Было мне тогда 9 лет. Проблема взаимосвязи внутреннего мира и внешнего По тексту Ф. М. Достоевского Было мне тогда всего девять лет от роду (ЕГЭ по русскому). Перейдём к теоретической части

(проблема) В предложенном отрывке Фёдор Достоевский обращается к русскому национальному характеру. При этом писателю прежде всего интересен простой крепостной. Что же таится в сердце русского мужика? На этот вопрос и пытается ответить классик.

(примеры) Герой отрывка вспоминает историю из детства. Рассказчику, гулявшему по лесу, почудилось, что за ним гонится волк. Мальчик испуганно бросился бежать и наткнулся на крестьянина, которого звали Марей.

Этот невежественный крепостной мужик улыбнулся и успокоил мальчика, сказав: "Уж я тебя волку не дам!". И эта улыбка простого пахаря поразила тогда автора до глубины души. Будучи уже взрослым человеком, рассказчик оказался на каторге в окружении точно таких же русских мужиков. И автор стал вглядываться во встречающиеся лица, пытаясь понять русскую душу. Так как же Достоевский понимает её? Глубокое, просвещённое человеческое чувство, по-настоящему христианское, пополняет простого человека. Пусть он невежественен, бессознателен, но в нём крепнут также добродетели, как любовь к ближнему, сострадание, стремление позаботиться о том, кто слабее. В этом, с точки зрения художника, и заключается основы русского национального характера.

(мнение автора и собственное) Мне кажется, Достоевский глубоко осознал основы русского мировоззрения. Остаётся только покорно согласиться с писателем и признать, что человечность - это тот самый духовный скреп, без которого невозможно представить Россию. Оттого ли, что жизнь здесь всегда была очень трудна, оттого ли, что необъятные леса и поля подали нам широкую душу - трудно сказать. С уверенностью можно утверждать одно: русский человек скорее думает о ближнем, чем о самом себе.

(аргументы) На мой взгляд, самый знаменитый образ крестьянина в русской литературе - это Платон Каратаев. Все мы помним, как герой поразил графа Безухова своей житейской мудростью и заботой. Полагаю, что благодаря Каратаеву и выжил Пьер, находясь в плену, в непривычных для дворянина условиях жизни. Каратаев испытывал к подавленному, ослабевшему Пьеру чувства, похожие на то. что испытывает мать к беззащитному ребёнку. лев Николаевич неслучайно создал этот образ: писателю хотелось изобразить духовную глубину, человечность, характерную для всего русского народа.

(аргументы) Пытаясь осознать русскую историю, причины тех или иных событий, невольно приходишь к пониманию: Российское государство - такой же русский человек. Русский народ мучительно чувствует ответственность за другие народы. Россия понимает себя в мире как спасительницу угнетённых народов, защитницу нравственности и морали. Приведу пример из истории Первой мировой войны. В конце 1914 г. немецкие войска остановились в тридцати километрах от Парижа. Французское правительство обратилось к России, и первыми словами из этого документа стали: " Умоляем, помогите!" Историки в один голос утверждают, что русские были не готовы к войне. Генерал Самсонов писал Николаю 2, что мобилизация не завершена, армия не заняла необходимые позиции. Но, несмотря на всё это, Россия начала наступление, которое было встречено народным воодушевлением. Объяснить такие шаги можно только исходя из понимания мироощущения жителей России.

(вывод) Таким образом, человечность, чувство ответственности и долга - составляющие части русской души, которые определяют не только жизнь простого человека, но и судьбу всего нашего народа. Сохранение этих качеств одновременно с воспитанием сознательности и развитием образования - главная задача нашего общества на протяжении всей его истории.

Писатель и мыслитель Федор Михайлович Достоевский затрагивает в своем произведении проблему милосердия, вопрос взаимосвязи внешнего вида человека с его внутренним миром.

Автор вспоминает историю детства, когда, будучи мальчиком, он испугался волков и подбежал к суровому на вид крепостному. Марей в свою очередь стал успокаивать его, и это неожиданное сочувствие казалось теплым и дружеским. А ведь он считал крепостных грубыми и очень невежественными.

По мнению Достоевского, нельзя однозначно судить о человеке, ведь даже орущий рьяную песню хмельной мужик может в реальности оказаться добрым, способным на сострадание человеком. Мне кажется, эта проблема всегда актуальна: не стоит составлять мнение о незнакомце по его внешнему виду. Грозный на вид может в итоге оказаться милейшим человеком, а девушка с ангельским личиком способна обладать коварством и иными пороками.

В доказательство такого суждения можно привести рассказ «Судьба человека» М.А.Шолохова.

На долю Андрея Соколова выпало немало испытаний: прошел войну, плен, потерял всю семью и, казалось бы, его сердце должно ожесточиться. Однако он способен подарить счастье другому человеку, что подтверждает его отношение к беспризорнику. Назвавшись его отцом, он дал ребенку надежду на светлое будущее.

Можно привести пример из личного опыта. В лагере у нас был хмурый вожатый, казавшийся замкнутым и злым. Однако первое впечатление было ошибочным: взрослый человек оказался веселым и жизнерадостным. В душе он остался озорным мальчишкой, который общался с детьми как с ровесниками.

Таким образом, Ф.М.Достоевский абсолютно прав, утверждая, что нельзя судить о человеке по его внешности. Главное – внутренний мир, который выражается в делах и поступках.

Обновлено: 2017-02-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Является ли внешний вид человека отражением его внутреннего мира? По тексту Ф.М. Достоевского «Мужик Марей» («Было мне тогда всего девять лет от роду...»)

Почему нельзя судить о человеке по внешнему облику? Именно на этот вопрос отвечает русский писатель Ф.М.Достоевский.

Проследим, как автор раскрывает проблему. В центре внимания Ф.М.Достоевского история о том, как внешне неприятный крестьянин Марей смог успокоить и утешить испуганного мальчика. Автор обращает внимание читателей на то, что облик человека не всегда совпадает с внутренним миром, отмечая, что даже «чужие, с грубыми лицами» крепостные могут быть прекрасными в душе.

«Материнская улыбка» и «неожиданное сочувствие» Марея искренне удивляют ребёнка. Мальчик осознаёт, что в сердце «зверски невежественного» человека таится «тонкая нежность», которую нельзя обнаружить сразу. Повествуя о крепостном крестьянине, Ф.М.Достоевский призывает читателей строить отношения с людьми на основе их поступков и внутреннего мира, а не ориентироваться только на красоту.

Душа внешне непривлекательного человека иногда чище и богаче, чем у других. Эту мысль доносит до читателей Н. Заболоцкий в стихотворении «Некрасивая девочка». Поэт отмечает внутреннюю неиспорченность ребёнка:

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

Девочка отличается от остальных искренностью и честностью, автор обращает внимание на её душевную красоту, способную творить чудеса:

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

Так, Н.Заболоцкий хочет донести мысль о том, что нужно ценить богатый и чистый внутренний мир даже непривлекательного человека, а не обращать внимания на пустую красоту.

В свою очередь, симпатичный человек может оказаться подлым и бесчестным. Ярким примером такой личности является героиня романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» Элен Курагина. Её красота, сводившая с ума многих мужчин, оказывается единственным достоинством. Героиня часто обманывает дорогих ей людей, ведёт себя неподобающим образом. Элен даже способна на предательство. Так, она привлекательна только снаружи, в ней нет внутренней красоты, чистоты и честности.

Итак, судить о человеке по внешности категорически нельзя, так как богатство внутреннего мира чаще всего не связано с красотой.

Обновлено: 2018-04-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

(1)Было мне тогда всего девять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!»

(3)Я вскрикнул и вне себя от испуга выбежал на поляну, прямо на пашущего землю мужика.

(4)Это был Марей – наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти никогда не случалось мне заговорить с ним. (6)Я в детстве мало общался с

крепостными: эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными, разбойными людьми. (7)Марей остановил кобылёнку, заслышав мой напуганный голос, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а

другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.

− (8)Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь.

(9)Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.

− (10)Что ты, какой волк, померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня. (12)Но я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. (13)Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо

боясь и тревожась за меня.

− (14)Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. – (15)Полно, родный. (16)Ишь, малец, ай!

(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.

− (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись. (19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих губ.

− (21)Ишь ведь, − улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, − господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!

(22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка померещился.

− (23)Ну, я пойду, − сказал я, вопросительно и робко смотря на него.

− (24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. (25)Уж я тебя волку не дам! − прибавил он, всё так же матерински мне улыбаясь. – (26)Ну, Христос с тобой, − и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился.

(27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая головой, когда я оглядывался. (28)И даже когда я был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается.

(29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя, здесь, на каторге в Сибири… (30)Эта нежная материнская улыбка крепостного мужика, его неожиданное сочувствие, покачивания головой.

(31)Конечно, всякий бы ободрил ребёнка, но в той уединённой встрече

случилось как бы что-то совсем другое. (32)И только бог, может быть, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём.

(33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся кругом, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть в сердце моём. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. (35)Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице, хмельной, орущий свою рьяную сиплую песню, может

быть, такой же Марей. (36)Ведь я же не могу заглянуть в его сердце.

(по Ф.М. Достоевскому*)

Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 г.) – русский писатель, мыслитель.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик, будучи на каторге, поначалу ненавидел и боялся других каторжников.

2) Мальчика в лесу напугал внезапно появившийся из-за кустов волк, а крепостной мужик спас героя.

3) В момент встречи с Мареем герою, от лица которого идёт повествование, шёл одиннадцатый год.

4) Рассказчик, спустя двадцать лет, снова встретил Марея.

5) Сострадать и сочувствовать способны люди, у которых есть сердце, неважно, насколько образован и воспитан человек.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 29−32 содержатся элементы рассуждения.

2) В предложении 4 представлено описание.

3) Предложение 8 указывает на условие того, о чём говорится в предложении 9.

4) В предложениях 2−3 представлено повествование.

5) В предложениях 2-3 содержится рассуждение.

22. Из предложений 1-3 выпишите синонимы (синонимическую пару).

23. Среди предложений 14−20 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи противительного союза. Напишите номер этого

предложения.

24. При создании образа Марея Ф.М. Достоевский, чтобы передать простоту своего персонажа, его необразованность, использует в диалогах такое средство, как (А)______ (например, «вишь» в предложении 10, «испужался» в предложении 14, «те» в предложении (24). Участливость, искренность эмоций этого крепостного крестьянина передают многочисленные (Б) ______ («ай-ай» в предложении 14, «ну»

в предложении 18). В то же время такой троп, как (В) ______ (например, «материнскою и длинною улыбкой», «глубоким и просвещённым чувством»), создаёт глубину, масштабность создаваемого образа. Такое синтаксическое средство выразительности, как (Г) ______ (предложения 6, 20, 30), делает повествование

динамичным, ярким и живым.

Список терминов:

1) парцелляция

2) просторечие(-я)

3) градация

4) ряды однородных членов

5) эпитет(-ы)

6) междометие(-я)

7) риторический(-е) вопрос(-ы)

9) лексический(-е) повтор(-ы)

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных

почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на

читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения

(учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный

или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

Сочинение по тексту:

Федор Михайлович Достоевский – русский писатель и мыслитель, в своем произведении затрагивает проблему взаимосвязи внутреннего мира и внешнего вида человека.

Автор, от первого лица повествует об испуганном мальчике, который подбежал к крепостному, который в свою очередь начал его успокаивать. Он называет сочувствие Марея неожиданным, так как считал, что все крепостные грубые и зверски невежественные люди.

Ф.М. Достоевский считает, что даже хмельной мужик, орущий свою рьяную сиплую песню, может оказаться добрым человеком, который, несмотря на свой вид может сочувствовать другому.

Я считаю данную проблему актуальной, ведь нельзя судить о человеке по тому как он выглядит внешне. Грозный и грубый может оказаться добрейшим человеком, а милая на первый взгляд девушка, может обладать безграничным коварством и вредностью.

В качестве доказательства, можно привести произведение М.А. Шолохова «Судьба человека». Главный герой, который прошел войну и остался без семьи, кажется, он уже не способен обладать сочувствием и другими хорошими качествами. Но нет! Он смог сказать незнакомому мальчику, что он его отец, тем самым сделав его счастливым.

В качестве личного примера могу привести вожатого из лагеря. Это был уже почти «дядька», относительно взрослый и достаточно большой человек. По первому впечатлению казалось, что он злой, но на деле все обстояло не так. Он был веселый и радостный, будто внутри него сидит маленький мальчик, который чувствует себя рядом с детьми, как со своими ровесниками.

В заключение хочу сказать, что не стоит судить о человеке по его внешнему виду, это не главное, главное то, кем он является на своих делах и поступках, во время беседы.

Текст Фёдора Михайловича Достоевского:

(1)Было мне тогда всего девять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!» (3)Я вскрикнул и вне себя от испуга выбежал на поляну, прямо на пашущего землю мужика.
(4)Это был Марей – наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти никогда не случалось мне заговорить с ним. (6)Я в детстве мало общался с крепостными: эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными, разбойными людьми. (7)Марей остановил кобылёнку, заслышав мой напуганный голос, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.
(8)Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь.
(9)Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.
(10)Что ты, какой волк, померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня. (12)Но я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. (13)Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.
(14)Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. – (15)Полно, родный. (16)Ишь, малец, ай!
(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.
(18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись.
(19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих губ. (21)Ишь ведь, улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!
(22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка померещился. (23)Ну, я пойду, сказал я, вопросительно и робко смотря на него. (24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. (25)Уж я тебя волку не дам! прибавил он, всё так же матерински мне улыбаясь. – (26)Ну, Христос с тобой, и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился.
(27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая головой, когда я оглядывался. (28)И даже когда я был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается.
(29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя, здесь, на каторге в Сибири… (30)Эта нежная материнская улыбка крепостного мужика, его неожиданное сочувствие, покачивания головой. (31)Конечно, всякий бы ободрил ребёнка, но в той уединённой встрече случилось как бы что-то совсем другое. (32)И только бог, может быть, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём.
(33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся кругом, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть в сердце моём. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. (35)Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице, хмельной, орущий свою рьяную сиплую песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь я же не могу заглянуть в его сердце.

(по Ф.М. Достоевскому*)

*Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 г.) – русский писатель, мыслитель.