В произведении бедная лиза главная героиня. Характеристика Лизы из повести "Бедная Лиза". Психологический анализ характеров главных героев в сочинении Н.М. Карамзина. О своеобразии сентиментализма

Лиза – главная героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», бедная молодая крестьянка из деревни под Москвой. Лиза рано осталась без отца, который был кормильцем семьи. После его смерти они с матерью быстро обеднели. Мать Лизы была доброй, чувствительной старушкой, но уже неспособной на работу. Поэтому Лиза бралась за любую работу и трудилась, не щадя себя. Она и холсты ткала, и чулки вязала, собирала ягоды и цветы, а затем продавала в городе. Основные черты характера Лизы – это чувствительность, наивность, непорочность и умение преданно любить. В людях она видит только хорошее, хотя мать ее предупреждала, что встречаются и «злые» люди, которые могут и обидеть.

Однажды, продавая цветы в Москве, она познакомилась с молодым богатым дворянином, который просил впредь продавать свою продукцию только ему. Мать Лизы такая новость обрадовала, ведь дочери не придется больше так часто ездить в город. Новоиспеченный знакомый Лизы по имени Эраст начинает часто навещать девушку и молодые люди влюбляются. Они часто встречаются и гуляют у пруда. Однако Эраст впоследствии предает Лизу. Сказав, что уходит на службу, он больше не возвращается к ней. Во время службы он много играл в карты и проиграл все состояние. В результате ему пришлось жениться на богатой вдове. Сердце Лизы не выдержало такой новости, и девушка утопилась в глубоком пруду.

После ее смерти к могиле девушки стали приходить и другие несчастные в любви девушки. Эраст до конца жизни был несчастен и считал себя виновным в смерти Лизы.

Кадр из фильма «Бедная Лиза» (2000)

В окрестностях Москвы, недалеко от Симонова монастыря жила некогда юная девушка Лиза со своей старушкой матерью. После смерти Лизиного отца, довольно зажиточного поселянина, жена и дочь обеднели. Вдова день ото дня становилась слабее и не могла работать. Одна Лиза, не щадя своей нежной молодости и редкой красоты, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весной собирала цветы, а летом ягоды и продавала их в Москве.

Однажды весной, спустя два года после смерти отца, Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек встретился ей на улице. Узнав, что она продаёт цветы, он предложил ей рубль вместо пяти копеек, сказав, что «прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля». Но Лиза отказалась от предложенной суммы. Он не стал настаивать, однако сказал, что впредь всегда будет покупать у неё цветы и хотел бы, чтобы она рвала их только для него.

Придя домой, Лиза все рассказала матушке, а на другой день нарвала самых лучших ландышей и снова пришла в город, но молодого человека на этот раз не встретила. Бросив цветы в реку, она с грустью в душе вернулась домой. На следующий день вечером незнакомец сам пришёл к ее дому. Едва завидев его, Лиза кинулась к матушке и с волнением сообщила, кто к ним идёт. Старушка встретила гостя, и он показался ей очень любезным и приятным человеком. Эраст - так звали молодого человека - подтвердил, что собирается и в будущем покупать цветы у Лизы, и ей не обязательно ходить в город: он сам может заезжать к ним.

Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, а не находя, скучал и жаловался на судьбу. Непорочная красота Лизы при первой встрече потрясла его: ему казалось, что в ней он нашёл именно то, что давно искал.

Так было положено начало их долгим свиданиям. Каждый вечер они виделись или на берегу реки, или в берёзовой роще, или под тенью столетних дубов. Они обнимались, но объятия их были чисты и невинны.

Так прошло несколько недель. Казалось, ничто не могло помешать их счастью. Но однажды вечером Лиза пришла на свидание печальная. Оказалось, что за неё сватается жених, сын богатого крестьянина, и матушка хочет, чтобы она за него вышла. Эраст, утешая Лизу, говорил, что по смерти матери он возьмёт её к себе и будет жить с ней неразлучно. Но Лиза напомнила юноше, что он никогда не сможет быть ее мужем: она крестьянка, а он дворянского рода. Ты обижаешь меня, говорил Эраст, для твоего друга важнее всего твоя душа, чувствительная, невинная душа, ты будешь всегда ближайшая к моему сердцу. Лиза бросилась в его объятия - и в сей час надлежало погибнуть непорочности.

Заблуждение прошло в одну минуту, уступив место удивлению и страху. Лиза плакала, прощаясь с Эрастом.

Свидания их продолжались, но как все переменилось! Лиза не была уже для Эраста ангелом непорочности; платоническая любовь уступила место чувствам, которыми он не мог «гордиться» и которые были для него не новы. Лиза заметила в нем перемену, и это ее печалило.

Однажды во время свидания Эраст сообщил Лизе, что его призывают на службу в армию; им придётся ненадолго расстаться, однако он обещает ее любить и надеется по возвращении никогда с нею не расставаться. Нетрудно вообразить себе, как тяжело переживала Лиза разлуку с любимым. Однако надежда не покидала ее, и каждое утро она просыпалась с мыслью об Эрасте и об их счастье по его возвращении.

Так прошло около двух месяцев. Однажды Лиза пошла в Москву и на одной из больших улиц увидела Эраста, проезжающего мимо в великолепной карете, которая остановилась около огромного дома. Эраст вышел и хотел уже идти на крыльцо, как вдруг почувствовал себя в Лизиных объятиях. Он побледнел, потом, не говоря ни слова, провёл ее в кабинет и запер дверь. Обстоятельства переменились, объявил он девушке, он помолвлен.

Прежде чем Лиза могла опомниться, он вывел ее из кабинета и сказал слуге, чтобы тот проводил ее со двора.

Очутившись на улице, Лиза пошла куда глаза глядят, не в силах поверить услышанному. Она вышла из города и долго брела, пока вдруг не очутилась на берегу глубокого пруда, под сенью древних дубов, которые за несколько недель перед этим были безмолвными свидетелями ее восторгов. Это воспоминание потрясло Лизу, но через несколько минут она погрузилась в глубокую задумчивость. Увидев соседскую девочку, идущую по дороге, она кликнула ее, вынула из кармана все деньги и отдала той, попросив передать матушке, поцеловать ее и попросить простить бедную дочь. Тут она бросилась в воду, и спасти ее уже не смогли.

Лизина мать, узнав о страшной смерти дочери, не выдержала удара и скончалась на месте. Эраст был до конца жизни несчастлив. Он не обманул Лизу, когда сказал ей, что едет в армию, но, вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл все состояние. Жениться ему пришлось на пожилой богатой вдове, которая была в него давно влюблена. Узнав о Лизиной судьбе, он не мог утешиться и почитал себя убийцей. Теперь, может быть, они уже примирились.

Пересказала

Николай Михайлович Карамзин - это крупнейший историк своего времени, а также литератор эпохи сентиментализма.

Творчество Карамзина заинтересовало меня, так как это настолько многогранный и удивительный человек, что русские люди просто обязаны знать о деятельности своего соотечественника. Карамзин был поэтом, журналистом, общественным деятелем и реформатором русского литературного языка.

Родился он 1 декабря 1766 года в дворянской семье под Симбирском, а потому образование им было получено хорошее. Сначала он учился в частном пансионе своего родного города, а позднее в Москве в пансионе И. М. Шадена, после которого поступил в Московский университет. Отслужив после университета год в Преображенском полку, он целиком посвятил себя литературе, а позднее историческим очеркам.

В 1792 году была написана "Бедная Лиза", которая была первым произведением того времени, написанным в жанре русской прозы

"Бедная Лиза" Сюжет

Повествование данной повести рассказчик начинает спустя тридцать лет после произошедших событий. Воспоминания его происходят в Москве около Симонова монастыря, где когда-то в бедном домике проживала крестьянская девушка Лиза со своей матерью. Жили они бедно, так как муж и отец их давно умер и помочь было некому. В пятнадцать лет Лизе приходилось ткать холсты, вязать чулки, да продавать всякую всячину в Москве. В один из таких дней, продавая ландыши в Москве, она и познакомилась с Эрастом. Эраст купил ее цветы и хотел дать за них целый рубль, но девушка е взяла столь большую плату, а взяла только настоящую стоимость букетика в несколько копеек. Эта безыскусность и простота дедушки и заинтересовали Эраста. Через день он явился под окна ее хижины. Вскоре юный дворянин и крестьянская девушка начали часто встречаться, признались в любви друг другу. Так прошла неделя. Через неделю Лиза сообщила Эрасту, что мать заставляет ее выйти замуж за другого, того, кто посватался за нее. Но для нее это невыносимо, так как она любит своего Эраста.

С той поры их любовь стала еще крепче, а девушка, сама не ведая что творит, подарила Эрасту свою невинность. С той поры интерес Эраста к Лизе стал постепенно угасать, как и бывает с теми, кто получил желаемое. Она больше не увлекала его настолько, так как перестала быть непорочным ангелом. Все реже он начал видеться с ней и, наконец, сказал, что не придет к ней некоторое время, так как дела военной службы этого требуют. Лиза поверила ему и простилась со слезами.

Через некоторое время бедная девушка встретила в Москве карету с Эрастом, он же холодно сообщил ей о том, что помолвлен с другой и скоро свадьба, дал Лизе сто рублей денег и отправил домой. Сам же вынужден был жениться на богатой старой вдове. Бедная Лиза не смогла вынести своего горя и бросилась в реку, где тотчас утонула. Мать, узнав о том, что случилось с дочерью, тоже умерла от горя. Хижина опустела.

На такой трагической ноте заканчивается данное произведение. Счастья нет ни у кого.

Герои данного произведения - это простые люди. Крестьянка Лиза и ее мать, дворянин Эраст, да повествователь, рассказывающий о разворачивающихся событиях. Повесть, к сожалению, печальна и даже трагична.

Итак Лиза - бедная крестьянка пятнадцати лет от роду. Это честная девушка, которая трудилась от зари до зари, зарабатывая на пропитание себе и матери. Всем своим сердцем она полюбила Эраста. Когда и он признался ей в любви, то сердце ее и душа были отданы ему навсегда. Все желания своего возлюбленного она исполняла, поэтому и перестала быть ему интересной. Трагизм этого произведения не только в том, что молодой дворянин опорочил девушку, лишив ее невинности, а в том, что он бросил ее в итоге.

Я думаю, что если бы даже Лиза не лишилась невинности в тот момент, когда узнала, что любимый помолвлен с другой, то все равно утопилась бы, так как счастья с другим не представляла.

Эраст - юный дворянин. Он имеет доброе сердце, потому и останавливается около Лизы первый раз. Однако характер юноша имеет ветреный, способный только к развлечениям и кутежам. Общение с бедной девушкой ему интересно только поначалу, как новое необыкновенное приключение в его жизни. Поначалу он воспринимает Лизу, как светлого ангела непорочности. Однако, как только все желания юноши были удовлетворены, ореол волшебства сразу же слетел, а девушка стала обычной, такой, как и многие другие. Вновь Эраста стали интересовать только кутежи да карты. Проигранное имение и появившиеся долги явились следствием его разгульного образа жизни. Эраст также несчастлив, так как вынужден жениться на старой вдове только затем, что бы избавиться от долгов.

Отдельным героем в данной повести выступает повествователь. Нет, это не рассказ от имени Карамзина, это отдельное действующее лицо. Именно его воспоминания мы читаем. Очень красиво описывает повествователь красоты Москвы, особенно Симонов монастырь.

Поскольку произведение "Бедная Лиза" является сентиментальной прозой, то мы часто читаем о том, как все по очереди плачут от переизбытка чувств. И мать, и Лиза, и даже Эраст выступают чересчур чувствительными героями. Однако несмотря на столь слезливые страницы, мне произведение очень понравилось.

Данное произведение рекомендовано к изучению в школе в девятом классе. я считаю, что в этом возрасте самое время изучать такие произведения, так как девушки в этом возрасте уже должны задумываться о своей чести и иметь правильное суждение об этом. А потому повествование о Лизе, конечно, трагично, но полезно для прочтения юным девушкам. Ведь девушка должна соблюдать себя в чистоте и невинности.

Юноши тоже должны понимать о вреде разгульного образа жизни. Ведь в долговую яму Эраст загнал себя сам. Надо было самому трудиться, как настоящему мужчине, а не тратить все время на увеселительные мероприятия.

Данное произведение я сравнила бы с зарубежным произведением Шекспира "Ромео и Джульетта". В этом произведении влюбленные также юнны, как Эраст и Лиза, и финал их истории также трагичен. Здесь, правда Эраст остается живым фактически, но ощущение складывается такое, что и он как-будто умер. Ведь жениться на старухе - это все равно, что похоронить себя заживо. Так что бедного Эраста мне тоже очень жалко. Ведь его нельзя назвать до конца отрицательным персонажем. Он обладает добрым, отзывчивым сердцем, не жалеет денег для своей любимой и готов ежедневно покупать все ее связанные носки и все продаваемые цветы. Надо отдать должное и Лизе, которая не стремится взять с возлюбленного лишних денег. Она берет ровно столько, сколько заработала. Так почему же двоих влюбленных, обладающих массой достоинств и положительных качеств, ждет такой тяжелый и трагичный финал?! Я считаю, что всему виной ветреность и бесхарактерность Эраста. Обвинить в таком финале можно и мать Лизы, которая после смерти отца настолько опустила руки, что бедной девушке пришлось самой зарабатывать на них обеих. тому же, мать видела неоднократно Эраста и знала о взаимоотношениях двух юных сердец, поэтому могла и предупредить дочь о возможных ожидаемых последствиях встреч мужчины и девушки наедине.

Меню статьи:

«Бедная Лиза», – возможно, визитная карточка Николая Михайловича Карамзина. Эта повесть была написана в конце XVIII века – в эпоху расцвета литературной моды на сентиментализм.

Несколько слов о сюжете повести

История Лизы, безусловно, грустная. Потеряв отца, Лиза – главная героиня повести – в один момент вынуждена расстаться и с привычным для нее образом жизни. Ей больше не на кого положиться, кроме самой себя.

Лиза вынуждена заниматься продажей цветов – для того, чтобы иметь возможность прокормить себя. Как-то, торгуя ландышами на московских улицах, девушка встречает свою любовь – Эраста.

Молодой красавец-аристократ, Эраст влюбляется в Лизу. В порыве страсти он готов ради нее на все, даже на то, чтобы потерять свое положение в социальной иерархии их среды. Однако получив невинность Лизы и ее сердце, Эраст понимает, что она больше не представляет для него былого интереса.

Девушка остается одна, а ее возлюбленный уезжает с полком. Но однажды – по прошествии нескольких месяцев – Лиза снова оказывается в Москве и случайно замечает Эраста: тот проезжает мимо в шикарной карете в компании некой богатой вдовы. Из текста повести становится ясно, что юноша растратил все свое состояние, потерял имение и был вынужден согласиться на выгодную партию для женитьбы. Охваченная отчаяньем Лиза бросается в пруд и погибает. Все, что остается, – воспоминания о том, как когда-то – не так уж давно – влюбленные гуляли здесь, около этого самого пруда, наивные и счастливые.

О своеобразии сентиментализма

Конечно, охарактеризовать произведение, обозначаемое как один из ярчайших примеров сентиментализма, невозможно без пары слов о своеобразии этого направления. Само его название говорит о важности чувств, которые объявляются здесь высшей ценностью. Большое внимание уделяется повседневной жизни людей, тому, что до этого поворота в литературе, оставалось за кулисами. Какой человек интересен писателю-сентименталисту? Это, безусловно, простой человек и его внутренний мир.

Главные герои повести

Любопытно, что главных героев в этом произведении не так уж много. Главная героиня – крестьянская девушка Лиза, размышления о которой связаны с пейзажами упадка и обветшалости, заброшенности монастырской обители. Лиза – яркий пример идеала героини сентиментального романа. Она материально бедна, но богата духовно. Её внутренний мир, как мир романтика, прямо противоположен ограниченности мира внешнего: бездонный, глубокий, чувственный, открытый и безграничный внутренний мир.


Девушка живет вместе с матерью в деревушке недалеко от Москвы. Когда-то семья Лизы не была так бедна, ведь наиболее трудные времена для Лизы с матерью настали в связи со смертью кормильца – отца девушки.

Мать Лизы тоже, так или иначе, находится в центре повествования. Она – пожилая женщина, которая искренне надеется, что Лиза сумеет выгодно выйти замуж.

Собственно, мать Лизы не является корыстной женщиной: она просто желает своей дочери счастья, которое в то время мыслилось неразрывно от умения сделать успешную партию. Несчастная женщина уже была слишком слаба, чтобы работать так, как в былые годы, а потому Лиза не гнушалась любой работы: она была мастерица на все руки – умела ткать, вязать чулки, осенью собирала и продавала ягоды, а весной – цветы.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с которую написал Николай Карамзин.

Вместе с отсутствием эгоцентрических качеств, можно отметить такие черты Лизы, как чистота, преданная любовь и умение заботиться, не желая получить ничего взамен. Эти особенности Лизы, как и ее открытость миру, мешают ей видеть в людях мрак: она считает, что все люди хорошие и не может принять слов матери о том, что мир состоит из полярностей, а хорошее всегда дополняется плохим. Мать была очень доброй и чувствительной, как и ее дочь, однако не могла облегчить жизни Лизы: ее здоровье больше не позволяло ей трудиться, кроме того, ее зрение слабело, и постепенно дочь заняла в семье мест кормилицы. Любопытным является тот факт, что после знакомства с Эрастом Лизина мать отзывалась о нем крайне тепло и приветливо, так как юноша предложил Лизе забирать сделанную работу самостоятельно, чтобы так не ездила в город слишком часто. После смерти дочери старушка умирает, не выдержав удара.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию Н. Карамзина.

Наконец, Эраст – это возлюбленный Лизы, впоследствии предавший ее, как и любовь девушки. Эраст – крайне амбивалентный персонаж. Он имеет свои достоинства: это незаурядный и острый ум, благородное происхождение, внешняя привлекательность и доброе, мягкое сердце. Но эти достоинства порой перекрывались его недостатками: ветреность и легкомысленность, слабая воля, что толкнуло юношу к азартным играм, светским удовольствиям и развращенному, нравственно предосудительно образу жизни. Его легкомыслие не позволяет ему найти душевный покой с какой-то одной девушкой. Лиза не знает, что влюбляется и увлекается молодой дворянин так же легко, как потом разочаровывается.


Так получилось и с Лизой: когда он покорил сердце и тело девушки, она потеряла для него былое очарование. У Лизы, впрочем, был шанс иметь совершенно другую жизнь: однажды к ней посватался зажиточный крестьянин – чета девушке по статусу. Однако Эраст приложил достаточно усилий, чтобы отговорить Лизу от этого брака, осыпав ее обещаниями остаться с ней навсегда. Таким образом, амбивалентность Эраста сказывается не только на его жизни, приводя к деструктивным процессам в его внутреннем мире, но и влияют на жизнь окружающих его людей.

Отдельная фигура – это рассказчик. Он – добрый и сентиментальный, он словно коллекционирует образы, но только те, которые вызывают нежность и особую разновидность боли, скорби и грусти. Впрочем, он выстраивает специфическую топографию повести.

Итак, топография «Бедной Лизы»

Произведение начинается описанием заброшенной атмосферы холма, на котором стоит старый монастырь. Стоящий на возвышенности Симонов монастырь, таким образом, открывает изумительный вид на Москву. Рассказчик рисует нам карту, на которой будут разворачиваться события повести. Обветшалая избушка, которая вот-вот обвалится, потому что стены – это все, что осталось от былой жизни. Ее обитатели умерли, а место, в котором протекала их повседневность, больше не вызывает ничего, кроме меланхолической грусти. Более тридцати лет здесь больше никто не живет: однако рассказчик помнит обо всех горестных и скорбных событиях, произошедших здесь. Это место памяти и вечности.

Москва, на которую открывается вид с уже упоминаемого нами холма, – это место бушующей жизни, забвения в кратковременности всего здесь происходящего. Мимолетность, яркость, «большие надежды» и быстро забывающиеся разочарования – вот тот, что приносит людям Москва.

Бинарность оппозиций пронизывает все структуры этой повести.

Итоги

Николай Карамзин, создавая «Бедную Лизу», стремился обратить взор вниз и вглубь: вниз – потому что в центре произведения находятся совсем не дворяне и высший свет, герои прошлых текстов русской литературы, а вглубь – потому что речь здесь идет не о внешних событиях, не о динамике сменяющих друг друга обстоятельств, а о развитии внутреннего мира. На самом деле, авторы-сентименталисты делают такой же переворот в вопросе антропологии, какой однажды сделали софисты и Сократ – в античности. Но итог остается простым – какое бы происхождение ни имел человек, он одинаково достоин счастья.

Повесть «Бедная Лиза», ставшая образцом сентиментальной прозы, была выпущена Николаем Михайловичем Карамзиным в 1792 году в издании «Московский журнал». Стоит отметить Карамзина как заслуженного реформатора русского языка и одного из самых высокообразованных россиян своего времени - это важный аспект, позволяющий в дальнейшем оценить успех повести. Во-первых, развитие русской литературы имело «догоняющий» характер, так как она отставала от европейской примерно на 90-100 лет. В то время как на западе вовсю писали и читали сентиментальные романы, в России еще складывали неуклюжие классические оды и драмы. Прогрессивность Карамзина как литератора состояла в том, чтобы «привезти» из Европы на родину сентиментальные жанры и выработать стиль и язык для дальнейшего написания таких произведений.

Во-вторых, освоение литературы конца 18 века публикой было таким, что сначала для общества писали, как жить, а затем общество стало жить по написанному. То есть, до сентиментальной повести люди читали в основном житийную или церковную литературу, где не было ни живых персонажей, ни живой речи, а герои сентиментальной повести - такие как Лиза - дали светским барышням настоящий сценарий жизни, путеводитель чувств.

История создания повести

Карамзин привез сюжет о бедной Лизе из своих многочисленных поездок - с 1789 по 1790 годы он побывал в Германии, Англии, Франции, Швейцарии (родиной сентиментализма считается именно Англия), а по возвращении опубликовал новую революционную повесть в собственном журнале.

«Бедная Лиза» - не оригинальное произведение, так как его сюжет Карамзин адаптировал для русской почвы, взяв его из европейской литературы. Речь не идет о конкретном произведении и плагиате - таких европейских повестей было множество. К тому же автор создал атмосферу удивительной подлинности, нарисовав себя в качестве одного из героев повести и мастерски описав обстановку событий.

Согласно воспоминаниям современников, вскоре после возвращения из путешествия писатель жил на даче неподалеку от Симонова монастыря, в живописном спокойном месте. Описанная автором обстановка реальна - читатели узнавали и окрестности монастыря, и «лизин пруд», и это способствовало тому, что сюжет воспринялся как достоверный, а герои — как реально существовавшие люди.

Анализ произведения

Сюжет повести

Сюжет повести - любовный и, по признанию автора, донельзя простой. Крестьянская девушка Лиза (отец был зажиточным крестьянином, но после его смерти хозяйство в упадке и девушке приходится зарабатывать продажей рукоделия и цветов) живет на лоне природы со старой матушкой. В городе, кажущемся ей громадным и чужим, она встречает молодого дворянина Эраста. Молодые люди влюбляются - Эраст от скуки, навеянной удовольствиями и дворянским образом жизни, а Лиза - впервые, со всей простой, пылкостью и естественностью «природного человека». Эраст пользуется доверчивостью девушки и овладевает ею, после чего, естественно, начинает тяготиться обществом девушки. Дворянин уезжает на войну, где проигрывает все свое состояние в карты. Выходом из положения становится женитьба на богатой вдове. Лиза узнает об этом и кончает жизнь самоубийством, бросаясь в пруд, недалеко от Симонова монастыря. Автор, которому рассказали эту историю, не может вспоминать бедную Лизу без святых слез сожаления.

Карамзин впервые из русских писателей развязал конфликт произведения гибелью героини - так, как, скорее всего, было бы и в реальности.

Конечно, несмотря на прогрессивность повести Карамзина, его герои существенно отличаются от настоящих людей, они идеализированы и приукрашены. Особенно это касается крестьян - Лиза не похожа на крестьянку. Вряд ли тяжелый труд способствовал бы тому, что она оставалась «чувствительной и доброй», вряд ли она вела сама с собой внутренние диалоги изящным слогом, да и поддержать разговор с дворянином она вряд ли могла бы. Тем не менее, это и есть первый тезис повести - «и крестьянки любить умеют».

Главные герои

Лиза

Центральная героиня повести Лиза - воплощенная чувствительность, пылкость и горячность. Её ум, доброта и нежность, подчеркивает автор, - от природы. Повстречав Эраста, она начинает мечтать не о том, что он, как прекрасный принц, уведет её в свой мир, а о том, чтобы он был простым крестьянином или пастухом - это и уравняло бы их, и позволило быть вместе.

Эраст отличается от Лизы не только по социальному признаку, но и по характеру. Возможно, говорит автор, его испортил свет - он ведет типичный для офицера и дворянина образ жизни - ищет удовольствий и, найдя их, охладевает к жизни. Эраст и умен, и добр, но слаб, неспособен на поступки - такой герой тоже появляется в русской литературе впервые, тип «разочарованного жизни аристократа». Поначалу Эраст искренен в своем любовном порыве - он не лжет, когда говорит Лизе о любви, и получается, что он тоже жертва обстоятельств. Он не выдерживает испытания любовью, не разрешает ситуации «по-мужски», но испытывает искреннее терзание после случившегося. Ведь именно он, якобы, рассказал автору историю о бедной Лизе и привел его к Лизиной могиле.

Эраст предопределил появление в русской литературе ряда героев типа «лишних людей» - слабых и неспособных на ключевые решения.

Карамзин использует «говорящие имена». В случае с Лизой выбор имени оказался «с двойным дном». Дело в том, что классическая литература предусматривала приемы типизации, и имя Лиза должно было означать шаловливого, кокетливого, легкомысленного персонажа. Такое имя могла иметь горничная-хохотушка - хитрый персонаж комедии, склонный к любовным приключениям, отнюдь не невинный. Выбрав такое имя для своей героини, Карамзин разрушил классическую типизацию и создал новую. Он выстроил новую зависимость между именем, характером и действиями героя и наметил путь к психологизму в литературе.

Имя Эраст также выбрано не случайно. Оно означает с греческого «прелестный». Его роковая прелесть, потребность в новизне впечатлений заманили и погубили несчастную девушку. Но Эраст будет корить себя до конца жизни.

Постоянно напоминая читателю о своей реакции на происходящее («с грустью вспоминаю...», «слезы катятся по лицу моему, читатель….»), автор организует повествование так, что оно приобретает лиричность и чувствительность.

Цитаты

"Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами..." . Лиза .

"Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», — думал он и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет" .

"Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! небо не падает; земля не колеблется! Горе мне" Лиза .

"Теперь, может быть, они уже примирились!" Автор

Тематика, конфликт повести

Повесть Карамзина затрагивает несколько тем:

  • Тема идеализации крестьянской среды, идеальности жизни на природе. Главная героиня - дитя природы, а потому она по умолчанию не может быть злой, безнравственной, бесчувственной. Девушка воплощает в себе простоту и невинность вследствие того, что она из крестьянской семьи, где хранятся вечные нравственные ценности.
  • Тема любви и предательства. Автор воспевает красоту искренних чувств и с горестью рассказывает об обреченности любви, не подкрепленной разумом.
  • Тема противопоставления деревни и города. Город оказывается злом, большой недоброй силой, способной сломать чистое существо из природы (мать Лизы интуитивно чувствует эту злую силу и молится за дочь каждый раз, когда она уходит в город продавать цветы или ягоды).
  • Тема «маленького человека». Социальное неравенство, уверен автор (и в этом очевидный проблеск реализма) не приводит к счастью влюбленных из разных слоев. Такая любовь обречена.

Основной конфликт повести социальный, ведь именно из-за пропасти между богатством и бедностью гибнет любовь героев, а затем и героиня. Автор превозносит чувствительность как высшую ценность человека, утверждает культ чувств в противовес культу разума.