Какие бывают звуки громкий хриплый. Глава I. Музыкальные звуки и их свойства

Какими бывают звуки?

Данная разработка предлагается для проведения уроков музыки по теме «элементы музыкальной речи» как в коррекционной школе так и в средней, а также для внеклассных мероприятий. Можно использовать элементы данной презентации для проведения игровых разминок на уроках, как физкультминутка. Тема очень обширна, поэтому её можно использовать на логопедических занятиях по правильному произношению слогов и звуков.

Какими бывают звуки?

Звуки - это все что мы слышим вокруг себя.

Их великое множество и они все разные.

Даже когда очень тихо, они всё равно присутствуют вокруг нас, только надо хорошо прислушаться. Мы можем узнавать знакомые звуки, закрыв глаза, а можем вспомнить и представить их, даже не слыша. Это благодаря тому, что у нас есть слуховая память.

Звуки бывают речевые, неречевые и музыкальные.

Речевые звуки - это звуки человеческой речи, то что мы с вами говорим.

(проговорить своё имя, затем пропеть его на одной ноте, по трезвучию вниз от соль ми до пример: Миша,Ми-шень-ка)

Неречевые или шумовые – это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, кашель жужжание шмеля, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы, человеческого труда.(привести примеры неречевых звуков (кукует кукушка, дует ветер, шелестит листва, хлопаем в ладоши, прожужжать как пчела и т.д.)

Ваня ты сейчас в лесу. Мы зовём тебя «ау»!

Ну-ка глазки закрывай не робей

Кто позвал тебя узнай поскорей!

Шумовые звуки используют в музыке для создания звуковых эффектов.

Для того чтобы изобразить как течет ручей, или гремит гром используют шумовые инструменты:

Трещотки, барабаны, тарелки, ложки.

Шелест деревьев могут изобразить маракасы (привести пример игрой на этих музыкальных шумовых инструментах)

Музыкальные звуки.

Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть.

У них есть мелодия.

Звуки музыкальные различаются тембром- окраской звука.

Громкостью

Длительностью

Высотой

По высоте звуки бывают:

Высокие и низкие

По громкости :

Громкие и тихие

По длительности :

Длинные и короткие

По тембру :

Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.(примеры проиграть на баяне).

В отличие от музыкальных звуков, в шумовых нельзя определить

их высоту.

Без мелодии музыка немыслима.

Музыкальные инструменты способны передать очень много разных оттенков в музыке.

Он может петь высокие и низкие звуки. У детей тонкие высокие голоса. У мужчин гулкие и низкие, а у женщин нежные и мелодичные. (примеры прослушать высокий женский голос-сопрано, мужской низкий голос – бас)

Смена времен года - это ритм планеты.

В любой музыке кроме мелодии важен ритм. Всё в мире имеет ритм.

Наше сердце-сердечный ритм, есть ритм мозга, есть суточный ритм-утро, день вечер и ночь.

Ритм в переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.

Сыграть примеры разных ритмов (колыбельной, марша, вальса)

Плавный ритм придаёт музыке лиричность.

Прерывистый ритм - создаёт ощущение тревоги, волнения

Метроном –источник ритма в музыке.

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков а не мелодия.

Метроном – это такой прибор, с помощью которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как « громкие часы».

Он помогает музыканту держать определённый ритм длительное время.

Если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта. (слушание метронома)

Средства музыкальной выразительности в музыке.

Кроме мелодии и ритма в музыке важен тембр, лад, динамика, темп и размер.

Тембр – это окраска звука.

Динамика – это сила звучания музыки.

Музыкальное произведение может исполняться громко «Форте», или тихо «пиано»

Дети становятся в круг выбирают водящего.Он встаёт в круг, все идут по кругу держась за руки со словами

Ваня, ты сейчас в лесу,

мы зовём тебя Ау,

Ну-ка, глазки закрывай, не робей,

кто позвал тебя узнай поскорей!

учитель показывает на одного из ребенка, он говорит «Ваня!», тот кто находится в круге должен открыв глаза узнать по тембру голоса ребенка назвав его по имени.

Лад, Мажор, минор

Темп быстро. медленно

В музыке существуют два контрастных лада – мажор и минор.

Мажорная музыка воспринимается слушателями как светлая, ясная, радостная.

Минор – как печальная и мечтательная. Пропеть Солнышко мажорное трезвучие, показать картинку солнышка,

Пропеть тучка – показать картинку дождика или тучки.

Пропеть песенку «Чижик-пыжик» (раздать по числу детей карточки где нарисована тучка-означающая минор, и карточка с солнышком, который рисует мажор)

Чижик – пыжик, где ты был?

Я всю зиму в клетке жил

Где ты клювик замочил?

В клетке я водичку пил.

Что ты чижик похудел?

Я всю зиму проболел

Чем же клеточка плоха?

Ведь неволя так горька.

Чижик, хочешь к нам сюда?

Ой да да да да да да!

Ну-ка чижик вылетай!

Ай яй яй яй яй яй яй!

Темп – это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает медленный, умеренный и быстрый.

Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире.

Быстрый темп – аллегро, престо; умеренный темп – анданте; медленный адажио.

Провести игру «Карусель» (закрепление понятия темп)

Еле, еле, еле, еле,

закружились карусели

а потом, потом, потом.

Все бегом бегом, бегом

Тише тише, не спешите

Карусель остановите.

Раз, два, раз два.

Вот и кончилась игра.

Муниципальное казённое (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

Музыкальное искусство 1 класс
Конспекты уроков

Урок 3

Какими бывают музыкальные звуки

Цель урока: познакомить учащихся с разновидностями музыкальных звуков, дать понятие «ритм». Развивать певческие навыки, чувство ритма, творческие способности школьников. Поддерживать желание участвовать в коллективном творчестве.

Ожидаемые результаты: учащиеся различают длинные и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие музыкальные звуки; объясняют разницу между ритмом и пульсом музыки; высказывают свои впечатления от прослушанных произведений.

Оборудование:

Тип урока: углубление темы, усвоение новых знаний.

Доминанты урока:

Музыкальные звуки: длинные и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие;

Ритм. Ритм и пульс музыки.

1. Организационный этап

1.1. Вход в класс под музыку.

1.2. Проверка присутствия учащихся:

количество по списку_____,

количество присутствующих на уроке_____,

отсутствующих_____.

1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.

1.4. Проверка готовности классного помещения к уроку.

2. Ориентировочный план урока

2.1. Вход в класс под звучание песни М. Шутя «Веселые нотки».

2.2. Музыкальное приветствие «Здравствуйте!»

2.3. Распевки. Поспівка «Бом-бим».

2.4. Ритмичная упражнение «Эхо-ритм».

2.5. Слушание пьес Е. Ґріґа «Птичка» (или «Птичка» В. Сокальского) и М. Дремлюги «Медвежонок в лесу» (или «Песни мишки» Л. Колодуба).

2.6. Разучивание «Песни о зарядке» (муз. О. Янушкевич).

2.7. Обобщение материала урока.

2.8. Выход из класса под звучание «Песни о зарядке» О. Янушкевич (или на усмотрение учителя).

БОМ-БИМ

Поспівка

3. Актуализация опорных знаний

3.1. Музыкальное поздравление.

3.2. Распевки.

3.3. Повторение материала предыдущего урока. Чем отличаются музыкальные и шумовые звуки? Где их можно услышать?

4. Мотивация учебной деятельности

4.1. Сообщение темы урока.

4.2. Мотивационная беседа. Для чего мы изучаем особенности музыкального искусства? Знакомство с разновидностями музыкальных звуков поможет научиться лучше понимать язык музыки.

5. Этап усвоения новых знаний

5.1. Поспівка.

5.2. Долгие и короткие звуки. Объяснение термина «ритм». Выяснить различия между ритмом и пульсом музыки.

Совет учителю.

Использование раздаточного материала с игры «Музыкальное лото» (см. электронный диск) по теме «Пульс и ритм».

5.3. Игра «Луна-ритм».

Ритмические упражнения. Ученики повторяют за учителем ритм, хлопая в ладоши.

Учащиеся предлагают к игре свой ритм.

5.4. Творческое задание «Беседа птички и медведя».

5.5. Слушание пьес «Птичка» Е. Ґріґа и «Медвежонок в лесу» М. Дремлюги.

Определение особенностей музыки.

Высокие и низкие звуки.

Использование метода «разрушения образа» («Медвежонок в лесу». Какой будет музыка о большого, взрослого медведя?).

5.6. Разучивание 1 куплета «Песни о зарядке» (муз. О. Янушкевич).

Выполнение в движении.

Сравнение «Песни о зарядке» с колыбельной. Громкие и тихие музыкальные звуки.

ПЕСНЯ МИШКИ

Музыка Л. Колодуба

МЕДВЕДЬ

Музыка В. Ребикова

6. Обобщение и закрепление знаний

Что нового узнали учащиеся о музыке?

Какими бывают музыкальные звуки?

По желанию - задания в «Рабочей тетради по музыкальному искусству».

7. Подведение итогов урока

Изучение особенностей музыки поможет стать внимательными слушателями, лучше понимать ее содержание.

8. Домашнее задание

Слушать музыку.


, Внеклассная работа , Логопедия , Коррекционная педагогика

Какими бывают звуки?

Звуки – это все что мы слышим вокруг себя.
Их великое множество и они все разные.
Даже когда очень тихо, они всё равно присутствуют вокруг нас, только надо хорошо прислушаться. Мы можем узнавать знакомые звуки, закрыв глаза, а можем вспомнить и представить их, даже не слыша. Это благодаря тому, что у нас есть слуховая память.

Звуки бывают речевые , неречевые и музыкальные .

Речевые звуки – это звуки человеческой речи, то что мы с вами говорим.
(проговорить своё имя, затем пропеть его на одной ноте, по трезвучию вниз от соль ми до пример: Миша, Ми-шень-ка)

Неречевые или шумовые – это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, кашель жужжание шмеля, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы, человеческого труда.(привести примеры неречевых звуков (кукует кукушка, дует ветер, шелестит листва, хлопаем в ладоши, прожужжать как пчела и т.д.)

Игра «Узнай по голосу»

Ваня ты сейчас в лесу.
Мы зовём тебя: «ау»!
Ну-ка глазки закрывай не робей

Шумовые звуки используют в музыке для создания звуковых эффектов.
Для того чтобы изобразить как течет ручей, или гремит гром используют шумовые инструменты:
Трещотки, барабаны, тарелки, ложки.
Шелест деревьев могут изобразить маракасы (привести пример игрой на этих музыкальных шумовых инструментах)

Музыкальные звуки

Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть.
У них есть мелодия.
Звуки музыкальные различаются тембром– окраской звука.
Громкостью
Длительностью
Высотой
Человеческий голос – это тоже музыкальный инструмент
По высоте звуки бывают:
Высокие и низкие
По громкости :
Громкие и тихие
По длительности :
Длинные и короткие
По тембру :
Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.(примеры проиграть на баяне).
В отличие от музыкальных звуков, в шумовых нельзя определить
их высоту.

Без мелодии музыка немыслима.
Музыкальные инструменты способны передать очень много разных оттенков в музыке.

Человеческий голос – это волшебный инструмент

Он может петь высокие и низкие звуки. У детей тонкие высокие голоса. У мужчин гулкие и низкие, а у женщин нежные и мелодичные. (примеры прослушать высокий женский голос–сопрано, мужской низкий голос – бас)

Смена времен года – это ритм планеты

В любой музыке кроме мелодии важен ритм. Всё в мире имеет ритм.
Наше сердце – сердечный ритм, есть ритм мозга, есть суточный ритм – утро, день вечер и ночь.
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» – это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.
Сыграть примеры разных ритмов (колыбельной, марша, вальса)
Плавный ритм придаёт музыке лиричность.
Прерывистый ритм – создаёт ощущение тревоги, волнения

Метроном – источник ритма в музыке

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков а не мелодия.
Метроном – это такой прибор, с помощью которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как «громкие часы».
Он помогает музыканту держать определённый ритм длительное время.
Если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта. (Слушание метронома)

Средства музыкальной выразительности в музыке

Кроме мелодии и ритма в музыке важен тембр , лад , динамика , темп и размер .
Тембр – это окраска звука.
Каждый человеческий голос имеет свой тембр голоса. Благодаря тембру мы можем различать голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.
Динамика – это сила звучания музыки.
Музыкальное произведение может исполняться громко «Форте», или тихо «пиано»

Дети становятся в круг выбирают водящего.Он встаёт в круг, все идут по кругу держась за руки со словами:

Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: Ау,
ну-ка, глазки закрывай, не робей,
Кто позвал тебя узнай поскорей!

Учитель показывает на одного из ребенка, он говорит «Ваня!», тот кто находится в круге должен открыв глаза узнать по тембру голоса ребенка назвав его по имени.

Лад: мажор, минор

Темп: быстро, медленно

В музыке существуют два контрастных лада – мажор и минор.
Мажорная музыка воспринимается слушателями как светлая, ясная, радостная.
Минор – как печальная и мечтательная. Пропеть Солнышко мажорное трезвучие, показать картинку солнышка,
Пропеть тучка – показать картинку дождика или тучки.
Пропеть песенку «Чижик-пыжик» (раздать по числу детей карточки где нарисована тучка–означающая минор, и карточка с солнышком, который рисует мажор)

Чижик-пыжик, где ты был?
Я всю зиму в клетке жил
Где ты клювик замочил?
В клетке я водичку пил.
Что ты чижик похудел?
Я всю зиму проболел
Чем же клеточка плоха?
Ведь неволя так горька.
Чижик, хочешь к нам сюда?
Ой да да да да да да!
Ну-ка, чижик, вылетай!
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй!

Темп – это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает медленный, умеренный и быстрый.
Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире.
Быстрый темп – аллегро, престо; умеренный темп – анданте; медленный адажио.

Провести игру «Карусель» (закрепление понятия темп)

Еле, еле, еле, еле,
закружились карусели
а потом, потом, потом.
Все бегом бегом, бегом
Тише тише, не спешите
Карусель остановите.
Раз, два, раз два.
Вот и кончилась игра.

Звуки – это все что мы слышим вокруг себя. Их великое множество и они все разные.
Даже когда очень тихо, они всё равно присутствуют вокруг нас, только надо хорошо прислушаться. Мы можем узнавать знакомые звуки, закрыв глаза, а можем вспомнить и представить их, даже не слыша. Это благодаря тому, что у нас есть слуховая память.

Звуки бывают речевые , неречевые и музыкальные .

Речевые звуки – это звуки человеческой речи, то что мы с вами говорим.
(проговорить своё имя, затем пропеть его на одной ноте, по трезвучию вниз от соль ми до пример: Миша, Ми-шень-ка)

Неречевые или шумовые – это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, кашель жужжание шмеля, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы, человеческого труда.(привести примеры неречевых звуков (кукует кукушка, дует ветер, шелестит листва, хлопаем в ладоши, прожужжать как пчела и т.д.)

Ваня ты сейчас в лесу.
Мы зовём тебя: «ау»!
Ну-ка глазки закрывай не робей

Шумовые звуки используют в музыке для создания звуковых эффектов.
Для того чтобы изобразить как течет ручей, или гремит гром используют шумовые инструменты:
Трещотки, барабаны, тарелки, ложки.
Шелест деревьев могут изобразить маракасы (привести пример игрой на этих музыкальных шумовых инструментах)

Музыкальные звуки

Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть.
У них есть мелодия.
Звуки музыкальные различаются тембром– окраской звука.
Громкостью
Длительностью
Высотой
Человеческий голос – это тоже музыкальный инструмент
По высоте звуки бывают:
Высокие и низкие
По громкости :
Громкие и тихие
По длительности :
Длинные и короткие
По тембру :
Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.(примеры проиграть на баяне).
В отличие от музыкальных звуков, в шумовых нельзя определить
их высоту.

Без мелодии музыка немыслима.
Музыкальные инструменты способны передать очень много разных оттенков в музыке.

Он может петь высокие и низкие звуки. У детей тонкие высокие голоса. У мужчин гулкие и низкие, а у женщин нежные и мелодичные. (примеры прослушать высокий женский голос–сопрано, мужской низкий голос – бас)

Смена времен года – это ритм планеты

В любой музыке кроме мелодии важен ритм. Всё в мире имеет ритм.
Наше сердце – сердечный ритм, есть ритм мозга, есть суточный ритм – утро, день вечер и ночь.
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» – это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.
Сыграть примеры разных ритмов (колыбельной, марша, вальса)
Плавный ритм придаёт музыке лиричность.
Прерывистый ритм – создаёт ощущение тревоги, волнения

Метроном – источник ритма в музыке

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков а не мелодия.
Метроном – это такой прибор, с помощью которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как «громкие часы».
Он помогает музыканту держать определённый ритм длительное время.
Если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта. (Слушание метронома)


Средства музыкальной выразительности в музыке

Кроме мелодии и ритма в музыке важен тембр , лад , динамика , темп и размер .
Тембр – это окраска звука.
Каждый человеческий голос имеет свой тембр голоса. Благодаря тембру мы можем различать голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.
Динамика – это сила звучания музыки.
Музыкальное произведение может исполняться громко «Форте», или тихо «пиано»

Дети становятся в круг выбирают водящего.Он встаёт в круг, все идут по кругу держась за руки со словами:

Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: Ау,
ну-ка, глазки закрывай, не робей,
Кто позвал тебя узнай поскорей!

Учитель показывает на одного из ребенка, он говорит «Ваня!», тот кто находится в круге должен открыв глаза узнать по тембру голоса ребенка назвав его по имени.

Лад: мажор, минор

Темп: быстро, медленно

В музыке существуют два контрастных лада – мажор и минор.
Мажорная музыка воспринимается слушателями как светлая, ясная, радостная.
Минор – как печальная и мечтательная. Пропеть Солнышко мажорное трезвучие, показать картинку солнышка,
Пропеть тучка – показать картинку дождика или тучки.
Пропеть песенку «Чижик-пыжик» (раздать по числу детей карточки где нарисована тучка–означающая минор, и карточка с солнышком, который рисует мажор)

Чижик-пыжик, где ты был?
Я всю зиму в клетке жил
Где ты клювик замочил?
В клетке я водичку пил.
Что ты чижик похудел?
Я всю зиму проболел
Чем же клеточка плоха?
Ведь неволя так горька.
Чижик, хочешь к нам сюда?
Ой да да да да да да!
Ну-ка, чижик, вылетай!
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй!

Темп – это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает медленный, умеренный и быстрый.
Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире.
Быстрый темп – аллегро, престо; умеренный темп – анданте; медленный адажио.

Провести игру «Карусель» (закрепление понятия темп)

Еле, еле, еле, еле,
закружились карусели
а потом, потом, потом.
Все бегом бегом, бегом
Тише тише, не спешите
Карусель остановите.
Раз, два, раз два.
Вот и кончилась игра.

Что такое звук? Звук – это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и на человеческий.

В физике известен такой опыт: на лист железа насыпают песок и воздействуют на него разными звуками – песок при этом начинает принимать различные формы, для каждого свои. Почему? Да потому, что каждый звук имеет свои, присущие только ему особенности. Они – то и складывают, как в калейдоскопе, разнообразные узоры. По этим особенностям мы можем отличить один звук от другого и при необходимости узнать, определить, выделить из всего звукового многообразия тот, который для нас важен и необходим в данный момент.

Умение различать эти особенности, или, как говорят педагоги, свойства звука, составляет основу развития музыкальных способностей. Каковы же загадочные свойства звука?

Прежде всего, разделим все окружающие нас звуки на две важные группы: звуки шумовые (от слова «шум», «шуметь») и звуки музыкальные (от слова «музыка»). Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия. У таких звуков и название особое – мелодичные.

Прочтите, пожалуйста, с детьми стихотворение Е. Королевой.

Все на свете дети знают:

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

Самолета громкий ропот.

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть еще другие:

Не шуршания, не стука –

Музыкальные есть звуки.

Выполните с детьми следующее задание: рассмотрите рисунки и попросите ребенка назвать, когда он слышит шумовые звуки, а когда – музыкальные.

Шум листвы и звон капели,

Плеск волны и ветра вой…

Сколько звуков нам напели

Эти звуки не имеют

Своей точной высоты,

Потому зовутся шумом,

Их пропеть не сможешь ты.

А ещё бывают звуки,

Что плетут узор мелодий

Песен, вальсов, полек маршей,

Менуэтов и рапсодий.

Эти звуки, как ты знаешь,

Музыкальными зовут.

Звуки музыкальные

В домиках живут.

Что это за домики,

Попробуй, угадай!

Подумай хорошенько

И ответ нам дай.

Правильно! Музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах. Вспомни, какие музыкальные инструменты ты знаешь.