В Великобритании стартует музыкальный фестиваль BBC Proms. Променадные концерты Концерты promenade были впервые проведены в

BBC Proms ) - серия ежегодных «променадных» концертов, проходящих в концертном зале Альберт-холл в Лондоне в июле-сентябре. Этот международный фестиваль музыки, основанный в 1895 году, теперь организуется корпорацией «Би-би-си». В добавление к обычным сидячим местам, на этих ежедневно организованных концертах продаются сотни дешёвых стоячих мест (стоимостью в 5 фунтов стерлингов) - оттуда взялось и название «променадный» концерт, то есть концерт, который можно слушать во время прогулки (от фр. promener - «гулять»).

Идея приближения классической музыки к широкой публике по низким ценам пришла от «променадных» концертов, которые состоялись в лондонских парках, где люди могли прогуливаться и одновременно слушать оркестры и музыкальные ансамбли. Эта идея была придумана Робертом Ньюменом (англ. Robert Newman ), заведующим Куинс-холл (англ. Queens Hall ) - концертного зала на 2500 мест в центральном Лондоне . Он нанял молодого дирижёра Генри Вуда, который разделял его замысел формирования музыкального вкуса публики, предлагая ей, для начала, популярные пьесы с постепенным повышением стандартов. Вуд дирижировал почти каждым «променадным» концертом в течение 50 лет, до своей смерти в 1944 году . Только в последние годы своей жизни он стал разделять свои обязанности с другими дирижёрами.

Невозможно недооценить влияние Генри Вуда на британскую музыкальную жизнь. Многие сомневались, что англичанин будет способен к выполнению такой задачи, в особенности - что он будет дирижировать сочинениями Рихарда Вагнера .

В 1941 году Куинс-холл был полностью разрушен бомбами. Во время войны «променадные» концерты проходили в Альберт-холле, затем в Бристоле и Бедфорде . После войны Альберт-холл стал постоянной площадкой фестиваля.

В 1927 году в организацию «променадных» концертов вовлечена корпорация «Би-би-си». Каждый отдельный концерт теперь передаётся по радио «Би-би-си», и некоторые из них показывают по телевидению. Можно также слушать концерты через Интернет. Симфонический оркестр Би-би-си - постоянный оркестр. В общей сложности в выступлениях участвует 80 групп (оркестров, хоров и так далее). Организуются специальные «променадные» концерты для детей, «променадные» концерты с национальной музыкой (китайской, индусской и так далее).

Последний концерт каждого сезона называют «последним вечером „променадных“ концертов». Он транслируется по телевидению во всём мире.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Променадные концерты" в других словарях:

    Или «Променадные» концерты Генри Вуда (англ. Henry Joseph Wood), представленные корпорацией «Би би си» серия ежегодных «променадных» концертов, проходящая в Королевском Альберт Холл (англ. Royal Albert Hall) в Лондоне в июле сентябре. Этот… … Википедия


Юбилей знаменитых Proms был слегка подпорчен неудачным си
В Лондоне завершился 100-й, юбилейный цикл Променад-концертов — крупнейшего ежегодного события британского музыкального лета. В этом году BBC Henry Wood Promenade Concerts, или попросту Proms, достигли рекордной за все сто лет слушательской популярности. Средний показатель посещаемости составил 86,4%, а на добрую половину концертов было продано 96% билетов.

Первые Променад-концерты провел в 1895 году в лондонском Queen`s Hall молодой капельмейстер Генри Вуд. Основным секретом их притягательности была доступность: билеты стоили дешевле, потому что продавались не сидячие места. Хотя буквального "гулянья" уже тогда не предполагалось, людям нравилось слушать музыку в неформальной обстановке — подобно тому, как в наше время кому-то нравится сидеть не в креслах, а на полу. Сначала программы делились на серьезную и развлекательную часть; с годами Proms стали играть роль солидного просветительского мероприятия, а термин promenade становился все более условным. Именно там состоялись премьеры многих сочинений Шенберга, Малера, Сибелиуса, Бузони, молодых композиторов Британии, а также Чайковского, Мясковского, Прокофьева, Хачатуряна и многих других.
Почти невероятно, но сэр Генри Вуд простоял за дирижерским пультом Променад-концертов полвека. Концерты были прерваны только бомбежками Второй мировой войны, по окончании которой постоянным местом проведения Proms стал великолепный Albert Hall, с акустикой, позволяющей исполнять любые произведения — от камерной музыки до Восьмой симфонии Малера, известной как "симфония тысячи участников".
С 1930 года непременным участником цикла стал симфонический оркестр BBC и другие коллективы корпорации. Сэра Генри на посту руководителя сменяли не менее знаменитые англичане: Эдриен Боулт, Малколм Сарджент, Уильям Глок.
В нынешней серии, включавшей 68 концертов, приняли участие всемирно известные солисты и музыкальные коллективы. Завершение цикла было ознаменовано участием самых крупных светил мирового дирижерского искусства. К таким относятся, без сомнения, Кристоф фон Донаньи и Клаудио Аббадо, оба включившие в свои программы произведения Густава Малера. Интерес к негласному соревнованию двух корифеев был подогрет не слишком корректным интервью, которое дал Кристоф фон Донаньи газете The Times в день выступления Клаудио Аббадо с Берлинским филармоническим оркестром. По мнению Донаньи, Аббадо — "хороший" дирижер, но оркестрантам с ним приходится несладко. Аббадо стремится дирижировать наизусть, хотя его память не столь безупречна, как, например, у Лорина Маазеля. Зная это, музыканты вынуждены страховать себя, прислушиваясь друг к другу внимательнее обычного — что, бывает, приводит к весьма неплохим результатам. Когда два выдающихся интерпретатора малеровской музыки стараются превзойти друг друга, выигрывает только слушатель. Выступления обоих мастеров было описаны критиками в самых лучших тонах. Аббадо провел Девятую, последнюю из законченных симфоний Малера, с редкостным звуковым совершенством, а заключительное Adagio, написанное композитором незадолго до смерти, заставило слушателей внимать трагической, но умиротворенной музыке не переводя дыхания. Донаньи, выбравший, наоборот, Первую симфонию, богатую яркими, характерными красками, сумел вместе с руководимым им Кливлендским оркестром интерпретировать ее как самую чистую и абсолютную музыку мира.
Не все на Променад-концертах удается, как того хочется устроителям. И как раз бетховенская программа блистательного Лорина Маазеля, приведенного Донаньи в качестве образца, удостоилась уничтожающего разгрома со стороны лондонских музыкальных критиков. Правда, отмечалась тонкая работа в деталях и успехи, которые сделал под управлением Маазеля не самый знаменитый из американских оркестров — Питтсбургский. За это Ричард Фейрмен, критик из Financial Times, и назвал Маазеля хирургом, а не дирижером. Холодная и расчетливая манера его исполнения была вызвана лишь стремлением быть непохожим на других. Дирижер распоряжался темпами, динамикой и оркестровым балансом как хотел, следствием чего стали безвкусица в 1-й части, бесцельность движения во 2-й, беззубость в скерцо и хаос в финале. Лорина Маазеля не смогла спасти и принявшая участие в исполнении Нина Раутио. Более того, ей особенно не повезло. Как известно сегодня любому школьнику, в финале Девятой, написанном на текст "Оды к радости" Фридриха Шиллера, перед самым заключением Бетховен поместил короткий, тихий и проникновенный эпизод Poco adagio, где сопрано, возглавляющее квартет певцов-солистов, должно взять верхнее си. К огорчению нас, соотечественников известной певицы, это си получилось у нее несколько более звучным, чем следовало бы — что не могло не возмутить такого строгого и энциклопедически образованного критика, как обозреватель The Times Стивен Петтит.
Зато последняя ночь не оставила скептикам никаких шансов. Слушатели, многие из которых предпочли провести время, как встарь, на ногах, пели и праздновали вместе с музыкантами, а центральным событием ночи стало исполнение гимна "Правь, Британия!" любимым англичанами баритоном Брином Терфелом, одетым в форму болельщика регби. Нынешний руководитель Proms сэр Эндрю Дэвис с удовольствием поощрял батарею хлопальщиков, а дамы из хора и оркестра BBC постарались перещеголять своими платьями флаги и воздушные шары. Как ни удивительно, но все это время звучала музыка — пусть и не Малер. Лондонцы отдали дань великому Генри Вуду исполнением его обработки Токкаты и фуги ре минор Баха; игрались сочинения британских классиков XX века Уильяма Уолтона и Ралфа Воан-Уильямса, концертино для маримбы Пола Крестона, где солировала ударница Эвелин Гленни, Венгерский марш Берлиоза и Размышление из оперы Массне "Таис", которому отдали свое вдохновение скрипач Майкл Дэвис и неизвестный мастер шаропусканий. Произведение последнего (в форме сердца) приземлилось на купол ротонды Альберт-холла одновременно с последними звуками скрипки и обозначило расставание с Променад-концертами до следующего, 101-го лета.

  • Променадные концерты Би-Би-Си, также «Би-Би-Си Промс» (англ. BBC Proms) - лондонский международный ежегодный музыкальный (преимущественно классической музыки) фестиваль, крупнейший в Великобритании. Основан в 1895 году.

    До 1941 года проходил в концертном зале Куинс-холл, с 1941 - в Королевском Альберт-холле. С 1927 - под эгидой радиокорпорации «Би-Би-Си».

    С 1960-х годов проводится преимущественно летом.

    Идея приближения классической музыки к широкой публике по низким ценам пришла от «променадных» концертов, которые устраивали в лондонских парках, где люди могли прогуливаться и одновременно слушать музыку. Идея фестиваля была придумана Р. Ньюменом (англ. Robert Newman), директором Куинс-холла - концертного зала на 2500 мест.

    В 1941 году Куинс-холл был полностью разрушен бомбами и во время войны «променадные» концерты проходили в Альберт-холле, затем в Бристоле и Бедфорде.

    После войны Альберт-холл стал постоянной площадкой фестиваля. В добавление к обычным сидячим местам продаются сотни дешёвых стоячих мест (стоимостью в 5 фунтов стерлингов) - таким образом, публика может свободно «прогуливаться» во время концерта, отсюда и взялось бытовое название фестиваля (англ. promenade променад, от фр. promener - гулять).

    С самого начала фестиваль отличался высоким уровнем профессионального мастерства участников. Спонсор фестиваля Ньюмен нанял молодого дирижёра Генри Вуда, который разделял его замысел формирования музыкального вкуса публики. Первоначально Вуд предлагал вниманию публики только популярные пьесы, но постепенно повышал уровень сложности фестивальной музыки. Вуд дирижировал почти каждым «променадным» концертом в течение 50 лет, до своей смерти в 1944 году. В дальнейшем концерты шли под управлением М. Сарджента, Г. Шолти, К. Дейвиса, Л. Слаткина и других известных дирижёров.

    В 1927 году в организацию «променадных» концертов вовлечена корпорация «Би-би-си», с тех пор Симфонический оркестр Би-би-си - постоянный оркестр фестиваля. С 1960-х гг. Би-Би-Си Промс функционирует как летний фестиваль, в его рамках проводится ежегодно около 70 концертов. Организуются специальные «променадные» концерты для детей. В наши дни помимо классической музыки в программы фестиваля включают традиционную и народную музыку (китайскую, индийскую и так далее).

    Каждый отдельный концерт теперь передаётся по радио «Би-би-си». Можно также слушать концерты в интернете. Последний концерт каждого сезона называют «последним вечером „променадных“ концертов». Он транслируется по телевидению на весь мир.

Связанные понятия

Фестиваль «Беломор-Буги» - российский рок-фестиваль. Проводится в Архангельске ежегодно начиная с 1995 года. Проходит осенью (октябрь, ноябрь; в 1996, 1998, 1999 годах - первые числа декабря) в течение двух дней (суббота и воскресенье) в каком-либо из концертных помещений Архангельска. Один из старейших из ныне действующих российских фестивалей.Со дня основания принципиальной политикой фестиваля остаётся продвижение представителей региональной рок-сцены, равно как и поддержка молодых перспективных...

«Ста́рый Но́вый Рок» (иногда называется сокращенно - «СНР») - один из крупнейших в России рок-фестивалей. Проводится на одной из концертных площадок Екатеринбурга (13 января) и под открытым небом (летом). Директором фестиваля является Евгений Горенбург (рок-группа «ТОП»), Экспертным советом руководит Владимир Шахрин («Чайф»).

В социалистической Венгрии в 60-90-х годах XX века существовало два музыкальных радио-фестиваля Tessék választani! и Made in Hungary и один музыкальный теле-фестиваль Táncdalfesztivál. Сейчас в Венгрии проводится один из крупнейших фестивалей в Европе - Sziget, который посещают порядка 400 тысяч человек ежегодно.

«Азербайджанский джаз » - разновидность джаза, основанного на традициях мугама. Азербайджанский джаз зародился в Баку благодаря его основателю, музыканту и композитору Вагифу Мустафа-заде. В азербайджанском этно-джазе, или джаз-мугаме, в зависимости от фантазии исполнителей сочетаются новоорлеанские ритмы и музыкальные традиции Востока.

Вока́льно-инструмента́льный анса́мбль (сокращённо ВИА) - официальное наименование признанных государством профессиональных и самодеятельных музыкальных групп в Советском Союзе в 1960-е - 1980-е годы. Термин «ВИА» в советское время был синонимом термина «музыкальная группа» (мог применяться даже к иностранной группе), но со временем стал ассоциироваться именно с советскими рок-, поп- и фолк-группами.

Парикмахерский квартет (англ. barbershop quartet, barbershop chorus) - стиль вокальной популярной музыки, возникший в начале 1900-х годов в США. Представляет собой ансамбль из четырёх, не сопровождаемых инструментами мужских голосов: тенор, бас, баритон и солист. Песни в этом стиле исполняются так: солист определяет мелодию, тенор гармонирует над мелодией, бас исполняет низкие гармонизирующие ноты и баритон завершает аккорд. Во время пения исполнители могут применять приёмы, называемые «snakes» и...

ЛОНДОН, 14 июля - РИА Новости, Александр Смотров. В Великобритании в пятницу стартует ежегодный музыкальный фестиваль BBC Proms.

Как сообщил журналистам директор фестиваля Николас Кеньон, основными темами его в этом году станут произведения Моцарта и Шостаковича.

"В этом году мы сфокусировали свое внимание на двух гигантах классического репертуара: Вольфганге Амадее Моцарте (к 250-летию со дня его рождения) и Дмитрии Шостаковиче (100 лет со дня рождения). Два этих великих человека являют собой и сравнение, и контраст, и их музыка популярна как никогда и в XXI веке", - отметил директор фестиваля.

Он также рассказал, что 112-й сезон фестиваля, официально известного под именем "Концерты-променады Генри Вуда" (по имени их первого дирижера), будет проходить на двух престижных лондонских площадках - Королевском Альберт-холле и Кэдоген-холле. В период с 14 июля по 9 сентября на этих основных сценах состоится в общей сложности 90 концертов, и по словам Кеньона, "это, пожалуй, предел того, что мы можем уместить в фестиваль". Кроме того, в здании Королевского географического общества состоятся четыре бесплатных кинопоказа фильмов о музыке Моцарта ("Волшебная флейта" и "Амадей") и картин, связанных с именем Шостаковича ("Свидетельство" и "Гамлет"). Также запланированы концерты классической музыки в парках Лондона, Белфаста, Глазго, Манчестера и Суонзи.

Первый концерт-"пром" вечером в пятницу, 14 июля откроется двумя отрывками из произведений Моцарта "Женитьба Фигаро" и "Идоменео", а в конце вечера прозвучит Симфония номер 5 ре-минор Шостаковича. Дирижировать симфоническим оркестром Би-би-си во время фестиваля в этом году впервые будет чешский дирижер Иржи Белоглавек. В связи с этим во время первого вечера также прозвучат два произведения чешских композиторов - Бедржиха Сметаны и Антонина Дворжака.

Концерт 19 июля будет посвящен отмечаемому в этом году юбилею королевы Великобритании Елизаветы II. Глава британского государства приглашена на этот вечер. Там будет исполнен церковный гимн в честь королевы, специально написанный к ее 80-летию придворным композитором сэром Питером Максвеллом Дэвисом на стихи поэта-лауреата Эндрю Моушена. Исполнит его детский хор, составленный из представителей разных певческих коллективов всей Великобритании. Также в этот вечер со сцены Королевского Альберт-холла будут звучать произведения Моцарта и Дворжака.

Музыка Дмитрия Шостаковича будет звучать во время 26 из 90 "промов" этого года. Уикенд с 18 по 20 августа целиком посвящен музыке великого советского композитора, а дирижировать оркестром в эти дни будет художественный руководитель Мариинки, дирижер Английской национальной оперы Валерий Гергиев. Среди известных российских музыкантов, которые выступят в этом году на BBC Proms - дирижер Владимир Ашкенази, пианист Евгений Кисин, трубач Сергей Накаряков.

Завершится фестиваль 9 сентября грандиозным трехчасовым "промом", где прозвучат произведения Шостаковича, Бородина, Верди, Рубинштейна, Прокофьева, Вагнера, Бизе, Элгара. Петь для искушенной британской публики в этот вечер будет знаменитый российский баритон Дмитрий Хворостовский, а завершится вечер исполнением двух "неофициальных" гимнов России и Англии - песен "Подмосковные вечера" и "Иерусалим".

В этом году Proms празднуют свое столетие. В этом, а не в прошлом, когда состоялся сотый по счету фестиваль -- такова математика дат. Молодой капельмейстер Генри Вуд -- сегодня одно из самых славных дирижерских имен истории -- провел первые Променад-концерты в лондонском Queen`s Hall в 1895 году. Сначала секретом их успеха была доступность. Билеты стоили дешевле, потому что не давали права на сидячие места -- но буквального "гулянья" никогда не предполагалось. Сэр Генри простоял за дирижерским пультом Променад-концертов целые полвека: за это время его фестиваль приобрел репутацию солидного просветительского мероприятия. Здесь были впервые исполнены многие сочинения Малера, Шенберга, Чайковского, Сибелиуса, Бузони, композиторов Британии. Концерты были прерваны только бомбежками второй мировой войны. По ее окончании постоянным местом концертов стал королевский Albert Hall -- зал с акустикой, позволяющей исполнять любые произведения -- от камерной музыки до Восьмой симфонии Малера, известной как "Симфония тысячи участников".

Эта симфония и открыла юбилейные Proms-95 -- все сошлись во мнении, что значительности момента соответствовали именно такие масштабы. Сцена Альберт-холла напоминала собой горный склон, на котором террасами располагались усиленный состав оркестра BBC, соединенный хор Лондонской филармонии и Бирмингема, мальчики из кафедральных хоров Сент-Пола и Вестминстера, а также восемь певцов-солистов. Дополнительные группы медных располагались на галереях, чтобы своими вступлениями усилить впечатление от кульминаций. В самых высях конструкции находилась Аманда Рукрофт в белом одеянии, певшая своим восхитительным сопрано от имени Mater Gloriosa. А всем исполнением пламенно руководил шеф BBC Symphony Эндрю Дейвис, заставивший придирчивых слушателей забыть о том, что в его ведении находилась все же не тысяча участников, а лишь порядка семисот.

Восьмая симфония Малера принадлежит к созданиям, претендующим на всеохватность -- в русской традиции ей подобен только скрябинский "Прометей". Полуторачасовой опус содержит всего две части: это католический гимн Veni, creator spiritus, торжественный, подавляющий и, правду говоря, весьма натужно написанный -- и огромная сцена на текст из II части "Фауста", в которой звучат голоса святых отцов, младенцев и ангелов, стихи о "вечной женственности" и немало действительно гениальной музыки. Открытие Proms по традиции осветили все ведущие британские газеты. Общая черта рецензий -- вежливое безразличие к всечеловеческой сущности замысла Густава Малера. Не без некоторой заносчивости рецензент The Times заметил, что его сограждан не слишком влекут глубины германской философии -- зато они умеют ценить совершенство исполнения и атмосферу праздника.

Исполнение Восьмой открыло полный цикл малеровских симфоний, который красной нитью пройдет через все великолепное разнообразие программ Proms-95. Всего же состоится 70 концертов, и вплоть до 16 сентября 900-местный Albert Hall будет принимать гостей. Популярность Proms огромна, а в прошлом году она достигла рекорда: средний показатель посещаемости составил 86,4%, а на доброй половине концертов зал был практически полон. Однако если фестиваль 1994 года был по существу ретроспективным, то нынешний, которым последний раз руководит сэр Джон Драммонд, собирается заглянуть и в будущее. BBC не поскупилась на заказы новых сочинений; кроме того, ряд произведений впервые будут исполнены на публике. Всего предполагается 28 премьер.

В концепции есть и немалый риск, и страховка в виде крепких и разнообразных традиционных программ. Известно, что молодежь и неофиты посещают "Промы" как своего рода летний курс стандартного классического репертуара. С современной музыкой, охваченной затянувшимся кризисом идей, дотаций и слушательской любви, всегда сложнее -- здесь уместно сказать, что последний фестиваль современной музыки Almeida, долгое время бывший приятным исключением из консервативных правил лондонской музыкальной жизни, был оценен критикой как бедный и неудачный. В течение концертного сезона с посещаемостью современных программ дела идут не блестяще, но, с другой стороны, если что и может привлечь к ним внимание публики, то это "Промы".

Поэтому лучше не спешить с выводами до осени, когда юбилейные Променад-концерты подведут свои итоги, а сэр Джон Драммонд явится свету либо в лучах славы, либо залитый потеками от тухлых яиц. Стоило бы уже сейчас заключить пари, но, может статься, руководителю крупнейшего летнего фестиваля выпадет честь заслужить и то, и другое.