Значение пиктограммы. Древнее представления информации. Что такое пиктограмма в пиктографическом письме

Человек окончательно отгородил себя от принадлежности к фауне, изобретя письмо для выражения своих мыслей, чувств, эмоций.

Алфавиты (от греч. alphabetos, образованного от названий первых двух букв греческого алфавита: а- альфа и р - бета) являются последним явлением в истории письма. До того как ряд письменных знаков (букв), передающих отдельные звуковые элементы языка (что и является собственно алфавитом), выстроился в постоянном порядке, человек вначале пытался прийти к ним через образы и рисованные символы.

Прототипами первых букв являются символические предметы и условные мнемонические знаки, еще и теперь употребительные у народов, недалеко ушедших от первобытного состояния: у малайцев Суматры обозначениями любви, ненависти и т. п. служат щепотки соли, перца, у американских индейцев - разноцветные бусы (вампум), у меланезийцев -палки с зарубками.

Собственно древние письмена начинаются с изображений, представляющих целую цепь понятий, - с образного (рисуночного) письма, так называемой пиктографии. Этот вид письменности встречается у меланезийцев, эскимосов, австралийцев, особенно же у индейцев Северной Америки. Это письмо отображает сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков. Пиктография - это не письмо в полном смысле слова, так как она не фиксирует саму речь, а отражает ее содержание, причем обычно мнемонически (напоминательно); рисунок или комплекс изображений не предрешают ни слов, в которых должно быть изложено сообщение, ни языка сообщения.

Пиктограммы известны со времен неолита. С одной стороны, такие древние письмена иногда неотличимы от бесцельных рисунков, выводимых на скалах, стенах пещер, заборах, классных столах и т. п., или от изображений и узоров, воспроизводимых на разных предметах в целях украшения; с другой стороны, они переходят в настоящие идеографические, а затем фонетические письмена, о чем свидетельствует анализ египетских, древнекитайских и некоторых других иероглифов.

Имеется множество примеров пиктограмм из Африки (вади Мокаттеб на Синае, вади Телиссаре в Феццане, в Алжире, Кордофане, Сомали, Трансваале), Северной и Южной Америки, Австралии, Азии и Европы. Известны исписанные концентрическими кругами и крестами скалы в Нортумберленде (Англия), изображения на скалах в Швеции, Ирландии, на Онежском озере, «писаницы» (изображения зверей, людей и пр.) по Енисею, Тоболу и т. д., «оленные камни» в Монголии и т. п. Можно предполагать, что первые неолитические пиктограммы со сценами охоты имели магическое предназначение и служили для напутствия охотников на удачную охоту или наносились на стены в целях благодарности божествам, пославшим изобилие зверей в край.

Так или иначе пиктограммы выполняли свое предназначение - они отображали определенное понятие. А уж от изображения головы быка как символа животного было недалеко до буквы «алеф». Однако многие народы так и не смогли совершить этот шаг. Где-то письменность настолько почитали, что она носила ритуальный характер и в нее посвящались только люди жреческого сословия (как, например, у древних египтян или кельтов).

Наиболее изучены подобные древние письмена - изображения у североамериканских индейцев. Известно даже имя изобретателя индейского письма - это вождь индейского племени чероки по имени Секвойя (его именем было названо высочайшее дерево американского континента).

Почти все рисунки индейцев изображают реальные предметы; символы и эмблемы встречаются очень редко. Многие из них напоминают о важных для отдельных племен событиях (войнах, договорах, голодовках, обилии дичи в какой-то год, смерти известного вождя, переселении и т. п.); некоторые связаны с мифами и религиозными обрядами, другие увековечивают посещение мест отдельными личностями.

Манера изображения (людей, зверей и т. д.) почти одинакова у всех индейцев, равно как и обычные обозначения смерти (например, от раны на войне), союза, принадлежности к известному клану или роду, происхождения одного лица от другого и т. д.

Предлагаем читателю несколько символов, являющихся общими для племен навахо, хопи, пуни и изображавшихся на глиняной посуде индейцев пуэбло.

Многие из этих пиктограмм имели явно магический смысл и были призваны кроме знаков письма служить и оберегами.

Стрелки . Этот символ имеет много значений. Обычно стрелы означают силу, движение, власть и указывают на направление путешествия, а также на силу жизни, животворный дух.

Перья . Перья, изображенные на многих индейских пиктограммах, являются символами прошений, признаком чести, достоинства и т.п. Они символизируют творческую силу, и их значение различается в зависимости от того, какой птицы принадлежат перья.

Pahos, или Палки прошений , крепились на земле, на специально отведенных священных жезлах, по весне служа для вознесения молитв божеству. Подобные изображения найдены во многих деревнях племен пуэбло и навахо .

Перьевой круг часто изображается на глиняной посуде, масках, танцевальных костюмах, военных головных уборах. В символике круги из перьев связаны с солнцем и поэтому с Создателем. Головные уборы из перьев обычны у многих индейских племен и потому их изображения могли указывать на вождей племен.

Лягушка - водное животное, означает возобновление (из-за своей плодовитости), а также указывает на весну и изобилие.

Медведь символизирует физическую силу, он также часто упоминается как «первый помощник» в историях о сотворении мира. Это было тотемное животное у многих индейских кланов, и потому его изображение имеет сакральный смысл.

Олень . Охотясь на это животное, охотник также приносил ему жертвы, поскольку отдельные роды и кланы индейских племен часто избирали оленя тотемным животным.

Рогатая ящерица в легендах навахо символизирует настойчивость и хранение древних тайн. Некоторые народности предупреждают: «Они украдут ваши глаза, если вы будете смотреть на них слишком долго!»

Головастик - зародыш лягушки, также означает изобилие и возобновление. Поскольку головастики изменяются, то рассматриваются как очень мощное орудие воспроизводства.

Черепаха - водное животное, символизирующее силу, женское начало, изобилие, длинную жизнь, настойчивость. Способна бросить вызов смерти и противостоять койоту.

Койот - обманщик, также мощный бог-покровитель охоты и фетиш. Часто рассматривается как плохое предзнаменование грядущих неприятностей.

Водоплавающая птица - символ возобновления жизни, влажных сезонов, реки, отдаленного путешествия, дальновидности и мудрости.

Колибри , как порой и водоплавающие птицы, выступают как символ преданности, постоянства и вечности, цикличности жизни. Как известно, колибри являются отчаянными защитниками собственной территории, вступая в схватку с более сильным противником.

Попугай в индейской символике связывается и с солнцем, и с началом сезона дождей. Попугаи рассматривались как посланники, доставляющие духам прошения людей. Индейцы пуэбло высоко ценили перья попугаев как амулет процветания.

Журавлей также связывали с водой и концом лета. Обычный мотив в глиняной посуде и петроглифах мимбрийской культуры на юго-западе Нью-Мексико.

Индейки как важный источник продоволь­ствия также упомянуты в несколько легендах пуэбло. Их перья часто использовались в ритуалах.

Сова у племен пани и пуэбло почитается как символ мудрости старших. Тихий охотник, она связана с темнотой и ночью как своими острыми глазами, так и искусной охотой. У большинства других культур сова является плохим предзнаменованием, предвещающим смерть.

Орел , хозяин неба, рассматривается в индейской культуре как посланник, доставляющий духам прошения людей. Индейцы разных племен чтут эту птицу, считая, что она обладает храбростью, мудростью и имеет особую связь с Создателем.

Змея в индейской символике связана с молнией, мужским органом, скоростью и способностью оставаться при движении невидимой, хотя характер этого символа обычно более зловещий.

Avanyu, крылатый небесный змей . Его часто находят на глиняной посуде и в некоторых украшениях цани. Он предвестник бурь и смены сезонов. Соединен с молнией, грозами и сильными, внезапными переменами в погоде.

Стрекоза , связанная с водой и весенней порой, символизирует изобилие, возобновление; рассматривается как посыльный с просьбами людей к духам. Ниже помещено стилизованное изображение стрекозы, которое использовалось как талисман, особенно среди южных пуэбло, где это стало двойным католическим крестом с навершием.

Это было истолковано как символ католического вероисповедания и уважения к традициям.

Современная пиктограмма - дорожный знак "Проезда нет"

В пиктограммах возможна метафорическая или условная символика (например, у североамериканских индейцев дымящаяся трубка означает «мир», в современных пиктограммах два соединенных сердца символизируют «любовь», прямоугольник в круге - «Проезда нет»).

Современный знак - пиктограмма, обозначающая "Любовь до смерти"

Графические пиктограммы и символы в наши дни встречаются практически везде, во всех сферах производства и быта. Мы настолько привыкли к ним, что, как правило, не замечаем их. А ведь они очень важны, так как своей простотой и доходчивостью заменяют целые понятия, чуть ли не на уровне подсознания подсказывая нам определенные условия, расположение предметов, направление движения и пр.

Сегодня человек прибегает к пиктограммам для того, чтобы как можно быстрее и понятнее передать другим людям значительный объем весьма важной информации, доступной для человека, даже не говорящего на общепринятом языке.

Давным-давно древние люди в Европе также входили в эти подземные миры. Чтобы засвидетельствовать своё здесь прохождение, они оставляли загадочные рисунки, например, как это изображение группы людей, треугольников и зигзагов в обширном подземелье Охо Гуаренья (Ojo Guareña) в Испании. Теперь вы пройдёте по тому же пути, что и ранние художники. В этом сюрреалистическом и потустороннем месте практически можно представить, что вы слышите приглушённые звуки от топота кожаных ботинок по мягкой земле или видите мерцание факела за поворотом.

Когда я нахожусь в пещере, часто задаюсь вопросом, что побудило людей пойти настолько глубоко через опасные и узкие проходы, чтобы оставить свой след? В этом видеоролике, снятом в полукилометре под землёй в пещере Кудон в Испании, мы обнаружили ряд красных рисунков на потолке в ранее неизведанном участке пещеры. По мере нашего продвижения проход сужался. Наконец, мы добрались до точки, где потолок настолько снизился, что мой муж Дилан (он же фотограф проекта) больше не мог сфокусироваться на потолке со своей зеркальной фотокамерой. Так что пока он снимал меня, я продолжала следовать по следам красной краски с подсветкой и компактным фотоаппаратом, который мы хранили для подобного случая. В полукилометре под землёй.

Шутки в сторону. Что кто-то там делал с факелом или каменным светильником?

Я имею в виду, с какой целью?

Это тот самый вопрос, на который я пытаюсь ответить в своих исследованиях. Я изучаю одно из самых древних искусств в мире. Оно создавалось ранними художниками в Европе в период от 10 000 до 40 000 лет назад. Я изучаю это не просто потому, что оно красиво, хотя некоторые примеры таки прекрасны. Что меня интересует – так это развитие современного разума, эволюция творчества, воображения, абстрактного мышления и того, что значит быть человеком.

Все виды общаются определённым образом, и лишь мы, люди, вывели общение на другой уровень. Наше желание и способность делиться и сотрудничать стало огромной частью нашей истории успеха. Современный мир, основанный на глобальной сети информационного обмена, стал возможен в значительной степени благодаря нашему умению общаться, в частности, с использованием графической или письменной формы коммуникации. Дело в том, что мы полагаемся на те умственные достижения, что появились задолго до нас. Это одна из тех вещей, которые я нахожу наиболее увлекательными в изучении нашей глубокой истории. У тех людей не было великанов, на чьи плечи они могли стать. И хотя из той далёкой поры берут начало огромное количество важных изобретений, я хочу поговорить с вами сегодня об изобретении графической коммуникации.

Существует три основных типа общения: разговорный, жестикуляционный (язык жестов) и графический. Разговорный и жестикуляционный по своей природе эфемерны. Они требуют тесного контакта для послания и получения сообщения. А после момента передачи, оно навсегда уходит. С другой стороны, графическая коммуникация разъединяет эти отношения. И с её изобретением впервые стало возможным не только передавать сообщение, но и хранить его дольше одного мгновения в конкретном месте и времени.

Европа – одно из первых мест, где мы отследили регулярное появление графических знаков в пещерах, горных убежищах и даже в нескольких сохранившихся местах под открытым небом. Но это не та Европа, которую мы знаем сегодня. Это был мир, скованный ледяными щитами высотой в три-четыре километра, с потрясающими травянистыми равнинами и замёрзшей тундрой. Это был ледниковый период.

В течение последнего столетия по всему континенту было найдено более 350 объектов наскального искусства времён ледникового периода. Они украшены изображениями животных, абстрактными формами или человеческими фигурами, как в этих рисунках из пещеры Аддаура (Grotta dell"Addaura) в Сицилии. Они предоставляют нам редкую возможность заглянуть в мир творчества и воображения первобытных художников.

С самого их открытия попадались изображения животных, которые в большинстве своём были как этот чёрный конь из Cullalvera в Испании или необычный фиолетовый бизон из La Pasiega.

Но меня к изучению искусства привлекли не абстрактные фигуры, а то, что мы называем геометрическими знаками. Любопытно, что в большинстве случаев геометрические знаки численно превосходят рисунки животных и человеческих фигур. Но когда я этим заинтересовалась ещё в 2007 году, не было окончательного списка с количеством встречающихся форм. В первую очередь я приступила к работе по составлению базы данных всех известных геометрических символов из всех мест с наскальной живописью. Проблема заключалась в том, что, хотя они были хорошо задокументированы, в некоторых местах всё было очень размыто, содержалось мало описания или деталей. Некоторые объекты не посещались полвека или более. Их я и выбрала для своих полевых работ.

В течение двух лет мы с моим верным мужем Диланом провели более 300 часов под землёй. Мы прошли пешком и проползли в 52 местностях Франции, Испании, Португалии и Сицилии. И это того стоило. Мы нашли новые, недокументированные геометрические знаки в 75 процентов мест, которые посетили. Это было необходимо, чтобы ответить на те вопросы, которые я перед собой поставила.

Итак, давайте обратимся к ответам. За небольшим исключением, остаются всего 32 символа. Лишь 32 геометрических знака за 30 000-летний период по всему европейскому континенту. Это очень небольшое число. Если бы они были случайными рисунками или художествами, мы увидели бы гораздо больше вариантов. Но мы находим одинаковые знаки, повторяющиеся в пространстве и времени. Некоторые знаки появились раньше, затем утратили популярность и исчезли. А другие символы изобрели позже. Но 65 процентов из всех этих знаков оставались в обращении в течение всего периода времени. Линии, прямоугольники, треугольники, овалы и круги, которые мы здесь видим, использовались с конца ледникового периода на протяжении 10 000 лет высоко в Пиренейских горах. Определённые знаки простираются на тысячи километров, а другие имели гораздо более узкое распространение, причём некоторые из них ограничиваются одной территорией. Например, вот эти разделённые прямоугольники встречаются только в Северной Испании, из-за чего некоторые исследователи полагают, что это могли быть семейные или родоплеменные знаки.

Примечательно, что обнаружено удивительное сходство самых ранних наскальных рисунков, найденных на всём протяжении от Франции и Испании до Индонезии и Австралии. Появление многих символов в отдалённых местах отмечается от 30 000 до 40000 лет назад. Это указывает на большую вероятность их происхождения в общей точке – в Африке. Но боюсь, это тема для другого разговора.

Вернёмся к делу. Нет сомнений в том, что эти символы были значимы для их создателей, как эта 25 000-летняя рельефная скульптура в скале в Венаске, Франция. Мы можем не знать, что они имели в виду, но люди того времени, конечно же понимали. Многократное изображение одних и тех же символов в течение настолько продолжительного времени на столь обширной территории говорит о том, что художники делали намеренный выбор. Если мы говорим о геометрических фигурах с конкретным культурно-признанным, согласованным значением, то мы, возможно, смотрим на одну из самых старых графических систем коммуникации в мире.

Я пока не говорю о письменности. Просто не хватает символов на тот момент, чтобы передать все слова разговорной речи, а это необходимое требование полной системы письма. Мы также не видим признаков достаточно регулярного повторения, чтобы предположить в этом разновидность алфавита. Но есть нечто интригующие, например, в ряде символов из пещеры Ла-Пасьега в Испании с симметричными отметинами слева, изображениями рук посередине и подобием скобки справа.

Древнейшие системы графического общения в мире – шумерская клинопись, египетские иероглифы, ранняя китайская письменность – все они возникли в период с 4000 по 5000 лет назад. Их появлению предшествовала более ранняя система из символов и пиктографии, где смысл соответствовал изображению. То есть рисунок птицы реально представлял птицу. Позже мы видим, как эти пиктограммы становятся всё более стилизованными, пока не превращаются в почти неузнаваемые знаки, и вместе с тем мы наблюдаем рост разнообразия символов, изобретённых для того, чтобы передавать остальные слова в языке – местоимения, наречия, прилагательные.

МБОУ «Нижнеангарская средняя общеобразовательная школа №1»

Информационный проект

Что такое пиктограмма?

Выполнили:

ученики 5 «б» класса

Учитель математики:

Бочалгина Любовь Анатольевна

Декабрь 2015

I .Введение……………………………………………………………………...3

II .Литературный обзор.

    Что такое пиктограмма?...........................................................................4

    Какие пиктограммы бывают?..................................................................5

    Пиктограммы в древнем мире……………………………………….… 7

    Зашифрованное письмо……………………………………………..…..7

    Пиктограммы в современном мире………………………………….. 11

    Метод пиктограмм. Учим стихотворения наизусть………………..14

III . Материал и методика исследования…………………………………….16

IV . Результаты исследования………………………………………………..16

V . Заключение………………………………………………………………..17

VI . Список используемой литературы…………………………………...….17

VII . Приложение: наши рисунки –пиктограммы………..……………….....18

I . Введение.

Пиктограмма

стилизованное и легко узнаваемое

графическое изображение,

используемое в качестве символа.

Пиктограммы, которые окружают нас постоянно, помогают быстро ориентироваться, принимать решения, выполнять определённые действия. Дома мы видим разнообразные значки-символы, расположенные на газовой или электрической плите, на панелях холодильника и стиральной машины, на телефоне и компьютере, на одежде… Гуляя по улице – указатели для пешеходов и дорожные знаки для водителей, эмблемы магазинов…

Актуальность:

Мы решили с помощью математических фигур (треугольников, квадратов, прямоугольников, ромбов, кругов) выполнить пиктограммы в виде различных рисунков, чтобы показать, что нас повсюду окружает многое,связанное с математикой.

Гипотеза:

Мы считаем, что наши пиктограммы понравятся другим людям.

Цель работы : узнать, что такое пиктограммы, создать пиктограммы, показать, что математика может быть интересной.

Задачи:

    Изучить историю появления пиктограмм.

    Проанализировать различные пиктограммы.

    Изучить принципы создания пиктограмм.

    Создать рисунки - пиктограммы.

    Создать альбом с пиктограммами, наши рисунки разместить в кабинете математики и познакомить с нашими работами учеников других классов.

Методы исследования:

    Ресурсы Internet ;

    анализ полученных данных;

    создание пиктограмм.

Проектным продуктом являются:

    Рисунки - пиктограммы.

    Презентация работы.

II .Литературный обзор.

1.Что такое пиктограмма?

Еще до того, как люди придумали алфавит, они делали записи, или передавали друг другу послания, на которых были изображены различные знаки и рисунки. Причем в каждом рисунке был определенный смысл: люди не буквами, которых они еще не знали, а знаками и рисунками «писали» то, что хотели сказать. Каждая линия в этом послании, каждая точка или круг, поза, а может быть, поворот головы животных имели вполне определенное значение. Рисунок человека, бегущего за кабаном, например, мог означать приглашение на охоту или сообщение о том, что где-то есть хорошая охота. Что в принципе одно и то же. Человек, получивший такое послание, мог прочитать его так же, как мы читаем письма. Вот такие рисунки, составляющие письмо, и называются пиктограммами. А целые рисунчатые письма - пиктографией. На латинском языке «pictus» означает «нарисованный». Пиктограммы:

    Это рисунки, составляющие письмо.

    Это эмблемы различных международных конгрессов, конференций, олимпиад, изображения на государственных флагах.

    Это рисунки в детских журналах, которые составляют целые сериалы, посвященные похождениям одного героя.

2. Какие пиктограммы бывают?

Пиктограммы бывают: информационные, медицинские, олимпийские, дорожные знаки, смайлики и т.д.

Информационные пиктограммы

Спортивные пиктограммы

3.Пиктограммы в древнем мире

С развитием письменности пиктограммы не исчезают, просто меняется их назначение. Однако некоторые племена очень долго еще сохраняли традицию передавать послания в рисунках. Конечно, во многом это было вызвано тем, что люди были неграмотны.

Так, в середине XIX века президент США получил однажды необычное письмо от вождя одного из индейских племен. Оно представляло собой кусок бересты, на котором были нарисованы журавль, различные звери, проведены какие-то линии, полосы, были здесь изображены и другие непонятные знаки.

Президент поручил чиновникам своей канцелярии расшифровать это загадочное послание. И вот что в нем было написано.

Оказывается, вождь племени журавля, а также вожди племен куницы, медведя и морского кота обращаются к президенту с просьбой разрешить им покинуть свои пустынные места. Тонкая линия, проведенная от глаз журавля к трем окружностям, обозначала, что индейцы хотят переселиться на три озера, вокруг которых находились более удобные для них земли. Длинная же полоса, прочерченная под ногами животных, указывала на Верхнее озеро, рядом с которым располагались племена сейчас. Линии, соединяющие мозг и сердце журавля с сердцами и глазами животных, показывали, что просьбу поддерживают все племена индейцев.

Мы представляем пример пиктограммы, написанный древними людьми.

Наши предки – первобытные люди жили в условиях жесточайшей борьбы за существование. В стремлении выжить, они пытались понять окружающий мир, давая «имена» предметам и явлениям. Сознательно и целеустремленно первобытный человек овладевал силами природы. Исполняя танцы, изображая животных и подражая им, считал, что обеспечивает себе успешную охоту. Татуировкой устрашал врагов. Верил, что украшения-амулеты станут его защитой. Например, ожерелье из медвежьих зубов служило доказательством его победы над сильным зверем.

Многие тысячи лет потребовались человечеству, чтобы научиться фиксировать звуки своей речи, а затем создавать словесные понятия всего, что его окружало.

Пиктограммы
на камне

Результаты своих наблюдений человек стал закреплять в рисунке. Первобытные изображения – это знания зафиксированные в контурном рисунке или фигурках из глины, камня, кости.

Необходимость сохранять и передавать память о событиях стала одним из важных моментов в истории человечества. Следующим шагом, сохраняющим накопленные знания, стала пиктография – рассказ в рисунках. Особенность этого способа передачи информации заключается в том, что рисунок передаёт мысль целиком, не выделяя отдельных понятий. Пиктограмма изображает событие или действие и может быть понятна любому человеку, на каком бы языке он не говорил. Она общедоступна.

Пиктографические рисунки использовались для «переписки» у многих древних народов. Графические сообщения оставляли в заранее условленных местах, чтобы идущие следом знали о своём местонахождении и событиях в этом районе. Некоторые племена вели своеобразные исторические хроники, зарисовывая важнейшие события каждого года. Европейцев, в начале XX

века путешествовавших по Африке, поражало, что все стены хижин были изукрашены замысловатым орнаментом. Жители домов постоянно подновляли рисунки, поэтому нигде не было потускневших линий или облупившейся краски. Оказалось, что этот орнамент – архив семейной истории. В каждом доме есть свой орнамент, который рассказывает о далёких предках, о событиях семьи здесь живущей. И всё это в чёрточках, точках, ломаных линиях и замысловатых знаках.

Американские индейцы в пиктограммах изображали священных животных – покровителей своего племени. Большим уважением пользовался Волк, олицетворявший силу духа. Орла считали защитником, который, летая высоко в небе, предупреждает путника об опасности. Ворон был символом житейской мудрости и знаний. Этих животных часто изображали вместе на шаманских бубнах.

Шаманские бубны северных народов и американских индейцев

Древнейшие пиктографические рисунки – это первые попытки сохранить человеческую мысль для вечности. Греческое слово «графо» означает и письмо и рисование. Проходят тысячелетия, и два понятия – рисование и письмо начинают развиваться самостоятельно.

5. Пиктограммы в современном мире

Пиктограммы были популярны в древности, но используются и в наше время, однако в более узкоспециальных областях. Рассмотрим подробнее, что такое пиктограммы и для чего они предназначены сейчас. Это эмблемы различных международных конгрессов, конференций, олимпиад, изображения на государственных флагах и т.д. Вспомните также рисунки в детских журналах, которые составляют целые сериалы, посвященные похождениям одного героя.

Со временем пиктограммы прижились и в нашей жизни, мы ими пользуемся, даже ни на секунду не задумываясь. С появлением персональных компьютеров пиктограммы появились и здесь. С их помощью оформляется интерфейс многих программ. При освоении ПК новички испытывают некоторые трудности, поэтому пиктограммы оснащены и всплывающими подсказками. Со временем компьютерные пиктограммы читаются на автомате, пользователь использует их, не задумываясь.

Появление мобильных телефонов также привлекло к использованию ряда пиктограмм, посвященных использованию этого средства связи. Даже пожилые люди легко осваивают меню, оформленное в виде пиктограмм. Попадая в лечебные учреждения, пользователи видят пиктограмму:


Пиктограмма - это условный графический знак.

Дорожные знаки

Водители! Будьте осторожны: здесь дорогу могут переходить дети!” Такое предупреждение можно выразить по-разному.

Поэт может написать стихи. Плакат с такими стихами можно повесить на улице. Только у водителя за рулём нет времени читать стихи.

Художник может нарисовать картину: непоседливый озорник перебегает дорогу прямо перед колесами большого грузовика. Такое художественное произведение может украсить здание около опасного места. Но сложная картина лишь отвлечёт внимание водителя.

Гораздо удобнее договориться о том, что такой достаточно выразительный, хотя и очень упрощенный рисунок будет обозначать место, где на дороге могут появиться дети. Этот рисунок и есть пиктограмма, обозначающая предупреждение: “Водители! Будьте осторожны: здесь дорогу могут перебегать дети!”.

Пиктограммы на экране компьютера

Такого количества пиктограмм, как на экране компьютера, нет нигде! Компьютер - инструмент современной информатики, науки, которую вы начинаете изучать. Значит, нужно обязательно научиться ориентироваться в компьютерных пиктограммах.

На Рабочем столе компьютера расположены значки программ и документов. Эти маленькие схематичные рисунки, конечно, являются пиктограммами.

Одна из программ на Рабочем столе называется Paint (пэйнт). Тому, кто не знает английский, трудно понять назначение этой программы по ее названию. Но стоит взглянуть на значок-пиктограмму, как сразу пропадают все сомнения: эта программа помогает создавать компьютерные рисунки.
Назначение этой программы понятно даже тому, кто не умеет читать по-русски.

Этим значком обозначают место, куда помещают ненужные документы и программы.

6. Метод пиктограмм.

Учим стихотворения наизусть.

Заучивание стихотворений для многих превращается в долгое и трудное занятие – отдельные слова упорно не хотят быть произнесенными, строки то и дело забываются, а строфы вдруг меняются местами.

Заучивание стихов действительно нередко бывает сложным и долгим, но если вы научитесь запоминать стихи правильно, то сможете одолеть произведение любой сложности в считанное время!

Вот совет, как запомнить стихотворение так, чтобы оно не забылось и через день, и через неделю, и через месяц. Приготовьтесь проявить свою фантазию, приложить немного креатива и… порисовать!

Применяем метод Пиктограмм

Что такое пиктограмма? Это письмо, которое состоит из знаков и рисунков, пожалуй, это самый древний вид письменности, с помощью которого люди могли передавать друг другу информацию.

Возможно, вы не замечали, но пиктограммы повсюду вокруг нас. Знаки, стрелки, маленькие рисунки несут в себе много информации – изображение гантели ассоциируется со спортивным залом, ложка с вилкой – с местом общественного питания и т.д.

Как запомнить стихотворение с помощью пиктограмм?

Все очень просто – для этого не нужно быть, на самом деле, художником. Итак, берем лист бумаги и пробуем учить стихи легко!

    К словам или фразам стихотворения нарисуйте значок или изображения, по которым было бы понятно, о чем идет речь. Особенно

сложные слова можно нарисовать более подробно, но нередко один рисунок может заменить, собой целую строку.

    Используйте различные цвета, они облегчат запоминание, позволят выучить стихотворение еще быстрее.

    Если слово не поддается вашему художественному воображению, вы можете написать несколько его первых букв.

    В процессе рисования вы будете незаметно для себя запоминать стихотворение, и в конце рисования вам понадобится всего десяток минут, чтобы несколько раз воспроизвести его по рисункам и отлично запомнить!

Запоминание с помощью пиктограмм позволяет учить стихотворения легко за счет привлечения образного мышления, которое, как правило, позволяет усваивать информацию в несколько раз эффективнее по сравнению с простой «зубрежкой».

Учите стихотворения легко! Подходите к этому процессу творчески!

Любой человек, какую бы социальную нишу он не занимал и чем бы по жизни не занимался, способен назвать большинство геометрических фигур. Математика с давних пор была фундаментальной наукой для других дисциплин. Недаром древние греки говорили, что математика - ключ к другим наукам. Так или иначе, на неё опираются все выработанные человечеством знания. Стоит только присмотреться, и мы увидим, что всё окружающее состоит из математических фигур.

III . Материал и методика исследования

Методы исследования .

    Воспользовавшись, интернет ресурсами мы собрали необходимую информацию.

    Методом наблюдения и чтения информации мы проанализировали различные пиктограммы.

    Изучили принципы создания пиктограмм.

    Из цветной бумаги вырезали математические фигуры и выполнили различные рисунки – пиктограммы.

    Проанализировали свои рисунки и сделали выводы.

IV . Результаты исследования.

    Изучив интернет ресурсы и литературные источники, мы узнали, что пиктограмма (отлат. pictus - рисовать и греч. γράμμα - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Пиктограмма - это знак, относящийся к какому-то объекту в целях предоставления более ясной информации, подчеркивающей какие-то его типичные черты. Отсюда произошла пиктография - форма письма, использующая пиктограммы. В широком смысле слова пиктографией стало называться искусство записи событий или выражения идей рисунками, а также изображение статистических данных и соотношений графиками, диаграммами, символами и им подобными способами. В современном обществе пиктограммы встречаются на каждом шагу: в знаках дорожного движения, в товарных знаках, на упаковках или в предупреждающих знаках.

    Анализ различных пиктограмм

Проанализировав различные пиктограммы, мы сделали следующие выводы:

    Пиктограммы можно встретить, как на улице, так и в различных учреждениях: больнице, библиотеке, в школе, на компьютере, на дорожных знаках.

    В основном, при создании пиктограмм используют чёрно- белое цветовое решение. Реже встречаются красный и синий цвета.

    Пиктограммы бывают информационные, дорожные, спортивные, компьютерные и медицинские.

V . Заключение.

    Проведенное нами исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что с помощью пиктограмм возможно передать информацию людям.

    С помощью математических фигур можно создавать красивые рисунки. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Мы завершаем серию статей, посвященных временам первобытных людей, их творчеству, материалам и сюжетам наскальных рисунков. В прошлой публикации речь шла о том, что и как древние люди изображали на стенах пещер. А сегодня мы узнаем, как развивалась первобытная живопись и чему она служила.

Рисунки-послания

Сначала покажите ребенку два рисунка и спросите, какой из них был сделан раньше, а какой - позже.

А вы сами как думаете? Второй более ранний, так как в нем меньше мастерства и детализации? А вот и нет! Эта работа принадлежит людям, стоящим на эволюционной лестнице на ступеньку выше. Удивлены? Вместе с ребенком найдите отличия между ними. Самое главное – это появление людей в композиции. Человек осознал себя и занял достойное место на картине.

Обсудите, что изображено на этих рисунках. Какое описание длиннее? На первой фотографии мы видим оленя. А на второй - сцену охоты: люди окружили стадо, они стреляют в бизона из лука, один из охотников, вероятно, затоптан животным в неравной схватке… Здесь целая история, рисунок-рассказ. Какова была его цель? Зачем древние люди начали создавать такие картины? Чтобы передать информацию своим соплеменникам, поведать об охоте детям, оставшимся в пещере. Поэтому рисунки изображались быстро, схематически, с использованием краски только одного цвета; и называются они пиктограммами.

Как еще люди могли передать друг другу информацию, ведь они не умели разговаривать. Жестами? Верно. Можно поиграть с вашим юным исследователем, загадывая друг другу фразу и изображая ее жестами. Например: «Я хочу есть», «У меня болит нога», «Я охотился на огромного мамонта».
Предложите ребенку задачку. Первобытному племени нужно срочно покинуть пещеру, потому что рядом поселились саблезубые тигры. Но не все соплеменники «дома». Как предупредить тех, кого нет, об угрожающих «соседях» и о новом месте жительства? Тут жесты не помогут. Зато рисунок-послание как раз и предупредит об опасности, и подскажет, куда «переехало» племя.

Предложите ребенку подготовить для вас такой же рисунок с историей. Это может быть сцена первобытной охоты или событие из его жизни. На картинке обязательно должна присутствовать фигура человека, а изображение быть силуэтным и одноцветным.

Человечество еще очень долго пользовалось письмом-пиктограммой. До тех пор, пока пиктограмма быка (алеф), к примеру, не упростилась настолько, что превратилась в букву А. Вот так постепенно рисунки-истории древних людей положили начало письменности.

Превращение букв в рисунки и - наоборот - поиск в картинке очертания букв - достаточно увлекательное занятие для детей. Возьмите инициалы вашего ребенка и дорисуйте что-нибудь таким образом, чтобы буква все же была узнаваема. При этом изображение должно рассказывать о событии в вашей жизни. Догадается ли ребенок, о чем и о ком эта пиктограмма?

Загадочная Пещера рук

Расскажите ребенку о найденной в Аргентине Пещере рук, все стены которой покрыты отпечатками ладоней. Вместе подумайте, что бы это могло значить? Зачем это делалось?

Ученые выяснили, что отпечатки принадлежали рукам подростков. Вероятно, это был какой-то ритуал, символизирующий переход ребенка в период взрослости. В основном, на стене изображены левые ладони. Почему? Да потому что инструмент для рисования держали в правой руке. Использовали всю ту же костяную трубку. Но теперь уже набирали в рот краску и выдували ее через эту трубку, разбрызгивая по контуру своей ладони.

Как ваш ребенок может нарисовать свою руку? Просто обмакнет ладони в краске и сделает ими отпечаток. Или, как первобытный художник, приложит свою руку к бумаге, а вокруг нее будет разбрызгивать сок свеклы, выдувая его из трубочки (куриной косточки или соломинки для коктейля).

Рельефные рисунки

Спросите юного исследователя, можно ли создать изображение на скалистой поверхности без красок, вообще без всего, что может оставить цветной след? И рассмотрите следующие фотографии.
Изображения выпуклые, объемные. Их высекали острыми инструментами, сделанными из камня. И это уже не живопись, а рельеф.

Предложите ребенку выцарапать камешком на булыжнике свой рисунок. Рельефности он, конечно, не добьется, но пропитается духом первобытного творчества. Зато выпуклости можно достичь с помощью тиснения на фольге. Положите ее на фетр или другую плотную, но достаточно мягкую ткань. И камешком округлой формы (не острым) сделайте рисунок, продавливая линии. Понравилось? В качестве «холста» можно использовать и фольгу, которая служит одноразовыми крышечками для пластиковых стаканчиков с молочными продуктами.

Где еще можно оставить рельефные изображения? На одноразовой посуде или потолочной плитке из вспененного полистирола. В качестве кисточки возьмите, например, затупившийся карандаш или другой инструмент с округлым концом.

На этом мы заканчиваем цикл статей о первобытном творчестве людей. История человечества таит в себе немало загадок, открывать которые так захватывающе! Поэтому в следующий раз мы обратимся к искусству Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима.

Оксана Яремчук , педагог дополнительного образования, психолог

Одним из первых видов письма является пиктограмма . Это особый знак, рисунок, который отображал узнаваемые черты объекта или понятия, явления либо предмета, на которые он указывает. Чаще всего древняя пиктография имела схематический вид. Такие послания выглядели как набор картинок - изображений различных действий, событий, предметов. Следует отметить, что пиктография не являлась фонетической системой записи, то есть такое письмо передавало образы восприятия. Пиктограммы всегда передавали конкретную информацию, а тот, кто их читал, содержание формулировал словесно. В то же время толкование пиктографической записи у автора и читателя достаточно сильно отличались. Это приводило к тому, что сообщения обрастали все новыми подробностями. Пиктографическое письмо использовалось на заре письменности разными культурами: месопотамской, египетской, китайской и др.

Петроглифы (наска́льные изображе́ния) - это высеченные изображения на каменной основе. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.

Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всём мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни.

В основном, это изображения животных - олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся - длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени - охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI-IV тысячелетиями до нашей эры. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок - двадцать тысяч лет тому назад.

Гео́глиф - это нанесённый на землю геометрический или фигурный узор, как правило, длиной свыше 4 метров. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха.

Наиболее известные из геоглифов - рисунки Наски - расположены в Южной Америке. Ближайшим их аналогом, на удалении порядка 30 км от Наска, является менее известное плато Пальпа, а также «Гигант из пустыни Атакама» и «канделябр» с полуострова Паракас.

В Северной Америке имеются немногочисленные геоглифы близ города Блайт в Калифорнии.

Помимо упомянутых, крупные рисунки на земле найдены в Англии (доисторическая «Белая лошадь» и сравнительно недавний «Великан»), на Урале (геоглиф «Лось» в национальном парке «Зюраткуль» Челябинской области), на Алтае, в Африке (южнее оз. Виктория и в Эфиопии).

Пиктограммы сегодня...

Пиктограмма - это знак, относящийся к какому-то объекту в целях предоставления более ясной информации, подчеркивающей какие-то его типичные черты. Отсюда произошла пиктография - форма письма, использующая пиктограммы. В широком смысле слова пиктографией стало называться искусство записи событий или выражения идей рисунками, а также изображение статистических данных и соотношений графиками, диаграммами, символами и им подобными способами. В современном обществе пиктограммы встречаются на каждом шагу: в знаках дорожного движения, в товарных знаках, на упаковках или в предупреждающих знаках, в смайликах.