Реализм в литературе второй половины XIX века. Реализм в литературе. Характерные черты и представители направления Примеры произведений реализма в литературе 19 века

Реализмом принято называть направление в искусстве и литературе, представители которого стремились к реалистичному и правдивому воспроизведению действительности. Иными словами, мир изображался как типичный и простой со всеми его достоинствами и недостатками.

Общие черты реализма

Реализм в литературе отличается рядом общих признаков. Во-первых, жизнь изображалась в образах, которые соответствовали действительности. Во-вторых, реальность для представителей данного течения стала средством познания себя и мира вокруг. В-третьих, образы на страницах литературных произведений отличались правдивостью деталей, конкретикой и типизацией. Интересно, что искусство реалистов с их жизнеутверждающими положениями стремилось рассматривать реальность в развитии. Реалисты обнаруживали новые социальные и психологические отношения.

Возникновение реализма

Реализм в литературе как форма художественного создания возник еще в эпоху Возрождения, развивался в эпоху Просвещения и проявил себя как самостоятельное направление только в 30-х годах 19 века. К первым реалистам в России относят великого русского поэта А.С. Пушкина (его иногда даже называют родоначальником данного течения) и не менее выдающегося писателя Н.В. Гоголя с его романом «Мертвые души». Что касается литературной критики, то в ее пределах термин «реализм» появился благодаря Д. Писареву. Именно он ввел термин в публицистику и критику. Реализм в литературе 19 века стал отличительной чертой того времени, располагая своими особенностями и характерными чертами.

Особенности литературного реализма

Представители реализма в литературе многочисленны. К самым известным и выдающимся относятся такие писатели, как Стендаль, Ч. Диккенс, О. Бальзак, Л.Н. Толстой, Г. Флобер, М. Твен, Ф.М. Достоевский, Т. Манн, М. Твен, У. Фолкнер и многие другие. Все они работали над развитием творческого метода реализма и воплощали в своих произведениях самые яркие его черты в неразрывной связи со своими уникальными авторскими особенностями.

Реализм в литературе - это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений. Данное зародилось в XIX столетии, а его приверженцы резко выступали против изощренных форм поэзии и использования в произведениях различных мистических понятий.

Признаки направления

Реализм в литературе 19 века можно отличить по четким признакам. Основным из них является художественное изображение действительности в знакомых для обывателя образах, с которыми он регулярно сталкивается в реальной жизни. Реальность в произведениях рассматривается в качестве средства познания человеком окружающего мира и самого себя, а образ каждого литературного персонажа прорабатывается таким образом, чтобы в нем читатель мог узнать себя, родственника, коллегу либо знакомого.

В романах и повестях реалистов искусство остается жизнеутверждающим, даже если для сюжета характерен трагический конфликт. Еще одним признаком данного жанра является стремление литераторов рассматривать окружающую действительность в ее развитии, причем каждый писатель пытается обнаружить появление новых психологических, общественных и социальных отношений.

Особенности данного литературного течения

Реализм в литературе, пришедший на смену романтизму, обладает признаками искусства, ищущего истину и находящего ее, стремящегося преобразовать действительность.

В произведениях писателей-реалистов совершали открытия после долгих раздумий и мечтаний, после анализа субъективных мироощущений. Эта особенность, которую можно выделить по авторскому восприятию времени, определила отличительные признаки реалистической литературы начала ХХ столетия от традиционной русской классики.

Реализм в XIX столетии

Такие представители реализма в литературе, как Бальзак и Стендаль, Теккерей и Диккенс, Жорд Санд и Виктор Гюго, в своих произведениях наиболее ярко раскрывают тематику добра и зла, причем избегают абстрактных понятий и показывают реальную жизнь своих современников. Данные литераторы дают понять читателям, что зло заключается в образе жизни буржуазного общества, капиталистической действительности, зависимости людей от различных материальных ценностей. К примеру, в романе Диккенса «Домби и сын» владелец компании был бессердечным и черствым не по своей природе. Просто такие черты характера у него появились из-за наличия больших денег и честолюбия собственника, для которого главным жизненным свершением становится нажива.

Реализм в литературе лишен юмора и сарказма, а образы персонажей уже не являются идеалом самого писателя и не воплощают его заветные мечты. Из произведений XIX-го столетия практически исчезает герой, в образе которого просматриваются представления автора. Такая ситуация особенно ярко прослеживается в произведениях Гоголя и Чехова.

Однако наиболее явственно данное литературное направление проявляется в работах Толстого и Достоевского, описывающих мир таким, каким они его видят. Это выражалось и в образе персонажей со своими достоинствами и слабостями, описании душевных терзаний напоминание читателям о суровой действительности, изменить которую одному человеку невозможно.

Как правило, реализм в литературе затрагивал и судьбы представителей русского дворянства, о чем можно судить по работам И. А. Гончарова. Так, характеры героев в его произведениях остаются противоречивыми. Обломов является чистосердечным и мягким человеком, однако из-за своей пассивности он не способен к лучшему. Подобными качествами обладает еще один персонаж в русской литературе - безвольный, но одаренный Борис Райский. Гончаров сумел создать образ «антигероя», типичного для XIX столетия, который был замечен критиками. В результате появилось понятие «обломовщина», относящееся ко всем пассивным персонажам, основными чертами которых являлись лень и безволие.

Критический реализм - направление и искусстве ряда стран Европы и Америки, возникшее в середине XIX в. В то же время во Франции появился реализм как важное понятие эстетической мысли.

Критический реализм ориентирован на непосредственное изображение повседневной жизни людей, преимущественно бедных и обездоленных, противопоставляемых зажиточным и праздным слоям населения. Первые признаки критического реализма можно заметить в живописи итальянца Микеланджело Караваджо и его последователей - «караваджистов», проявлявших в конце XVI и в XVII в. острый интерес к быту низов общества - нищих, бродяг, разбойников, изображавшихся часто в увлекательном романтически-авантюрном обличий (живопись Сальваторе Розы, Алессандро Маньяско в Италии). В XVII в. голландец Ян Стен , в XVIII в. итальянцы Якопо Черути, Гаспаре Траверс пытались изобразить без прикрас неприглядные стороны будничной жизни своих современников. Художники эпохи Просвещения XVIII в. (Уильям Когарт В Англии.) критиковали с точки зрения разума и справедливости социальные устои общества тех лет. Особенно острым и бесстрашным был анализ социальных противоречий в офортах и картинах Франциско Гойи в Испании на рубеже XVIII и XIX вв. В живописи и графике 1-й половины XIX в. (Теодор Жерико , Эжен Делакруа во Франции) с энергией и страстью отражены драматические конфликты повседневной реальности. Собственно социальная критика стала доминирующим началом в творчестве графиков 2-й трети XIX в. - Оноре Домье , Поля Гаварни , Жана-Исидора Гранвиля , обратившихся к пристальному изучению и анализу глубоких общественных противоречий. Обобщенные образы социальных сил своего времени создали в XIX в. художники Александр Декан, Гюстав Курбе , Жан-Франсуа Милл е во Франции, Константен Менье в Бельгии. Адольф Менцель, Вильгельм Лейбль в Германии, Михай Мункачи в Венгрии. В России критический реализм получил распространение уже в середине XIX в. Образ «маленького человека», возникший в произведениях А. С. Пушкина, И. В. Гоголя, нашел воплощение в жанровых сценах П. А. Федотова, в карикатурах и иллюстрациях А. А. Агина, П. М. Боклевского, Н. А. Степанова, П. М. Шмелькова, А. И. Лебедева. Во 2-й половине XIX - начале XX вв. художники-передвижники сделали критический реализм основным методом своего искусства. В. Г. Перов, Г. Г. Мясоедов, В. Е. Маковский, Н. А. Ярошенко, И. Е. Репин , А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, Л. В. Попов в своих картинах критиковали несправедливое общественное устройство, следуя за литературой (И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский. А. П. Чехов). Традиции критического реализма - сатирическое обличение и анализ общественной ситуации - то и дело воскресали в советское время: в сатирической графике Кукрыниксов, Б. И. Пророкова, Л. В. Сойфертиса, в живописи Е. М. Чепцова, С. А. Адливанкина, С. В. Никритина, Г. М. Коржева, а в конце XX в. в саркастическом искусстве соц-арта .

Реализм

«Здесь не идёт речь о поиске «абсолютной» красоты. Художник не является ни историей живописи, ни её душой... И именно поэтому он не должен считаться ни моралистом, ни литератором. Его следует оценивать просто как художника».

Томас Икинс стал самым известным художником-реалистом в Соединенных Штатах, включая фотографические исследования в свои работы и раскрывая характер сюжетов посредством тщательного наблюдения. «Клиника Гросса» (1875), портрет доктора Сэмюэля Гросса, проводящего инвазивное хирургическое вмешательство в операционной, изображается в невероятных подробностях. Его выбор современного предмета (хирургии) следует реалистическому убеждению, что художник должен быть из своего времени.

Немецкий реалист Вильгельм Лейбль встретил Курбе и увидел его работу, когда французский художник посетил Германию в 1869 году. Признавая его способности, Курбе заманил его обратно в Париж, где Лейбль достиг значительных успехов, а также познакомился с Мане до возвращения в Мюнхен, чтобы утвердить себя в качестве первого художника-реалиста своей страны. Он наиболее известен изображениями крестьянских сцен, таких как «Три женщины в церкви» (1881), которые принесли откровенный натурализм голландских и немецких Старых мастеров в современную эпоху. Хотя несколько устаревшая одежда, которая одета на этих трёх женщинах указывает их низкий экономический статус (новые тенденции города прошли мимо них), Лейбль облагораживает их терпением и скромностью.

«Мир Кристины», созданный одним из ведущих американских художников того времени, находится среди самых знаменитых американских картин середины XX века. Он изображает женщину, лежащую на поле, и смотрящую на серый дом на горизонте. Женщина на картине - Анна Кристина Олсон. Она была соседкой Уайета в Южном Кушинге, штате Мэн, и страдала от дегенеративного изменения мышечной ткани, из-за которых она не могла ходить. Уайет вдохновился на создание шедевра, когда увидел из окна, как она ползает по полю. Несмотря на то, что первый показ получил мало внимания, популярность Christina"s World росла на протяжении многих лет. Сейчас картина считается иконой американского искусства и одной из самых важных работ американского реализма.

4. «Сборщицы колосьев»

Французское название: Des glaneuses

Художник: Жан-Франсуа Милле

Год: 1857

Самыми известными работами Жана-Франсуа Милле являются его трио картин, на которых изображены скромные крестьяне в невиданной героической и сочувствующей манере. «Сборщицы колосьев» - самая известная из трёх картин, и она повлияла на нескольких более поздних художников, включая Писсарро, Ренуара, Сёра и Ван Гога. На ней изображены три крестьянские женщины, подбирающие или собирающие остатки жатвы с поля рассыпавшихся зерён после сбора урожая. Изображая наинизший слой сельского общества в сочувствующем свете, картина была сильно подвергнута критике французскими высшими классами при первом показе. Размер картины составляет 33 на 44 дюйма (84 x 112 см), и это был главный предмет спора, поскольку такой огромный размер обычно предназначался для религиозных или мифологических сюжетов.

3. «Похороны в Орнане»

Французское название: Un enterrement à Ornans

Художник: Гюстав Курбе

Год: 1850


Эта картина изображает похороны двоюродного деда Гюстава Курбе в небольшом городке Орнане во Франции. Курбе «написал тех людей, которые присутствовали на погребение, всех горожан». «Похороны в Орнане» вызвала бурю на первой выставке на Парижском салоне 1850-1851. Во-первых, это огромная работа, размером 10 на 22 футов (305 x 671 см); такой огромный масштаб традиционно предназначался для героических или религиозных сцен исторической живописи; во-вторых, его неприглядный реализм без какого-либо сентиментального повествования шокировал мир искусства. Первоначально осуждённая критиками, картина «Похороны в Орнане» была одной из главных работ, благодаря которой публика отошла от романтизма и заинтересовалась новым реалистическим подходом. Она считается одним из главных поворотных моментов французского искусства XIX века, и Курбе сказал: ««Похороны в Орнане» были в действительности погребением романтизма».

2. Полуночники

Художник: Эдвард Хоппер

Год: 1942

Эдвард Хоппер известен тем, что раскрывает одиночество современной жизни и заставляет зрителя играть более активную роль в завершении повествования произведений. Эту картину, изображающую людей в закусочной в центре города поздно ночью, вдохновил ресторан на Гринвич-авеню, рядом с домом художника в Манхэттене. Её истолковали как иллюстрацию отрицательного влияния Второй мировой войны, и как изображение изоляции индивидуума на фоне суеты Нью-Йорка. Самая известная работа Хоппера, «Полуночники» является одной из наиболее узнаваемых картин американского искусства. Она повлияла на многих будущих американских художников и широко упоминается и пародируется в популярной культуре.

1. «Олимпия»

Художник: Эдуард Мане

Год: 1863


Эдуард Мане, хотя и часто считается импрессионистом, называл себя реалистом. Его первые работы включают некоторые из самых значительных произведений реализма, среди которых находится «Олимпия». На картине изображена лежащая обнаженная женщина, которой прислуживает служанка. Когда её впервые выставили на Парижском салоне 1865 года, она вызвала огромный спор; не из-за наготы Олимпии, а потому, что на картине есть несколько деталей, которые указывают на то, что она проститутка. К ним относятся: орхидея в волосах, браслет, жемчужные серьги и восточный платок, на котором она лежит. Кроме того, на картине есть чёрная кошка, которая традиционно символизировала проституцию. Олимпия была вдохновлена ​​«Венерой Урбинской» Тициана и несколькими другими картинами; но в отличие от этих работ он не изображал богиню или придворную даму, а проститутку высокого класса. Самый известный аспект картины - дерзкий взгляд Олимпии; который часто упоминается как вершина неповиновения патриархату. «Олимпия» Мане - самая известная картина реализма и, возможно, самая известная обнаженная фигура XIX века.



От: Шолохова Е.,   -

Что на самом деле нарисовано на известных русских картинах.

Николай Неврёв. «Торг. Сцена из крепостного быта». 1866 г.

Один помещик продает другому крепостную девку. Вальяжно показывает покупателю пять пальцев - пять сотен рублей. 500 рублей – средняя цена русского крепостного в первой половине 19 в. Продавец девки – европейски образованный дворянин. Картины на стенах, книги. Девка покорно ждет своей участи, другие рабы столпились в дверях и смотрят, чем кончится торг. Тоска.

Василий Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861 г.

Русская деревня 19 в. Православная Пасха. Все пьяны в хлам, включая попа. Чувак в центре несет икону вверх ногами и вот-вот упадет. Некоторые уже упали. Весело! Суть картины – приверженность русского народа к Православию преувеличена. Приверженность к алкоголю явно сильнее. Перов был признанный мастер жанровой живописи и портрета. Но эта его картина в царской России была запрещена к показу и воспроизведению. Цензура!

Григорий Мясоедов. «Земство обедает». 1872 г.

Времена Александра II. Крепостное право отменено. Введено местное самоуправление - земства. Крестьян туда тоже выбирали. Но между ними и более высокими сословиями - пропасть. Поэтому - обеденный апартеид. Господа - в доме, с официантами, крестьяне - под дверью.

Федор Васильев. «Деревня». 1869 г.

1869 год. Пейзаж красив, а деревня, если присмотреться, нищая. Убогие дома, дырявые крыши, дорога утопает в грязи.

Ян Хендрик Верхайен. «Голландская деревня с фигурами людей». 1-я пол. 19 века.

Ну это так, для сравнения

Алексей Корзухин. «Возвращение из города». 1870 г.

Обстановка в доме бедная, по обшарпанному полу ползает ребенок, дочке постарше папа привез из города скромный гостинец - связку баранок. Правда, в семье много детей - только на картине их трое плюс возможно еще один в самодельной люльке.

Сергей Коровин. «На миру». 1893 г.

Это уже деревня конца 19 в. Крепостных больше нет, но появилось расслоение - кулаки. На сельском сходе - какой-то спор между бедняком и кулаком. Для бедняка тема, видимо, жизненно важная, он чуть ли не рыдает. Богатый кулак ржет над ним. Другие кулаки на заднем плане тоже хихикают над неудачником-нищебродом. Но товарищ справа от бедняка проникся его словами. Два готовых члена комбеда уже есть, осталось дождаться 1917.

Василий Максимов. «Аукцион за недоимки». 1881-82 гг.

Налоговая лютует. Царские чиновники пускают с молотка самовары, чугунки и прочие крестьянские пожитки. Самыми тяжелыми налогами на крестьян были выкупные платежи. Александр II «Освободитель» на самом деле освободил крестьян за деньги - они потом много лет обязаны были платить родному государству за наделы земли, которые им дали вместе с волей. Вообще-то эта земля была у крестьян и раньше, они пользовались ею много поколений, пока были крепостными. Но когда стали свободными - их заставили за эту землю заплатить. Плата должна была вноситься в рассрочку, аж до 1932 года. В 1907 г. на фоне революции власти отменили эти поборы.

Владимир Маковский. «На бульваре». 1886-1887 г.

В конце 19 в. в Россию пришла индустриализация. Молодежь едет в город. Там у неё едет крыша. Прежняя жизнь им больше не интересна. А этому молодому работяге - не интересна даже и его жена-крестьянка, приехавшая к нему из деревни. Она не продвинутая. Девушка в ужасе. Пролетарию с гармошкой - все по фиг.

Владимир Маковский. «Свидание». 1883 г.

В деревне нищета. Пацана отдали «в люди». Т.е. послали в город работать на хозяина, который эксплуатирует детский труд. Мать приехала навестить сына. Тому явно живется несладко, мать все видит. Пацан жадно ест привезенную булку.

И еще Владимир Маковский. «Крах банка». 1881 г.

Толпа обманутых вкладчиков в офисе банка. Все в шоке. Жулик-банкир (справа) по-тихому сваливает с баблом. Полицейский смотрит в другую сторону, типа не видит его.

Павел Федотов. «Свежий кавалер». 1846 г.

Молодой чиновник получил первый орден. Обмывали всю ночь. Наутро, одев крест прямо на халат, демонстрирует его кухарке. Безумный взгляд полный спеси. Кухарка, олицетворяющая народ, смотрит на него с иронией. Федотов был мастер таких психологических картин. Смысл этой: мигалки не на машинах, а в головах.

Еще Павел Федотов. «Завтрак аристократа». 1849-1850.

Утро, обедневшего дворянина застали врасплох неожиданные гости. Свой завтрак (кусок черного хлеба) он спешно прикрывает французским романом. Дворяне (3% населения) были привилегированным сословием в старой России. Владели огромным количеством земли по стране, но хороший фермер из них получался редко. Не барское дело. Как результат - бедность, долги, все заложено и перезаложено в банках. У Чехова в «Вишневом саде» имение помещицы Раневской продают за долги. Покупатели (богатые купцы) дербанят поместье, а одному очень нужен барский вишневый сад (чтоб перепродать под дачи). Причина проблем семейства Раневских - безделье в нескольких поколениях. Никто не занимался поместьем, а сама хозяйка последние 5 лет жила за границей и сорила деньгами.

Борис Кустодиев. «Купец». 1918 г.

Провинциальное купечество - любимая тема у Кустодиева. Пока дворяне в парижах проматывали имения, эти люди поднимались из низов, делая деньги в огромной стране, где было куда приложить руки и капитал. Примечательно, что картина написана в 1918 году, когда кустодиевских купцов и купчих по всей стране уже вовсю ставили к стенке борцы с буржуями.

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1880-1883 гг.

На крестный ход выходят разные слои общества, и Репин изобразил их всех. Впереди несут фонарь со свечами, за ним - икону, потом идут лучшие люди - чиновники в мундирах, попы в золоте, купцы, дворяне. По бокам - охрана (на лошадях), дальше - простой народ. Народ на обочинах периодически огребает, чтоб не подрезал начальство и не лез на его полосу. Третьякову на картине не понравился урядник (справа, в белом, со всей дури лупит нагайкой кого-то из толпы). Он просил художника убрать этот ментовский беспредел из сюжета. Но Репин отказал. А картину Третьяков все равно купил. За 10 000 рублей, что было просто колоссальной суммой на тот момент.

Илья Репин. «Сходка». 1883 г.

А вот эти молодые ребята на другой картине Репина - больше не ходят с толпой на всякие крестные ходы. У них свой путь - террор. Это «Народная Воля», подпольная организация революционеров, которые убили царя Александра II.

Николай Богданов-Бельский. «Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского». 1895 г.

Сельская школа. Крестьянские дети в лаптях. Но желание учиться - есть. Учитель - в европейском костюме с бабочкой. Это реальный человек - Сергей Рачинский. Математик, профессор Московского Университета. На добровольной основе преподавал в сельской школе в дер. Татево (ныне Тверская обл.), где у него было поместье. Великое дело. Согласно переписи населения 1897 г. уровень грамотности в России был всего 21%.

Ян Матейко. «Закованная Польша». 1863 г.

По переписи 1897 г. грамотных в стране было 21%, а великороссов - 44% . Империя! Межнациональные отношения в стране никогда не были гладкими. Картина польского художника Яна Матейко написана в память об анти-русском восстании 1863 г. Русские офицеры со злобными рожами заковывают в кандалы девушку (Польшу), побежденную, но не сломленную. За ней сидит другая девушка (блондинка), которая символизирует Литву. Её грязно лапает другой русский. Поляк справа, сидящий лицом к зрителю – вылитый Дзержинский.

Николай Пимоменко. Жертва фанатизма. 1899 г.

На картине избражен реальный случай, который был в г. Кременец (Зап.Украина). Девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться с переходом невесты в христианство. Это обеспокоило местную иудейскую общественность. Они повели себя крайне нетолерантно. Родители (справа на картине) отреклись от дочери, а девицу подвергли обструкции. У жертвы на шее виден крест, перед ней раввин с кулаками, за ним - обеспокоенная общественность с дубинами.

Франц Рубо. «Штурм аула Гимры». 1891 г.

Кавказская война 19 в. Адский замес дагов и чеченов царской армией. Аул Гимры (родовое село Шамиля) пал 17 октября 1832 г. Кстати, с 2007 г. в ауле Гимры опять действует режим контртеррористической операции. Последняя (на момент написания этого поста) зачистка ОМОНом была 11 апреля 2013 г. Первая - на картине ниже:

Василий Верещагин. «Опиумоеды». 1868 г.

Картина написана Верещагиным в Ташкенте во время одного из туркестанских походов русской армии. Средняя Азия тогда была присоединена к России. Какими увидели участники походов предков нынешних гастарбайтеров - об этом Верещагин оставил картины и мемуары. Грязь, нищета, наркота…

Петр Белоусов. «Мы пойдем другим путем!». 1951 г.

Ну и наконец главное событие в истории России 19 в. 22 апреля 1870 г. в г. Симбирске родился Володя Ульянов. Старший брат его, народоволец, попробовал себя, было, в сфере индивидуального террора – готовил покушения на царя. Но покушение сорвалось и брата повесили. Вот тогда молодой Володя по легенде сказал матери: «Мы пойдем другим путем!». И пошли.

Реализмом принято называть направление в искусстве и литературе, представители которого стремились к реалистичному и правдивому воспроизведению действительности. Иными словами, мир изображался как типичный и простой со всеми его достоинствами и недостатками.

Общие черты реализма

Реализм в литературе отличается рядом общих признаков. Во-первых, жизнь изображалась в образах, которые соответствовали действительности. Во-вторых, реальность для представителей данного течения стала средством познания себя и мира вокруг. В-третьих, образы на страницах литературных произведений отличались правдивостью деталей, конкретикой и типизацией. Интересно, что искусство реалистов с их жизнеутверждающими положениями стремилось рассматривать реальность в развитии. Реалисты обнаруживали новые социальные и психологические отношения.

Возникновение реализма

Реализм в литературе как форма художественного создания возник еще в эпоху Возрождения, развивался в эпоху Просвещения и проявил себя как самостоятельное направление только в 30-х годах 19 века. К первым реалистам в России относят великого русского поэта А.С. Пушкина (его иногда даже называют родоначальником данного течения) и не менее выдающегося писателя Н.В. Гоголя с его романом «Мертвые души». Что касается литературной критики, то в ее пределах термин «реализм» появился благодаря Д. Писареву. Именно он ввел термин в публицистику и критику. Реализм в литературе 19 века стал отличительной чертой того времени, располагая своими особенностями и характерными чертами.

Особенности литературного реализма

Представители реализма в литературе многочисленны. К самым известным и выдающимся относятся такие писатели, как Стендаль, Ч. Диккенс, О. Бальзак, Л.Н. Толстой, Г. Флобер, М. Твен, Ф.М. Достоевский, Т. Манн, М. Твен, У. Фолкнер и многие другие. Все они работали над развитием творческого метода реализма и воплощали в своих произведениях самые яркие его черты в неразрывной связи со своими уникальными авторскими особенностями.