Механизмы речи. Этапы формирования речи в онтогенезе Этапы организации речевой деятельности в норме

Как и всякая деятельность, речевая деятельность осуществляется поэтапно.

1. Ориентировочный этап , подразумевающий анализ сложившейся обстановки и параметров собеседника (пол, возраст, национальность, социальное положение, уровень образованности и др.). «Если хочешь сказать слово, проверь, кто его будет слушать» (грузинская пословица).

2. Этап планирования действия , подразумевающий ответ на следующие вопросы: «о чем говорить/писать?» (тема), «зачем говорить/писать?» (цель или сверхзадача), «что буду утверждать?» (содержание), «в какой форме стану излагать?» (форма).

3. Исполнительский этап (говорение или письмо).

4. Этап контроля результатов , предполагающий ответ на вопрос: «Достигнута ли цель, поставленная на начальной стадии речевой деятельности?». На данном этапе важно проанализировать как коммуникативные удачи (что удалось и почему), так и коммуникативные неудачи (помехи), которые привели к неадекватности понимания слушателями или читателями созданного автором высказывания.

Таким образом, речевая деятельность реализуется посредством сложных умственных действий, суть которых заключается в том, что человек оперирует не реальными предметами, а использует особые речемыслительные модели, позволяющие осознанно управлять процессом создания и восприятия речевых высказываний.

3. Виды речи .

Продуктом речевой деятельности являетсяречь. Если язык – это система знаков, то речь – это процесс , который строится на возможностях языка. Речь зависит от конкретных ситуаций, развертывается во времени и реализуется в пространстве. Речь материальна. По форме она может быть устной иписьменной .

Устной называется речь, которой свойственны необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени, словесная импровизация. Н.А. Ипполитова выделяет следующие качества устной речи:

избыточность – это не всегда оправданные повторы, уточнения, перифразы (использование синонимических структур), которые связаны с тем, что говорящий не всегда четко может сформулировать мысль, вследствие чего ему приходится повторяться, добиваясь желаемого результата;

лаконизм , т.е. краткость в выражении мысли. Лаконизм связан с тем, что говорящий пропускает слова, предложения, которые легко восстанавливаются слушающим из контекста;

самоперебивы, срывы конструкции – особенность устной речи, когда говорящий, не закончив начатое предложение, оставляет его, начинает снова, пытаясь сформулировать мысль другими словами;

прерывистость связана с тем, что говорящий делает неуместные паузы, так как обдумывает, что сказать, формулирует, подбирает слово;

несистемное и осознанное отступление от литературных норм ;


обязательное наличие невербальных средств коммуникации ;

зависимость от ситуации .

Письменная речь – это речь вторичная по отношению к устной, характеризующаяся тем, что информация передается в ней при помощи графических знаков. Письменная речь характеризуется следующими особенностями:

– использованием книжной лексики ;

– наличием сложных синтаксических конструкций с большим количеством причастных и деепричастных оборотов ;

прямым порядком слов ;

четкой структурированностью , подразумевающей деление на главы и части;

– строгим соблюдением литературных норм.

По количеству говорящих речь может быть монологической (не требующей обмена репликами) и диалогической (требующей обмена репликами). Известно, что информация, которую слушатель получает в ответ на свой вопрос, усваивается лучше.

Для успешной речевой деятельности необходимо, чтобы присутствовали следующие ее компоненты :

1) адресант (отправитель сообщения);

3) адресат (получатель сообщения).

Речевая деятельность реализуется в различных речевых жанрах.Речевые жанры – это формы построения языка, соответствующие целям и задачам общения, характеру адресанта и адресата, специфике сферы и ситуации общения (приветствие, просьба, приказ, лекция, доклад, статья и др.).

Язык и речь - это две стороны речевой деятельности, которая включает в себя два противоположных процесса - процесс порождения речи и процесс ее восприятия.

Речь существует в двух формах - устной и письменной. При этом устная форма речи первична, письменная - вторична.

Устная речь - громко произносимая и воспринимаемая на слух, а письменная - это речь, закодированная с помощью графических знаков и воспринимаемая с помощью органов зрения.

Устная речь обладает средствами звуковой выразительности: интонацией, темпом, силой и тембром звучания, паузами и логическим ударением.

В современном обществе возрастает роль письменной речи и усиливается ее влияние на речь устную; быстро развиваются варианты устной речи, опирающиеся на письменную: доклады; выступления, теле- и радиопередачи.

К устной форме речи относятся такие виды речевой деятельности (виды речи), как говорение и слушание.

К письменной форме речи относятся такие виды речевой деятельности, как письмо и чтение.

Этапы порождения речи

Речь - это деятельность по использованию языка в целях общения.

Принято выделять четыре этапа любой деятельности:

  • 1) этап ориентировки в условиях деятельности;
  • 2) этап выработки плана действия в соответствие с результатами ориентировки;
  • 3) этап осуществления этого плана;
  • 4) этап контроля.

Рассмотрим структуру речевого акта.

1. Этап ориентировки. Речевой акт возможен только тогда, когда сложилась или специально создана речевая ситуация, ситуация общения. Речевые ситуации бывают естественные, которые складываются в результате общения людей, и искусственные, которые создаются специально в целях обучения и речевого развития.

Задача учителя - создавать такие речевые ситуации на уроке, которые обладали бы большим развивающим потенциалом и порождали бы у учащихся мотив речи.

Речь, являясь средством мышления, оказывает решающее влияние на общее развитие и одновременно зависит от этого развития.

  • 2. Этап планирования . На этом этапе происходит определение темы высказывания и основной мысли. Кроме того, определяется и план высказывания в целом, его структура, композиция.
  • 3. Этап реализации высказывания . Он состоит из двух частей:
    • а) Лексическое и грамматическое структурирование. Это выбор слов для высказывания. Лексическое структурирование осуществляется путем извлечения из памяти говорящего сначала частей речи, а затем внутри частей речи происходит отбор тематической лексики, т.е. слов, соответствующих теме данного высказывания и избранному стилю речи. Грамматическое конструирование - это расположение отобранных слов в нужной последовательности и их грамматическое связывание.
  • 4. Этап контроля. Говорящий оценивает результат своей речи, ее эффект.

Этапы речевого акта

  • 1. Ориентировка. Детей следует обучать ориентировке в ситуации общения, на основе которой затем будут выбраны определенные языковые средства.
  • 2. Планирование. Планированию будущего высказывания всегда придавалось большое значение. Умения определить тему, основную мысль текста, являются основными речевыми умениями, которые формируются в процессе обучения родному языку.
  • 3. Реализация.
  • а) в процессе обучения языку следует обогащать лексический запас и грамматический строй речи учащихся.
  • б) следует обучать детей нормам устной и письменной речи, уделяя особое внимание орфоэпии, орфографии, обучению интонации и средствам выразительности.
  • 4. Контроль. В школе важно вести работу по предупреждению и устранению речевых ошибок, целенаправленно формировать навыки осознанного чтения и понимания текстов.

Овладение речевыми навыками – сложный процесс, который протекает по-своему у каждого малыша. Он включает в себя формирование разговорной речи, понимание обращенных слов, выражение собственных мыслей, эмоций, желаний средствами языка.

Правильность и успешность усвоения речевых умений зависит во многом от окружающей среды и особенностей воспитания в семье и образовательных учреждениях. Сегодня мы поговорим о том, какие этапы речевого развития существуют, а также узнаем нормативные сроки, соответствующие каждому возрастному периоду.

Роль речи в психологическом развитии ребенка сложно переоценить. Вот почему явные речевые нарушения приводят к ряду негативных последствий:

  • у малыша замедляется формирование познавательных процессов;
  • развиваются черты характера, мешающие общению с окружающими (замкнутость, нерешительность, низкая самооценка);
  • появляются сложности с усвоением школьных умений – письма и чтения, что снижает детскую успеваемость.

Чтобы снизить риск появления подобных нарушений, важно знать последовательность усвоения детьми правил родного языка и нормы формирования речевых умений.

Основные этапы развития речи

Отечественный психолингвист и психолог Алексей Леонтьев выделил несколько важных периодов речевого развития, через которые проходит каждый малыш.

  1. Подготовительный этап длится от рождения до года, подразделяясь на три периода:
  • крик – это единственный способ взаимодействия новорожденного с окружающим миром и первая голосовая реакция. С его помощью кроха не только сигнализирует маме, что он ощущает дискомфорт, но и тренирует дыхание, голос и артикуляцию;
  • гуление (до 6 месяцев) – это воспроизведение малышом определенных звуков и различных их вариаций: бу-у-у, а-гу, а-гы и т.п. Психологи называют кроху в этот период музыкантом, который настраивает свой инструмент. Очень важно поддерживать детское желание общаться, проговаривая и повторяя «сказанное» вашим чадом;
  • лепет (до года) – заключительная стадия подготовки малыша к полноценной речи. Теперь кроха начинает произносить слоги, например, «па», «ба», которые связаны с определенными людьми. «Ма-ма», – произносит ребенок, обращаясь именно к маме.

Читайте также: Ребёнок не говорит в 3 года. Причины и способы решения проблемы

  1. Преддошкольный этап начинается с момента появления первых слов (обычно с 12 месяцев) и заканчивается в трехлетнем возрасте.

Первые детские слова имеют обобщенный характер. К примеру, словом «дай» малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу. Вот почему понимают кроху только близкие люди и лишь в конкретной ситуации.

С полутора лет дети учатся произносить слова полностью, а не в усеченной форме. Словарь продолжает расти, ребенок складывает маленькие предложения без предлогов: «Катя кися» (у Кати есть кошка), «Катя ам-ам» (Катя хочет есть).

К трем годам в детской речи появляются вопросы: «Куда?», «Где?», «Когда?». Малыш начинает активно использовать предлоги, учится согласовывать слова в числе, падеже и роде.

  1. Дошкольный этап речевого развития длится с трех до семи лет. В это время объем активного и пассивного словаря значительно увеличивается. Если малыши четвертого года жизни используют в речи чаще простые предложения, то к пяти годам они уже общаются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А к концу дошкольного этапа дети обычно правильно выговаривают звуки, грамотно строят предложения и имеют широкий кругозор.

Нормы развития речи по возрастам

Всё ли в порядке? Этим вопросом задаются многие мамы, переживая, что малыши говорят мало слов, их речь невнятна и т.д. Предлагаем границы нормального речевого развития, с помощью которых вы сможете отслеживать формирование языковых навыков у своего чада.

В 6 месяцев младенец:

  • воспроизводит звуки с интонацией;
  • реагирует на собственное имя (поворачивает голову);
  • интересуется источниками звука, особенно если они идут от значимых взрослых;
  • реагирует плачем или улыбкой на дружеский или сердитый тон.

В 12 месяцев малыш:

  • использует в речи несколько простых слов (или их фрагментов);
  • следует простым инструкциям, особенно если мама показывает жестом, что нужно взять или принести.

Читайте также: Развитие речи по методике Марии Монтессори

В 18 месяцев дети:

  • имеют активный словарь до 20 слов, в основном это существительные;
  • в речи часто используют эхолалию – повторяют услышанную фразу снова и снова;
  • показывают одну из частей тела по просьбе родителей («Где носик?»);
  • эмоционально и невнятно говорят на «тарабарском» языке.

В 2 года ребенок:

  • называет несколько знакомых предметов из своего окружения;
  • составляет простейшие предложения, чаще всего состоящие из глаголов и существительных – «Кися кусит» (кошка кушает);
  • показывает пять частей тела по маминой просьбе («Где у тебя носик?»);
  • может использовать в речи до 150-300 слов;
  • знает и использует несколько местоимений – «мой», «моё», «моя»;
  • пропускает ряд звуков – ж, ш, з, с, р, л, ц, щ («мосьно» вместо «можно»).

В 3 года дети:

  • обладают активным словарным запасом из 1000 слов, обычно это глаголы;
  • начинают применять множественное число существительных;
  • знают основные части тела и могут их показать и назвать;
  • используют союзы «если», «когда», «потому что»;
  • называют свой пол, имя и возраст;
  • понимают рассказанные и прочитанные небольшие сказки и стихи;
  • понимают простые вопросы, отвечают на них чаще односложно.

В 4 года малыши:

  • используют в речи до 2000 слов;
  • меньше сокращают, переставляют и пропускают слова;
  • отвечают на вопросы, пересказывают хорошо знакомые рассказы и сказки;
  • иногда неверно произносят шипящие и свистящие звуки;
  • задают множество вопросов – как простых, так и довольно неожиданных;
  • говорят сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями – «Я стукнул Васю, потому что он забрал машинку».

В 5 лет ребенок:

  • расширяет свой словарь до 2500-3000 слов;
  • может составить рассказ по картинке;
  • применяет обобщающие понятия (цветы, дикие животные, обувь, транспорт и т.д.);
  • использует в предложениях все части речи – прилагательные, местоимения, деепричастия, междометия и т.п.;
  • разговаривает на понятном взрослому языке, хотя встречаются и ошибки при ударении, при склонении существительных;
  • чисто произносит все звуки, определяя гласные и согласные, твердые и мягкие.

текст - единица общения, созданная для достижения целей общения.

процесс создания высказывания представляет собой выбор не только форм языка, но и обязательной для него формы построения, соответствующей целям и задачам общения, характеру адресата, специфики сферы и ситуации общения.

речевые жанры - относительно устойчивые тематический, композиционные, и стилистические формы высказывания.

Информативность. присуща только тексту. содержание любого законченного текста является информация. типы информации: содержательно- фактуальная, содержательно- подтекстовая. факты, события.

Связанность и цельность(целостность). все коммуникативные элементы текста должны быть связаны. целостность текста осуществляется с помощью таких средств, как лицо, время, наклонение, модели и типы предложений по целеустановке высказывания, синтаксический параллелизм, порядок слов.

Интеграция и завершенность. категория интеграция спаивает, объединяет текст не линейно, а по вертикали, обеспечивая причинно- следственные связи между его частями, отбирая те из них, которые наиболее существенны для передачи концептуальной позиции автора текста.

12. Этапы речевой деятельности и риторический канон как основа действий по созданию текста.

1) Речевая деятельность – способ реализации общественно-коммуникативных потребностей человека в процессе общения. Речь при этом – средство формирования и формулирования мысли, что определяет творческий интеллектуальный характер речевой деятельности.

2) Речевая деятельность – деятельность текстовая, основанная на умении создавать и воспринимать высказывания (тексты) в процессе речевой коммуникации.

Нужно учитывать:

    Полноценная (эффективная) речевая деятельность основана на субъект-субъектных отношениях между коммуникантами, когда собеседники становятся равноправными субъектами общения

    Эффективная речевая деятельность реализуется прежде всего в диалоге (в широком смысле), в диалоговой форме общения, которая создает базу для совместных размышлений в поисках истины, знания, идеи, преобразующей представление о действительности

Продуктивные виды речевой деятельности-говорение и письмо-предполагают создание текстов в устной и письменной форме.

Этапы речевой деятельности

    Побудительно-мотивационный (возникновение мотива речевой деятельности. Возникает ситуация, которая побуждает человека высказать свою точку зрения)

    Ориентировочный этап (один из важнейших в процессе порождения высказывания. Происходит обдумывание, планирование…выбор способа реализации. Возникает общий замысел будущего высказывания)

    Исполнительный этап-завершает процесс создания или восприятия высказывания. Озвучивание замысленного.

    Контроль-«достигнута ли цель, поставленная на начальной стадии речевой деятельности?»

Риторический канон:

I этап – инве́нция (лат. – invention – изобретение) – изобретение содержание речи. На этом этапе говорящий создаёт общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств.

II этап – диспози́ция (лат. dispositio – расположение) – расположение изобретённого в надлежащем порядке. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь.

III этап – элоку́ция (лат. elocutio – словесное выражение) – речевое оформление текста. Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы.

IV этап – мемо́рио (лат. memorio – запоминание) – запоминание речи и подготовка к её произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирает вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует.

V этап – а́кцио (лат. actio – произнесение) – произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.


Речевое общение, речевое поведение, речевой акт. Все три термина имеют непосредственное отношение к речевой коммуникации. Первый – синоним термина «речевая коммуникация». Важно подчеркнуть, что оба синонима обозначают двусторонний процесс, взаимодействие людей в ходе общения. В отличие от этого, в термине «речевое поведение» акцентирована односторонность процесса: им обозначают те свойства и особенности, которыми характеризуются речь и речевые реакции одного из участников коммуникативной ситуации – или говорящего (адресанта), или слушающего (адресата). Термин «речевое поведение» удобен при описании монологических форм речи – например, коммуникативных ситуаций лекции, выступления на собрании, на митинге и т.п. Однако он недостаточен при анализе диалога: в этом случае важно вскрыть механизмы взаимных речевых действий, а не только речевое поведение каждой из общающихся сторон. Таким образом, понятие «речевое общение» включает в себя понятие «речевое поведение».

Термин «речевой акт» обозначает конкретные речевые действия говорящего в рамках той или иной коммуникативной ситуации. Например, в ситуации покупки товара на рынке между покупателем и продавцом возможен диалог, включающий разные речевые акты: запрос об информации (– Сколько стоит эта вещь ? Кто производитель ? Из какого она материала ?), сообщение (– Две тысячи ; Южная Корея ; Натуральная кожа ), просьбу (– Отложите , пожалуйста, я сбегаю за деньгами ), обвинение (– Вы мне сдачу неправильно дали !), угрозу (– Сейчас милицию вызову !) и др.

В середине 20 в. английский философ Дж.Остин, а вслед за ним американские ученые Дж.Сёрль и Г.Грайс разработали теорию речевых актов, в которой выявили ряд закономерностей, характерных для процесса речевой коммуникации, и сформулировали принципы и постулаты, следование которым обеспечивает успех тому или иному речевому акту и в целом речевой коммуникации: например, «выражайся ясно», «будь искренен», «будь краток», «избегай непонятных выражений» и др.

3. Многоплановый характер общения

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. В данном определении выделяется три аспекта общения, а именно: передача информации (коммуникация), взаимодействие (интеракция), познание людьми друг друга (перцепция).

Наиболее полно общение может быть изучено в единстве всех трех аспектов, представим их в общем виде, в дальнейшем каждый аспект рассмотрим более подробно.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то имеют в виду то, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и др. Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации как обмен информацией. Рассматривается, как в условиях общения информация передается, формируется, уточняется, развивается. Что необходимо учитывать для наиболее эффективного общения. Рассматриваются коммуникативные барьеры, затрудняющие процесс общения. Способы передачи информации (вербальная и невербальная коммуникация).

Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция ) Эффективность общения невозможна без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Межличностное восприятие или социальная перцепция представляет собой сложный процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретацию на этой основе поступков и поведения.

Термин «социальная перцепция» вел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характера стимула (объекта), но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, осознания значимости ситуации. Позже под социальной перцепцией стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но и социальных объектов (др. людей, групп, классов, народностей), социальных ситуаций.

На основе восприятия человека человеком формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению и определяется собственное поведение. Этот процесс межличностной перцепции осуществляется с двух сторон: каждый из партнеров по общению уподобляет себя другому. Следовательно, при взаимодействии людей в совместной деятельности должны быть приняты в расчет не только потребности, мотивы и установки одного человека, но и всех людей, участвующих в общении.

Общение как взаимодействие (интеракция ) – взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности. В ходе общения для участников важно не только обмениваться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую стратегию. Взаимодействую с окружающими по разным поводам, мы выбираем стратегии поведения, соответствующие ситуациям. Ученые пытаются упорядочить многообразные типы взаимодействия, создать целостную картину, моделирующую богатство общения. Наиболее распространенным оказалось дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция.

Педагогическое общение

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе .

Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания (Леонтьев А.А., 1996)

Педагогическое общениеявляется основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения.

Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов (Чалдини Р., 2001)

Педагогическое общение создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса.
Высшая ценность педагогического общения - индивидуальность педагога и учащегося. Собственное достоинство и честьпедагога, достоинство и честь учащихся - важнейшая ценность педагогического общения.

В связи с этим ведущим принципом педагогического общения может быть принят императив И. Канта: всегда относиться к себе и учащимся как цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности. Императив - безусловное требование. Именно это восхождение к индивидуальности в процессе общения и является выражением чести и достоинства субъектов общения

Педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.

Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев и др.). В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.).