Рассмотрим эволюцию пейзажа в русской литературе и его функции на современном этапе. Роль пейзажа в литературных произведениях (из опыта работы) Основные признаки простраства в литературном произведении

Пейзаж в романе «Война и мир» является одним из главных художественных средств. Использование писателем картин природы обогащает произведение в идейном и художественном отношениях.

Для Толстого природа - это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек «естественный», близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе. Она органично входит в жизнь «ищущих» героев Л.Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже изменить ее.

Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрея. Духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры проявляются в отношениях героини к природной стихии. Как прекрасна и непосредственна Наташа, любующаяся красотой ночи в Отрадном: «Соня, Соня! - послышался опять первый голос.- Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть!.. - Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало... - Нет, ты посмотри, что за луна!..»

Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передает оттенки контрастных цветов: черного, белого и серебряного; игру света и теней - ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша - блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна на светлом, почти беззвездном небе. Ночь, луна, свет и тени - все поражает незабываемой красотой.

Природа часто помогает героям узнать свое состояние, разобраться во всем (небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ дуба), показать всю бессмысленность мечтаний о славе и подвиге. На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками... Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!» Видя теперь так близко своего кумира - Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого «маленького человека», которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Болконский считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье.

Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман!.. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья...». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!» И Андрей решает жить тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский долг.

Но после посещения Отрадного и знакомства с Наташей образ мыслей князя Андрея меняется. Ночной разговор Наташи с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью невольно передаются Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но уже другой. «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”, - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления».

Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса... стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей». Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке какую-то внутреннюю духовную силу. Кроме того, она созвучна страстному увлечению людей охотой, музыкой, плясками, которые Толстой изображает в романе с большим мастерством.

Следует отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, чувствуют свою связь с ней. Отрицательные персонажи далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. Они не только не замечают природу с ее величием и спокойной красотой, а как будто даже не подозревают о ее существовании. В романе "Война и мир" читатель ни разу не увидит Элен, Анну Павловну, Жюли Карагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природу, не понимают ее высокого смысла. Духовно опустошенные, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво. Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир главные герои романа, близкие к идеалу писателя - «естественному человеку». Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы.

Картина природы воссоздает обстановку, характеризующую начало Бородинского сражения: солнце, брызнувшее на поля из-за тумана, послужило Наполеону сигналом к выступлению. Пейзаж в освещении войн, битв, сражений несет у Толстого главную идейную нагрузку, выявляет характер войны, отражает точку зрения автора на происходящее.

Читайте также:

Художественные особенности романа

Нравственно-философский смысл произведения

Основной темой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” является борьба двух противоположных “лагерей”: либерального дворянства и революционно настроенных молодых демократов, “отцов” и “детей”. Подобного рода конфликт ярко отражает само название романа - “Отцы и дети”.
Тургенева по праву можно считать художником человеческих образов. На страницах романа мы встречаем целую галерею по-своему ярких личностей - это и типичные представители лагеря “отцов” - Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, образованные и глубоко интеллигентные люди, и яркие и самобытные приверженцы “молодой” идеи, как, например, главный герой романа Евгений Базаров.
С огромным интересом мы, читатели, наблюдаем за положительными и отрицательными сторонами характера героев, за их успехами и неудачами, за соответствием или несоответствием их современной им эпохе. Но, как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. Последняя занимает особое место в произведении писателя, выступая в роли едва ли не главного персонажа романа.
Практически все произведения Тургенева отличаются великолепными пейзажными зарисовками русской природы, на страницах его прозы - масса описаний, подобных следующему: “все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все - деревья, кусты и травы...”. И на фоне прекрасной природы Тургенев в романе “Отцы и дети” рисует картину действительности - русскую деревню с “низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами”, с “покривившимися молотильными сарайчиками с плетеными из хвороста стенами и зевающими воротцами”, с ее невежеством, бескультурьем, нищетой и полной разрухой.
Глазами приятеля Базарова - Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце: “Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись до самого небосклона, то вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатериновского времени... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках, как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам...”.
Резко контрастирует со столь неприглядными картинами быт аристократов: Николай Петрович играет на виолончели в то время, когда голодные и нищие крестьяне, доведенные до отчаяния, “готовы себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке”. Рядом с запущенными и полуразвалившимися домиками крестьян мы видим сад Кирсановых с клумбами, с “беседкой из сиреней и акаций”, где иногда пили чай и обедали, с дорожками, вымощенными камнем.
Подобного рода противопоставления заметны и в бытовых зарисовках. Изящному кабинету Павла Петровича с “красивыми обоями дикого цвета и с развешанным оружием на пестром персидском ковре”, с ореховою мебелью, библиотекой, бронзовыми статуэтками и камином противопоставляются ветхие избенки с провалившимися крышами, разрушенными заборами, за которыми, замечает Базаров, прячутся “скот плохой и лошади разбитые”.
Главный герой - нигилист, “новый человек” - Евгений Базаров заявляет: “природа не храм, а мастерская...”, но этим словам сам Тургенев не раз дает опровержение. Так как действие романа происходит в деревне, то наряду с поистине ужасными картинами быта (достаточно вспомнить голодных детей, ловящих за копейку лягушек для опытов Базарова, и вечно пьяных от безысходности мужиков) автор рисует целую галерею великолепных пейзажей: леса, поля, овраги...
Эти картины подспудно убеждают нас в ложности воззрений Базарова: природа - храм, а отнюдь не мастерская. И только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним способно принести человеку истинное счастье. Будучи по своим убеждениям близким к лагерю отцов, Тургенев с особой нежностью создает образ Николая Петровича Кирсанова, человека, замечающего и обожающего красоту природы, человека, не понимающего, “как можно не сочувствовать природе”
Задумываясь над финалом романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, невольно приходишь к следующему выводу: Пушкин и игра на виолончели гораздо важ- нее всей “полезной” деятельности Базарова. Глупая и скоропостижная смерть героя - не от революционной борьбы, а от трупного яда, попавшего ему в кровь во время одной из операций, - заставляет задуматься: “А нужен ли был такой человек своей эпохе?”.
В финале романа на могиле нигилиста и революционера Базарова мы видим не толпу последователей, а лишь две сгорбленные фигуры его стариков-родителей и... вечно спокойную, равнодушную природу: цветы и траву, “глядящую своими невинными глазами”, напоминая о вечной, бесконечной жизни. Описывая могилу Базарова, так яростно отрицающего природу, Тургенев снова рисует пейзаж: “Но между ними (могилами) есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по ее краям...”. Только непритязательные ели способны прижиться на земле, под которой покоится тело человека, отрицавшего величие природы - самого удивительного из всего того, что есть на свете.

Задачи и тесты по теме "Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа"

  • Роль мягкого и твёрдого знаков - Правописание гласных и согласных в значимых частях слова 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Именительный падеж имён существительных. Роль в предложении существительных в именительном падеже - Имя существительное 3 класс

Роль и функции художественного пейзажа природы в литературном произведении весьма важные. Пейзаж может быть необходим для географического обозначения места действия; для обрисовки местности, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с природными условиями проживания людей, с экзотическими красотами и т. п.; для динамичного описания сменяющихся картин путешествия; для запечатления различных явлений природы и т. д. Пейзаж может нести как фоновую, так и смысловую нагрузку, раскрывая нечто новое в человеке. Обращение к природе выводит писателя на рассуждения философского плана, которые, с одной стороны, характеризуют особенности авторского мировосприятия, с другой - характер героев произведения.

Пейзажные компоненты обычно выступают в качестве фона, характеризующего место действия. Введение пейзажных элементов необходимо в тех случаях, когда без этих выразительных средств невозможно передать атмосферу происходящего, проникнуть в суть человеческого мировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру и т. д. В этом случае пейзаж становится смыслообразующим элементом .

Пейзаж может также применяться в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой; как средство в раскрытии человеческого характера; в качестве фона для портрета героя; как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т. д.; в качестве художественного средства в постановке социально значимых проблем; для воссоздания социальной жизни людей .

Пейзаж в произведениях применяется не только в качестве украшения или своеобразного фона. Его «служебные» функции очень широки. Пейзаж может использоваться в качестве обрисовки места и обстановки, жизненной ситуации, разрядки напряженного повествования, постановки социально значимых проблем, передачи читателям определенного настроения и показа внутреннего состояния героя произведения, наконец, как композиционный элемент. Формы и приемы использования пейзажных описаний во многом зависят от стоящих перед писателем целей и задач.

Пейзаж, в зависимости от функционального предназначения, может иметь разнообразные формы проявления в художественных текстах. В литературоведении достаточно известны пейзажные описания, пейзажные образы, пейзажи-предварения, пейзажные штрихи, психологические и эпические пейзажные параллели. Дополнением к устоявшейся терминологической схеме могут быть пейзажные детали, так часто рассматриваемые в связи с творчеством А. П. Чехова; пунктирные пейзажные линии, пейзажные мазки. В связи с ролью пейзажа в художественном мире произведения исследователи предлагают функциональную классификацию пейзажных описаний. Выделяются следующие функции картин природы: обозначение места действия, создание определённой атмосферы, раскрытие характера героя. В соответствии с этими функциями можно говорить о пейзаже-фоне, об эмоциональном пейзаже и пейзаже психологическом .

В целом же пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого анализа психологического состояния героев, для усиления картин каких-либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развертывается действие. Картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно- композиционную роль, то есть помогать раскрытию идеи произведения .

Пейзаж является одним из средств сюжетно-композиционного построения. С этой точки зрения пейзаж может представлять собой статическое или динамическое описание. Статическое описание не входит во временное развитие действия. Динамическое описание включено в событие и не приостанавливает действие (например, пейзаж даётся через призму восприятия героя при его передвижении). Пейзаж представляет в тексте и эмоционально-оценочное содержание. В художественном описании природы признаки описываемого предмета имеют обычно авторскую оценку в форме олицетворений, эпитетов, метафор, сравнений. Пейзажу отводится особая роль в формировании эмоционально-оценочного уровня стиля художественного произведения .

Можно обозначить некоторые принципы классификации композиционно-речевой формы «описание» (портрет, пейзаж, интерьер), выработанные в современной лингвистике. Описания классифицируются по функциям при передаче текстовой информации. Предполагается выделять такие функции:

  • - моделирующая, или координирующая функция (вводит три основные координаты условного мира: время, пространство, субъект);
  • - сигнализирующая функция (свидетельствует о переходе от одной композиционно-речевой формы к другой);
  • - эстетически настраивающая функция (привлекает внимание читателя к сообщаемой информации);
  • - символическая функция (превращает описание в знак-символ объекта описания) .

Суммируя все вышеприведенные мнения, можно констатировать, что в основном различают три основные функции пейзажа:

  • 1) природа может выступать в качестве объективного отражения действительности и одновременно служит фоном повествования;
  • 2) пейзаж играет роль специфического средства в раскрытии характера действующих лиц;
  • 3) природа может изображаться главным героем литературного произведения.

Роль пейзажа заключается:

  • 1) в выражении авторского отношения к природе;
  • 2) в изображении характерных черт местности, области, страны (создании местного колорита);
  • 3) в использовании его как дополнительного средства для более выразительного отражения характера действующих лиц путем контраста; путем соответствия природных явлений чувствам и мыслям персонажа;
  • 4) в символическом значении;
  • 5) в понимании природы как главного героя художественного произведения.

Сравнивая эти два последних определения функций и роли пейзажа в литературе, можно сделать вывод, что во втором определении роль пейзажа определена более подробно, выявлены не только основные, но и вспомогательные функции описания природы. Особое внимание здесь уделено принципу психологического параллелизма, который был распространен во всех направлениях литературы. Этот принцип основан на контрастном сопоставлении или уподоблении внутреннего состояния человека жизни природы. Прием олицетворения в данном случае является основным .

В истории пейзажа действуют две тенденции, обосновывающие его разную трактовку: 1) пейзаж - мир вообще, вне человека; 2) пейзаж -выражение внутреннего мира человека через изображение природы.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Отдел образования Ленинского района

МБОУ Гимназия № 161


Роль пейзажа в «Слове о полку Игореве»


Исполнитель: Тюрина Ирина,

ученица 9 «Б» класса

Руководитель: Тяпугина Вера Александровна,

учитель русского языка и литературы


Екатеринбург



ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 2. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ДРЕВНЕЙ РУСИ

1 «Слово о полку Игореве» в древнерусской литературе

2.2 Союз природы и человека

2.3 Образы-символы и образ Русской Земли в «Слове…»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Около восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской культуры. « «Слово о полку Игореве» -это одно из первых дошедших до нас лиро-эпических произведений, уникальное по своему поэтическому уровню. Эта повесть является историческим повествованием, главными героями являются реальные лица нашей истории: князь Игорь, Ярослав Мудрый, Святослав, Всеволод и другие».

Протекшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к «Слову и полку Игореве» не только не уменьшился, но становится все более и более широким, все более и более глубоким.

«Слово о полку Игореве» проникнуто большим человеческим чувством - теплым, нежным и сильным чувством любви к родине. Это чувство сказывается и в том душевном волнении, с которым автор «Слова» говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передает слова плача русских жен по убитым воинам, и в радости по поводу возвращении Игоря, и в широкой картине русской природы. Неоценима культурная ценность этого произведения: ведь без знания прошлого своего народа у нас нет будущего, а история все время повторяется, и основная идея произведения, как мне кажется, актуальна всегда. Эта идея - в призыве к прекращению междоусобиц, к единению великого народа.

Свой призыв к объединению, свое чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли.

Читая «Слово …», понимаешь, что люди XII века были тесно связаны с природой. В разных явлениях природы они видели предсказания судьбы или послания от бога. По разнообразным природным знакам люди часто решали, что и как им лучше делать завтра, какие дела нужно отложить, а какие - срочно переделать. Вывод о тесной связи наших предков с природой можно сделать и из того, что автор «Слова …» показывает чувства героев через образы, картины природы. Природа играет прямую, а не косвенную роль в произведении, она событийна, она жива - описываются ее изменения, ее влияние на человека, она включена в самый ход повествования и развития сюжета.

Для современных читателей, несомненно, большую ценность будет представлять рассмотрение вопроса об изображении природы в этом древнерусском произведении. Обычно подробно обсуждается особенности жанра, стиля, вопрос об авторстве и т.п. Однако вышеназванная сторона «Слова…» недостаточно анализируется. А ведь именно она и заслуживает особого внимания и рассмотрения со стороны исследователей древнерусской литературы и читателей.

Цель исследования: определить роль пейзажа в произведении «Слово о полку Игореве».

·изучить теорию о роли пейзажа в художественном произведении;

·познакомиться с литературоведческими работами по «Слову о полку Игореве»;

·найти в тексте описания природы или её явлений;

·проанализировать, как описания природы связаны с сюжетом произведения;

·определить, какую роль выполняют в произведении описания природы.

Гипотеза: пейзаж в «Слове о полку Игореве» не просто фон, на котором разворачиваются события; он передает авторскую оценку событий и чувства героев, является органической составляющей образа Русской земли.

Объект исследования: «Слово о полку Игореве».

Предмет исследования: роль пейзажа в произведении «Слово о полку Игореве» и взаимодействие природы и человека.

ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖ И ЕГО ФУНКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ


Анализируя роль пейзажа в «Слове о полку Игореве», необходимо разобраться в том, что такое пейзаж и каковы его функции в художественных произведениях. Краткий словарь литературоведческих терминов дает такое определение термину «пейзаж»:

ПЕЙЗАЖ (франц. Paysage, от pays - страна, местность) - картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления или же течения, с которым он связан. В лирике пейзаж может иметь самостоятельное значение: восприятие природы лирическим героем. В прозе пейзаж связан с характером повествования и соотносится с настроением действующих лиц.

Впервые пейзаж играет важную роль у сентименталистов, которые изображают человека на фоне природы, противопоставленной цивилизованному миру, причем картина природы представлена подчеркнуто эмоционально.

В противоположность пейзажу сентименталистов, выдержанному в спокойных, светлый тонах, пейзаж в романтизме представляет картины могучей, бушующей природы (море и скалы в восточных поэмах Байрона) или величественно-богатой (прерия в романах Купера). Романтический пейзаж является частью местного колорита и служит одним из средств создания необычного, иногда фантастического героя, меланхонично-мечтательного или неспокойного, бунтующего.

В реалистическом произведении значение пейзажа более разнообразно: он интересен сам по себе, как часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие; им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий (эпизод из романа «Война и мир»: князь Андрей по дороге в Отрадное).

Иногда пейзаж имеет символическое содержание («Песня о Буревестнике» М.Горького, «Утес» М.Лермонтова)

В то время как в живописи пейзаж в ряде случаев имеет самостоятельное значение как законченное художественное произведение, в литературе пейзаж обычно включается в общую систему образов произведения, занимая в ней специфическое для данного стиля место и характеризуясь специфическими особенностями. Отсюда - различное качество пейзажа в различных литературных стилях

Теория и история литературного пейзажа не имеет специальной литературы. В общих трудах по теории словесности отводится несколько строк пейзажу иногда под названием описания. В литературе об идиллии, об описательной поэме, о сентиментальном и романтическом стилях можно найти разбросанные характеристики пейзажа разных стилей. В монографиях, посвященных отдельным писателям, можно часто встретить особые главы, анализирующие пейзажи данного писателя, например, о байроническом пейзаже.

<#"justify">1. В «Слове о полку Игореве» нет описаний природы, служащих только фоном происходящего.

Как такого пейзажа в «Слове…» нет, но образ Русской земли соткан из «пейзажных штрихов», элементов пейзажа.

3. Пейзаж «Слова…» тесно связан с человеком, русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа.


2.3 Образы-символы в «Слове о полку Игореве». Образ Русской земли в произведении

пейзаж художественный слово древнерусский

Представление о том, как человек средних веков воспринимал природу, современный читатель получает не только по пейзажам, данным в произведении. Образы-символы, значение которых очень велико, тоже рассказывают о картине мира средневекового человека. Для автора «Слова…» солнце, реки, птицы, травы - это непосредственные участники событий. Без них для писателя XII века невозможно правдивое, убедительное повествование о походе русской дружины.

Известно, что солнце как символ широко бытовало в древнерусской литературе и искусстве. В самом начале Игорева похода солнечная символика необходима автору, чтобы осудить Игоря, показав солнечное затмение. «Известно, что солнечное затмение действительно в начале мая 1185 года было, однако, по летописи, Игорь увидел его не в том месте. Автор умышленно переставил время солнечного затмения. Художественная и мировоззренческая логика этого символа довольно прозрачна: с самого начала автор стоит на стороне противников похода».

На третий день после тяжелого поражения в «Слове о полку Игореве» говорится: «два солнца затмила тень, два красных столба пропали». В этом символе выражается скорбь и осуждение.

Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир: «Солнце светится на небесе, Игорь князь в Русской земле».

В поэме много раз автор говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце - символ княжеской власти; в «Слове…» говорится об опасности, когда под угрозой «четыре солнца»: Игорь Всеволод, сын Игоря Владимир и племянник Игоря Святослав. Или когда «два солнца померкли… Олег и Святослав».

Другим важным символом поэмы являются птицы, звери. Когда Игорь шел в поход, автор говорил о галках, воронах, орлах, волках, лисицах, как о символах зла, таинственности. Он т.о. создает впечатление страшной опасности, подстерегающей Игоря.


«…Волки грозно воют по оврагам,

Орлы клекотом на кости зверей воют,

Лисицы брешут на червленые щиты.»


Вообще в произведениях устного народного творчества галки, вороны символизируют темные силы. Они предвещают смерть, испытания, помогают силам зла, стремящимся погубить человека.


«Тогда по русской земле

редко пахари кричали,

но часто вороны граяли,

трупы между собой разделяя.

А галки свою речь говорили -

хотели лететь на кормление - уедие.»


А в конце произведения автор рассказывает о соловьях как символах добра, победы и торжества. Игорь победил и радость вернулась на русскую землю. Птица эта олицетворяет добро, победившее зло. Недаром Бояна автор называет соловьем старого времени:


Соловьи веселыми песнями

рассвет возвещают


Т.е. вся природа радуется возвращению князя с победой.

Красив также и образ лебедей в «Слове…» и в устном народном творчестве. О них говорится несколько раз, например, «стадо лебедей», «лебеди распуганы» и д.р.

Разнообразно представлена символика света и цвета в «Слове о полку Игореве». В частности представляет интерес, как автор использует эти символы. Все доброе у него окрашено в светлые тона и ярко освещено, все злое и гибельное связано с черным цветом и погружено во мрак. Черный цвет и в «Слове…», и в древнерусском искусстве обычно связан со зловещими силами, со злобой и печалью. Половцы - «черные тучи» и «черные вороны».

Близок к черному в отдельных определениях и синий цвет: «синее море», «синие молнии», «синяя мгла», «черпали синее вино с горем смешанное». Эпитет синий тоже означает зловещее предзнаменование, печаль горе.

А белый цвет имеет противоположный смысл - добро и радость связаны с белизною. Багряный цвет, а также серебряный, золотой являются излюбленными в цветовой палитре автора. Белая хоругвь на красном (червленом) древке, червленые щиты русских воинов, серебряная седина, золотое стремя и золотой княжеский стол, жемчужная душа - все это связано с различными оттенками человеческой доброты и красоты.

Много сказано в «Слове о полку Игореве» о реках, даны их названия: Дон, Волга, Донец, Дунай, Сула, Немига, Днепр, Канина, Двина, Великий Дон, Малый Донец, Стугна. Автор, описывая каждую из них, подбирает ей эпитет, например, Днепр Словутич, на кровавом берегу Немиги, Сула течет серебряными струями и т.д. Каждую реку он рисует как-то по особенному, придавая ей какую-либо роль в произведении. Однако практически каждой из них присущи такие качества, как серебряные струи, зеленые берега, студеная роса на траве.


О Донец! И тебе много славы.

Князя ты на волнах лелеял,

Траву подстилал зеленую

На своих серебряных берегах,

Одевал его теплою мглою,

Тенью зеленого дерева,

Гоголем стерег на воде,


Таким образом, реки, травы, поля и леса, окружающие их - это неотъемлемая часть «Слова о полку Игореве», которая играет огромную роль в образе Русской земли.

Рассмотренная образная система позволяет яснее видеть в «Слове…» основной образ произведения - Русскую землю. Автор поэмы рисует живой образ Русской земли. В своем произведении писатель всю ее охватывает целиком. По словам Д.С.Лихачева: «Автор «Слова…» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово…», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли - существенная часть «Слова…» как призыв к ее защите от внешних врагов».

Таким образом, читая «Слово о полку Игореве» мы отмечаем, что:

1.Основной образ произведения - образ Русской земли.

2.Основные образы-символы: солнце, птицы и звери.

.Значительную роль играет символика света и цвета, определяя авторское отношение к изображаемому.

ГЛАВА 3. КОММЕНТАРИЙ К КАРТИНАМ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»


Первые строки «Слова о полку Игореве» начинаются со слов Бояна:


…Ибо Боян вещий,

если хотел кому песнь воспеть,

то растекался мыслию по древу,

серым волком по земле,

сизым орлом под облаками


В «Слове…» очень много сравнений с различными птицами и зверями. Русские войны - соколы; половцы - вороны, галки, выводок пардусов. Всеслав Полоцкий неоднократно сравнивается с волком, Ярославна - с кукушкой, Игорь - с соколом, горностаем, волком. Всеволод, брат Игоря, носит прозвище «буй тур». Святослав Киевский сам себя сравнивает с перелинявшим соколом. Гзак бежит серым волком. Храбрые дружины Рюрика и Давыда «рыкают, как раненые туры», Роман летит на подвид подобно парящему соколу и т.д. Эти сравнения из области животного мира очень характерны для народной поэзии.

Сюжетное же повествование начинается с описания пророческого затмения. О нем в произведении говорится дважды: после вступления:


…Тогда Игорь взглянул

на светлое солнце

и увидел воинов своих тьмою прикрытых…

и после обращения к Бояну и речи Всеволода:

…Князь вступил в золотое стремя

И поехал по чистому полю

Солнце тьмою дорогу ему заступило

Ночь громовыми стонами птиц пробудила,

Свист звериный поднялся.

Див кличет с вершины древа,

Велит послушать - земле незнаемой,

И Поморию, и Посулию,

И Сурожу, и Корсунию,

И тебе, тмутороканский болван.


Пейзаж этот поражает соединением противоположного: «светлое солнце» и «воины тьмою покрыты». С одной стороны - радость, а с другой - печаль и страх. Автор добивается того, что перед читателем возникает яркая, впечатляющая картина, появляются разнообразные чувства, сложные, иногда взаимоисключающие друг друга.

Для автора солнце всегда светлое, не зависимо от природных условий: погоды, времени суток. Оно всегда несет человеку жизнь. Ощущение жизни, света подчеркивается словами «златые стремена», «по чистому полю», «солнце», обращение Всеволода к Игорю - «свет светлый». Однако чтобы подчеркнуть ощущение надвигающейся беды, усилить волнение читателя, привлечь особое внимание к эпизоду, писатель использует слова, рисующие ночь средь бела дня. Стоит обратить внимание на их последовательность: «тьмою», «перегородило», «ночь стоном угрожала земле незнаемой». Перед читателем разворачивается картина, в которой солнце, звери, птицы, леса - все печалиться, едино в ожидании страшных испытаний.

Сюжетное повествование продолжается описанием ночи накануне битвы русских и половцев:


…Долго ночь меркнет.

Заря свет уронила,

Мгла поля покрыла.

Щекот соловьиный уснул,

Говор галок пробудился.


«…Долго ночь меркнет…» Войско Игоря ожидало сражения на следующее утро и провело тревожную ночь. Автор «Слова…» верно подметил, что бессонная ночь накануне решающего дня всегда кажется томительной и долгой. После этих слов описывается, как постепенно спустилась ночь, а затем утро. Этим повествовательным описанием того, как наступала ночь, а затем утро, передается ощущение длительности ночи. Русские войны не спали и могли наблюдать смену ночных явлений - от вечерних до утренних:


…Щекот соловьиный уснул, говор галок пробудился.


Соловей - ночная птица, галка - дневная. Здесь, следовательно, образно говорится о том, что ночь сменилась утром. Интересно подобраны в этом месте метафоры. О соловьином щекоте говорится, что он «уснул», а о «говоре» галок - что он «пробудился»: речь ведь идет о смене ночи и утра, именно об этом и напоминают метафоры.

Другим грозным предзнаменованием в «Слове…» является картина надвигающейся грозы. Этот пейзаж более мрачен и страшен, чем предыдущий. Эпитеты, используемые автором, подчеркивают всю суровость пейзажа, например: «кровяные зори», «тучи на четыре княжеских шатра», «трепещут синие зарницы» и др.


На другой день спозаранок

Кровавые зори свет возвещают;

Черные тучи идут,

Хотят прикрыть четыре солнца,

А в них трепещут синие молнии.

Быть грому великому,

Пойти дождю стрелами с Дона великого!

Тут копьям изломиться,

Тут саблям побиться

О шлемы половецкие

На реке Каяле,

У Дона великого!


Это было второе суровое предзнаменование войскам Игоря. По словам Д. Лихачева, «грандиозностью отличается пейзаж «Слова о полку Игореве», всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется».

Вот как страшно рисует нам автор «Слова…» картину надвигающейся бури. Но Игорь ослушался и этого предзнаменования. С одной стороны, ему легче было преодолеть это препятствие, ведь с одним, подобным этому он уже справился, значит, справится и со вторым. С другой стороны, его страх еще больше возрастал при мысли о надвигающейся беде.

Для автора очень важно обратить внимание читателя на силу этого природного явления. Анализируя этот отрывок, замечаешь, в первую очередь, прилагательные, передающие цветовые ощущения: «кровавые зори», «синие … молнии», «тучи черные». Таким образом, выбраны прилагательные, называющие насыщенные, мрачные цвета. Это помогает создать контрастные, впечатляющие картины грядущих бед. Несмотря на то, что не закрыты еще мраком «четыре солнца», в сознании читателя тьма уже победила. Гибель уже грозит войску Игоря.

Описывая надвигающуюся грозу, автор показывает нам могущество и силу Перуна: «великому быть грому», «тучи черные хотят затмить четыре солнца». Так в «Слове…» Игорь идет в чужие земли не только вопреки разуму, воле дружины, но и против воли самой Природы.

Природа сочувствует и сопереживает русским войскам:

Никнет трава от жалости,

А дерево с горем к земле приклонилось…

И застонал, братья, Киев от горя,

А Чернигов от напастей…

Тоска разлилась по Русской земле;

Печаль обильная потекла посреди земли Русской.


Грозным предзнаменованием в «Слове…» является картина надвигающейся грозы. Этот пейзаж более мрачен и страшен, чем предшествующий. Эпитеты, используемые автором, подчеркивают всю суровость пейзажа, к примеру: «кровяные зори», «тучи на четыре княжеских шатра», «трепещут синие зарницы» и др.


И в другой день полосой кровавой

Повещают день кровавой зори…

Идут тучи темные от моря,

Тьмой затмить желают четыре солнца…

Синие в них молнии трепещут…

Грому быть, великому быть грому!

Лить дождю калеными стрелами!

Поломаться копьям о кольчуги,

Потупиться саблям о шеломы,

О шеломы половчан поганых!

(Перевод Майкова А.)


Это было второе суровое предзнаменование войскам Игоря. По словам Д. Лихачева, «грандиозностью различается пейзаж «Слова о полку Игореве», постоянно конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, темные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, останки над полями несется».

Вот как страшно рисует нам автор «Слова…» картину надвигающейся бури. Но Игорь ослушался и этого предзнаменования. С одной стороны, ему легче было преодолеть это препятствие, ведь с одним, схожим этому он уже справился, означает, управится и со вторым. С другой стороны, его ужас еще больше возрастал при мысли о надвигающейся беде.

Для автора совсем принципиально направить внимание читателя на силу этого природного явления. Анализируя этот отрывок, замечаешь, в первую очередь, прилагательные, передающие цветовые чувства: «кровавые зори», «синие … молнии», «тучи черные». Таким образом, выбраны прилагательные, называющие насыщенные, сумрачные цвета. Это помогает сделать контрастные, впечатляющие картины грядущих бед. Несмотря на то, что не закрыты еще мраком «четыре солнца», в сознании читателя тьма уже победила. Смерть уже грозит войску Игоря.

Описывая надвигающуюся грозу, автор указывает нам могущество и силу Перуна: «великому быть грому», «тучи темные желают затмить четыре солнца». Так в «Слове…» Игорь идет в чужие земли не лишь вопреки разуму, воле дружины, но и против воли самой Природы.

Когда же он столкнулся в бою с половцами, дружина его на столько обессилела, что просто не смогла биться с великими половцами и пала в бою. А Игорь был захвачен в плен.

совсем другой представлена нам природа в самом конце поэмы. Заключительным пейзажем, который противопоставляется солнечному затмению и грозе, является описание природы при возвращении Игоря из плена. Она состоит из трех частей: ночное бегство, разговор с рекой и удовлетворённое возвращение.

И прыснуло море в полуночи.

Смерчи нагнали мглу.

Погасли вечерние зори.

Застучала земля, зашумела травка,

Половецкие вежи задвигались.


В этом эпизоде автор не рисует столь красочной картины, как, к примеру, в солнечном затмении либо грозе. Ему принципиально поведать о действиях природы, её помощи Игорю при побеге. Поэтому писатель употребляет разнообразные глаголы: «прыснуло», «нагнали», «погасли», «застучала», «зашумела», «задвигались». То есть, природа охраняет Игоря от половцев.


И произнёс Донец:

«Здравствуй, Игорь-князь.

Много тебе - славы,

российской земле - веселья,

А Кончаку - досады».

И ответил реке беглец:

О Донец! И тебе много славы.

Князя ты на волнах лелеял,

травку подстилал зеленоватую

На собственных серебряных берегах,

Одевал его теплою мглою,

Тенью зеленоватого дерева,

Гоголем стерег на воде,

Чайками на волнах, чернядью на ветрах.


В этом эпизоде Игорь благодарит Донец. Говорит, что не лишь он выручил Русскую землю от половцев, но и Донец тоже сыграл в этом необыкновенную роль.

В этом пейзаже автор употребляет огромное количество прилагательных, чтоб выделить всю красоту реки: «траву зеленую», «серебряных берегах», «теплою мглою», «тенью зеленоватого дерева» и т.Д. Писатель ведает о её помощи князю, благодарит её за это. Тут описываются деяния природы, благодарится за них.

Солнце тьмой заслоняет путь князю, предупреждает его об угрозы. Донец стелет бегущему из плена Игорю зеленоватую постель на собственных серебряных берегах, одевает его теплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками», - по словам Д.С. Лихачева.

То есть всё вокруг: природа, Ярило, Сварог, Перун, птицы, звери - все помогает Игорю возвратиться домой.


А где Игорь проедет,

там вороны не каркают,

там сороки стихают,

там галки молчат.

лишь поползни ползают.

лишь дятлы стучат -

путь к реке кажут.

Да радостные песни

соловьи распевают,

свет-зарю возвещают.

солнце светит на небесах -

Игорь князь в российской земле.


В этом эпизоде мы ощущаем веселье, удовлетворенность, торжество. На Русскую землю возвратилось счастье, удовлетворенность. Автор подчеркивает это сменой символики: вороны больше не каркают, стихли сороки, замолчали галки. То есть, все нехорошее исчезло, ведь эти птицы, олицетворявшие зло замолчали, настало время пению соловьев. Читая произведение, мы сами радуемся за Игоря и счастливы за него. Произведение заканчивается воспеванием славы князьям.

Таким образом, анализ картин природы показал, что природа живая и она событийна, она участвует в жизни отдельных героев. Природа на стороне русского народа. Она сопереживает ему и поддерживает его. Эти отношения похожи на отношения между матерью и ребенком. Природа, как мать, предостерегает русский народ, сопереживает ему.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Автор уделяет огромное внимание картинам природы в «Слове о полку Игореве», используя их как средство выражения своих эмоций, а также для придания произведению большей детальности и ценности. Пейзаж в произведение «Слово о полку Игореве» является формой эмоциональной характеристики, подчеркивает душевное состояние автора, а также приобретает символическое значение.

С древнейших времен природа была объектом внимания древней литературы. Но каждую историческую эпоху она понималась по-разному. Автор «Слова…» уделяет рассказу о природных явлениях особое внимание. Пейзаж «Слова…» тесно связан с человеком, русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Нельзя не заметить, что некоторые описания природы в «Слове …» достаточно подробны, развернуты, а некоторые - кратки.

В развернутых - в деталях описываются самые различные природные явления, переданы чувства людей, которые наблюдают их. людей, беспокойное поведение животных и птиц.

С другой стороны, писателю важны и образы - символы в «Слове…». Основной образ произведения - образ Русской земли, основные образы-символы: солнце, птицы и звери. Значительную роль играет символика света и цвета, определяя авторское отношение к изображаемому. Автор использует их потому, что они помогают выразить мир, в котором живет автор произведения, они отражают его взгляды на жизнь. Без образов-символов для писателя XII века невозможно точное и убедительное повествование. Через символику в произведении мы узнаем мир автора, его восприятие окружающей среды, его мировоззрение и веру. Это наиболее важный источник установления личности автора, его образа жизни. Образ автора вносит в „Слово… лирическую стихию и общественно-политический пафос, причем лиричность во многом связана с природными образами.

«Слово о полку Игореве» - произведение очень небольшое, но вместе с тем необычайно монументальное по своему сюжету, образам, пространственным границам. Его героем является все Русская земля.

В произведении автор сложил потрясающий образ русской земли из кратких и подробных описаний природы. Она открывает нам мир человека XII века, рассказывает о тесной связи между человеком и природой. Именно это придает произведению большую художественную ценность. Образ Русской земли соткан из «пейзажных штрихов», элементов пейзажа.

«Слово о полку Игореве» - произведение поразительно цельное. Художественная форма «Слова…» очень точно соответствует его идейному замыслу, образы «Слова…» способствуют выявлению основной цели - идеи единства Руси.

Гипотеза моего реферата подтвердилась, и мы можем утверждать, что пейзаж в «Слове о полку Игореве» не просто фон, на котором разворачиваются события; он передает авторскую оценку событий и чувства героев, является органической составляющей образа Русской земли.

Список литературы


1 Бурсов, Б. И.. О национальном своеобразии и мировом значении русской классической литературы. / Б. И. Брусов// Русская литература. - 1958, № 1, стр. 28-29

Детская энциклопедия «Религии мира» том 6, часть 1,. М.: 1996.

Лихачев, Д.С. Слово о полку Игореве, / Д. С. Лихачев, Н. В. Белякова, Н.З. Левинская// М.: 1980

Лихачев, Д. С., Устные истоки поэтической системы «Слова о полку Игореве» / Д. С. Лихачев//- «Слово о полку Игореве», исследования и статьи»,

Прокофьев, Н.И. «Слово о полку Игореве» / Н.И. Прокофьев, Л. А. Черниченко // - Слово о полку Игореве». - М.: 1997.

Краткий словарь литературоведческих терминов /под ред. Л. И. Тимофеева, С. В. Тураева, 1985. - 208с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Функции пейзажа

Пример из художественного произведения

Иллюстративная (создает фон, на котором происходят различные события в произведении)

"Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев . Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пивоварова. (А. С. Пушкин "Станционный смотритель")

Психологическая (передает внутренне состояние героев, их переживания)

"Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу - но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожжали звезды ; тревожное оживление мне чудилось повсюду - и тревога росла во мне самом". (И. С. Тургенев "Ася")

Лирическая (создает определенное настроение у героя; задает общую тональность повествования)

"Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые, цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов , которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни... На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали высокое село Коломенское с высоким дворцом своим. Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою". Н. М. Карамзин "Бедная Лиза"

Символическая (выступает в роли образа-символа)

По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух... И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки. Над озером скрипят уключины, И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск. (А. А. Блок "Незнакомка")

Художественное пространство и время (хронотоп) - пространство и время, изображенные писателем в художественном произведении; действительность в ее пространственно-временных координатах.

Основные признаки простраства в литературном произведении:

1. Не имеет непосредственной чувственной достоверности, материальной плотности, наглядности.

2. Воспринимается читателем ассоциативно.

Основные признаки времени в литературном произведении:

1. Большая конкретность, непосредственная достоверность.

2. Стремление писателя к сближению художественного и реального времени.

3. Представления о движении и неподвижности.

5. Соотнесенность прошлого, настоящего и будущего.

Образы художественного времени

Краткая характеристика

Пример

1. Биографическое

Детство, юность, зрелость, старость

"Детство", "Отрочество", "Юность" Л.Н. Толстого

2. Историческое

Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества

"Отцы и дети" И.С. Тургенева, "Что делать" Н.Г. Чернышевского

3. Космическое

Представление о вечности и вселенской истории

"Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова

4. Календарное

Смена времен года, будней и праздников

Русские народные сказки

5. Суточное

День и ночь, утро и вечер

"Мещанин во дворянстве" Ж.Б. Мольера

Художественная деталь - компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.

Функции детали

Краткая характеристика

Пример из худ. произведения

Выделительная

С помощью детали писатель выделяет событие, художественный образ, явление из ряда подобных

"И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр . Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь..." (А. П. Чехов "Человек в футляре")

Психологическая

Деталь является средством психологической характеристики героя, помогает раскрыть внутренний мир персонажа

"...Видали вы когда нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.." (М. А. Шолохов "Судьба человека"

Фактографическая

Деталь характеризует данный факт действительности

"Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя сибиряк..." (В. П. Астафьев "Фотография, на которой меня нет")

Натуралистическая

Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет или явление

"Когда шествие миновало место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неествественное , что я не поверил, чтобы это было тело человека..." (Л. Н. Толстой "После бала")

Символическая

Деталь выступает в роли символа - самостоятельного многозначного художественного образа, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни

"Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла... Но все-таки... все-таки впереди - огни!.." (В. Г. Короленко "Огоньки")

Импрессионическая

Деталь, взятая писателем произвольно и ему самому не всегда понятная, но внутренне совпадающая с его мыслью, отражающая его чувства, переживания, настроение

Белый лебедь, лебедь чистый, Сны твои всегда безмолнвы, Безмятежно-серебристый, Ты скользишь, рождая волны, Под тобою - глубь немая, Без привета, без ответа, Но скользишь ты, утопая, В бездне воздуха и света. (К. Д. Бальмонт "Белый лебедь")

Эпизод - часть художественного произведения (эпического или драматического), имеющая относительно самостоятельное значение; замкнутые в пространстве и во времени художественные картины.

Название системы стихосложения

Краткая характеристика

Пример

Силлабическая

Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено; обязательная рифма

С одной страны гром, С другой страны гром, Смутно в воздухе! Ужасно в ухе! Набегли тучи Воду несучи Небо закрыли, В страх помутили! (В. К. Тредиаковский)

Силлабо-тоническая

Система стихосложения, в основне которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках

"Ты хочешь знать, что видел я На воле? - Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья, в пляске круговой" (М. Ю. Лермонтов)

Тоническая

Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов; число безударных слогов между ударениями варьируется свободно

Вьется улица-змея. Дома вдоль змеи. Улица - моя. Дома - мои. (В. В. Маяковский

Название

Краткая характеристика

Пример

Хорей

Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в

Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. (М. Ю. Лермонтов)

Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения

В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога... (А. С. Пушкин)

Дактиль

Трехложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения

Кто бы ни звал - не хочу На суетливую нежность Я променять безнадежность И, замыкаясь, молчу. (А. А. Блок)

Амфибрахий

Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения

Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи - Мороз воевода дозором Обходит владенья свои. (Н. А. Некрасов)

Анапест

Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения

Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, слабеют колени, В каждый гвоздик душистой срени, Распевая, вползает пчела. (А. А. Фет)

Некоторые полезные советы, как запомнить стихотворные размеры

Двухсложную запомнить проще простого: Ямб - я последняя буква, и ударение на второй слог, и хорей соответственно уже на первый.

Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так: Д - д актиль , значит ударение на первый слог, АМ - ам фибрахий на второй слог, четвертая буква А - а напест , значит ударение на третий.

Рифма (греч. rhythmos - соразмерность, ритм, согласованность) - звуковой повтор в двух и более стихотворных строках, преимущественно в стихотворных окончаниях.

Особенности строфики поэтического текста

Строфа (греч. strophe - круг, оборт) - группа из определенного числа стихов (стихотворных строк), повторяющая в произведении, объединенная общей рифмовкой и представляющее собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой.