Похоронили заживо истории. Похоронили, помянули, а он оказался живой — трагикомедия в Екатеринбурге. Истории похороненных заживо

Представьте себе на мгновение жуткую ситуацию, в которой вы просыпаетесь в гробу на пару метров под землей. Вы там находитесь в полной темноте, где в могильной тишине задыхаясь от страха и недостатка воздуха вопите от ужаса, но никто не услышит крики. Похороненные заживо, явление известное как погребенные преждевременно, представляется страшным делом, из тех, которые могут произойти с человеком.

Страх быть похороненным заживо и очнуться в гробу называется тафофобией. В наше время - это случай чрезвычайно исключительный (если таковые вообще есть) но перспектива попасть живым в могилу общество предыдущих эпох превратило в большую и популярную волну ужаса. И причина для страха у людей была.

До того времени пока не появились стандартные медицинские процедуры, некоторых людей по ошибке признавали мертвыми. Вероятно, они находились в коме или летаргическом сне, и были погребены еще живыми. Позже этот пугающий факт обнаруживался по разным причинам для эксгумации тела.

ПОХОРОНЕННЫЙ ЗАЖИВО ПЫТАЛСЯ ПОКИНУТЬ МОГИЛУ.

Вероятно, первым зафиксированным эпизодом является шотландский философ Джон Данс Скот (1266-1308). В какой-то момент после его смерти могила была открыта, и люди в испуге шарахнулись в сторону, увидев труп наполовину покинувший гроб.

Руки мертвеца были кровавыми от попыток убежать из места вечного упокоения (к слову, подобные истории породили слухи об ). Философу не хватило воздуха, чтобы достигнуть поверхности и вернуться в мир живых.

Кровавые пальцы являются общим признаком заживо погребённых. Часто, когда гробы открывались после чьей-то «смерти», тело обнаруживалось в искривленном положении с царапинами по всему гробу, а также изломанными ногтями в неудачной попытке сбежать из могилы.

Однако не все похороненные заживо были ошибкой несчастного случая. Например, помещение живых людей в могилу было изуверским методом казни в Китае и «красных кхмерах».

Одна из легенд сообщает, что в VI веке монах, ныне известный как Святой Оран, добровольцем был похоронен заживо как жертвоприношение, чтобы обеспечить успешное строительство церкви на острове Иона шотландского побережья.

Похороны прошли, и спустя время гроб достали из могилы, освободив едва живого Орана. Обезумевший монах сообщил печальную новость для всего христианского общества: у загробной жизни не было ада или неба.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГРОБЫ ОТ ТАФОФОБИИ.

Страх — это хороший товар, решили бизнесмены и воспользовавшись фобией вынесли на рынок специальные гробы. Была разработана концепция «безопасного гроба», призванная успокоить боязнь быть похороненным заживо. На рынке появилось множество дорогих и «выразительных» дизайнов гробов с колокольчиками.

В 1791 году некий министр был похоронен в гробу со стеклянным окошком, что позволило сторожу кладбища проверить и увидеть, что министр не просится домой. Другая конструкция состояла из гроба с воздушными трубами и ключами к гробу и гробнице на тот случай, если ожившему потребуется выбраться из могилы.

Гроб 18-го века имел струну, с помощью которой можно было позвонить в колокольчик или поднять флаг над землей, если похороненный человек оказался в могиле случайно.

Гробы со спасательным инструментарием значительно доработали в 1990-х годах.

Например, был представлен патент на строительство гроба с сигнализацией, освещением и медицинским оборудованием. Изумительная конструкция должна сохранить человека в живых при хорошем комфорте, пока тело выкапывают. Правда не было сообщений о том, что похороненные используя безопасный гроб.

Тема преждевременного захоронения не ограничивается сферой медицинской или коммерческой деятельности. В результате широко распространенного страха в 1844 году появилась история Эдгара Аллана По. Рассказ автора был о человеке, страдающем глубокой тафофобией в результате каталептического состояния. Он беспокоился, что люди посчитают его мертвым во время одного из приступов и похоронят несчастного живым.

Боязнь быть похороненным заживо оказала глубокое влияние на общество. Есть много фильмов с очнувшимися в могиле. Некоторые отразили идеи Эдгара По этому поводу. Даже сегодня, читая 100-летние работы преследует дрожь по спине, когда читаешь подробные описания несчастных жертв, отчаянно пытавшихся найти выход из гробов.

СЛУЧАИ ПОХОРОНЕННЫХ ЗАЖИВО.

Для следующих трех человек безопасный гроб определенно мог бы быть крайне полезен. Это реальные истории заживо похороненных людей, которые проснулись в своих могилах. Правда лишь одному из них повезло вернуться к людям

Анджело Хейс — известный французский изобретатель и любитель погонять на мотоцикле, провел два дня в могиле, будучи живым мертвецом (в 1937-ом). Анджело был сброшен с мотоцикла при ударе о бордюр и сильно ударился головой о кирпичную стену.

В возрасте 19 лет он был объявлен мертвым от обширной травмы головы. Его лицо было настолько изуродованным, что родители не смогли увидеть сына. Доктор объявил Анджело Хейса мертвым, и таким образом, тот был похоронен.

Однако возникла проблема страхового полиса, и агенты страховой компании имея некоторые подозрения затребовали эксгумации тела спустя два дня после похорон. Как только тело было эксгумировано и освобождено от погребальной одежды, то Хейса обнаружили теплым со слабым сердцебиением. После чудесного «воскрешения» и полного выздоровления Анджело стал знаменитостью Франции, поговорить с которым люди приезжали со всех уголков страны.

Вирджиния Макдональд — Нью-Йорк (случай 1851 г.)
После продолжительной болезни Вирджиния Макдональд сдалась болезни и тихо скончалась. Она была похоронена на кладбище Гринвуд в Бруклине. Однако мать Вирджинии настаивала на том, что ее дочь не умерла. Родственники пытались утешить мать и призывали смириться с потерей, но женщина была тверда в своем убеждении.

Наконец семья согласилась провести эксгумацию тела и показать мертвое тело матери. Когда с гроба сняли верхнюю крышку, то узрели ужас произошедшего — тело Вирджинии лежало на боку. Руки девушки были изодраны в кровь, показывая признаки борьбы Вирджинии Макдональд выбраться из гроба! Она действительно была жива, когда ее похоронили.

Мэри Нора — Калькутта (17 век).
Семнадцатилетняя Мэри Нора Бест поддалась вспышке холеры. Из-за жары и распространения болезни семья решила похоронить умершую девушку быстро. Доктор подписал свидетельство о смерти, и близкие положили тело в землю на старом французском кладбище. Ее похоронили в сосновом гробе, оставив тело земле на десяток лет, хотя у некоторых были вопросы относительно ее смерти.

Десять лет спустя семейную гробницу вскрыли, чтобы поместить в склеп тело умершего брата. В этот печальный момент выяснилось, что крышка гроба Марии сильно повреждена — буквально изодрана. Сам скелет лежал наполовину выбравшийся из гроба. Позднее считалось, что врач, подписавший свидетельство о смерти, фактически отравил девушку, также попытавшись убить и ее мать.

Это дикие случаи смерти, но на каждого из них, есть множество других людей, которые были найдены мертвыми в своих могилах, пытаясь бежать из гроба. Страшное дело, но вероятно есть еще бедные души, которые очнувшись в гробах пытались покинуть могилу, но не были обнаружены.

Что ощущал погребенный заживо? Это прекрасно описано в одноименном рассказе Э.По "Заживо погребенные"

Настал срок -- как случалось уже не раз, -- когда среди полнейшего бесчувствия во мне забрезжили первые, еще слабые и смутные проблески бытия. Медленно -- черепашьим шагом -- растекался в моей душе тусклый, серый рассвет. Смутное беспокойство. Безучастность к глухой боли. Равнодушие... безнадежность... упадок сил. И вот долгое время спустя звон в ушах; вот, спустя еще дольше, покалывание или зуд в конечностях; вот целая вечность блаженного покоя, когда пробуждающиеся чувства воскрешают мысль; вот снова краткое небытие; вот внезапный возврат к сознанию. Наконец -- легкая дрожь век -- и тотчас же, словно электрический разряд, ужас, смертельный и необъяснимый, от которого кровь приливает к сердцу. Затем -- первая сознательная попытка мыслить. Первая попытка вспомнить. Это удается с трудом. Но вот уже память настолько обрела прежнюю силу, что я начинаю понимать свое положение. Я понимаю, что не просто пробуждаюсь ото сна. Я вспоминаю, что со мной случился приступ каталепсии. И вот наконец мою трепещущую душу, как океан, захлестывает одна зловещая Опасность -- одна гробовая, всепоглощающая мысль. Когда это чувство овладело мною, я несколько минут лежал недвижно. Но почему? Просто у меня недоставало мужества шевельнуться. Я не смел сделать усилие, которое обнаружило бы мою судьбу -- и все же некий внутренний голос шептал мне, что сомнений нет. Отчаянье, перед которым меркнут все прочие человеческие горести, -- одно лишь отчаянье, заставило меня, после долгих колебаний, -- приподнять тяжелые веки. И я приподнял их. Вокруг была тьма -- кромешная тьма. Я знал, что приступ прошел. Знал, что кризис моей болезни давно позади. Знал, что вполне обрел способность видеть -- и все же вокруг была тьма, кромешная тьма, сплошной и непроницаемый мрак Ночи, нескончаемой во веки веков.

Я попытался крикнуть; мои губы и запекшийся язык дрогнули в судорожном усилии -- но и не исторг ни звука из своих бессильных легких, которые изнемогали, словно на них навалилась огромная гора, и трепетали, вторя содроганиям сердца, при каждом тяжком и мучительном вздохе.

Когда я попробовал крикнуть, оказалось, что челюсть у меня подвязана, как у покойника. К тому же я чувствовал под собою жесткое ложе; и нечто жесткое давило меня с боков. До того мгновения я не смел шевельнуть ни единым членом -- но теперь я в отчаянье вскинул кверху руки, скрещенные поверх моего тела. Они ударились о твердые доски, которые оказались надо мною в каких-нибудь шести дюймах от лица. У меня более не оставалось сомнений в том, что я лежу в гробу.

И тут, в бездне отчаянья, меня, словно ангел, посетила благая Надежда -- я вспомнил о своих предосторожностях. Я извивался и корчился, силясь откинуть крышку: но она даже не шелохнулась. Я ощупывал свои запястья, пытаясь нашарить веревку, протянутую от колокола: но ее не было. И туг Ангел-Утешитель отлетел от меня навсегда, и Отчаянье, еще неумолимей прежнего, восторжествовало вновь; ведь теперь и знал наверняка, что нет мягкой обивки, которую я так заботливо приготовил, и к тому же в ноздри мне вдруг ударил резкий, характерный запах сырой земли. Оставалось признать неизбежное. Я был не в склепе. Припадок случился со мной вдали от дома, среди чужих людей, когда и как, я не мог вспомнить; и зти люди похоронили мена, как собаку, заколотили в самом обыкновенном гробу, глубоко закопали на веки вечные в простой, безвестной могиле.
Когда эта неумолимая уверенность охватила мою душу, я вновь попытался крикнуть; и крик, вопль, исполненный смертного страдания, огласил царство подземной ночи.

Погребение заживо в культуре

В литературе

Сюжет преждевременных похорон встречается в литературе начиная с XIV века: к примеру, он присутствует в «Ромео и Джульетте» Уильяма Шекспира. Особенного распространения этот мотив достиг в культуре XVIII—XX веков — в частности, в произведениях Эдгара По. Теме погребения заживо посвящён рассказ По «Преждевременное погребение», герой которого, панически боявшийся оказаться живым в могиле и даже изготовивший себе специальный склеп со звонком, очнулся зарытым в землю; как выяснилось позже, на самом деле он не был похоронен, а всего лишь уснул в трюме корабля, перевозившего землю. Нервное потрясение, пережитое во время «похорон», помогло герою избавиться от своего страха. Другой рассказ Эдгара По, где присутствует тема погребения заживо, — «Падение дома Ашеров».

В произведении «Смертельно просто» Питера Джеймса главного героя, которого зовут Майкл, на мальчишнике, друзья кладут в гроб и закапывают на несколько часов ради шутки, оставив ему рацию. Но все друзья погибают в автокатастрофе и Майклу приходится действовать самостоятельно и надеяться на чудо.

В музыке

Теме погребения заживо посвящена песня «Spieluhr» из альбома «Mutter» группы «Rammstein».

В кино и на телевидении

В вестерне Серджо Леоне «На несколько долларов больше» (1965) героя Клинта Иствуда бандиты по своему обыкновению закапывают в землю по шею, но тому удаётся спастись.

В советском героико-революционном трагифарсе «Бумбараш» (1971) бандиты закапывают живьём красноармейца Яшку.

Третий эпизод криминального американского телевизионного сериала «C.S.I.: Место преступления» носит название «Похороненная в ящике» (англ. Crate ’n’ Burial). Теме погребения заживо посвящены две серии пятого сезона того же сериала — «Опасность могилы» (англ. «Grave Danger», эпизоды 24 и 25), снятые Квентином Тарантино. Главную героиню фильма Тарантино «Убить Билла» Беатрикс Киддо заживо хоронит в гробу брат Билла — Бадд, но ей удаётся выбраться.

В 1990 году вышел фильм Заживо погребенный, в котором главный герой был почти убит и также погребён заживо, но выжил.

В 2010 году вышел триллер испанского режиссёра Родриго Кортеса «Погребённый заживо» (англ. Buried), на протяжении всех 90 минут которого главный герой фильма Пол Конрой пытается выбраться из гроба.

Герои фильма «Исчезновение» и его одноименного ремейка были похоронены заживо.

Погребение заживо исследовалось в 5-м выпуске первого сезона передачи «Разрушители легенд». Выяснилось, что в закрытом и зарытом в землю гробу человек может прожить не более получаса.

В фильме Александра Атанесяна «Сволочи» (2006 г.) одного из героев закапывают в землю вместе с трупом убитого им мальчика.

В видеоклипе на песню группы «Ногу свело» «Наши юные смешные голоса» музыкантов закапывают в землю заживо люди в кирзовых сапогах.

Как правило, очень сложно выяснить, от каких болезней умерли известные исторические фигуры. К примеру, для установки точной причины кончины великого композитора Фредерика Шопена понадобилось 150 лет. Он умер от редчайшего осложнения туберкулеза перикардита, который вызывает отек прилегающих к сердцу тканей. Причина была найдена благодаря тому, что сердце великого композитора было сохранено в специальном сосуде.

Страхи великих людей

Да, вы все правильно поняли. Сердце Шопена тщательно хранили с момента его смерти в 1849 году. Перед своей кончиной он попросил, чтобы его сердце было вырезано и похоронено в Польше - стране, где он родился. Исторической фразой, произнесенной великим человеком, стало: «Поклянитесь, что вы заставите вскрыть меня, чтобы я не был похоронен живым».

Шопен страдал фобией быть похороненным заживо. Великий композитор был далеко не единственной знаменитой личностью, страдющей от подобного страха. На самом деле тафефобия была довольно распространенным явлением для того времени.

Джордж Вашингтон настолько боялся быть похороненным заживо, что хотел, чтобы его мертвое тело пролежало три дня, прежде чем будет погребено. «Так окружающие смогли бы убедиться, что он в действительности мертв», — пишет Сара Мюррей в своей книге «Выход».

Писатель Ганс Христиан Андерсен и учредитель знаменитой премии Альфред Нобель также мучились от этого страха и желали, чтобы их вены были вскрыты после того, как они, казалось, отошли в мир иной. Так окружающие могли бы убедиться, что они действительно не живы.

Захоронение живых людей в библейские времена

Случаи захоронения живых людей существовали с библейских времен. По словам Кеннета В. Изерсона, профессора экстренной медицины в Университете Аризоны и автора книги Death to Dust, тафефобия была основана на исторической реальности, которая имеет глубокие корни.

«Мы знаем, что существует опасение быть похороненным заживо еще с библейских времен», — говорит он. В то время, когда Иисус воскресил Лазаря из мертвых, было принято обматывать тела и хоронить их в пещерах. Затем через несколько дней кто-то ходил проверить, не были ли люди живыми. Причина, по которой осуществлялась подобная процедура, крылась в том, что такие случаи иногда встречались.

В прошедшие столетия болезни оценивались иначе

«В случаях, когда люди были по ошибке похоронены живыми, мы не можем с достоверностью судить, какими заболеваниями они страдали», — говорит Изерсон. Возможно, что в 19-м веке брюшной тиф, который отличается очень медленным развитием, привел к некоторым преждевременным погребениям. В целом определить, как погибали знаменитые фигуры, только судя по историческим записям, весьма трудно, так как понимание болезней людьми прошлых столетий существенно отличается от того, как расцениваем их мы в настоящее время.

В течение продолжительного периода времени приборы для определения функций органов были неточны, и единственный верный способ установления того, умер человек или нет, заключался в том, чтобы оставить на какоек-то время на поверхности тело и посмотреть, не сгнило ли оно.

«Подумайте об этом, — говорит Истерсон. — Как могли люди в прошлом установить, что человек мертв? В настоящее время это не составляет труда, так как мы прибегаем к использованию современных технологий, например, электрокардиограммы».

Случаи погребения заживо в ХХ веке

Интересно, что существует множество реальных случаев, когда некоторых граждан погребали заживо даже в XX веке. Ярким примером является шокирующая история Эсси Данбар. Женщина страдала эпилепсией, и в 1915 году стало известно, что эта жительница Южной Каролины умерла. Ее сестра прибыла к месту погребения уже после того, как гроб был опущен в землю, и могильщики согласились на то, чтобы снова поднять его, чтобы родственница могла увидеть покойницу в последний раз.

«Винты были откручены, крышка гроба открылась, а покойница уселась в своем гробу и посмотрела на сестру, улыбаясь», — пишет медицинский профессор Ян Бондесон из Buried Alive. — Скорбящие люди, включая сестру, посчитали, что это был призрак, и бросились от страха в бегство».

В случае с Эсси можно заключить, что, вероятно, женщина страдала от приступов, которые заставляли ее терять сознание. Поэтому людям показалось, что она умерла. После этого странного случая женщина прожила еще несколько десятилетий и умерла своей настоящей смертью лишь в 1955 году.

Захоронения викторианской эпохи

Тафефобия достигла своего апогея во время викторианской эпохи, когда мастера стали извлекать выгоду от изготовления «гробов безопасности». Некоторые из них в основном представляли собой надземные могилы с люком, который захороненный человек мог отвинтить, если вдруг проснется. Некоторые усопшие прикреплялись к надземному колоколу, чтобы человек мог позвонить из своего гроба, если оживет.

Покупка этих сложных гробов могла стать шансом избавиться от страха быть похороненными заживо, но Изерсон отмечает, что проверенных случаев, в которых эти приспособления спасли чью-то жизнь, не зафиксировано.

Случаи, произошедшие в ХХ веке

Опасение быть похороненными заживо начало исчезать в ХХ веке, когда появилась новая практика похорон. После кремации тела или бальзамирования его посредством формальдегида можно было с уверенностью констатировать, что этот человек мертв.

Но люди все еще просыпаются в моргах, хотя случается это крайне редко. В ноябре 2014 года сотрудники морга наблюдали 91-летнюю польскую женщину, которая начала подавать признаки жизни. В том же году произошло два подобных случая: один в Кении и один в Миссисипи.

Историю Шопена можно воспринять как весьма драматичную, так как учитывается период времени, когда она происходила. А вот недавние случаи в моргах могут быть вполне поняты читателями.

Не случайно почти во всех странах и у всех народов принято хоронить тело не сразу после смерти, а лишь спустя несколько дней. Бывало множество случаев, когда «покойники» вдруг оживали перед похоронами, или, что самое страшное, прямо внутри могилы...

Мнимая смерть

Летаргия (от греческого lethe - «забвение» и argia - «бездействие») - это почти не изученное болезненное состояние, похожее на сон. Признаками смерти всегда считались прекращение сердцебиения и отсутствие дыхания. Но во время летаргического сна все жизненные процессы также замирают, и отличать настоящую смерть от мнимой (так часто называют летаргический сон) без современного оборудования довольно затруднительно. Поэтому ранее случаи погребения людей не умерших, а заснувших летаргическим сном, имели место достаточно часто, и порой со знаменитыми людьми.

Если сейчас погребение заживо уже фантастика, то еще 100-200 лет назад случаи похорон живых людей были не такой уж редкостью. Очень часто могильщики, выкапывая свежую могилу на старинных захоронениях, обнаруживали в полуистлевших гробах скрюченные тела, по которым было видно, что они пытались выбраться на свободу. Говорят, что на средневековых кладбищах каждая третья могила являла собой такое жуткое зрелище.

Роковое снотворное

Елена Блаватская описывала странные случаи летаргического сна: «В 1816 году в Брюсселе уважаемый горожанин впал в глубокую летаргию в воскресенье утром. В понедельник, когда его спутники готовились заколачивать гвозди в крышку гроба, он сел в гробу, протер глаза и потребовал кофе и газету.В Москве жена богатого коммерсанта пролежала в каталептическом состоянии семнадцать дней, в течение которых власти сделали несколько попыток похоронить ее; но так как разложение не наступало, семья отклонила церемонию, и по истечении упомянутого срока жизнь мнимоумершей была восстановлена.В Бержераке в 1842 году пациент принял снотворное, но... не проснулся. Ему пускали кровь: он не очнулся. Наконец его объявили мертвым и похоронили. Через несколько дней вспомнили о приеме снотворного и разрыли могилу. Тело было перевернуто и носило следы борьбы».Это лишь малая часть подобных случаев - летаргический сон на самом деле достаточно частое явление.

Страшное пробуждение

Многие люди пытались обезопасить себя от погребения заживо. Например, знаменитый писатель Уилки Коллинз оставлял у своей постели записку с перечнем мер, которые следовало предпринять, прежде чем его похоронить. Но писатель был образованным человеком и имел понятие о летаргическом сне, в то время как многим простым обывателям даже не приходило в голову что-то подобное.Так, в 1838 году в Англии произошел невероятный случай. После похорон одного уважаемого человека по кладбищу проходил мальчик и услышал из-под земли неясный звук. Испуганный ребенок позвал взрослых, которые вырыли гроб.Когда сняли крышку, то потрясенные свидетели увидели, что на лице покойника застыла страшная гримаса. Его руки были в свежих ссадинах, а саван разорван. Но человек был уже на самом деле мертв - он умер за несколько минут до спасения - от разрыва сердца, не выдержав столь ужасного пробуждения к действительности.Еще более жуткий случай произошел в Германии в 1773 году. Там была похоронена беременная женщина. Когда из-под земли начали раздаваться крики, могилу разрыли. Но оказалось, что уже было поздно - женщина погибла, и более того, скончался ребенок, появившийся на свет только что в этой же могиле...

Плачущая душа

Осенью 2002 года в семье жительницы Красноярска Ирины Андреевны Малетиной случилось несчастье - неожиданно скончался ее тридцатилетний сын Михаил. Крепкий спортивный парень, никогда не жаловавшийся на здоровье, умер ночью во сне. Тело вскрыли, но причину смерти установить не удалось. Доктор, составлявший заключение о смерти, сообщил Ирине Андреевне, что ее сын скончался от внезапной остановки сердца.Как и полагается, похоронили Михаила на третий день, справили поминки... И вдруг на следующую ночь умерший сын приснился матери плачущим. Днем Ирина Андреевна сходила в церковь и поставила свечу за упокой души новопреставленного.Однако плачущий сын продолжал являться ей во сне еще в течение недели. Малетина обратилась к одному из священников, который, выслушав, сказал неутешительные слова о том, что молодой мужчина, возможно, был предан земле живым. Ирине Андреевне стоило неимоверных усилий добиться разрешения на проведение эксгумации.Когда же гроб вскрыли, то убитая горем женщина в одно мгновение поседела от ужаса. Ее горячо любимый сын лежал на боку. Одежда на нем, ритуальное покрывало и подушка были изодраны в клочья. На руках трупа имелись многочисленные ссадины и кровоподтеки, которых не было во время похорон. Все это красноречиво свидетельствовало о том, что мужчина очнулся в могиле, а затем долго и мучительно умирал.Жительница города Березняки под Соликамском Елена Ивановна Дужкина вспоминает, как однажды в детстве она с группой ребят видела во время весеннего разлива Камы неизвестно откуда приплывший гроб. Волны прибили его к берегу. Напуганные дети позвали взрослых. Люди вскрыли гроб и с ужасом увидели желтоватый скелет, одетый в истлевшие лохмотья. Скелет лежал ничком, поджав под себя ноги. Вся же потемневшая от времени крышка гроба изнутри была испещрена глубокими царапинами.

Живой Гоголь

Самым известным подобным случаем стала страшная история, связанная с Николаем Васильевичем Гоголем. За время своей жизни он несколько раз впадал в странное, абсолютно неподвижное состояние, напоминающее смерть. Но великий писатель всегда быстро приходил в себя, хотя успевал изрядно напугать окружающих. Гоголь знал об этой своей особенности и больше всего на свете боялся того, что однажды он впадет в глубокий сон надолго и его похоронят заживо.Он писал: «Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь мою последнюю волю.
Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться».После смерти писателя к его завещанию не прислушались и похоронили как обычно - на третий день...

Эти страшные слова вспомнили только в 1931 году, когда проводили перезахоронение Гоголя из Данилова монастыря на Новодевичье кладбище. По словам очевидцев, крышка гроба была расцарапана изнутри, а тело Гоголя находилось в неестественном положении. Тогда же была обнаружена еще одна страшная вещь, не имевшая отношения к летаргическим снам и погребениям заживо. У скелета Гоголя отсутствовала... голова. По слухам, она исчезла в 1909 году, когда монахи Данилова монастыря реставрировали могилу писателя. Якобы отрезать ее за немалую сумму их подговорил коллекционер и богач Бахрушин, у которого она и осталась.Это дикая история, но в нее вполне можно поверить, потому что ив 1931 году во время раскопки могилы Гоголя произошел ряд неприятных событий. Знаменитые писатели, присутствовавшие при перезахоронении, буквально растащили из гроба «на память» кто лоскуток одежды, кто башмаки, а кто и ребро Гоголя...

Звонок с того света

Интересно, что для того, чтобы обезопасить человека от погребения заживо, во многих западных странах в моргах до сих пор существует колокол с веревкой. Человек, которого сочли мертвым, может очнуться среди покойников, встать и позвонить в него. Служители тут же прибегут на его зов. Этот колокол и оживление мертвецов очень часто обыгрываются в фильмах ужасов, но наяву такие истории почти не случались. Но вот во время вскрытия «трупы» оживали не раз. В 1964 году в одном из нью-йоркских моргов проводили вскрытие мужчины, скончавшегося на улице. Едва скальпель патологоанатома коснулся живота «покойника», как он тут же вскочил. От шока и испуга на месте скончался сам патологоанатом...Другой похожий случай был описан в газете «Бийский рабочий». В статье, датированной сентябрем 1959 года, рассказывалось о том, как во время похорон инженера одного из бийских заводов во время произнесения траурных речей покойный вдруг чихнул, открыл глаза, сел в гробу и «едва не умер во второй раз, увидев, в какой обстановке находится». Тщательное обследование в местной больнице восставшего из гроба мужчины не выявило никаких патологических изменений в его организме. Такое же заключение дали и новосибирские медики, к которым был направлен воскресший инженер.

Ритуальные погребения

Однако не всегда люди оказываются заживо погребенными не по собственной воле. Так, у некоторых африканских племен, народностей Южной Америки, Сибири и Крайнего Севера существуем ритуал, при котором знахарь племени живьем закапывает сородича. У ряда народностей этот обряд проводится и качеств инициации мальчиков. В некоторых племенах им пользуются для и течения от некоторых болезней. Таким же образом подготавливают стариков или больных к переходу в иной мир.Важное место ритуал «псевдопохорон» занимает у служителей шаманских культов. Считается, что, ложась живым в могилу, шаман получает дар общения с духами земли, а также с душами умерших предков. У него в сознании словно открываются некие каналы, через которые он связывается с неведомыми простым смертным мирами.Натуралисту и этнографу Е.С. Богдановскому посчастливилось в 1915 году стать свидетелем ритуальных похорон шамана одного из камчатских племен. В своих воспоминаниях Богдановский пишет, что перед погребением шаман постился на протяжении трех дней, даже не пил воду. Затем помощники при помощи костяного сверла сделали в темени шамана отверстие, которое затем залепили пчелиным воском. После этого тело шамана натерли благовониями, завернули в шкуру медведя и под ритуальное пение опустили в могилу, устроенную в центре родового кладбища.Шаману вставили в рот длинную тростниковую трубку, которую вывели наружу, и засыпали его неподвижное тело землей. Через несколько дней, во время которых над могилой непрерывно проводились камлания, погребенного шамана извлекли из земли, омыли в трех проточных водах и окурили благовониями. В тот же день в селении пышно отметили второе рождение уважаемого соплеменника, который, побывав в «царстве мертвых», занял верхнюю ступень в иерархии служителей языческого культа...

В последние годы появилась традиция класть рядом с покойником заряженные мобильные телефоны - вдруг это вовсе не смерть, а сон, вдруг дорогой человек придет в себя и позвонит близким - я жив, выкопайте меня обратно... Но пока подобных случаев не произошло - в наши дни, с совершенными диагностическими аппаратами, в принципе невозможно похоронить человека заживо.Но тем не менее люди не верят врачам и пытаются сами себя обезопасить от страшного пробуждения в могиле. В 2001 году в США произошел скандальный случай. Житель Лос-Анджелеса Джо Бартен, страшно боявшийся впасть в летаргический сон, завещал сделать в своем гробу вентиляцию, положить в него еду и телефон. И при этом его родственники могли бы получить наследство только при условии, что они три раза в день будут звонить ему в могилу. Интересно, что родня Бартена отказалась от получения наследства - уж слишком жутким им показался процесс совершения звонков на тот свет...

Сегодня закапывание на пляже своего приятеля по шею в песок является всего лишь безобидной шалостью. А когда-то это было страшной пыткой или даже казнью. И в том, и в другом случае жертва испытывала ни с чем несравнимые мучения.

Погребенные заживо

Погребение осужденного заживо практиковалось во многих странах. Так еще в Древнем Риме казнили языческих жриц, которые нарушили обет девственности. Жриц закапывали в землю, предварительно оснащая их пищей и водой в таком количестве, чтобы их хватило ровно на сутки. На Украине осужденного за убийство заживо хоронили в одном гробу с его жертвой. А в Средние века в Италии закапывали преступников, нераскаявшихся в содеянных ими убийствах.

На заре христианства таким же способом язычниками были казнены многие христианские святые, получившие позже звание мучеников.

По шею в земле

Кроме погребения заживо, существовал и другой – более мучительный вид казни. Это закапывание преступника в землю по горло. Так поступали с некоторыми осужденными в XVII – XVIII веках и в России. Подобное наказание было предусмотрено преимущественно для женщин, лишивших жизни собственных мужей. Это было прописано даже в своде законов «Соборное уложение», датируемом 1649 годом: «… жена учинит мужу своему убийство или окормит его отравою, за то ее казнити — живую окопати в землю, покамест она умрет».

Непосредственно перед казнью в людном месте, огороженном невысоким забором для того, чтобы зеваки могли наблюдать за мучениями жертвы, выкапывали глубокую и узкую яму. Осужденной женщине связывали за спиной руки, а затем опускали ее в землю. Промежутки между телом и стенами ямы заполнялись почвой, которая тут же тщательно утрамбовывалась с помощью деревянных молотков или кольев.

Возле преступницы, вплоть до ее смерти, круглосуточно дежурил стражник. Он не допускал к осужденной сердобольных граждан, которые пытались тайком дать жертве еду или воду. Все, что разрешалось оставлять неподалеку от торчащей из-под земли головы, это свечи и мелкие деньги на гроб.

Как умирал осужденный?

Обычно жертва такого рода казни умирала долго и мучительно: от нескольких часов до нескольких суток. В среднем женщины выдерживали не более 4-6 дней. Однако историкам стал известен один случай, когда некая Ефросинья, приговоренная к смерти в 1731 году, прожила в земле ровно месяц. Однако ученые склоняются к мысли о том, что Ефросинью кто-то кормил или, по крайней мере, давал ей пить.

Наиболее частой причиной смерти женщин являлось обезвоживание организма. Однако мучились осужденные не только от жажды. Дело в том, что утрамбованный грунт сдавливал грудную клетку, и сделать нормальный вдох было практически невозможно. К тому же стражники следили за состоянием ямы и с каждым днем все плотнее утаптывали землю. Именно поэтому второй причиной смерти приговоренной была асфиксия, то есть удушье.

Кроме того прохладная земля зачастую вызывала переохлаждение организма, доставлявшее дополнительные мучения жертве.