Сообщение о монастыре киево печерская лавра. Киево-печерская лавра в честь успения пресвятой богородицы. Современная жизнь обители

Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий , ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, поселившись подле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы . Десять лет спустя, когда число братии достигло двенадцати человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевыми).

С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии . Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.

После погребения в пещерах преподобного Антония (+ г.) здесь стали хоронить и братию. Для этого в стенах пещер прокапывали ниши глубиной до двух метров, высотой и шириной – до половины метра. Тело усопшего клали на доску и задвигали в узкую нишу, которую закрывали деревянным щитом, позже – замуровывали. По сложившемуся в Печерской обители обычаю, по прошествии двух лет погребения открывались, и костные останки переносили в крипты - костницы. Если оказывалось, что останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте. Мощи преподобного Феодосия в году были торжественно перенесены в построенную в году Великую Успенскую Церковь , мощи других подвижников до XVII в. оставались в пещерных криптах. Мощи преподобного Феодосия находились в Успенском соборе до г. При нашествии орд Батыя , ввиду опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно. Имена и духовные подвиги печерских монахов, нетленные мощи которых почивали в пещерах, ко времени их обретения были еще на памяти у братии и кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. С этих досок сведения о преподобных впоследствии были переписаны и сохранились в Печерском Патерике . На тех же досках писали лики угодников, многие из которых уже в первые десятилетия существования Печерской обители почитались как местночтимые святые.

На протяжении веков пещеры служили местом молитвы и аскетических подвигов монахов, хранилищем святынь и убежищем жителей Киева в годы лихолетий и иноземного нашествия. Не только в глубокой древности, но и в более близкие нам времена, когда Киеву угрожала опасность вражеских набегов, в пещерах Лавры укрывали православные святыни. Так, в г. в одной из крипт Ближних пещер археологи обнаружили замурованную бутылку с письмом, подписанным архимандритом Валерием (Устименко) , бывшим с января г. настоятелем, а с г. – наместником Киево-Печерской Лавры (+ г.). В письме, датированном июлем г., сообщалось о том, что по возвращении в обитель братия нашла в ризнице Дальних пещер святые мощи великомученицы Варвары , cвященномученика Макария , митрополита Рафаила (Заборовского) , находившиеся прежде в Софии Киевской и Владимирском кафедральном соборе . Киево-Печерская Лавра в г. была закрыта богоборческой властью и возобновила свою деятельность в г., после оккупации немцами Киева . Вторично была закрыта в г., в период так называемых хрущевских гонений. С года после десятилетий богоборческих гонений, Киево-Печерская Лавра вновь была открыта для верующих как действующий монастырь, в пещерах возобновилось богослужение и молитва. Первая Божественная литургия после длительного перерыва была отслужена 25 июня 1988 года .

Статистика

Храмы Киево-Печерской Лавры

До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с рельефным ландшафтом правого берега Днепра. Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю Лавру, куда еще в в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние Пещеры и странноприимный двор. Каждый из комплексов древней обители составляют несколько храмов, административных, жилых и хозяйственных построек.

На верхней территории вокруг Успенского собора (главного храма Лавры) расположены келии священноначалия монастыря и братии, здания экономии, типография, больничного монастыря и мастерских. Здесь же находится Великая лаврская колокольня и братская трапезная с церковью. Южнее, на склоне холма, расположен вход в Ближние пещеры , а на самом южном возвышении – в Дальние . Все составляющие Лавру части разделены высокими каменными стенами и сообщаются воротами и галереями, они дополняют одна другую и в целом представляют перекрестный архитектурный ансамбль.

На территории Верхнего монастыря с 20-х годов в., со времени установления богоборческой власти, и до сего дня расположен Государственный историко-культурный заповедник. В эту часть Лавры ведут четверо ворот: Западные (Святые врата с Троицкой надвратной церковью); Северные (Экономические ворота с церковью Всех Святых); Восточные и Южные (или Пещерные). Главный вход в Лавру – Святые врата. Над Святыми вратами Лавры находится церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, древнейшая из сохранившихся. Ее построил в XII в. преподобный Никола Святоша , правнук Ярослава Мудрого.

Главный храм Киево-Печерской Лавры – находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. По свидетельству преподобного Нестора Летописца , каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь как незыблемую святыню Православия. Все главные святыни Лавры раньше всегда хранились в Великой Церкви.

К северо-западу от Успенского собора, рядом с Троицким храмом, находится вход в бывший Никольский больничный монастырь с церковью во имя святителя Николая , основанный преподобным Николой Святошей в XII в. Здесь он провел остаток своих дней, ухаживая за престарелыми и больными монахами.

Одноэтажные здания по обе стороны дорожки из темного гранита, проложенной от Святых врат к Успенскому собору, - это бывшие келии соборных старцев. Эти келии были возведены в начале XVIII в. на месте прежних, деревянных, сгоревших во время пожара г. В келиях соборных старцев Лавры сегодня располагаются магазины и выставочные залы заповедника.

Северные ворота (Экономические) венчает надвратная церковь Всех Святых, построенная в - гг. иждивением Ивана Мазепы.

Выйдя из Лавры через Экономические ворота и удалившись немного в северном направлении, можно увидеть церковь Преображения Господня, чаще называемую Спаса на Берестове, - ценнейший архитектурный и исторический памятник, внесенный, как и весь архитектурный комплекс Киево-Печерской Лавры, в перечень мировых памятников культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы примыкает с восточной стороны к Трапезной палате, а с западной – к дому настоятелей Лавры – Киевских митрополитов. В настоящее время в митрополичьих покоях и церкви Благовещения расположен Музей украинского декоративного искусства.

Западнее митрополичьих покоев находится бывший дом наместника Лавры, рядом с которым стоит самое высокое и величественное здание Лавры – Великая лаврская колокольня, построенная в - гг.

С восточной стороны Великой церкви находится учрежденная архимандритом Елисеем (Плетенецким) (1596-1624 гг.) типография Киево-Печерской Лавры.

К пещерам от главного лаврского двора между зданиями бывшей типографии и иконописной школы ведет спуск, завершающийся так называемыми Пещерными воротами.

Современный монастырь Киево-Печерская Лавра занимает территорию Ближних и Дальних пещер и несколько корпусов бывшей лаврской странноприимницы. Прямо против Пещерных врат находится примыкающая к монастырскому саду бывшая книжная лавка, в здании которой в настоящее время расположен Паломнический отдел Лавры.

Колокольня на Ближних пещерах построена в – гг. Степаном Ковниром . Двухъярусная колокольня имеет высоту 27 метров. По своей архитектуре она напоминает надвратную, так как сквозь ее первый ярус проходит стометровая крытая галерея, соединяющая Верхнюю Лавру с территорией Ближних пещер. В нижней части галерея проходит через притвор церкви во имя Всех преподобных Печерских. Почти у подножия горы находится площадь, окруженная строениями Ближних пещер. Со стороны холма под одной кровлей, примыкая друг к другу, стоят Крестовоздвиженская церковь и церковь Всех преподобных Печерских (Теплый храм).

Крестовоздвиженская церковь не перестаивалась и до наших дней сохранилась в своем первоначальном виде. Северной стороной она прилегает к холму, в котором выкопаны пещеры. Из храма прорублены три входа в Ближние пещеры: из притвора , трапезной и ризницы . В г., предположительно по проекту архитектора Иоганна Шеделя, с восточной стороны, у алтарной аспиды, к храму была пристроена галерея, из которой сделан еще один вход в пещеры. Северная стена галереи является подпорной для пещерного храма, а южная, бывшая открытой аркадой, переделана под окна в 1880-х годах. Крестовоздвиженская церковь с начала ее основания служила местом погребения духовных лиц.

У выхода из Лавры к Днепру стоит храм во имя иконы Божией Матери « », окруженный со всех сторон крепостной стеной. В - гг. на этом месте была построена часовня над артезианским колодцем, устройство которого предполагалось в целях улучшения дренажа пещерных холмов.

Выйдя из галереи на площадь у Дальних пещер, мы увидим возвышающийся на холме величественный храм в стиле украинского барокко – церковь Рождества Пресвятой Богородицы . Около г. на этом месте в «Ветхом» монастыре был построен первый наземный храм Успения Божией Матери. После освящения Великой Успенской Церкви храм над Дальними пещерами стал кладбищенским. Вокруг него формировался древний некрополь монастыря. О дальнейших перестройках храма сведений не сохранилось, но в первой половине XVII в. он уже именовался в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в г. на средства родственника гетмана Мазепы , белоцерковского полковника Константина Мокиевского, при архимандрите Мелетии (Вуяхевиче), является шедевром украинской архитектуры XVII века. По возвращении нижней территории Лавры Церкви храм Рождества Богородицы был отремонтирован и заново расписан. В настоящее время это академический храм, где приобретают опыт богослужения учащиеся Киевских Духовных Академии и Семинарии . На Рождественском кладбище погребены духовные и светские лица, имевшие значительные заслуги перед Церковью и государством.

Западнее церкви высится красивая и стройная колокольня Дальних пещер, построенная в – гг. по типу надвратных Степаном Ковниром . Высота колокольни 41 м.

Церковь во имя Зачатия праведной Анны (Аннозачатьевская) расположена северо-восточнее Рождества - Богородичного храма. Этот каменный храм в г. построен на пожертвования жителя Печерского местечка Александра Новицкого. Современный вид церковь приобрела в г., после реконструкции по проекту военного инженера архитектора Александра Якушкина. Он же является автором деревянной галереи с каменной башней у входа в пещеры. В г. архитектор Якушин принял в Лавре монашеский постриг с именем Арсений, был соборным старцем и блюстителем Дальних пещер, а по окончании своего земного пути был погребен в склепе Аннозачатьевского храма, сооруженным им же при строительстве. Из притвора Аннозачатьевской церкви в пещеры ведет узкая и крутая лестница. Выход из пещер осуществляется по более пологой лестнице помещение бывшей панихидной, где в данное время находится одна из церковных лавок.

Над входом в Дальние пещеры до сегодняшнего дня сохранилось строение, с XVIII в. использовавшееся в качестве ризницы . На плане пещер, приведенном в Киево-Печерском Патерике г., оно указывается как храм в честь св. апостола Андрея Первозванного .

Рядом с колокольней, в здании, прежде занимаемом блюстителем Дальних пещер, находится канцелярия митрополита Киевского и всея Украины.

Карта-схема Лавры

  1. Троицкая надвратная церковь. Святые врата Лавры
  2. Крепостные стены
  3. Башня Ивана Кущника
  4. Часовая (Южная) башня
  5. Онуфриевская башня
  6. Малярная башня
  7. Никольский больничный храм
  8. Бывшие больничные покои Никольского монастыря
  9. Бывшие келии соборных старцев
  10. Бывшая иконописная мастерская Лавры
  11. Большая Лаврская колокольня
  12. Собор Успения Пресвятой Богородицы
  13. Бывший экономический корпус
  14. Церковь Всех Святых. Экономические ворота
  15. Церковь Спаса на Берестове
  16. Ковнировский корпус (здание бывших просфорни и пекарни)
  17. Бывшая типография
  18. Бывший дом наместника Лавры
  19. Фонтан, бывший колодец
  20. Здание бывших митрополичьих покоев с церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
  21. Бывшая трапезная палата
  22. Южные ворота
  23. Крестовоздвиженская церковь Церковь во имя всех преподобных отцов Печерских. Склад-магазин Киево-Печерской Лавры
  24. Вход в Ближние пещеры
  25. Колокольня на Ближних пещерах
  26. Дебоскетовская (опорная) стена
  27. Аннозачатиевская церковь
  28. Церковные лавки
  29. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  30. Колокольня на Дальних пещерах
  31. Резиденция Митрополита Киевского и всея Украины
  32. Галерея Ближних пещер
  33. Галерея Дальних пещер
  34. Церковь Воскресения Христова
  35. Липа преподобного Феодосия
  36. Конференц-зал, 45-й корпус
  37. Хозяйственные ворота
  38. Церковь в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник"
  39. Киевская Духовная Академия и Семинария
  40. Гостиница для священников
  41. Гостиница для паломников
  42. Часовня над источником преподобного Антония
  43. Часовня над источником преподобного Феодосия
  44. Паломнический отдел Киево-Печерской Лавры, 39-й корпус
  45. Церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте"

Настоятели и наместники

  • прп. Антоний (до 1032 - ?)
  • прп. Варлаам (1052 - 1062)
  • прп. Феодосий (1062 - 3 мая 1074)
  • прп. Стефан (1074 - 1078)
  • прп. Никон (1078 - 1088)
  • Иоанн I (1088 - 1103)
  • свт. Феоктист (1103 - 12 января 1112)
  • Прохор (9 февраля 1112 - 1124)
  • Тимофей (1124 - 1131)
    • Акиндин (1124 - 1131)
  • прп. Пимен Постник (1132 - 1141)
  • Феодосий II (1142 - 1156)
  • Акиндин I (1156 - 1164)
  • Поликарп I (1165 - 24 июля 1182)
  • Василий (1182 - 1197)
  • Феодосий III (1198 - 1203)
  • Акиндин II (1203 - 1232)
  • Поликарп II (1232 - 1238)
  • Агапит I (1238 - 1249)
  • свт. Серапион (1249 - 1274)
  • Агапит II (упом. 1289)
  • Иоанн II (упом. 1292)
  • Азария (упом. 1300)
  • Варсонофий (упом. 1321)
  • Максим (упом. 1335)
  • Давид (упом. 1377 - упом. 1392)
  • Авраамий (упом. 1396)
  • Феодосий IV (упом. 1398)
  • Никита (упом. 1399)
  • Иоанн
  • Азарий
  • Варсонофий
  • Никифор (упом. 1416 - упом. 1434)
  • Прп. Игнатий (1435/1436 - 1438)
  • Авраамий (17 октября 1437)
  • Николай (упом. 16 июня 1446 - ?)
  • Макарий I
  • Николай, повторно (1455 - 1462)
  • Иоанн III (упом. 1470)
  • Иоасаф I (упом. 1477)
  • Феодосий V (Войнилович (1480 - 16 марта 1486)
  • Филарет (Волынец) (упом. 23 апреля 1494 - ?)
  • Феодосий VI
  • Сильвестр I
  • Иона I
  • Сильвестр II, иерусалимец
  • Иоанн IV
  • Григорий
  • Филарет (Волынец) , повторно (упом. 1500 - 25 августа 1501)
  • Вассиан II (28 ноября 1506 - 1508)
  • Иона II (1509)
  • Макарий II
  • Варлаам II
  • Никандр
  • Протасий I (упом. 1514)
  • Игнатий II (июль 1522 - июнь 1525)
  • Антоний (апрель 1524 - 1525)
  • Антоний, вторично (упом. 1526 - 1528)
  • Иоаким (упом. 1532)
  • Геннадий (упом. 1535)
  • Протасий II (упом. 1535)
  • Иоакинф (упом. 1536)
  • Иоаким (1538)
  • Софроний (1540 - 1541)
  • Вассиан III (1541 - упом. 1544)
  • Серапион
  • Иосиф (1550 - 1555)
  • Иларион (Песочинский) (1556 - 1572)
  • Иона (Деспотович) (упом. 2 апреля 1573)
  • Мелетий (Хребтович-Богурнский) (15 марта 1574 - 1590)
  • Никифор (Тур) (1590 - 1598)
  • Константинопольские патриархи (1598 - 1687)
  • Московские и всея Руси патриархи (1688 - 1721)
    • Мелетий (Вуяхевич) (9 декабря 1690 - 6 февраля 1697)
    • Иоасаф (Кроковский) (29 июня 1697 - 15 августа 1708)
    • Иларион II (1709)
    • Афанасий (Миславский) (20 июля 1710 - 1714)

Киево-Печерская лавра является одним из самых ранних церковных памятников Руси. Этот монастырь чрезвычайно почитаем в православной традиции, и символично считается третьим уделом Пречистой Девы , родившей Спасителя.

История основания лавры

Киево-Печерская лавра была основана в 1051 г. (при Ярославе Мудром) монахом по имени Антоний и его учеником.

Величественное строение расположено в центре украинской столицы, на берегу Днепра. Территория монастыря охватывает два удивительных по красоте холма. Паломники и мирские туристы привлекаются здешними пещерами, которые являются основанием этого грандиозного памятника Господу.

Киево-Печерская лавра

В XI столетии на месте монастыря располагался пышный лес. Именно сюда удалился монах Илларион для совершения молитв. Он выкопал для этих действий пещеру, которая опустела в 1051 г. после того, как этого священника назначили митрополитом Киевской Церкви.

Еще о храмах и монастырях Украины:

Вскоре этот грот заселил монах Антоний, пришедший с Афона. Ему не понравилась жизнь в многолюдных монастырях, поэтому он нашел уединенное место.

  • Через некоторое время в пещеру пришел Феодосий, родившийся в Курске. Когда число монахов возросло до 11, они построили небольшой храм и кельи. Антоний удалился на территорию соседней горы, вырыл новый грот, а здешним игуменом оставил отца Варлаама.
  • Новые пещеры стали называться «ближними», а старые - «дальними», и все они вошли в один комплекс Киево-Печерского монастыря. Когда иноков стало много, пришлось строить верхнюю церковь Успения Пречистой Девы , а также необходимые для благоустройства кельи. С прибытием послушников отцу Антонию пришлось просить разрешения на использования всей горы у князя Изяслава.
  • На месте сегодняшнего главного собора построили церковь. В 1062 г. начальствующим игуменом назначили отца Феодосия, который ввел общежительный устав, прижившийся и в других церковных объединениях.
  • Монастырь получал значительные пожертвования, так как иноки вели суровую аскетическую жизнь и распространяли благожелательность к каждому прихожанину. В 1073 г. на этой территории был заложен фундамент каменной церкви, строительство которой закончилось через 16 лет. Для её украшения фресками и мозаиками пригласили цареградских художников.
На заметку! Финансированием строительства монастыря занимались киевские князья. Они часто приезжали сюда, чтобы произвести моление, а некоторые из них принимали священный постриг.

На протяжении всей истории Руси Киево-Печерскую лавру навещали великие монархи (Петр I, Николай II), здесь же создавалась авторитетный литературный памятник «Повесть временных лет».

Противостояние набегам

В 1096 г. Киево-Печерская обитель, еще не окончательно укрепленная, испытала ужасный набег половцев (кочевого народа тюркского происхождения). Некоторые христианские святыни украли, другие - поругали. Враг был близок к тому, чтобы ворваться в сам город, но не смог осуществить этот план.

Успенский собор Киево-Печерской лавры

  • Через 12 лет лавру восстановили, к тому же здесь появились новые сооружения. Территорию огородили деревянным частоколом. По настоянию игумена Феоктиста был построен дом для нищих, слепых и убогих — богадельня . Десятая часть монастырских доходов уходила на содержание этого заведения.
  • После переселения монахов в кельи верхнего монастыря, пещеры стали использоваться в качестве усыпальницы для святых отцов. Тела последних располагали в углублениях стен грота. Киево-Печерская лавра стала родным домом для двух десятков епископов, которые жили в XI-XII столетии.
  • В 1150 г. монастырь грабили причерноморские племена, а также степняки-язычники, заключившие договор с варварами. Через 50 лет обитель вновь опустошили, сделал это князь новгородский Рюрик и его союзники - половцы. В самом критическом положении Киево-Печерская лавра оказалась в 1240 г., когда хан Батый и его орды захватили город Киев и стали хозяевами южных областей Руси.
  • Часть монахов была убита во время нашествий, некоторые совершили бегство из этой местности. Продолжительный срок Киево-Печерский монастырь оставался пустынным, только в XIV столетии его восстановили после разрушений. Великая церковь стала грандиозной усыпальницей знатных княжеских родов. В 1470 г. Симеон Олелькович проводил мероприятия по реставрации и украшению стен монастыря.
  • Через десять лет обитель подверглась ограблению и сожжению, но щедрые пожертвования позволили братии встать с колен. С начала XV столетия обитель получила возможность посылать монахов в столицу для сбора денежных пожертвований. В 1555 г. настал период очередного восстановления и украшения святыми образами.

Читайте о православной вере:

На заметку! Ценнейшие сокровища здешних мест находятся в глубине пещер, являющихся основание для верхнего изящества в виде храмов и часовен. Первые монахи раскапывали гроты на глубину 10-15 метров, здесь совершались ежедневные молитвы за души людей. Вскоре пещеры стали усыпальницей святых старцев. Многие из них обладают чудотворной силой исцеления.

Дальнейшая судьба обители

После проведения Брестской Унии (решения-указа подчиниться католической церкви и Папе Римскому) киевским униатским митрополитом предпринимается попытка захватить власть в Киево-Печерской лавре, которая официально находилась в ведении Великого Вселенского Патриарха.

  • Монахи, находящиеся в обители, во главе с епископом Никифором оказали сопротивление с применением оружия. Вторая попытка взятия монастыря состоялась через два года, в 1598 г, но также не достигла результатов. Этот грандиозный церковный комплекс отстоял свою преданность православию.
  • В конце XVI столетия монастырь получил статус независимости от каких-либо епархий. Лавра считалась великим оплотом православной традиции на Юго-западе Руси, несмотря на напористые действия католицизма.
  • В 1616 г. в монастырских стенах начала работать религиозная типография, созданная для словесной борьбы против униатства. Здесь печатались полемические книги, противостоящие вражескому мнению. Вскоре обитель обогатилась постройкой воскресного училища, которое послужило началом особой коллегии.

Киево-Печерская лавра (интерьер)

  • Местные гетманы возводили вокруг лавры каменные стены, а Петр I сумел расширить территорию, фактически сформировав сегодняшний вид крепости. В начале XVIII столетия в обители произошел сильный пожар, разрушивший великую церковь, склад архивов и здешнюю библиотеку, а также типографию. Восстановление закончило спустя 10 лет.
  • В середине века рядом с главным зданием воздвигли грандиозную колокольню, достигающую высоты до 96 м. Идея этой постройки принадлежит Мазепе, а окончательный вид ей придал архитектор из Германии Г. Шедель.
  • В 1688 г. обитель поступила в управление Патриарха Москвы, а спустя столетие, перешла под власть Киева.
На заметку! В дальних пещерах захоронено 45 мощей здешних святых, среди которых Феодосий, Илларион, Пимен и т. д. В ближних находятся останки 80 отцов церкви: Антония, Варлаама, Феофила, отца Нестора и др.

Почитание монахов происходит в разные дни: тех, кто захоронен в дальних пещерах, вспоминают 28 августа, а тех, кто в ближних - 28 сентября.

Время революции и СССР

В 1918 г. большевики совершили жестокое преступление, убив настоятеля Лавры. С 1919 г. монастырь подстроили под нужды общественного рабочего объединения. Через 5 лет лавра обрела покровительство Патриарха Тихона . В декабре 1924 г. произошло подчинение монастыря Всеукраинскому Синоду.

  • Через два года приняли решение о том, что Киево-Печерский монастырь становится музейным городком. К 1930 г. здесь совершенно ликвидировали монашескую жизнь. Многих служителей расстреляли, других заключили в тюрьму или сослали на каторгу, а обитель разворовали.
  • В определенном корпусе обители обустроили историческую библиотеку, которая располагается здесь до сего дня. В лавре образовали музеи книг, драгоценностей и др. Когда Киев оккупировали немецкие войска, здесь организовали полицейское подразделение, где совершались преступления против мирных граждан.
  • Германские власти разрешили восстановить на территории лавры монашеские распорядки, главным настоятелем назначили отца Антония. В ноябре 1941 г. вражеские войска взорвали главную церковь, которую восстановили лишь спустя 60 лет. Нацистская партия разграбила обитель и уничтожила большую часть святынь, чтобы ослабить традиции русского народа.
  • После освобождения Киева власти советов не решились вновь закрыть лавру и запретить монашескую жизнь. Это произошло во время Хрущева, который вел активную антирелигиозную политику.

Современная жизнь обители

В 1988 г. во владения Киево-Печерской лавры передали Дальние пещеры. Это произошло в честь празднования тысячелетия крещения Руси. Через два года лавру внесли в список ЮНЕСКО.

Поземные храмы Киево-Печерской лавры

Первым настоятелем отреставрированной обители стал Филарет, а его наместником Ионафан. В период с 1992 по 2014 г. управляющим являлся отец Владимир, который жил на территории самого монастыря. В лавре поместили кафедральный собор, духовную семинарию, а также издательский отдел. В 2000 г. велись работы по восстановлению Успенского собора, взорванного немецкими войсками.

Сегодня в состав монастырского комплекса входят множественные строения различного толка (соборы, колокольни, церкви и бытовые здания).

На заметку! Киево-Печерская лавра поражает нетрадиционной для религиозных мест атмосферой. Приезжие ощущают некую раскованность, которую не найти в обычных храмах. Здесь в глаза бросаются зеленые просторы, щедро политые ярким светом, у подножья монастыря течет сверкающая речка, а купола буквально ослепляют тех, кто взирает на них.

Монастырь привлекает людей, ценящих природные красоты, раскрашенные религиозностью.

Сегодня туристы могут обратить пристальное внимание на самые значимые сооружения церковного комплекса.

  • Успенский собор - главное строение, основанное Феодосием. Это здание возвели за 24 месяца, а через несколько лет сюда приезжали мастера из Константинополя, чтобы украсить стены мозаиками. Сооружение является уникальным произведением церковного искусства и не имеет аналогов. В праздники здесь совершают литургию и проводят основные таинства.
  • Туристам стоит обратить внимание на Трапезную церковь, на месте которой раньше стояла столовая. После многих разрушений строение находится в постоянной реставрации.
  • В середине XVIII столетия построили большую колокольню, высота которой достигает 96 м. Толщина стен нижнего яруса составляет 8 м, а на покрытие купола потребовалось 3 кг золота. Сегодня сооружение открыто для посещения, но находится на стадии восстановления.
  • Самым привлекательным местом для туристов и паломников являются Пещеры, которые обрели мистическую славу. Внутри интересующиеся люди найдут мощи святых , исцеляющие от различных болезней.
Для справки! Карта пещер находится на официальном сайте лавры.

На территории раскинулся парк, прославившийся своими розами, его аллеи ведут к святым источникам. Здесь работают два кафе, где предлагают обширный ассортимент традиционных блюд. Лавра славится гористой местностью, поэтому необходима удобная обувь, одеяние также должно быть соответствующим.

Обитель работает с 6 утра и до окончания литургии (20:00). Вход на территорию церковного комплекса стоит 20 гривен.

Киево-Печерская лавра - великий памятник православного зодчества и молитвенного прошения. Его история начиналась со строительства небольшой пещеры, а развилась в грандиозный комплекс, который поражает умы туристов и привлекает воодушевленных религиозных паломников.

Лавра предлагает большое количество достопримечательностей и дарит атмосферу божественного уюта, произведенного многочисленными благодеяниями здешних святых.

Видео о Киево-Печерской лавре

– одна из главных и древних святынь Киевской Руси, а сейчас визитная карточка , культурная ценность, включенная в список всемирного наследия Юнеско. Я не буду вдаваться в подробности истории Киево-Печерской Лавры и рассказывать про эту святыню с точки зрения верующих, я расскажу со стороны обычного туриста, который в церкви заходит в основном в экскурсионных целях. В этой статье вы найдете практическую информацию по посещению Киево-Печерской Лавры и ее пещер: краткое описание, стоимость посещения, время работы, как добраться.

Киево-Печерская Лавра: музей заповедник и монастырь

Начну с того, что Киево-Печерская Лавра поделена на две части: музей заповедник и действующий монастырь с пещерами.

Свою историю Лавра начала в 1051 году при Ярославе Мудром. Монастырь был основан монахом Антонием. На данный момент на территории Лавры находится несколько православных действующих храмов, музеи, мужской монастырь.

Верхняя часть Лавры это музей-заповедник. Тут расположены музеи и выставки, многие из которых не имеют никакого отношения к Киево-Печерской Лавре (например, музей микро миниатюр), а так же главный храм Печерской Лавры – Успенский собор, а рядом с ним высокая колокольня.

Нижнюю часть Лавры занимает действующий мужской монастырь и пещеры.

Киево-Печерская Лавра: стоимость посещения

Стоимость посещения нижней части Киево-Печерской Лавры, мужского монастыря, храмов на его территории и пещер бесплатное.

Посещение верхней части Киево-Печерской Лавры, т.е. музея-заповедника платное – 20 грн. Стоимость одинаковая как для взрослых, так и для детей.

Вход на территорию музея заповедника и самостоятельное посещение временных выставок – 40 грн для взрослых и 20 грн для детей.

Подъем на колокольню Успенского собора – 40 грн.

Посещение выставки микро миниатюр – 40 грн для взрослых и 20 грн для детей.

Так же на месте можно купить экскурсию по Киево-Печерской Лавре, продолжительность экскурсии 3 часа.

Стоимость экскурсии на украинском языке в группе – 80 грн с человека.

Стоимость экскурсии на иностранном языке в группе – 100 грн с человека.

Важно: в большие религиозные праздники вход на территорию верхней Лавры бесплатный.

Киевео-Печерская лавра. Время работы

Время работы музея-заповедника Киево-Печерская Лавра: с 9:00 до 19:00

Подъем на колокольню Успенского собора: с 10:00 до 18:30

Посещение пещер с 9:00 до 16:30

Правила посещения, дресскод

На территории монастыря Киево-Печерской лавры следует находиться в подобающей для таких случаев одежде: женщины должны быть в юбках или платьях, которые прикрывают колени и с покрытой головой. Платки и юбки можно взять рядом с входом в пещеры.

В музее-заповеднике Киево-Печерской Лавры для посетителей дресскода нет — можно ходить в любой одежде. При вход в Собор желательно накинуть на голову платок.

Киево-Печерская Лавра. Пещеры

Пещеры находятся на территории монастыря в нижней части Лавры. Когда речь заходит о пещерах многие люди (и я в том числе) представляют себе что-то такое грандиозное, наподобие самых крупных пещер во Вьетнаме или хотя бы таких пещер, как во Таиланде 🙂 На самом деле пещеры Киево-Печерской Лавры это не те пещеры по которым мы привыкли лазить в Азии, или, например, в Крыму.

Пещеры Киево-Печерской Лавры это рукотворные пещеры , представляют собой длинный туннель с кельями, в которых раньше жили монахи. Первым здесь поселился основатель монастыря Антоний. Выкопаны пещеры Киево-Печерской Лавры были почти 1000 лет назад на глубине от 5 до 15 м в холмах на склонах Днепра.

На территории монастыря два пещерных комплекса:

  • Ближние пещеры

Называются они так из-за своего расположения относительно главного храма Киево-Печерской Лавры – Успенского собора. Ближние пещеры, понятное дело ближе к нему, а дальние — дальше 🙂 Между пещерами идет обустроенная дорожка: можно идти по улице вдоль зеленого сада, а можно под навесом.

При входе в пещеры можно купить свечку, что бы освещать себе путь. На самом деле сейчас внутри пещер Киево-Печерской лавры светло (похоже, что на так давно сделали реконструкцию и хорошее освещение), так что вполне можно обойтись без свечей.

Внутри пещер фотографировать запрещено. Идешь себе по длинному коридору, а по бокам в кельях лежат мумии монахов. Мне, не разбирающейся во всех этих делах, ничего не было понятно. Но люди шли и целовали гробики, молились перед иконами.

Важно: летом внутри пещер очень жарко и душно. Я ели дошла, чуть в обморок не упала от духоты …

Рядом с дальними пещерами Храм Рождества Божий Матери. Возле храма много лавочек, где приятно поседеть в тени деревьев и полюбоваться на великолепные киевские пейзажи. Тут же есть Трапезная, где можно пообедать недорого и довольно вкусно.

Киево-Печерская Лавра как добраться

На общественном транспорте

Ближайшая к Лавре станция метро «Арсенальная». Выход в город один. От м. Арсенальная до Лавры можно дойти пешком или подъехать на автобусе №24, маршрутках 470 или 520. Ехать совсем близко. Можно выйти на остановке «Лавра» и осмотреть сперва территорию музея-заповедника Лавра, а потом спуститься к пещерам или выйти на следующей останове «Музей истории Великой отечественной войны» (кстати, там рядом Певческое поле, где часто проходят ).

Я предпочитаю от метро до Лавры пройтись пешком, расстояние всего около километра. При выходе из метро Арсенальная повернуть налево и идти все время прямо до площади Славы, перейти по подземному переходу и по скверу мимо вечного огня дойти до Печерской Лавры.

Так же до Киево-Печерской Лавры доехать можно на троллейбусе №38 от метро «Выдубичи».

Для тех, кто на машине

Нормальной платной организованной парковки возле Лавры нет! Это огромный минус Киева, с парковками у нас беда-беда…Все паркуются на тротуарах или занимают один ряд дороги. Я обычно нахожу место примерно тут: 50.432122, 30.555586, там что-то мини парковки возле административного здания. В выходные дни места есть, в будние – не знаю…

Адрес Киево-Печерской Лавры: ул. Лаврская 9

Официальный сайт Киево-Печерской Лавры: www.kplavra.kiev.ua

Официальный сайт монастыря: www.lavra.ua

Вход в Киево-Печерскую лавру

В Лавру можно попасть через три входа (обозначены на схеме на фото):

  1. Вход в заповедник через Святые врата и Троицкую надвратную церковь (платный)
  2. Верхний вход в монастырь (бесплатный)
  3. Нижний вход в монастырь (бесплатный), придется подниматься в гору

Киево-Печерская Лавра фото







Киево-Печерская лавра – это один из первых по времени основания монастырей Киевской Руси. Одна из важнейших православных святынь, третий Удел Божией Матери. Основан в 1051 году при монахом Антонием, родом из Любеча, и его учеником Феодосием.
Существует глубокая духовная связь между Святой Горой Афон и Киево-Печерской обителью. Благодаря преподобному Антонию на Русь с Афона была принесена традиция монашеского делания. По преданию, игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония такими словами: “Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков “. Поэтому не случайно именно Киево-Печерский монастырь еще на заре его становления стали называть Третьим Уделом Божией Матери и Русским Афоном .
Князь подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора ), художника Алипия.
С 1592 года по 1688 год Киево-Печерский монастырь был ставропигией Константинопольского Патриарха.
С 1688 года Киево-Печерский монастырь получил статус лавры и стал ставропигионом царским и патриаршим Московским .
В 1786 году Киево-Печерская лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.
В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Киево-Печерская лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина).
В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра - в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В настоящее время Киево-Печерская Лавра находится в центре Киева, на правом, высоком берегу Днепра и занимает два холма, разделённых глубокой ложбиной, спускающейся до Днепра.

Основание Киево-Печерская Лавры

В XI веке местность расположения Киево-Печерская Лавры была покрыта лесом. В эту местность сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Иларион, который выкопал здесь для себя пещеру. В 1051 году Иларион был поставлен митрополитом Киевским и его пещера опустела. Примерно в то же время в Киев пришёл с Афона монах Антоний, уроженец Любеча. Жизнь в киевских монастырях пришлась монаху Антонию не по нраву, и он поселился в пещере Илариона.
Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосий из Курска. Когда их число возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещера послужила началом ближних пещер , названных так в противоположность прежним, дальним пещерам . С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, они построили над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель всё увеличивалось, и Антоний добился разрешения использования всей горы над пещерой у великого князя .
В 1062 году была построена церковь на месте нынешнего главного собора. Возникший монастырь получил название Печерского (печера – по старославянски пещера, подземное жилище ). В это же время игуменом был поставлен Феодосий. Он ввёл в обители общежительный студийский устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования.
В 1073 году была заложена каменная церковь, оконченная и освящённая в 1089 году. Фресковая живопись и мозаики были исполнены цареградскими художниками.

Набеги и восстановление монастыря.

В 1096 году ещё не окрепшая обитель перенесла ужасное нападение . Православные святыни были разграблены и поруганы. едва не въехали в сам Киев.
В 1108 году при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен и расширен, в нём появились новые постройки: каменная трапеза вместе с церковью по повелению и на средства князя Глеба Всеславича.
Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых. На содержание странноприимного дома отпускалась 1/10 монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключённых. С переселением братии в большой монастырь пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. Монастырю принадлежало также село Лесники. Феодосий выкопал себе там пещеру, в которой жил во время Великого поста.
В XI и XII веках из монастыря вышло до 20 епископов, все они сохраняли большое почтение к родной обители.
В 1151 году монастырь был разграблен торками – тюркским племенем, кочевавшим в причерноморских степях в X-XIII веках.
В 1169 году монастырь был разграблен при взятии Киева объединёнными войсками киевских, новгородских, суздальских, черниговских, смоленских князей и примкнувшими степняками-язычниками (берендеями).
В 1203 году Киево-Печерская обитель была разграблена при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и .
В 1240 году произошло самое ужасное разорение Лавры, когда орды Батыя взяли Киев и овладели всей южнорусской землёй. Монахи Киево-Печерского монастыря частью были перебиты, частью разбежались. Бедствия от нашествия монголо-татар повторялись в Киеве в 1300 году , в 1399 году .
В XIV веке Киево-Печерский монастырь был уже возобновлён, и великая церковь стала усыпальницей многих княжеских и знатных родов.
В середине XIV века на большей части территории современной Украины начинается литовская экспансия. Однако, несмотря на то, что литовский князь Ольгерд, которому подчинялись Киевские земли, первоначально исповедовал языческую веру, а затем, после принятия Кревской унии между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение католицизма, Печерская обитель жила в этот период полноценной жизнью.
В 1470 году киевский князь Симеон Олелькович возобновил и украсил великую церковь.
В 1482 году крымское войско Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь, но щедрые пожертвования дали ему возможность скоро оправиться.
В 1593 году Киево-Печерский монастырю принадлежали два города - Радомысл и Васильков, до 50 сёл и около 15 сёл и деревень в разных местах Западной Руси, с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами.
С XV века монастырь получил право посылать в Москву для сбора пожертвований.
В 1555-1556 годах великая церковь была обновлена и украшена.
В конце XVI века Киево-Печерский монастырь получил статус ставропигии Константинопольского Патриарха.
После заключения Переяславского договора 1654 года и воссоединения Украины с Россией царское правительство предоставило самым большим украинским монастырям, в частности и Лавре, жалованные грамоты, средства, земли и имения. Лавра стала ставропигионом царским и патриаршим московским . В течение почти 100 лет (1688–1786 годы ) архимандриту Лавры было дано первенство перед всеми русскими митрополитами.

Попытки переподчинения

После Брестской унии в 1596 году была предпринята попытка подчинить Киево-Печерский монастырь, находящийся в непосредственном велении Вселенского патриарха, киевскому униатскому митрополиту, но монахи во главе с архимандритом Никифором Туром оказали вооружённое сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырём, в 1598 году , была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения.
В условиях экспансии униатства Лавра стала оплотом православия в Юго-Западной Руси.

Киево-Печерский монастырь в XVII - XIX веках.

В 1616 году п ри архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в Киево-Печерский монастыре была основана типография. Началось печатание богослужебных и полемических книг.
Пётр Могила завёл в Киево-Печерский монастыре училище, которое впоследствии было соединено с братским училищем и послужило началом Киево-Могилянской коллегии.
Гетман Самойлович обвёл Киево-Печерскую Лавру земляным валом, а гетман Мазепа - каменной стеной.
При Петре Великом укрепления гетмана Самойловича были расширены и образовали современную Печерскую крепость.
В 1718 году пожар истребил Великую церковь, архив, библиотеку и типографию.
В 1729 году Великая церковь была возобновлена.
В 1731-1745 годах к юго-западу от Великой церкви была построена Великая Лаврская колокольня Высота Великой Лаврской колокольни вместе с крестом составила 96,5 метров . Первые работы по возведению звонницы были начаты в 1707 году на средства Ивана Мазепы. Завершено строительство Великой Лаврской колокольни немецким архитектором Г. И. Шеделем.
В Великой церкви находилась чудотворная икона Успения Божией Матери, по преданию, чудесно полученная греческими художниками во Влахернском храме и принесённая ими в Киев. В ней также почивали мощи св. Феодосия и 1-го киевского митрополита св. Михаила и хранилась глава святого равноапостольного князя Владимира. В нише в северо-западном углу церкви - надгробие князя Константина Ивановича Острожского. Под алтарём Стефановского придела - усыпальница. В Богословском приделе находилась икона Божьей Матери, перед которой молился Игорь Олегович во время его убиения в 1147 году. В средней части храма было несколько гробниц, в том числе митрополита Петра Могилы, Варлаама Ясинского и фельдмаршала П. А. Румянцева. В ризнице Лавры хранились замечательные по древности и ценности Евангелия, утварь и облачения, а также коллекция портретов. На хорах были библиотека Лавры и её документы. Прежнее книгохранилище, вероятно, сгорело в 1718 году.
В XIX веке в состав Лавры в 6 монастырей:
1. Главный монастырь при великой церкви,
2. Больничный монастырь,
3. Ближние пещеры,
4. Дальние пещеры,
5. Голосеевская пустынь,
6. Китаевская пустынь.
Троицкий Больничный монастырь основан в XII веке черниговским князем Николой Святошей. Больничный монастырь расположен вблизи главных лаврских ворот.
Ближние и Дальние пещеры , на берегу Днепра, разделены между собой оврагом и хребтом горы. В Ближних почивают мощи 80 угодников, в Дальних – мощи 45 угодников.
В 1688 году Лавра была подчинена Московскому Патриарху, а её архимандриту дано первенство перед всеми русскими митрополитами.
В 1786 году Лавра была подчинена киевскому митрополиту, которому присвоен титул её священноархимандрита. Управлялась наместником, вкупе с Духовным собором.

25 января 1918 года был увезён и убит большевиками настоятель Лавры - митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).
После 1919 года монашеская община продолжала существовать как артель.
С начала 1924 года Лавра находилась в непосредственном ведении Патриарха Тихона.
На Всеукраинском предсоборном совещании («обновленческом»), проходившем с 11 по 15 ноября 1924 года в Харькове, по докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской Лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода (обновленческого), что и произошло 15 декабря 1924 года .
29 сентября 1926 года ВУЦИК и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление о “Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении её во Всеукраинский музейный городок “. Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершились к началу 1930 полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению.
В одном из корпусов была размещена Государственная историческая библиотека Украины (находится там до настоящего времени). На территории Лавры был образован музейный комплекс, в его составе - Музей книги, Музей исторических драгоценностей и др.

Киево-Печерская Лавра во время немецкой оккупации.

В период немецкой оккупации Киева в Лавре был организован полицейский участок, где оккупационными властями было убито около 500 мирных граждан.
По разрешению германских властей, 27 сентября 1941 года была возобновлена монашеская жизнь в стенах Лавры. Во главе лаврской братии стал схиархиепископ (бывший Херсонский и Таврический) Антоний (князь Давид Абашидзе), лаврский постриженник.
3 ноября 1941 года немецкими оккупантами был взорван Успенский собор (восстановлен в 2000 году), что указывается в материалах Нюрнбергского процесса. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлён массовый вывоз ценностей храма. Подрыв Успенского собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления, а также в соответствии с политикой нацистов по уничтожению национальных святынь в целях ослабления национальной идентичности покорённых народов.
Взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику. В середине 1990-х её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (Eichwede ), директора Исследовательского центра Восточной Европы (Forschungsstellе Osteuropa ) Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции. Таким образом, немецкие власти заранее знали о времени взрыва и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной съёмки. Согласно открывшимся в последнее время архивным документам и мемуарам, сами немцы признавали свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом свидетельствуют воспоминания и признания ряда нацистских руководителей и военных: министра вооружений Альберта Шпеера, начальника группы религиозной политики министерства оккупированных восточных территорий Карла Розенфельдера, офицера вермахта Фридриха Хейера, имевшего сан евангелического священника, обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна, непосредственно руководившего подрывом храма.

Киево-Печерская Лавра после освобождения Киева от немецкой оккупации.

После освобождения Киева в 1943 году советские власти не закрыли Лавру. в В 1961 году монастырь был закрыт в ходе “хрущёвской” антирелигиозной кампании.
В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси, постановлением Совета министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер.
Первым настоятелем воссозданной обители стал митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) (в 1992 году запрещённый в служении и извергнутый из сана), а наместником - архимандрит Ионафан (Елецких) (с 22 ноября 2006 года - Архиепископ (сейчас митрополит) Тульчинский и Брацлавский).
С 1992 года по 2014 год настоятелем (священноархимандрит) Лавры был митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), резиденция которого находится на территории монастыря.
C 1994 года наместник Лавры - митрополит Вышгородский Павел (Лебедь).
Первоначально кафедральным собором был вместительный трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских.
В Лавре разместились также Киевские Духовные семинария и академия, издательский отдел Церкви.
9 декабря 1995 года Президентом Украины Л. Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора. К 950-летию Лавры собор был восстановлен и освящён 24 августа 2000 года.
В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 2017 году в результате журналистского расследования были выявлены многочисленные изменения оригинальных построек с изменением архитектурного стиля, что противоречит правилам ЮНЕСКО.

Некрополь Киево-Печерская Лавры.

В Лавре сложился уникальный некрополь. Древнейшие части его начали формироваться уже во второй половине ХІ века . Первым документально зафиксированным захоронением в Великой церкви стало захоронение сына варяжского князя Шимона (в крещении Симона). В земле святой обители, в ее храмах и пещерах почивают выдающиеся иерархи, церковные и государственные деятели. Например, здесь покоятся первый Киевский митрополит Михаил, князь Феодор Острожский, архимандриты Елисей (Плетенецкий), Иннокентий (Гизель). У стен Успенского собора Лавры находилась могила почившей в 1771 году Наталии Долгоруковой (в монашестве – Нектарии), дочери сподвижника Петра Великого, генерал-фельдмаршала Б.П. Долгорукова. Этой самоотверженной и прекрасной женщине известные поэты посвящали стихи, о ней ходили легенды. Она была щедрой благотворительницей Лавры. Также здесь похоронен выдающийся военачальник Петр Александрович Румянцев-Задунайский. Он сам завещал похоронить себя в Киево-Печерской Лавре, что и было исполнено у клироса соборной Успенской церкви. В Крестовоздвиженском храме похоронен выдающийся церковный деятель митрополит Флавиан (Городецкий), сыгравший значительную роль в жизни Лавры. В 1911 году земля обители приняла останки выдающегося государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина. Весьма символично, что рядом с Лаврой, в храме Спаса на Берестове (это древний город, который был летней резиденцией Киевских князей), похоронен основатель Москвы князь Юрий Долгорукий.

Храмы и сооружения на территории Лавры.

– Надвратный (над святыми вратами Лавры) храм во имя Живоначальной Троицы. Троицкая надвратная церковь (Святые врата) - древнейшая из сохранившихся (8);
– Аннозачатиевская церковь (62);
– Большая Лаврская колокольня (14);
– Колокольня на Ближних пещерах (42);
– Колокольня на Дальних пещерах (60);
– Крестовоздвиженская церковь (44);
– Собор Успения Пресвятой Богородицы (10);
– Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия (20);
– Церковь “Всех преподобных отцов печерских” (46);
– Церковь “Живоносный источник” (56);
– Церковь Всех Святых (26);
– Церковь и бывшие больничные покои Никольского монастыря (30);
– Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (58);
– Церковь Спаса на Берестове (28);
– Церковь Христова Воскресения (75);
– Благовещенская церковь (19).
На территории Лавры также находятся:
– Башня Ивана Кущника;
– Братские корпуса;
– Бывшие келии соборных старцев;
– Бывший дом наместника Лавры (16);
– Бывший экономический корпус;
– Галерея, ведущая к Ближним пещерам;
– Галерея, ведущая к Дальним пещерам;
– Дебоскетовская (опорная) стена;
– Западные экономические ворота;
– Здание бывших митрополичьих покоев (18);
– Киевские Духовная Семинария и Академия (68);
– Киевское областное училище культуры;
– Ковнировский корпус (здание бывшей пекарни и книжного магазина) (25);
– Колодец преподобного Антония (54);
– Колодец преподобного Феодосия (55);
– Корпус бывшей типографии (24);
– Крепостные стены;
– Малярная башня;
– Митрополия;
– Онуфриевская башня;
– Памятник Нестору Летописцу (74);
– Часовая башня;
– Часовня;
– Южные ворота;
– Могила Петра Столыпина.



Лавра (греч. Λαύρα - городская улица, многолюдный монастырь ) - название некоторых крупнейших мужских православных монастырей, имеющих особенное историческое и духовное значение.
В России находятся две лавры: Троице-Сергиева лавра (с 1744 года, Сергиев Посад) и Александро-Невская лавра (с 1797 года, Санкт-Петербург).
На Украине в настоящее время лаврами являются три православных монастыря: Киево-Печерская лавра (с 1598 или 1688 года, Киев), Почаевско-Успенская лавра (с 1833 года, Почаев), Святогорская Успенская лавра (с 2004 года, Святогорск).
Ставропигия (с греч. букв. крестоводружение ) – это статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду. Буквальный перевод «водружение креста» указывает, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно. Ставропигиальный статус является самым высоким.