Образы мужчины и женщины в сказках британских островов. Русские народные сказки - герои и персонажи Какие есть сказочные герои народных сказок

Герои русских народных сказок создают мифическую, а порой даже мистическую реальность русских народных сказок, ведь эти герои – это отдельная часть жизни наших предков. Все те волшебные силы, которыми они владели и в которые верили древние жители дошли до нас, хоть и описанные более современным языком, но при этом не потерявшие каждый свою уникальность и типаж.

Знакомы нам всем, также как и их герои, характеры, судьбы. Давайте посмотрим, всех ли героев знаете вы и все ли они знакомы вашим детям. Приведем картинки героев русских народных сказок, чтобы вам было легче их вспомнить и представить себе. Может, вы даже сможете решить, кто ваш любимый герой русских народных сказок.

Иван-царевич, который также и Иван - дурак и Иван – крестьянский сын. Его основными качествами всегда описываются доброта и благородство. Во всех сказках Иван-царевич помогает другим людям и, в конце концов, живет счастливо. Персонаж русских народные сказок Иван - дурак учит нас слушать своё сердце и прислушиваться к интуиции, с честью проходить через все сложности и не падать духом. Часто мы встречаем в таких сказках серого волка или коня, верного Ивану. Волк обычно символизирует ум и хитрость, а конь, например, Сивка-Бурка – преданность и верность, помогая герою во всех его приключениях.

Следующий знакомый всем персонаж русских народных сказок – это Снегурочка. Эта героиня – символ женской нежности и ранимости, светлой души и чистоты. Сказки о ней показывают, что человек может сотворить всё, что захочет, что потенциал его безграничен, но то, что создано им не имеет сердца и потому рано или поздно исчезает, уходит в небытие.

Один из самых красивых вариантов сказки со Снегурочкой вы сможете найти в разделе . А собой Снегурка - как снежинка белая, глазки что голубые бусины, русая коса до пояса...

Не только добрые и положительные герои занимают наших детей. Им нравятся также и отрицательные герои сказок, например, Баба-Яга или иногда ещё Яга-Ягинишна. Этот персонаж русских народных сказок самый-самый древний и самый многогранный. Живет она в большом страшном лесу, который нужно обходить стороной и не дай бог попасть к ней в избушку на курьих ножках. Баба-Яга – русское мифическое создание, она умеет колдовать и ворожить, а героям сказок чаще вредит, чем помогает. Изображают Бабу-Ягу чаще всего с большим носом, в ступе и с метлой. Такой она всем нам запоминается.

«Катится клубочек по широким долинам, по глубоким оврагам…» Сказки, сказы, рассказы… В давние времена люди и не придумывали сказок. Люди просто рассказывали о том, что их окружало, о том, что они знали и то, что знали их предки. И эти рассказы существовали тысячи лет. В самом деле, только представьте, ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет (а может быть и гораздо больше?)!

Сказки наполнены метафорами, образами. Нужно лишь суметь их понять. Но чаще всего мы можем только догадываться, что стоит за этими образами. Наверное, благодаря этому в сказках и сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая до конца смысла образов, люди, рассказывающие сказки, не вносили в них свои мысли, а просто передавали все как было.

Поэтому у каждой известной сказки сразу несколько уровней или слоёв, знаний об устройстве мира и человека, об основах жизни, глубоко скрытых и открывающихся не сразу. В сказке нет ни одного случайного пустого слова или события. Все гармонично и стройно..И раскрывать ее тайны нам еще очень долго.

У древних славян жизнь представлялась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни начала, ни конца. Смерти не было.. Сказочные герои в поисках желаемого уходили за тридевять земель в тридесятое царство, не страшашь ни времени ни пространства, снашивая по пути три пары железных сaпог, стачивая три железных посоха….

Уходили так далеко и так легко… Зачем? Что там - в этой далекой неизвестности..? Тридевять земель, тридесятое царство.. Наверное, и в этих числах скрыта какая-то тайна.

Русского человека всегда привлекало все неизвестное, загадочное. И хотя сказки имели истоки в действительной, реальной жизни, не вызывает сомнений, что люди верили и в чудеса. Персонажами сказок были существа, сходные с человеком, но обладающие магической силой. Они могли стать невидимыми или изменить форму, часто появлялись в образах животных или птиц. Они могли предсказывать будущее. Некоторые были бессмертны, другие жили сотни лет.

«А в старину все было. Ужели станут брехать старые люди? Старые люди правду гутарили, они врать не станут. И мертвые воскресали, и звери говорили».

Так говорила знаменитая сказительница Агафья Зайцева: «Но мне кажется сохранились сказки не благодаря этой вере в чудеса и волшебство, а благодаря своей вере в человека – его ум, благородство, самоотверженность, мудрость и бескорыстность.»

«Там теряется мысль о благах обычных…» сказал необычайно талантливый, но, к сожалению ныне почти забытый, русский сказочник Степан Писахов. Сейчас мало кто помнит это имя. А был это настоящий Сказочник.

Читая его сочинения, начинаешь понимать как рождается, и как потом уходит жить своей собственной жизнью сказка. Как, переносясь от места к месту, от человека к человеку, оставляя за собой года и столетия, превращается она в сокровище вечное и нетленное..

Вот как писал про себя сам Писахов: «Сочинять и рассказывать сказки я начал давно, записывал редко. Мои деды и бабка со стороны матери родом из Пинежского района, что под Архангельском. Мой дед был сказочник. Звали его сказочник Леонтий. Записывать сказки деда Леонтия никому в голову приходило. Говорили о нем: большой выдумщик был, рассказывал все к слову, все к месту. На рыбный промысел деда Леонтия брали сказочником.

В плохую погоду набивались в промысловую избушку. В тесноте да в темноте: светила коптилка в плошке с звериным салом. Книг с собой не брали. Про радио и знати не было. Начинает сказочник сказку длинную или бывальщину с небывальщиной заведет. Говорит долго, остановится, спросит: - Други-товарищи, не спите ли? Кто-нибудь сонным голосом отзовется: - Нет, еще не спим, сказывай.

Сказочник дальше плетет сказку. Коли никто голоса не подаст, сказочник мог спать. Сказочник получал два пая: один за промысел, другой за сказки. Я не застал деда Леонтия и не слыхал его сказок. С детства я был среди богатого северного словотворчества. В работе над сказками память восстанавливает отдельные фразы, поговорки, слова.

Например: - «Какой ты горячий, тебя тронуть - руки обожжешь.» Девица, гостья из Пинеги, рассказывала о своем житье: «Утресь маменька меня будит, а я сплю-тороплюсь!» При встрече старуха спросила: - «Што тебя давно не видно - ни в сноп, ни в горсть?»

Спрашивали меня, откуда беру темы для сказок? Ответ прост: Ведь рифмы запросто со мной живут, две придут сами, третью приведут. Сказки пишу часто с натуры, почти с натуры. Многое помнится и многое просится в сказку. Долго перечислять, что дало ту или иную сказку. Скажу к примеру. Один заезжий спросил, с какого года я живу в Архангельске. Секрет не велик.

Я сказал: -«С 1879 года.»
» - Скажите, сколько домов было раньше в Архангельске?»

Что-то небрежно-снисходительное было в тоне, в вопросе. Я в тон заезжему дал ответ: «Раньше стоял один столб, на столбе доска с надписью: А-р-х-а-н-г-е-л-ь-с-к. Народ ютился кругом столба. Домов не было, о них и не знали. Одни хвойными ветками прикрывались, другие в снег зарывались, зимой в звериные шкуры завертывались. У меня был медведь. Утром я вытряхивал медведя из шкуры, сам залезал в шкуру. Тепло ходить в медвежьей шкуре, и мороз - дело постороннее. На ночь шкуру медведю отдавал».

Можно было сказку сплести. А заезжий готов верить. Он попал на «дикий север». Ему хотелось полярных впечатлений.. Оставил я заезжего додумывать: каким был город без домов.

Как-то приходит старик ненец. Поговорил о том о сем, попил чаю и спрашивает: «- Скази, худозник, ты знас, посему у тех людев, сто приезжают, две правды, а у нас одна? Пробую.. Не понять:. Как две правды.. тож одна.. У них и хоросо быват нехоросим, и нехоросо хоросим, а у нас нехоросо - нехоросо, хоросо - хоросо».

Много говорили, и в том ли году или в 1907 году, когда снова жил до осеннего рейса, рассказывали мне сказки. Две из них, как мне кажется, я запомнил. В себе хранил, как дорогой подарок. Теперь уже много лет прошло, можно и передать, как тогда записал. Больше мне нравится мечта о счастливом крае, где нет злобы, вражды, где только любят:

«Если пройдешь льды, идя все к северу, и перескочишь через стены кружащих ветров, то попадешь к людям, которые только любят и не знают ни вражды и ни злобы. Но у тех людей по одной ноге, и каждый отдельно они не могут двигаться, но они любят и ходят обнявшись, любя. Когда они обнимутся, то могут ходить и бегать, а если они перестают любить, сейчас же перестают обниматься и умирают. А когда они любят, они могут творить чудеса. Если надо за зверем гнаться или спасаться от злого духа, те люди рисуют на снегу сани и олени, садятся и едут так быстро, что ветер восточный догнать не может».

А вот вторая сказка: «Герой сказки нашел в лесу могильный сруб: четыре столба невысоких, вбитых в землю и околоченных досками, как ящик. Около сани с возом, опрокинутые, и олени в упряжке. Оглянулся герой, нет никого, стал звать:
- Есть ли здесь кто-нибудь? Голос из могилы откликнулся: - Здесь я, девка, похоронена.
- Зачем же ты похоронена?
- Да я мертвая.
- Как же ты узнала, или кто тебе сказал, что ты мертвая?
- Я всю жизнь была мертвой, у меня не было души, но я об этом не знала и жила, как и все живые. А когда была невестой и сидела с женихом и родными у костра накануне свадьбы, из костра выскочил уголь и упал на меня Я и родные мои, и жених узнали, что у меня нет души, а только видимость одна. Меня и похоронили, и со мной все, что было мое. Герой сказал:
- Хочешь, я сломаю могилу и ты будешь жить. Нет, у меня нет другой души. Но я дам тебе половину моей души, ты будешь моей женой!
Девка согласилась. Герой сказки сломал могильный сруб, освободил девку и увез с собой».

Кинь кроху на лес, пойдешь и найдешь.У скупа не у нета. Меня скупым не зовут, а смогу ли напомнить новое?
Спросил старика: - «Што долго не заходил? - Заделья не было». Пришел помор - капитан один. – «Что жена не пришла? - Не выторопилась.»

Не возьмите в обиду, что поговорки кое-какие и идут кое-как. К слову, к месту-то бегут, выстраиваются… На поклон легки, на слово скоры, хороводы ведут, словами узор плетут. Только успевай записывай: откуда берут, куда кладут! Так и сказки: сижу пишу…А бывало и так, что сказка не отпустит! Ежели я в бабкиной юбке с двумя самоварами полетел на Луну? То уж никакой остановки! Надо долететь, поглядеть и домой воротиться!

Не думайте, что я того - заговариваюсь…Нельзя класть запрет мысли. Пусть летит, вьется. Говорят: человек не может придумать, чего не может быть.»

Не может…Не может человек придумать, чего не может быть…

Так может быть сила и бессмертие сказок не в том что они создали удивительный волшебный мир - мир в котором можно укрыться от действительности, забыть о серости и унылости жизни с ее монотонными чувствами и желаниями. А в том, что она дает человеку надежду на его человечность, в том что она хранит в себе абсолютную, неиссякаемую веру в человека и в то лучшее, что в нем есть. Она не сомневается в том, что Добро победит Зло, что верность и благородство будет вознаграждено любовью и счастьем. И если ты за справедливость, за правду, если ты настоящий, тогда ты обретаешь свою истинную ценность в этом мире, то, для чего ты в этот мир и призван. И тогда все достижимо..

Мы сейчас живем в мире заколдованной сказки, в мире некоего проклятого пространства, в наничье, как говорили древние славяне – мире, где все имеет обратную ценность, где утерян смысл таких понятий, как честь, справедливость, совесть, познание. Может быть к нам прикоснулась своей волшебной палочкой та самая обиженная, злая фея из сказки и все мы заснули..? И надо только стряхнуть с себя этот сон и проснуться.. Может быть сказка поможет? Ведь она живет, она не ушла, она просто терпеливо выжидает, когда наступит её время, её черёд, когда она будет опять нужна людям.

Есть вопросы, которые задаются и будут задаваться всегда.. Потому что ответ на них очень важен, иногда он самый важный в жизни человека. Вот один из них - верите ли вы в сказку? Видимо этот вопрос еще волнует людей. Во всяком случае на пространствах интернета, на различных форумах и обсуждениях встречаешь удивительные слова и мысли, которыми люди делятся друг с другом. Вот лишь несколько из них:

«Я не верю в сказку - я живу в ней. Я вижу небычное в обычном и сказку в быту. Утром я встречаю восход солнца - оно поднимается из-за деревьев. Для меня мы с солнцем едины – дух захватывает, оно восходит из меня. Затем прилетают птицы на праздничный стол – небо полнится множеством крыльев, но вначале прилетает Ворон, мой друг. Он первый. Когда Он улетает - воздух взрывается от гомона птиц: трещат сороки, чирикают воробьи,…- так птицы соблюдают иерархию, порядок, который есть в природе. Коты, собаки птицы, растения в моем саду - это все Я, только в других ипостасях. А ночью я сплю под своей любимой березой - открываю глаза - фантастика!!! Жизнь - тайна!!! Мистерия!!! Я танцую с Луной, со Звездами. Однажды я видела огненный шар на траве, он был живой.

Пульсировал, а потом медленно поплыл по траве и исчез. Когда не отделяешь себя от природы, от существования того, что есть, то живешь в сказке..»

«Верю, верю всей душой в сказки, верю в волшебство, верю в настоящую любовь.. Мне почти шестнадцать лет и я верю в волшебный мир.. и мне не стыдно. Я верю в лучшее, в то, что скоро на земле воцарит покой и равновесие, что миром будут править достойнейшие из достойнейших. Но с каждым днем, я понимаю, что такое взрослый мир. Я не хочу туда, мне там нет места, за что? Я не хочу в это царство.. Там все заросло эгоизмом, так мало нормальных людей, людей которые не поддались этому миру мнимых наслаждений, не забыли что такое правда, честь и достоинство. Но их так мало.»

«Когда была маленькая, меня до ужаса пугали русские мультики и русские сказки. У меня болело сердце за бедного деда из «золотой рыбки», я плакала за Иванушку, который в козленка превратился, а когда колобка съела лиса - это было для меня шоком, как внезапная молния… был колобок и бац! съели! Безумно переживала, смотрела сказку так, как будто эта зловещая история происходит на самом деле с моей мамой или папой, которые попали в опасность….То ли дело зарубежные! Cмотреть легко и просто, даже самая бурная сказка с непредсказуемо трагичными событиями вызывает интерес и желание узнать «а что же будет дальше?», но никак не переживание и волнение… А в русских сказках скрыта какая-то мощная сила, в каждой сказке - зерно могущественной и неразгадываемой идеи…»

«Мне кажется, что герой русской сказки ищет вовсе не дом. И не себя. Герой ищет МИР, в котором он нужен и полезен. Не свое место в существующем мире, не свой дом. А целый мир для себя… Русская сказка - это поиск лучшего мира для себя. Поиск града Китежа, Руси Небесной, Тридевятого Царства, Коммунизма, Полдня, Царства Кащея. По-моему так…»

«Когда читаешь сказки, начинаешь невольно в них верить. И потом очень тяжело возвращаться в серую и скучную реальность.. Но когда наступает момент вернуться, просто нужно найти способ раскрасить и изменить эту самую реальность. Сделать её такой, какую хочется именно тебе! Ведь в этой жизни возможно всё, нужно только чуть-чуть постараться! … Главное - понять, что сказка прекрасна не замками и волшебными палочками, а ЛЮДЬМИ, простыми людьми, которые любят, ненавидят, боятся, радуются….просто живут…такими же как мы… Мы не можем летать на мётлах, не можем превращать чашки в мышей, но мы можем жить и быть счастливыми! Живите, творите, создавайте, умейте ценить прекрасное, умейте ЛЮБИТЬ, умейте ПРОЩАТЬ и БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!»

«Если разобрать почетче каждый жизненный момент, то они все немного похожи на главы одной большой сказки)) так что пока она не закончится, ответить не могу.., но одно знаю точно, она очень интересная!»

«Сказка рождается прямо в нас самих… Когда мы позволяем ей родиться…. Но иногда она сама вырывается наружу..прямо из нашей души… И тогда мир становится сказочно прекрасным.»

В стране русской сказки возможно все – счастье, верность, любовь.. И добро всегда побеждает зло.. И зло, которое почти всегда помогает добру. Подобно Тому, Кто сказал как-то про себя «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…». Потому что и добро и зло в этой стране как-бы части одного целого и все свершается там по каким-то неведомым, непонятным нам, но удивительно справедливым правилам.. Где все знает свое место и время и все как-будто для того и создано, чтобы рассказать тебе о чем-то очень-очень важном…

В этой стране ты можешь прожить тысячи жизней, побывать везде, увидеть и почувствовать все - скакать без устали и страха на чудесном коне, пересекать моря и океаны, подниматься к звездам. Чудовища, великаны, колдуны возникают перед тобой - но тебе не страшно, тебе и не может быть страшно, потому что ты знаешь, что ты непобедим, и тебе ничего не грозит - пока ты честен и справедлив, пока ты остаешься самим собой.. А это не трудно, совсем не трудно. Стоит лишь захотеть.. И за всем тем, что происходит в этой стране стоит другой невидимый обычному взгляду сокровенный смысл, удивительная тайна.. И ее обязательно нужно разгадать..

И еще то, о чем бы хотелось сказать - русская сказка и русское народное искусство. Невозможно представить, как одно могло бы существовать без другого. Наверное еще много тысяч лет назад рука древнего мастера придавала первые зримые формы тем образам, которые жили рядом с ним, волновали его душу и сердце.

Тысячи лет жили сказки и тысячи лет жили, рождались и умирали люди, которые сохраняли их тайны в творениях своей фантазии и своих рук. Менялись времена, менялись стили и формы, но неизменным сохранялось главное - глубокая, непрерывная любовь и преданность ко всему, что создала и донесла до нас черех века наша история и культура.

Вглядитесь в работы нынешних мастеров. Они такие разные. Но все они хранят в себе сокровенные знания и мысли Они многое могут рассказать. Надо просто прислушаться.

Придуманные в России персонажи - это символы детства каждого из нас, при этом в разных странах мира они абсолютно иначе воспринимаются. К примеру, если в российской мифологии Баба-яга - это нечисть, то у скандинавов похожий персонаж - это богиня царства мертвых, Хель.

Женские образы: «свет мой, зеркальце, скажи…»

Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья-искусница, Царевна-Лягушка, Снегурочка, Аленушка - женские образы, которые обладали не только сногсшибательной женской логикой, но и добротой, мудростью, красотой, искренностью. Самый яркие из них, это:

1 Хрупкая, маленькая девочка, помощница Деда Мороза - любимая новогодняя гостья, пример для подражания непослушным детям. С середины 19 века на смену образу маленькой внучки приходит юная красавица, с обязательным кокошником или меховой шапкой, предпочитаемые уборы русских женщин.

Ни одна страна мира не может похвастаться такой же волшебной и романтической биографией, как русская Снегурка. В Италии - это фея Бефана, старушка с крючковатым носом, которая прилетает к детворе на метле, даря подарки. Эдакий, «Дед Мороз» в юбке. Монголы свою Снегурочку называют Зазан Охин, девочка Снег. Героиня по традиции загадывает загадки и дарит подарки только после того, как услышит разгадку. В США же у Санты из помощников одни олени, а Снегурочки нет.

Любопытно, что если попробовать перевести слово Снегурочка на английский, воспользовавшись сервисом «Google переводчик», то результат будем всегда разным. Вчера Снегурочку перевели, как «Snow — boy» (если дословно — снежный мальчик). Сегодня, Снегурочка в базе сервиса переводится, как Snow-maiden (Сделанный из снега).

2 Маша , неугомонная спутница Медведя, непослушный персонаж бьющего все рекорды ЗD мультфильма.

Зеленоглазая непоседа в совершенстве владеет приемами рукопашного боя, обожает капризничать и хулиганить, задает вопросы, на которые сложно дать ответ. Прототипом мультсериала, стала фольклорная героиня русской народной сказки. Черты характера режиссер О.Кузнецов позаимствовал у героя рассказа О. Генри «Вождь краснокожих». Команда создателей сериала не адаптирует исконно русских героев для трансляции в различных странах.

3 Баба-яга - ведьма, героиня славянской мифологии, наделенная магической силой. Отрицательный персонаж заманивает добрых молодцев в свою избушку на курьих ножках, в обязательном порядке дарит героям сказочного коня и волшебный навигатор тех времен — клубок с нитками. Русская ведьма не всегда дружелюбна, но если вы наделены даром красноречия, она может помочь.

4 Жар-птица , сказочная птица, исцеляющая больных и возвращающая зрение слепым, приходится родной сестрой западноевропейской птице Феникс, которая умела возрождать из пепла. Папой двух огненных героинь, скорее всего, был Павлин.

Каждая героиня - это индивидуальность, воплощающая добро или зло, её действия и поступки напрямую связаны с характером и выполняемой миссией.

Мужские образы: «не перевелись ещё богатыри на земле Русской!»

Не менее колоритен топ положительных мужских образов, ярко передающий дух русского человека. Главные образы всегда антагонистичны: в противовес прекрасному обязательно найдется плохое. Без каких мужских образов немыслимы русские сказки:

1 Дед Мороз.

В русской версии - Морозко, Студенец, могучий повелитель зимней вьюги. Обожаемый детворой персонаж ездит на тройке лошадей, стуком посоха сковывает водоемы и реки, холодным дыханием заметает города и села. В Новый Год вместе со Снегурочкой дарит подарки. Во времена СССР Деда переодели в красную шубу, цвет флага страны. Образ популярного Деда, который «бродит по лесам и лугам» в разных странах обыгран по-разному: Санта- Клаус, Йоулупуки, Йыулувана.

Это интересно:

По самым скромным оценкам ученых, Деду Морозу уже более 2000 лет. За две тысячи лет Дед Мороз не раз представал в разных образах. Сначала — в облике языческого бога Зимника: старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. А в четвертом веке Деда Мороза напоминал святой Николай-Чудотворец, живший в Малой Азии в городе Патары.

Приходить в дом с подарками дедушка стал с началом празднования Нового года на Руси. Раньше он дарил подарки послушным и умным, а озорников колотил палкой. Но годы сделали Деда Мороза сердобольнее: палку он заменил на волшебный посох.

Кстати, на страницах книг Дед Мороз впервые появился в 1840 году, когда были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» Владимира Одоевского. В книге стало известно имя и отчества зимнего кудесника — Мороз Иванович.

В двадцатом веке Дед Мороз чуть было не исчез. После революции посчитали, что праздновать Рождество – вредно для народа, ведь это самый настоящий «поповский» праздник. Однако в 1935 году опалу наконец-то сняли, и вскоре Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник елки в московский Дом Союзов.

2 Три Богатыря. Сильные, отважные, веселые герои давно стали символом России, благодаря серии полнометражных приключений Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. На самом деле, отважные молодцы никогда не встречались в жизни, согласно былинам они даже жили в разные века.

Это интересно:

В 2015 году, вышедшая на экраны 6-я часть саги - «Три богатыря: Ход конем» собрала 962 961 596 рублей. Почти 1 млрд рублей! Таким образом, картина стала самым кассовым анимационным фильмом года. Хотя начиналось все скромно: касса первой части - «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004) - составила 48 376 440 рублей. Дальше сборы неуклонно росли.

3 Иван-дурак (третий сын) - персонаж, воплощающий особую «волшебную стратегию»: герой действует вопреки здравому смыслу и всегда добивается успеха! Дурак превосходно разгадывает загадки, побеждает нечистую силу и доблестно спасает главную героиню.

Буратино, Крокодил Гена, Доктор Айболит, Бармалей, Винни-Пух, Кот Леопольд и кот Матроскин — тоже являются одними из самых популярных и любимых героев российского кинематографа, которые по праву занимают высокие позиции рейтинга сказочных персонажей.

Нечисть: хранители лесов, болот и домов

Самую большую группу русского народного эпоса составляют мифические существа. Водяной, Кикимора, Леший, русалки, Домовой, Баба-Яга — магические образы, которые появлялись вместе с необъяснимыми силами природы. По своим поступкам и характеру - это больше отрицательные персонажи, но вместе с тем, они обаятельны и харизматичны в современных фильмах и мультфильмах, к ним относятся:

1 Кощей Бессмертный. Персонаж, обладающий сверхъестественной силой. По поверьям - это коварный старик, убивающий домашних животных. Чародей часто похищает невесту главного героя в надежде на «взаимную любовь».

Это интересно:

В советском кинематографе Кошея блистательно играл актер Георгий Милляр. В основном он играл всякую нечисть и приходилось накладывать сложный грим. Но для роли Кощея Бессмертного грим практически не был нужен, так как актер сам напоминал живой скелет (после заболевания малярией вес актера был всего 45 кг).


Кощей Бессмертный — Георгий Милляр
  • Статья
Самым популярным русским сказочным героем является Иванушка-дурачок, однако, далеко не всегда этот образ олицетворяет исключительно положительные черты. В сказке «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» образ русского Ивана представлен наиболее красиво и однозначно. Работящий богатырь сражается мечом и голыми руками, хитростью и смекалкой с чудовищами, заполонившими русскую землю. Он добр и красив, смел и отважен, силен и умен, несомненно, это самый положительный образ русской сказки.

Другой Иван в «Сказке о Василисе золотой косе» также спасает весь народ и своих от страшного змея, пленившего красавиц и его родную сестру. Иван Горох – сильный и грозный богатырь, готовый разделаться с любым злом, защитить родную землю и отстоять честь сестры. А вот в сказке «Иван-царевич и серый волк» более положительным персонажем выступает волк, Ивану-царевичу лишь повезло встретить такого верного и преданного друга. Такую же тенденцию можно наблюдать в сказках «Конек-горбунок», «По щучьему веленью» и многих других.

Русские люди в большинстве своем считали, что «горбатого могила исправит», поэтому для русских сказок не характерна трансформация героя из отрицательного персонажа в положительный.

Самыми положительными женскими персонажами в русских сказках выступают Василисы Прекрасная и Премудрая. Русская красавица в первую очередь отличается умом и добротой, она помогает своему избраннику победить зло хитростью и смекалкой, достать волшебный предмет или направляет его мудрым . Как ни странно, но в некоторых сказках положительной может быть даже Баба Яга, которая снабжает путника напутственными словами, древними знаниями и оказывает материальную помощь в виде волшебных предметов: платок, гребешок, клубок ниток или зеркало.

Положительные герои зарубежных сказок

Герои европейских сказок кардинально отличаются от русских, они слабы физически, ум и хитрость в них не воспевается так, как в фольклоре. На первое место выходят такие качества как доброта, покорность, и трудолюбие. Белоснежка и Золушка – забитые красавицы, рожденные для любви и роскоши, но, по воле злых людей, они обязаны исполнять роль служанок. Они не прилагают никаких усилий, чтобы изменить свою судьбу, они покорны ей и освобождаются от оков лишь по воле случая. Причем основной идеей подобных сказок является мысль о том, что для торжества справедливости необходимы только добродетель и трудолюбие, а бог или добрые феи щедро вознаградят героиню за все лишения.
Пиноккио – сказка итальянского писателя о трансформации глупой, непослушной и, порой, жестокой деревянной куклы в доброго и заботливого мальчика. Пиноккио или Буратино одни из самых положительных детских персонажей.

Герои-воины в зарубежных сказках представлены довольно редко, одним из немногих таких персонажей считается Чиполлино, хотя это в большей степени образ революционера, сражающегося с диктаторами против буржуазии и рабства. Особняком стоит и другой положительный герой – средневековый революционер Робин Гуд. Собирательный образ благородного разбойника-воина романтизирован и одухотворен. Он борется со злом в лице жестоких феодалов, с беззаконием и несправедливостью.

Восточные сказки в своих идеях ближе к русским, например, Аладдин – аналог Ивана-дурака или Емели. Восточным персонажам, как и русским, часто помогают хитрость, ловкость и изворотливость, самый популярный герой – «багдадский вор», преступник, который сумел обвести вокруг пальца не один десяток толстосумов и так и не был пойман. Практически в каждой арабской сказке присутствует и направляющая рука – как и в русской традиции, это женщина. Умная и хитрая жена Али Бабы, Сакине, Шахерезада, как и Василисы в русских сказках олицетворяют такую сообразительность и смекалку, которая присуща только женщинам.

Сказка – это не только развлечение для малышей. В ней собраны поучительные истории, в которых отражены верования целого народа. Герои наделены достаточно условными гиперболизированными характерами, их мотивы и действия являются отражением древних славянских ритуалов.

Баба-яга – самый известный персонаж русского фольклора. Между тем это не просто собирательный образ уродливой старухи со склочным характером и свирепыми деяниями. Баба-яга по своей сути – проводник. Лес, в котором она обитает – условная граница между мирами. Костяная нога ей нужна, чтобы духи считали её своей. Обязательное условие «истопить баньку» – ритуальное омовение, совместная трапеза в том или ином виде – тризна, помин у славян. А непременное жилище – избушка на курьих ножках – как раз место перехода в загробный мир. Кстати, куриные ножки никакого отношения к избе не имеют. «Курь» означает «окуривать» – обдавать дымом новое пристанище человека «без окон, без дверей». И детей на самом деле Баба-яга в печку не сажала – это опять же образ инициации малышей у славян, во время которого ребёнка помещали в печь, чтобы защитить его от злых духов.

Водяной – неприятный на вид водный дух, который живёт в водоворотах и водяных мельницах. В жёнах у него девушки-утопленницы, а в прислугах – рыбы. Водяной не упустит шанса затянуть к себе на илистое дно незадачливого ныряльщика. Чтобы он не бесчинствовал, ему несли подарки, особенно дух воды радовался аппетитному гусю. Водяной всегда готов защитить свой родной дом, стоит только рыбаку опрометчиво посягнуть на его владения.

Жар-птица – аналог возрождающегося из огня и пепла Феникса. Как правило, она (либо её перо) и есть цель поисков и скитаний главных героев. Считается, что она олицетворяет свет и тепло, поэтому каждой осенью умирает, а весной появляется снова. Ещё в сказках встречается Сирин – полуженщина-полуптица. Она обладает райской красотой и ангельским голосом, но каждый, кто услышит его, обречён на беды и страдания.

Змей-горыныч – огнедышащий дракон, умеющий летать. В славянском фольклоре он охраняет Калинов мост – доступ в загробное царство, куда простому человеку путь заказан. Число его голов всегда кратно трём (сакральное число славян), что свидетельствует о живучести, за раз его не одолеешь.

Леший – лесной дух. Он то огромен и могуч, то мелок и нелеп, то неуклюж, то ловок. Его стараются избегать, поскольку Леший обладает вредным характером и может завести в чащу лесную – потом выбирайся оттуда. Спастись можно, если надеть одежду наизнанку – так он не узнает свою жертву. В то же время его задабривают, оставляя дары на опушке, потому что это Хозяин леса, без которого невозможна жизнь человека.

– добрый хранитель дома. Он рождается стариком, а умирает младенцем. Он с удовольствием помогает в хозяйстве, если его не обижать и подкармливать молоком, а может хулиганить и прятать нужные вещи. Полной противоположностью ему является Кикимора – злой дух умершего, мучающий семью. Впрочем, делает пакости она тем, кто не держит своё жилище в порядке, так что довольно справедлива. Ещё один домашний проказник – Банник . Он способен напугать зашедшего попариться человека, бросив в него горячие камни или ошпарив кипятком.

Кащей Бессмертный – злой чародей, похищающий невест. Это прообраз могущественного жреца Кощея Чернобоговича, сына Чернобога. Он владел царством Нави (подземное царство, загробный мир у славян).

Ну и какая же сказка без Ивана-дурака ? Это собирательный положительный образ, которому уготован длинный путь, но он с доблестью его проходит и получает в конце царевну в жёны. Так что Дурак – это не ругательство, а своеобразный оберег от сглаза. Поставленные жизнью задачи Иван решает благодаря собственной смекалке и нестандартному подходу.

Слушая истории с героями русских народных сказок , дети сызмальства учились быть стойкими духом, справедливыми, смелыми, почитающими и признающими силу добра (ведь оно всегда побеждает). Славяне верили, что любая сказка – ложь только для нашего, видимого мира, но истина для мира духов. И никто не будет спорить, что в ней содержится урок, который каждому только предстоит познать в течение своей жизни.
_

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

_
ЭТНОМИР – самый большой этнографический парк-музей России, красочная интерактивная модель реального мира. Здесь на площади 140 га представлены архитектура, национальная кухня, ремёсла, традиции и быт практически всех стран. Каждой стране отведён своеобразный «культурный заповедник» – этнодвор.

– комплексная экспозиция. Она образована зданием самой большой в мире русской печи и девятью избами разных регионов Европейской части России.

В своей планировке архитектурный ансамбль воссоздаёт структуру древнеславянских поселений, когда жилые строения окружали центральную площадь.

Основные экспозиции Музея находятся в избах – это и печи разного строения, формы, конструкции, и предметы быта XIX-XX веков, и выставка утюгов, и коллекция традиционных русских лоскутных кукол, и различные деревянные игрушки...