Исторические и мифологические. Мифологический жанр в изобразительном искусстве. «Роскошный пир для очей»

Те, кто хочет увидеть то, чего не было на самом деле, могут обратиться к картинам определенного жанра. На таких полотнах изображены сказочные существа, герои легенд и преданий, события фольклора. В такой манере пишут художники мифологического жанра.

Как оживить картину

Несомненно, для того чтобы отобразить события, которых не видел своими глазами, мастер должен обладать отменной фантазией и знать сюжет произведения, на основе которого он собирается творить. Чтобы зрителю понравилась картина, надо умело пользоваться кистью, тогда образы, существующие в голове у художника, оживут и превратятся в сказку наяву. Мастера, умеющие сделать это, прославились во всем мире. Среди известных имен: Боттичелли, Васнецов, Мантенья, Кранах, Джорджоне.

Зарождение

Мифологический жанр в искусстве появился тогда, когда люди перестали верить в то, что им рассказывали их предки. Произведения на тему былых событий стали простыми рассказами, в которых существование их героев на самом деле ставилось под сомнение. Тогда-то художники смогли дать волю своему воображению и изобразить на холстах участников древних событий такими, какими они их представляли. Мифологический жанр в изобразительном искусстве особенным образом расцвел в эпоху Ренессанса. Причем в каждом веке сюжетами для творчества становились разные легенды, благо недостатка в них не было. Изначально мифологический жанр предполагал изображение героев Древней Греции и событий, связанных с их жизнью. Постепенно, в 17 веке, на картинах появлялись сюжеты, наполненные особенным смыслом, затрагивающие эстетические и нравственные проблемы, приближенные к жизненным реалиям. А уже в 19-20 веках поле деятельности художника, работающего в таком направлении, как мифологический жанр, стало особенно широким. В качестве основы для изображения служат кельтские, германские, индийские, а также славянские мифы.

Сандро Боттичелли

Этот живописец стал первым, кто начал использовать мифологический жанр для создания До него сюжеты такой тематики использовали для декоративных украшений. Частные заказчики делали заказ, часто сами придумывая то, что должно быть изображено и какую смысловую нагрузку оно будет нести. Поэтому они были понятны только тем, кто покупал такую работу. Интересно, что мастер писал свои картины так, чтобы они сочетались с какими-либо предметами мебели и быта. Поэтому необычный размер или форма его полотен оправдана тем, что в совокупности с предметом, под который они писались, все смотрелось вполне гармонично. Среди его работ известны «Рождение Венеры», «Весна». Также Боттичелли использовал мифологический жанр для того, чтобы расписывать алтари. К знаменитым работам такого рода относят «Благовещение Честелло» и вместе с Иоанном Крестителем.

Андреа Мантенья

Мифологический жанр в изобразительном искусстве принес известность этому художнику. В частности, в этом направлении выполнена его картина «Парнас». Только такой знаток древности, как Мантенья, мог создать такое полотно, наполненное тонкими аллегориями, некоторые из которых до сих пор не разгаданы. Основной сюжет картины — это любовь Марса и Венеры. Именно их фигуры художник поместил в центре. Это адюльтер, поэтому Мантенья посчитал нужным отразить негодование обманутого мужа — Гефеста. Он покинул свою комнату и стоит у входа в кузницу, посылая проклятия в сторону влюбленной пары. Два и Меркурий, способствующие сближению Марса и Венеры, также присутствуют на картине. Кроме того, здесь изображены девять танцующих муз, которые способны своим пением вызвать извержение вулкана. Но справа от центра картины стоит Пегас. Этот крылатый конь, по преданию, был способен остановить извержение, топнув копытом.

Джорджоне

Мастер написал несколько картин в мифологическом жанре. Среди них «Спящая Венера», которую автор не смог закончить, так как в процессе создания заболел чумой и скончался. До сих пор продолжаются споры о том, кто завершил полотно. Также знаменита «Юдифь». Эта картина создана на основе библейского сюжета. Эта тема занимала и других художников, но на полотне Джорджоне она изображена скромной, нежной и полной собственного достоинства. Ногой она наступает на голову Олоферна. Это отрицательный персонаж, но внешность его не отталкивает зрителя, хотя в то время отрицательных героев изображали безобразными.

Виктор Васнецов

Создатель полотен, на которых ожили всеми любимые сказки, представляет в своих работах мифологический жанр в живописи. Неспроста его картины очень нравятся детям. Ведь на них изображены герои всеми любимых и знакомых с детства произведений русского фольклора. Мифологический жанр позволяет художнику проявить фантазию и изобразить на полотне то, что он представляет в своем воображении. Но работы Васнецова настолько затрагивают душевные струны человека, что находят отклик в каждом сердце.

Может быть потому, что он любил и умел передавать в своих работах многогранность русской природы. Всеми любимые березки не могут не тронуть своей тихой грустью. Все, что видит человек на картинах Васнецова, ему знакомо. Даже узнаваемы, хотя их невозможно было увидеть нигде раньше. Работы мастера не просто изображают, они учат тому, как должна выглядеть чистая женская красота, мужественность и богатырская сила. Поэтому его творчество знакомо каждому. Это такие картины, как «Снегурочка», «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич и Серый Волк», «Кощей бессмертный».

Михаил Врубель

Мифологический жанр стал основой творчества не менее известного живописца Михаила Врубеля. Всем известна его картина «Царевна-лебедь», написанная по мотивам сказки Пушкина. Хотя образ вполне мифологический, на самом деле Врубель изобразил свою жену в Она пела в опере, декорации для которой также нарисовал ее супруг. Цвета, которые использовал мастер, наполняют изображение нежностью и легкостью. Автор старался передать момент, когда птица превращается в прекрасную царевну. Это ему вполне удалось. До сих пор волшебный эффект его картин заставляет многих людей становиться поклонниками его творчества.

Мифологический жанр интересен, пробуждает фантазию не только у художника, но и у зрителя. А самое главное - источников для вдохновения множество, так что просторы для творчества безграничны.

Первые главы книги, которую вы держите в руках, дают общее представление о том, что такое миф и мифология, о классификации мифов и истории изучения мифологии. Дальнейшие главы повествуют об особенностях мифологических представлений разных народов: древних славян, скандинавов, кельтов, египтян, индийцев, иранцев, китайцев, японцев, американских индейцев и австралийских аборигенов. Особое внимание в книге уделено античной мифологии (греческой и римской). Однако следует отметить, что каждая из описанных мифологических систем обладает неповторимым своеобразием и поэтому по-своему интересна.

    ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ МИФ И МИФОЛОГИЯ? 1

    РАЗВИТИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 1

    КАКИЕ БЫВАЮТ МИФЫ 3

    ИЗУЧЕНИЕ МИФОЛОГИИ 6

    МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 8

    МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ДВУРЕЧЬЯ (ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ) 15

    МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 24

    РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ 38

    ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ 45

    ИРАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ 56

    СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ 62

    КЕЛЬТСКАЯ МИФОЛОГИЯ 72

    ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ 83

    КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ 89

    ЯПОНСКАЯ МИФОЛОГИЯ 95

    МИФОЛОГИЯ ИНДЕЙЦЕВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ 101

    МИФОЛОГИЯ ИНДЕЙЦЕВ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ 106

    МИФОЛОГИЯ АВСТРАЛИИ 110

    ИЛЛЮСТРАЦИИ 113

Елена Владимировна Доброва
Популярная история мифологии

ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ МИФ И МИФОЛОГИЯ?

С мифами и легендами древних народов мы знакомы со школьной скамьи. Каждый ребенок с удовольствием перечитывает эти древние сказки, повествующие о жизни богов, чудесных приключениях героев, происхождении неба и земли, солнца и звезд, зверей и птиц, лесов и гор, рек и морей и, наконец, самого человека. Для ныне живущих людей мифы действительно представляются сказками, и мы даже не задумываемся над тем, что много тысячелетий назад их создатели верили в абсолютную истинность и реальность этих событий. Не случайно исследователь М. И. Стеблин-Каменский определяет миф как "повествование, которое там, где оно возникало и бытовало, принималось за правду, как бы оно ни было неправдоподобно".

Традиционное же определение мифа принадлежит И. М. Дьяконову. В широком смысле мифы – это прежде всего "античные, библейские и другие старинные сказки о сотворении мира и человека, а также рассказы богов и героев – поэтические, иной раз причудливые". Причина такой трактовки вполне объяснима: именно античные мифы были включены в круг знаний европейцев гораздо раньше остальных. Да и само слово "миф" имеет греческое происхождение и в переводе на русский язык означает "предание" или "сказание".

Античные мифы представляют собой высокохудожественные литературные памятники, которые практически в неизменном виде дошли до наших дней. Особенно широкую известность имена греческих и римских богов и рассказы о них приобрели в эпоху Возрождения (XV–XVI века). Примерно в это же время в Европу начали проникать первые сведения об арабских мифах и мифах американских индейцев. В образованной среде общества модным стало употребление имен античных богов и героев в аллегорическом смысле: под Венерой подразумевали любовь, под Минервой – мудрость, Марс был олицетворением войны, музы обозначали различные искусства и науки. Подобное словоупотребление сохранилось до наших дней, в частности в поэтическом языке, который вобрал в себя множество мифологических образов.

В первой половине XIX века в научный оборот были введены мифы таких индоевропейских народов, как древние индийцы, иранцы, германцы и славяне. Чуть позже были открыты мифы народов Африки, Океании и Австралии, которые позволили ученым сделать вывод о том, что мифология существовала практически у всех народов мира на определенной стадии их исторического развития. Изучение основных мировых религий – христианства, ислама и буддизма – показало, что и они имеют мифологическую основу.

В XIX веке создавались литературные обработки мифов всех времен и народов, было написано множество научных книг, посвященных мифологии разных стран мира, а также сравнительно-историческому изучению мифов. В ходе этой работы использовались не только повествовательные литературные источники, которые представляли собой результат более позднего развития первоначальной мифологии, но и данные языкознания, этнографии и других наук.

Изучением мифологии интересовались не только фольклористы и литературоведы. Мифы с давних пор привлекали внимание религиоведов, философов, лингвистов, историков культуры и других ученых. Объясняется это тем, что мифы представляют собой не просто наивные сказки древних, в них заключена историческая память народов, они проникнуты глубоким философским смыслом. Кроме того, мифы являются источником познания. Недаром сюжеты многих из них называют вечными, ведь они созвучны любой эпохе, интересны людям всех возрастов. Мифы способны удовлетворить не только детскую любознательность, но и стремление взрослого человека приобщиться к общечеловеческой мудрости.

Что же такое мифология? С одной стороны, это совокупность мифов, рассказывающих о деяниях богов, героев, демонов, духов и др., в которых нашли отражение фантастические представления людей о мире, природе и человеке. С другой стороны, это наука, изучающая возникновение, содержание, распространение мифов, их соотношение с другими жанрами народного творчества, религиозными представлениями и обрядами, историей, изобразительным искусством и многие другие аспекты, касающиеся природы и сущности мифов.

РАЗВИТИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Мифотворчество представляет собой важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология была основным способом понимания мира. На самых ранних стадиях развития, в период родовой общины, когда, собственно, и появились мифы, люди стремились осмыслить окружавшую их действительность, однако реального объяснения многим явлениям природы они дать еще не могли, поэтому и сочиняли мифы, которые считаются наиболее ранней формой мировосприятия и понимания первобытным человеком мира и самого себя.

Поскольку мифология является своеобразной системой фантастических представлений человека об окружающей его природной и социальной действительности, причину возникновения мифов, а иными словами, ответ на вопрос, почему мировосприятие первобытных людей выразилось в форме мифотворчества, следует искать в особенностях мышления, характерных для сложившегося к тому времени уровня культурно-исторического развития.

Восприятие мира первобытным человеком носило непосредственно-чувственный характер. При обозначении словом того или иного явления окружающего мира, например огня как стихии, человек не дифференцировал его на огонь в очаге, лесной пожар, пламя горна и т. д. Таким образом, зарождающееся мифологическое мышление стремилось к определенного рода обобщениям и было основано на целостном, или синкретическом, восприятии мира.

Мифологические представления сформировались потому, что первобытный человек воспринимал себя неотъемлемой частью окружающей природы, а его мышление было теснейшим образом связано с эмоциональной и аффектно-моторной сферой. Следствием этого стало наивное очеловечивание окружающей природной среды, т. е. всеобщая персонификация и "метафорическое" сопоставление природных и социальных объектов .

Явления природы люди наделяли человеческими качествами. Силы, свойства и фрагменты космоса в мифах представлены как конкретно-чувственные одушевленные образы. Сам космос нередко выступает в образе живого великана, из частей которого создавался мир. Тотемические предки обычно имели двойную природу – зооморфную и антропоморфную. Болезни представлялись в виде чудовищ, которые пожирали люд-ские души, сила выражалась многорукостью, а хорошее зрение – наличием большого количества глаз. Все боги, духи и герои, подобно людям, включались в определенные семейно-родовые отношения.

На процесс осмысления каждого явления природы оказывали непосредственное влияние конкретные природные, хозяйственные и исторические условия, а также уровень социального развития. Кроме того, некоторые мифологические сюжеты заимствовались из мифологий других народов. Происходило это в том случае, если заимствованный миф соответствовал мировоззренческим представлениям, конкретным условиям жизни и уровню социального развития воспринимающего народа.

Важнейшей отличительной чертой мифа является его символизм , который заключается в нечетком разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности. Кроме того, для мифов характерен генетизм . В мифологии объяснить устройство вещи – значит рассказать, как она создавалась, описать окружающий мир – значит рассказать о его происхождении. Состояние современного мира (рельеф земной поверхности, небесные светила, существующие породы животных и виды растений, образ жизни людей, сложившиеся социальные отношения, религии) в мифах рассматривается как следствие событий давно минувших дней, того времени, когда жили мифические герои, первопредки или боги-творцы.

Елена Владимировна Доброва

Популярная история мифологии

ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ МИФ И МИФОЛОГИЯ?

С мифами и легендами древних народов мы знакомы со школьной скамьи. Каждый ребенок с удовольствием перечитывает эти древние сказки, повествующие о жизни богов, чудесных приключениях героев, происхождении неба и земли, солнца и звезд, зверей и птиц, лесов и гор, рек и морей и, наконец, самого человека. Для ныне живущих людей мифы действительно представляются сказками, и мы даже не задумываемся над тем, что много тысячелетий назад их создатели верили в абсолютную истинность и реальность этих событий. Не случайно исследователь М. И. Стеблин-Каменский определяет миф как «повествование, которое там, где оно возникало и бытовало, принималось за правду, как бы оно ни было неправдоподобно».

Традиционное же определение мифа принадлежит И. М. Дьяконову. В широком смысле мифы – это прежде всего «античные, библейские и другие старинные сказки о сотворении мира и человека, а также рассказы богов и героев – поэтические, иной раз причудливые». Причина такой трактовки вполне объяснима: именно античные мифы были включены в круг знаний европейцев гораздо раньше остальных. Да и само слово «миф» имеет греческое происхождение и в переводе на русский язык означает «предание» или «сказание».

Античные мифы представляют собой высокохудожественные литературные памятники, которые практически в неизменном виде дошли до наших дней. Особенно широкую известность имена греческих и римских богов и рассказы о них приобрели в эпоху Возрождения (XV–XVI века). Примерно в это же время в Европу начали проникать первые сведения об арабских мифах и мифах американских индейцев. В образованной среде общества модным стало употребление имен античных богов и героев в аллегорическом смысле: под Венерой подразумевали любовь, под Минервой – мудрость, Марс был олицетворением войны, музы обозначали различные искусства и науки. Подобное словоупотребление сохранилось до наших дней, в частности в поэтическом языке, который вобрал в себя множество мифологических образов.

В первой половине XIX века в научный оборот были введены мифы таких индоевропейских народов, как древние индийцы, иранцы, германцы и славяне. Чуть позже были открыты мифы народов Африки, Океании и Австралии, которые позволили ученым сделать вывод о том, что мифология существовала практически у всех народов мира на определенной стадии их исторического развития. Изучение основных мировых религий – христианства, ислама и буддизма – показало, что и они имеют мифологическую основу.

В XIX веке создавались литературные обработки мифов всех времен и народов, было написано множество научных книг, посвященных мифологии разных стран мира, а также сравнительно-историческому изучению мифов. В ходе этой работы использовались не только повествовательные литературные источники, которые представляли собой результат более позднего развития первоначальной мифологии, но и данные языкознания, этнографии и других наук.

Изучением мифологии интересовались не только фольклористы и литературоведы. Мифы с давних пор привлекали внимание религиоведов, философов, лингвистов, историков культуры и других ученых. Объясняется это тем, что мифы представляют собой не просто наивные сказки древних, в них заключена историческая память народов, они проникнуты глубоким философским смыслом. Кроме того, мифы являются источником познания. Недаром сюжеты многих из них называют вечными, ведь они созвучны любой эпохе, интересны людям всех возрастов. Мифы способны удовлетворить не только детскую любознательность, но и стремление взрослого человека приобщиться к общечеловеческой мудрости.

Что же такое мифология? С одной стороны, это совокупность мифов, рассказывающих о деяниях богов, героев, демонов, духов и др., в которых нашли отражение фантастические представления людей о мире, природе и человеке. С другой стороны, это наука, изучающая возникновение, содержание, распространение мифов, их соотношение с другими жанрами народного творчества, религиозными представлениями и обрядами, историей, изобразительным искусством и многие другие аспекты, касающиеся природы и сущности мифов.

РАЗВИТИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Мифотворчество представляет собой важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология была основным способом понимания мира. На самых ранних стадиях развития, в период родовой общины, когда, собственно, и появились мифы, люди стремились осмыслить окружавшую их действительность, однако реального объяснения многим явлениям природы они дать еще не могли, поэтому и сочиняли мифы, которые считаются наиболее ранней формой мировосприятия и понимания первобытным человеком мира и самого себя.

Поскольку мифология является своеобразной системой фантастических представлений человека об окружающей его природной и социальной действительности, причину возникновения мифов, а иными словами, ответ на вопрос, почему мировосприятие первобытных людей выразилось в форме мифотворчества, следует искать в особенностях мышления, характерных для сложившегося к тому времени уровня культурно-исторического развития.

Восприятие мира первобытным человеком носило непосредственно-чувственный характер. При обозначении словом того или иного явления окружающего мира, например огня как стихии, человек не дифференцировал его на огонь в очаге, лесной пожар, пламя горна и т. д. Таким образом, зарождающееся мифологическое мышление стремилось к определенного рода обобщениям и было основано на целостном, или синкретическом, восприятии мира.

Мифологические представления сформировались потому, что первобытный человек воспринимал себя неотъемлемой частью окружающей природы, а его мышление было теснейшим образом связано с эмоциональной и аффектно-моторной сферой. Следствием этого стало наивное очеловечивание окружающей природной среды, т. е. всеобщая персонификация и «метафорическое» сопоставление природных и социальных объектов .

Явления природы люди наделяли человеческими качествами. Силы, свойства и фрагменты космоса в мифах представлены как конкретно-чувственные одушевленные образы. Сам космос нередко выступает в образе живого великана, из частей которого создавался мир. Тотемические предки обычно имели двойную природу – зооморфную и антропоморфную. Болезни представлялись в виде чудовищ, которые пожирали люд-ские души, сила выражалась многорукостью, а хорошее зрение – наличием большого количества глаз. Все боги, духи и герои, подобно людям, включались в определенные семейно-родовые отношения.

На процесс осмысления каждого явления природы оказывали непосредственное влияние конкретные природные, хозяйственные и исторические условия, а также уровень социального развития. Кроме того, некоторые мифологические сюжеты заимствовались из мифологий других народов. Происходило это в том случае, если заимствованный миф соответствовал мировоззренческим представлениям, конкретным условиям жизни и уровню социального развития воспринимающего народа.

Важнейшей отличительной чертой мифа является его символизм , который заключается в нечетком разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности. Кроме того, для мифов характерен генетизм . В мифологии объяснить устройство вещи – значит рассказать, как она создавалась, описать окружающий мир – значит рассказать о его происхождении. Состояние современного мира (рельеф земной поверхности, небесные светила, существующие породы животных и виды растений, образ жизни людей, сложившиеся социальные отношения, религии) в мифах рассматривается как следствие событий давно минувших дней, того времени, когда жили мифические герои, первопредки или боги-творцы.

Все мифологические события отделяются от нас большим временным промежутком: действия в большинстве мифов совершаются в стародавние, начальные времена.

Мифическое время – это то время, когда мир был устроен иначе, чем теперь. Это раннее, начальное время, правремя, которое предшествовало эмпирическому, т. е. историческому, времени. Это эпоха первотворения, первопредметов и перводействий, когда появляются первые копье, огонь, совершаются первые поступки и т. д. Все явления и события, относящиеся к мифическому времени, приобрели значение парадигмы (в переводе с греческого – «пример», «образ»), поэтому воспринимались в качестве образца для воспроизведения. В мифе обычно объединяются два аспекта – диахронический, т. е. рассказ о прошлом, и синхронический, или средство объяснения настоящего, а в некоторых случаях и будущего.

В разных исторических сочинениях и трактатах приводятся разные списки легендарных властителей и императоров Китая, которые рассматриваются первопредками китайцев. Наиболее часто встречаются ссылки на следующих властителей: Фуси, Шеньнун и Хуанди.
Фуси , Паоси, Баоси в самых ранних мифах являлся богом охоты и рыболовства. На могильных барельефах первых веков н.э. в провинциях Шаньдун, Цзянсу, Сычуань Фуси и его сестра Нюйва изображены в виде пары сходных существ с туловищами человека и переплетёнными хвостами змеи (дракона) . Конфуцианские философы превратили Фуси в государя, правившего с 2953 по 2852 г. до н.э.
Шеньнун
являлся покровителем земледелия и медицины. Его также называли Яньди и Яован.
Он имел змеиное тело, человеческое лицо и зелёный цвет кожи, «подобно цвету травы». Иногда его изображали с маленькими рожками на голове. Шеньнуна почитали как государя, правившего с 2852 по 2737 г. до н. э.
Хуанди считался олицетворением магических сил земли, гармонии и порядка. Считалось, что
Хуанди был огромного роста (около 3 м). По одним данным, он имел лик дракона, по другим выглядел как вполне нормальный человек, только очень высокий. По традиции, Хуанди правил с 2697 по 2597 г. до н.э.
Перечень пяти легендарных императоров Китая зависит от источника. Согласно версии китайского историка Сыма Цяна (145 или 135
90 гг. до н.э.), это уже знакомый нам Хуанди, Чжуань-сюй, Ди Ку или просто Ку, Яо и Шунь.
В конфуцианской историографической традиции даётся характеристика Чжуань-сюйя как внука или правнука Хуанди, - правившего в 2513-2435 гг. до н.э ., используя магическую силу воды.
В самых ранних мифах Чжуань-сюй рассматривался богом времени. В облике Чжуань-сюйя прослеживаются архаические черты, отраженные в нерасчленённости частей тела, конечностей и т. п. (сросшиеся ноги, рёбра, брови). По одной легенде, у его отца Хань-лю была «шея длинная, уши маленькие, лицо человека, но со свиным рылом, тело единорога - цилиня, обе ноги срослись вместе и напоминали копыта свиньи… Обликом Чжуань-сюй немного напоминал своего отца» .
Ди Ку считался правнуком Хуанди и братом Чжуан-сюя и правил, согласно традиции, с 2435 по 2366 до н.э .
Он изображался существом с птичьей головой и туловищем обезьяны. У него была только одна нога, а на голове – рога.
Яо , якобы правивший с 2357 г. до 2255 год до н. э ., сочетал в своём образе божественные и человеческие черты. Носил также имена Ди Яо, Фан-сюнь, Тан Яо. В некоторых источниках считался вторым сыном Ди Ку. По мнению японского учёного Митараи Масару, он первоначально был одним из солнечных божеств и мыслился в облике птицы , и лишь в более поздних мифах превратился в земного императора.
Одной из основных заслуг Яо перед человечеством было то, что он, построив с помощью правнука Хуанди дракона Гуня многочисленные дамбы и каналы, сумел остановить и утихомирить всемирный потоп , грозивший уничтожить всё живое на Земле.
Шунь считался одним из величайших императоров Китая, живших
до всемирного потопа. Согласно традиции, он правил с 2254 по 2206 гг. до н.э.
В некоторых источниках в число легендарных императоров Китая включаются Шао-Хао (2596 - 2514 до н.э.), Ди Чжи (2365 - 2358 до н.э.) и Юй (2205
2197 гг. до н.э.).
Юй прославился тем, что усмирил всемирный потоп (второй или третий, в китайском летоисчислении).

Периодизация истории Земли и человечества у древних корейцев

Согласно древним записям «Самгук юса» («Хроникам Трех королевств») буддийского монаха Ирена (XIII в.), сын небесного императора Хвануна (сына Верховного небесного правителя Ханыля), Тангун, основавшего королекство Древний Чосон, начал править в 2333 году до н. э . По описанию в «Тонгук Тоннам« (1485) это случилось на 50 году правления китайского императора Яо. Другие источники приводят другие даты, но все они единогласны в том, что начало царствования Тангуна приходилось на времена правления Яо (2357-2255 гг. до н.э. ). По одним источникам Тангун прожил 1908 лет, по другим («Ындже сиджу« Квон Нама, XV в.) – 1048 лет.

по философии

.

2. Мифология:

а) мифология как форма общественного сознания;

б) мифология - исторический тип мировоззрения;

в) изучение и развитие мифологии.

3. Миф и мифологичность:

а) сущность мифа;

4. Миф и религия.

5. Миф XX века.

6. Литература.

.

1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы.

Мировоззрение - система общественных представлений о мирев

целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об

отношении человека к окружающей действительности.

Мировоззрение - сложное,разностороннее и многоплановое об-

разование.

Оно имеет многослойную структуру.

Мировоззрение, его структура и содержание не являются чем-то

раз и навсегда данным статичным неизменным.На ранних этапах ис-

торического развития изменялась роль отдельных компонентов в сис-

теме мировоззрения, со временем обновлялось и обогащалось его со-

держание.

В зависимостиот того,какие взгляды преобладают в той или

иной совокупности представлений о мире в целом, а также в зависи-

мости от способа включения соответствующих взглядов и представле-

ний в структуру мировоззрения,способа их обоснования, можно го-

ворить о разных типах мировоззрения. В разных обществах, у разных

классов господствуют разные типы мировоззрения.

.

2. Мифология.

а) мифология как форма общественного сознания.

Мифология - форма общественного сознания;способпонимания

природной и социальной действительности на разных стадиях общест-

венного развития.

В общественномсознании первобытного общества мифология не-

сомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на пре-

одоление фундаментальныхантиполийчеловеческого существования,

на гармонизацию личности,общества и природы. Предпосылкой мифо-

логической "логики"служили неспособность человека выделить себя

из окружающей среды и нерасчлененность мифологическогомышления,

на неотделившегосяот эмоциональной аффективной среды.Следствием

было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов,

очеловечивание окружающей природной среды,в том числе одушевление

фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетли-

вое разделение субъекта и объекта,предмета и знака, вещи и сло-

ва, существа и его имени, пространственных и временных отношений,

происхождения и сущности,безразличия к противоречию и т.п. Объ-

екты сближались по вторичным чувственным качествам,смежностив

пространстве и времени,выступали в качестве знаков других пред-

метов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии то-

тальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом

сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойс-

твенно резкое разграничение мифологического,раннего (сокрально-

го) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходя-

щее вмифическом времени приобретает значение парадигмы и преце-

дента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывает-

ся специфическойфункцией мифа.Если научное обобщение строится

на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному иот

причин кследствиям,томифологическоеоперирует конкретным и

персональным, использованным в качестве знака,так чтоиерархии

причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифо-

логических существ,имеющая систематически ценное значение.То,

что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отноше-

ния, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению

на признакивмифологии соответствует разделение на части.Миф

обычно совмещает в себе два аспекта:

диахронический (рассказ о прошлом)


синхронический (объяснение настоящего или будущего).

ным и даже в высшем смысле реальным,т.к. воплощало коллективный

"надежный" опытосмысления действительности множества поколений,

который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали при-

нятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкци-

онировали определенные нормы поведения.

Мифологическое мироощущениевыражалось не только в повест-

вованиях, но и в действах (обрядах,танцах). Миф и обряд в древ-

них культурахсоставляли известное единство - мировоззренческое,

функциональное, структурное,являя собой как бы два аспекта пер-

вобытной культуры-словесный и действенный,"теоретический" и

"практический".

б) Мифология - исторический тип мировоззрения.

На ранних этапах истории выраставшие из материальной практи-

ки эмпирические знанияобокружающейдействительностислужили

ориентиром вповседневнойжизнии первоисточником формирования

мировоззрения. Первобытные эмпирические знаниятеснопереплета-

лись смифологическими и религиозными представлениями.Эти предс-

тавления являлись фантастическим отражением действительности, вы-

ражением бессилиячеловека перед стихийными силами природы и ил-

люзорным преодолением этого бессилия.

Мировоззрение всегда представляет собой интегральный резуль-

тат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи.

Мифология -это своеобразная форма проявления мировоззрения

древнегообщества.Посколькувнейимеютсяпредставленияо

сверхъестественном, онасодержитэлементы религии.В мифологии

отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение

человека к действительности.Образы мифологии в различном осмыс-

лении часто использовались искусством.В идеологии нового ино-

вейшего времени понятие мифа используется для обозначения различ-

ного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массо-

вое сознание.

в) Изучение и развитие мифологии.

Первые попытки рационального переосмыслениямифологического

материала предпринималисьещев античности,причем преобладало


аллегорическое истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифа-

горейцев). Платонпритивопоставилнаряду с мифологией философс-

ко-символическую ее интерпретацию.Эвгемер (IV-III вв.до н.э.)

видел вмифическихобразах обожествление исторических деятелей,

положив начало "эвгемерическому" истолкованию мифов,распростра-

ненному и позднее.Средневековые христианские теологии дискреди-

тировали античную мифологию,интерес к ней возродился у гуманис-

тов эпохиВозрождения,которыевидели в ней выражение чувств и

страстей эмансипирующейся человеческой личности.

Первые попыткисравнительноймифологиибыли стимулированы

открытием Америки и знакомством с культурой американских индейцев.

В философии Вико своеобразие "божественной поэзии" мифа свя-

зывается с неразвитыми и специфичными формами мышления, сравнимы-

ми почтис детской психологией.Философия мифа Вико содержала в

зародыше почти все основные последующиенаправлениявизучении

мифологии.

Деятели французского Просвещения рассматривали мифологию как

продукт невежества и обмана,как суеверие. Романтическая филосо-

фия мифологии, получившая завершение у Шеллинга, трактовала мифо-

логию как эстетический феномен,занимающий промежуточное положе-

ние между природой и искусством и содержащей символизациюприро-

ды. Основнойпафос романтической философии мифа состоял в замене

аллегорического истолкования символическим.

Во второй половине XIX века друг другу противостояли две ос-

новные магистральные школы изучения мифа.

Первая изнихопиралась на достижения научного сравнитель-

но-исторического языкознания и разрабатывала лингвистическую кон-

цепцию мифа (А.Кун,В.Шварц, М.Мюллер и др.) Согласно точке зре-

ния Мюллера,первобытный человек обозначалотвлеченныепонятия

через конкретные признаки посредством метафорических эпитетов,а

когда первоначальный смысл последних оказывался забыт илизатем-

нен, в силу семантических сдвигов возникал миф.Впоследствии эта

концепция была признана несостоятельной,но сам посебепервый

опыт использованияязыкадля реконструкции мифа получил продук-

тивное развитие.

Вторая школа- антропологическая,или эволюционистская,-

сложилась в Великобританииврезультатепервыхнаучных шагов

сравнительной этнографии. Мифология возводилась к анимизму, к не-


коему представлению о душе,возникающему у "дикаря" из размышле-

ний о смерти, снах, болезни. Мифология отождествлялась, таким об-

разом, со своеобразной первобытной наукой,становящейся якобы не

более чемпережитком с развитием культуры и не имеющей самостоя-

тельных значений.Серьезныекоррективывэтуконцепциювнес

Дж.Фрайзер, истолковавший миф по преимуществу не как сознательную

попытку объяснения окружающего мира, а как слепок магического ри-

туала. Ритуалистическаядоктрина Фрайзера была развита кембридж-

ской школой классической философии.

Впоследствии интересвизучениимифологии сместился в об-

ласть специфики мифологического мышления.Леви-Брюль считал пер-

вобытное мышление "дологическим",которым коллективные представ-

ления служат предметом веры и носят императивный характер. К "ме-

ханизмам" мифологического мышления он относил:

Несоблюдение логического закона исключенного третьего(объ-

екты могут быть одновременно и самими собой и чем-то другим);

Закон партиципации;неоднородность пространства; качествен-

ный характер представлений о времени и др.

Символическая теория мифа,развитая Кассирером углубила по-

нимание интеллектуальногосвоеобразия мифа как автономной симво-

лической формы культуры, особым образом моделирующей мир.

В современном мире изучение мифа продолжается.

.

3. Миф и мифологичность.

а) Сущность мифа

Миф - не выдумка и не фантастический вымысел.

Миф - наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это

Кант объективность науки связал ссубъективностьюпространства,

времени и всех других категорий.

и максимальноконкретная реальность.Многие мифологи сводят мифо-

логию к субъективизму.Тогда миф - выдумка, детская фантазия, он

не реален, философски беспомощен наоборот, что он - предмет поко-

ления, что он - божественен и свят.Если говорить о мифе какоб

определенной эпохев развитии научного сознания,то он - не вы-

думка, а содержит в себе строжайшую иопределеннуюструктуруи

Миф - не идеальное бытие,но жизненно ощущаемая и творимая,

вещественная реальность и телесная действительность.

Миф - не научное построение.

Многие ученыесчитают,чтомифология - первобытная наука.

Научное отношение к мифу предполагаетизолированнуюинтеллекту-

альную функцию. И мифология и первобытная наука - разные понятия.

Миф всегда практичен,эмоционален,жизненен, но это - не начало

В данном случае нельзя утверждать,что мифология (та, иная,

индийская, египетская, греческая) - это наука вообще, т.е. совре-

менная наука.

Миф насыщенэмоциямии реальными жизненными переживаниями.

Первобытная наука тоже эмоциональна,наивно-непосредственна

и в этом смысле конечно,мифологична.Но это и показывает,что

если бы мифологичность принадлежала к ее сущности,тонаукане

получила быникакогосамостоятельногоисторического развития и

история ее была бы историей мифологии. Мифическое сознание совер-

шенно непосредственно и понятно; научное сознание обладает вывод-

ным логическим характером.Поэтому - уже на первобытнойступени

своего развития наука не имеет ничего общего с мифологией.

наука появляется из мифа.


"Если брать реальную науку, т.е. науку, реально творимую жи-

выми людьми в определенную историческую эпоху, то такая наука ре-

шительно всегда не только сопровождается мифологией, но и реально

питается ею, почерпывая из нее свои исходные интуиции".

Примеры существуют в работах различных философов.Например,

Декарт - основатель новоевропейского рационализма и механицизма -

мифолог, т.к. начинает свою философию со всеобщего сомнения, даже

относительно Бога.И это только потому, что такова его собствен-

ная мифология,такова вообще индивидуалистическая и субъективис-

тическая мифология,лежащаяв основе новоевропейской культуры и

философии.

Аналогичные примерыможно проследить и в работах Канта.Не

менее мифологична и другая наука,не только "первобытная",но и

всякая. Например, механика Ньютона, которая построена на гипотезе

однородного и бесконечного пространства,т.е. по мнению А.Ф. Ло-

сева построена на мифологии нигилизма. Сюда же относится учение о

бесконечном прогрессе обществаисоциальномуравнении,теория

бесконечной делимости материи.

Вывод: наука не рождается из мифа,но науканесуществует

без мифа, она всегда мифологична.

Но чистая мифология и чистая наука очень далеки друг от дру-

Миф - не научноепостроение,но"живоесубъект-объектное

взаимообщение, содержащеевсебе свою собственную,вненаучную,

чисто мифическую истинность, достоверность и принципиальную зако-

номерность и структуру.

Миф - не метафизическоепостроение.Метафизикаговорито

чем-то необычном, высоком, "потустороннем", и мифология говорит о

чем-то необычном,высоком, "потустороннем" Но путать мифологию с

метафизикой нельзя.

а) Миф - это сказка.Но для кого?Для того,кто сам живет

этим мифом, т.е. для мифического создания. Миф - не сказочное бы-

тие. Это - самое реальное и живое,самое непосредственное и даже

чувственное бытие.Характеризуямиф как сказочную деятельность,

мы выражаем свое выражение к нему, т.е. характеризуем самих себя,

б) Метафизика - естьнаука,илипытаетсябытьнаукойо

"сверхчувственном" и об отношении его к "чувственному", а мифоло-


гия - не наука, а жизненное отношение к окружающему.

Миф не научен и не требует никакой специальной работы мыслей.

Для метафизики же нужны доказанные положения,приведенные в

систему выводы, продуманность языка, анализ понятий.

в) Для мифического сознания все ясно ичувственноощутимо.

Не толькоязыческиемифыпоражают своей постоянной телес-

ностью и видимостью, осязаемостью.

Таковы в полной мере и христианские мифы, несмотря на общеп-

ризнанную несравненную духовность этой религии.Ииндийские,и

египетские мифы не содержат в себе специально философских или фи-

лософско-метафизических интуиций или учений, хотя на их основании

могли возникнуть соответствующие философские конструкции.

Если взять исходные и центральные пункты христианскоймифо-

логии, то можно видеть, что они тоже суть нечто чувственно-явлен-

ное и физически осязаемое.

Миф - не схема,не аллегория, а символ. Понятие символа от-

носительно. Иногда одна и та же выразительнаяформа,смотряпо

способу соотношениясдругими смысловыми выразительными или ве-

щественными формами, может быть и символом, и схемой, и аллегори-

ей одновременно.

Анализ определенного мифа может вскрыть,что в немсимвол,

схема, или аллегория. Так, лев пусть аллегория гордой силы, а ли-

са - аллегория хитрости.

Жизнь и смерть Пушкина можно сравнить с лесом, который долго

сопротивлялся и отстаивал свое существование,но в концеконцов

не выдержал борьбы с осенью и погиб.

У Кольцова - прекрасное избражениелеса,имеющеезначение

совершенно самостоятельноеивсвоей буквальности весьма худо-

жественное и символичное.

Миф, рассматриваемый с точки зрения своей символической при-

роды, может оказаться сразу и символом, и аллегорией.Также он мо-

жет оказаться двойным символом. Существуют примеры символического

мифологизирования света,цветов и других зрительных явлений при-

Например, описание Луны,Солнца,неба у разных писателей и

поэтов различно,однако подразумевают они одно и то же. Наиболее

яркие описания в творчестве Пушкина, Тютчева, Баратынского.

Отсюда вывод:миф- это не только схема или только аллего-


рия, но всегда прежде всего символ,и,уже будучи символом,он

но-символические слои.

Миф - личностная форма.

Исходя из предыдущих описаний мифа можно сказать,то "миф -

бытие личностное или, точнее, образ бытия личностного, личностная

форма, лик личности".

Личность предполагаетпреждевсего самосознание.Личность

тем и отличается от вещи. Поэтому отождествление ее - частичное -

с мифом оказывается совершенно несомненным. Всякая живая личность

так или иначе миф, как бы миф в широком смысле. Личность - миф не

потому, что она личность, а потому, что она осмысленна и оформле-

на с точки зрения мифического сознания.

Неодушевленные предметы,например кровь,волосы,сердце и

пр. - тоже могут быть мифичными,но не потому, что они - личнос-

ти, а потому, что они поняты с точки зрения личностно-мифического

сознания.

а) Немалоописаномифическихпредставлений пространства и

времени. Времена сокращаются и остается только будущее.

В Персидской религии господствует идея будущего,но она бо-

лее земная и менее богатая.Тут - антимистическая воля к культу-

ре. Отсюда восхваление крестьянина и скотовода. Тут не Бог спаса-

ет человека, а человек сам себя, водворяя добрый порядок в мире.

В индийскойфилософии-обратное мифическое представление

времени. Тут тоже ожидание конца времени. Но этот конец будет дан

сквозь ясностьиглубину мыслей.Здесь не конец времени спасет

людей, а уничтожение всех времен вместе со всем их содержанием.

В Китайской религии преодолевается не время,а изменения во

времени. Бытие тут - вне временного потока.Небо, Время у китай-

цев не созданы.

В Египетской религии восприятие времени сходно скитайским.

тело и все его члены. Отсюда практика бальзамирования.

Греческая религиявпервыедалаподлинное ощущение времени

как настоящего. Тут - длительность, но без индийской безнадежнос-

ти и гибели,постоянство, но без китайского оцепенения, ожидание

будущего, но без игнорирования природного процесса.Здесь вечное

и временное сливаются в настоящее. Воемя и вечность - актуальная


бесконечность. Христианская проблема временивцеломблизкак

древнегреческой.

Миф - историзация и просто история того или другоголичного

бытия, внезначимостиегокак бытия абсолютного и даже вне его

субстанциональности.

Миф подвижен; он трактует не об идеях (как религия), а о со-

бытиях, и притом чистых событиях,т.е. таких, которые именно на-

рождаются, развиваются и умирают, без перехода в вечность.

В истории,в связи с этим есть определенная относительность

и несамостоятельность;онавсегда зависима и предполагает нечто

неподвижное и учтойчиво-смысловое.

Итак, история-становлениебытия личностного и миф - это

История - ряд фактов,причинно связанных между собою. И эти

факты приняты,поняты и принимаемы (с точкизренияличностного

В историческом процессе можно различатьтрислоясточки

зрения А.Ф.Лосева:

1. Во-первых, тут перед нами природно-вещественный слой. Ис-

тория -это действительно ряд фактов,причинно влияющих друг на

друга, вызывающих друг друга,находящихся во всестороннем прост-

ранственно-временном общении.История - это не природа и не раз-

вивается по типу природных процессов. "И не история есть момент в

природе, но, всегда природа есть момент истории".

2. Во-вторых,поскольку история есть становление фактов по-

нимаемых, фактовпонимания,онавсегда есть тот или иной модус

сознания.

Факты истории должны быть так или иначе фактами сознания.

Первый слой исторического процесса омифичен,тогда как вто-

рой слой доставляет мифу его фактический материал и служит как бы

ареной, где разыгрывается мифическая история.

В мифическойисториимыначинаем видеть живых личностей и

живые факты;картина истории становится обозримым и ощутимым це-

Для мифа не только "исторична" история в обыкновенномсмыс-

ле. Историчнавсякаяличность,всякоеличное общение,всякая

мельчайшая черта или событие в личности.

3) В-третьих,историческийпроцессзавершаетсяеще одним


История -самосознание,становящееся,зреющее и умирающее

самосознание.

Творчески данноеиактивновыраженноесамосознание - это

Миф - "поэтичен" и без поэзии, точнее без слова - миф никог-

да не прикоснулся бы к глубине человеческой личности.

Вывод: "миф - есть в словах" данная личностная история.

Мифы -архаическоеповествование о деяниях богов и героев,

за которыми стояли фантастические представления о мире, об управ-

ляющих им богах и духах. В первобытной мифологии обычно рассказы-

валось о картине мира, о происхождении его элементов. Генетически

и структурно мифы тесно связаны с обрядами.

Отделение от ритуалов и десакрализация привели к превращению

мифов в сказки. К древним мифам восходят и архаичные формы герои-

ческого эпоса,в историческое время мифы широко используются как

элементы поэтического языка в широком смысле.

Самой фундаментальной категорией мифов являются мифы этиоло-

гические и космологические,описывающие творение мира, происхож-

дение людей и животных (часто в связи с тотимическими представле-

ниями), особенности рельефа различных обычаев и обрядов и т.п. На

архаической стадии творение частоизображалоськак"добывание"

культурным героем элементов природы и культуры, как их изготовле-

ние демиургом или порождением первопредком. Процесс творения мира

часто представлялсякакпревращение хаоса в космос путем посте-

пенного упорядочивания,которое сопровождалось борьбой богов или

героев с демоническими силами.Формирование космоса обычно пред-

полагало отделения неба от земли,выделение сушиизпервичного

океана, появлениетрехчастной структуры (мифы небесный,земной,

подземный) в центре которой часто помещалось мировое дерево.

ные с аграрными обрядами, рассказы об исчезающих - возвращающихся

богах и героях.

У более развитых народов древности существовалиэсхатологи-

ческие мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой сле-

дует или не следует его возрождение.

В мифах наряду с космическими темами разрабатывались и такие


биографические мотивы,как рождение, происхождение, брак, смерть

мифических героев.Мифические сказания могут складываться и вок-

руг исторических лиц.

4. Миф и религия.

Миф - не специально религиозное создание.

Религия и мифология - обе живут самоутверждением личности.

Всякая религия-таили иная попытка утвердить личность в

бытии вечном,связать ее с абсолютным.Религияхочетспасения

личности и это,прежде всего, определенного рода жизнь. Но она -

не мировоззрение.Религия - осуществленностьмировоззренияве-

щественная субстанция морали.

Мифология же не должна быть религиозной. Миф может существо-

вать без вопросов о грехопадении, спасении, оправдании, очищении.

Мифология диалектически - невозможна безрелигии,ибоона

есть нечто иное, как отраженность чистого чувства и его объектив-

ного кореллято-художественного образа - в религиозной сфере.

Религиозная философия ближе всего стоит к превращению бога в

сознательно выработанную иллюзию,поскольку онастроитсистему

гипотез, для защиты потерявших всякий кредит старых мифов и рели-

гиозных преданий.

Место ироль мифа в религиозной философии скрывает проблема

"демифилогизации". Она была выдвинута в1941г.протестантским

теологом Р.Бульт Манном. Конфликт между христианским мифом и сов-

ременной наукой "разрешается" им за счет различения вхристианс-

ком учении "благой вести",и ее мифологического облачения,сос-

тавляющего лишь внешнюю форму,приспособленнуюкмировоззрению

той историческойэпохи,когда это "весть" впервые достигает лю-

дей. Поэтому миф не имеет собственной ценности;он сохраняет или

теряет ценность в зависимости от решения верующего,для которого

миф является только символом, открывающим путь к Богу.

Специфика совмещениямифаи философии в рамках религиозной

философии, как и философия религии,нуждается в глубоком итща-

тельном исследовании.

5. Миф XX века.

Миф, т.е. специфически обобщенные отражения действительности

выступающие вформечувственныхпредставлений и фантастических


одушевленных существ,всегда играл значительную роль в религии и

религиозной философии.

Для XX века большое значение приобретаетполитическиймиф,

ведущий к санкранизации государства,"нации", расы", и т.д., что

с наибольшей полнотой появилось в идеологии фашизма.Причемис-

пользуемый миф оказывается то традиционно религиозным,как древ-

негерманская мифология;то сконструированным в рамках буржуазной

философии; тодемагогическиабсолютизированнойреальнойобщ-

ностью, как "нация", "народ" и др.

Некоторые особенностимифологического мышления могут сохра-

няться в массовом сознании наряду с элементами философского и на-

учного знания, строгой научной логикой.

При некоторых условиях массовое сознание может служитьпоч-

вой дляраспространения"социального" или "политического" мифа,

но в целом мифология как ступень сознания исторически изжиласе-

бя. В развитом цивилизованном обществе мифология может сохранять-

ся не только фрагментарно, спорадически на некоторых уровнях.

Различные формы общественного сознания и после окончательно-

го выделения из мифологии продолжали пользоваться мифом как своим

"языком", расширяя и по новому толкуя мифологические символы.

В частности, в XX веке наблюдается также сознательно обраще-

ние некоторыхнаправленийлитературыкмифологии(Дж.Джойс,

Т.Манн, Ж.Котто и др.),причем имеетместокакпереосмысление

различных традиционныхмифов,таки мифотворческтво - создание

собственных поэтических символов.

.

6. Библиография.

1. Философский энциклопедический словарь.Под ред. Л.Ф.Иль-

ичева.: М.:"Советская энциклопедия",1983.

2. Философия. Под ред. Ю.С.Кохановского - М.:"Феникс",1995

3. Введение в философию Под ред.И.Т.Фролова в 2-х частях -

М.:Политиздат, 1989

4.Андреев Ю.В.Поэзиямифаипроза истории.- Л.:Лениз-

5. Современнаябуржуазнаяфилософияирелигия.Под ред.

А.С.Богомолова. - М.:Политиздат, 1977

6. Варшавский А.С.В поисках предков: происхождение челове-

М.:Московский рабочий, 1982

7. ИтсР.Ф.Шепотземли и молчание неба.Этнографические

этюды о традиционных народных верованиях. - М.:Политиздат, 1990

8. Кант М. Соч. в 6-ти т. - М.:Наука, 1966

9. Кубланов М.М.Возникновение христианства.- М.:Политиз-

10. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М.:"Правда", 1990

11. Левада Ю.А. Социальная природа религии. - М.:Политиздат,

12. Соловьев В. Соч. в 2-х т. - М.:"Наука", 1988

13. Спиркин А.Г. Основы философии. - М.:Политиздат, 1988

14. Степалянц Н.Т. Лотос на ладонях. Заметки о духовной жиз-

ни индейцев. - М.:"Наука", 1971

15. Тахо-Годи А.А. Три письма А.Ф.Лосева "Вопросы философии"

16. Тайлор Э.Б.Первобытная культура: пер. с англ. - М.:По-

литиздат, 1989

17. Федосеев П.Н.Философия и научное познание.- М.:"Нау-

18. ХлопинИ.Н.Ачто было до потопа?Исторические корни

древнейших мифов человечества. - Л.:Лениздат, 1990

19. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. - М.:Правда, 1989

20. Шпег Г.Г. Сочинения. - М.:"Наука", 1989

А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.с.403

А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.c.416

А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.c.459


А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.c.529

А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.c.535