Урок по литературе державин памятник. Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина «Памятник». Лингвистический анализ презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему. Охарактеризуйте художественное пространство стихотворения

▫ Абсолютно согласен. Без комментариев, как говорится. Рассказывая детям, может быть и стоит делать упор на героизме, но и сбрасывать со счетов нелицеприятные факты, тоже не следует. По сути, это та же фальсификация, согласен.
▫ И чуточку ещё. Такая тема: Финская война. Прежде о ней вообще старались не говорить. Теперь публикаций много. И большей частью - безрадостно там, в публикациях. Но искажение истории - это разве правду рассказать о потерях, гибельных промахах в снабжении, управлении и командовании, пропаганде и вообще `направленности` всей этой военной кампании? Замалчивание - вот искажение. Хотя... И тут тоже два пути: можно мерзко посмеяться над поражениями, умолчав про героизм. А можно удариться в пафос, уличить в `пораженчестве` тех, кто реально оценивает масштабы и результаты...
▫ Мы с вами об одном и том же гутарим... Просто первый комментарий ваш стал не слишком понятен с ходу, а так, позиция у нас практически одна и та же.
▫ Совершенно верно: видеть адекватно. Например: вот был князь Александр. Наподдал он скандинавам, было дело. Потом `орденоносцам` насовал. А кроме того, ордынцев на Русь водил и в междоусобицах их помощью пользовался. Кстати, много тогда люду на Руси полегло, от этих походов. Уместно и объяснения действий привести: обстановку, проблемы выбора... Другой пример: роль такой-то такой-то организации в Великой Отечественной войне. И вместо `Если б не мы, то и победы бы не было!` - рассказать, как было на самом деле. Что были и те, кто из их рядов, но воевал. Количество можно указать (чтобы не складывалось впечатления, что остальные в сторонке стояли, а те деятели сами всё совершили). Отмечены в героизме. А были и те, кто обнимался-водку пил вместе с военными не в нашем обмундировании. Количество тоже указать - для сравнения масштабов участия на стороне нашей - и на стороне вражеской. Чтобы не складывалось впечатления, что они в сторонке стояли. И вывод сделать: вот так и побеждали. Все вместе. Это наша ОБЩАЯ победа. Не зависящая от креста, полумесяца и прочего; от `Спасибо`, `рахмет`, `баркал` или `дякую`. =================== Глядишь, в следующий раз молодой человек или девушка, увидевшая `сужденьица` о том, как всё было `ой, плохо-плохо-плохо!` - либо о том, как всё было `ой, хорошо-хорошо-хорошо!` - смогли самостоятельно, со ЗНАНИЕМ дела и БАГАЖОМ правдивых, адекватных знаний усмехнуться, простите: `Эт враньё, ребята. Это специально, чтобы страну нашу, Историю нашу, ЦЕННОСТИ наши исказить (опозорить, переврать, перехвалить, натянуть... и т.д.). Разве не адекватно? Думаю, и к стране, и к истории это будет уважительно и принципиально. Ну а одеяло перетягивающие - так, повторюсь, отечественные ещё гаже `мидуэевцев`. Какими бы ни были и к какой социальной или прочей `нише` не принадлежали. Потому что они - рядом. Среди нас. Потому что они знают: от взрослых и принципиальных можно огрести и, так сказать, `за базар ответить` - и лезут к детям. Различными способами. Уверен, что остановить таких - и адекватно, и патриотично. Кем бы они ни были и во что бы ни рядились и не `рядились`.

Конспект урока на тему:»Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов 18-19 вв

Урок целесообразно провести до изучения стихотворения А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», так как он заложит основу для работы над темой поэта и поэзии в лирике Пушкина.

Тема урока: «Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов 18-19 в.в».

Цели урока: Обучающая: помочь учащимся разобраться в проблеме поэтической славы, поэтического бессмертия, преодоления смерти через славу;

Развивающая: умение самостоятельно мыслить, делать выводы, обобщения.

Путем сравнения текстов переводов увидеть обновление языка в творчестве Державина, развитие русского классицизма, рассмотреть отличия в мировоззрении поэтов.

Воспитательная: воспитание чувства гордости за умение русских поэтов переводить стихи;

Вид урока: урок - размышление.

Оборудование урока: текст перевода оды Ломоносовым, текст стихотворения - подражания Горацию Державина, текст стихотворения А.С.Пушкина.

Словарная работа: Мельпомена - греческая муза трагедии. В переводе с греческого - «поющая». Дочь Зевса и музы Мнемосины. Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Мельпомена изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя: Дух обновления, характерный для всей русской культуры 18 века, в полной мере проявился и в поэзии. Именно в этом столетии произошла реформа русского стихосложения-утвердилась существующая доныне силлабо- тоническая система стиха, пришедшая на смену силлабической. В поэзии хорошо прослеживаются и разительные языковые изменения- от стихов петровского времени до произведений Державина, Карамзина, Дмитриева, которых по праву можно назвать предшественниками Пушкина. В русской классической литературе Гораций был частым гостем. Недаром Пушкин в одном из первых своих стихотворений перечисляет его среди своих любимых поэтов: «Питомцы юных Граций, с Державиным потом чувствительный Гораций является вдвоем…», а в одном из последних стихотворений ставит его слова эпиграфом к собственным строкам на знаменитую горациевскую тему: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Но если читатель, плененный тем образом «питомца юных Граций», какой рисуется в русской поэзии, возьмет в руки стихи самого Горация, его ждет разочарование, неожиданность. Почему? Неровные строчки, без рифм, с трудно уловимым переменчивым ритмом. Длинные фразы, перекидывающиеся из строчки в строчку, начинающиеся второстепенными словами и лишь медленно и с трудом добирающиеся до подлежащего и сказуемого. Странная расстановка слов, естественный порядок которых, словно нарочно, сбит и перемешан. Великое множество имен и названий, звучных, но малопонятных и, главное, совсем, по-видимому, не идущих к теме. Странный ход мысли, при которой сплошь и рядом к концу стихотворения поэт словно забывает то, что было вначале, и говорит совсем о другом. А когда сквозь все эти препятствия читателю удается уловить главную идею того или иного стихотворения, то эта идея оказывается разочаровывающее банальной:«Наслаждайся жизнью и не гадай о будущем», «Душевный покой дороже богатства».

И все-таки Гораций был гениальным поэтом, и лучшие писатели не ошибались, прославляя его в течение двух тысяч лет как величайшего лирика Европы. В русской литературе стихи Горация звучат в переводах поэтов 18-19 веков. Сегодня на уроке мы попытаемся проанализировать оду Горация «К Мельпомене» в переводах поэтов 18 - 19 веков.

Индивидуальная работа. Сообщение учащегося. Учащийся заранее подготовил сообщение о том, что обозначает слово Мельпомена.

Слово учителя. На партах у вас находятся тексты переводов оды Горация. Назовем имена авторов переводов.

Ломоносов был первым в русской литературе 18 века, кто перевел оду Горация. Звучит этот перевод так: (читает ученик)

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что черный аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать не будет,

Что мне беззнатной род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски

И первому звенеть Алцейской лирой.

Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.

Задание классу. Попробуем провести анализ перевода.

*Какова главная тема, над которой размышляет Ломоносов?

*Прочтите строки, в которых выражена уверенность Ломоносова на поэтическое бессмертие.

*На какие художественно - выразительные средства мы прежде всего обращаем внимание при чтении оды? Назовите их.

Усеченная форма прилагательных: едка древность; велику честь; стихи эольски;

Названы имена античных героев, географические места: Давнус -Давн -легендарный царь Апулии, родины Горация; Авфид -река в Апулии.

Пышные метафоры: знак бессмертия; буду возрастать славой; Рим владеет светом; Отечество молчать не будет; множество веков;

Наличие эпитетов: едка древность; великий Рим; простой народ; беззнатной род; праведная заслуга;

Присутствие старославянизмов:главу; взгордися;

Синтаксический строй текста: текст перевода можно отнести к такому типу речи, как рассуждение:есть тезис о том, что памятник поэт себе уже воздвиг, есть доказательства, есть вывод о том, что труд поэта будет оценен и на голове у него появится лавровый венок.

Вывод:лирический герой одержим, надеется на добрую память потомков. (ученики)

Учитель: На основе текста Горация Державин создает во многом оригинальное стихотворение.

Ученик читает стихотворение.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! - весь я не умру; но часть моя большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Что первым я дерзнул в забавном русском слоге

Непринужденною рукой, неторопливой,

Учитель: Литературный комментарий (индивидуальная работа).

Стихотворение представляет подражание оде Горация «К Мельпомене».

Самое существенное отличие автохарактеристики Державина от образца подчеркнул Н.Г.Чернышевский: «В своей поэзии что ценил он? Служение на пользу общую… Гораций говорит:«Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи». Державин заменяет

это другим:»Я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду и народу, и царям».

Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од.

В 1795 году, следуя примеру Горация, он пишет стихотворение «Памятник», в котором так определяет право на бессмертие:

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истины царям с улыбкой говорить.

Краткий анализ стихотворения «Памятник» .

*Какой теме посвящено стихотворение?

*Кто из русских поэтов обращался к этой теме?

*В чем, по мнению Державина, состоит назначение литературы?

*Почему он уподобляет творчество поэта памятнику?

*Каким видится ему памятник?

*Что ставит себе поэт в заслугу?

*В чем состоит главное различие во взглядах на поэзию и предназначение поэта в стихотворениях Горация и Державина?

Сопоставительный анализ произведений Ломоносова и Державина.

*У Державина точно определены поэтические принципы.«Первый я дерзнул в забавном русском слоге…». В чем «дерзость» Державина?

В отступлении от знаменитых правил классицизма. Правила эти требовали, чтобы поэт «вещал», провозглашал в виде вечных истин те абстрактные добродетели, которые положены императорскому сану и выражались общим для од слогом.

*Державин создал «забавный русский слог», помогавший ему раскрывать во всем, о чем бы он ни писал, свою личность. Шутка выявляла индивидуальный склад ума, манеру понимать вещи и взгляд на мир, свойственный именно данному поэту.

*Сила поэзии, по мысли Державина, могущественнее даже законов природы, которым поэт единственно готов быть подчинен.

Памятник чудесен именно этим превосходством и над природой(«металлов тверже», неподвластен вихрам, громам, времени), и над славой «земных богов» - царей. Памятник поэта выше пирамид.

*Гораций видел залог своего бессмертия в мощи Рима: «Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом» (перевод Ломоносова.

*Державин прочность славы видит в уважении к своему отечеству, прекрасно обыгрывая общность корня в словах «слава» и «славяне»:

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род Вселена будет чтить.

*Свои заслуги Державин видит в том, что сделал слог «забавным», т.е. простым, веселым, острым.

Поэт «дерзнул…возгласить» не о подвигах, не о величии - о добродетелях, и к императрице отнестись как к обычному человеку, говорить о человеческих ее достоинствах. Поэтому здесь употреблено слово «дерзнул».

*Главное же, Державин видит свою заслугу в том, что сохранял человеческое достоинство, искренность, справедливость, что мог

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

*Последняя строфа стихотворения свидетельствует о том, что Державин не надеется на единодушное одобрение современников. Муза его и на пороге бессмертия сохраняет черты воинственности и величия:

О Муза! Возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Проблемный вопрос. Раскройте справедливость слов Белинского:

«Поэзия Державина была первым шагом к переходу вообще русской поэзии от риторики к жизни».

Поэзия была той высокой трибуной, с которой Державин - поэт обращался к россиянам с пламенной речью. Он писал о том, что хорошо знал, что видел, что возмущало его, рисовал портреты «с подлинников», оттого речь поэта исполнена энергии, страсти, она выражала глубоко личные, выстраданные убеждения. Поэтому стихи Державина отображают действительность, реалии жизни.

Бессмертие Пушкина в его стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Литературный комментарий.

Стихотворение написано в 1836 году, восходит к традициям римского поэта Горация, автора «Я воздвиг памятник…», и Державина в русской лирике.

В основе лирического сюжета - судьба самого Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. Это одно из последних стихотворений А.С.Пушкина. Стихотворение это передает величие и трагизм прощания с жизнью. Это исповедь поэта перед самим собою и одновременно гордое завещание, произнесенное так, что его слышат века и огромные пространства Земли. Бессмертие поэта - и в той радости, с которой он видит течение жизни, ее горизонты, и в независимости от своего «жестокого века».

Беседа по вопросам.

*Какие мотивы и образы, ключевые для пушкинского понимания роли и назначения поэзии, воплотились в «Памятнике?»

*В чем видит поэт свою главную заслугу перед читателями?

*Почему поэзия бессмертна?

Анализ стихотворения.

Тема стихотворения - тема поэта и поэзии.

Проблема стихотворения -поэтическая слава, поэтическое бессмертие.

Жанр - ода. Жанровая специфика стихотворения продиктована традицией:

Стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина

«Памятник», которое, в свою очередь, является переделкой оды Горация «К Мельпомене», известной русскому читателю по переводу Ломоносова. Эпиграф к своему стихотворению Пушкин заимствовал у Горация «Я воздвиг памятник».

Пушкин, продолжая традицию, пытается показать, в чем его заслуги перед Россией:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий мир восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Относительно пафоса этих строк высказывались разные точки зрения, в том числе и такая: Пушкин иронизирует, он знает, что непосвященные именно так определят основные достоинства его поэзии, и призывает музу «не оспаривать глупца».

Средства поэтической выразительности:

Эпитеты:памятник нерукотворный, душа в заветной лире, в мой жестокий век, главою непокорной,

Метонимия: что чувства добрые я лирой пробуждал

Синекдоха:

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус и друг степей калмык.

Олицетворение: Веленью Божию, о муза, будь послушна…

Стихотворение написано катренами, причем первые тир строки - традиционным одическим размером - 6-стопным ямбом, а последняя строка - 4-стопным ямбом.

Подведение итогов урока.

Тема поэтического бессмертия, заложенная еще Горацием, была продолжена, интерпретирована в творчестве Ломоносова, Державина, Пушкина. Сегодня мы убедились в том, что творчество поэта вырастает из действительности. Поэты пытались выразить убежденность в том, что поэзия не зависит ни от государства, ни от общества, что у нее нет задач вне ее самой. И в этом их, поэтов, поэтическое бессмертие.


Урок 5. Гавриил Романович Державин - поэт-философ. «Властителям и судиям», «Памятник»
Сегодня на уроке Вы изучите тему: «Гавриил Романович Державин - поэт-философ. «Властителям и судиям», «Памятник».
1. Жизнь Гавриила Державина.
2. Анализ стихотворения «Властителям и судиям».
3. Анализ стихотворения «Памятник».
Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также подумать и постараться ответить на вопрос: Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также вспомнить: что такое ода? Какие произведения этого жанра вы помните?
На этом уроке
Вам предстоит узнать о жизни Гавриила Державина и его стихотворениях «Властителям и судиям» и «Памятник».
Вы научитесь определять родо-жанровую специфику художественного произведения, выявлять особенности языка и стиля произведения, проблему.
Вы сможете усовершенствовать навыки смыслового и эстетического анализа текста.
Словарь:
Ода - торжественное стихотворение, прославляющее какое-либо историческое событие или героя.
Сатира - высмеивание общественного явления или лица; способ художественного воспроизведения действительности, показывающий ее как нечто превратное.
Основное содержание урока
Гавриил Романович Державин родился в 1743 году в небогатой дворянской семье. Получив не самое лучшее домашнее образование, обучался в казанской гимназии, но не окончил ее. Служил солдатом в Преображенском полку. Молодой воин ждал повышения целых десять лет, и наконец был произведен в прапорщики. В 1774 году он служил в войсках, действовавших против Емельяна Пугачева, затем был переведен в Петербург на государственную службу.
Первые произведения, которые принесли известность Державину, появились в 1779 году: «На рождение в Севере порфирородного отрока», «На смерть князя Мещерского», «Ключ». Под конец жизни Гавриил Романович полностью посвятил себя литературной деятельности.
«В 1779 году был перестроен Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная... лепными барельефами... между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; когда изготовлена была та зала и генерал-прокурор князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: „Вели ее, брат, несколько прикрыть“. И подлинно, с тех пор стали отчасу более прикрывать правду в правительстве».
Это воспоминание Державина как нельзя лучше говорит о том, что побуждало его писать стихотворения, подобные оде «Властителям и судиям». В ней царит обличительный пафос, поэт гневно осуждает пороки сильных мира сего, слышит молитвы обездоленных и угнетенных и предвещает Божью кару их обидчикам. Стихотворение Державина является переложением 81 библейского псалма царя Давида.
«Псалом 81» Г. Державин
«Властителям и судиям»
1Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
2доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
3Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
4избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
5Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
Не внемлют! видят - и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
6Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
7но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
8Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы. Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Мы видим, что в псалме автор обращается к небесным богам. Державин же в своих обращениях под нечестивыми богами подразумевает земных властителей, которых судит «всевышний Бог».
Стихотворению свойственны «высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. Обратите внимание на нарастающее к концу стихотворения количество восклицательных знаков. «Гневная ода» - так Державин определил жанр этого стихотворения. Возмущение при виде несправедливости, невозможность примириться с нарушениями законов - основные темы этой оды. В глазах Державина власть земных «властителей» незаконна, ведь все подчинены «Всевышнему Богу» и равны в своей беспомощности перед неминуемой смертью. Державин наставляет правителей - это было свойственно эпохе Просвещения, когда писатели считали главным своим долгом поучать тех, кто стоял у власти.
Поэт почти угрожает властителям: «И вы подобно так умрете, / Как ваш последний раб умрет!» Смерть - один из важнейших философских мотивов в творчестве Державина. Философские мотивы у него не выстроены в конкретную систему, а возникают спонтанно из логики образа. К «философии повседневности» можно отнести мотивы стихотворений, в которых говорится о стремлении к духовному равновесию и добродетели, следовании правилу «золотой середины», сочетании поэтических и прозаических радостей жизни. Во всем этом Державин видел подлинные жизненные ценности. Также у него много рассуждений о смысле жизни, бессмертии и Боге. Эти вечные темы проникнуты у Гавриила Романовича глубоким личным чувством.
Гордо веря в бессмертие своей поэзии, он писал в одном из стихотворений: «А я Пиит - и не умру». Бессмертие, по мысли Державина, принадлежит не «властителям и судиям», а поэтам, о чем и написана ода «Памятник». Ее первоначальное название - «К Музе. Подражание Горацию». Державин отсылает нас к оде древнеримского поэта Горация «К Мельпомене», в которой тот рассказывает о своих поэтических достижениях, нововведениях, о том, почему его имя должно сохраниться в веках. Об этом же и стихотворение Гавриила Державина. В нем он подводит итоги своего творчества, несмотря на то, что впереди у него еще около двадцати лет литературной деятельности... Как и Гораций, наш поэт создал себе своими произведениями «нерукотворный памятник». Потом на эту же тему напишут стихотворения многие поэты, начиная от Пушкина и заканчивая современными авторами.
Сопоставим стихотворения Горация и Державина.
Гораций
«К Мельпомене»
(Перевод С. Шервинского)

Г. Державин
«Памятник»
Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет - время бегущее. Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Нет, не весь я умру, лучшая часть меня
Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
Восхваляем, доколь по Капитолию
Жрец верховный ведет деву безмолвную. Так! - весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Назван буду везде - там, где неистовый
Авфид ропщет, где Давн, скудный водой, царем
Был у грубых селян. Встав из ничтожества,
Слух про?йдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Первым я приобщил песню Эолии
К италийским стихам. Славой заслуженной, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Мельпомена, гордись и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу. О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
Оба автора говорят о чрезвычайной прочности поэтического памятника, поэзия в этих одах возвышается над самой природой, даже времени она неподвластна. Тема бессмертия поэта отражена в следующих словах Горация: «Нет, не весь я умру, лучшая часть меня избежит похорон»; и в словах Державина: «Так! - весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить...» Аналогичным образом можно сопоставить и остальные строки стихотворений. Вообще, тему поэта и поэзии Державин затрагивал во многих произведениях («Признание», «На птичку», «Река времен в своем стремленьи…» и т. д.).
Обратим внимание на предпоследнюю строфу Державинского текста. Он упоминает здесь одни из главных своих произведений - оду «Бог» и оду-сатиру «Фелица», с которой началась его настоящая слава. «Дерзость» Державина проявлялась в отступлении от норм классицизма. Эти нормы предполагали, что в оде поэт должен в патетическом тоне прославлять государственных деятелей. Державин же писал в «Фелице» о Екатерине II «забавным русским слогом» - весело и непринужденно, говоря не о подвигах и величии монаршей особы, а о ее человеческих достоинствах. Такое смещение акцентов дало возможность Державину раскрыть в тексте и свою личность, рассказать о собственных мыслях и чувствах.
Державин совершил настоящий «бунт» в царстве жанров. В своих стихотворениях он скрещивает просторечие с высокими выражениями, объединяет одический жанр и стиль с сатирическим, высокое - с низким. Это оживляет поэзию, наделяет ее большей выразительностью. Свою поэтическую заслугу Державин видел в том, что «говорил правду и народу и царям». Он - новатор русского стиха, придавший ему естественность и простоту, открывший перед ним новые горизонты и приблизивший содержание поэзии к жизни.
Основные выводы:
Гавриил Державин совершил настоящий «бунт» в царстве жанров.
В своих стихотворениях Гавриил Державин скрещивает просторечие с высокими выражениями, объединяет одический жанр и стиль с сатирическим, высокое - с низким.
Гавриил Державин преобразил русский стих, придал ему естественность, приблизил к жизни содержание поэзии.
Литература:
1. Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2017.
2. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин. - М.: Просвещение, 2017.
3. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский. - М.: Просвещение, 2017.
Разбор типового тренировочного задания
Множественный выбор
Выберите верные утверждения о стихотворении Г. Державина «Памятник».
1. его первоначальное название - «К Музе. Подражание Горацию»
2. в нем Державин подводит итоги своего творчества
3. «Создал памятник я, бронзы литой прочней…» - его первая строка
4. «А я Пиит - и не умру» - писал Державин в этом стихотворении
Необходимо выбрать несколько верных утверждений
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитаете вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

3. Прочитайте все представленные утверждения, прокомментируйте каждое из них.
4. Выберите верные утверждения, проверьте себя.
Разбор типового контрольного задания
Одиночный выбор
Выберите строку, которой нет в стихотворении Г. Державина «Памятник».
1. Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал…
2. В сердечной простоте беседовать о Боге...
3. Мельпомена, гордись и, благосклонная…
4. И презрит кто тебя, сама тех презирай…
Необходимо выбрать верный ответ
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте задание, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Вспомните содержание стихотворения Державина «Памятник».
3. Прочитайте все варианты ответов, прокомментируйте каждую позицию.
4. Выберите верный ответ, проверьте себя.

28.03.2013 39253 3531

Урок 10 СТИХОТВОРЕНИя Г. Р. державина «властителям и судиям», «памятник»

Цел и: познакомить учащихся со стихотворениями «Властителям и судиям», «Памятник», стараясь воспроизвести при чтении пафос высокого негодования, торжественность и внушительность содержания этих произведений; отметить заслуги Державина перед русской литературой.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Чтение и анализ стихотворения «Властителям и судиям».

Учитель. Екатерина II, прочитав это стихотворение, пришла в ярость. По свидетельству самого поэта, оно было названо «якобинским». Такая характеристика выражала явную угрозу для автора. Почему?

Данное стихотворение – смелая поэтическая разработка 81-го псалма (псалом – религиозная песнь). Авторство библейских псалмов приписывается легендарному иудейскому царю Давиду. Во время французской революции якобинцы распевали 81-й псалом как революционный гимн.

– Подумайте, как видоизменил Державин его традиционное содержание и что позволяет нам называть это стихотворение одой?

Традиционно ода воспевала великого человека и его деяния. Ломоносов расширил тематику оды – его оды восхваляют родную землю, ее богатства, прославляют науку и тех, кто с ее помощью умножает славу родины; воспевают мир как условие плодотворной деятельности просвещенного человека. Державин через отрицание, обличение неправедных деяний «властителей и судей» утверждает общественную справедливость и правду. Сатира, разоблачение пороков правителей – новая задача оды, и в этом заслуга поэта. Однако возвышенный, торжественный язык, ораторские интонации, обобщенные образы («неправедные, злые», «невинные, бессильные», «лукавые»), гиперболизация («злодейства землю потрясают, неправда зыблет небеса») – все эти лексико-стилистические и интонационные средства характерны для классической оды.

– Каков пафос этого произведения? И что в нем тем не менее узнаваемо, что в нем державинского? (Стихотворение полно высокого негодования, эмоционально, экспрессивно, насыщено риторическими фигурами. В нем наблюдается торжественность и внушительность содержания, категоричность авторских позиций.)

2. Чтение и анализ стихотворения «Памятник».

– А в чем видел свой долг Державин?

Как он осмыслил значение своей поэзии для современников, мы узнаем, прочитав стихотворение «Памятник».

Впервые стихотворение на эту тему написал римский поэт Гораций. У нас его первым перевел л омоносов под названием «Из Горация». Державин свободно использовал текст ломоносовского перевода, создавая «Памятник». Собственно, с его стихотворения и начала свою историю литературная традиция стихотворения-«памятника» (от Пушкина до Маяковского).

3. Беседа по содержанию стихотворения.

– Какова тема этого стихотворения?

– Что считает своей заслугой перед читателями Державин? Зачитайте.

– Каким видится ему памятник поэту?

II. Итог урока.

Вывод. По содержанию творчества и способам поэтического обобщения Державин – поэт-классицист (проповедовал идеи просвещенной монархии и выполнения каждым своего долга перед государством; его одам свойственны риторичность, рассудочность, ораторский пафос). Однако с неслыханной для его времени силой поэт нарушает эту художественную систему, нарушая тем самым и поэтическую систему классицизма.

Домашнее задание:

1) выучить одно из стихотворений Державина;

2) подготовиться к внеклассному чтению, прочитать главы из книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» («Спасская Полесть», «Любани», «Пешки», «Тверь», «Крестьцы»);

3) индивидуально: биография А. Н. Радищева.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.