Что находилось внутри первого пасхального фаберже. Яйца Фаберже: тайны императорской коллекции. Другие Христианские традиции

Фаберже является и сегодня, пожалуй, одним из самых известных ювелирных брендов. А всё благодаря драгоценным яйцам, которые выпускались этим ювелирным домом для российской императорской семьи. Сегодня эти произведения искусства являются огромной редкостью, овеяны тайнами, а их стоимость доходит до десятков миллионов долларов. В нашем обзоре малоизвестные факты о самых известных в мире яйцах.

1. Императорские пасхальные традиции

Традиция разрисовывать пасхальные яйца существовала в России издревле. Следовала ей и императорская семья. Но в 1885 году царь Александр III, сам того не подозревая, традицию эту несколько трансформировал. Решив удивить свою супругу, императрицу Марию Федоровну, он сделал ей особый подарок – яйцо с секретом. Это было драгоценной яйцо, покрытое белой эмалью, поперёк которого шла золотая полоса. Оно открывалось, а внутри находился золотой «желток». В нём в свою очередь сидела золотая курочка, внутри которой были рубиновые корона и подвеска. Императрица от такого подарка пришла в восторг, а Александр III на каждую Пасху преподносил своей супруге новое драгоценное яйцо. Продолжил эту традицию сын Александра III, Николай II, который в пасхальным праздникам дарил драгоценные яйца своей матери и супруге.

2. Главное правило - сюрприз внутри


Автором пасхальных яиц, которые заказывали российские императоры, был ювелирных дел мастер Петер Карл Фаберже. Ему была предоставлена полная свобода творчества, драгоценные яйца он мог создавать на любую тематику. Но одно правило всё же было: каждое яйцо должно быть с сюрпризом. Поэтому в каждом яйце о Фаберже было спрятано крошечное чудо: крошечная алмазная копия королевской короны, миниатюрная рубиновая подвеска, механический лебедь, слон, золотая миниатюра дворца, 11 крошечных портретов на мольберте, модель корабля, точная рабочая копия королевской кареты и многое другое.

4. Петер Карл Фаберже – русский ювелир с европейскими корнями


Знаменитый ювелир родился в России в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 г. Отец - Густав Фаберже был родом из г. Пярну (Эстония) и происходил из немецкой семьи, мать - Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. В 1841 г. Фаберже-старший получил титул "Ювелирных дел мастера" и в 1842 г. основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице в доме №12. Талант молодого человека был столь ярок и незауряден, что в 24 года в 1870 г. он смог взять фирму отца в свои руки.

В 1882 году в Москве проходила Всероссийская художественно-промышленная выставка. Там-то и заметил работы Петера Карла Фаберже император Александра III и его жена Мария Федоровна. Так Фаберже-младший получил получил покровительство царской семьи и звание "ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа".

Изделия Фаберже славились и в Европе. Многочисленные королевские и княжеские родственники Российской императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции, Болгарии получали ювелирные изделия в подарок, очень дорожили ими и передавали по наследству.

Революция 1917 года заставила Фаберже закрыть фирму. Он эмигрировал в Швейцарию, где в 1920 году и скончался.

5. Большевики, сами того не желая, спасли яйца Фаберже


После Октябрьского переворота большевики пытаясь пополнить казну "первого в мире коммунистического государства" распродавали российские художественные сокровища. Они разграбили церкви, продали полотна старых мастеров из музея "Эрмитаж" и взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье Императора.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь "малоценных" яиц Фаберже и еще 45 предметов.

Впрочем, именно благодаря этого яйца Фаберже были спасены от переплавки. . Таким образом сохранилось одно из самых невероятных творений Фаберже - яйцо "Павлин". Внутри шедевра из хрусталя и золота находился эмалированный павлин. Причем эта птичка была механической - когда ее снимали с золотой ветви, то павлин поднимал свой хвост подобно настоящей птице и даже мог ходить.

6. Пропавшее яйцо-несессер

Всего для российской императорской семьи было изготовлено 50 драгоценных яиц. Судьба семи из них сегодня неизвестна, скорее всего, они находятся в частных коллекциях. Тайной овеяна и судьба яйца-несессер, созданного в мастерской Фаберже в 1889 году. В последний раз это яйцо якобы видели в одном из лондонских магазинов в 1949 году. По слухам оно было продано неизвестному за $1250. Сегодня стоимость яиц Фаберже доходит до $ 30 млн.

7. Одно яйцо было приобретено как лом драгметалла


Одно из утерянных императорских пасхальных яиц было найдено совершенно удивительным образом. Американец купил золотое яйцо, усыпанное драгоценными камнями, за $ 14 000 на слом и хотел его перепродать по более выгодной цене. Но когда покупателей не нашлось, он решил поискать диковинный сувенир в Интернете и с удивлением обнаружил, что это работа Фаберже. После экспертизы было подтверждено, что это одно из давно утерянных императорских пасхальных яиц. Вместо $ 500 прибыли дилер получил около $ 33 млн, продав яйцо частному коллекционеру.

8. Королева Елизавета II владеет тремя императорскими яйцами Фаберже


В коллекции британской королевской семьи есть три императорских пасхальных яйца Фаберже: "Колоннада", "Корзина цветов" и "Мозаика". Особое внимание привлекает "Цветочная корзина", цветы в которой выглядят свежими и удивительно реалистичными.

9. Яйца семьи Кельхов


Когда чета Кельхов развелась, бывшая жена предпринимателя взяла свою коллекцию Фаберже с собой в Париж. Шесть яиц в конечном итоге оказались в Соединенных Штатах. Изначально яйца ошибочно принимали за предметы из императорской коллекции, и только в 1979 году было установлено, что все семь яиц относятся к коллекции Кельха.

10. Возвращение Фаберже


После революции бренд Фаберже перепродавался несколько раз. К сожалению, громкое имя использовалось компанией по производству средств чистки туалета, шампуня и одеколона. Последняя компания, которая приобрела бренд, Pallinghurst Resources, в 2007 году решила вернуть ему былую славу, возобновив выпуск ювелирных изделий. Два года спустя, стараниями внучек Петера Фаберже Сары и Татьяны, мир впервые с 1917 года увидел новые украшения Фаберже. Этим изделиям явно далеко до тех, что изготавливали в начале 20-го века, но, нем не менее, сегодня можно купить украшения от по цене $ 8000 - $ 600 000.

«Яйца Фаберже» - название нарицательное. Этот символ роскоши, некогда распроданный большевиками за бесценок, сегодня стоит баснословных денег. Частные коллекционеры выкладывают за право обладания знаменитыми сокровищами миллионы.

Происхождение

Можно сказать, что Карл Фаберже - ювелир потомственный. Его отец еще в 1842 году открыл в Санкт-Петербурге свою фирму. Семья приехала в Россию из Эстонии, а предками знаменитого ювелира были французские гугеноты, бежавшие в Германию от недружественной политики короля-Солнца (Людовика XIV). Ничего выдающегося мастерская Фаберже-отца не делала: броши да диадемы, щедро усыпанные драгоценными камнями, пользовались неизменным спросом у представителей богатого купечества, но и только.

Густав изо всех сил старался выучить и обеспечить своего первенца, поэтому Карл Фаберже учился в престижнейших учебных заведениях Европы, обучался ювелирному мастерству во Франкфурте, а потом вернулся в Россию и в 24 года возглавил семейное предприятие. Часть исследователей утверждают, что он был чрезвычайно одарен в ювелирном деле, другие уверены, что выдающийся талант Карла Густавовича был чисто административный. Но зато менеджер, как сейчас бы сказали, он был от бога.

Взлет

Когда в 1882 году в Москве происходила художественно-промышленная выставка, Фаберже повезло: изделия предприятия обратили на себя внимание и его жены. С этого момента и началось плодотворное сотрудничество ювелира с семьей монарха. Надо сказать, что император раздаривал дорогие украшения не то что килограммами - тоннами. Требовалось преподносить дары во время официальных визитов к правителям других стран, и тут годились искусно изготовленные сервизы, шкатулки, украшения и разнообразные безделушки с клеймом Фаберже.

Вскоре фирма получила и международное признание, одержав победу на выставке в Нюрнберге (1885 год). Судьи выбрали изделия, копирующие золотые украшения скифов. В этом же году было изготовлено первое яйцо Фаберже для дома Романовых.

Семья императора

Императрица благоволила к ювелиру с 1884 года: ей преподнесли сувенир, изображающий золотую корзинку с жемчужными ландышами. Мария Федоровна нашла вещицу прелестной, и можно сказать, что благодаря этому Карл Фаберже открыл новое направление в деятельности предприятия. С тех пор разнообразные фантазии, воплощенные в камне, золоте или кости, стали его фирменной особенностью.

Надо сказать, что знаменитый ювелир более всего ценил именно художественную сторону вопроса, и не все его изделия были драгоценными. На его предприятиях изготавливались разнообразные полезные мелочи, вроде ручек для зонтиков, звонков или каменных печатей. Согласно некоторым источникам, фирма делала даже а уж серебряные сервизы Фаберже и вправду славились по всей России (и не только).

Художественная сторона

Ювелир ввел моду использовать не только драгоценные камни и металлы, но и материалы попроще: хрусталь, кость, малахит, яшму и др. Поначалу штат фирмы не располагал достаточным количеством квалифицированного персонала для выполнения всех идей, которыми был переполнен Карл Фаберже. Работы приходилось заказывать уральским мастерам. Но постепенно многие талантливые ювелиры, граверы и художники становились штатными сотрудниками предприятия. Среди них были мастера высочайшего класса, им Фаберже разрешал ставить на свои произведения собственное клеймо.

Рабочий день у сотрудников был просто рабский: они должны были трудиться с семи утра до одиннадцати вечера, а по воскресеньям - до часу пополудни. Удивительное дело, но при этом Карл Фаберже пользовался расположением подчиненных: от него не уходили, не организовывали конкурирующих фирм, хотя у многих была такая возможность. Надо сказать, что жалованье знаменитый ювелир платил щедрое, старых и больных работников на произвол судьбы не бросал, на похвалу не скупился.

Фирма имела собственный узнаваемый стиль. Еще одной особенностью стали разнообразные эмали, которые радуют глаз более чем 120 оттенками, а техника так называемой гильошированной эмали так и не поддалась воспроизведению.

Яйца императорской коллекции

Наиболее широкую известность и посмертную славу Карл Фаберже получил благодаря которые его фирма изготавливала каждый год для императорской семьи. Начало традиции положил случай. Царь попросил ювелира сделать подарок-сюрприз для ее величества Марии Федоровны. Фаберже была предоставлена свобода выбора - так появилось первое яйцо императорской коллекции.

Первый образец представлял собой золотое яйцо, покрытое снаружи белой эмалью. Внутри него помещался желток и цветная курочка. Она, в свою очередь, тоже была с секретом: внутри птички находилась крохотная императорская корона и рубиновое яйцо, которое впоследствии было утеряно.

Идея не была оригинальна: подобные сувениры хранятся среди экспонатов нескольких европейских музеев до сих пор (возможно, там Карл Фаберже и черпал вдохновение).

Императрица от подарка пришла в восторг. С этого момента Фаберже должен был каждый год представлять ко двору новый шедевр, но с двумя условиями. Во-первых, яйцо с секретом могло изготавливаться только для царской фамилии. Во-вторых оно должно было быть абсолютно оригинальным.

Когда на престол вступил Николай II, традиция продолжилась, но теперь Фаберже создавал два сувенира: для супруги монарха и для вдовствующей императрицы.

В обход царского запрета

Уже много лет спустя стало известно, что ювелир все-таки обошел запрет своего августейшего покровителя: семь яиц, весьма похожих на оригиналы из царской сокровищницы, оказались собственностью жены некоего золотопромышленника. Что стало тому виной - баснословное богатство госпожи Кельх или ее прелестные глазки - доподлинно неизвестно. Кроме них есть еще как минимум восемь яиц Фаберже, изготовленных по частным заказам. То, что этот факт документально не подтвержден, служит отличным прикрытием для мошенников.

На изготовление каждого шедевра дом Карла Фаберже тратил почти год. Для создания эскизов привлекались самые талантливые художники, а вид будущего подарка хранился в строжайшем секрете.

В процессе изготовления царского сюрприза Фаберже не гнался за выгодой: в разные годы пасхальные яйца обходились императору в разную сумму и изготавливались из разных, порой вовсе недорогих материалов. Так, в 1916 году монарх получил стальное яйцо, подставкой для которого служили четыре патрона.

Хозяева сохранившихся сокровищ

Говорят о 50, 52 и даже о 56 экземплярах, которые изготовил Фаберже для императорской семьи, но часть из них оказалась утрачена. Большевики, придя к власти, мало того что ограбили императорскую сокровищницу, так еще и распродали ее за бесценок. Сейчас известно местонахождение всего 46 из них.

В 2013 году поистине царский подарок жителям Санкт-Петербурга сделал российский олигарх Максим Вексельберг. Он выкупил у семьи Форбс самую большую в мире коллекцию яиц и открыл музей Фаберже, где 9 из 15 экземпляров может увидеть каждый желающий. Еще 10 шедевров находятся среди экспонатов 13 пребывают в музеях Соединенных Штатов Америки, 2 - в Швейцарии и еще 13 рассеяны по частным коллекциям (несколько принадлежат

Еще один музей Фаберже открыт в Баден-Бадене, там демонстрируются яйца 1917 года изготовления: из (предназначалось вдовствующей императрице) и стеклянно-хрустальное (для Александры Федоровны). Подлинность последнего вызывает некоторые сомнения, поскольку такое же нашлось в запасниках Минералогического музея в Москве, но хозяин шедевра, еще один русский миллиардер Александр Иванов, уверяет, что обладателем оригинала является именно он.

Ещё задолго до появления христианства древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян. А христианский обычай дарить друг другу пасхальные яйца уходит корнями в глубокую древность. Еще во времена язычества этот предмет имел огромное символическое значение, он ассоциировался с самой жизнью. Древняя латинская поговорка гласит «Все живое [происходит] из яйца».

В древнем Иерусалиме яйцо было символом возрождения природы в праздник весеннего равноденствия. И этот философский образ перешел в христианскую традицию, в которой пасхальное яйцо символизирует новую жизнь, ее возрождение.

По преданию, первое пасхальное яйцо Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Это произошло вскоре после вознесения Иисуса Христа. Мария Магдалина отправилась на приём к императору. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом:
"Христос Воскрес!" Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Не успел Тиберий договорить эти слова, как яйцо стало менять цвет из белого в ярко-красный цвет.
У носителей веры во Христа покрашенные в красный цвет яйца символизировали пролитую Христом кровь и Его смерть. Под красной скорлупкой яйца находится белый белок, который служит символом Воскресения и жизни Христа

В православном обиходе яйца на пасху не только красят, но и причудливо расписывают. Такие яйца линиями своих узоров напоминают о бичевании Христа.Поэтому красить и расписывать яйца положено в особый день на Страстной седмице (неделе) – в Великий четверг или Великую пятницу

Забавы и игры с пасхальными яйцами

Веками любимой пасхальной игрой на Руси было "ка­танье яиц" Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по- очере­ди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

Дети любили и «чокаться» яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не разбилось.

Почему на Пасху крашеные яйца доставляет Пасхальный кролик?

На этот счет существует легенда
В то время, когда ковчег бороздил безбрежные воды, сотворившие Великий Потоп, наткнулся он днищем о вершину горы, и появилась в посудине брешь. И пошел бы ковчег в глубинные воды, если бы не заяц, закрывший прореху своим куцым хвостиком. Вот в память о храбром трусишке и родились легенды. Дети, которые ждут пасхального кролика или пасхального зайца, уверены, что именно он на волшебной поляне в лесах германских земель варит в котелках на пыльце светлячков магические травы, которыми вручную раскрашивает каждое пасхальное яйцо. Это животное у германских народов в древности считалось одним из символов плодородия и благополучия. Постепенно заяц, как одна из эмблем Пасхи, появился и в Англии.

Интересно, что обычай дарить друг другу пасхальные яйца существует и в католических, и в православных странах. Например, в Италии и Германии принято приносить в корзине шоколадные яйца, завернутые в разноцветную фольгу. Причем немецкая и итальянская пасхальная корзинка, как правило, содержит еще и шоколадного зайца.

Фаберже является и сегодня, пожалуй, одним из самых известных ювелирных брендов. А всё благодаря драгоценным яйцам, которые выпускались этим ювелирным домом для российской императорской семьи. Сегодня эти произведения искусства являются огромной редкостью, овеяны тайнами, а их стоимость доходит до десятков миллионов долларов. В нашем обзоре малоизвестные факты о самых известных в мире яйцах.

1. Первое яйцо было сделано в 1885 году по заказу Александра III

Традиция разрисовывать пасхальные яйца существовала в России издревле. Следовала ей и императорская семья. Но в 1885 году царь Александр III, сам того не подозревая, традицию эту несколько трансформировал. Решив удивить свою супругу, императрицу Марию Федоровну, он сделал ей особый подарок – яйцо с секретом.


Это было драгоценной яйцо, покрытое белой эмалью, поперёк которого шла золотая полоса. Оно открывалось, а внутри находился золотой «желток». В нём в свою очередь сидела золотая курочка, внутри которой были рубиновые корона и подвеска. Императрица от такого подарка пришла в полнейший восторг.

2. У первого яйца был прототип

Вообще-то Фаберже не сам придумал эту пасхальную матрёшку. По задумке Александра III, пасхальное яйцо с секретом должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII века, 3 экземпляра которого известны и сегодня.

Они находятся: в замке Розенборг (Копенгаген); в музее Истории искусств (Вена) и в частной коллекции (ранее - в художественной галерее «Зелёные своды», Дрезден). Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней - кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.

3. Во всех яйцах Фаберже есть сюрприз

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, сделавший яйцо, моментально превратился в придворного ювелира и получил пожизненный заказ. Он должен был изготавливать по яйцу ежегодно. Условие было только одно – яйцо должно содержать какой-то сюрприз. То, что оно должно быть сделано в единственном экземпляре, даже не обсуждалось.

С тех пор Александр III на каждую Пасху преподносил своей супруге новое драгоценное яйцо. Продолжил эту традицию сын Александра III, Николай II, который в пасхальным праздникам дарил драгоценные яйца своей матери и супруге.


В каждом яйце Фаберже было спрятано крошечное чудо: миниатюрная копия королевской короны, рубиновая подвеска, механический лебедь, слон, золотая мини-копия дворца, 11 крошечных портретов на мольберте, модель корабля, точная рабочая копия королевской кареты и т.д..

4. Большевики недооценили яйца Фаберже и тем самым спасли их


После Октябрьского переворота большевики пытаясь пополнить казну «первого в мире коммунистического государства» распродавали российские художественные сокровища. Они разграбили церкви, продали полотна старых мастеров из музея «Эрмитаж» и взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье Императора.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу.

В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь «малоценных» яиц Фаберже и еще 45 предметов.

Впрочем, именно благодаря этой нелестной для создателя ювелирных шедевров оценке, яйца Фаберже были спасены от переплавки.


Таким образом сохранилось одно из самых невероятных творений Фаберже - яйцо «Павлин». Внутри шедевра из хрусталя и золота находился эмалированный павлин. Причем эта птичка была механической - когда её снимали с золотой ветви, то павлин поднимал свой хвост подобно настоящей птице и даже мог ходить.

5. Судьба нескольких яиц неизвестна

Всего для Российского императорского двора Фаберже изготовил 52 яйца, 19 других были выполнены по заказам частных лиц. После революции 1917 года многие были утеряны. До наших дней дошли 62 яйца, из них 10 изделий находятся в коллекции Кремля, часть принадлежит ювелирному дому Fabergé, остальные – в музеях и частных коллекциях.

О нахождении нескольких императорских яиц доподлинно неизвестно. Например, тайной овеяна судьба яйца-несессер, созданного в мастерской Фаберже в 1889 году.


В последний раз это яйцо якобы видели в одном из лондонских магазинов в 1949 году. По слухам оно было продано неизвестному за $1250.

6. Одно из императорских яиц купил скупщик лома драгметаллов за 8000 фунтов

Одно из утерянных императорских пасхальных яиц было найдено совершенно удивительным образом. Это яйцо, принадлежавшее императрице Марии Федоровне, а затем бесследно пропавшее более чем на 90 лет, было приобретено на блошином рынке в США скупщиком драгоценного лома.

Последний раз это изделие Фаберже видели в 1922 году в Москве. Яйцо, изготовленное из золота и украшенное бриллиантами и сапфирами, высотой 8,2 см, было конфисковано большевиками. Дальнейшая его судьба долгое время оставалась неизвестной, пока в 1964 году уникальное произведение ювелирного искусства не пошло с молотка на нью-йоркском аукционе под названием «золотые часы в форме яйца» – за 2 450 долларов.


Американец, купивший золотое яйцо за 8 тысяч фунтов ($ 14 000) не мог знать его истинной ценности. В течение нескольких лет он пытался продать яйцо, храня его у себя на кухне. Устав от безуспешных попыток, он попытался что-то выяснить про изготовителя и набрал в поисковой системе выгравированное на встроенных часах имя. Так он наткнулся на статью Кирана Маккарти, директора королевского ювелирного дома «Вартски» (Wartski). Он позвонил Маккарти, а затем приехал в Лондон с фотографиями своей покупки.

Эксперт сразу узнал на них одно из яиц, созданных известным ювелиром для членов российской императорской семьи.

«Наверно, схожие чувства испытал Индиана Джонс, когда он нашел потерянный ковчег», – так описал свои эмоциижурналистам глава ювелирного дома.

7. Королева Елизавета II владеет тремя императорскими яйцами Фаберже

В коллекции британской королевской семьи есть три императорских пасхальных яйца Фаберже: «Колоннада», «Корзина цветов» и «Мозаика». Цветочная корзинка – самый известный шедевр в этой тройке. Миниатюрный букетик цветов невероятно реалистичен!


Британская коллекция изделий Фаберже является одной из самых больших в мире. Кроме легендарных яиц, в ней есть несколько сотен ювелирных шедевров: шкатулки, рамки, фигурки животных и личные украшения членов Императорских домов России, Великобритании и Дании. Несмотря на размер британской коллекции, это лишь малая часть из 200 000 ювелирных изделий, выпущенных ювелирным домом Фаберже.

Кто хочет стать миллионером? 07.10.17. Вопросы и ответы.

* * * * * * * * * *

«Кто хочет стать миллионером?»

Вопросы и ответы:

Юрий Стоянов и Игорь Золотовицкий

Несгораемая сумма: 200 000 рублей.

Вопросы:

1. Какая участь постигла теремок в одноимённой сказке?

2. К чему призывает гардемаринов припев песни в фильме Светланы Дружининой?

3. Какой кнопки не найти на пульте кабины современного лифта?

4. Какое выражение означает то же, что «идти пешком»?

5. Из чего делают строганину?

6. При каком режиме работы стиральной машины особенно важна центробежная сила?

7. Какая фраза из фильма «Волшебная лампа Алладина» стала названием альбома группы «АукцЫон»?

8. Где занимают места матросы парусника по команде «Свистать всех наверх!»?

9. Какой из четырёх портретов в фойе театра на Таганке был добавлен Любимовым по настоянию райкома партии?

10. Флаг какого государства не трёхцветный?

11. Кого с полным правом можно назвать потомственным скульптором?

12. Как называется модель человеческого тела - наглядное пособие для будущих врачей?

13. Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже?

Правильные ответы:

1. развалился

2. не вешать нос

3. «Поехали!»

4. на своих двоих

5. из лосося

7. «В Багдаде все спокойно»

8. на верхней палубе

9. Константина Станиславского

10. Албании

11. Александра Рукавишникова

12. фантом

13. золотая курочка

Игроки не стали отвечать на 13 вопрос, а забрали выигрыш в размере 400 000 рублей.

_____________________________________

Светлана Зейналова и Тимур Соловьёв

Несгораемая сумма: 200 000 рублей.

Вопросы:

2. Куда, если верить крылатой фразе, ведёт дорога, вымощенная благими намерениями?

3. Что используют для просеивания муки?

4. Как правильно продолжить строчку Пушкина: «Он уважать себя заставил…»?

5. Что в нынешнем году появилось впервые в истории розыгрыша футбольного Кубка конфедераций?

6. В каком городе находится недостроенный храм Святого Семейства?

7. Как заканчивается строка популярной песни: «Падала листва, и метель мела…»?

8. Каким творчеством занимался Аркадий Велюров в фильме «Покровские ворота»?

9, сообщает сайт. Прибавлению чего, как считается, должно способствовать растение толстянка?

10. Что увидели парижане в 1983 году благодаря Пьеру Кардену?

11. Кто убил огромного змея Пифона?

12. Какое звание по итогам 2016 года получила купюра в 50 швейцарских франков?

13. Что сооружают из природных материалов приверженцы карго-культа в Меланезии?

Правильные ответы:

1. профиль

4. И лучше выдумать не мог

5. видеоповторы для судей

6. в Барселоне

7. Где же ты была?

8. пел куплеты

10. спектакль «Юнона и Авось»

11. Аполлон

13. взлетно-посадочные полосы

Игроки не смогли правильно ответить на 13 вопрос, но ушли с несгораемой суммой.

Добрый вечер, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня в эфире Первого канала идёт телеигра под названием . Обзор игры, а также все вопросы и ответы в игре "Кто хочет стать миллионером?" за 07.10.2107 можно посмотреть, пройдя по ссылке выше.

А в этой статье мы подробнее рассмотрим тринадцатый вопрос для игроков первой части сегодняшней телеигры. Игроки отказались отвечать на этот вопрос и решили забрать деньги.

Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже?

Верный ответ на вопрос о первом пасхальном яйце, которое изготовил знаменитый Карл Фаберже, выделен синим цветом и полужирным шрифтом. А пока немного информации из Википедии.

Яйца Фаберже - серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже. Серия создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании семидесяти одного экземпляра, из которых императорскими являются пятьдесят четыре.

Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году. Оно было заказано императором Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны. Так называемая «Курочка» снаружи покрыта белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, - изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятаны небольшая копия императорской короны из золота с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном.

  • перстень с изумрудом
  • портрет императрицы
  • пшеничное зерно
  • золотая курочка

Правильный ответ на вопрос телеигры: золотая курочка .

Пасха, Велик день - самый значительный и важный праздник в календаре восточных и западных славян, тогда как у южных славян таковым является весенний Юрьев день. Традиционно праздновалась три дня; однако пасхальные мотивы широко представлены в мифологии и обрядности всей Светлой, предшествующей ей Страстной (когда совершались приготовления к празднику) и следующей за ней Радоницкой недель.

Сегодня в самый важный христианский праздник, хотим вам рассказать кратко историю яйц Фаберже.

Изысканные произведения Фаберже пережили трагическую и залитую кровью историю, которая разбросала их по всему миру.

Что можно найти внутри пасхального яйца? Плитку шоколада? Пушистого, желтого Пасхального игрушечного цыпленка? На протяжении 30 лет императрицы царской России научились ожидать немного большего от пасхальных подарков. Внутри чисто белого, в натуральную величину яйца — вылепленного из эмали, не шоколад – подарок царя Александра III царице Марии Федоровне в 1885 году, был золотой желток, скрывающий золотую курицу. Внутри золотой курицы были алмаз и миниатюра императорской короны.

Это было только первое из 50 декоративных пасхальных яиц, сделанных для русской царской семьи Санкт-Петербургской студии Питера Карла Фаберже между 1885 и 1917 годами, когда Октябрьская революция привела к власти большевиков.
Яйца были изготовлены из золота, покрытого мелкими слоями лака и усыпанный драгоценными камнями.


Словосочетание «Яйца Фаберже» стало синонимом роскоши и эмблемой богатства императорского дома и дореволюционной России. А также названием вида ювелирных изделий в виде яиц с сюрпризами и одним из символов России. Яйца изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней. В ход шли драгоценные эмали и тонкая ювелирная работа.


Романовы


Одно из яиц Фаберже содержит модель Транссибирского экспресса — это праздник в честь железной дороги, его крошечный локомотив в комплекте с алмазной фарой тащит пять золотых вагонов, их окна из горного хрусталя и выгравированные с бесконечно маленькими надписями на вагонах «прямое сибирское сообщение», «для дам», «для курящих», «для некурящих», «церковь». С помощью маленького ключика поезд можно привести в движение.


Часто мастера фирмы Фаберже экспериментировали с нетрадиционными материалами - горный хрусталь, драгоценные сорта дерева, редкие минералы. Изготовление каждого яйца занимало практически год. Структура фирмы Фаберже опережала свое время: ювелирные фирмы, входящие в концерн, были достаточно самостоятельны в работе.


Многие ювелиры, работающие у Фаберже, владели собственными фирмами, но считали честью участвовать в исполнении императорского заказа. До наших дней дошло 62 яйца. Большинство из них хранится в государственных музеях. Императорских яиц известно 54: до нашего времени сохранились 46 штук, сделанных по царскому заказу; остальные известны по описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными.


Карл Фаберже был потомственным ювелиром, путешествовал по Европе и обучался в Дрездене, после чего начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. После этого он вернулся в Россию. В возрасте 24 лет в 1870 году он взял фирму отца в свои руки. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III. Так Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».


Все яйца, сделанные фирмой Карла Фаберже для императорской семьи, хранились в специальной комнате в Аничковом дворце. В ходе революции 1917 года они были выкрадены большевиками и переданы в Оружейную палату Кремля. Тем не менее семь из яиц пропали без вести и по сей день не обнаружены.


Одно из яиц не было закончено из-за революции 1917 года. Яйцо «Созвездие» было уникальным в своем роде, так как для него были использованы редкоземельные минералы. Сейчас яйцо хранится в Минералогическом музее имени Ферсмана в Москве.


Хотя Дом Фаберже был национализирован большевиками после революции, сын Карла Питер покинул страну и умер в Швейцарии в 1920 году. Для приобретения иностранной валюты для молодого Советского Союза, Сталину пришлось продать около 14 яиц, которые осели в европейских коллекциях.


Девять яиц из оригинальной коллекции были проданы Малькольму Форбсу и долгое время находились в Нью-Йорке. Так было до тех пор, пока их не выкупил русский олигарх Виктор Вексельберг, который потратил на коллекцию более 100 миллионов долларов.


Яйцо Ротшильдов. В 2007 году яйцо из частной коллекции семьи Ротшильдов побило сразу два аукционных рекорда как самый дорогой хронограф и как самое дорогое из проданных яиц Фаберже. Сумма продажи составила 8,9 миллионов евро.


Невероятно, но в 2004 году одно из пропавших без вести яиц нашлось совершенно случайным образом. Анонимный счастливчик купил его на блошином рынке по ценре золотого лома. Каково же было его удивление, когда он узнал истинную стоимость яйца - около тридцати миллионов долларов.


Традиции продолжаются. Недавно Дом Фаберже возродил свою пасхальную традицию. В феврале 2015 года фирма создала яйцо для правящей династии Катара. Современное яйцо сделано из перламутра, серого жемчуга, бриллиантов и белого золота.


Пасхальные яйца Фаберже - восторг и роскошь, предмет вожделения и мерило богатства, икона ювелирного искусства.

Карл Фаберже - художник и предприниматель, Поставщик Высочайшего двора, Придворный ювелир Императора Всероссийского, короля Шведского и Норвежского, короля Великобританского, короля Сиама, за создание высокохудожественных произведений искусства награжденный российскими орденами Станислава и Св. Анны, болгарским Командорским орденом и французским орденом Почетного легиона, золотыми медалями Всероссийской и Всемирной выставок, - смог создать крупнейшую ювелирную фирму в России, чья деятельность определила развитие ювелирной отрасли конца XIX – начала XX вв., - времени, когда Санкт-Петербург считался одной из ювелирных столиц мира.
Год рождения первого пасхального яйца Фаберже - 1885-й. Оно было заказано ювелиру Александром III в качестве пасхального подарка его супруге - императрице Марии Федоровне. Причем делая заказ, император ничего не сказал о том, как должно выглядеть яичко, но то, что получилось, привело в восторг и монаршую чету, и весь их двор, а затем и всю Европу. С тех пор императорский заказ на пасхальные яйца Фаберже стал регулярным, и эта традиция продлилась до революции 1917 года.
Над их созданием трудились мастера - Михаил Перхин, Генрих Вигстрем, Василий Зуев, Август Хольстрем, все вместе исполнившие 54 пасхальных яйца, ни разу при этом не повторившись.
Сегодня доподлинно известно, что за период с 1885 по 1917 год Фаберже было создано для императорской фамилии 54 яйца. Десять из них изготовлено при жизни Александра III в подарок Марии Федоровне, остальные 44, уже по заказу Николая II, - для вдовствующей императрицы и его супруги, последней российской царицы Александры Федоровны. Ни одно из этих творений не повторяло друг друга, в строжайшей тайне держалось и то, какой сюрприз будет скрыт в новом яичке. Отвечая на вопрос венценосных клиентов, что же будет представлять собой новый пасхальный подарок, Фаберже обычно ограничивался лаконичной фразой, звучавшей примерно так: «Вы останетесь довольны».
Помимо изготовленных для дома Романовых, ставших собственностью царской семьи, яйца Фаберже попали к Нобелю, американской герцогине Мальборо, аристократу Юсупову. Иркутская купчиха, золотопромышленница Варвара Базанова владела семью яйцами от Фаберже.

№1. Курочка. 1885 г.

1 мая 1885 года в день Светлой Пасхи царь Александр III протянул своей возлюбленной царице Марии Федоровне, совершенно неинтересное, белое эмалированное яйцо. Оно было приблизительно 7 см и внешне походило на большое утиное яйцо. Только когда императрица открыла подарок царя, оно выявило свою истинную природу: как в сложной матрешке, в нем находился желток, сделанный из золота, внутри желтка была спрятана золотая курица, сидящая на гнезде из золотой соломы, в курице была спрятана миниатюрная копия императорской короны с алмазами, внутри которой лежал крошечный рубиновый кулон.
Александр очень хотел отвлечь жену от угроз террористов, отвлечь ее от беспокойства за свое положение. Он хотел окунуть ее в воспоминания о счастливом детстве в Дании, когда Марию еще звали Дагмар и когда все еще было безоблачно и беззаботно. В детстве принцессе Дагмар показывали замечательное яйцо из королевского собрания, датированное началом 18-го века. Оно было из слоновой кости, а не из эмали, которую использовал Фаберже и последний открываемый предмет был кольцо, а не кулон, но в любом случае изделия были очень похожи.
Спустя 6 недель после подарка, царский двор выпустил следующее объявление: «Его Императорское Величество дал свое высочайшее разрешение Санкт-петербургскому ювелиру, купцу 2-й гильдии Карлу Фаберже, с магазином на Большой морской, 18, носить титул поставщика императорского двора с правом использовать государственный герб на вывеске магазина». Корона и кулон не сохранились. Продан Кремлем в 20-х годах.

№2. Курочка с сапфировым кулоном 1886 г. Изображение не сохранилось

К большому сожалению изображения нет, как собственно и самого яйца. Яйцо предположительно передано на склад Кремлевской оружейной палаты на хранение в 1917 году.
Золотая курица, усыпанная ограненными розой алмазами, держащая сапфировое яйцо в клюве и сидящая в корзинке, выполненной из золота и алмазов. Нет никаких упоминаний о том, как было оценен подарок, за исключением того, что в 1887 году царь заказал третье яйцо. Затем заказы стали регулярными. Возникла традиция.
С каждым годом ювелир обретал все большую свободу в выполнении ежегодного заказа. Царем были установлены только три правила: подарок должен иметь овальную форму, дизайн не должен повторяться, каждое яйцо должно содержать сюрприз для императрицы. Кроме этого, даже сам царь не мог знать большего. Фаберже отвечал на все вопросы любезным: «Ваше Величество будет доволен». Любознательная княгиня получила однажды едкий ответ: «В этом году яйцо будет квадратным».

На фото подвеска. Золото, нефрит, бриллианты. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин Россия, С-Петербург, до 1898

№3 Синее яйцо-часы со змеей.

Оно было сделано в 1895 году и стало первым из императорских яиц Фаберже, подаренных Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Великолепное творение Фаберже в технике quatre couleurs из золота. Эмали эталонного качества нескольких цветов: прозрачные королевского синего цвета, непрозрачные перламутрово-белого и знаменитого «устричного» оттенка. Гильоше, бриллианты. h-18,3см. Дизайн яйца восходит к лучшим традициям Севра. Змея из золота, «насаженная бриллиантами», обвивает корпус. Она неподвижна, голова ее указывает на белую тонкую панель с римскими цифрами. Под панелью скрыт сложный ротационный механизм часов. Маэстро Фаберже был несказанно горд тем, что для этого яйца использовались исключительно драгоценные камни и металлы, добытые в Сибири и на Урале. Объект был продан через «Антиквариат», как обычно, без составления договора продажи в 1927 году. Многие годы галерея WARTSKI искала покупателя. И нашла. Магнат Ставрос Ниаркос, владелец целого флота и судовых верфей, приобрел яйцо в 1972 году. Наконец, в 1974 году, этот объект Фаберже обрел тихую гавань. Хитрый грек преподнес яйцо Князю Монако Ренье III к серебряному юбилею восшествия на трон Гримальди. Сразу же яйцо-часы превратились в предмет восхищения супруги Ренье III Принцессы Грейс, она брала их с собой во время официальных визитов. Во дворце часы неизменно находились в ее личных покоях. Яйцо-часы со змеей получили второе имя: «Часы Принцессы Грейс». После трагической гибели супруги в 1982 году, Князь Ренье приказал опечатать ее покои. Дабы все, чем дорожила Принцесса, оставалось в неприкосновенности. В апреле 2005 год трон унаследовал бонвиван принц Альберт II. С 2008 года объект экспонируется.

№4 Яйцо «Кавказское», 1893.

Техника исполнения- прозрачная эмаль по гильошированному фону, акварельная живопись на кости, чеканка, литье.
Коллекция Матильды Геддингс Грей, Новый Орлеан (Н.Орлеанский музей искусств)
Происхождение: Подарено императором Александром III его жене Императрице Марии Федоровне на Пасху 1893 года.
Галереи Хаммера,Нью Йорк, приобретено у советского правительства около 1927 года.
У младшего брата Николая великого князя Георгия Александровича в октябре 1890 года начался тревожный кашель, позднее стало понятно, что у Георгия туберкулез. Он провел остаток своей короткой жизни в императорском охотничьем домике на Кавказе, где климат, как считалось, был более здоровым, чем пагубная зима и сомнительное лето Центральной части России. В детстве Георгий был изрядным шутником. После его смерти в 1899 году в возрасте всего лишь 28 лет, Николай, к тому времени уже царь, время от времени посмеивался, вспоминая некоторые из его особенно успешных авантюр. Вынужденное изгнание Георгия за тысячи миль от семьи Фаберже выразил в «Кавказском яйце». На верхушке прикреплен портрет Великого князя, который нужно смотреть через плоский алмаз, а по краям портрета четыре открытые панели с миниатюрными видами домика, где Георгий провел последние годы своей жизни. Над панелями алмазами обозначен год - 1893. Само яйцо сделано из четырех-цветного золота, серебра и платины и покрыто рубиново-красной эмалью. Контраст между вульгарной роскошью и простой жизнью, изображенной на миниатюрах, поразителен. Возможно это сказано слишком сильно, но совокупность миниатюр больше говорит об одиночестве, чем мог бы сказать портрет.

№5 Яйцо в стиле Ренессанс, 1894 г.

Мастер - Михаил Перхин
Высота - 14 см
Материалы- белый агат, золото, прозрачная зеленая, красная и синяя эмаль. Непрозрачная черная и белая эмаль, бриллианты, рубины. Резьба, чеканка.
Коллекция журнала «Форбс», Нью Йорк.
Происхождение: Подарок Императрице Марии Федоровне от Императора Александра III на Пасху 1894 года.
Приобретено Армандом Хаммером около 1927 года. Мистер и Миссис Генри Тальбот де Вере, Клифтон,Англия. Мистер и Миссис Джек Лински,Нью Йорк.
Яйцо «Ренессанс» это уже десятое традиционное пасхальное яйцо, подаренное Марии Федоровне мужем. Она получила подарок в Гатчине. Яйцо было вырезано из прозрачного тонкого агата, разновидности кварца. Практически такое же хрупкое, как настоящее яйцо, оно было украшено наподобие торта алмазами, рубинами и цветной эмалью. Это одно из немногих яиц Фаберже, которое было как бы вытянуто по горизонтали и имело необычную выпуклую форму. Похожее на украшенный драгоценными камнями ларец для драгоценностей, оно было выполнено в виде шкатулки восемнадцатого столетия, которую Фаберже видел в Дрездене еще школьником. Однако, содержимое яйца давно исчезло, а без сюрприза изделие само по себе было не очень интересно. Во время празднования пасхи мысли Марии Федоровны были в Германии, где счастливый Николай наконец-то получил согласие Аликс на брак. Аликс очень долго сопротивлялась переходу в православную веру. Это не было простой прихотью. Аликс выражала твердую уверенность в своей протестантской вере и практически не оставляла никаких возможностей для дальнейшего убеждения. Николай в начале апреля 1894 года официально предложил Аликс руку и сердце, но был встречен с прежней непримиримостью. Два часа беседы ни к чему не привели. Все, что Аликс могла ответить на просьбы Николая, было тихим «Нет, я не могу», при этом слезы катились у нее по щекам. Однако, Николай был настроен решительно и у него нашлись союзники среди других царственных особ. В общем крепость пала и Мария Федоровна, получая очередной подарок на Пасху уже думала о скорейшей свадьбе.

№6. Яйцо с бутоном розы, 1895 г.

Мастер - Михаил Перхин
Материалы - цветное золото, прозрачная красная и непрозрачная белая эмаль. Бриллианты, бархат.
Бутон из золота, непрозрачной желтой и зеленой эмали.
Высота - 6,8см
Происхождение- коллекция журнала «Форбс», Виктор Вексельберг.
За этот год произошли серьезные события. 20 октября 1894 года Александр III умер, ему было всего 49 лет. На следующее утро состоялась короткая служба, на которой Аликс приняла православие. Принцесса Аликс Гессенская, бывшая лютеранка, теперь была «истинной веры великой княгиней Александрой Федоровной». Спустя неделю после похорон свекра, которого, она едва знала, Александра Федоровна примерила платье, которое носили многие поколения российских великих княгинь в день их свадьбы. Трехметровый шлейф из серебряной ткани был оторочен мехом горностая. Говорят, что Мария Федоровна так прокомментировала это: «Да, я знаю, как это тяжело. Но боюсь, что это - только наименьшая из тяжестей, которые предстоит нести российской императрице». А Александра вынесла дню своей свадьбы жестокий приговор: «Свадьба показалась лишь продолжением долгих похоронных церемоний»
«Бутон розы» это первое яйцо, подаренное Александре Федоровне. Все. Теперь Аликс законная супруга Николая и по традиции будет получать на пасху подарок. То есть теперь в год у нас получается два императорских яйца. Марии Федоровне и Александре Федоровне. Николай будет дарить подарок и матери и жене. Александра Федоровна получила первое яйцо, Мария Федоровна - 11 , наверное, следующим в показе у нас будет оно »Двенадцать монограмм».
Фаберже начал решать серьезную задачу, как угодить Александре. Яйцо «Бутон розы» было сравнительно небольшим. Можно было бы счесть красный цвет эмали слишком насыщенным, поскольку он мог напоминать те яркие пятна, которые выступали на лице царицы на людях, а выбор желтой эмали для окраски бутона розы внутри яйца также кажется неудачным. Хотя в Германии это сочли бы самым благородным цветом для розы, Александра, возможно, знала о традиционном использовании желтых роз, как подарка, свидетельствующего о конце отношений. Даже если так, это вряд ли разволновало ее. Она была беременна и радовалась своей замужней жизни. В любом случае она, должно быть, была очарована двумя сюрпризами, появлявшимися, когда лепестки бутона разворачивались: это были императорская корона и рубиновый кулон, похожий на тот, что находился в курице в первом яйце, подаренном Марии. Параллель была, конечно, намеренной: Фаберже с нетерпением ждал возможности узнать, как будут развиваться его отношения с новой царицей, будут ли они столь же счастливыми и столь же прибыльными, как с ее предшественницей.
Кстати, яйцо реставрировано. Оно было повреждено в ходе семейной ссоры.
PS Корона и кулон, которые находились внутри розы, теперь отсутствуют.

№7 Яйцо с моделью крейсера «Память Азова» 1891 г.

Материалы - золото, платина, бриллианты, рубины, гелиотроп, аквамарин и бархат.
Высота - 9,3 см
Местонахождение- Государственные музеи Кремля.
Происхождение- подарок Императрице Марии Федоровне от Императора Александра III на Пасху 1891 года.
В октябре 1890 года цесаревич Николай взошел на борт российского военно-морского судна «Память Азова», чтобы отправиться в девятимесячный поход вокруг Южной Азии. У его родителей было много причин послать его в эту поездку. Николаю было в тот момент 22 года, ему нужно было расширить свой кругозор. Это плавание также могло помочь ему забыть о начинающемся безумном увлечении Матильдой Кшесинской, семнадцатилетней балериной императорского балета. В этом плавании его сопровождал Георгий, ему нужно было подлечить кашель. И, наконец, у этой поездки был дипломатический аспект. Николай должен был представлять Россию, при каждой остановке встречаясь с иностранными сановниками.
Яйцо «память Азова» было подарено Марии Александром в то время, когда оба их сына находились вдали от дома. В яйце находится сюрприз: точная копия крейсера из золота и платины, в котором путешествовали эти два молодых человека. Алмазы изображали иллюминаторы, оснащение было точно скопировано с оригинала, якорная цепь и оружие двигались. Модель опиралась на пластину, сделанную из аквамарина, изображающего воду. Само яйцо, чуть ниже 10 см в высоту, было вырезано из цельного куска гелиотропа, испещренного красными и синими прожилками, и украшено золотыми завитками в стиле рококо. Марии, по-видимому, очень понравилось это яйцо, пробудив в ней сильные эмоции.
Независимо от того, какие цели их Величества связывали с поездкой их сыновей, сомнительно, что они были достигнуты. Николай мало расширял свой кругозор, в Египте его внимание занимали исполнительницы танца живота, а не местные достопримечательности. Георгий покинул корабль из-за того, что у него усилился кашель, к тому же у него возникла лихорадка. А в Японии с Николаем произошел опасный инцидент. На улице на цесаревича напал вооруженный мечом полицейский с намерением зарубить его. Царевич получил довольно серьезное ранение, шрам от которого остался на всю жизнь, быстрая реакция кузена Николая спасла ему жизнь. Дальнейшие дипломатические реверансы Николаю трудно было соблюдать. И, наконец, когда Николай возвратился в Санкт-Петербург, он снова возобновил свою связь с Кшесинской».
Путешествовали на крейсере 9,5 месяцев. Фаберже тоже путешествовал с царевичами. В Сиаме (Тайланд) была остановка, Фаберже получил заказ от сиамского короля, Фаберже сделал нефритового Будду. Из путешествия вернулись «сухим» путём. Во Владивостоке заложили 1-ю железную дорогу.

№ 8 Яйцо с Датскими дворами 1890 г.

Мастер - Михаил Перхин
Материалы - зеленое и розовое золото, розовато-лиловая опаловая эмаль по гильошированному фону, звездчатые сапфиры, изумруд, бриллианты огранки «роза».
Карман и подкладка из красного бархата.
Ширма - зеленое и цветное золото, акварель по перламутру.
Высота - 10,1 см
Коллекция Матильды Геддингс Грей, Новый Орлеан.
Происхождение - подарено Императором Александром III его жене Императрице Марии Федоровне на Пасху 1890 года.
Галереи Хаммера, Нью Йорк. Приобретено у советского правительства около 1927 года.
«Датские дворцы». Увеличение свободы творчества Фаберже происходило постепенно, но к 1890 она была уже полной. Яйцо этого года было настолько сложным, что на его создание нужно было не меньше 12 месяцев. Это великолепное, блестяще выполненное изделие. Оно сделано из цветного золота, покрытого совершенно гладкой эмалью, на фоне молочно-розовой прозрачности которой ярко выделяются ограненные розой алмазы и изумруды, которые образуют сетку на его поверхности. Сюрприз, скрытый в яйце, показывает, насколько Фаберже начал понимать своего истинного клиента, Марию Федоровну. Яйцо открывается и внутри его оказывается золотой экран с десятью перламутровыми панелями. На каждой панели располагается изящная акварель кисти придворного миниатюриста Константина Крижицкого. Пять изображений датских королевских резиденций, на двух следующих - виды дворца в Петергофе, на одной панели изображен Гатчинский дворец и, наконец, ряд изображений завершался изображениями двух императорских яхт «Полярная звезда» и «Царевна». Как и яйцо «Курочка», сделанное за пять лет до этого, оно напоминало Марии о ее детстве, но на сей раз Фаберже создал откровенно персонифицированный подарок. Это был уникальный образ получательницы подарка - он напоминал ей о датском происхождении и о роскоши, которой она теперь наслаждалась в России.

№9. Яйцо в память о коронации, Петербург, 1897 г.

Мастера - Михаил Перхин и Генрих Вигстрем, карета - Георг Штайн.
Высота яйца - 12,6см, высота кареты - 9,3 см
Материалы - цветное золото, прозрачная желто-зеленая и непрозрачная черная эмаль. Бриллианты, бархат. Модель кареты - золото, платина, красная эмаль, бриллианты, рубины, хрусталь.
Происхождение - подарено Императором Николаем II его жене Императрице Александре Федоровне на Пасху 1897 года.
Приобретено Эмануэлем Сноумэном для Уартски, Лондон, около 1927 года.
Николай подарил Александре яйцо, которое многие считают «самым значительным произведением Фаберже по общественному поводу». Оно было посвящено их совместной коронации как императора и императрицы в 1896 году и стало примером совершенства как идея проекта, цвет, работа по металлу и сюрприз. Сделанное из красного золота, яйцо покрыто великолепной переливчатой желтой эмалью, окруженной золотой решеткой, наверху-выполненный из черной эмали романовский орел. Цветовая комбинация должна была вызывать в памяти золотые одеяния, которые были на царице во время церемонии. В яйце находилась точная копия коронационной кареты Александры. Только на ее изготовление понадобилось пятнадцать месяцев работы молодого ювелира двадцатитрехлетнего Георгия Штейна, глаза которого были способны справиться с созданием невероятно мелких деталей золотой кареты. Она была полностью выполнена на шарнирах, украшена красной эмалью и алмазами, ее окна были сделаны из горного хрусталя, а колеса - из платины. Даже сегодня это изысканное произведение искусства вызывает удивление - карета производит впечатление пружинистой и легкой в управлении, что это кажется просто невозможным.
Так что, с одной стороны яйцо - наглядная демонстрация гения Фаберже. С другой стороны, с точки зрения получателя яйца, едва ли можно было сделать нечто менее приятное. На Пасху 1897 года императорская чета предпочла бы забыть событие, которое должно было стать одним из значительнейших событий царствования Николая. Что касается Александры, то точная копия ее кареты могла быть лишь неприятным воспоминанием о ее поездке в Москву: бурные приветствия ее свекрови, несколько более спокойный прием, оказанный ее мужу, и мрачная тишина, которой приветствовали ее, пришедшую со стороны немку. Уже тогда она почувствовала непопулярность, которая будет характеризовать все ее царствование.
Однако самую мрачную тень отбросила на зрелище коронации трагедия, которая произошла несколькими днями позже на Ходынском поле на окраине Москвы. Это было традиционное место, где москвичи приветствовали своего нового царя. Но, за тринадцать лет, прошедшие после коронации Александра III город невероятно расширился и власти были совершенно не готовы к прибытию полумиллиона человек. Толчея и паника. Число убитых можно оценивать только приблизительно: должностные лица Николая оценили число погибших в 500 человек, но истинная цифра скорее ближе к 5000. Трагедия. Но что больше всего подданные, включая членов императорской семьи, не могли простить Николаю, так это его реакцию на трагедию. Под влиянием своих властных дядей, царь даже не предложил отменить бал у французского посла, который происходил вечером того дня. Двор танцевал в то время, когда умирали раненые на Ходынке. Последующие посещения императором больницы и пожертвования, которые он сделал семьям своих жертв, не могли исправить положение. Все это наложило неприятный отпечаток на остальное царствование Николая.
Но, у Александры было еще особенно тяжелое воспоминание о коронации. Согласно словам ее горничной Марфы Мухановой, напряжение этих дней вызвало у Александры выкидыш. Это и само по себе было достаточно печальным событием, но самым неприятным было то, что доктор Александры был убежден: не родившийся ребенок - мальчик, царевич, которого так отчаянно желали она и Николай. Наверняка каждый взгляд на яйцо напоминал императрице о ее потере.
Интересный момент о чувствах самого Фаберже. Он был на коронации. В последствии он рассказал об этом событии только одну историю. Фаберже двигался вслед за церемонией на ее четырехколесном экипаже, лучшие годы которого были позади. Во время поездки днище выпало, но седок продолжал двигаться пешком, перебирая ногами внутри кабриолета. Потрясающий образ: ясно, что ювелир думал при создании яйца о средстве передвижения, столь сильно отличающимся от кареты Александры.

№10. Яйцо с ландышами, Петербург, 1898 г.

Мастер - Михаил Перхин
Материалы-золото, прозрачная золотая и розовая эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг, хрусталь, слоновая кость.
Высота - 20 см
Происхождение - подарено Императором Николаем II его жене Императрице Александре Федоровне на Пасху 1898 года.
Приобретено Эмануэлем Сноуманом для Уартски. Лондон,около 1927 года. Коллекция журнала «Форбс», Виктор Весельберг.
Из всех творений Фаберже это яйцо одно из самых красивых. В яйце «Ландыши» есть то, что сразу привлекает внимание. Возможно, это то, как при освещении под определенным углом под розовой эмалью проступает золотистый тон подложки. Возможно, это нежность, с которой жемчужинки свисают по бокам яйца, изображая стилизованные ландыши. Они были одними из любимых цветов Александры, и она не могла не оценить также стиль ар-нуво, в котором было выполнено это яйцо - новая отправная точка для ювелира, который больше черпал вдохновение во французскои искусстве восемнадцатого столетия. Сама Александра продолжала использовать тему ар-нуво при ремонте Александровского дворца.
Больше всего понравился Александре сюрприз яйца. При нажатии на жемчужную кнопку сбоку яйца появлялись три миниатюры и веером разворачивались на верхушке: на центральной был изображен Николай в военной форме, а по бокам располагались портреты великих княгинь Ольги и Татьяны, двух старших детей Александры. Это были без сомнения три человека, которых Александра любила больше всех на свете. Она была рождена, чтобы быть матерью, и до безумия любила своих девочек - обеим было тогда меньше 3-х лет - настолько, что это еще больше усиливало неудовольствие санкт-петербургского света. Даже ее бабушка, королева Виктория, которая была сама заботливой матерью, считала, что она слишком затянула с кормлением грудью. При отсутствии сына, Фаберже не мог продолжать создавать яйца, которые славили бы бесполезных для продолжения династии дочерей, однако, родители их очень любили. Яйцо «Ландыши» не стало началом новой серии произведений. Фаберже пришлось искать вдохновение в ином. Поэтому в следующие несколько лет почти каждое яйцо, предназначенное для Александры, будет сложным, но обезличенным украшением, либо акцент будет делаться на главных событиях царствования ее мужа. Фаберже негде было развернуться.

Продолжение следует....

Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного К. Фаберже?

  • A. перстень с изумрудом
  • B. портрет императрицы
  • C. пшеничное зерно
  • D. золотая курочка

Правильный ответ D. Золотая курочка

«Курочка» («Первое императорское пасхальное яйцо») - это ювелирное яйцо, ставшее первым в серии из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано по заказу императора Александра III в 1885 году. Яйцо настолько сильно понравилось императору и императрице, что Александр III сделал традицией заказ яиц Фаберже для своей супруги каждую Пасху.

В настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.