой половине VII века папой Гонорием I.

Юная Агнесса, принявшая мученичество во славу целомудрия и канонизированная впоследствии католической Церковью, по сей день является покровительницей всех девственниц.

Кто построил церковь Сант Аньезе ин Агоне

Место на стадионе Домициана, где пролилась кровь молодой девушки, стало местом поклонения христиан. В 1123 году при Папе Каллисте II здесь была построена и освящена небольшая базилика в честь Святой Агнессы, главный вход которой выходил на сегодняшнюю via di Santa Maria dell’Anima, а фасад апсиды был обращен к «кампус Агонис» – стадиону Домициана.

Это интересно!

Название площади Навона происходит от греческого «agone» – состязание. В древности применительно к указываемому месту происходивших на стадионе событий часто применялся термин «in agone», трансформировавшийся в «n’agone», а затем в «navone».


В 1447 году семья Памфили, переехавшая в Рим из Губбио, приобрела на via dell’Anima участок земли и небольшое здание, расширив впоследствии свои владения прилегающими рядом земельными наделами, чтобы построить представительный семейный особняк. Его строительство началось в 1644 году, когда Джованни Баттиста Памфили возглавил папский престол, приняв имя Иннокентий X. Известный сегодня как Палаццо Памфили, дворец стал резиденцией родного брата Папы – Памфилио Памфили и его жены Донны Олимпии Майдалькини. Женщина, имевшая достаточное влияние на понтифика, убедила его в необходимости иметь рядом небольшую семейную часовню. Таким образом, в 1651 Иннокентий X распорядился возвести на месте старой базилики, стоявшей рядом с дворцом, новую церковь Святой Агнессы, которая впоследствии должна была стать также и местом его упокоения после смерти.


Разработку проекта и курирование строительства церкви Сант Аньезе, заказанной Иннокентием X, первоначально поручили архитектору Джираломо Райнальди и его сыну Карло. Однако вскоре Папа изменил свое решение, передав работу Франческо Борромини, который находился в бо́льшей фаворе у понтифика. Тот изменил дизайн фасада здания, сделав его вогнутым. Это гениальное решение позволяло без труда видеть купол церкви, который невозможно было бы узреть с противоположной стороны узкой площади при традиционном архитектурном исполнении возводившегося храма.

В 1655 году, к моменту смерти Иннокентия X, фасад церкви был практически закончен, однако преемник почившего понтифика не проявлял особого интереса к строительству. Архитектор Борромини, не получая никаких денежных субсидий для продолжения строительства, подал в отставку. Донна Олимпия в 1667 году привлекла для оформления интерьера, а ее сын Камилло взялся достроить церковь. Он восстановил Карло Райнальди (1611-1691) в должности ведущего архитектора, который в 1672г. и завершил возведение здания. Несколько позже, по проекту Джованни Мария Баратта(1670-1747) церковь дополнили строительством двух колокольных башен. Его младший брат Франческо дополнил фасад базилики входными ступенями.

Интерьер церкви Святой Агнессы

Великолепная церковь Святой Агнессы на Пьяцца Навона известна как одна из красивейших в Риме. Ее интерьер наполнен шедеврами средневековой скульптуры и живописи. Главный алтарь с изображением Святой Агнессы, принимающей мученичество через сожжение на костре, выполнен из белого мрамора скульптором Доменико Гуиди. Его официальное представление состоялось 13 июля 1688 года.



Часовня Святой Агнессы в храме располагается на предполагаемом месте мученичества. Она содержит скульптуру, выполненную мастером Эрколе Ферретти, Форма и выражение композиции основаны на рисунках Бернини. Великолепные лепные элементы, украшающие часовню, принадлежат Паоло Ландини, который участвовал во внутреннем оформлении храма с 1662 по 1664гг.


Семья Памфили была тесно связана с проповедником Филиппо Нери (1515-1595), являвшимся основателем конгрегации ораторианцев и канонизированным католической Церковью. Поэтому было принято решение построить в семейной церкви Памфили часовню, посвященную Святому Себастьяну – наиболее почитаемому Филиппо Нери святому. В 1859 году, после общей реставрации храма и восстановления часовни Св. Себастьяна, папа Пий X передал сюда бесценную реликвию – сохранившийся череп отсеченной главы Святой Агнессы. Он был помещен в серебряный реликварий, сделанный в форме миниатюрного храма.



Над входом в церковь Сант Аньезе ин Агоне, с его внутренней стороны, находятся звуковые трубы старинного органа, заказанного Джованни Баттиста Памфили фламандскому мастеру Гульемо Герману. Несмотря на то, что в начале XIX века он подвергся значительной реконструкции, его основные элементы были сохранены, включая оловянные трубы музыкального инструмента. Здесь же, в мраморном погребальном саркофаге работы скульптора Джованни Баттиста Маини, покоится прах Иннокентия X Памфили.