О поминовении усопших по уставу православной церкви. Поминовение усопших. Православные традиции

Души умерших родных и благочестивые помины - это лучшее, что могут им дать потомки. Ведь душа почившего нуждается в заупокойной молитве ближних. Поминовение усопших - многовековая православная традиция. Она включат множество обрядов.

Поминовение усопших сразу после смерти

Первый этап поминовения начинается с сорокоуста, который заказывают в церкви после смерти человека.

Новопреставленного поминают ежедневно, все 40 дней, проводя на третий и девятый дни особо торжественные молитвы.

Заказывать сорокоуст можно в нескольких храмах, более того, чем больше храмов будут служить его, тем легче будет усопшему пройти через мытарства во время личного суда, который как раз и совершается в течение этого срока.

По истечении сорокадневного периода, следует подавать записки с именем усопшего на литургию и панихиду.

Поминовение усопших на 3-й и 9-й дни. Поминальная служба по истечении 40 дней от смерти

На третий день совершается служба, посвященная тридневному Христову Воскресению и образу Богородицы. В девятый день проходят молитвы в честь слуг Царя Небесного - девяти ангелов, которые молят Бога о людях. Поминовением на сороковой день почитается и память о Вознесении Иисуса, которое произошло на 40-й день после Воскресения.

Поминовение усопших в другие предназначенные дни

Годовщина смерти - день для помин в кругу семьи и близких друзей покойного. В субботу мясопустную (предшествующую православные христиане молят Бога о том, чтобы он проявил милость в день Страшного Суда. В этот день Церковь молится за всех, кто почил в православной вере с начала человечества.
Три субботы главного Великого Поста - родительские, во время которых принято поминать усопших и молиться за их души.

Радуница - вторник послепасхальной недели. В этот день поминают усопших в честь воскрешения Христа, надеясь, что и они воскреснут для вечной жизни.

Троицкая Родительская суббота - день поминания, призывающий Святой Дух снизойти и очистить души всех усопших праотцов от греха.

Дмитриевская суббота - день, когда проходит поминовение воинов, который был установлен Дмитрием Донским в конце 14 века.

Кроме этого дня, павших воинов принято поминать и 9 мая - в день, когда фашистские завоеватели были побеждены, а также в день Усечения головы Иоанна Предтечи (конец августа).

Во все дни, когда происходит поминовение усопших, в Церквях проводятся торжественные службы и литургии, произносится молитва за умерших, зажигаются заупокойные свечи.


О поминовении усопших (Феофан Затворник)

Никто не должен лениться поминать своих родителей, но поминать должно и всех иных почивших православных христиан, и не лишь в сей день, а во все времена, всякой молитвой. Сами все там будем, станем нуждаться в молитве этой, словно нищий в краюхе хлеба и чашке воды... Не ленись же на каждой молитве поминать всех отшедших отцов и братьев. Это будет им милостью...

Протоиерей Гермоген Шиманский

Смерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, которые связывали живых с умершими во время земной жизни. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении умерших (усопших).

Основанием и удостоверением в необходимости и реальности молитвенной связи живых с умершими являются слова Господа Иисуса Христа, что Бог не есть Бог мертвых, но живых; у Него все живы (Лк. 20, 28). Умершие не перестают жить за гробом и иметь общение с живыми в Боге.

Другое основание поминовения усопших есть вера Церкви в неисчерпаемую и спасительную силу молитвы, если мы просим по воле Сына Божия (Ин. 5, 14-15). И Священное Писание указывает, что на молитву за умерших есть несомненная воля Божия, ибо Христос умер и воскрес, чтобы обладать живыми и мертвыми, и Сам Он сходил во ад, чтобы избавить души, с верой ожидавшие его пришествия (1 Пет. 3, 19).

На этом основании Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении, и особенно на литургии.

Древность обряда поминовения усопших

Обычай поминать усопших встречается уже в церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29; Втор. 34, 9; 1 Цар. 31, 13; 2 Мак. 7, 38-46; 12, 45).

В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших.

В древних литургиях (Иакова и Марка), дошедших до нас, встречаются молитвы и за усопших. С особенной ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления апостольские. Здесь мы находим как молитвы за усопших при совершении Евхаристии, так и указания на дни, в которые особенно прилично поминать усопших, а именно: третий, девятый, сороковой и годовой в том же значении, какое усвояет им Церковь в настоящее время. Отцы и учители Церкви последующего времени (Тертуллиан, свв. Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Августин, Иоанн Дамаскин и др.), изъясняя смысл поминовения усопших и указывая, что истинный смысл его состоит в молитвах, совершении бескровной Жертвы и милостыне, часто свидетельствуют, что поминовение усопших есть апостольское установление и что оно соблюдается во всей Церкви .

Поминовение новопреставленных

Для поминовения НОВОПРЕСТАВЛЕННЫХ Церковь назначает первые сорок дней со дня смерти, находя в этом числе, по указанию Священного Писания, достаточный срок для очищения от грехов и умилостивления Бога (Быт. 7, 12; Лев. 12 гл.; Чис. 14, 31-34; ср. Мф. 4, 2).

Из этих сорока дней особенно посвящаются молитве за усопших следующие дни:

третий - в воспоминание воскресшего в третий день Спасителя, Который Своим Воскресением завершил победу над грехом и его следствием - смертью, избавил человеческий род от «адова мучительства», открыл двери бессмертия и небесной жизни, Своим Воскресением освятил будущее всеобщее воскресение;

девятый - по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским;

двадцатый день как половина сорокадневного моления об умерших;

сороковой - по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами в продолжение сорока дней и по сближению этого дня с днем вознесения Господня. Потому и христиане молятся, чтобы усопший, воскреснув со Христом, был восхищен на облацех небесных, предстал праведному Судии и всегда был с Господом (1 Сол. 4, 17).

Поминовением в сороковой день Святая Церковь хочет внушить, что как Моисей чрез сорокадневный пост приблизился к Богу для восприятия закона, как Илия в продолжение сорокадневного пути дошел до горы Божией и как Спаситель наш победил диавола сорокадневным постом, так и умерший возносимыми о нем сорокадневными молитвами Церкви утверждается в благодати Божией, побеждает враждебные силы и достигает Престола Божия, где обитают души праведных.

В Православной Церкви существует в обычае в течение сорока дней после смерти поминать усопшего за литургией (так наз. «сорокоуст»), - поминать на проскомидии и пред освященными Святыми Дарами, по вере Церкви о великой пользе молитвы о нем при принесении бескровной Жертвы (см. молитву в конце литургии: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих») .

Наконец, поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, рождения и именин, с той целью, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет самое тело его.

Панихида

Панихида - один из видов церковного поминовения усопших. По своему составу панихида является сокращением чина погребения. Слово панихида означает всенощную службу, или бдение (греч. pas - весь, nis - ночь, ado - пою; другое греч. слово pannihis - всенощное бдение). Наименование этой церковной службы панихидой объясняется из исторической связи с всенощным бдением, на что указывает близкое ее сходство, как и всего чина погребения, с частью всенощного бдения - утреней.

В древнехристианской Церкви, по причине гонений, молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после умиротворения Церкви, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.

Великая панихида , или полная, называется еще парастас и отличается от обычно совершаемой панихиды тем, что на ней поются непорочны (разделяемые на 2 статии) и полный канон .

Панихиды поются над умершим, еще не погребенным, и потом в 3-й, 9-й, 40-й день после смерти усопшего и в другие дни (годовщину смерти, день рождения, тезоименитства и др.) .

Заупокойные литургии и панихиды, как и погребение, не совершаются в храме в первый день Пасхи и в день Рождества Христова до вечерни. Поминовение усопших на литургии в праздник Пасхи, Рождества Христова и другие большие праздники, а также в воскресные дни может быть совершаемо только на проскомидии и после освящения Святых Даров - во время пения «Достойно есть»; особой же заупокойной ектении «ради торжества праздничного» в эти дни произносить не положено (Типикон, гл. 59; 169 пр. Номоканона при Требнике). Но если в воскресные дни служится ранняя литургия за упокой, то на такой литургии произносится заупокойная ектения, а также прилагаются заупокойные Апостол, Евангелие, прокимен и причастен .

На первой седмице Четыредесятницы, на Страстной и Пасхальной седмицах (а также в седмичные дни Четыредесятницы) панихиды в храме не совершаются. Поминовение усопших отнесено к субботам 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. Если в седмичные дни Великого поста случится 3-й или 9-й день по смерти, то панихида по новопреставленному служится в ближайшую к этим дням заупокойную субботу. Только в 40-й день, на который день он выпадает, совершается панихида в храме. «Сорокоуст» не бывает в Великом посту и на Пасхе, а начинается от Недели ап. Фомы и продолжается до исполнения 40 дней.

Чин обычной панихиды следующий:

После обычного начала читается 90-й псалом (вместо шестопсалмия), после которого произносится великая ектения за упокой. Затем вместо Бог Господь - «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости» .

После тропарей на панихиде (а на парастасе - после Непорочных) поются тропари по Непорочных: «Святых лик обрете источник жизни» с припевом: «Благословен еси, Господи».

Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон на глас 6-й «Яко по суху пешешествовав Израиль» или 8-го гласа - «Воду прошед». Вместо чтения тропарей на каждую песнь поется припев священнослужителями и повторяется хором: «Упокой (или: Покой), Господи, души усопших раб Твоих», затем: «Слава» (священнослужители) и «И ныне» (хор) .

Канон разделяется и заканчивается малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песни). После 3-й песни поется седален, а после 6-й - кондак: «Со святыми упокой» и икос: «Сам един еси Безсмертный».

После канона панихида (также и парастас) заканчивается литией: читается Трисвятое по Отче наш, поются тропари: «Со духи праведных скончавшихся» и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже», после которой бывает отпуст с крестом и кадилом, и поется «Вечная память».

Малое каждение (тетрапода и людей) на панихиде бывает при пении тропарей по непорочных «Благословен еси, Господи», кондака «Со святыми упокой» и в конце на пении «Вечная память».

Вселенские панихиды, или вселенские родительские субботы

Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь, на том же основании, творит в определенные дни года поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные Уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - Вселенскими родительскими субботами. В круге богослужебного года такими днями общего поминовения являются: субботы мясопустная и Троицкая и субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста.

Суббота мясопустная . Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного Суда Христова, Церковь, в виду этого Суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братьям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которою мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - обществе верующих, членами которой являются не только живущие, но и все умершие после своей смерти. В Боге - все живые. И если окинуть оком все века и то, сколько жило людей и сколько среди них было верующих во Христа и умерших с верой и надеждой на милость Божию, то мы увидим, что умершие составляют большую часть Церкви, чем мы, ныне живущие. Общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего единства с ними, и вместе с тем общего всех единства о Господе в Церкви Христовой.

Троицкая родительская суббота . Поминовение всех умерших христиан установлено в субботу пред Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения людей, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником вечного блаженства, так как «Святым Духом всяка душа живится». Поэтому накануне праздника Церковь всю субботу посвящает поминовению усопших и молитве о них. Святитель Василий Великий, оставивший умилительные молитвы, читаемые на вечерне в день Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Святой Четыредесятницы .

Во Святую Четыредесятницу - дни поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним, Церковь утверждает верующих в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, обязуя совершать в означенные дни молитвенные благотворные поминовения по отшедшим от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения еще и по той причине, что в седмичные дни Четыредесятницы не совершаются обычные ежедневные поминовения (заупокойные ектении, литии и панихиды и поминовения новопреставленных в третий, 9-й и 20-й дни по смерти и сорокоусты), т. к. ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Но чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни Четыредесятницы, выделены субботы в указанные седмицы.

Во все вышеуказанные родительские субботы служба совершается по особому уставу и помещена в Триодях Постной и Цветной.

Дни поминовения усопших в Русской Православной Церкви

Кроме указанных выше суббот, посвященных поминовению усопших всей Православной Церковью с древних времен, в Русской Церкви той же цели посвящены еще некоторые дни, а именно: а) Радоница, б) 29 августа - Усекновение главы Иоанна Предтечи и в) Димитриевская суббота.

Радоница - это день общего поминовения умерших, которое совершается в понедельник или вторник после Фоминой Недели (воскресения). В Типиконе на этот день не указано особых молитвословий за умерших, и совершается поминовение в этот день по благочестивому обычаю Русской Церкви. После рядового вечернего богослужения (или после литургии) служится полная панихида с пасхальными песнопениями. На литургии присоединяется прокимен, Апостол и Евангелие заупокойные. По принятому обычаю на Радоницу панихиды служатся на кладбище у могил.

Основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе над смертью, соединяемое с Фоминым воскресением, с другой, - разрешение Церковным Уставом совершать обычное ежедневное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницею (или Радуницей).

Дни поминовения православных воинов , «за веру и Отечество во брани живот свой положивших». Поминовение воинов, убиенных за Отечество, совершается: 29 августа и в Димитриевскую субботу .

Поминовение убиенных воинов совершается в этот день по самой связи с воспоминаемым в этот день событием. Предтеча Господень пострадал за истину, как добрый воин Небесного Отечества; его предстательству поручает Святая Церковь и своих чад - воинов, которые подвизались за истину и добро, и жизнь свою положили за свое Отечество. (Поминовение установлено в 1769 г. во время войны с Турцией и Польшей.) Особой заупокойной службы в Уставе не указано. Обычно после литургии совершается панихида.

Димитриевская суббота - пред 26 днем октября - также поминаются воины, на поле брани убиенные, и другие умершие. Суббота названа так от воспоминаемого после нее дня памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября). Установление поминовения в эту субботу принадлежит Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы (1380 г. 8 сентября) поминовение павших в ней воинов, по совету и благословению прп. Сергия Радонежского, установил совершать ежегодно это поминовение в субботу пред 26 октября. Впоследствии вместе с воинами стали поминать и других умерших. Служба в Димитриевскую субботу совершается по чину мясопустной субботы. Но, в отличие от мясопустной субботы, в Димитриевскую субботу Церковный Устав не отменяет службы рядовому святому.

Всю службу следует совершать по Октоиху и Минее, руководствуясь 13-й главой Типикона - «Аще прилучится и изволит настоятель в субботу пети аллилуиа». (На утрене вместо «Бог Господь» - «Аллилуиа» и тропари «Апостоли, мученицы», - они же и на вечерне. После 16-й кафизмы - Непорочны и проч., - как в мясопустную субботу. Каноны: Минеи, храму и 1-й Октоиха. По 6-й песни - заупокойные ектения, кондак и икос. Далее обычное окончание вседневной утрени. На литургии: прокимен, Апостол, Евангелие и причастен дню и за упокой.)

В случае совпадения Димитриевской субботы с бденным или полиелейным праздником поминовение переносится на другую ближайшую субботу, где нет такого праздника.

Цит. по: Гермоген Шиманский. Литургика: Таинства и обряды

1. Молитва за усопших. Святая Церковь исповедует, что не только прославленные угодники Божии «живут по смерти», но и все верующие не умирают, но «живут вечно о Господе». Умирающие о Господе православные христиане не пер­естают быть членами Святой Церкви, сохраняя с Нею и со всеми ос­тальными Ее чадами самое реальное и живое общение.

Богослужение и молитва являются по преимуществу той сферой, где верующие вступают в теснейшее, наиболее заметное для внешних чувств и вместе с тем возвышеннейшее и таинственное единение со Святой Цер­ковью и друг с другом.

Молитву о собратиях живых и усопших Святая Церковь считает необходимой, неотделимой частью как общественного богослужения, так и келейного, домашнего правила. Она особенно побуждает молиться об усопших, когда при последнем прощании с ними, в день погребения, влагает в уста отходящего в иной мир прощальное обращение к живым: «Прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся ко Христу Богу» (стихира на последнее целование).

Устанавливая определенный порядок молитвы о живых и умерших, Святая Церковь руководствуется началом «меры и правила» и дает стройную, последовательную систему поминовения. Умножая в будничные дни покаянные и просительные моления о своих живущих на земле членах и от их лица, Церковь сокращает тако­вые моления в праздники. И чем больше праздник, тем меньше прошений о нуждах верующих, даже о прощении грехов. Просительные молитвы уступают место молитвам благодарственным и хвалебным.

Устав Церковный довольно подробно и точно определяет, когда и какие заупокойные моления могут быть совершаемы, а верным чадам Церкви остается с любовью, смирением и послушанием подчиняться мудрому руководству своей святой Матери.

Своими правилами о поминовении усопших Святая Церковь предла­гает испытание послушания своих чад, искренности их любви ко Господу и бескорыстия любви к ближним. Это как бы своего рода древо познания добра и зла, данное для воспитания и укрепления воли христиан. Не за­бывай своей обязанности молиться об усопших, чаще поминай их, но только в те времена и в тех формах, которые даны Святой Церковью.

2. Церковный устав о поминовении . Не опуская ни одного случая, где и когда можно совершать поми­новение усопших, Церковь вводит его в состав и общественного, и частного богослужения, и в домашнюю молитву.

Согласно действующему у нас Уставу, ежедневное богослужение, состоящее из девяти суточных служб, совершается в три приема, разде­ляясь на вечернее, утреннее и дневное. И на каждом из них непременно в той или иной форме, кратко или пространно, совершается поминовение усопших.

3. Вечернее богослужение . Первой службой наступающего дня будет вечерня. Поминовение усопших на ней совершается краткой общей формулой на сугубой екте­нии: «О всех преждепочивших отцех и братиях наших, зде лежащих и повсюду православных».

За вечерней следует повечерие, оканчивающееся ектенией: «Помолимся…» На ней ублажаются и усопшие: благочестивые цари, пра­вославные архиереи, ктиторы, родители и все прежде отшедшие отцы и братия наши, зде лежащие и повсюду православные.

4. Утреннее богослужение . Утреннее богослужение начинается полунощницей. Значительная часть этой самой ранней службы, вся вторая ее половина, посвящается молению об усопших. Это моление об усопших на полунощнице имеет очень важное значение и глубокий смысл.

И в делании духовном, и в делах житейских последующие поколе­ния продолжают постройку на основании, положенном поколениями предшествующими, продолжают дело, начатое предками, пользуются пло­дами их трудов, пожинают то, что посеяно было другими (Ин. 4, 37), и сами трудятся, и сами сеют для того, чтобы плоды посеянного пожали те, кто будет после них. Поэтому так естественно, чтобы верующие, живу­щие на земле люди, готовясь выйти на дневную работу и молитвою начиная свой трудовой день, прежде всего, даже прежде нарочитого мо­ления о самих себе - оно будет в начале утрени, - с благодарностью, молитвенно вспомнили тех, которые раньше их потрудились и пригото­вили почву для их настоящего делания. С радостью наследуя плоды трудов усопших, с радостью продолжая их дело, живущие приглашают к ра­дости и самих усопших, приглашают «благословлять Господа» (Пс. 133, 1). Так предначинается та общая радость, которою уже и теперь «вкупе радуются и сеющий, и жнущий» (Ин. 4, 36).

Полунощное моление об усопших ввиду его особливой важности не только включается в состав общественного богослужения, но и выделяется в особую самостоятельную часть, сравнительно изолированную от первой части полунощницы. Вместе с тем оно сравнительно кратко, ибо полу­нощница только начало дневного богослужения и молящимся предстоит еще целый ряд служб, а в будничные дни большинству предстоят еще и дневные труды. Поэтому оно ограничивается Двумя очень краткими псал­мами, после которых следует. Трисвятое, два тропаря и кондак заупокой­ные, заключаемые богородичным, в качестве какового употребляется ипакой праздника Успения Пресвятой Богородицы. Затем следует особая заупокойная молитва, нигде и никогда в другое время не повторяющаяся, а по отпусте - краткое поминовение усопших в конце заключительной ектении «Помолимся». Поминовения по именам здесь нет, оно соверша­ется общей формулой. Полунощное моление об усопших Церковь считает столь важным и необходимым, что опускает его только в седмицу Пасхи, когда совер­шенно исключительный строй всей службы не оставляет места для полу­нощницы.

Ввиду такого нарочитого моления об усопших, совершаемого перед утреней, самая утреня обычно не имеет особых заупокойных молений. На ней, как и на вечерне, возносится лишь краткое прошение на сугубой ек­тении «о всех преждепочивших отцех и братиях наших».

5. Дневное богослужение . Дневное богослужение большей части года соединяется с Литур­гией, на которой, кроме общей формулы поминовения на сугубой ектении «всех преждепочивших», совершается поименное поминовение живых и усопших - на проскомидии, при изъятии частиц из четвертой и пятой просфор и из других, нарочито для поминовения носимых. На самой Литургии по освящении Святых Даров вторично совершается поминовение живых и усопших по именам. Это самое важное, самое действенное по­миновение. «Великая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается святая и страшная Жертва», - говорит святой Кир­илл Иерусалимский.

Поминовение на Литургии живых и усопших завершается дерзно­венным воззванием Церкви: «Омый, Господи, грехи поминовавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Церковь рассматри­вает это возглашение как исповедание своей твердой веры, глубокой уверенности, что так и будет, что Господь, по силе великой евхар­истической Жертвы и по молитвам святых непременно исполнит и уже начинает исполнять это прошение в момент погружения в Божественную Кровь частиц, изъятых в память живых и усопших.

Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминове­ниями - заздравными молебнами, заупокойными панихидами - или ка­кими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умер­ших. Оно не может быть сравнимо даже с гласным поминовением на той же Литургии на ектениях великой и сугубой и на специальной заупокой­ной ектении.

Поминовение усопших на проскомидии и во время пения «Достойно есть» или задостойника никогда не опускается, когда только совершается полная Литургия. Никогда также не опускается поминальное прошение на сугубой ектении - на Литургии, вечерни и утрени - когда эта ектения произносится на этих службах. Не отменяется даже в первый день Пас­хи.

Каждая степень церковных воспоминаний и праздников вносит свои изменения в стройную систему поминовения, начиная от почти ис­ключительно заупокойных молитвословий в субботы родительские, уменьшаясь в простые субботы и будничные дни, сокращаясь еще более в предпразднства, попразднства и праздники соответственно степени каж­дого. При этом употребление в седмичные дни песнопений Октоиха явля­ется большей частью мерилом и для заупокойных молений. Чем больше песнопений из Октоиха, тем усиленнее моление об умерших. И наоборот. По мере сокращения заимствований из Октоиха, сокращаются и заупо­койные молитвословия.

6. Вселенские родительские субботы . Наиболее усиливаются заупокойные моления в две вселенские роди­тельские субботы перед неделями Мясопустной и Пятидесятницей. В эти два дня живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и, сократив до минимума воспоминания о святых угодниках Божиих, в уси­ленной и умноженной молитве об умерших прославленных членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, вообще всех почивших, в истинной вере скончавшихся, явить в полной мере свою к ним братскую любовь. В эти две вселенские субботы по Церковному Уставу совсем оставляется служба Минеи, а чествование святых «переносится на ин день». Вся служба в субботу со­вершается заупокой, исключительная по своему содержанию, нарочито для этих двух дней составленная. Даже если в одну из этих суббот случится храмовый праздник, или в субботу мясопустную праздник Сре­тения, служба заупокой не отменяется, а переносится в усыпальницу, если таковая есть, или переносится на предшествующую субботу, или на предшествующий четверток.

На вечерни и утрени в эти две субботы совершается поминовение, главным образом, всех прежде почивших. Поминовение сродников не­сколько отодвигается, уступая место общему поминовению всех усопших. Но чтобы дать удовлетворение родственному чувству молящихся, желаю­щих в эти особливо поминальные дни помолиться и о своих усопших сродниках, Устав в эти две вселенские субботы кроме поминовения на вечерне и утрени назначает еще великую панихиду после вечерни в качестве непременной, наряду положенной, обязательной службы. Это как бы вторая поминальная утреня, но несколько иного, более интимного хар­актера и содержания, назначаемая для поминовения усопших сродников. Канон здесь - один из обычных субботних заупокойных канонов Ок­тоиха, содержащий общее моление об упокоении и прощении грехов. Глу­бокое различие в содержании заупокойных молитвословий на утрени и панихиде, несомненно, должно служить основанием для различия помино­вения там и здесь. Панихида отводится, главным образом, для поименно­го поминовения по храмовым синодикам и по помянникам богомольцев. На утрени же должно ограничиться возглашением в положенных местах лишь более или менее кратких или пространных общих формул помино­вения.

На службах вселенских суббот Церковь поминает «всех прежде почивших православных христиан». Этим она напоминает верующим, что кроме любимых сродников и друзей у них есть еще множество братьев во Христе, которых они, не видев их, должны любить и о которых, даже не зная их имен, должны молиться. Этим порядком Церковь старается со­хранить молитву о каждом православном христианине даже и тогда, когда не останется в живых никого из лично его знавших, когда забудется на земле его имя.

Таким образом, две вселенские субботы, преимущественно перед другими случаями поминовения усопших, побуждают христиан молиться прежде всего «о всех от века усопших православных христианах», обес­печивая им молитву «в долготу дней» (Пс. 92, 6).

7. Суббота мясопустная. Посвящая неделю мясопустную преднапоминанию последнего страшного суда Христова, Церковь в виду этого суда ус­тановила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торже­ственное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троиц­кую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением пол­ноты церковной жизни, которой мы жи­вем. Ибо спасение возможно только в Церкви - обществе верующих, членами которой являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминове­ние и есть выражение нашего единства в Церкви Христовой.

8. Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благо­честивых христиан установлено в суббо­ту пред Пятидесятницею ввиду того, что событием сошествия Святого Духа за­ключилось домостроительство спасения человека, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь просит в самый день праздника, чтобы и для усоп­ших благодать Всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источ­ником блаженства, так как Святым Ду­хом «всяка душа живится». Поэтому ка­нун праздника, субботу Церковь посвя­щает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составив­ший умилительные молитвы вечерни Пя­тидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит прини­мать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

В дни Вселенских родительских суб­бот следует больше обратить свое вни­мание не на поминовение своих близких, а на молитву о всех усопших членах Пра­вославной Церкви, так как Вселенские субботы установлены именно для этого. Участвуя в этих молитвах, христианин и о своем будущем заботится - когда его не станет и не останется в живых нико­го из знавших его, Церковь во Вселен­скую родительскую субботу вознесет молитвы и о нем.

9. Субботы Великого поста . В субботы вторую, третью и четвертую Великого поста совершается также нарочитое поминовение усопших. Это также «родительские» суббо­ты. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как там. Те две - вселенские субботы, эти - просто родительские. Там на первом месте поминовение всех преждепочивших и вместе с ним, как бы в дополнение к нему, поми­новение наших сродников. Здесь поминовение сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь поминовением и всех усопших. И потому, что поминовение сродников совершается на первом месте и на утрени, Устав не назначает в эти дни особой панихиды после вечерни, а рядовой заупокойный канон Октоиха переносит на повечерие.

Усиленные заупокойные моления в субботы Великого поста установ­лены в возмещение не могущего быть в будние дни поста литургического поминовения. Прославление случившихся в эти субботы святых Минеи не отменяется, и рядом с заупокойными пениями Октоиха и Триоди поются и песнопения Минеи в честь празднуемого в этот день святого.

10. Радоница . Поминовение усопших, известное под именем Радоница, соверша­ется на Фоминой седмице, чаще всего во вторник. Радоница обязана своим происхождением тому уставному предписа­нию, по которому Великим постом поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не совершаемое в свое время по характеру великопостной службы, переносится на один из бли­жайших будничных дней, в которой может быть совершена не только па­нихида, но и полная Литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы. Поминовение в Радоницу, хотя и не предусмотренное нашим Цер­ковным Уставом, может быть рассматриваемо и как совершаемое в вос­полнение опущения всех заупокойных молений и гласного поминовения усопших от Великого Четвертка до понедельника Антипасхи.

11. Четверток седьмой седмицы по пасхе . Древняя Русь имела еще один день, в который, главным образом по городам, совершалось особое поминальное моление. Это был четверг перед праздником Святой Троицы. В этот день русские люди совершали дело братской любви к усопшим, к совершенно незнаемым, даже к злоде­ям, в разбое убитым грабителям и казненным преступникам. О них со­вершается все напутственное заупокойное чинопоследование, которым обычно провожаются из этой жизни все благочестиво скончавшиеся пра­вославные христиане.

До второй половины XVIII века у нас не было общих городских кладбищ вдали от храмов. Не было и сельских кладбищ вдали от храмов. Для погребения неизвестных, например, неизвестно откуда пришедших, убитых близ города или селения проезжих, а также для погребения уби­тых в разбое и казненных, отводились особые места, где строились спе­циальные здания, где собирались тела таких умерших до погребения. А погребение их происходило без совершения каждый раз церковного по­гребального последования. Это здание с прилегающими к нему кладби­щами называлось «скудельница», «убогий дом», «Божий дом», «Божедомка». Наблюдение за этими домами и кладбищами поручались особому приказчику, который вел соответствующие записи, занося в осо­бый список имена этих усопших.

В четверток перед праздником Святой Троицы православные стека­лись на «убогие дома», принося с собой все необходимое для заупокойно­го богослужения: свечи, ладан, коливо, одежды, саваны, гробы для еще не погребенных, а также разные снеди для устройства поминальной тра­пезы. Накануне, в среду 7-й седмицы по Пасхе, в ближайшем к убогим домам храме после вечерни совершалась по усопшим панихида, а в четверток Литургия. Совершалась она собором духовенства. По окончании Литургии духовенство и «всенародное множество» с крестным ходом и колокольным звоном исходили из храма на скудельницу, где и совершался чин погребения, на котором поминались по именам те, чьи имена известны. А если имен этих людей не было, то, по прочтении имен, поминали: «Помяни, Господи, души преставльшихся раб Своих, их же имена Ты, Господи, Сам веси, иже зде лежащих и повсюду право­славных христиан, о них же поминание творим: и прости им всякое со­грешение». И все до конца бывает погребение по обычаю. По погребении покрываются тела умерших полотном, и по полотну игумен и священники посыпают землю. Потом поставляют стол и на нем кутью и начинают па­нихиду, и на ектениях поминают умерших такожде, якоже и на погребе­нии, и на прежних, умерших их же хощет и поют панихиду по уставу.

По обстоятельствам времени многие православные христиане, часто вопреки их желанию, остаются без церковного погребения. Поэтому же­лательно было бы, чтобы установлено было в четверток пред днем Свя­той Троицы совершать последование мирских человек, совершать заочное отпевание всех в течение года погребенных без отпевания, с поминовени­ем во всех местах всех православных христиан в мимошедшем году скончавшихся и оставшихся без церковного погребения, «ихже имена Ты Сам, Господи, веси».

12. Поминовение убогих. В этот же четверток 7-й седмицы по Пасхе на Руси совершалось поминовение усопших нищих и сирот и всех не имеющих родных, которые бы их могли помянуть, Для этой цели имена таких людей записывались в синодики и поминались на домашней молитве и особенно на Божествен­ной Литургии, подавали за них милостыню и творили нарочитое помино­вение в указанный четверток. Тем, кто поминает убогих, Церковь испра­шивает: «Воздаждь им (Господи) богатыми Твоими и небесными дарова­нии. Даруй им вместо земных небесная, вместо временных вечная, вместо тленных нетленная» (Молитва на Литургии святого Василия Великого).

13. Субботы малых постов. 13 глава Типикона, излагающая субботнюю службу, «егда поется аллилуиа», имеет в виду субботы малых постов: Рождественского, Апо­стольского и Успенского. Если память малого святого случится в субботу, то в таком случае должна быть совершаема служба с аллилуией, но суб­ботняя, подобная заупокойной службе трех великопостных поминальных суббот.Заупокойная служба по 13-й главе Типикона может быть соверша­ема и в другие субботы в течение года, но при условии, что в тот день будет малый святой, не имеющий никакого праздничного знака. Все за­упокойные песнопения не нарочитые и берутся из Октоиха рядового гла­са. Служба Минеи не оставляется, но поется наряду с Октоихом.Наиболее выдающимися особенностями субботней поминальной службы во всех случаях является:

а) употребление на вечерне, утрени, часах и Литургии тропаря и кондака за упокой взамен совсем опускаемых тропарей и кондаков Ми­неи;

б) стихословие по особому чину непорочных на утрени;

в) произнесение на утрени заупокойных ектений.

14. Обычные субботы. Каждая суббота, особенно когда поется Октоих, среди остальных дней седмицы является по преимуществу днем поминовения усопших. Святая Церковь избрала эти субботы преимущественно для воспоминания всех ее чад, почивших от земных трудов, как тех, кого она имеет в числе своих святых молитвенников, так и всех остальных, хотя и грешных, но в вере поживших и в надежде воскресения скончавшихся. И в положенных на субботу песнопениях она дерзновенно обьединяет всех усопших как православных, так и неправославных, ублажая первых и призывая их мо­литься за вторых. В субботу может быть отправляема и заупокойная служба по чину, изложенному в 13-й главе Типикона. Но такая служба может быть со­вершаема, если в данную субботу не будет памяти великого святого или вообще не будет праздника, которому положена служба со славословием.

На основных службах общественного богослужения Церковный Ус­тав в обычные субботы разрешает сравнительно немного из заупокойного. Но зато в дополнение к суточному кругу служб накануне субботы в пя­ток после вечерни назначается великая панихида, на которой стихословится 17-я кафизма с особыми заупокойными припевами и поется заупокой­ный канон Октоиха рядового гласа.

15. 3-й, 9-й, 40-й день и година. Сверх общих дней поминовения усопших из глубокой первохристи­анской древности идет обыкновение совершать о каждом усопшем в от­дельности нарочитое поминовение в некоторые дни, ближайшие к их кончине. Устав церковный упоминает о поминовении в 3-й, 9-й, 40-й дни по кончине. Иногда у нас выделяется как особо поминальный день и два­дцатый. Кроме того, как живые обычно отмечают нарочитой молитвой и братской трапезой дни своего рождения и именин, установился обычай ежегодно совершать поминовение наших близких усопших в день кончины (рождение в новую жизнь) и день тезоименитства.

Устав при совершении частных поминовений не допускает никаких изменений и отступлений от точного исполнения всего положенного в этот день на общественном богослужении, никаких заупокойных дополнений сверх того, что им разрешено для данного дня. И Большой Московский собор 1666-1667 годов, говоря о поминовении усопших в эти дни, огр­аничивает поминовение совершением панихиды накануне после вечерни, чтением на Литургии заупокойных Апостола и Евангелия и совершением литии по заамвонной молитве и вторично по отпусте Литургии на гробе, если последний находится вблизи.

Гласное нарочитое заупокойное моление всегда приноравливается к тем будничным дням, когда его можно совершать в полном согласии с ус­тавом. Если день поминовения приходится на праздник, то заупокойное моление отодвигается на два дня вперед, чтобы не только праздники, но и кануны их были освобождены от могущей быть совершенной не в связи с общественным богослужением панихидой.

16. Сорокоуст. Основной смысл сорокоустного поминовения в том, чтобы усопший был помянут при совершении сорока Литургий, хотя бы это поминовение ограничилось лишь тайным поминовением на проскомидии и по освяще­нии Святых Даров.Сорокоуст - это сорок Литургий. Устав церковный предписывает совершать Литургии «до исполнения дней четыредесяти приношения», что значит - до исполнения 40 Литургий. Поэтому если поминовение началось не в самый день кончины или если оно совершалось не непрер­ывно изо дня в день, то оно должно быть продолжено и после сорокового дня до исполнения полного числа 40 литургий, хотя бы их пришлось со­вершать спустя продолжительное время после сорокового дня. Самый же сороковой день должен быть справлен в свое время или в ближайший к нему день, когда таковое поминовение может быть совершено.

17. Поминовение воинов 29 августа. В 1769 году по распоряжению императрицы Екатерины II установ­лено совершать в этот день поминовение православных воинов соверше­нием панихиды после Литургии. Это поминовение, назначенное на такой исключительный день в году, когда устраняются все заупокойные моления со всех служб, даже с полунощницы, находится в полном противоречии с Церковным Уставом и есть печальный свидетель начавшегося с XVIII века отхождения от Церкви и от жизни по Ее заветам, игнорирования уставов и традиций церковных в угоду сильным мира сего.

18. Поминовение воинов, убиенных за отечество

Поминовение воинов совершается в субботу Димитриевскую, пред 26 днем октября. Суббота названа так по имени воспоминаемого 26 октября святого ве­ликомученика Димитрия Солунского. Установление поминовения в эту суббо­ту принадлежит, по преданию, благов. князю Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы (8 сентября 1380 г.) поминовение павших в ней воинов, установил совершать это поминовение ежегодно перед 26 октяб­ря. Первоначально осенние поминки усопших не были приурочены к определенному дню. Возможно, что после Куликовской битвы Димитрий Донской, совершив в обители преподобного Сергия первое торжественное поминовение павших в битве, ввиду заявленного ему со стороны бояр пожелания и на будущее время «память творити, кто сложил голову свою», и установил ежегодное поминовение их в эту субботу.

Естественно, что с этим поминовением воинов соединилось и обычное осеннее поминовение всех усопших. Так явилась Дмитриевская родительская суббота. Дмитриевская суббота может быть между 19 и 25 октября, За исключением праздника Казанской Божией Матери 22 ок­тября, во все остальные дни, если в них не случится храмового или местночтимого праздника, может быть совершена заупокойная служба «со ал­лилуией» по 13-й главе Типикона.

Поминовение усопших воинов и всех страдальчески скончавшихся в годы Ве­ликой Отечественной войны совершает­ся 26 апреля (9 мая н. ст.).

О поминовении усопших по уставу православной церкви Епископ Афанасий (Сахаров)

ДЕВЯТЬ НАРОЧИТЫХ ДНЕЙ

ДЕВЯТЬ НАРОЧИТЫХ ДНЕЙ

В субботу Лазареву, Великие Четверток и Субботу, в среду Преполовения Пятидесятницы, в отдание Пасхи, в понедельник Святаго Духа, 26 декабря, 1 и 7 января отменяются решительно все заупокойные моления даже и на полунощнице, не исключая тех случаев, когда в последние дни Страстной седмицы в монастырях она переносится из храма в келий. Рассуждая строго, в эти дни не должно быть допускаемо в храме никаких заупокойных молений даже и в виде частных треб, так как перечисленные дни по своим священным воспоминаниям, имеющим важнейшее значение в домостроительстве нашего спасения, приравниваются и по исключительному строю служб своих к великим вселенским праздникам.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

Дни, в которые совершаются великие, так называемые двунадесятые Господские и Богородичные праздники, Святая Церковь ограждает не только от всего грустного, покаянного, печального, но и всякие другие торжества она удаляет с них, чтобы никто и ничто не отвлекало мысль верующих от главного и единственного предмета праздничной хвалы и славословия, праздничных размышлений и созерцаний. Церковь избегает соединения в один день даже однородных великих праздников. Так, в первые века она праздновала в один день, 6-го января, и Рождество Христово и Крещение, но очень скоро почувствовалось неудобство такого соединения. Мысли верующих раздвоялись между этими великими и важными в домостроительстве нашего спасения событиями, из коих каждое достойно особого внимания. И уже в конце IV века Восточная Церковь отделила эти два воспоминания одно от другого и стала праздновать Рождество Христово 25 декабря, по примеру Западной Церкви, начавшей праздновать Рождество Христово отдельно от Крещения несколько ранее.

В некоторые праздники нельзя не вспомнить непосредственных участников воспоминаемых событий: Рождшую - в день Рождества, Крестителя - в Крещение, Богоприимца - в Сретение, Благовестителя - в день Благовещения, Богоотцев - в день Рождества Богоматери. И они многократно воспоминаются в праздничной службе. Но в самый день праздника эти воспоминания не имеют самостоятельного значения, они как бы попутные воспоминания. Нарочитое же чествование всех этих лиц, даже Той, Которая соделалась Материю Бога Воплотившегося, отделено от первого дня праздников и приурочено ко второму дню.

Если Святая Церковь не находит возможным, не находит полезным совершать празднование даже Богоматери в первый день Рождества Христова, Предтечи в первый день Крещения и т. д., то тем более не может быть допущено совершение в великие праздники каких-либо, хотя и торжественных, но сторонних воспоминаний. Поэтому памяти святых угодников Божиих, совпадающие с неподвижными двунадесятыми праздниками, все перенесены на другие дни, и что особенно важно, сначала Церковь как бы в виде опыта допускала празднование святым в великие праздники, но потом, на деле дознавши все неудобство такого соединения, она установила тот порядок, какой наблюдается теперь в нашем уставе. Теперь в двунадесятые праздники устраняется поминовение святых даже и там, где оно обычно всегда неотменно бывает - на отпусте, причем опускается воспоминание не только святых дня, но и храмовых (следовательно, и местночтимых), и составителя литургии, и даже Богоотцев, так что весь отпуст после праздничного начала ограничивается только: молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых помилует и спасет нас . Такое устранение воспоминания святых по именам понятно и естественно. В великие праздники святые не приемлют себе похвал и славословий. ДРУЗЬЯ ЖЕНИХА, САМИ СТОЯ И ПОСЛУШАЯ, РАДУЮТСЯ ЗА ГЛАС ЖЕНИХА. Вместе с живущими на земле святыми сами участвуют в прославлении Господа, сами предначинают торжество. Они утешаются тем, что их земные собратий, любя своего Господа, воспоминают дела Его промышления о них, и все мысли, и чувства, и сердца, и уста движут на прославление Его Единого. О себе же святые вместе с Предтечею как бы говорят: “Если когда, то в сии великие праздники по преимуществу ОНОМУ ПОДОБАЕТ РАСТИ, НАМ ЖЕ МАЛИТИСЯ”. Только тогда, когда верующие на всенощном бдении исходят в притвор, становясь вместе с кающимися и оглашенными, они прибегают к предстательству святых. Во всех же остальных случаях в эти великие дни они с сыновним дерзновением, помимо всяких предстателей и ходатаев, непосредственно обращаются к своему Отцу.

Если так тщательно устраняются с великих праздников всякие другие, даже и торжественные памяти, то тем более не может быть допускаемо в эти дни заупокойных молений. Если возглашение имен даже прославленных угодников Божиих сокращается до минимума, то тем более не может быть гласного поминовения имен усопших, ибо заупокойные моления не соответствуют исключительной торжественности великих праздников. Если сохранению единства и целостности праздничного настроения препятствует присоединение второго праздника, хотя бы и вселенского характера, то тем более воспрепятствуют этому воспоминания частного характера, каковы в большинстве случаев воспоминания заупокойные. Поэтому в великие праздники отлагаются все нарочитые заупокойные моления. В эти дни их не должно быть не только на общественном богослужении, но не должно их быть даже и в виде частных треб во внебогослужебное время. Вселенский характер этих праздников не должен затеняться в сознании верующих какими-либо частными воспоминаниями и прошениями. В праздник, например, Успения Богоматери как можно надолго оставить погребальный одр Царицы Небесной и отвлекаться мыслью хотя бы и к очень любимым усопшим сродникам?. Или в Рождество Христово как можно оставить ясли и пойти на кладбище? В сии дни достаточно ограничиться теми воспоминаниями и молениями об усопших, которые Святая Церковь сохраняет в великие праздники. Она сама весьма заботится о том, чтобы в известных формах, не вносящих диссонанса в общее праздничное торжество, поминовение усопших не прекращалось и в великие праздники и чтобы опущенное так или иначе было восполнено. Так, когда совершается бдение, то опускается двукратное поминовение усопших на заключающей повечерие и полунощницу ектении “Помолимся…” Как бы в замену этого опущения, на литии праздничного бдения совершается также двукратное поминовение усопших. Один раз оно совершается гласно общей формулой: о успении, ослабе, блаженной памяти и оставлении грехов всех прежде почивших отец и братии наших, здесь лежащих и повсюду православных. Другой раз поминовение совершается при окончании той же литии. Тоже поминает (как священник, так, конечно, и каждый из молящихся) яже хощет живыя и мертвыя, но только поминает не вслух, а тайно. Таким образом, с одной стороны, здесь каждому из участников богослужения представляется возможным лишний раз за общественным праздничным богослужением помянуть своих дорогих усопших, и не какой-либо общей формулой, а в дополнение к возглашенным уже общим формулам, помянуть каждого по имени. Но с другой стороны, ввиду праздника это поминовение за общественным богослужением должно быть как бы частным поминовением каждого в отдельности, чтобы один не заражал грустью другого, чтобы не создавалось несоответствующего празднику общего поминального, заупокойного, скорбного настроения.

Так не опускает Святая Церковь ни одного случая, где можно было бы помянуть усопших. Но в то же время, как тщательно церковный Устав охраняет богослужение великих праздников даже от некоторого соприкосновения с заупокойными, видно из следующего. При совпадении субботы Мясопустной с 30-м января или 24-м февраля праздничная служба трех Святителей или Предтечи переносится на предшествующий субботе день, пяток. А при совпадении той же субботы с храмовым праздником, по торжественности богослужения приравниваемого к великим, или со Сретением, переносится уже заупокойная служба, и не на пяток, а отодвигается от праздника еще на день дальше, на четверток, ибо иначе пришлось бы на 9-м часе пред праздничной малой вечерней читать заупокойные тропарь и кондак. В соответствии с этим, если бы в великий праздник по какой-либо исключительной причине и неотложной нужде пришлось совершить заупокойную требу, то она должна быть совершенно изолирована от общественного праздничного богослужения, должна быть совершена по возможности не в храме, а в ином месте, подобно тому как, при совпадении праздника Сретения Господня с субботой Мясопустной, заупокойная служба последней в этот самый день может быть совершена только в совершенно изолированном от храма помещении - в усыпальнице, и конечно без присоединения к ней праздничных песнопений.

Из книги Нерушимые истины автора Рей Реджинальд А.

ДЕВЯТЬ ЯН Путь в школе Ньингма структурирован согласно «девяти ян», упорядоченных в порядке возрастания их сложности (ultimacy). Тулку Ургьен комментирует: «Именно поэтому Будда говорил о девяти колесницах: «Моё учение - постепенный прогресс с начала и до самого высокого

Из книги Нарисованное Радугой автора Ринпоче Тулку Ургъен

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

ДЕВЯТЬ ЧИНОВ АНГЕЛЬСКИХ ДЕВЯТЬ ЧИНОВ АНГЕЛЬСКИХ (слав, «чин» соответствует греч. xd^iQ и лат. ordo, «порядок», «ряд», «отряд»), в христианских представ­лениях ступени иерархии ангельских существ. По учению Псевдо-Дионисия Ареопагита (5 или нач. VI в.), Д. Ч. А. образуют три триады,

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Мифы Греции и Рима автора Гербер Хелен

Девять муз Аполлон, обожаемый предводитель девяти муз – дочерей Юпитера и Мнемозины, богини памяти, – имел прозвище Мусагет. Ему отдали музы свою лиру И, лавром увенчав его при этом, На трон с почетом тут же усадили, Назвав своим владыкой – Мусагетом. Лонгфелло Время от

Из книги Литургика автора Красовицкая Мария Сергеевна

Будничное богослужение седмичных дней с Бог Господь в период пения Октоиха и неполиелейное богослужение седмичных дней Великого Поста (сравнительная таблица) Седмичные дни вне Поста, служба с Бог Господь_Седмичные дни В. Поста, служба с Аллилуйа Вечерня (кроме вечера

Из книги Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви автора

Причина помещения дней постных после праздников непреходящих и отличие этих дней от праздников. Говоря о днях богослужения в порядке более историческом, переходим от непреходящих праздников к постам, потому что учреждение их зависело от установления праздников, перед

Из книги Совершенный мир автора Hayes Charles David

ДЕВЯТЬ: ЧЕМ ВЫ НЕ ЯВЛЯЕТЕСЬ Мысль «я» является мягкой и бессильной.Просто мысль.Существует мысль «Я»… Но кто думает её, ВЫ?Ничто, могущее изменяться не может быть присутствием-осознанием, вневременным бытием, которым вы являетесь. Видите ли вы сейчас, по крайней мере,

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Тридцать девять статей (Thirty-nine Articles, The, 1563). Имеющий большое историческое значение нормативный вероучительный документ, регулирующий жизнь Англиканской церкви и епископальных церквей всего мира, пребывающих в каноническом единстве с архиепископом Кентерберийским. В

автора ЛаВей Антон Шандор

Девять Сатанинских Заповедей 1. Сатана олицетворяет потворство, а не воздержание!2. Сатана олицетворяет жизненную суть вместо несбыточных духовных мечтаний.3. Сатана олицетворяет неоскверненную мудрость вместо лицемерного самообмана!4. Сатана олицетворяет милость к

Из книги Сатанинская библия автора ЛаВей Антон Шандор

Девять Сатанинских Грехов В течении многих лет люди спрашивали представителей Церкви Сатаны: "Хорошо, ваша философия основана на потворстве человеческим инстинктам, но есть ли у вас, как и у других религий, грехи?" Наш ответ неизменно был отрицательным. Но пришло время

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Девять заповедей блаженства Заповеди блаженства, данные нам Спасителем, нисколько не нарушают заповедей закона. Напротив, эти заповеди взаимно восполняются.Десять заповедей закона ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно. Заповеди блаженства учат нас

автора Лопухин Александр

26. По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил сынов и дочерей. 27. Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер "Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет..." Это - самый долговечный из всех десяти допотопных

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

4. ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. 5. Ной сделал все, что Господь (Бог) повелел ему "ибо через семь дней..." Последняя неделя была назначена, очевидно, для окончательного

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

2. И повелел Иосиф слугам своим - врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. 3. И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней Бальзамирование - этот специфически

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Девять казней египетских И ответил Бог Моисею: «Теперь ты увидишь, что Я сделаю фараону рукой сильной, как Я заставлю его изгнать вас из страны. Ведь Я являлся Аврааму, Исааку и Иакову как Всесильный, а своего имени Йахве им не сообщил. Передай это сынам Израиля».Моисей все