Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем в таблице. "взаимодействие музыкального руководителя с педагогами доу" консультация на тему. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов

Разделы: Логопедия

Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

  1. коррекционно-развивающее;
  2. информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

  1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
  2. Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
  3. Принцип всестороннего воздействия
  4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
  5. Принцип наглядности.
  6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные
Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.
Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.

  • План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
  • Журнал взаимодействия.
  • Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
  • Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  • Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
  • Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
  • Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи Логопед Музыкальный руководитель
Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо
Развитие мимики Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией
Развитие выразительности в пении и танце
Развитие речевого дыхания Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.
Развитие голоса Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.
Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.
Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата(индивидуально)
Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием
Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма
Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.
Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.
Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.
Развитие диалогической речи Формирование навыков составления диалога Драматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.
Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.
Разучивание текстов песен
Развитие коммуникативных навыков Психологические этюды и коммуникативные игры Участие детей в музыкальных представлениях.

Разделы: Работа с дошкольниками

Проблема, касающаяся особенностей взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя не нова. Вопросы профессионального сотрудничества педагогов рассматривались в трудах Ветлугиной Н.А., Зиминой А.Н., Радыновой О.П., Гогоберидзе А.Г. и др.

В настоящее время, когда одним из требований ФГТ является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ.

Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя. Однако на практике такое взаимодействие осуществляется не всегда.

Причины проблем в осуществления взаимного сотрудничества:

Музыкальный руководитель Воспитатель
1. Не знает (или плохо знает) особенности общекультурной компетентности воспитателей конкретного детского сада, их музыкальные потребности и интересы, а так же плохо представляет свою роль в педагогическом процессе. 1. Не знает (или плохо знает) функциональные обязанности музыкального руководителя, его роль в педагогическом процессе ДОУ.
2. Отсутствует профессиональная помощь и поддержка друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки (зачастую все сводится к подготовке утренников и развлечений).
3. Самоустранение от педагогического процесса в ДОУ (не участвует в методической работе, составлении годового плана, и т.д.) 3. Не знает свои обязанности в процессе проведения музыкального занятия.
4. Не достаточно владеет знаниями основ педагогики и психологии дошкольников. 4. Не владеет специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара. Имеет слабые знания основ методики музыкального воспитания.
5. Отсутствует система работы с семьей.

Для решения возникающих противоречий музыкальному руководителю необходимо:

  • осуществлять личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей;
  • знать свои профессиональные функции (см. Приложение 1 ) и познакомить с ними воспитателей;
  • проанализировать свою работу с воспитателями;
  • провести диагностику (на основе наблюдений, бесед, анкетирования) уровня базовой компетентности воспитателя по вопросам музыкального воспитания дошкольников (см. приложение);
  • планировать и по мере необходимости корректировать свою работу с педагогами по повышению профессиональной компетентности на основе имеющихся данных;
  • совместно с воспитателем проектировать целостный, но при этом вариативный педагогический процесс в ДОУ, в котором каждый ребенок мог бы максимально проявляться, развиваться и образовываться;
  • проводить работу с воспитателем в системе, с учетом особенностей ДОУ и конкретного педагога;
  • активно участвовать в методической работе ДОУ.

Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов . Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в традиционном смысле – от музыкального руководителя к воспитателю.

Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ
(по Гогоберидзе А.Г.)

Воспитатель Музыкальный руководитель
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальной деятельностью дошкольника. 1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности.
2. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей в целостном образовательном процессе. 2. То же
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе и 3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии.
4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника. 4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное развитие дошкольника.
5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию ребенка-дошкольника. 5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному музыкальному развитию ребенка-дошкольника.
6. Ознакомление с репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога. 6. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста.
7. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя. 7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов.
8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания. 8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности.
9. Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду, семье воспитанника, в деском саду и учреждениях культуры. 9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДО.
10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка. 10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка.
11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей. 11. То же

Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:

  • разработка единых диагностических карт музыкальности ребенок; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности;
  • совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
  • взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
  • взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
  • музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
  • совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
  • совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
  • совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
  • организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
  • составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;
  • взаимодействие с методической службой ДОУ.

В связи с тем, что в настоящее время в дошкольных учреждениях работает много педагогов, не имеющих специального дошкольного образования, музыкальному руководителю необходимо вести активную просветительскую работу. Он должен в короткие сроки дать педагогам конкретные знания по вопросам методики музыкального воспитания, сформировать у них базовый уровень исполнительских умений, познакомить с репертуаром (той группы, на которой работает педагог). Эффективной формой работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей являются семинары-практикумы (см. приложение). Их необходимо планировать вместе с методистом ДОУ и отражать в годовых задачах.

Еще одной эффективной формой работы музыкального руководителя с воспитателями являются смотры-конкурсы. Они активизируют творческий потенциал педагогов, детей, родителей. Один из вариантов – это смотр-конкурс музыкальных уголков (см. приложение). Музыкальные центры организуются в каждой возрастной группе. Эта работа ведется воспитателями при активной помощи музыкального руководителя.

Педагог-музыкант должен:

  • рассказать воспитателям о требованиях к организации музыкальных зон, их наполнении (в соответствии с возрастными особенностями);
  • предоставить перечень литературы по изготовлению вариантов инструментов для шумового оркестра и различных атрибутов;
  • отметить необходимость привлечения родителей и детей (особенно старшего дошкольного возраста) к участию в оформлении музыкальной зоны;
  • познакомить с положением смотра-конкурса.

Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то, что современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные в ФГТ не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду.

Оксана Птух
Консультация «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания»

Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально -эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель , а воспитателю отводится роль его помощника.

В чем же заключается эта помощь?

На музыкальном занятии воспитатель не только следит за дисциплиной. Он активный участник пения, игр, танцев. Воспитатель должен знать текст песен, движения танцев, одним словом, весь музыкальный репертуар , используемый на занятии. Для этого и заводится тетрадь по музыкальному воспитанию или папку для повторения и закрепления с детьми в группе выученного на муз. занятиях материала.

К сожалению, музыкальные занятия не могут полностью удовлетворить потребность детей в музыке , музыкальном развитии . Поэтому воспитатели должны находить время в течении дня для повторения песен, игр, танцевальных движений. Но и это не главное. Необходимо педагогическое взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя . Вот несколько принципов этого взаимодействия .

1. Принцип диалогизации заключается в том, что являются равноправными сотрудничающими субъектами в вопросах музыкального развития детей , т. е. музыкальный руководитель проводит муз . занятия, развлечения, инд. занятия, кружковую работу. Воспитатели же , находясь в постоянном контакте с детьми, должны, как можно чаще, использовать музыку в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству и т. д.

2. Принцип индивидуализации, заключается в том, что и музыкальный руководитель и воспитатель должны иметь прочные навыки музыкальной деятельности . Музыкальный руководитель - это специалист , который имеет музыкальное образование , предполагающее наличие профессиональных и творческих умений. Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песенки, музыкально -ритмические движения, играть на детских музыкальных инструментах .

3. Принцип проблематизации заключается в том, что муз. руководитель и воспитатель должны осознать необходимость тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития ребенка. Например, развитие певческих навыков - это задача не только муз . воспитания , но и физического

Из всего выше перечисленного следует, что встреча детей с музыкой не должна ограничиваться музыкальными занятиями . В каждой группе просто необходим музыкальный уголок – это музыкальные инструменты , книги, альбомы, музыкально-дидактические игры . Насыщенность музыкального уголка необходимое условие не только в работе воспитателя , но и возможность каждому ребенку самостоятельно выбрать вид деятельности, отвечающий его интересам. Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке :

1. Активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях . Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения) . В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с муз. руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто и выразительно, может спеть новую песню с фортепианным или аудио - сопровождением.

При обучении детей музыкально -ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. Иногда, если материал не очень сложен, дети выполняют задания самостоятельно без показа взрослого. В средней, старшей и особенно подготовительной группах роль воспитателя иная : он действует по мере необходимости, показывая какое - либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.

2. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей , включает музыку в игры , прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал .

3. Участвует в отборе муз. материала, используя его на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

В первые дни в каждом новом году воспитатель присматривается к детям : кто чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами, есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Воспитателя должно беспокоить , почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать.

Другие же дети, наоборот очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны лишь посматривают на музицирующих детей. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать каждого музыкальной деятельностью . Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью - это его соучастие в ней. Взрослый как бы советуется с детьми : «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты , чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть» , - говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню я люблю? - говорит воспитатель и проигрывает диск .

Хорошо бы нам сделать библиотечку дисков. Можно вырезать кружочки-диски (или взять старые, ненужные диски) и на них нарисовать, о чем играет музыка . Таких примеров немало. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т. д.

Планируя приемы руководства музицированием , воспитатель намечает следующие моменты : что надо внести нового, в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т. д.) ; в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

Чем активнее воспитатель проводит работу , тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях , в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т. е. «топтание на месте» .

Публикации по теме:

Организация работы по использованию интерактивной экспозиции музея в решении задач патриотического воспитания дошкольников Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Обеспечение духовно-нравственного.

Современные здоровьесберегающие технологии в совместной работе воспитателя и музыкального руководителя Слайд №2) Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки,.

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике 1. Знать порядок номеров наизусть. 2. Следить за дисциплиной поправлять детей корректно. 3. Знать стихи и детей их читающих, вовремя подсказывать.

Консультация для родителей «Особенности условий музыкального воспитания детей в семье» Особенности условий музыкального воспитания детей в семье. Многие музыкальные руководители хотят видеть в родителях своих союзников, помощников.

Отчет музыкального руководителя об особенностях развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала Отчёт музыкального руководителя МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская Т. Л. Турчаниновой об особенностях развивающей предметно-пространственной.

Памятка для воспитателей «Вопросы успешного сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя ДОУ» ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Вопросы успешного сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя ДОУ в условиях внедрения ФГОС» Подготовила.

Портфолио музыкального руководителя Пояснительная записка Профессиональную деятельность в МБДОУ №66 «Барвинок» в должности музыкальный руководитель осуществляю с 2015 года,.

Совместная работа воспитателя и музыкального руководителя по реализации образовательной области «Худ.-эстетическое развитие» В настоящее время, когда одним из требований ФГОС ДО является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего.

Ключевая установка стандарта дошкольного образования — это поддержка разнообразия детства. При работе по стандартам должна учитываться уникальность дошкольного периода: гибкость развития ребёнка, разные варианты и скорость его развития, доверчивость и непроизвольность восприятия.

Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении ребёнок получает через детские игры различной направленности, сотрудничество, диалог с детьми и взрослыми. Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Если смотреть требования к результатам освоения дошкольной программы, то многие целевые ориентиры напрямую связаны с задачами музыкального образования: воображение, фантазия, умение контролировать свои движения, выражать эмоции и желания, творческие способности, экспериментирование со звуками. Основной подход к реализации стандартов – системно – деятельностный. Должна работать система, где интеграция различных видов деятельности определяется чёткой целью и работает на одновременное выполнение нескольких педагогических задач, при этом находясь в рамках игровой деятельности. Музыкальное воспитание в детском саду всегда было построено на интеграции, так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия. Через занятия музыкальной деятельностью можно влиять на решение многих проблем в развитии речи, формировании внимания, развития памяти, воображения, фантазии. Музыка работает на укрепление и сохранение физического и психического здоровья, влияет на эмоциональную сферу человека. Поэтому очень важно найти способы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя. Существуют традиционные способы взаимодействия – это непосредственно на музыкальном занятии и на утренниках и развлечениях. Если говорить о музыкальном занятии, то у воспитателя должна быть основная цель – оказывать помощь детям в преодолении трудностей, возникающих при занятии различными видами музыкальной деятельности, наблюдение и контроль за индивидуальными особенностями своих воспитанников! Для чего? Для того, чтобы при необходимости доработать с ребёнком то, что у него не получилось. Это ёщё один принцип работы по стандарту – мы обязаны создать для всех детей ситуацию УСПЕШНОСТИ! Это дополнительная индивидуальная работа музыканта, воспитателя и родителя вне музыкального занятия.

Какие же способы работы можно предложить воспитателям в течение дня?

Первое – в группе должны быть музыкальный и театральный уголки. К ним существуют определённые требования: музыкальный уголок должен быть доступен ребёнку, оснащён музыкальным центром для воспроизведения аудиоматериала, набором музыкальных инструментов, соответствующих возрасту, причём он должен наполняться нетрадиционными инструментами (бутылочками, «шуршалками», «гремелками», желательно изготовленными самими детьми совместно с родителями), небольшая ширма. Хорошо, если уголок для занятий театральной деятельностью находится рядом с музыкальным. Это создаёт условия для интеграции двух видов искусств, что вполне естественно. Театральная деятельность сочетает в себе развитие речи, творчество, музыку, танцы, умение выразить голосом эмоции, передать образ, ребёнок играет роль, он раскрепощается, потому что именно играет. Рассказывание, пересказывание, драматизацию можно сделать намного полезнее и интереснее для ребёнка, если соединить рассказывание сказки с музыкой. Озвучьте это традиционными и нетрадиционными музыкальными инструментами, звучащими предметами быта и сразу будет выполнено огромное количество педагогических задач, в том числе и эксперементирование со звуками. Игра детей в музыкально – театральной зоне должна быть внимательно отслежена воспитателем. Нужно побуждать детей к осмысленным действиям в данной зоне. Можно помочь детям организоваться для сюжетно – ролевых игр: «Оркестр», «Концерт», «Репетиция», и т.д. Дети проявляют творчество, одни играют роль артистов, режиссёров, музыкантов, другие – роль зрителей. Поручите ребёнку, который лучше знает песенку или играет на инструментах, провести репетицию перед концертом, и дети с удовольствием в этом поучаствуют, при этом, они используют полученные умения и навыки, а заодно и помогут другим детям повторить или лучше освоить песни, танцы и игру на инструментах.

Музыкально – дидактические игры являются важным фактором для развития не только музыкальных способностей, но и для общего развития ребёнка. Поэтому использование их в течение дня очень полезно и необходимо! Они вполне доступны для воспитателя и не требуют специальной музыкальной подготовки. Можно повторять музыкально – дидактические игры, используемые на музыкальных занятиях, а можно включать другие. Такие игры конечно несут в себе музыкальную задачу, но развивают попутно очень много других способностей. Рекомендую некоторые из них:

Тихие игры: так как перед нами стоит задача сохранить здоровье ребёнка, мы должны обратить внимание в частности и на его слух. Находясь в шуме большую часть дня, взрослый теряет слух, а для ребёнка, у которого идёт формирование слухового аппарата, шум в большом количестве вреден во много раз. Рекомендую устраивать так называемые «Минуты тишины», но наполненные смыслом. Слух при этом отдыхает, перестраивается на внимательное восприятие внешних звуков — не раздражителей, ритма, включается фантазия, развивается тембровый, ритмический и динамический слух. Также эти игры полезны уже тем, что это – игры, участвовать в них могут все дети без исключения, то есть мы создаём те самые условия для одновременного развития всех детей, не зажимая их индивидуальность какими- то жёсткими рамками.

1.«Глухой телефон» — активизируется внимание, включается фантазия, пополняется словарный запас.

2.«Разная тишина» — Зажать руками уши и сказать, что слышал – развивается внутренний слух, фантазия, ассоциативное мышление, умение рассказать о своих ощущениях.

3. «Кто меня позвал?» — развивается тембровый слух, внимание.

4. «Кто как поёт?» Формируется навык звукоподражания, развивается выразительность интонации, образное восприятие.

5. «Ушки назад» — внимание, воображение.

6. «Какой инструмент звучал?» — тембровый слух, внимание и память (ребёнок узнаёт то, что когда то запомнил).

7. «Ритмическое эхо» — ритмический слух, внимание.

Развитие ритмичности – одно из важнейший задач развития не только музыкальности, но и задача, работающая на сохранение психического здоровья. Есть работы учёных, где доказывается, что отсутствие чувства ритма у человека ведёт к некоторым психическим расстройствам. Обратите внимание на то, что дети гиперактивные и наоборот – заторможенные — не могут чаще всего правильно отразить ритм, у них происходит дисбаланс с внутренним ритмом его серцебиения, ведь всё в мире выстроено в определённом ритме (пульс, работа механизмов, звуки природы.)

Очень полезная игра – эксперимент «Сердце – моторчик». После активного бега, после громкого крика предложите детям послушать свой пульс. Затем после спокойной деятельности — сравнить пульс с ранее прослушанным. Задайте вопросы: «Что заметили?», Когда был какой пульс?» «Как вы думаете, почему так было?». Дети самостоятельно находят ответы. Это своеобразный эксперимент, у них формируются понятия о физиологии человека на своём примере, учатся рассказывать о своих ощущениях и анализировать своё внутреннее состояние, а заодно закрепите музыкальные понятия «Ритм» и «Темп».

Если говорить о сохранении здоровья , то очень полезны дыхательные упражнения , они всегда должны использоваться перед пением на музыкальном занятии и использоваться в других видах деятельности. Дыхательные упражнения: «Снежинка», «Ветер и ветерок», «Шумелки», «Мячик», «Немой телевизор». Очень полезны «психогимнастика» , в которой формируется умение выражать и передавать эмоции, и «логоритмика» , с помощью которой развивается речь и дикция.

Музыкально – ритмические движения и танцы – один из наиболее любимых детьми видов музыкальной деятельности. Если при пении ребёнок лишается возможности двигаться, то в танцевально – ритмической деятельности он удовлетворяет свою естественную потребность — активно двигаться. Чтобы избежать нудного разучивания танцев, следует применять игровые приёмы. Такими являются игропластика и танцевальная ритмика. Я уже несколько лет использую элементы парциальной программы Анны Иосифовны Бурениной и программы Сергея и Екатерины Железновых. По четвергам вместо утренней гимнастики проводим «Ритмическую гимнастику». Дети под специальное музыкальное сопровождение по показу, чаще всего в кругу, выполняют танцевально – ритмические композиции. Включается так называемый эффект «3 Д». Дети слушают, видят движение в исполнении других и выполняют сами. Причём, до минимума сводятся замечания и исправления. Дети свободно, по мере своих возможностей выполняют движения, соизмеряя их с другими. Композиции доступны и интересны, они вполне могут быть использованы воспитателем для других занятий в качестве физминуток. Рекомендую использовать танцевальные движения в комплексах утренней гимнастики и на физкультурной деятельности. Например, танцевальные виды шагов и прыжков. Задачи физического воспитания при этом не нарушаются, а интегрируются с задачами музыкальными. В группе можно использовать такой приём, как « Танец сидя». Это метод уподобления, помогающий через «язык собственного тела» понять характер музыки, а также закрепить умение передавать чётко ритм. Музыка звучит, а дети выполняют хлопки, щелчки, покачивания, шлепки, притопы, «шагают» пальцами и т.д. Происходит процесс активного восприятия!

Что такое певческие навыки? Это – правильное дыхание, дикция, интонационная выразительность, ритмичность, эмоциональность, правильная осанка, артистичность, звуковысотный слух, динамический слух, память. Методы для закрепления певческих навыков в группе: «Прохлопай ритм знакомой песенки», «Угадай мелодию», «Музыкальная лесенка».

Музыка в режимных моментах: это утренняя гимнастика под музыку, музыка на засыпание и пробуждение, релаксация под звуки природы, музыкальные хороводные игры на прогулке. Причём это не означает, что на улице требуется музыкальное сопровождение. Обычно хороводные игры с пением очень просты в исполнении и поются «а капелло», то есть без сопровождения.

В музыкальной деятельности ребёнок становиться более коммуникабельным (а это опять же важный фактор в реализации стандарта). Пение хором – коммуникация, танец парами – коммуникация, хоровод – коммуникация. Кстати, когда ребёнок впервые взялся за руки в хороводе – это один из первых опытов коммуникативной деятельности! О хороводе хочу сказать особо. Я ввожу хороводы чуть ли не с первых шагов ребёнка в детском саду. Чем дети становятся старше, тем больше использую хороводный принцип не только для решения музыкальных задач, но и для развития ассоциативного мышления, творческих навыков, накопления надпредметных знаний и обогащение речи детей. Например, когда строите хоровод, спросите у детей, на что он похож? Столько разных вариантов скажут! Поём народную песенку в хороводе – попросите детей придумать простые изобразительные движения под текст – получается очень интересная интерпретация, развивается творчество. А хороводные игры с пением и ролями – просто кладезь для развития индивидуальности.

Работа с родителями: Один из сложнейших аспектов в работе педагога. Современные родители чаще всего сами педагогически неграмотные. В стандартах прописано, что родитель является участником образовательного процесса. К сожалению, родителями это стало пониматься как увеличение их прав и только. Нужно терпеливо довести до сознания родителей, что это участие, прежде всего – их обязанность, они заинтересованы в том, чтобы их ребёнок стал успешным, и их правильное поведение – залог этого успеха. Не посещает ребёнок детский сад регулярно – это бывает по разным причинам, порой и по вине родителей. Хотите, чтобы это не повлияло на участие ребёнка в утренниках, помогите своему ребёнку: выучите с ним дома танец, песенку, и ребёнок безболезненно войдёт в общий процесс. Родитель должен понимать, что его ребёнок индивидуален, у него могут быть свои особенности в развитии, не надо требовать от него одинаковой успешности во всём. Объясните родителям, что садик – это модель взрослого общества, в котором существуют свои правила, что умение подчиняться разным правилам и социальным нормам тоже прописано в целевых ориентирах федерального стандарта, и это – законно. Проводя работу с родителями по разным направлениям, включите и музыкально – творческое. Можно провести анкетирование для выяснения условий в семье для развития музыкальности: есть ли музыкальное образование у родителей, есть ли музыкальные инструменты, специальная детская фонотека, часто ли посещают культурные мероприятия, какие творческие хобби есть у членов семьи. Выяснив эти условия, можно давать индивидуальные консультации по музыкальному развитию в семье. Можно использовать способ «домашних заданий»: « выучить частушку», «Что мы слышали по дороге в садик?», изготовить нестандартные музыкальные инструменты, разучить дома песни и танцы, поздравить родных с праздником и т.д.

«Все мы родом из детства» и, если все участники образовательно – воспитательного процесса будут работать с любовью, доверием и уважением друг к другу, стараясь использовать каждую минуту для развития ребёнка, то этот уникальный период — дошкольное детство – станет крепкой базой и основой дальнейшей успешности не только отдельно взятого ребёнка, но и общества в целом.

Нелипа Наталья Николаевна

музыкальный руководитель

МДОУ «Таврический д/с № 2»

(1 слайд)

Взаимодействие музыкального руководителя

с воспитателями и специалистами ДОУ

О взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя говорили такие авторы, как О. П. Радынова, Н. А. Ветлугина, Э. П. Костина, Л. С. Замыцкая, Н. Б. Крашенинникова.

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку. Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.

(2 слайд) Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям усвоить программный репертуар. Если требуется, воспитатель показывает детям упражнения, движения, пляски, помогает отрабатывать качество их исполнения. Более пассивная роль отводится им при слушании музыки, обучении пению, т.е. в таких видах деятельности, где требуется специальное музыкальное образование.

(3 слайд) Музыкальные занятия могут начинаться в группе, где происходит что-то интересное для детей. Тем самым у детей создается мотивация, интерес к музыкальной деятельности. Всё это педагоги продумывают и проводят совместно.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий: (4 слайд)

    приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;

    продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;

    во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.

(5 слайд) Звуковая среда, в которой находятся наши дети – важное средство эстетического воспитания. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости.

Применение музыки в повседневной жизни детей в условиях нашего детского сада осуществляют педагоги, которые учитывают общие цели и задачи воспитания, возможности и интересы детей. С помощью музыкального руководителя воспитатель каждой возрастной группы подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка. Музыка в различных видах деятельности воспитанников находит широкое применение благодаря активной организаторской деятельности музыкального руководителя.

Музыкальное воспитание детей осуществляется во время образовательной деятельности, самостоятельных игр, прогулок, утренней гимнастики, в часы досуга, на праздниках и развлечениях. (6 слайд)

Использование музыки на других занятиях обогащает детское творчество, вызывает радостное, приподнятое настроение, делает жизнь детей в коллективе интереснее, содержательнее, объединяет всех детей положительными эмоциональными переживаниями, способствует развитию общения между детьми. Поэтому музыкальный руководитель организовывает, координирует и руководит работой всех специалистов по вопросу музыкального воспитания в детском саду.

(7 слайд) Формы взаимодействия музыкального руководителя, воспитателя и специалистов предполагают:

    совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;

    взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;

    взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;

    организацию музыкальных гостиных и вечеров встреч с музыкой;

    совместную подготовку семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка средствами музыки;

    совместную организацию родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;

    совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;

    организацию смотров-конкурсов, проектов;

    составление музыкально-профессиональной фонотеки;

    совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятий и в повседневной жизнедеятельности.

Использование данных форм помогает четко определить роль каждого специалиста в образовательном процессе.

Правильное нахождение места музыки в разных видах деятельности создает необходимое настроение, атмосферу, воспитывает нравственно-эстетическое отношение к окружающему, развивает мысль, творческую инициативу, вносит значительный вклад в формирование личности ребенка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей вторым планом без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи: (8 слайд)

    Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;

    Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

    Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

    Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

    Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультминуток.

Воспитатель, включая музыку в непосредственно образовательную деятельность различных областей может ориентироваться на возможность активного и пассивного восприятия ее детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане. Степень активности восприятия музыки на конкретной деятельности определяется воспитателем.

Так, на занятиях по формированию элементарных математических представлений с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. (9 слайд)

Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. (10 слайд)

При ознакомлении с окружающим миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению и углублению представлений об исследуемом объекте. (11 слайд)

В совместной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также имеет широкое применение. Знакомство с русскими народными сказками воспитатель сопровождает исполнением коротких песенок героев сказок, характеризующих персонажи, использует разные музыкальные инструменты, и сказка живее воспринимается детьми. В рисунках детей музыка помогает передать характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. В процессе продуктивной деятельности по представлению можно применять активное восприятие музыкального произведения. Дети на музыкальном занятии знакомятся с произведением, характеризующим какой-либо персонаж, обговаривают сложившийся образ, затем на занятии по продуктивной деятельности совместно с воспитателем еще раз прослушивают произведение и сложившийся образ воспроизводят в поделке (12 слайд) , а во время рисования по образцу можно предложить музыкальные произведения для пассивного восприятия музыки фоном (13 слайд) . Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в детских работах, на их оригинальность и цветовое решение. (14 слайд)

Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и др.) создает эмоционально-комфортный климат в группе. Воспитатели групп младшего возраста используют аудиозаписи колыбельных напевов перед сном малышей, особенно в период адаптации. Песенки звучат при проведении и воспитании культурно-гигиенических навыков. (15, 16, 17, 18, 19, 20 слайд)

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок, стимулирует активность, самостоятельность, вызывает различные эмоциональные переживания, создаёт хорошее настроение, оживляет накопленные впечатления. На прогулке воспитатель помогает детям организовать подвижные игры с пением: «У медведя во бору», «Теремок», «Мы на луг ходили» и пр. (21, 22 слайд)

(23 слайд) Примерное расписание звучания фоновой музыки (время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей):

Время звучания

Преобладающий эмоциональный тон

7.30 – 8.00

Радостно-спокойный

8.40 – 9.00

Уверенный, активный

12.20 – 12.40

Умиротворенный, нежный

15.00 – 15.15

Оптимистично-просветленный, спокойный

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры.

(24 слайд) Примерный репертуар фоновой музыки (для детей старшего дошкольного возраста):

К.Дебюсси – «Облака»

А.П.Бородин – «Ноктюрн» из струнного квартета

К.В.Глюк – «Мелодия»

Л.Бетховен «Лунная соната»

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)

Э.Григ – «Утро»

И.С.Бах – «Шутка»

П.И.Чайковский – «Времена года» («Подснежник»)

Активизирующая (возбуждающая)

В.А.Моцарт – «Маленькая ночная серенада» (финал)

М.И.Глинка – «Камаринская»

В.А.Моцарт – «Турецкое рондо»

П.И.Чайковский – «Вальс цветов» (балет «Щелкунчик»)

Успокаивающая (умиротворяющая)

М.И.Глинка – «Жаворонок»

А.К.Лядов – «Музыкальная табакерка»

К.Сен-Санс «Лебедь»

Ф.Шуберт – «Серенада»

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

И.С.Бах – «Ария»

А.Вивальди «Времена года» («Весна», «Лето»)

С.С.Прокофьев «Марш»

Ф.Шуберт – «Музыкальный момент"

Воспитатель и музыкальный руководитель создают предметно-развивающую среду, которая тщательно продумывается ими. Предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе детского образовательного учреждения.

Понимая воспитательную силу музыки, педагоги заботятся о создании условий для ее постоянного использования в жизни группы. В детском саду, а также в каждой группе должна быть собрана аудиотека с записями классической музыки для детей, звуков и шумов природы, детских песен и сказок с музыкальным сопровождением (25 слайд) . Слушая и исполняя их вместе с детьми, используя на других занятиях, воспитатель прививает навык слушания музыкальных произведений, расширяет музыкальный кругозор детей.

Детям важно иметь свой “музыкальный уголок”. (26 слайд) В распоряжении детей находятся музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, металлофоны, бубны, треугольники, музыкальные кубики; нетрадиционные музыкальные инструменты, различные самоделки: ноты, пианино с нарисованной клавиатурой, балалайка, на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут “сочинять” и свои. (27 слайд)

В свободное время дети устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль, играя в «концерт», «театр», «цирк» дети исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют. Часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдатиков», четко маршируют под звуки барабана. В дни рождения детей звучит музыка, поздравления, самостоятельное пение, дети танцуют. Все это развивает музыкальные способности детей, приучает их заботиться друг о друге, проявлять внимание.

Интересно проходят инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, характеризуя какой-либо персонаж сказки. (28 слайд)

Воспитатель поддерживает интерес к музыкальной деятельности и в группе закрепляет приемы правильного звукоизвлечения на музыкальных инструментах. (29 слайд)

Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры. (30, 31 слайд) Они развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают усваивать в увлекательной форме начальные элементы нотной грамоты. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет полученные детьми знания и знакомит их с новыми музыкально-дидактическими играми (32 слайд)

(33 слайд) В группах создаются условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, в доступном месте находятся атрибуты, маски, костюмы, фланелеграф с персонажами. (33 слайд) Приобщая детей к театральной культуре, воспитатели стараются знакомить их с разными видами театров: настольным, теневым, пальчиковым, би-ба-бо, на ковролине (35, 36, 37, 38 слайд) .

(39 слайд) Театрализованные представления оказывают положительное влияние на общее развитие ребенка, его воображение, творческую инициативу, развитие музыкальности, развитие и совершенствование речи

(40 слайд) Сюжетно-ролевые игры создаются самими детьми при некотором руководстве воспитателя и занимают значительное место в их жизни. Воспитатель должен быть близким детям, желанным участником их игр. Используя содержание и правила игры, свою игровую роль, он тактично направляет ход игры, взаимоотношения играющих, не подавляя их самодеятельности. Музыка способствует более динамичному протеканию игры, организуя действия детей. (41, 42 слайд)

Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает ребенку найти чувство уверенности в себе, проявить активность и инициативу. В совместной деятельности складываются дружеские отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Самостоятельная деятельность воспитывает настойчивость, увлеченность, дает радость открытий.

(43 слайд) Чтобы квалифицированно направлять в группе музыкальную деятельность детей, музыкальный руководитель систематически работает с воспитателями: разучивает музыкальные произведения, совершенствует собственное исполнение ими детского репертуара, консультирует по отдельным вопросам методики, а также оказывает практическую помощь в руководстве музыкальной и самостоятельной деятельностью дошкольников в целях поддержания работы на определенном эстетическом уровне, но в то же время, тактично контролируя их.

(44 слайд) Музыка играет большую роль в организации физкультурно-оздоровительной работы. Сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, музыка активизирует детей, создавая радостное и бодрое настроение, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, придает им мягкость и плавность, выразительность и ритмичность, улучшает пластичность движений. (45 слайд)

Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных упражнений. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – музыкальной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, различать ее динамические оттенки, определяет ритм, темп, а также старается подчинить свои движения всем музыкальным изменениям, движения приобретают большую точность, четкость, плавность. (46 слайд)

(47 слайд) При подготовке спортивных праздников, развлечений, веселых соревнований, необходима полная согласованность между специалистом по физическому воспитанию и музыкальным руководителем и воспитателем. Вдумчивое использование музыки, тщательный отбор музыкальных произведений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности, поднимает жизненный тонус, развивает творческую инициативу. В течение всего праздника музыка “ведет” программу, воодушевляет и успокаивает детей, заставляет их радоваться и переживать – находит отклик в душе ребенка.

(48 слайд) Особое внимание уделяется совместной работе музыкального руководителя с учителями-логопедами. Речь, музыка, движения тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные: диапазон голоса, чистота интонирования, выразительность в пении. Кроме того, слаженность этих компонентов помогает развивать детские эмоции, мимику, коммуникативные навыки, побуждает мысль, фантазию.

Для эффективной работы музыкального руководителя и логопеда нужно подбирать материал так, чтобы в распевках и песнях решались задачи по развитию речевого дыхания, автоматизации и дифференциации тех звуков, над которыми работает логопед на данном этапе. Для воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи совместная деятельность строится особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали. Для отработки дыхания и раскрепощения зажатой нижней челюсти отдается предпочтение распевкам на гласные.

В коррекционной работе с детьми используются подвижные, пальчиковые игры, игровой массаж, дыхательные игры и упражнения, артикуляционная гимнастика, которые логопеды и воспитатели планируют согласно лексическим темам и предлагают в качестве закрепления. Музыкальный руководитель в свою очередь предлагает свой материал. Это способствует обогащению словарного запаса, формированию лексико-грамматического строя речи, постановке правильного дыхания. (49,50,51,52,53 слайд)

Стихотворный и песенный материал, используемый на праздниках и развлечениях, выбирается (и при необходимости адаптируется) логопедом и музыкальным руководителем строго в соответствии с речевыми и психологическими возможностями детей. Эффективность коррекционной работы увеличивается, если у педагогов группы есть регулярная возможность выборочно закреплять материал, который вводится на музыкальных занятиях. Это могут быть слова песен, игры с движениями, хороводы и т.д. (54 слайд) .

Благодаря совместной работе музыкального руководителя со всеми специалистами детского сада, использованию разнообразных форм взаимодействия, музыка не только наполняет жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению.

(55 слайд) Желаем творческих успехов!