Жанровые особенности пьесы А. Вампилова "Утиная охота". «Особенности драматургии А. В. Вампилова - тематика конфликты, художественные, решения (По пьесе «Утиная охота») "Творческое объединение молодых"

Вампилов — драматург, что написал достойные пьесы, среди которых, и Утиная охота Александра Вампилова.

Вампилов Утиная охота

Пьеса Вампилова была написана в 1971 году. Это яркое произведение рассказывает нам о ценностях прошлого поколения, поколения оттепели. Изучая произведение драматурга, мы видим, что Вампилов в Утиной охоте создал героев с разными характерами, которые озадачивают читателя, а в прошлом даже вызвали общественное беспокойство. Если говорить о положительных и отрицательных героях, то здесь таковых нет, все они нейтральные.

Здесь мы встречаем Диму, который был уверен в себе. Есть и вызывающая Вера. Кушак, который жил в вечном страхе. Конечно же, самый яркий образ произведения это образ Зилова, который и является главным героем. С сюжетом книги мы знакомимся через призму воспоминаний главного героя. Он вспоминает прошедшие дни после того, как друзья пошутили над ним, прислав похоронный венок с надписью: безвременно сгоревшему на работе Зилову.

Сам Зилов предстает перед нами в образе уставшего от жизни человека, хотя это всего лишь тридцатилетний молодой мужчина. Он здоров и вполне может приносить пользу обществу, но нет. Для него нет ценностей. Уже вначале мы узнаем, что он устроил какой-то скандал в кафе. Когда в его дом на новоселье приходят друзья, то он даже не может ответить, что для него важно в жизни. За него отвечают его же друзья, которые напоминают ему об охоте.

Мы видим, что Зилов любит выпить и закусить, разговоры о работе навевают скуку. Это человек, который не нашел время навестить больного отца. Тот так и умер, не дождавшись сына. Зилов любит волочиться за девушками, с легкостью изменяет жене, которая хотела, чтобы у них все наладилось, но этого не случается, и она уходит к другу детства.

Читая произведение Утиная охота, складывается неоднозначное мнение о герое. Казалось бы ничтожный человек, любить не умеет, которого можно назвать подонком, в нем переплетаются искренность и равнодушие, обаяние и ложь, мечтательность и хитрость. Когда речь заходит об охоте — его страсти, он преображается. Охота для него, как Муза для творческого человека. Он о ней говорит, как поэт и ждет ее, как избавление от скуки. Ждет, как свободу, как воплощение мечты, как возможность отдохнуть, избавиться от городской суеты. Для него охота, на которую он ездит в свой отпуск, как период передышки, возможность начать жить по-новому. Вот только новое не наступает, а все потому, что Зилову на все плевать. Ему все надоело, все безразлично, и как сказала его жена, у него нет сердца.

Произведение Вампилова интересное и при этом имеет неожиданный финал, ведь не зря же писателя называли мастером открытых финалов. Вот и в Утиной истории герой наш падает на кровать и там то ли плачет, то ли смеется, но об этом мы не узнаем. А после успокаивается и как ни в чем не бывало соглашается ехать на охоту.

Утиная охота краткое содержание

Началось все со звонка. Он разбудил Зилова, но трубку герой не взял. Только спустя время позвонил Диме, чтобы узнать о скандале, который учинил герой в кафе. После разговора в дверь Зилова звонит мальчик и передает похоронный венок от друзей, которые решили пошутить над героем. А далее мы знакомимся с воспоминаниями мужчины. Сначала он вспоминает кафе, где часто встречается с друзьями, во время перерыва. Здесь и его начальник, и его любовница, и приятель. Всех их Зилов приглашает на новоселье, ведь недавно Зиловы получили квартиру.

Вечером все собрались у Зиловых, принеся подарки. За столом все насмехаются над героем.

Далее Зилов вспоминает, как он с Саяпиным должен был подготовить отчет, но информация оказалась ложной. Однако ему все равно, он уговаривает Саяпина подписать отчет и сдает директору, не боясь последствий. Зилов получает письмо от отца, но никак не реагирует на содержимое, в котором говорится, что старик очень болен. Тем более что во время отпуска он уже запланировал поездку на охоту. Далее появляется некая Ирина, которая искала издательство газеты, но попутала кабинеты, попав в контору, где работал Зилов. Мужчина знакомится с Ириной и у них начинается роман.

Мы узнаем, что Зилов не ночует дома, а после рассказывает жене о командировке, хотя все его видели в городе. Герой оправдывается, вранье на вранье. От жены узнает, что она была беременна, но сделала аборт. Сильно его такая новость не задела. Дальше, чтобы немного смягчить жену, он начинает вспоминать прошлое, когда они только познакомились, но в последствии не смог вспомнить очень важный момент их жизни, чем довел жену до слёз.

Зилов вспоминает, как на работе директор вызвал его к себе, по поводу липового отчета. Мужчина берет вину на себя, но разгневанного директора удалось успокоить жене Саяпина, которая увела Кушака на футбол. Здесь Зилов получает весть о смерти отца. Перед отъездом Зилов посещает кафе, где назначена встреча с Ириной, сюда же зашла его жена. Так Ирина узнает о том, что герой женат.

У Александра Вампилова судьба обычного советского человека, а мысли, поступки и творчество как будто из другой эпохи. Друзья называли его «канатоходцем». Всю жизнь он балансировал на грани обычного и рискованного, искал свой особый путь и никогда не притворялся. Сегодня же его называют последним русским драматургом мирового уровня. Мы знаем этого писателя как автора известных пьес и рассказов, хотя свое главное произведение он так и не успел написать. Непредвиденная трагедия не позволила этому талантливому человеку при жизни познать заслуженный успех и признание.

Биография

Будущий писатель Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в Иркутской области. Его семья состояла из представителей разных народов: мама - русская, папа - бурят, очень интеллигентный и образованный человек, с отличием окончил университет, знал несколько языков, а позже был назначен на должность директором школы в селе Кутулик, там же работала учителем и его жена. Маленький Саша стал для них уже четвертым ребенком.

Однако, вскоре вмешалась суровая действительность, через несколько месяцев после рождения сына, старшего Вампилова обвинили чуть ли не в государственной измене. Приговор в таких случаях один - расстрел. И теперь большой семье приходилось жить только на маленькую зарплату матери.

Отца реабилитировали спустя 19 лет, но долгое время детям приходилось жить под косыми взглядами окружающих, ведь они были родственниками врага народа. Возможно, именно эти тяжелые события детства закалили молодого человека, помогли ему четко видеть перед собой цель в жизни.

После окончания школы Александр Вампилов пытается поступить в Иркутский университет на историко-филологический факультет. У него это получается только на второй год. Именно здесь начинает он свой путь как драматург и писатель.

Начало литературной деятельности

Атмосфера университета располагала к творчеству, здесь же на курс старше учился Валентин Распутин. Вампилов не стал отличником, и, вообще, никогда не отличался усердием к учебе, предпочитая делать только то, что ему интересно, то есть писать.

Очень скоро природное обаяние и живой ум помогли сплотить вокруг себя таких же молодых и горячих ребят, желающих сочинять. Иногда их фантазия не знала предела, так в одну из поездок в колхоз они выдумали изображать действия с известных картин и снимать это на камеру, эти фотографии доступны и сейчас.

Друзья отмечали у него отличный музыкальный слух, но уже на третьем курсе Вампилов Александр Валентинович понимает свою истинную страсть - сочинительство. Поначалу желание писать было неудержимое, он не прекращал работать даже на лекциях и по ночам.

В 1958 г. молодой автор решает опубликовать свой первый сатирический рассказ «Стечение обстоятельств» (спустя три года также будет называться его единственная прижизненная книга) в студенческом журнале «Иркутский университет», «Советская молодежь» и «Ленинские заветы». Вампилов не стал подписываться своим настоящим именем, а придумал псевдоним - А. Санин.

Работа в журнале

Еще учась на пятом курсе, он становится сотрудником популярной в Иркутске газеты «Советская молодежь». Попасть туда, да еще студенту, было очень сложно, но руководство издания уже было знакомо с творчеством молодого писателя, потому и взяло его в качестве корреспондента.

Работая в газете, Александр Вампилов смог многому научиться, узнать людей, поездить по области, поэкспериментировать с некоторыми публицистическими жанрами. Ему поручали освещать важные областные события, как то: строительство городов или Братской ГЭС. С самого начала его статьи разительно отличались от других публикаций. Он преимущественно выбирал жанр фельетона или очерка, что позволяло Вампилову избежать избитых фраз и установленных конструкций. Каждый его отчет был уже полноценным рассказом, только с настоящими, а не выдуманными героями.

Читатели «Советской молодежи» это быстро замечают и выделяют талантливого юношу среди других корреспондентов. Понимают ценность сотрудника и редакторы, потому после получения диплома Иркутского университета в 1960 году, Александр Валентинович остается работать в газете.

"Творческое объединение молодых"

В коллективе издательства устанавливается особая творческая атмосфера, создателем которой не в последнюю очередь может считаться Вампилов. Начинающие авторы часто собирались, обсуждали книги, делились впечатлениями, под эгидой Союза писателей они создают ТОМ (творческое объединение молодых). Устраивали встречи с читателями и студентами, для Александра Валентиновича работа в «Советской молодежи» стала отличной школой жизни.

Из-за особой атмосферы дружественности, юношеского задора и таланта, региональная газета пользовалась большой популярностью у населения Иркутской области.

Он отлично проявил себя как лидер и наставник, несмотря на частые командировки, всегда находил время, чтобы помочь своим товарищам. Уже после двух лет работы Александр Вампилов был направлен на Высшие курсы повышения квалификации для журналистов в Москву, где проучился несколько месяцев. Именно в это время он пробует себя в написание пьес.

Уход и журналистики

Александр Вампилов - драматург появился не сразу. До 1964 года, помимо работы в газете, его в большей мере занимали рассказы, сатирические очерки. Позднее критики усмотрят в его судьбе повторение пути великого А. П. Чехова, тот когда-то тоже начинал с прозы.

Его коллеги уже понимали, что рано или поздно Вампилов уйдет из публицистики, ему уже тесно было в Иркутске. Многое изменилось в начале 60-х, когда писатель начинает активно участвовать в семинарах авторов - одноактников. Первыми его работами в этом жанре стали «Воронья роща» и «Сто рублей новыми деньгами».

Александр Вампилов, пьесы которого и сейчас ставятся во многих российских театрах, не сразу решился на окончательный разрыв с журналистикой. По его собственным словам, иногда талант не главное, важно принять решение изменить жизнь, и иметь мужество его исполнить до конца.

Это удается в 1964 году, тогда же его пьеса «Дом окнами в поле» была впервые опубликована в журнале. Но путь в театры по-прежнему был закрыт, ведь без специальных связей поставить на сцене свое произведение в Москве практически невозможно.

Первые постановки в театре, заслуженный успех

Все изменилось в 1965 г., когда Александр Валентинович на Всесоюзном писательском семинаре в Чите был принят в Союз писателей, его выбрали из тринадцати кандидатов.

Членство в самой влиятельной культурной организации Советской России позволило Вампилову завести новые полезные знакомства, тем более что его теперь признавали одним из лучших авторов в стране.

В том же году он близко сходится с Алексеем Арбузовым, влиятельным драматургом Москвы. Именно с его помощью Вампилову впервые удается показать свое творчество на сцене. Правда, сделать постановку в столице не удалось, премьера пьесы «Прощание в июне» с большим успехом прошла в Литве, драмтеатре города Клайпеда.

Отлично были приняты и другие его знаменитые пьесы, такие как «Старший сын» и «Утиная охота». Зритель сразу полюбил простых, каких-то народных героев. Однако весь этот успех сопутствовал драматургу только в провинции, московские режиссеры по-прежнему не желали ставить его пьесы, из-за чего Вампилов очень переживал, ведь он знал цену своему таланту.

Только в 1970 году в Ленинграде состоялась премьера «Старшего сына», постановки же остальных произведений на сценах известных советских театров он так и не увидел. Об Александре Вампилове в полный голос заговорили только после его смерти, - привычная история для русских талантов.

Особенности творчества

Первые годы своей литературной деятельности будущий драматург писал прозу. Для него это был этап созревания как талантливого автора пьес, своеобразная проба пера. Всего им были написаны около шестидесяти повестей, юморесок, фельетонов, очерков, большинство во время его работы в газете «Иркутский университет».

Александр Вампилов, рассказы которого не получили такой же известности, как пьесы, в начальный этап учился понимать действительность, преобразовывать ее в слова и идеи. В этих повестях еще видно и наивность взглядов, необдуманный выбор тем и т. д. Но уже здесь формируется его особый стиль, необычная сатира, умная, с подтекстом. Появляются некоторые известные персонажи, такие как Яков Андреевич Черных, герой пьесы «Прошлым летом в Чулимске». Александр Вампилов напишет ее уже в 1972 году.

Во время работы корреспондентом у автора формируется его особая манера передачи идеи произведения. В очерках и фельетонах он пишет о простых людях, обычных ситуациях, но при чтении вместе с бытовыми проблемами незаметно встают вечные вопросы человечества. Особенно заметно это будет в другом произведении, которое написал Александр Вампилов. «Старший сын», помимо внешней истории о молодых шалопаях, обманувших простосердечного старого музыканта, содержит идею о проблемах взаимоотношения отцов и детей.

Особенности драматургии

Критики, изучающие творчество Вампилова, отмечают, что его пьесы больше тяготеют к жанру комедии, несколько даже водевильной. Удивительно, что и смешное, и печальное преподносится автором ненавязчиво, с легкостью, а концовки постановок никогда не проповедуют какую-нибудь мораль. Вампилов всегда пытался избегать этого, предпочитая оставлять зрителю решать, кто хороший или плохой.

Из пяти его известных пьес многие и посей день идут в театрах, некоторые экранизированы. Уже в пору творческой зрелости им была написана «Утиная охота». Александр Вампилов здесь уже чувствует себя полноценным художником, в ней отразились все его достижения как мастера слова и как человека, многое осознавшего в этом мире. Действие, сюжет и даже история, легшая в основу пьесы - все связано с родным Иркутским краем. Но вместе с тем автор смог показать известные жизненные реалии.

«Прошлым летом в Чулимске» Александр Вампилов писал в период с 1970 по 1971 год. Фактически она стала последним его крупным творением. Это был сложный период, он уже известный драматург, на которого давят как внешние обстоятельства, это переговоры с театрами, споры с режиссерами. Вампилова тяготила внутренняя борьба, возникшая после «Утиной охоты», драматург посчитал ее слишком непонятной, и даже называл своим творческим поражением.

Поэтому новую пьесу он постарался сделать обычной и внятной, многое в идеях «Прошлым летом в Чулимске» противостоит предыдущему произведению. Если в первой присутствовала какая-то загадка характеров, зритель сам додумывал образ, то в последней проблема главного героя объясняется социальными конфликтами.

Необыкновенная личность

Годом позже на экраны появляется двухсерийный фильм «Старший сын» по одноименной пьесе Вампилова. Кино стало необычайно популярно в стране и быстро разошлось на цитаты.

Последняя работа на телевидении по мотивам его произведения «Утиная охота» стала драма Александра Прошкина «Райские кущи». Режиссер смог передать всю боль и нерв идей Вампилова в современной действительности.

Память

После гибели писатель получил заслуженную славу и признание. В театрах родного Иркутска, которые ни разу не поставили ни одной его пьесы при жизни драматурга, теперь шли премьеры за премьерами. С 1987 г. ежегодно проводятся фестивали, посвященные писателю. А иркутский ТЮЗ был назван в его честь.

На берегу Байкала, неподалеку от места гибели, установлен памятник Александру Вампилову, а по озеру курсировал пароход с именем известного драматурга. В 2012 году в том же Иркутске администрацией был открыт Культурный центр, в котором любой желающий может ознакомиться с книгами и личными вещами писателя.

Вклад его в русскую литературу неоценим. Все исследователи единодушно сходятся во мнение, что со временем из-под его пера мог бы выйти отличный роман. Но как многие русские гении, Александр Вампилов умер очень рано, оставив потомкам лишь пять пьес.

Я помню время, когда пьесы Вампилова с триумфом шли по стране. Вместе с ними ходили легенды про провинциального драматурга, который написал пять пьес, поехал в Москву, где какую-то из них приняли к постановке, он вернулся домой и... утонул. Как истинный гений, в 35 лет.
Именно тогда я посмотрела четыре из пяти пьес Вампилова. Пятая, "Утиная охота", почему-то нигде не шла, и это интриговало.
Пьесу я прочитала через несколько лет в книге и поняла, почему возможно ее боялись ставить. Дело в том, что помимо очевидного реалистического сюжета, в ней есть еще один пласт, не вполне понятный, отдающий фантасмагорией. И по сути открытый конец, оставляющий возможность для самых разных толкований.
Фильм, поставленный В.Мельниковым (режиссером великолепного "Старшего сына" по другой пьесе Вампилова), считаю, получился не вполне удачным, несмотря на блистательного Олега Даля в главной роли и массу других прекрасных актеров (назывался он "Отпуск в сентябре"). Мельников снял реалистический фильм, получился сюжет про отвратительного и аморального алкаша, которого совершенно непонятно за что любили женщины и про которого непонятно зачем написали пьесу и сняли фильм. А ведь пьеса - про трагедию "лишнего человека" середины XX века, и ее герой Зилов - потомок Онегина и Печорина.
Теперь я думаю, вы поймете, почему мне было так интересно впервые посмотреть "Утиную охоту" в театре, тем более, что судя по отзывам, спектакль театра Et Cetera был отнюдь не реалистическим.
Что же у них получилось?

На мой вкус, у Et Cetera получилось слишком много фантасмагории. Кроме действующих лиц, на сцене три "плакальщицы" (которые в какой-то момент превращаются в невест), гитарист, оркестр, мужской и женский "хор" (так он заявлен в программе, хотя скорее, кордебалет). Все они играют, поют, танцуют и крякают. Часть реплик героев произносит кто-то из "дополнительных" действующих лиц, причем кричат герои гораздо чаще, чем просто говорят. Девушка героя бурятка, местами говорит по-бурятски и в одной сцене выходит в невообразимой сложности национальном костюме. Сцена залита водой, часть персонажей ходит в болотных сапогах, часть - в модельных туфельках, и те, и другие периодически плюхаются в воду и мокнут (актеров жалко). От всего этого шума устаешь очень быстро, а дополнительные эффекты затягивают спектакль, который идет три с половиной часа.
Есть ли смысл во всех этих "дополнениях"? Если честно, я его не восприняла, не считая того, что по нарастающей нагнетаются жуть и безнадежность. Возможно, именно этого хотел добиться постановщик. Тогда можно сказать, что он со своей задачей справился. Спектакль получился страшным и беспросветным. А главный герой - просто омерзительным (на порядок отвратительнее киношного Даля). Так что тема "лишнего человека", которому хочется сопереживать, и здесь осталась нераскрытой.
Готовя пост, выяснила, что недавно появилась еще одна экранизация "Утиной охоты" - с Евгением Цыгановым и Чулпан Хаматовой.
Пожалуй, после этой постановки не рискну смотреть...
Для поднятия настроения приведу фото памятника драматургам во дворе театра-студии Табакова (улица Чаплыгина, 1а). Александр Вампилов - в центре.

Алекса́ндр Валенти́нович Вампи́лов (19 августа 1937, Кутулик, Иркутская область - 17 августа 1972, Порт Байкал) - советский драматург.

За время литературной работы А. Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов. В 1962 году А. Вампилов пишет одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом». В 1963 году написана одноактная комедия «Дом окнами в поле». В 1964 году во время учебы написана первая большая пьеса - комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). В 1965 году А. Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург заканчивает пьесу «Утиная охота». В начале 1971 года А. Вампилов завершает работу над драмой «Прошлым летом в Чулимске» (первое название «Валентина»).

«Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека», - эту мысль Вампилов развил в своих пьесах. А. Вампилова глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра и милосердия - вот основные мотивы его пьес.

Тип героя времени – чудаки, странные люди, странные женщины, несущие праздник (Валентина в пьесе «Прошлым летом в Чулимске».

Звук. Музыкальных рядов нет – есть интересная речь персонажей. Важен случай – случайное обстоятельство эпизодов, случай является испытанием для героев. Личность героя проявляется через эпизоды драматически и трагические.

Во время учебы написал комедию Ярмарка (др. название Прощание в июне, 1964 ), которая получила высокую оценку драматургов А.Арбузова и В.Розова. Собственная тема Вампилова слышна как предвестие. Она еще не набрала силы, только прорезывается сквозь сюжет “студенческой комедии”, то слишком замысловатой, то чересчур простенькой, в стиле факультетского капустника. Тут еще много эффектных положений, они набросаны щедро и неразборчиво. Расстроившаяся свадьба, несостоявшаяся дуэль, герой, отбывающий пятнадцать суток на принудительных работах... Автор еще не вполне верит, что может удержать наше внимание очерком характера. А характер уже представлен, своя тема заявлена судьбой молодого Колесова.

Золотуев будто бы совсем вводное комическое лицо, но в замысле пьесы важнейшее. Нарушая все законы жанра, он произносит монолог на три страницы. Монолог этот - о беде старого взяточника, нарвавшегося на честного человека. Он все никак поверить не может, чтобы тот взяток не брал, - все берут, важно не промахнуться в предложенной цене. Золотуев обижается, негодует на его показную честность и, даже отсидев положенный срок, уверен, что сидел понапрасну: значит, мало давал.

Но при чем тут пенсионер Золотуев, когда нас интересует залихватски смелый, честный и обаятельный парень Колосов? В Колесове кипение сил молодых, неопасное озорство, но вообще-то он отличный малый и, когда его вышибают из института, большинство ребят на его стороне.

Беда приходит к молодому герою с другого бока: когда надо делать первый нешуточный жизненный выбор. Тут уж не кровушка по жилкам переливается, дело серьезное: институт или любовь?

Посмеявшись над Золотуевым, Колесов сам не замечает, как переходит в его веру: все продается и покупается, важна цена и цель. Бросить любимую девушку, как требует ее отец, и тяжело и подловато. Но если диплом горит? Если судьба на кону? Колесову было присуще все, что свойственно хорошему, честному юноше: рядом с восторженностью и поперек ей - скептическая поза, рядом с романтикой души недоверие к фразе, воспитательному нажиму, нравственным прописям, которыми вечно надоедают старшие. Отсюда, наверное, озорство, молодечество. Отсюда и демонстративная практичность, показной рационализм, немного смешной и еще безвинный в юном возрасте, но незаметно, как у Колесова, оправдывающий первые сделки с совестью.

В Колесове Просвечивает то негативное, что составит суть Виктора в «Утиной охоте». Превращение Колесова – колесо, предает девушку ради диплома, научной работы. Может покатиться и туда и туда. Зилов в «Утиной охоте» - грузовик Зил, идет по судьбам. Между этими героями 20 лет, победитель студент стал эгоистом и негодяем. 3 сюжета в «прощании в июне» - колесов и таня, студенческая свадьба и моно драма – человек, который все меряет за деньги.

В 1967 Вампилов написал пьесы Старший сын и Утиная охота , в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии. В комедии Старший сын, в рамках мастерски выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой, семьи Сарафановых), шла речь о вечных ценностях бытия – преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. В этой пьесе начинает звучать «тема-метафора» пьес Вампилова: тема дома как символа мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро.

На первый план не любовные истории, а взаимоотношения отца и сына, хотя они не кровные родственники. Вспоминается возвращение блудного сына из библии. Тема сходить с ума или не сходить – они все сходят с ума от чувств. Все это перерастает в любовные взаимоотношения.

Фабула пьесы «Старший сын» несложна. Название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как ее главный герой - Володя Бусыгин - вполне оправдал взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью. Во всем проявляется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину. Неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, тогда как другие сломались. В отличие от соседа, отказавшего в ночлеге Бусыгину и Сильве, он пригрел бы ребят, даже если бы они не выдумали эту историю со «старшим сыном». Но самое главное - Сарафанов дорожит своими детьми и любит их. Дети же по отношению к отцу черствы.

Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: при живых родителях он воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Сильва рассказывал Володе о том, как отец «напутствовал» его: «На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел». Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, «сирота» Сильва - веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо открывается, когда он «разоблачает» Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист. Жених Нины - Михаил Кудимов - человек непробиваемый. Такие люди встречаются и в жизни, но их не сразу поймешь. «Улыбается. Он и далее много улыбается. Добродушен», - говорит о нем Вампилов. На самом же деле ему дороже всего слово, которое он дал себе на все случаи жизни. Он равнодушен к людям. Этот персонаж занимает в пьесе незначительное место, однако представляет собой ярко выраженный тип «правильных» людей, которые создают вокруг себя удушающую атмосферу. Вовлеченная в семейную интригу Наташа Макарская показана порядочным, но несчастным и одиноким человеком. Вампилов глубоко раскрывает в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до отчаяния. В образе соседа Сарафановых выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится («разглядывает их с опаской, подозрением», «удаляется молча и боязливо») и ни во что не вмешивается. Проблематика и главная идея пьесы заявлены в самом названии драматического произведения . Автор не случайно заменил первона чальное название «Предместье» на «Старший сын». Главное - не то, где происходят события, а то, кто участвует в них . Уметь думать, понимать друг друга, поддерживать в трудные минуты, проявлять милосердие - вот главная идея пьесы Александра Вампилова. Автор не определяет жанр пьесы. Наряду с комическим в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний Сарафанова, Сильвы, Макарской.

Пьеса «Утиная охота» написана Вампиловым в 1968 году. Исследователи отмечают, что «"Утиная охота" – самая горькая, самая безотрадная пьеса Вампилова» . Как указывают критики, Александру Вампилову «удалось чутко уловить и передать утрату в будничной суете чувства доброты, доверия, взаимопонимания, духовного родства». «Писать надо о том, от чего не спится по ночам» , - утверждал Вампилов. «Утиная охота» - лично пережитое, прочувствованное, вымолченное. Действие пьесы «Утиная охота» происходит в конце 60-х гг. Перед глазами читателя – городская квартира главного действующего лица, Зилова. На протяжении пьесы воспоминания героя рисуют нам отдельные эпизоды его жизни. Зилову «около тридцати лет», как отмечает в ремарке автор. Несмотря на молодой возраст героя, ощутим его духовный упадок, отсутствие нравственных и сердечных сил. Вампилов указывает, что «и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие неуверенность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». По ходу пьесы читатель узнает, что внешнее благополучие и физическое здоровье Зилова – видимость. Героя что-то разрушает изнутри. Какая-то сила, взявшая над ним верх. Эта сила – сама жизнь, с которой Зилов не желает бороться. Он не живет – изживает себя. В какой-то момент судьба поглотила Зилова, обыденность и рутина жизни стали нормой, более того – привычкой, второй натурой. Тема «изживания себя», духовного упадка лейтмотивом проходит через все действие пьесы. Траурная музыка, похоронный венок, фраза «жизнь, в сущности, проиграна» - характерные детали, сопровождающие развитие действия. Самое страшное то, что Зилов давно уже смирился со своим падением. «Брось, старик, - говорит он Саяпину, - ничего из нас уже не будет… Впрочем, я-то еще мог бы чем-нибудь заняться. Но я не хочу. Желания не имею». Эта фраза – «желания не имею» - олицетворение всей внутренней и внешней жизни героя: его отношений с женой, женщинами, друзьями, коллегами, самим собой. Зилов добровольно сдается. Он вступает в порочный круг, где единственным действием оказывается бегство от самого себя. Зилова окружают люди, с которыми он может общаться без какого-либо усилия – сердечного ли, умственного ли. Вероятно, к такому существованию герой пришел после страшного потрясения. Исследователи отмечают, что «… за плечами Зилова <…> несомненное разочарование, душевный слом, вследствие которого он готов перестать верить в добро, порядочность, призвание, труд, любовь, совесть». Он превращается в циника, пережив внутреннюю катастрофу. Страданию противопоставляет равнодушие и отрицание. «Цинизм от страдания?... Думали ли вы когда-нибудь об этом?» . Однако именно цинизм позволяет Зилову сознавать, разуметь, определять. Все-таки он не живет в мире иллюзий. Как отмечал современник Александра Вампилова писатель Сергей Довлатов, «цинизм предполагает наличие общих идеалов» . Безусловно, идеалы у Зилова были. Но они не выдержали грубого прикосновения реальности, когда «бурная жизнь превратилась в скупую прозу». Сам образ вожделенной утиной охоты лишен романтической, идиллической окрашенности. Для Зилова утиная охота – небытие, тишина на охоте – «беззвучие вечного забвения, немота почти потустороннего мира»: «Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет. Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет». Чтобы вырваться из мрачного круга необходимо действие. Не декорации, не приготовления к действию, но – действие. В духовном отчаянии Зилов пытается покончить жизнь самоубийством. Но этот его поступок – игра с самим собой, мрачная ирония, издевка: «Уселся на стул, ружье поставил на пол, навалился грудью на стволы. Примерился к курку одной рукой, примерился другой. Поставил стул, уселся, ружье устроил так, что стволами оно уперлось в грудь, прикладом в стол. Отставил ружье, стянул с правой ноги сапог, снял носок, снова устроил ружье между грудью и столом. Большим пальцем ноги нащупал курок…». На наш взгляд, проблематику пьесы «Утиная охота» можно определить словами одного из современников Александра Вампилова – писателя Валентина Распутина: «Главный вопрос, который постоянно задет Вампилов: останешься ли ты человеком, человек? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе …» . «Утиная охота» - трагическая кульминация основной темы театра Александра Вампилова: «поборет ли живая душа рутину жизни?» . И, может быть, для Зилова не все еще потеряно. Может быть, у героя откроется второе дыхание и он увидит, что «дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем». Может быть, слова Зилова «Я готов. Да, сейчас выхожу» - настоящее действие, начало новой жизни. Вне всякого сомнения, Александр Вампилов обладал редким даром – даром драматического писателя. Его творчество – живое; чувство меры, талант, немалая доля гениальности – отличительные признаки драматургии Вампилова. В пьесе «Утиная охота» нет места неправде. Именно поэтому читается она свободно и в то же время обращает мысль в глубины человеческого бытия. Автору удалось превратить диалогическую речь действующих лиц в «сверкающий, напористый поток» . Правдивость и дар человеческой чуткости – вот что обеспечивает творчеству Александра Вампилова ни с чем не сравнимую притягательность.

В драме Прошлым летом в Чулимске (1972) Вампилов создал свой лучший женский образ – юной работницы провинциальной чайной Валентины. Эта женщина стремилась сохранить в себе «душу живу» с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди.

Почти все герои Вампилова молоды и беспечны. Они легко идут по жизни, совершая свои прекрасные глупости. Но наступает день, когда становится ясно, что беспечность, - это всего лишь игра, щит, прикрывающий ранимую сердцевину души. Наступает день, когда они должны проявить свое истинное "я", сделать выбор, от которого будет во многом зависеть их дальнейшая судьба. Говорят, что все мы живем для какого-то самого главного момента жизни, когда и придется высыпать из мешка своей жизни все, что мы в него положили, чтобы выбрать что-то самое главное, - то, что поможет нам в трудной ситуации не сломаться, но стать сильнее. Впрочем, для автора героем является не тот, кто не спотыкается, а тот, кто находит силы подняться и идти дальше.

Вообще особенность пьес Вампилова в том, что он не выносит своим героям последнего приговора. Автор предпочитает ставить многоточие. Такой финал мы видим и в последней пьесе автора "Прошлым летом в Чулимске". Эту пьесу по праву называют самой "чеховской" пьесой автора, из которой нельзя убрать даже запятой. Образ-символ этой пьесы - забор палисадника - является для героев пьесы индикатором на человечность. Большинство из них непрерывно разрушают калитку, искренне не понимая, зачем Валентина упорно продолжает ее чинить ("Ходит народ поперек и будет ходить").

Александр Валентинович Вампилов (19 августа 1937, г. Иркутской области, РСФСР, СССР – 17 августа 1972, близ пос. Иркутской области, РСФСР, СССР) - драматург и прозаик.

Энциклопедическая справка

Родился в учительской семье. Отец, сельский учитель, в 1937 был безвинно репрессирован и погиб, мать продолжала работать, воспитывая троих детей. Родители будущего писателя проживали в райцентре Кутулик . Хотя часто местом рождения А.В. называется райцентр Кутулик, на самом деле он родился в роддоме соседнего города Черемхово .

С детства увлекался музыкой, играл в драмкружке, занимался спортом. После окончания школы (1955) поступил на историко-филологический факультет . Первые рассказы, составившие потом книгу «Стечение обстоятельств» (1961), публиковались на страницах газеты « » и «Иркутский университет». В 1960 защитил диплом, через год вышла его первая книга, в 1964 – первая одноактная пьеса «Дом окнами в поле».

Уже первая «полнометражная» пьеса Вампилова «Прощание в июне» обратила на себя внимание. Она была еще в рукописи, когда послужила поводом для приема Вампилова в члены Союза писателей СССР, а через год, опубликованная в журнале «Театр» (1966. № 8), начала свое шествие по театральным коллективам страны, была поставлена во многих европейских театрах. Его пьеса « », завершенная в 1965, при жизни Вампилова обошла весь мир. Единственный город, куда вход ей был запрещен, – столица нашей родины Москва. Трижды театр имени Ермоловой в разные годы сдавал «Старшего сына» официальной комиссии, и трижды спектакль не принимался (лишь через полгода после гибели Вампилова та же комиссия разрешила «Старшего сына» к постановке).

Это с самого начала сделалось творческой особенностью А. Вампилова как драматурга - взять человека, кажущегося, на первый взгляд, либо нелепым, неудачливым, либо легкомысленным, беззаботным, либо почти опустившимся, махнувшим на себя рукой, и показать, какими ресурсами человечности на самом деле он обладает ”, - отмечает литературовед А. Овчаренко.

Рассказав о том, как двое молодых людей, опоздав на последнюю электричку, ищут ночлег, Вампилов вводит своих героев в дом несостоявшегося музыканта Сарафанова.

“...По свойствам его души Сарафанов не может лишь волочить существование сквозь будни, - писал литературный критик В. Лакшин. - Ему непременно нужно жить какой-то мечтой, хотя бы домашним мифом, будто он работает в филармонии или вот-вот напишет ораторию, которая его прославит. Благодаря Бусыгину Сарафанов начинает смотреть правде в глаза, осознает, что и не осуществив заветной мечты, живет небесполезно, что игра на кларнете тоже нужна людям”. И пусть наивен и чуть смешон Сарафанов, но он вызывает симпатию тем, что “не хочет зачерстветь, покрыться плесенью, раствориться в суете ”.

Самые ранние записи Вампилова, относящиеся к пьесе «Старший сын», датируются 1964 годом: название - «Мир в доме Сарафанова», будущие персонажи: Сарафанов Алексей Николаевич - полковник в отставке, Эмма - его дочь, Вася - его сын, девятиклассник, Забродин - студент на каникулах, Кемеровская - машинистка, Чистяков - инженер.

Ещё раньше в записных книжках Вампилова упомянуты имена и характеристики будущих персонажей, отличные от конечного варианта: Николай Забродин - студент на каникулах, физик (22), босяк и фаталист (озлоблен). Алексей Николаевич Сарафанов - настройщик (50), добряк, жизнелюб, все понял и все простил, мягкий человек. Любит работу. Оленька Сарафанова - девушка, пробивающаяся на сцену. Трезва, холодна, но мила и т. д. Грета Комаровская - женщина, которая ждет случая. Секретарь-машинистка. Васенька Сарафанов - инфант, начинающий забулдыга, за спиной два первых курса. Юрий Чистяков - инженер, человек с московской пропиской, жених Оленьки.

Первый вариант пьесы был создан в 1965 и опубликован отрывками под названием «Женихи» 20 мая 1965 года в газете «Советская молодёжь». В 1967 пьеса носит название «Предместье» и в 1968 печатается в альманахе «Ангара».

В 1970 Вампилов дорабатывает пьесу для издательства «Искусство», где «Старший сын» вышел отдельным изданием.

Драматург Алексей Симуков сохранил письмо Вампилова, в котором тот разъясняет действия Бусыгина:

«…В самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Сарафанова, он все время тяготится этим обманом, и не только потому, что - Нина, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда положение мнимого сына сменяется положением любимого брата - центральной ситуацией пьесы, обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным».

Утиная охота (1967)

“Утиная охота” (1967) - самая горькая, самая безотрадная пьеса Вампилова, самая выстраданная в его творчестве.

В глазах главного героя пьесы Зилова - скука и безразличие ко всему: к работе, жене, друзьям, к жизни. Будто из мальчишества он сразу вступил в старость души, миновав зрелость. Это не только вина, а беда его - оттого, что он потерял смысл, оправдание жизни. Иной бы прожил, не задумываясь ни о чем, как многие другие, но Зилов так не может. И не найдя ради чего жить, он теряет себя, становится пошловатым потребителем. Энергия его души в результате тратится на саморазрушение.

Вампилова кровно занимало, почему люди, вошедшие в жизнь молодыми, здоровыми, нравственно сильными, далеко не достигшие вершины своей судьбы, ломаются и погибают. Как победить процесс нравственной деградации, как удержаться в убеждениях честным и сильным? Ответ Вампилова обращает нас к себе самим, к тем неисчерпаемым резервам человеческой души, какие есть в каждом человеке - лишь бы он не перестал верить, что может и должен жить достойно ”, - отмечает В. Лакшин.

Прошлым летом в Чулимске (1972)

В 1972 А.В. Вампилов заканчивает работу над пьесой “Прошлым летом в Чулимске”.

Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта , - писал В.Распутин. - Вышла на сцену Валентина (“Прошлым летом в Чулимске”), и невольно отступило перед ней все низкое и грязное... Слабые, незащищенные и не умеющие защититься перед прозой жизни люди, но посмотрите, какая стойкая, какая полная внутренняя убежденность у них в главных и святых законах человеческого существования... ”.

Пьеса написана в начале 1971 года. Первый вариант создавался специально для Московского академического театра им. Вл. Маяковского , однако на сцене поставлен не был. Один из вариантов пьесы заканчивался самоубийством Валентины.

Первоначально Вампилов назвал пьесу «Валентина», однако название пришлось изменить, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса М. Рощина «Валентин и Валентина », написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное - июнь, июль, август…» В свой первый однотомник А.В. Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» - и после смерти автора оно стало окончательным.

Мнение эксперта

Литературовед А. Овчаренко:

"Это с самого начала сделалось творческой особенностью А. Вампилова как драматурга - взять человека, кажущегося, на первый взгляд, либо нелепым, неудачливым, либо легкомысленным, беззаботным, либо почти опустившимся, махнувшим на себя рукой, и показать, какими ресурсами человечности на самом деле он обладает”.